Заседание № 147
14.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 249609-5 "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств" (принят в первом чтении 21 октября 2009 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2022 по 2052 из 6964
10-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств". Пожалуйста, Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Указанный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 21 октября 2009 года, очень давно. Напомню, что он направлен на регулирование особенностей обеспечения исполнения финансовых обязательств с залогом прав. Залог прав регулируется общими положениями Гражданского кодекса, вопросы залога подробно отражены в федеральном законе от 21 декабря 2013 года № 367-ФЗ. Кроме того, федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ урегулированы отдельные вопросы рассматриваемого законопроекта, в частности вопросы, касающиеся правил о порядке удовлетворения требований залогодержателя по договору о залоге прав по договору банковского счёта (вклада), которые также являются специальными по отношению к вышеуказанным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует отклонить данный законопроект в первом чтении в связи с утратой актуальности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5855 по 5872 из 6964
10-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств". Профильный комитет предлагает отклонить ранее принятый в первом чтении законопроект. Кто за то, чтобы отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 45 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 118
21.10.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 249609-5 "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3752 по 3903 из 8690
Пункт 17, проект федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств". Также докладывает официальный представитель правительства Александр Юрьевич Синенко. СИНЕНКО А. Ю. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, Правительство Российской Федерации вносит на ваше рассмотрение в первом чтении проект федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств". В данном случае хотел бы пояснить, что данный законопроект самым непосредственным образом связан с предыдущим, он является его логическим продолжением. Речь идёт о самостоятельном федеральном законе, который аккумулирует в себе нормы, связанные с комплексным правовым регулированием вопросов залога, вопросов, связанных с правовым статусом банковских организаций - кредиторов, должников - в процессах секьюритизации как раз ценных бумаг. Наверное, основное внимание должно быть уделено тем предложениям, которые касаются правового статуса банков, поскольку именно на них возлагаются достаточно серьёзные функции, связанные с обеспечением процессов секьюритизации. Это касается и номинальных банковских счетов, это касается и специальных залоговых банковских счетов, без которых процесс секьюритизации не может быть эффективно урегулирован. Помимо этого хотел бы обратить внимание как раз на особенности, связанные с банковскими организациями. Предлагается возложить на них ряд обязанностей, касающихся, например, того, что залог прав по договору банковского счёта (вклада) допускается только при условии открытия банком клиенту специального залогового банковского счёта (вклада). То есть банк, открывая подобный счёт, как бы знает и соглашается на то, что права по договору банковского счёта (вклада) являются предметом залога. Помимо этого банк обязан вести учёт договоров о залоге прав по договору банковского счёта. И режим залога прав по договору банковского счёта включает в себя все основные черты договора о залоге прав, которые адаптированы применительно к предмету данного залога. Ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что данный законопроект сделан как самостоятельный исключительно в силу требований юридической техники. Он имеет самостоятельный предмет правового регулирования - а это было одно из требований, в частности, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Просим поддержать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад также делает Владислав Матусович Резник от Комитета по финансовому рынку, напомню: он его председатель. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, с этим законопроектом попроще всё-таки: он представляет из себя проект закона, который устанавливает особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счёта (вклада). В настоящее время на финансовом рынке ощущается серьёзный недостаток механизмов, которые позволяют надлежащим образом обеспечивать исполнение финансовых обязательств. Вообще, само законодательство о залоге прав носит очень фрагментарный, в некоторых случаях противоречивый характер, а это, естественно, увеличивает риски инвесторов. Действующее законодательство не предусматривает механизма повышения кредитного качества финансовых инструментов, которые, как правило, используются на финансовых рынках в странах с развитой экономикой. Одним из механизмов повышения кредитного качества можно признать залог банковских счетов (залог прав по договору банковского счёта), обеспечительные (временно блокированные) банковские счета. Принятие этого законопроекта, по мнению правительства, позволит создать механизмы повышения кредитного качества как уступаемых денежных требований, так и выпускаемых под залог указанных требований ценных бумаг. Вместе с тем, не углубляясь в суть законопроекта (представитель правительства его доложил нам весьма любезно), хотелось бы отметить следующее. При всей внешней позитивности рассматриваемого текста и высокой заявленной цели законопроекта, имеются серьёзные замечания со стороны комитетов - профильного и соисполнителей, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и ряда иных сторон, также и с претензиями. Есть замечания исключительно редакционного характера, есть замечания правового характера. Все они представлены в материалах, которые у вас есть, и я не буду терять время, чтобы на них останавливаться. В качестве примера единственное хотел бы отметить: законопроект изобилует многочисленными формулировками и правовыми конструкциями, которые, во-первых, не могут обеспечивать устойчивость вот тех отношений, которые конструируются законопроектом, а, во-вторых, создают предпосылки для двоякого толкования норм. Как в предыдущем законопроекте, так и в данном это просто бросается в глаза. Но даже с учётом этого в принципе они устранимы. Имеются также и замечания, суть которых сводится к тому, что есть сильные сомнения в необходимости специального регулирования, а следовательно, есть возможность решения поставленных задач путём внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации, в закон о залоге. Может быть, действительно есть предмет самостоятельного регулирования этого закона, - вот то, о чём говорил представитель правительства, но рассмотреть его можно только с помощью такого большого, сильного увеличительного стекла либо - не хотелось бы говорить - под микроскопом. Поэтому можно не согласиться с тем, что этот закон имеет предмет самостоятельного правового регулирования. Однако хочу вас, глубокоуважаемые коллеги, предостеречь ( можно бесконечно долго дискутировать по этому поводу, но факт остаётся фактом): нередко действующее законодательство не позволяет развиваться отдельным сферам деятельности, действующие правовые принципы и конструкции настолько, вообще, черствы, неэластичны, что проще создать специальное законодательство, чем править то, что есть, поэтому мы согласились с тем, что, бог с ним, пусть это будет предметом самостоятельного регулирования. Дополнительно хотелось бы указать на ещё один недостаток законопроекта, которым страдают многие современные инициативы, - запоздалость и несвоевременность, как и в предыдущем законопроекте. Спохватились поздно - отсюда и сыроватость проекта, и потенциальные факторы риска всей финансовой системы, которые тщательно скрываются между строк правовых формулировок в этом тексте. В целом позиция комитета такова, что законопроект и замечания сторон необходимо поддержать, планируя при этом серьёзную, тщательную работу над проектом во втором чтении. Понятно, что эта работа будет длительная, может быть, не такая длительная, как над первым законопроектом, которая займёт, видимо, огромное количество времени, но постараемся работать, не поспешая, но быстро. С учётом сказанного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует палате поддержать представляемый законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока на трибуне. Есть ли вопросы к докладчику и Владиславу Матусовичу? Нет вопросов. Всё, тогда присаживайтесь. Настаивает ли кто на выступлении? Также нет. Представители президента, правительства? Нет. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 54 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 61 чел.13,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принято.