Заседание № 158

14.04.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249607-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на увеличение размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5044 по 5702 из 6132
Переходим к пункту 13 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении   
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных   
на увеличение размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за        
ребёнком до достижения им возраста полутора лет". Доклад депутата               
Государственной Думы Александра Викторовича Чуева.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, очень жаль, конечно, что вы не поддержали         
предыдущий законопроект. Второй законопроект на ту же тему, только касается     
он уже не единовременного пособия при рождении ребёнка, а пособия по уходу за   
ребёнком, выплачиваемого матери до достижения ребёнком возраста полутора лет.   
                                                                                
Как вы знаете, пособие это выплачивается независимо от количества детей. Хоть   
мы и увеличили пособие до 700 рублей, но эта цифра на сегодняшний день          
абсолютно нереальная, это вообще ничем матери помочь не может. По существу,     
это даже не пособие, это скорее просто формальная государственная поддержка,    
показывающая, что есть некая социальная политика, что семья и дети - это        
хорошо. Но реально труд матери, возможности матери, ограниченные возможности,   
особенно когда у матери два или три ребёнка, к сожалению, никто не учитывает,   
и поддержать такую семью никто на сегодняшний день не хочет, поскольку 700      
рублей - это, конечно, не те деньги, которые способны поддержать семью.         
                                                                                
Предлагается, чтобы пособие по уходу за ребёнком выплачивалось в размере двух   
минимальных размеров заработной платы. Привязывая пособие к этому размеру, мы   
фактически делаем это пособие автоматически индексируемым, то есть нам не       
надо будет каждый год возвращаться к одному и тому же вопросу и при изменении   
уровня доходов в соответствии с инфляцией решать вопрос: насколько в этом       
году будем увеличивать размер пособия по уходу за ребёнком или не будем его     
увеличивать?                                                                    
                                                                                
Действительно, ситуация достаточно сложная. Многие уже родили детей, кто ещё    
не родил - это другая проблема. Есть многодетные семьи, которые живут очень     
плохо, очень трудно, иногда есть проблемы, связанные просто с пропитанием, с    
выживанием. К сожалению, государство ими фактически не занимается. Да,          
субъекты Федерации что-то делают, особенно богатые, но большинство субъектов    
Федерации бедные, дотационные. А если говорить о муниципальных образованиях,    
то они на сегодняшний день часто вообще лишены реальной возможности             
поддержать семью просто из-за того, что после принятия 122-го закона на них     
скинули огромное количество полномочий, не указав источников доходов, для       
того чтобы оплатить эти полномочия.                                             
                                                                                
К сожалению, в силу этого многие наши семьи, уже имеющие детей, находятся в     
крайней бедности, я бы даже сказал - в нищете. Я считаю, что государство,       
великое государство Россия не должно с этим мириться, иначе оно просто не       
будет уже считаться великой державой. Мы не можем позволить, чтобы наши         
семьи, имеющие детей, получали такое смешное, совершенно невозможное пособие,   
на которое реально приобрести ничего нельзя.                                    
                                                                                
Я предлагаю сделать первый шаг. Это, конечно, мало, это, конечно, ничтожно      
мало, для того чтобы изменить ситуацию, - нам нужно пособие хотя бы на уровне   
прожиточного минимума, нам нужно пособие, которое бы приравнивалось вообще к    
зарплате, потому что труд матери ничем не хуже любого другого труда,            
воспитать детей, вырастить, поднять их - это очень серьёзная и важная работа.   
Мы как-то об этом забываем. Я считаю, что сегодня мы должны сделать хотя бы     
один маленький шаг к тому, чтобы облегчить нашим семьям, нашим матерям          
возможность воспитывать своих детей. Я понимаю, что у вас корпоративная         
дисциплина и голосование по фракциям. И тем не менее я взываю не просто к       
вашему благоразумию, я взываю к вашей человеческой совести, я взываю к вашему   
человеческому пониманию нашего будущего.                                        
                                                                                
Если мы сегодня детей не поддержим, то неблагополучных семей станет больше,     
потому что от крайней нищеты, от бедности матери начинают делать ошибки,        
совершать неправильные поступки, что способствует увеличению количества         
неблагополучных детей и семей.                                                  
                                                                                
Я призываю вас поддержать этот законопроект, чтобы облегчить нашим семьям       
воспитание малолетних детей.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для содоклада слово предоставляется заместителю           
председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Александру                 
Александровичу Сизову. Пожалуйста.                                              
                                                                                
СИЗОВ А. А. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, как следует из названия, законопроект, который внёс          
депутат Чуев, направлен на увеличение размера ежемесячного пособия на период    
отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. С начала   
текущего года пособие составляет 700 рублей, или четверть величины              
прожиточного минимума трудоспособного человека. Конечно, увеличивать пособие    
надо, но не так, как предлагает Александр Викторович. Назову причины, по        
которым комитет не может рекомендовать вам, уважаемые коллеги, принять          
законопроект.                                                                   
                                                                                
Первое. Привязка размера пособия к минимальному размеру оплаты труда            
противоречит закону "О минимальном размере оплаты труда" и закону "О порядке    
установления размеров стипендий и социальных выплат...". Изменения, которые     
автор предлагает внести в эти законы, совершенно меняют их концепцию, а это     
недопустимо. Согласно закону "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ может    
применяться исключительно для регулирования заработной платы. Это означает,     
что он не может быть критерием при определении размеров пособий.                
Конституционный Суд подтвердил конституционность решения законодателя,          
который освободил МРОТ от несвойственной ему функции.                           
                                                                                
Второе. По закону "О порядке установления размеров стипендий и социальных       
выплат в Российской Федерации" пособия устанавливаются в твёрдых суммах, в      
денежном выражении, и в этом суть концепции закона. Законопроектом же           
предлагается не распространять эту норму на случай определения размера          
пособия по уходу за ребёнком, а это прямое отступление от концепции закона.     
                                                                                
Третье. Предлагая установить пособие в размере двух МРОТ, Александр             
Викторович рассчитывает, что оно будет увеличиваться вместе с ним, и сейчас,    
по его расчетам, оно должно составлять 1600 рублей, а с 1 мая уже 2200, но      
норма в законопроекте прописана так неудачно, что может привести к прямо        
противоположному результату. В законе о социальных выплатах размеры всех        
пособий устанавливаются исходя из базовой суммы 100 рублей, поэтому вместо      
нынешних 700 рублей пособие может составить всего 200 рублей. Вы                
представляете? 200 рублей!                                                      
                                                                                
Четвёртое. Выплаты предлагается произвести с 1 января этого года, то есть       
задним числом. Не говоря уже об организационных трудностях, которыми            
неминуемо будет сопровождаться перерасчёт, эта норма противоречит требованию    
бюджетного законодательства о том, что изменение финансирования может           
осуществляться только с начала финансового года или при условии внесения        
изменений в соответствующие бюджеты, а такой законопроект не представлен.       
                                                                                
Далее. По расчётам Александра Викторовича, дополнительные расходы Фонда         
социального страхования по его законопроекту составят более 16 миллиардов       
рублей, точнее, 16,4 миллиарда рублей и примерно 128 миллионов рублей - из      
федерального бюджета. При этом источник пополнения бюджета в этих объёмах,      
как того требует Бюджетный кодекс, в законопроекте не указан.                   
                                                                                
Многочисленные нарушения правил законодательной техники при подготовке          
законопроекта отмечены в заключении Правового управления. Как видите, вопрос    
не только в средствах, хотя и это существенный момент, самое главное -          
некачественная юридическая проработка законопроекта. Предлагаемые изменения     
не вписываются в действующее законодательство, и исправить этот законопроект    
ко второму чтению нельзя.                                                       
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по делам женщин, семьи и детей не может            
рекомендовать принятие законопроекта в первом чтении.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Александрович.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, процедура первого чтения, поэтому спрашиваю: есть ли         
вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Вижу руку коллеги Смолина. У         
других вопросов нет. Пожалуйста, Олег Николаевич.                               
                                                                                
Включите микрофон депутату Смолину.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. У меня, если можно, вопрос к   
обоим докладчикам.                                                              
                                                                                
Известно, что официально прожиточный минимум ребёнка в возрасте до года не      
рассчитывается. Известно вместе с тем, что демографы, экономические             
статистики утверждают, что это самый высокий размер прожиточного минимума из    
всех, которые есть. Располагает ли комитет либо докладчик неофициальными        
данными о современной величине прожиточного минимума ребёнка в возрасте до      
года?                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович, вы первый. Потом        
комитет. Вы готовы отвечать? Пожалуйста.                                        
                                                                                
Микрофон депутату Чуеву, включите, пожалуйста.                                  
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Коллеги, на самом деле прожиточный минимум совершенно однозначно     
прописан в законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Там нет      
такого, что для ребёнка в возрасте до года один прожиточный минимум             
действует, для ребёнка старше - другой. Прожиточный минимум вообще              
рассчитывается по субъектам Федерации, как вы знаете. Но на самом деле у нас    
здесь идёт определённого вида подмена. Уважаемые коллеги, я, вообще, удивлён,   
что комитет даже не прочитал мой законопроект. Уважаемые коллеги, речь          
идёт...                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Викторович, у вас будет заключительное слово.   
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Одну секундочку!                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Викторович, я дам вам возможность в             
заключительном слове отреагировать.                                             
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Хорошо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы сейчас отвечали на вопрос коллеги Смолина.             
                                                                                
Пожалуйста, Александр Александрович, ваша точка зрения.                         
                                                                                
СИЗОВ А. А. Да, могу только согласиться с коллегой Смолиным, что прожиточный    
минимум ребёнка значительно выше.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Больше вопросов нет. Есть ли желающие            
выступить по данному законопроекту? Есть, вижу четыре руки. Пожалуйста,         
депутат Останина.                                                               
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вообще в профильном комитете - Комитете по делам женщин,     
семьи и детей - сложилась замечательная практика разработки законопроектов.     
Поступает законопроект от автора-депутата, кладётся на какое-то время под       
сукно, мягко говоря, заимствуется идея, или концепция, законопроекта, и         
появляется точно такой же законопроект, но только с другими авторами в          
заголовке. Иначе как плагиатом назвать это нельзя. Вообще эта                   
недобросовестная практика принятия законопроектов достаточно широко             
используется в нынешней Думе, и известно кем, потому что больше всего           
социальных законопроектов вносят два депутата: Андрей Константинович Исаев и    
Екатерина Филипповна Лахова.                                                    
                                                                                
Так вот, если мы запрашиваем в правительстве, позволяет или не позволяет        
бюджет внести какие-либо поправки с начала года или в середине его, то всякий   
раз получаем один ответ - нет.                                                  
                                                                                
Александр Александрович, я хочу напомнить, вы положительно голосовали по        
проекту федерального закона о переносе Конституционного Суда из Москвы в        
Санкт-Петербург, но при этом в пояснительной записке автора законопроекта не    
содержалась ссылка на источник финансирования этого закона. Более того, он      
тоже предлагался к введению не с начала финансового года, тем не менее был      
успешно принят вами, и вы, как депутат, тоже почему-то не заметили никаких      
огрехов и голосовали за него позитивно.                                         
                                                                                
А что касается аргументации, которая приводилась по законопроекту, я думаю,     
Александр Викторович, что надо было пойти ещё дальше. Вопрос ведь надо          
ставить не только о повышении размера пособия, потому что даже в                
демографически более благополучных государствах такое пособие выплачивается,    
и составляет оно 10 процентов от средней заработной платы, в России - только    
1,5 процента. Речь идёт об увязке этого пособия с минимальным прожиточным       
уровнем ребёнка, поэтому целесообразно было бы сделать это и, может быть,       
пойти дальше. В цивилизованных государствах время ухода родителей за детьми -   
будь то мать или отец - считается общественно полезной деятельностью и          
включается в пенсионный стаж. Это норма отлагательного действия, но тем не      
менее можно было прописать её в этом законопроекте, я думаю, что это ничуть     
не ухудшит закон, а даже улучшит его. Но это можно делать уже во втором         
чтении.                                                                         
                                                                                
Александр Викторович робко сказал, что у нас в России есть и многодетные        
семьи. Я понимаю вашу робость, потому что число этих семей сокращается из       
года в год, и скоро, если комитет будет тянуть с принятием такого рода          
законов, совершенно отпадёт необходимость их принятия, потому что исчезнет      
сам предмет регулирования, то есть дети, многодетные семьи. Поэтому понятна     
здесь эта "тянучка", позиция, которую комитет занимает в отношении этих         
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Конечно, наша фракция будет голосовать за этот законопроект, потому что это     
хотя и небольшое, но подспорье каждой семье, имеющей детей, ибо инвестиции в    
ребёнка нужны каждый день в отличие от покупки какого-либо предмета             
недвижимости.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, Светлана Петровна. Я четыре руки зафиксировал.    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                
                                                                                
Я, прежде чем перейти к делу, позволю себе немного пополемизировать с вами. Я   
не нарушал Регламент, я просто обращал внимание депутатов Государственной       
Думы на необходимость точности, если они обращаются к научным или антинаучным   
авторитетам. Кстати, сам я при этом второпях допустил неточность, книга         
Мальтуса называется "Опыт о законе народонаселения". Прошу группу, которая      
ведёт стенограмму, это уточнение внести, для того чтобы о нас, депутатах        
Государственной Думы, не говорили, что мы говорим, сами не ведая о чём.         
                                                                                
Теперь позвольте по делу. Чтобы не повторять аргументы, которые мы              
использовали при обсуждении предыдущего законопроекта, я хочу сказать           
следующее.                                                                      
                                                                                
Первое, уважаемые коллеги. Конечно, мы будем поддерживать любые законы,         
направленные на защиту детей. Это вне всякого сомнения.                         
                                                                                
Второе. Если честно, я думаю, что предложенная депутатом Чуевым сумма, может    
быть, даже и недостаточна. Я не случайно спрашивал о прожиточном минимуме       
ребёнка до года. Конечно, я читал закон "О прожиточном минимуме...", знаю про   
то, что там установлены прожиточный минимум по Российской Федерации в целом и   
прожиточный минимум по субъектам Российской Федерации, знаю, что установлены    
эти прожиточные минимумы, да простится мне такая неточность в использовании     
русского языка, для пенсионеров, работающего населения и детей, дети до года    
не выделяются. И тем не менее известно, что неофициальные расчёты экономистов   
показывают: дороже всего в России родиться и умереть. Про умереть не будем,     
про родиться... Прожиточный минимум ребёнка до года оценивается как самая       
высокая величина неофициально, повторяю, не на уровне законодательства.         
Поэтому, может быть, можно было бы и поддержать комитет в этой части, может     
быть, более правильно было бы привязывать эту выплату не к минимальному         
размеру оплаты труда, а к прожиточному минимуму ребёнка хотя бы, если у нас     
нет отдельно установленного прожиточного минимума ребёнка до года. Но,          
кстати, мы могли бы легко это сделать при подготовке законопроекта ко второму   
чтению, пересчитав всё те же самые 1 тысячу 600 рублей, чтобы нам не            
устанавливать дополнительные финансовые расходы между первым и вторым           
чтениями.                                                                       
                                                                                
И последнее, уважаемые коллеги. Вот здесь всё время звучат суммы. Я вынужден    
вам напомнить всё-таки, что явно дополнительные доходы федерального бюджета     
за последние три года составят от 3,5 до 4 триллионов рублей, более точные      
данные назвать не могу, поскольку их не может назвать Минфин. Я позволю себе    
напомнить, что в прошлом году мы утверждали федеральный бюджет с профицитом     
278 миллиардов рублей, потом переутвердили в размере 1 триллиона 440            
миллиардов рублей. Ошибка правительства - примерно в пять раз, даже более чем   
в пять раз. Интересно, что бы им наши коллеги-преподаватели поставили? Сейчас   
с 5-го класса изучается в некоторых школах курс экономики. Так вот, что бы      
поставили пятикласснику, который в расчётах ошибся в пять раз? В этом году      
профицит бюджета, как известно, - 776 миллиардов рублей, и уже официально       
Алексей Кудрин, министр финансов Российской Федерации, заявил, что он будет     
больше. Я думаю, что раза в два по крайней мере наверняка будет больше.         
Поэтому это не вопрос о бюджете Фонда социального страхования, уважаемые        
коллеги. Если мы снизим социальный налог ещё, с 26 процентов до 17, как         
некоторые нам предлагают, то у нас Фонда социального страхования и вовсе не     
останется. Но это не значит, что в стране не будет денег, денег в стране,       
слава богу, достаточно. Это вопрос о политической воле: хотим ли мы             
остановить демографическую катастрофу в стране или нет? Да, конечно, одним      
этим законом демографическую катастрофу не ликвидируешь, не устранишь, но это   
всё-таки пусть небольшой, но шаг в правильном направлении.                      
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. С места.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Вот неделю назад мы рассматривали в этом же зале вопрос о повышении             
единовременного пособия до 200 тысяч рублей, и тогда я выступала и приводила    
примеры. Ещё раз напомню их: в нашей стране, если взять бюджет, на молодёжь и   
детей тратится в совокупном бюджете 11 процентов, а каждый пятый в нашей        
стране - это молодой человек, всего двадцать семь миллионов, на стариков,       
пожилых людей мы тратим 32 процента в совокупном бюджете, сорок миллионов у     
нас пожилых людей. Тогда Пётр Борисович Шелищ мне возразил, сказал: "Ну что     
вы хотите, чтобы мы на семью работали?.." На самом деле я приводила эти цифры   
потому, что во всех зарубежных странах на молодёжь и детей тратится намного     
больше, чем в нашей стране. А почему, я вам скажу. Потому, что это вопросы не   
только государственной поддержки самой семьи, но это и занятость молодёжи,      
это и помощь семье молодой в получении жилья, это и вопросы образования,        
обучения и так далее, и тому подобное. Когда тратится больше средств на детей   
и на молодёжь, то оказывается, что и на стариков нужно тратить меньше, потому   
что доля молодых людей намного выше в доходе бюджета, намного выше, чем, так    
скажем, это объективно и понятно, стариков. Вот поэтому эти параметры во всём   
мире и соблюдаются. Ясно, что у нас всё совсем по-другому. Ну, наверное, для    
того чтобы с Россией было покончено, нужно, чтобы старики быстрее умирали, а    
дети просто не рождались, тогда все проблемы России будут решены сами собой.    
                                                                                
Теперь по поводу законопроекта. Посмотрите, конечно, есть там технические       
погрешности, но ведь на самом деле их можно устранить ко второму чтению, если   
мы примем саму концепцию. Посмотрите, что требуется вообще? На самом деле 16    
миллиардов рублей - это 1 процент от Стабилизационного фонда. И мы жалеем       
этот несчастный 1 процент оттуда изъять и направить на детей! Это просто даже   
неприлично.                                                                     
                                                                                
Теперь приведу ещё цифры интересные, сделала такой анализ: в Стабилизационном   
фонде у нас средства выросли в двадцать раз за четыре года, расходы на          
чиновников с 64 миллиардов в 2003 году выросли до 640 миллиардов, то есть в     
десять раз выросли, а на поддержку семьи, материнства и детства у нас           
сократились расходы, где-то порядка 80 миллиардов было четыре года назад,       
когда мы детские пособия выплачивали из федерального бюджета, сегодня это 61    
миллиард, то есть расходы сокращаем. Вот и возникает тот самый вопрос, о        
котором я сказала: может быть надо в этой ситуации в нашей стране, чтобы        
старики быстрее умирали при такой пенсии, которую мы платим, а дети просто не   
рождались? Но мне бы хотелось, чтобы наше большинство в Государственной Думе    
всё же отказалось от позиции временщиков, я извиняюсь, что я так говорю. Но     
нельзя же жить сиюминутными, сегодняшними интересами! Есть деньги в             
государстве, чтобы увеличить пособия на детей. Ну давайте же понимать, что      
суд людей призрачен, суд истории - вечен, что нашу Думу будет судить история    
и тогда будет ясно и понятно, какие интересы мы здесь отстаивали.               
                                                                                
Я считаю, нужно принимать в первом чтении этот законопроект, ко второму         
чтению его шлифовать и увеличивать пособия пока не поздно. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коган Александр Борисович, пожалуйста.                    
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот неделю назад мы рассматривали закон о повышении          
единовременного пособия на ребёнка, сейчас мы рассматриваем два                 
законопроекта, которые якобы должны стимулировать рождаемость в Российской      
Федерации. Знаете, мне очень прискорбно слышать такие высказывания, когда мы    
этот вопрос практически переводим в денежную плоскость. Нина Александровна      
сказала, что это не просто финансовый вопрос, а даже нравственный вопрос, а     
Николай Александрович, говоря о рождении детей, на первое место поставил        
финансовый вопрос и только на третье место поставил духовное воспитание.        
Знаете, почему мне очень прискорбно это слышать? Потому что я прекрасно         
понимаю, как и вы все, кто здесь присутствует, прекрасно понимают, что одним    
финансовым вопросом эту проблему не решить. И сегодня у нас в Российской        
Федерации во главу угла нужно ставить образовательный процесс, нравственное     
воспитание, вопросы целостности семьи. Это нужно ставить во главу угла,         
только тогда мы сможем решить эту проблему, а уже потом, как говорится,         
переходить на финансовые рельсы. Я прекрасно помню то время, когда у меня       
рождался первый ребёнок. Когда мы с женой узнали, что он у нас должен           
родиться, я не понимал, где я буду жить, я не понимал, какое будет пособие, я   
знал только, что живу на стипендию, которую мне платят в университете, и        
жена, кстати, тоже получала стипендию. Но тогда я чётко понимал, что рождение   
ребёнка - это хорошо, что ребёнок нужен стране, что ребёнок нужен моей          
Родине. Я тогда во главу угла не ставил финансовый вопрос. Вы сегодня всё       
переводите на финансовые рельсы. Я считаю, что этим проблему не решить и во     
главу угла нужно ставить нравственное воспитание в обществе. И мне очень        
жаль, что об этом сегодня никто не говорил.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для заключительного слова я предлагаю включить микрофон   
депутату Чуеву.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я, поскольку здесь были              
выступления, с последнего и начну.                                              
                                                                                
Я абсолютно уверен, что, если бы я выступал здесь (а я уже выступал с           
подобными законопроектами) с законопроектом, который своей целью, задачей       
ставил бы нравственное воспитание наших детей, тогда в ответ были бы            
приведены аргументы именно о том, что необходимо улучшать сначала               
материальное положение. Это тот самый замкнутый круг, парадокс в нашей          
дискуссии: если мы говорим о деньгах, нам говорят о нравственности, если мы     
начинаем говорить о нравственности, нам говорят о деньгах. Это, увы, правда.    
                                                                                
Теперь что касается данного законопроекта. С ним была та же история, он столь   
же долго пролежал в комитете госпожи Лаховой. И я считаю, что на сегодняшний    
день, безусловно, нужны поправки при подготовке его ко второму чтению. Это      
понятно.                                                                        
                                                                                
Почему я не пошёл дальше, как здесь говорили некоторые ораторы, и не            
предложил привязать размер пособия на детей к минимальному прожиточному         
минимуму? Я вам скажу. Прежде всего потому, что я, к сожалению, не был          
уверен, что и этот законопроект, даже в такой, так сказать, узкой редакции,     
когда мы говорим о минимальном размере оплаты труда, будет поддержан, тем       
более тогда, когда мы привязали бы его к прожиточному минимуму и речь шла бы    
о средствах федерального бюджета. Здесь же львиная доля расходов к              
федеральному бюджету не относится, она относится к бюджету Фонда социального    
страхования. И я хотел бы сказать, что на самом деле в этом-то и заключается    
весь парадокс: если бы мы предлагали привязать к прожиточному минимуму, то      
одних цифр уже хватило бы, чтобы этот законопроект вообще не имел никаких       
шансов на то, чтобы быть принятым в первом чтении.                              
                                                                                
Я хотел бы сказать следующее. Я надеюсь на то, что всё-таки (пусть это будет    
даже инициатива "Единой России") мы в этом году изменим размер пособия по       
уходу за ребёнком. Это произойдёт, скорее всего, под конец года, когда Фонд     
социального страхования подскажет комитету госпожи Лаховой, сколько у него      
есть денег, и, точно всё рассчитав, госпожа Лахова внесёт в нужный момент       
нужный законопроект. Пусть будет хотя бы так! Но, на мой взгляд, к сожалению,   
это будет слишком поздно, как поздно было увеличено это пособие в прошлом       
году. И не только поздно, но, к сожалению, средства эти будут крайне            
недостаточными. А ещё при распределении средств бюджета Фонда социального       
страхования, я уверен, найдутся желающие уменьшить доходы, которые, возможно,   
в фонде появятся.                                                               
                                                                                
На мой взгляд, ещё раз я хочу это подчеркнуть, нужно посмотреть на ситуацию     
по-другому. Действительно, если сегодня, я ещё раз это подчёркиваю, мы не       
примем ряд кардинальных мер и в финансовой области, и в социальной области, и   
в области духовного и нравственного воспитания безусловно тоже, которые         
изменили бы государственную политику в области семьи и демографии, и            
государство действительно не станет заниматься семьёй по-настоящему и           
поддерживать рождение детей и их нормальное развитие и воспитание, если мы      
это не сформулируем и не оформим законодательно, то через некоторое время, я    
это подчёркиваю ещё раз, не о чем будет нам даже говорить здесь. И семей        
многодетных будет крайне мало, если они вообще не сойдут на нет. А если будут   
семьи многодетные, то только в отдельных регионах, там, где найдутся деньги     
на то, чтобы их поддержать. И рождаемость будет, к сожалению, продолжать        
снижаться. Те небольшие позитивные моменты, связанные с рождаемостью (теперь    
уже это всем ясно), были временными и были связаны с рядом факторов, в том      
числе исторических.                                                             
                                                                                
На сегодняшний день тенденция остаётся прежней: рождаемость падает,             
смертность растёт. Но у нас есть потенциал в отличие от Европы, в отличие от    
европейских стареющих наций. У нас потенциал есть, и физический в том числе,    
но нет политики. В Европе есть политика, в Европе есть замечательные пособия,   
но нет уже потенциала. У нас этот потенциал есть. Если мы сегодня не раскроем   
его, если мы не поможем своему собственному народу, то народа у нас не будет    
или власти не будет, если народу надоест её терпеть, не будет такой власти.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть потребность у комитета в заключительном слове?       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
По карточке Ковалёва Николая Дмитриевича.                                       
                                                                                
СИЗОВ А. А. Уважаемые коллеги, к сожалению, те благие намерения, которые        
коллега Чуев пытался в этом законопроекте провести, могут обернуться обратной   
стороной, и матери будут получать (я уже говорил об этом) по 200 рублей,        
потому что 100 рублей - это выплата за МРОТ. И к тому же в этом законопроекте   
комитет не поддерживает именно концепцию подхода к проблеме.                    
                                                                                
Ну а Останиной Нине Александровне я должен сказать, что она сама является       
членом нашего комитета. Вы прекрасно знаете, что плагиатом мы, конечно, не      
занимаемся. Я хочу привести такой пример.                                       
                                                                                
Сейчас нами разработан законопроект по дальнейшему увеличению размера этого     
пособия. Мы предлагаем пособие поставить в зависимость от средней заработной    
платы, это будет справедливо, ведь, оформляя отпуск по уходу за ребёнком,       
больше теряет та мать, или отец, или родственник, которые получали большую      
заработную плату. Вместе с тем страховой вклад застрахованных лиц различен.     
Мы предлагаем установить размер пособий на период отпуска по уходу за           
ребёнком до достижения им возраста полутора лет в следующем размере - 30        
процентов средней заработной платы для застрахованных женщин, это составит в    
2007 году 1580 рублей. О каком плагиате здесь может идти речь? Данный           
законопроект находится сейчас в правительстве.                                  
                                                                                
Или другой вопрос. Мы предлагаем увеличить с трёх до пяти лет нестраховой       
период, зачисляемый в страховой стаж для назначения пенсии. Это позволит        
родителям обеспечить уход до полутора лет не за двумя, как сейчас, а за тремя   
детьми, то есть это станет свидетельством признания государственной             
общественной ценности материнства. Этот законопроект внесён уже в               
Государственную Думу и находится в Комитете по труду и социальной политике.     
То есть меры принимаются, и я уверен, 2007 год станет в этом деле поворотным.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя президента есть желание высказаться? Представитель              
правительства просит слова.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, ну, во-первых, я прошу прощения, что           
отсутствует представитель Министерства здравоохранения и социального            
развития, но напоминаю, что по принятой сегодня повестке работы                 
Государственной Думы рассмотрение данных вопросов было намечено после 16.00,    
так что они ещё просто не успели подъехать.                                     
                                                                                
Что касается обсуждаемых тем, то, конечно же, позиция правительства уже         
прозвучала в решении комитета, и все ссылки были обоснованы. Я хочу только      
отметить, что правительством ведётся очень напряжённая работа в этом            
направлении и, как вы, наверное, помните из выступления на "правительственном   
часе" министра здравоохранения и социального развития Зурабова, были            
рассмотрены все аспекты улучшения демографической ситуации в России, в том      
числе и увеличение пособий, детских пособий.                                    
                                                                                
В этой части я хочу отметить, что вопрос этот действительно гораздо глубже и    
гораздо серьёзней, чем простое количественное повышение пособий, абстрактно     
выплачиваемое гражданину Российской Федерации на имеющихся детей. Речь идёт     
действительно об увязке источников финансирования этих расходов с               
обеспечением целевой и адресной поддержки, которую мы можем оказывать           
молодым, в общем-то, семьям, которые увеличиваются за счёт рождения детей, и,   
конечно же, об обеспечении условий для этих детей, в том числе медицинских,     
учебных, образовательных, социальных и так далее. В этом направлении большая    
работа проводится с комитетом Государственной Думы, и Екатерина Филипповна      
Лахова, которая, к сожалению, сейчас в зале отсутствует, великолепно владеет    
этой темой, она участвует во всех совещаниях, которые проводятся и в            
министерстве здравоохранения, и в Фонде социального страхования. Поэтому мы     
считаем, что работа, которую правительство ведёт с Государственной Думой, с     
комитетами Лаховой и Исаева, достаточно серьёзна и обстоятельна.                
                                                                                
Мы полностью поддерживаем обеспокоенность всех депутатов необходимостью         
увеличения пособий - я напомню, что в январе эти пособия были в очередной раз   
увеличены и сейчас ведётся работа над очередным увеличением, - но пути и        
направления, по которым это будет делаться, - это уже вопрос детальной и        
тонкой практики. И здесь мнение комитета в высшей степени профессионально.      
                                                                                
Мы просим не поддерживать данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам голосования - депутат Гончар. Или по ведению? Пожалуйста, по         
мотивам голосования.                                                            
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Итак, уважаемые коллеги, конечно, Александр Викторович прекрасно   
знает, что данный законопроект принят не будет, и для меня причина этого не     
столько в тех юридико-технических замечаниях, которые есть в заключении         
комитета, а в следующем. Утройте пособие - реально на рождаемость это никак     
не повлияет. Ключевой вопрос, который повлияет на рождаемость и на решение      
демографической проблемы, - доступность жилья. Все это прекрасно знают.         
Поэтому, если хотим радикально решать вопрос, давайте в мае, не в ноябре, а в   
мае будем рассматривать уточнения бюджета текущего года и добавим на            
программу по доступному жилью ещё денег. Поэтому по существу сейчас вопрос не   
обсуждается.                                                                    
                                                                                
И последнее, коллеге Чуеву и тем, кто об этом говорит и будет говорить, и       
вносить новые социальные законопроекты, зная точно, что они приняты не будут.   
Коллега Глазьев, говоря о необходимости значительного увеличения социальных     
расходов, всегда добавляет, иногда вслух, иногда про себя: но предварительно    
нужно запретить свободный обмен рублей на иностранную валюту. Потому что если   
мы этого не сделаем, то, как только резко повысятся социальные расходы,         
значимо для тех последствий, о которых говорим, рубль немедленно в той схеме,   
в которой сегодня действует, рухнет. Немедленно рухнет! И никакая нефть не      
спасёт, потому что при такого рода социальных расходах, к сожалению,            
производительность труда не растёт.                                             
                                                                                
Вот давайте и это скажем. Это непопулярная мера. Поэтому говорим: давайте       
увеличим социальные расходы, давайте пенсионерам, давайте матерям...            
Слушайте, давайте скажем: и одновременно... Как говорил в своё время коллега    
Маслюков, который из депутатов стал первым замом в правительстве у Примакова,   
когда выводили страну из кризиса с жесточайшим зажимом социальных расходов.     
Так вот, давайте говорить всю правду, а не только её часть.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению просит слова Чуев. Александр Викторович, вы    
высказались уже, у вас было пять с половиной минут, вы выступили с              
заключительным словом.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я дам вам слово, если это по ведению, Александр           
Викторович. То есть вы должны сказать, что мы делаем неправильно с точки        
зрения Регламента. Пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Просто я хотел сказать следующее. Уважаемые коллеги, я в своём       
выступлении не всё отразил, я понимаю, что и времени не хватило и так далее.    
В частности, вот по этим 100 рублям: никаких не 100 рублей, это касается        
только штрафов и санкций.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Останина.                            
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я просто хотела бы упрекнуть Николая Николаевича в неточности,   
мягко говоря. А вообще, это некорректно было, когда он обвинил правительство    
Примакова и Маслюкова в том, что было приостановлено действие норм социальных   
законов. На самом деле такого не было. Ни одна норма социальных законов не      
была приостановлена за то время, пока Маслюков и Примаков находились в          
правительстве.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, на самом деле я собираюсь выступить     
по мотивам голосования, если вы мне дадите такую возможность, не по ведению     
на сей раз. Можно?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я по Регламенту не могу не дать выступить по мотивам      
голосования от фракции, поэтому даю слово депутату Смолину.                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо большое, Олег Викторович.                                  
                                                                                
Я хочу сказать, что глубоко уважаемый мною Николай Николаевич Гончар на сей     
раз не прав трижды, к сожалению моему.                                          
                                                                                
Во-первых, не прав в той части, что данный закон существенно увеличивает        
социальные расходы. Абсолютно верно, что это около 1 процента от                
дополнительных доходов бюджета прошлого года.                                   
                                                                                
Во-вторых, не прав в том смысле, что никакие меры, кроме связанных с            
социальной ипотекой или другими жилищными программами, не могут повлиять на     
рождаемость. Нам здесь, повторяю, Михаил Зурабов убедительно доказывал, что в   
начале 80-х годов в советский период меры, не связанные с предоставлением       
жилья, серьёзно повлияли на рост рождаемости. Я, конечно, согласен, что лучше   
всего решать проблему через жильё, но и не через жильё тоже можно в             
определённых пределах.                                                          
                                                                                
И третье. Николай Николаевич не прав, когда говорит, что запретить свободный    
обмен валюты - это непопулярная мера. Для большинства населения России эта      
мера вполне популярная.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все выступили, все своё мнение         
обозначили. Я ставлю на голосование в первом чтении проект федерального         
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации, направленных на увеличение размера ежемесячного пособия на период    
отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет". Комитет   
предлагает данную законодательную инициативу отклонить.                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки, уважаемые коллеги? Нет таких.                                 
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 157

12.04.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249607-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на увеличение размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5990 по 5992 из 6555
Коллеги, депутат Чуев отзывает сегодня с рассмотрения пункты 16 и 17 и просит   
перенести их на 14 апреля. Нет возражений? Хорошо.