Заседание № 163
О проекте федерального закона № 249425-4 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о распределении депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы с вами утром проголосовали за то, что пункт 7 рассмотрим после пункта 20, поэтому переходим к пункту 7 порядка работы, "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Вольфовича Жириновского. На трибуну, Владимир Вольфович? Пожалуйста, на трибуну. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это очередной пункт повестки дня сегодняшнего заседания, и данный наш законопроект - это поправка в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...", в статью 35. Мы предлагаем эту статью изложить в другой редакции. Вы знаете, что половина депутатских мандатов в законодательных органах субъектов Российской Федерации распределяется между политическими партиями. И мы здесь вносим поправку: между политическими партиями, представленными в Государственной Думе, пропорционально числу голосов избирателей. Мы знаем, что сегодня во многих субъектах Российской Федерации в выборах принимает участие много самых различных партий, и получается несостыковка: в Государственной Думе одни партии представлены, а в местных законодательных органах может быть даже набор из двух-трёх партий, которых нет в высшем органе власти. Наверное, это так же нелогично, как если бы у нас был Президент России в Кремле, а в регионах были бы представители какого-то другого президента. Это абсурд! У нас один президент, у него есть полномочные представители, и губернаторы сегодня избираются по его представлению. А вот в нашей с вами ветви власти, законодательной ветви (это другая ветвь власти), мы это допускаем: в Госдуме могут быть одни партии, а приезжаете в регион - и там нет тех партий, которые есть в центре. Как нам с ними сотрудничать? Вот в Майкопе на выборах победила промышленная партия. Ну и как будем с ней сотрудничать? Какая промышленная партия? Кого она представляет? Где отделения этой партии? Нигде в стране их нет! Посмотрите по всем субъектам Российской Федерации: в местных законодательных органах очень много партий, которых нет в центре. Я понимаю, это инициатива с мест, но нет согласованности во всей ветви законодательной власти. Ветвь-то одна, мы должны это понимать, это законодательная власть. Другое дело, есть Госдума в центре, одна на всю страну, и во всех субъектах Российской Федерации должны быть те же самые политические партии, иначе несостыковка, иначе непонятно, какую линию они могут проводить. На первом этапе у нас было политическое многообразие, возникали местные партии, оказывались в местном парламенте, потом одни рассыпались, потом - другие, поэтому в данный закон мы вносим поправку. И здесь речь идёт о том, чтобы именно те партии, которые представлены в Государственной Думе, если мы эту поправку примем, были представлены и в местных парламентах. Это логично, я думаю. Вы не найдёте ни в одной стране мира, чтобы в парламенте, например в Национальном собрании во Франции, было три-четыре партии, а в местных департаментах - совсем другие партии. Они скажут: вообще непонятно, как такое может быть. Но у нас это было ввиду молодости нашей новой демократической системы. Я считаю, что если мы эту поправку примем, в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях...", и половина депутатских мандатов будет распределяться по партийным спискам, то эти списки должны быть увязаны с политическими партиями, представленными в парламенте. И естественно, распределять мандаты нужно не менее чем между двумя партиями, которые в совокупности получают 50 процентов голосов, с тем чтобы не получилось так, что в местном парламенте будет только одна партия. Это в данной поправке учтено. К чему эта поправка в закон приведёт? К совершенствованию нашей политической системы, к тому, чтобы мы в ближайшее десятилетие перешли к стройной двух-, трёх-, четырёхпартийной системе. А то, когда мы с вами приезжаем в регионы, мы видим огромное количество депутатов, которые в местных парламентах представляют непонятные политические партии. Это была брешь в законе, и положительного результата это не даёт. С юридической точки зрения это одна ветвь законодательной власти, просто она имеет региональное дробление в соответствии с разделением страны. Мы же никогда не будем говорить, что губернатор какого-то региона никакого отношения не имеет к президенту: сегодня напрямую президент кандидатуру губернатора предлагает местному парламенту для утверждения. А по законодательной ветви власти мы дали такой анархический вариант: любые партии, кто хочет. И разорвали: Госдума в Москве, а ещё в восьмидесяти четырёх субъектах могут быть такие партии, которых мы вообще не знаем. Ладно бы, если бы эта партия ещё хотя бы в половине субъектов была, а то это просто местная партия. Мы знаем "За родное Приангарье" или "Тульская застава" - однодневки, в одном парламенте они были, в другом их уже нет, рассыпались. И всё это дезорганизует политическую систему. Это всё равно что с ГАИ так сделать: вот здесь ГАИ, а там какая-то структура, которая только мотоциклами занимается, а в другом регионе кто-то занимается только КамАЗами. Это же анархия! Всё - одна автомобильная инспекция по всей стране! Так и политическая система: она может быть многопартийной, но она должна быть единообразной, иначе будет политический процесс неуправляемым и будет замедляться законодательный процесс. Как эти фракции неизвестных нам партий будут голосовать, если в центре в парламенте политическая партия голосует в одном ключе, а на местах совершенно другие партии по-другому? И получается разрыв. Я считаю, что если мы эту поправку сегодня примем, в статью 35, то это приведёт к гармонизации нашей законодательной ветви власти. Я понимаю, что у многих есть желание, стремление такое: какие партии хотят, пусть те партии и участвуют в выборах. Но это ближе к анархии, а мы вполне можем законодательно это отрегулировать, с тем чтобы система была стройной и логичной. Я уже не говорю о том, что в перспективе надо обязательно перейти к пропорциональной системе и на местных выборах, потому что там парламенты наполовину только представлены политическими партиями, а остальные депутаты сами по себе. И такого ни в одной стране мира нет. Я хорошо изучал политические системы многих стран мира. Все страны мира перешли на стройную двух-, трёх-, четырёхпартийную систему, и депутатский корпус равномерно представлен и в центральном парламенте, и во всех региональных. И это одни и те же партии. Такого нет, чтобы в центральном парламенте были одни партии, а в местных парламентах появлялись ещё разного рода другие, местные партии. И это не состыковывает, это мешает и нам с вами, и губернатору, и судебной власти, и исполнительной, и гражданам. Я считаю, что если мы эту поправку внесём в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", то здесь мы добьёмся только положительного эффекта. Иначе это получается нелогично, в центральном парламенте мы уже перешли к пропорциональной системе, на местах она ещё смешанная. Я считаю, это ненужное отставание. Нужно, чтобы и на местах была только пропорциональная система. Мы же даём привязку к округам. Вот сейчас вы все поедете в округа. Сто пятьдесят пять округов - это и есть бывшие одномандатные округа, пожалуйста, добивайтесь там успеха, вас будут знать в регионах, вы будете представлять данные регионы. Но в местных парламентах мы эту брешь пока ещё не заделали, и это приводит к анархическому варианту: когда мы приезжаем на места, то можем встретиться с депутатами от неизвестных нам партий. Это нарушает гармонию всего избирательного процесса. К сожалению, наш Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает отклонить, видимо, в основном потому, что комитету выгоднее поддержать, если это будет его инициатива. Но весь смысл многопартийности состоит в том, чтобы оппозиционные партии ускоряли некоторые процессы. В данном случае это не экономика и не оборона, это то, с чем мы все связаны. И ссылка на то, что это будет вызывать снижение интереса к выборам, абсурдна. Значит, что, чем больше партий, тем больше интерес к выборам?! Это ведёт к анархии и к тому, что выбранные депутаты от неизвестных партий на местах ничего сделать не могут, вы прекрасно это понимаете. Даже если во всех парламентах местных мощные фракции "Единой России", то и тогда на местах бывает сложно что-либо сделать. А если там ещё пять-шесть фракций от не известных и не понятных никому партий?.. Это порождает возможность отрицательно влиять на политический процесс в стране. И здесь нет абсолютно никакого заградительного барьера. Эта попытка дать отрицательное заключение по нашей поправке к закону говорит об анархических настроениях в России, которые до сих пор не изжиты. Как это так? На местах пусть они какие хотят, такие партии и создают, и пусть там будут у них в местных парламентах фракции этих партий? Это ни к чему хорошему не ведёт! Вы нигде мире не найдёте такой избирательной системы, чтобы в центральном парламенте были одни партии, а на местах были десятки, а то и сотни других. Реально можем иметь восемьдесят восемь партий, в каждом субъекте вы найдёте депутатов от каких-то местных партий. Ссылку на то, что это будет препятствием для реализации института пропорционального представительства в полном объёме, я считаю абсурдной. Какой это заградительный барьер? Это не заградительный барьер. Мы же с вами вводим норму для политической партии всероссийского масштаба - пятьдесят тысяч, а было предложение - сто тысяч. Чем это не заградительный барьер для мелких партий? Значит, мы пошли на это, чтобы не было слишком большого многообразия, чтобы здесь не сидело пятнадцать партий и мы вообще не успевали всех заслушать. А на местах - мы говорим "нет"! Там это будет якобы заградительный барьер. Я считаю это заключение комитета по конституционному законодательству необоснованным, он предлагает данный проект закона отклонить. Я понимаю, они хитрят: в нужный момент они от себя внесут и обязательно проголосуют. И тогда доводы, которые сегодня я излагаю, они положат в обоснование своей позиции, и закон будет принят. Я считаю это не совсем правильным. У нас с вами Госдуме уже тринадцать лет, поэтому давайте будем честными. И те инициативы, которые поднимают представители оппозиционных партий, должны потом в конце концов быть реализованы как инициативы этих партий. И пусть партия большинства голосует за инициативу партии, не имеющей большинства. Вот тогда это будет демократия. А если у оппозиции забрать хорошие предложения, потом как свои подать и объявить народу: вот мы какие демократы, вот как мы всё хорошо делаем - это будет иметь только отрицательные последствия. Партии большинства нужно набираться мужества и положительно реагировать на те предложения партий меньшинства, которые разумны, которые как раз и в интересах партии большинства. Но вас раздражает, что автором законопроекта является представитель оппозиционной партии. Я думаю, это неправильная позиция. Мы совсем мало принимаем законов здесь. То есть получается абсурд: представитель партии "Единая Россия" говорит, что закон принимать не надо, мы подавляем инициативу на местах, а здесь подавляет инициативу фракции ЛДПР - это он может подавлять. Значит, ЛДПР - наплевать, вы в Госдуме, а вот неизвестные партии волка, зайчика, лисы - мы их поддержим, пусть там, на местах, они думают: вот какой молодец Плигин, и "Единая Россия" как бы расширяет демократию на местах. Это анархия на местах, а не демократия! Поэтому если вы хотите защитить плюрализм на местах, так сперва защитите плюрализм здесь, в Государственной Думе. Если оппозиционная партия даёт разумное предложение, его нужно принимать не потому что это от оппозиционной партии, а потому что это для всей страны нужно. Ни в одном парламенте мира нет закона, который позволял бы, чтобы в местных парламентах были другие фракции и другие партии. Это же абсурд! Мы же сами провоцируем расчленение страны: другие партии, другие названия органов власти, другая конституция, другой флаг есть, другой герб есть, осталось только... Что осталось им? Как-то ночью провозгласить независимость своего государства. А потом будем хвататься за голову, думать, как это произошло. А это произошло из-за нарушения стройности и логичности политической системы: страна одна, и здесь не может быть партий, которые в центре, и партий, которые на местах. Политические партии только общероссийские могут быть. На местах могут быть кружки, общества по любым интересам, и мы должны это поощрять. Но политические партии - это составная часть политической власти. Если мы говорим, что власть одна, почему же мы позволяем, чтобы на местах было восемьдесят разных властей? То есть неразумна, нелогична позиция профильного комитета, который сегодня предлагает это не принимать, а через полгода наши же выводы положит в своё представление, и всё будет проголосовано. Я заранее предупреждаю, что мы это будем разоблачать. Всё, что делала ЛДПР тринадцать лет, - это наши наработки, как и создание военного министерства. Будет создано министерство оборонной промышленности, правда, назвали по-другому. Это мы сто раз предлагали, много раз, и в архивах администрации президента есть эти наши предложения, а создают сейчас, а инициатором была ЛПДР. Вот так и здесь: вы примете этот закон через полгода... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, истекли положенные вам пятнадцать минут. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Михаилу Васильевичу Емельянову. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемые коллеги, Владимир Вольфович подробным образом рассказал суть своего законопроекта и даже коснулся нашего заключения. Да, действительно мы подготовили отрицательное заключение на данный законопроект и предлагаем его не принимать. Заключение роздано вам на руки, вы можете с ним ознакомиться. Коротко суть наших возражений сводится к следующему. Мы считаем, что данный законопроект нарушает принцип равенства политических партий. Партии, которые не имеют представительства в Государственной Думе, признаются нашим законодательством. Более того, вы знаете, что те партии, которые набрали определённое количество голосов, даже получают поддержку из государственного бюджета, не будучи представленными здесь, в парламенте. Поэтому мы считаем, что эти предложения будут нарушать принципы справедливой политической конкуренции. Если же Владимир Вольфович хочет решить вот тот вопрос, который он поднимает, то надо изменять закон "О политических партиях" и признавать политическими партиями практически только те, которые имеют представительство в федеральном парламенте. Тогда всё встанет на свои места и не надо будет трогать закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". Есть и политическая составляющая у этого законопроекта. Политические партии, которые представлены в Государственной Думе, и так имеют большое преимущество перед теми партиями, которые в Госдуме не представлены, потому что наши партии постоянно находятся на экранах телевизоров, мы имеем дополнительные возможности для выступлений, каждая из присутствующих здесь политических партий. И если даже в условиях объективных политических преимуществ партии, представленные в парламенте, не могут в регионах пробиться в парламенты, то это уже проблема региональных организаций. Трудно объяснить, если в том или ином регионе партия получила на федеральных выборах 10 процентов голосов, а через полгода на выборах в законодательный орган субъекта Федерации не может получить и 1 процент. Ну, это уже претензии, видимо, к региональным лидерам и к самим партиям, надо более тщательно проводить селекцию региональных лидеров. Поэтому, конечно, объективно Владимир Вольфович прав в том, что чем сильнее федеральные партии, тем как бы крепче единство государства, но самим политическим партиям необходимо заботиться о своих структурах на местах, проводить соответствующую кадровую работу и усиливать свои позиции в субъектах Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Пожалуйста, какие есть вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть, вижу две руки. Подводим черту. Депутат Овсянников, а потом депутат Конев. Пожалуйста, депутату Овсянникову включите микрофон. ОВСЯННИКОВ В. А. Ну, в данном законопроекте, представленном Владимиром Вольфовичем, в общем-то, по-моему, всё ясно и понятно. И сегодня создаётся впечатление, что попытка как-то, дескать, дать карт-бланш тем партиям, которые абсолютно никаким образом не влияют на внутриполитическую ситуацию в России, - это, по меньшей мере, заигрывание с губернаторами, чтобы создать для них возможность для выдвижения в парламент собственных, вот именно узкокелейных таких, якобы общественных или политических направлений. То есть, по сути, это отдаётся на откуп губернаторам - местные, региональные выборы, не более того. А ссылки на Конституцию, что где-то мы в чём-то как-то ущемляем, - ну давайте тогда менять Конституцию! В конце концов не за горами, я чувствую, изменение Конституции по третьему сроку Президента Российской Федерации. А уж если речь идёт о строительстве в Российской Федерации трёх- или четырёхпартийной системы, то, я думаю, тема вот этого законопроекта в самую суть попадает. Поэтому имеет смысл поддержать. Я не буду долго рассказывать о прелестях того, что сегодня предложила ЛДПР, я думаю, что имеет смысл поддержать. И всё-таки в будущем действительно к этому придёт парламент, в том или ином составе, но придёт, потому что так или иначе лишний обоз не нужен. Те партии, которые сегодня создаются и на местах, скажем так, имеют проход в региональные парламенты, ничем не смогут помочь всей России, а на месте, учитывая поддержку, абсолютную поддержку губернатора, они расширяют, расправляют плечи и показывают, дескать, вот мы какие. Тем самым они бьют по общефедеральным партиям, по тем партиям, которые на политической сцене России уже не один десяток лет и действительно делают дела, реальные дела. И в первую очередь они бьют по партии "Единая Россия", местные, вот эти местечковые партии, созданные искусственно под очередные региональные выборы. Поэтому имеет смысл поддержать. Я думаю, что мы сделаем шаг вперёд, навстречу пожеланиям многих граждан, потому что липы все эти уже пора убирать, они не нужны и действительно только мешают. И тема сегодняшнего законопроекта действительно - давайте запомним эту дату - рано или поздно всплывёт, рано или поздно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Конев Юрий Михайлович, пожалуйста. КОНЕВ Ю. М. Спасибо большое. Я поддерживаю заключение комитета, естественно. Считаю, что, если политическая партия проходит на федеральном уровне в Госдуму, то она должна иметь достаточно сильные позиции и в регионах. Но если она в регионах не имеет сильных позиций, надо тогда смотреть структуру этой партии и её работу в регионах. Нельзя сегодня вести такую казарменную политику в отношении партий, которая предлагается Владимиром Вольфовичем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. На заключительном слове настаивает Жириновский. Пожалуйста, включите на месте микрофон депутату Жириновскому. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот в этом и наша беда, может быть: такая простая поправка к закону - и полное непонимание со стороны представителя комитета и депутата Конева. Мы же говорим о стране, а не о том, что какая-то партия в центре имеет поддержку, а где-то на местах не имеет. Если это попытка уколоть ЛДПР, то у нас на местах всё есть, везде есть поддержка. Мы говорим об анархии, о том, что мы всё равно к этому придём. Я вас уверяю: через год этот закон будет принят. Тогда какими глазами депутат Конев будет смотреть на меня, когда партия большинства примет его? И это будет в интересах всей страны, и комитет даст другое заключение на аналогичную поправку к закону. Вот я к этому вас призываю, депутатов, - быть честнее. Вот сохраните документы нашего сегодняшнего заседания, а через полгода, через год вы увидите, как поправка пройдёт с перевесом голосов конституционного большинства. Тогда какими глазами вы будете смотреть на меня, если сегодня такие вот доводы приводите? Вы прекрасно понимаете, что это произойдёт, что именно так и будет. Хотя бы не выступайте, и всё! Не голосуйте, но и не выступайте! Я имею в виду депутата Конева. При чём здесь это - какая-то партия на местах не пользуется доверием, а в центре пользуется? Вы назовите мне страну, где была бы такая анархия, чтобы в центральном парламенте одни партии, а на местах - другие. В этом же беда России - мы же самая анархическая страна в мире, поэтому у нас происходят революции. У нас потому бардак до сих пор в стране, что полно анархистов. Нужна стройная государственная система, а вы начинаете тыкать друг друга, укалывать кого-то там: у кого какое влияние на местах. Так его никогда не будет, влияния на местах. Это же фальшивые партии, на местах созданные мафией. Хоть одна из них выросла во всероссийскую партию? Хоть одна из них второй раз представлена в местном парламенте? Нет. Это однодневки, чтобы мафия получила своё представительство, потому что индивидуально они не хотят идти. Поэтому я обвиняю вас, тех, кто выступает против данного закона, в том, что вы покрываете на местах мафию, жуликов, бандитов, которые создают временные партии и прорываются в местный парламент, чтобы творить свои дела, а потом слушаете послание президента, который говорит о коррупции в стране. Вот чему потакаем мы с вами! Потакаем развитию коррупции из-за таких фальшивых депутатов от фальшивых партий на местах. Вот об этом подумайте, о вашей ответственности на будущее. Я вас уверяю, года не пройдёт, как примете данный закон, но другой будет автор, другая партия, как цирковые собачки, подымете триста пятьдесят рук за данный закон, и ни одного возражения не будет у вас. Наша с вами беда в том, что слишком поздно в России запрягаем, так сказать, а потом быстро скачем. Вот не надо поздно запрягать, и быстро скакать не надо, а то быстро скачем - разрушаем страну, а запрягаем поздно - не можем вовремя совершенствовать политическую систему. Запомните, что года не пройдёт, как данный закон вы все организованно примете, но он будет под другой фамилией, от другой партии. Но историческую память вам не стереть - всё равно все будут знать, что автором была ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 21 сек.) Проголосовало за 35 чел.7,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 35 чел. Не голосовало 415 чел.92,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 249425-4 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о распределении депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОГАН А. Б. Спасибо, Любовь Константиновна. Дело в том, что у вас находится письменное заявление Островского о снятии 16-го вопроса. Есть предложение вместо 16-го вопроса рассмотреть 19-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович не возражает? Не возражает. Хорошо.