Заседание № 164

02.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249394-8 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления для работников государственных и муниципальных учреждений доли выплат по базовым окладам (базовым должностным окладам), базовым ставкам заработной платы по профессиональным квалификационным группам в структуре заработной платы (оплаты труда) работников не ниже 70 процентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2123 по 2761 из 4631
Переходим к 8-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в    
статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей          
Анатольевич Кузнецов.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект является        
предложением самих работников бюджетной сферы, родился, так сказать, в полях,   
в столкновении с теми проблемами, с которыми сталкивается большинство           
работников бюджетных организаций. Что же явилось причиной появления этого       
законопроекта? Причина - в двух направлениях.                                   
                                                                                
Первое - продолжающееся неисполнение майских указов президента от 2012 года,    
согласно которым заработная плата работников бюджетной сферы определённых       
категорий должна соответствовать средней заработной плате по региону. Вот       
смотрите, уже больше десяти лет прошло, а эта, казалось бы, такая актуальная,   
правильная задача до сих пор не выполнена, до сих пор саботируется её решение   
под разными предлогами и с помощью разных инструментов.                         
                                                                                
Так вот, одним из инструментов, с помощью которого саботируется исполнение      
указа президента о повышении заработной платы бюджетникам до средней по         
региону, является та система, которая сегодня существует в части начисления     
заработной платы работникам бюджетной сферы. Что здесь происходит? Вот          
давайте я приведу несколько цифр. Вообще, у нас государство является            
крупнейшим работодателем: порядка 20 процентов занятого населения в России -    
это работники государственного сектора, бюджетных организаций, это оценка       
учёных Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. При     
этом структура заработка этих граждан асимметрична: до 60 процентов их дохода   
приходится на разного рода стимулирующие выплаты, распределение по              
формальному принципу разных премиальных и так далее, и так далее. То есть 60    
процентов того, что они получают, - это не оклад, не фиксированная выплата, а   
выплата, которая зависит от их руководства.                                     
                                                                                
Так вот в чём здесь инструмент манипуляций? Дело в том, что можно повышать      
заработную плату, не повышая её на самом деле. То есть формально она как бы     
будет соответствовать тем указаниям, которые даны, но фактически дело будет     
заканчиваться тем, что люди не получают тех средств, которые они должны         
получать как заработную плату за определённое количество своих услуг. То        
есть, скажем, для учителей это оборачивается чем? Вот для учителя 18 учебных    
часов в неделю считается нормой, при которой он способен нормально              
обеспечивать учебный процесс. Сегодня, посмотрите, во всех школах что           
происходит? 40 часов, 24 часа минимум, не считая при этом ещё нагрузки по       
проверке тетрадей, внеклассной работы и всего остального. Происходит            
перегрузка наших учителей, при этом они получают небольшие деньги - это         
приводит к вымыванию специалистов из этого сектора. Сегодня их огромная         
нехватка! Я говорю только про школы сейчас, но примерно та же ситуация ведь и   
в муниципальном управлении может быть в разных городах, то же самое             
происходит в научных учреждениях, в вузах наших. Это одна сторона проблемы.     
                                                                                
Так вот, мы предлагаем бороться с этой проблемой очень простым методом:         
размер оклада в заработной плате бюджетного сотрудника должен составлять не     
менее 70 процентов, чтобы стимулирующие и премиальные выплаты не были           
инструментом манипуляций. Если повышается зарплата, значит, она должна          
повышаться. А то получается так: маленький оклад повысили, а стимулирующие      
выплаты убрали чуть-чуть, то есть формально как бы выполнили, подняли           
заработную плату, а на самом деле - нет. Но это только одно направление         
проблемы.                                                                       
                                                                                
Второе направление - это сумасшедшее социальное расслоение внутри одного        
учреждения, будь то школа, будь то вуз, будь то ещё какое-то государственное    
учреждение. В чём оно заключается? Оно заключается в том, что руководитель      
учреждения может получать, как в случае с высшими учебными заведениями, до      
миллиона рублей, а рядовые сотрудники получают в десятки раз меньше, хотя в     
окладах у них разница такая не допускается. Вроде в окладах у них разница       
должна быть небольшая (она и есть небольшая), но за счёт стимулирующих          
выплат, премиальных и всего остального у одного получается миллион рублей, а    
у второго - 30 тысяч.                                                           
                                                                                
Коллеги, мы хотим, чтобы у нас в результате вот такого распределения            
заработной платы хоть что-то стимулировалось в нашей стране. Конечно, при       
отсутствии справедливости ничего нормального ни в школах, ни в вузах            
происходить не будет. Посмотрите на данные, которые приводит профсоюз           
"Учитель" по нашей стране. Дело в том, что в действительности даже то, что мы   
сейчас заложили в первом чтении бюджета Российской Федерации повышение в        
следующем году минимального размера оплаты труда на 18,5 процента, в            
сравнении с существующими заработными платами учителей не выдерживает           
абсолютно никакой критики. Посмотрите, менее половины МРОТ - оклад в 40         
процентах регионов, от половины до 75 процентов МРОТ - в 39 процентах           
регионов. Это говорит о чём? О том, что то повышение заработных плат, которое   
вы заложили, мы с вами заложили по поручению президента в следующем году, уже   
съедено вот этой системой манипуляций, системой распределения,                  
несправедливого распределения заработных плат в нашей стране.                   
                                                                                
Коллеги, законопроект очень простой, он состоит из одной фразы - о том, что     
не допускаются должностные оклады в размере менее 70 процентов заработной       
платы работника. С помощью этого инструмента мы с вами заставим прекратить      
саботировать повышение заработной платы в бюджетной сфере и выполнить           
поручение президента, данное более десять лет назад, коллеги.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Виктория Сергеевна Родина.                               
                                                                                
РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Разделяем вашу озабоченность        
относительно системы оплаты труда работников государственных и муниципальных    
учреждений, но вместе с тем необходимо отметить, что с учётом существующего     
разграничения полномочий органов власти различных уровней применение базовой    
ставки заработной платы по профессиональным классификационным группам при       
оплате труда работников носит рекомендательный характер, что в настоящее        
время является инструментом, который позволяет Правительству Российской         
Федерации при необходимости осуществлять соответствующее регулирующее           
воздействие на региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы     
точечно, в отношении отдельных категорий работников. Что касается базовой       
ставки в структуре оплаты труда работников государственных и муниципальных      
учреждений - не ниже 70 процентов. Необходимо одновременно рассматривать и      
сохранение дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы,            
определённой отраслевыми системами оплаты труда, и пересмотр работодателями     
систем премирования.                                                            
                                                                                
Коллеги, напомню, что в данной инициативе, о которой говорил Андрей             
Анатольевич так ярко и так красочно, на самом деле написано, что доля выплат    
по окладам в структуре заработной платы должна быть в едином размере для        
работников всех отраслей бюджетной сферы без учёта существующих особенностей,   
о которых я сказала ранее, то есть фактически предлагается уравнять всех.       
Законопроект каких-либо данных и расчётов, характеризующих размер возникающих   
дополнительных расходов, не содержит.                                           
                                                                                
Счётная палата - коллеги, внимание! - в своём заключении отмечает, что          
согласно единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и    
местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и                
муниципальных учреждений на 2022 год, утверждённым Российской трёхсторонней     
комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (коллеги, если          
интересно, это протокол № 11 от 23 декабря 2021 года), диапазон                 
рекомендованного размера доли выплат по окладам в структуре заработной платы    
в 2022 году составил от 50 до 70 процентов, подчеркну, с учётом специфики       
трудовой деятельности отдельных категорий работников.                           
                                                                                
Коллеги, и ещё напомню, что в 2021 году Правительство Российской Федерации в    
этой части сделало шаг: запустило в семи регионах пилотный проект по            
внедрению новой системы оплаты труда медицинских работников государственных и   
муниципальных учреждений в системе здравоохранения.                             
                                                                                
Отмечу, что от органов государственной власти девяти субъектов Российской       
Федерации получены отрицательные отзывы, положительных отзывов нет. Счётная     
палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, комитет        
Совета Федерации не поддерживают законопроект. Сторона Российской               
трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,           
представляющая профсоюзы, также законопроект не поддерживает.                   
                                                                                
Коллеги, уверена, что позже мы вернёмся комплексно к поднятому вами вопросу,    
но сейчас, поскольку данная инициатива не учитывает ни специфику, ни            
дифференциацию трудовой деятельности работников государственных и               
муниципальных учреждений, нет никаких расчётов, Комитет по труду, социальной    
политике и делам ветеранов не поддерживает данный законопроект и рекомендует    
Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Анатольевич, а вы не пытались итоги этого     
эксперимента запросить? По моим данным, он успешно умер. Я имею в виду          
межведомственную группу, её пилотные проекты. Хотя это надо не у Кузнецова      
требовать, а в этой межведомственной рабочей группе: они потратили              
государственные деньги, им было дано поручение премьером.                       
                                                                                
Мне кажется, что как бы законопроект-то правильный. У Андрея Анатольевича нет   
таких инструментов, какие есть у правительства, но предложение его, с нашей     
точки зрения, правильное.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Иван Иванович, я просто удивился, что Виктория Сергеевна не ответила на         
вопрос Николая Васильевича. Но я готов продолжить этот самый вопрос.            
                                                                                
Уважаемая Виктория Сергеевна, вы сказали, что позже мы к этому вопросу          
вернёмся. Вот мы возвращаемся к этому вопросу позже уже из года в год, причём   
я берусь утверждать, что в пересчёте на нагрузку реальная заработная плата      
педагогических работников, медицинских работников, работников культуры (про     
госчиновников говорить не буду) падает. Скажите, пожалуйста, когда наступит     
это обещанное "позже"? Насколько я понимаю, эксперименты отложены.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктория Сергеевна.                           
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Олег Николаевич, на самом деле действительно данный      
проект отложен по социально-экономическим причинам, но отложен до 2025 года.    
Предлагается всё-таки посмотреть, как работает в пилотном варианте данная       
система, если это необходимо, донастроить её, а уже потом применить ко всем     
структурам бюджетной сферы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Андрей Анатольевич, ну, идея благая, тем не менее хотелось бы узнать: вот в     
финансово-экономическом обосновании вы пишете, что не потребуется               
дополнительных средств, но здесь же, в законопроекте, мы прописываем, что       
надо поднять заработную плату. Ну, я прекрасно понимаю, что те субъекты         
Российской Федерации, которые самодостаточны (ну, Москва, Московская область,   
Татарстан, наша родная Свердловская область), чисто гипотетически могут себе    
это позволить, а как быть с теми регионами, которые дотационные? То есть,       
если мы будем в случае принятия закона поднимать и доводить до этого уровня     
заработную плату, понятно, что это всё будет ложиться на плечи в том числе и    
федерального бюджета. Всё-таки хотелось бы понять, потребуются ли               
дополнительные денежные средства? Если да, то сколько, в каком объёме?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кузнецову включите микрофон.                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо большое, Андрей Геннадьевич, за ваш вопрос. Вы знаете,   
это законопроект-то технический на самом деле, он рамочный, он устанавливает    
рамки, как считать. И речь не идёт о каких-то дополнительных деньгах -          
отдайте те, которые должны отдать!                                              
                                                                                
Мы же за счёт внутреннего перераспределения... Я вам приводил примеры: у        
одних зарплата высокая, у других - вообще мизерная, еле преодолевает, а у       
некоторых и не преодолевает МРОТ, который только будет введён в следующем       
году. Вы внимательно слушали цифры, я их называл. МРОТ, который мы повысили,    
в следующем году уже не будет соответствовать той заработной плате, которая     
есть, понимаете? Так что дополнительных средств здесь не нужно.                 
                                                                                
Что касается дотационных территорий. Ровно так, как сейчас распределяется,      
так и дальше будет распределяться, просто правило распределения будет более     
справедливое, вот и всё.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня тоже вопрос к авторам.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, нужно всё-таки уточнить, что эксперимент приостановили   
в связи с тем, что регионы сами попросили. Дело в том, что сегодня существует   
масса доплат, ну, например, за стаж работы, за классное руководство,            
социальные доплаты на оплату услуг ЖКХ, стимулирующие выплаты за подготовку     
чемпионов олимпиад по разным предметам. Да, они занимают действительно          
большую долю в составе заработной платы, но отказаться от них сегодня, ну,      
социально неграмотно как минимум. Между тем, вот я могу сказать, в              
Краснодарском крае 50 школ строится за один год, и на всё это нужны фонды       
оплаты труда. Конечно, это большой вопрос: как перераспределить?                
Перераспределить нужно, но где взять средства на это? Правительство разводит    
руками, сегодня очень сложно при дефицитном бюджете их найти, но авторы         
законопроекта наверняка знают, с их более глубокими знаниями, чем у             
финансового блока правительства, мы наверняка получим точный ответ на вопрос,   
где взять деньги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кузнецову включите микрофон.                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Ну, есть поручение президента, уважаемая Светлана Викторовна.    
Если бы правительство задавалось этим вопросом, оно, наверное, за десять лет    
могло бы уже найти на него ответ, где взять деньги.                             
                                                                                
Ну, а конкретно где их брать, мы вам при рассмотрении бюджета неоднократно      
показывали. Вот навскидку вам насчитали 7,6 триллиона рублей, которые будут     
просто за счёт того, что мы перестанем платить за посредничество при            
перепродаже топлива, мы перестанем возвращать этот вывозной НДС тем, кто        
вывозит сырьё из страны, например, монополию на производство этилового спирта   
возьмём в государственные руки и так далее, и деньги появятся. Просто если      
задача не стоит, то и денег нет. У нас нет даже 2 миллиардов на                 
детей-инвалидов, которые родителей потеряли, а вы тут спрашиваете про           
зарплату для бюджетников. Просто надо искать, и найдём.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемая Виктория Сергеевна, я прочитал в заключении комитета о том, что,      
дескать, это можно урегулировать постановлением правительства. Скажите,         
пожалуйста, какое решение должна принять Государственная Дума, чтобы побудить   
правительство решить проблему с таким расслоением в фонде оплаты труда, в       
оплате в пределах даже одного учреждения? Вот скажите, что нужно? Просто        
пишете, что не надо закон принимать, что на самом деле это полномочия           
правительства, но правительство этого не делает. Скажите, у вас какой-то        
альтернативный вариант есть?                                                    
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Валерий Карлович, дело в том, что правительство как      
раз своим решением регулирует этот вопрос, с чего я начала: Правительство       
Российской Федерации осуществляет регулирующее воздействие на региональные      
системы оплаты труда в тот момент, когда это необходимо.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктория Сергеевна.              
                                                                                
Есть желающие выступить? Есть.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции, Валерий Карлович?             
                                                                                
Семь минут поставьте. Всем трём выступающим ставьте семь минут.                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря,    
удивительно: коллеги из зала задают вопрос, где взять деньги. Слушайте, я с     
этой трибуны, вот если посмотреть мои выступления, в каждом своём выступлении   
указываю источники финансирования, в каждом! Видимо, до вас это всё равно не    
доходит, поэтому мне придётся повториться.                                      
                                                                                
Где взять деньги на то, чтобы поднять заработную плату бюджетникам? Слушайте,   
ну вы по 3,3 триллиона рублей отрицательных акцизов отдаёте нефтяникам в год.   
Суммы, о которых здесь идёт речь, гораздо меньше. Ну что вам ещё нужно? Это     
вам только один источник привожу. Дальше, отмена возврата НДС экспортёрам       
сырья - 2 триллиона рублей. Проведение государственных закупок у                
взаимозависимых лиц через проведение конкурентных процедур - минимум 6          
триллионов рублей, из них половина - это бюджетные, а вторая половина - это     
деньги естественных монополий и региональных бюджетов. Ну сколько вам ещё       
нужно? В конце концов, возьмите плоскую шкалу страховых взносов, давайте её     
введем - вот вам, пожалуйста, сразу же совсем другая сумма платежей в           
Социальный фонд будет. Напоминаю, что шкала у нас регрессивная. Ну что ещё      
нужно? Ну всё же понятно: деньги есть.                                          
                                                                                
Второй вопрос: проблема вообще существует или нет? Я задаю вопрос: существует   
проблема или нет? Ну, мне представитель комитета говорит: так правительство     
же регулирует, вроде как и нет этой проблемы, вот этого расслоения, когда       
заработная плата в рамках одного учреждения - подчёркиваю, одного               
учреждения!.. Вроде все работают в школе, все учат детей, но почему-то          
заработная плата в одной школе может на порядок отличаться. И у врачей то же    
самое. Ну есть же это? Есть. Проблема это? Конечно, проблема! Это               
справедливо? Нет, несправедливо. Надо это устранять? Надо!                      
                                                                                
Говорю: если вам не нравится наш законопроект, предложите своё решение. Да      
нет, говорят, ничего предлагать не надо, у правительства все полномочия есть.   
Но правительство не выполняет свои полномочия, оно эту задачу не решает, и      
поэтому мы внесли проект закона.                                                
                                                                                
Указ президента есть. Послушайте, есть в зале люди, которые спорят с целями,    
которые нужно достичь по указу президента? Нет, никто не спорит. Вот мне тут    
выкрикивают с места, что он же по средней всё считает. Да в том-то всё и        
дело, что, если по средней считать, вроде как выполнен указ президента, но у    
одного густо, у другого пусто (мы приводили с этой трибуны пример): я ем        
мясо, а сосед капусту, а вместе мы едим голубцы. Ну нормально? Ну что это       
такое, в конце концов?! Мы потому и предлагаем: давайте мы наведём здесь        
порядок, 70 процентов заработной платы в бюджетной сфере будет гарантировано,   
а дальше всё остальное будет уже надбавками. И тогда, соответственно, вот это   
расслоение в заработных платах будет очевидно сразу же, в самой окладной        
сетке, вот и всё. Это же нормально. Не понимаю, почему вы против этого.         
                                                                                
Ну уж про деньги мы даже не говорим, но если вы считаете, что нужно денег       
добавить, то давайте добавим, я вам источники привёл, их хватит не на один и    
даже не на десять таких законопроектов, а на пятьдесят таких законопроектов,    
эти источники вы могли бы сейчас привлечь, для того чтобы профинансировать      
все эти обязательства.                                                          
                                                                                
Коллеги, не оглядывайтесь на правительство, берите и голосуйте. Правительство   
не хочет выполнять свои обязанности, но граждане на встречах придут к вам,      
поэтому, коллеги, поддержите нас, проголосуйте за это. Люди вам скажут          
спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Чернышов Борис Александрович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, те       
цели и та постановка вопроса, которые заложены в данном законопроекте, не       
могут быть не поддержаны как минимум депутатами Государственной Думы, потому    
что тема действительно важная. И социальное расслоение, и нехватка денег в      
отраслях, связанных с социальной политикой, в образовании и здравоохранении,    
- это ключевые темы, о которых мы с вами постоянно говорим, к нам постоянно     
приходят граждане. Ну, это ключевые темы, с которыми мы сталкиваемся. Но, мне   
кажется, здесь вопрос-то намного глубже, вопрос прежде всего в том, что мы      
сами себя... точнее, не мы, а некоторые наши коллеги зачастую нас могут         
как-то вводить в заблуждение, обманывать попросту.                              
                                                                                
И знаете, раз уж есть такая возможность, давайте мысленно перенесёмся на одно   
из совещаний в Оренбургской области, где, со слов министра образования,         
средняя нагрузка на педагога - 1,2 ставки, а средняя зарплата педагога в        
Оренбуржье составляет 41,8 тысячи рублей, что не ниже средней величины по       
региону. И в тот же момент, оппонируя ему, представитель Федеральной службы     
государственной статистики по Оренбургской области приводит совершенно другие   
данные: среднемесячная зарплата в образовании на август 2023 года составляет    
25 153 рубля, что является самой низкой зарплатой по отраслям, а на период с    
января по август 2023 года - целых 37 526 рублей, что всё равно ниже средней    
величины по региону. СМИ писали, что на июль 2023 года средняя зарплата         
педагога в регионе около 22 тысяч рублей. При этом интересно также почитать и   
комментарии под этим видео, там совещание идёт, важные люди в костюмах сидят.   
И складывается впечатление, что и по ставкам, и по нагрузке на учителей нас     
немного вводят в заблуждение. Исходя из данных, которые у нас есть, можно       
сказать: чтобы учитель мог получить какие-то божеские деньги, 35-40 тысяч, -    
именно сфера образования имеется в виду - ему нужно работать на двух ставках.   
По большому счёту, здесь постоянно происходит недооценка учительского труда.    
                                                                                
Мы часто слышим при обсуждении бюджета, при обсуждении и долгом разговоре с     
разными органами исполнительной власти в сфере образования, что повышение       
заработной платы учителей является ключевой задачей. И вот уже не первое        
десятилетие мы подбираемся к вопросу о том, что должен быть единый оклад, но,   
к сожалению, этого так и не происходит. И вот этот обман самих себя приводит    
к тому, что страдают дети и регионы в целом страдают. Мы видим, что нехватка    
учителей-предметников уже исчисляется десятками тысяч человек в российских      
школах, и это ключевая проблема сегодня для нашей системы образования.          
                                                                                
И пока мы не будем выстраивать нормальные зарплаты в отрасли образования, в     
отрасли здравоохранения, у нас будет ещё один, самый главный, как мне           
кажется, основной проблемный момент - люди будут уезжать из регионов,           
переезжать в Москву. Вот есть две школы, школа в Московской области и школа в   
Москве, их разделяет, условно, кольцевая автодорога: зарплата у                 
учителя-предметника в одной - 50 тысяч рублей, а в другой - 120 тысяч рублей.   
И дойти от одной школы до другой можно, ну, пешком, условно. И здесь главная    
проблема сводится к тому, что самые талантливые преподаватели, педагоги,        
особенно наслушавшись историй о том, как хорошо в Москве, да и, честно          
говоря, хорошо работает кадровая служба московской системы образования,         
переезжают в столицу, а вместе с ними переезжают и те возможности, которые      
могли быть у детей в регионах, - на получение хорошего образования, на то,      
чтобы сориентироваться в той или иной профессии, сориентироваться со своей      
профессиональной ориентацией через несколько лет при выборе либо системы СПО,   
либо высшего учебного заведения. И это не будет решаться до тех пор, пока мы    
не создадим равные, справедливые возможности. Ведь мы же хотим, чтобы наши      
регионы развивались равномерно, да, с определёнными коэффициентами, да, с       
определённым пониманием цен в разных регионах. Но пока мы по этому пути не      
пойдём, мы будем и дальше обезлюживать систему образования и систему            
возможностей в нашей стране.                                                    
                                                                                
Безусловно, фракция ЛДПР поддерживает концептуально те решения, которые есть    
в данном законопроекте. Да, действительно, законопроект, возможно, и сырой,     
понятно, в финансово-экономическом обосновании неправильно написано, что        
расходы сводятся к нулю. Большие средства потребуются на это - просто           
перераспределив из одного кармана в другой, не решить эту ситуацию. Но между    
тем фракция ЛДПР настаивает, что данный вопрос должен быть одним из ключевых    
и приоритетных при рассмотрении других вопросов, потому что учителя - это       
основа основ.                                                                   
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович.                             
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Законопроект,          
конечно, надо поддержать, и вот мои аргументы.                                  
                                                                                
Первое. Рассказываю совсем молодым депутатам. В "проклятую" эпоху застоя,       
окончив педагогический институт, я пришёл работать в школу, заработная плата    
была равна двум прожиточным минимумам. Да, по тем оценкам, была равна двум      
прожиточным минимумам, всё остальное - сверх этого базового оклада, причём      
это заработная плата за 18 часов, всё остальное - сверх. Напоминаю про 55-ю     
статью Конституции, которая говорит, что мы не должны принимать законы,         
умаляющие права и свободы человека.                                             
                                                                                
Второе. Я продолжу о том, о чём говорил Андрей Анатольевич. У меня на руках     
находятся, с одной стороны, данные о базовых окладах по разным регионам         
Российской Федерации, которые собрал профсоюз "Учитель", а с другой стороны,    
данные о средней заработной плате в образовании, учителей в данном случае,      
которые собрали, основываясь на официальной статистике, мои помощники.          
Коллеги, послушайте, довольно интересная история.                               
                                                                                
Итак, Карачаево-Черкесская Республика: базовый оклад учителя, не имеющего       
категории, - 3420 рублей, это 15,9 процента заработной платы, которая           
официально, по статистике 21,5 тысячи рублей. Еврейская автономная область:     
3870 рублей - базовый оклад, заработная плата больше 60 тысяч, то есть это      
6,5 процента. Москвы у меня нет, коллеги, по базовым окладам. Камчатский        
край: 5,4 тысячи - соответственно, это 5 процентов от средней учительской       
заработной платы в регионе.                                                     
                                                                                
Сейчас я переверну шпаргалку и продолжу, чтобы не ошибиться, коллеги.           
                                                                                
ХМАО: 7 тысяч - базовый оклад в богатейшем округе, заработная плата - 111,5     
тысячи, соответственно, базовый оклад - всего 6,5 процента. Моя родная Омская   
область: базовый оклад - 10 тысяч рублей, это 21 процент от официальной         
заработной платы омских учителей. Московская область: базовый оклад - 14,8      
тысячи, соответственно, это 17 процентов от средней заработной платы учителей   
в Московской области. И так далее, уважаемые коллеги.                           
                                                                                
Коллеги, вы считаете, что это вообще нормально, когда базовый оклад             
составляет 5, 6, 15 процентов от средней учительской заработной платы? Вы не    
считаете, что это полный хаос и полное безобразие? Вам уже говорили, что не     
превысит половины минимального размера оплаты труда на 1 января оклад учителя   
в 40 процентах регионов, а в 39 процентах регионов оклад составит от половины   
до 75 процентов МРОТ.                                                           
                                                                                
Между тем, уважаемые коллеги, - это третий мой аргумент - Федерация             
независимых профсоюзов России, говорю это как член профсоюзной группы           
"Солидарность", требует, чтобы минимальная заработная плата была самым низким   
уровнем заработной платы, чтобы базовые оклады были не ниже минимальной         
заработной платы. В противном случае мы получаем, с одной стороны, произвол,    
а с другой стороны, колоссальную перегрузку работников, в данном случае         
педагогических и медицинских. Про педагогических работников я надеюсь сегодня   
вам ещё рассказать.                                                             
                                                                                
Валерий Карлович, я вас должен разочаровать: даже в среднем указ президента     
не исполняется по педагогам, по данным Народного фронта, в 75 регионах, по      
врачам - 80 процентов всех врачей не получают той зарплаты, которая им          
положена по указу президента № 597. Это, напоминаю, данные Общероссийского      
народного фронта, а не каких-нибудь очернителей из оппозиции.                   
                                                                                
Далее, коллеги, позиция номер четыре. Я, вообще-то, напомню новым депутатам,    
что депутаты Государственной Думы предыдущего созыва 23 июля 2019 года          
единогласно, повторяю, единогласно голосовали за постановление                  
Государственной Думы, где написано нечто гораздо более серьёзное, чем то, что   
предлагает уважаемый Андрей Анатольевич, а именно за то, что базовый оклад в    
образовании должен быть не ниже 70 процентов от средней заработной платы по     
региону - не просто 70 процентов зарплаты, а не ниже 70 процентов от средней    
зарплаты по региону. Все до единого голосовали за. Мы когда-нибудь будем        
последовательными? Четыре года прошло - что-то изменилось? Только в худшую      
сторону.                                                                        
                                                                                
Пятое. Нам говорят, что разграничение полномочий между центром и регионами      
противоречит этому законопроекту. Коллеги, я вам хочу напомнить, что вся        
политика министерства финансов сводится к следующему: социальные                
обязательства в регионы, а деньги - куда? - сюда. Поэтому денег на социальные   
обязательства в регионах, естественно, нет, поэтому мы не сможем обойтись без   
федерального бюджета. Формально законопроект просто о перераспределении денег   
внутри заработных плат фактически, и, конечно, он потребует денег. Но, если     
законопроект не совпадает с полномочиями, всё-таки давайте будем думать о       
полномочиях, нельзя вешать всю ответственность на одних, а деньги собирать      
другим.                                                                         
                                                                                
И последнее, уважаемые коллеги, что касается межведомственной группы. Я буду    
очень рад, если в 2025 году возобновится работа по медикам. Ну, во-первых,      
работа по образованию ещё не началась. Во-вторых, и это, может быть, самое      
печальное, коллеги, насколько я понимаю, концепция, которая прорабатывается,    
заключается в том, чтобы перейти от системы образования в каждой школе (в       
случае медицины - в каждой больнице) к системе в регионе, при этом считается,   
что денег в регионах достаточно. Денег в регионах недостаточно, коллеги! И к    
тому, что говорил уважаемый Валерий Карлович, я хочу добавить, что мною был     
сделан запрос в Министерство финансов Российской Федерации и получен ответ,     
согласно которому Министерство финансов считает возможным использовать в        
рублях те деньги, которые были заморожены по вине ЦБ и Министерства финансов    
нашими зарубежными - как сейчас говорят, заклятыми - партнёрами. Но если это    
возможно, коллеги, то все серьёзные экономисты говорят одно и то же: даже без   
серьёзного изменения политики можно слегка увеличить дефицит бюджета и решить   
проблемы, иначе учить и лечить скоро будет некому.                              
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Андрей Анатольевич, у вас есть возможность с заключительным словом выступить.   
Пожалуйста, Андрей Анатольевич Кузнецов.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ну, я пройдусь по претензиям, по              
возражениям. Вообще, честно говоря, очень удивлён таким поверхностным           
отношением при рассмотрении этого законопроекта со стороны тех, кто имеет       
реальное влияние на ситуацию, кто реально может повлиять на его принятие, -     
это представители правительства, представители профильного комитета и           
думского большинства.                                                           
                                                                                
Коллеги, ведь та система, которую мы сейчас имеем, это даже не феодальная       
система. Вы, пожалуйста, послушайте не только учителей, но и, вообще, рядовых   
бюджетников во всех отраслях - какому бесправию они сегодня подвергаются! Вы    
им гарантируете той системой, которая сейчас есть, вот тот минимум, который 5   
процентов не составляет от их заработной платы, а всё остальное загоняет их     
как бы вот в ситуацию, когда они даже возразить не могут, потому что, если ты   
будешь возражать, ты лишишься стимулирующих выплат и получишь ровно вот         
минимум, который мы сейчас обсуждали. У нас абсолютно бесправны работники в     
сфере образования, в сфере медицины сегодня. Люди ходят, в кулуарах всё         
рассказывают, выступить не могут, заявление даже не могут... Есть, конечно,     
отдельно взятые профсоюзы, но их потом объявляют чуть ли не экстремистами за    
то, что они это делают. Но, коллеги, причина не в том, что люди что-то делают   
не так или они экстремисты, а причина в несправедливости этой системы, и,       
конечно, это вымывает специалистов, особенно молодых. Посмотрите, какой         
сегодня в школах дефицит учителей химии, физики. Учителя географии найти        
сегодня - это вообще из разряда фантастики! Почему? Да потому, что они туда     
приходят, два-три месяца поработали, столкнулись вот с этим беспределом         
абсолютным - и уходят в другие отрасли. А потом мы говорим о том, какая у нас   
появляется молодёжь, чему там учат детей, какие у них знания, какие у них       
мотивации и так далее. Ничего не будет, потому что поставили на грань           
выживания!                                                                      
                                                                                
И совершенно правильно говорили и Валерий Карлович, и Олег Николаевич: это      
закон о правиле, это правило внутри того, что сейчас есть. Скажите, что 70      
процентов гарантировано человеку, понимаете, а 30 процентов - это надбавки за   
его усилия и так далее, стимулирующие выплаты. С этого начать надо! А вот       
когда возникнет вопрос о том, что вы хотите повысить, вот тогда нужно будет     
искать деньги. И искать деньги надо будет другим законопроектом, который к      
этому законопроекту не имеет никакого отношения.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё-таки хотелось бы предметного рассмотрения. Что нам       
сегодня говорит правительство? Два момента я услышал.                           
                                                                                
Первый. С сентября мы поставили на мониторинг, чуть ли не автоматический,       
каждого человека, видим заработную плату в бюджетной отрасли - как бы           
мониторят, мониторят и мониторят. Десять лет, больше десяти лет прошло с        
указа президента, а у нас министерство только мониторит эту ситуацию! Вам       
профсоюз учителей говорит уже, все цифры показали: в 40 процентах регионов      
оклады ниже МРОТ - что ещё можно искать?                                        
                                                                                
И второе, что я услышал. До 2025 года мы обязуемся, значит, внести глобальное   
изменение в систему оплаты труда, которое будет предусматривать всё             
остальное. Я на заседании комитета это слышал - и на одном, и на другом.        
Обещания, 2025 год... Слушайте, люди рождаются и умирают - сколько можно        
кормить "завтраками"? Надо делать, надо решаться, брать ответственность за      
это, искать деньги, сделать это направление приоритетным. Слова мы все          
говорим, 1 сентября цветы приносим, все поздравляют, телеграммы шлют: "Как мы   
вас любим!" А вот так мы вас любим на самом деле - вот, феодальная система:     
30 процентов - это оклад, в лучшем случае, а 70 процентов - это мы вас на       
крючке держим, чтобы вы никуда не дёрнулись. И ещё отчитываемся, что мы         
подняли заработную плату. Показали, что мы чего-то там дали, а на самом деле    
дробим ставки и всё остальное, за счёт дробления ставок улучшаем, так           
сказать, среднюю картину по больнице.                                           
                                                                                
Коллеги, принципиальный вопрос, прошу проголосовать за.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
Виктория Сергеевна Родина, содокладчик, пожалуйста.                             
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемые коллеги, спасибо большое за дискуссию, но яркие          
выступления наших коллег мало относятся к данному законопроекту. Напомню, что   
в случае принятия данного законопроекта у большего количества работников        
бюджетной сферы будет наблюдаться не увеличение, а уменьшение заработной        
платы, так как данная инициатива не учитывает, помимо специфики трудовой        
деятельности, также и региональные доплаты для данной категории работников.     
Мы не можем допустить ухудшения уровня жизни наших граждан.                     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна.                              
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.