Заседание № 138

23.12.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249303-6 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 651 по 671 из 3092
5-й вопрос, проект федерального закона "Об основах социального обслуживания     
граждан в Российской Федерации". Докладывает Галина Николаевна Карелова.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду, социальной    
политике и делам ветеранов подготовил законопроект к третьему чтению, все       
необходимые экспертизы проведены. Прошу поддержать данный законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список. Спасибо.                                                       
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1741 по 1836 из 3092
5-й вопрос, проект федерального закона "Об основах социального обслуживания     
граждан в Российской Федерации". По мотивам выступает Николай Васильевич        
Коломейцев.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В первую очередь надо           
поблагодарить Галину Николаевну Карелову, потому что она после первого чтения   
сделала героические усилия, я бы сказал, и в результате поменяли многие         
положения этого законопроекта, но мы поддержать его не можем. Почему? Вот       
вдумайтесь: 34 миллиона наших граждан сегодня в той или иной степени            
нуждаются в социальной поддержке, и мы за эти 34 миллиона граждан возложили     
ответственность на нищающие субъекты Российской Федерации! Я вам напомню, что   
за этот год задолженность консолидированных бюджетов субъектов Федерации        
увеличилась более чем на 300 миллиардов рублей и составляет уже более 1         
триллиона 600 миллиардов - и чем мы с вами предлагаем сегодня им помочь? Мы     
предлагаем в этом законе коммерциализировать оказание социальных услуг!         
                                                                                
Мы считаем, что забота о нищих и бедных - это первейшая задача любого           
государства, которое называет себя социальным, мы же с вами одной рукой         
отнимаем, а другой даём полномочия субъектам Федерации, 90 процентов которых    
дотационные. К тому же мы нарушаем единство конституционной ткани               
государства. Почему? Не заслуга субъектов, что у них нефть и газ, - это         
заслуга всех граждан Российской Федерации, которые своими предыдущими           
налогами обеспечивали разведку, разработку месторождений, прокладку             
газопроводов. Но получается так, что те, кто оказался в нужном месте в нужное   
время, могут сегодня и зарплату хорошую платить, и пенсию хорошую насчитать,    
и социальное обслуживание оказывать на европейском уровне, но те, кому не       
привелось жить среди газо- и нефтевышек, у нас поставлены, извините, в          
скотские условия, им администрации не могут оказать содействие не потому, что   
не хотят, а потому, что у 90 процентов из них бюджеты дотационные. Вообще-то,   
нам с вами надо нести ответственность за более справедливое обеспечение         
граждан, за бюджетную обеспеченность. Вот здесь сейчас присутствуют             
представители социального блока правительства, большая часть заместителей.      
Нам надо бы ускорить решение вопросов, связанных с принятием стандартов         
бюджетной обеспеченности граждан, чтобы мы с вами более справедливо делили      
бюджетные средства, и тогда уже этот закон сможет работать, а сегодня, я        
уверен, он работать не сможет, хотя, я скажу ещё раз, Галина Николаевна и её    
рабочая группа серьёзно доработали и исправили его.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Галина Николаевна Карелова.                                                     
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, прежде       
всего спасибо за высокую оценку, хотя сразу отмечу, что она касается работы     
не только одного человека, было бы ошибочно полагать, что кто-то один может     
качественно поменять законопроект ко второму чтению. Я хотела бы сегодня        
проинформировать депутатов о том, что в доработке этого законопроекта           
принимали участие депутаты всех фракций и, по сути дела, поправки практически   
от всех фракций в той или иной мере повлияли на качество законопроекта. Более   
того, в его доработке очень заинтересованное участие принимали представители    
большого количества общественных организаций, и, самое главное, на всех         
стадиях над этим законопроектом активно работали представители Общественной     
палаты.                                                                         
                                                                                
Я хочу ещё раз проинформировать депутатов о том, что законопроект серьёзно      
улучшает действующее законодательство в сфере социального обслуживания          
граждан, самое главное, при подготовке ко второму и, соответственно, к          
третьему чтениям мы смогли поправками провести самые важные решения, в          
частности, позволяющие значительно увеличить количество граждан, имеющих        
возможность получать социальные услуги бесплатно. Я напомню, что по             
действующему сегодня законодательству бесплатно могут получать социальные       
услуги те граждане, у которых среднедушевой доход ниже одного прожиточного      
минимума, а по этому закону смогут получать бесплатно социальные услуги те      
граждане, у которых среднедушевой доход ниже полутора прожиточных минимумов,    
это большее количество людей. Более того, мы прописали переходные положения,    
в соответствии с которыми ни один гражданин и ни один регион не будут           
получать социальные услуги в меньшем объёме, чем по действующему                
законодательству.                                                               
                                                                                
Учитывая сказанное, прошу вас поддержать данный законопроект, он                
действительно повышает и доступность, и качество социальных услуг.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              249 чел.55,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    250 чел.                                          
Не голосовало                 200 чел.44,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 136

18.12.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249303-6 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (принят в первом чтении 14 мая 2013 года с наименованием "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3229 по 3308 из 7748
Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении. 7-й пункт повестки дня,        
проект федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в       
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Галина Николаевна Карелова, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду,            
социальной политике и делам ветеранов подготовил данный законопроект ко         
второму чтению. Сегодня Андрей Константинович Исаев очень подробно говорил о    
том, что над подготовкой законопроекта ко второму чтению трудилась рабочая      
группа, в её работе принимали участие не только депутаты Госдумы, члены         
Совета Федерации, представители министерств, ведомств и регионов, но и          
большое количество представителей общественных организаций.                     
                                                                                
В конечном итоге мы пришли к той редакции, которую просим вас поддержать:       
законопроект, принятый в первом чтении, существенно улучшен, в частности,       
расширены основания для признания гражданина нуждающимся в социальном           
обслуживании, это статья 15. Как уже сказал Андрей Константинович Исаев, мы     
провели все необходимые переговоры с правительством и достигли согласия по      
поводу повышения размера среднедушевого дохода для предоставления социальных    
услуг бесплатно. По действующему законодательству на сегодняшний день           
получают услуги бесплатно те граждане, среднедушевой доход которых ниже         
одного прожиточного минимума, в новой редакции законопроекта этот размер        
увеличен в 1,5 раза от величины прожиточного минимума. Мы полагаем, что         
основные задачи, которые депутаты ставили перед комитетом при подготовке        
законопроекта ко второму чтению, мы выполнили.                                  
                                                                                
В комитет поступило 265 поправок, из них 55 внесены в таблицу № 1, мы           
рекомендуем эти поправки к принятию, остальные поправки - к отклонению.         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1, рекомендуемых к принятию? Нет.         
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению?            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Микрофон на центральной трибуне включите.                                       
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку. Мы подготовим к         
третьему чтению законопроекты и до конца этой сессии вынесем на голосование,    
но я прошу вас обратить внимание на пункт 3 проекта постановления Госдумы, о    
котором говорил Исаев.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6177 по 6193 из 7748
7-й пункт, проект федерального закона "Об основах социального обслуживания      
граждан в Российской Федерации".                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.34,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 97

14.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249303-6 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3942 по 4709 из 6563
Рассматривается 11-й пункт порядка работы, проект федерального закона "Об       
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". С           
докладом выступает Алексей Витальевич Вовченко, заместитель министра труда и    
социальной защиты Российской Федерации.                                         
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект, который              
представляется вашему вниманию, является одним из базовых документов, базовых   
законопроектов всей системы социальной защиты населения, и регулирует именно    
сферу социального обслуживания населения. В данном случае речь идёт не о        
выплатах, пособиях, компенсациях, а именно о системе оказания прямых услуг      
населению, системе социального обслуживания.                                    
                                                                                
Законопроект трижды рассматривался федеральными органами исполнительной         
власти, проходил широкое общественное обсуждение, рассматривался также в        
комитетах Государственной Думы, и все поступившие обоснованные предложения и    
замечания к данному законопроекту в результате обсуждения учитывались. В        
законопроекте учтён позитивный, доказавший эффективность опыт организации       
социального обслуживания, накопленный субъектами Российской Федерации за        
время существования данной системы. Я напомню, что в настоящее время система    
социального обслуживания регулируется двумя федеральными законами, которые      
были приняты в 1995 году.                                                       
                                                                                
В законопроекте также учтены изменения норм российского законодательства,       
относящегося к сфере социального обслуживания, которые произошли за всё время   
существования системы с момента принятия действующих законов. Это касается      
вопросов организации местного самоуправления, вопросов правового положения в    
том числе иностранных граждан, правового положения государственных              
муниципальных органов, социально ориентированных некоммерческих организаций,    
вопросов организации предоставления государственных и муниципальных услуг.      
                                                                                
Законопроект содержит ряд новых положений, включённых в том числе по            
инициативе и общественных организаций. В частности, введены новые принципы      
социального обслуживания, такие как социальное сопровождение, максимально       
возможное продление пребывания гражданина в привычной, благоприятной для него   
социальной среде, а также профилактика трудной жизненной ситуации - понятие,    
которое раньше у нас не использовалось и не раскрывалось на законодательном     
уровне. Введены новые положения в части прав получателей социальных услуг, в    
частности это предоставление социальных услуг в соответствии с условиями        
договора - с получателями будет заключаться индивидуальный договор, это         
участие в формировании индивидуальной программы предоставления социальных       
услуг (индивидуальная программа предоставления социальных услуг - это новое     
понятие), это возможность обжаловать действия или бездействие должностных лиц   
либо возможность досудебного обжалования решений и действий должностных лиц.    
Также определены права и обязанности поставщиков социальных услуг. Вводятся     
новые понятия: "поставщик социальных услуг" и "получатель социальных услуг".    
Введены нормы о государственном контроле и надзоре в области социального        
обслуживания. Определены категории населения, которые получают социальные       
услуги за плату, а также условия платности предоставления социальных услуг.     
Расширен перечень получателей социальных услуг в сфере социального              
обслуживания, в него включены лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации    
в связи с социально опасным положением, представляющим опасность для жизни      
или здоровья.                                                                   
                                                                                
Законопроект также содержит нормы, направленные на формирование рынка           
социальных услуг (это опять же новое понятие в данной сфере), обеспечение       
участия в предоставлении социальных услуг коммерческих, некоммерческих          
организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том        
числе и частных предпринимателей.                                               
                                                                                
Законопроект также содержит нормы, направленные на обеспечение максимальной     
открытости и прозрачности в сферах социального обслуживания. Это достигается    
путём введения регистров получателей социальных услуг, реестров поставщиков     
социальных услуг, а также закрепления обязанности предоставления доступной и    
бесплатной информации об организации социального обслуживания в каждом          
субъекте Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Законопроект содержит исчерпывающее конкретное описание механизмов              
организации предоставления социальных услуг, очень важное место в законе        
занимают именно механизмы и методология. Прежде всего, это механизмы,           
направленные на повышение эффективности и результативности расходования         
бюджетных средств, выделяемых на реализацию данных полномочий, в числе этих     
механизмов и регламенты межведомственного взаимодействия, которые, как мы       
считаем, будут как раз таки основой и профилактики, и социального               
обслуживания. Вводятся обязательные утверждаемые субъектами Российской          
Федерации порядки оказания услуг, которые будут заключать в себе стандарты      
социальных услуг. Вводятся понятия "реестр поставщиков социальных услуг",       
"регистр получателей социальных услуг", а также понятие норматива подушевого    
финансирования социальных услуг, чего раньше в системе социального              
обслуживания у нас не было.                                                     
                                                                                
Хотелось бы поблагодарить все стороны, которые принимали участие в разработке   
законопроекта: и большое количество общественных организаций, и                 
профессиональные сообщества. Мы согласовывали законопроект практически со       
всеми субъектами Российской Федерации, и прежде всего в части тех полномочий    
субъектов Российской Федерации, которые являются их собственными полномочиями   
и финансируются исключительно за счёт средств субъектов, а объём                
финансирования на содержание сети учреждений и организаций в сфере              
социального обслуживания населения в год составляет ни много ни мало            
практически 300 миллиардов рублей.                                              
                                                                                
Данный законопроект призван осовременить эту систему, привести её в             
соответствие с действующим законодательством и ввести целый ряд новых           
прогрессивных норм, которые направлены прежде всего на улучшение качества       
социального обслуживания.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Витальевич, присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
С содокладом выступает Галина Николаевна Карелова.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект, который мы сегодня   
рассматриваем, действительно один из важнейших в части регулирования сферы      
социальной политики, ибо определяет правила и нормы, какой быть такой сфере     
или, можно сказать, даже целой отрасли, как социальное обслуживание. В          
социальном обслуживании на сегодняшний день нуждаются порядка тридцати пяти     
миллионов граждан, это прежде всего пожилые люди, ветераны, инвалиды, семьи с   
детьми и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. И от качества          
закона, который мы примем, во многом зависят эффективность всей социальной      
защиты, соответственно, доступность и качество социальных услуг для людей,      
нуждающихся в государственной поддержке.                                        
                                                                                
Алексей Витальевич уже отметил, что до сегодняшнего дня сфера социального       
обслуживания регулируется двумя законами, эти законы были приняты в 95-м        
году. Конечно, с тех пор и в целом в стране, и в отрасли многое изменилось,     
изменились и потребности граждан. Действующие законы перестали отвечать         
реалиям жизни, более того, они стали сдерживать развитие системы и не           
способствуют внедрению новых, а также более востребованных социальных           
технологий, соответственно, у работающих в отрасли одна из самых низких         
заработных плат, а инфраструктура отрасли нуждается в обновлении.               
                                                                                
Понимая высочайшую значимость этого вопроса, комитет с первых дней работы       
Госдумы шестого созыва принимал активное участие в разработке этого             
законопроекта. Более того, в режиме нулевого чтения по данному законопроекту    
комитетом было проведено два "круглых стола". Уважаемые коллеги, очень многие   
замечания и предложения комитета были учтены в том тексте законопроекта,        
который мы сегодня обсуждаем, и, по мнению комитета, законопроект,              
представленный вам, уже может быть рекомендован к принятию в первом чтении.     
                                                                                
Я не хотела бы перечислять те положительные моменты, которые имеются в данном   
законопроекте, если сравнивать с действующим законодательством, ибо в докладе   
Алексея Витальевича очень подробно об этом уже было сказано. Единственное,      
хотела бы отметить, что новые принципы, которые заложены в основу социального   
обслуживания в этой версии законопроекта, позволят осуществлять социальные      
услуги на дому, в привычной для граждан ситуации, и осуществлять социальное     
обслуживание не эпизодически или фрагментарно, а на системной основе. Базу      
этой системной основы составляют индивидуальные программы, которые              
подготовлены с учётом индивидуальной нуждаемости граждан.                       
                                                                                
Однако несмотря на целый ряд положительных моментов, которые имеются в          
законопроекте, комитет отмечает, что законопроект нуждается в                   
совершенствовании и доработке ко второму чтению. На заседаниях комитета, в      
заключениях наших комитетов-соисполнителей было высказано действительно очень   
много замечаний, однако сводятся они, как правило, к одной и той же теме -      
теме разграничения полномочий в сфере социального обслуживания между            
федеральным и региональным уровнями. Нам представляется... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд.                                 
                                                                                
Галина Николаевна, завершайте.                                                  
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н. Заканчиваю, да.                                                  
                                                                                
Нам представляется, что возможность доработки этого законопроекта имеется,      
поэтому от имени комитета прошу вас проголосовать за данный законопроект в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Николаевна.                               
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Алексей Витальевич, я хотел бы услышать, как в          
отзывах регионов распределились мнения? Есть какая-то поляризация мнений?       
Уровень жизни, уровень социальной защиты людей в разных регионах чрезвычайно    
отличается, эта беда существует сегодня - что, все регионы в один голос         
поддержали или всё же есть какая-то отчётливая настороженность в отзывах тех    
регионов, которые сильно отстают?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Витальевич.                           
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Валентин Степанович, спасибо за вопрос. Как я уже говорил, мы    
несколько кругов обсуждения и согласования положений данного законопроекта      
проводили, и каждый раз с участием представителей регионов в том числе. И это   
очень важно, потому что по итогам первых двух согласований с регионами мы       
выявили очень много болевых точек, которые обусловлены действительно разным     
положением дел в субъектах и разным уровнем бюджетной обеспеченности, это       
ключевые моменты, мы их учитывали в законопроекте.                              
                                                                                
Ситуация действительно везде разная, поэтому вот эти порядки оказания           
социальных услуг и стандарты их оказания субъекты будут утверждать              
самостоятельно, соответственно, исходя из своих возможностей. Достаточно        
дискуссионный тоже вопрос, но большинство субъектов сошлось вот на этой         
позиции. Я не говорю, что все, сто процентов, субъекты этот законопроект        
одобрили, у нас есть порядка пяти-шести субъектов, которые всё-таки             
высказывали такую позицию, что им для построения этой системы, возможно,        
потребуются и дополнительные средства. Вот таких субъектов буквально            
пять-шесть, среди них есть и достаточно крупные и бюджетообеспеченные, что      
для нас было удивительно.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Алексею Витальевичу.                             
                                                                                
Вы знаете, вот я взяла этот законопроект, довольно весомый, большой,            
прочитала и подумала: если одно название его прочтут люди - о социальной        
защите, то им будет казаться, что это очень хороший, положительный закон, а     
если они посмотрят содержание, то, в общем-то, там они ничего не поймут. Это    
в основном законопроект для чиновников, для тех, кто будет осуществлять, а      
вот какие услуги... Я могу примеры привести, я не просто голословно заявляю:    
услуги в целях содействия улучшению психического состояния, услуги в целях      
организации досуга и так далее, так далее. А конкретики никакой нет! Кто        
будет прописывать вот эту конкретику, что будут делать для человека конкретно   
- регионы? Или во втором чтении надо наполовину уменьшить этот законопроект,    
потому что там одно и то же из статьи в статью переписывается, а конкретики     
нет.                                                                            
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Тамара Васильевна, спасибо, сейчас постараюсь объяснить.         
Проект закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской       
Федерации" посвящён теме услуг. Действительно, в более ранних версиях           
предоставляемые гражданам социальные услуги были достаточно подробно у нас      
расписаны, и по объёму это занимало не менее семи-восьми страниц общего         
текста, причём там было расписано: надомное обслуживание, стационарное,         
гигиеническое, вплоть до мойки, и так далее, и тому подобное. В данной          
редакции услуги систематизированы в восемь основных типологий, а конкретные     
перечни этих услуг субъекты будут устанавливать самостоятельно, и такая         
отсылочная норма есть.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Витальевич, конечно, главный смысл этого закона -        
предоставление платных социальных услуг, в каждой строчке, в каждом абзаце      
именно об этом пишется, но у нас есть такое понятие в законотворчестве, как     
финансово-экономическое обоснование. Вот учитывая то, что в законопроекте       
определены условия предоставления социальных услуг на платной основе,           
скажите, пожалуйста, хотя бы примерно, какую сумму платит население за          
предоставление платных социальных услуг из того перечня, о котором вы           
говорили, на сегодня (ну примерно - 1 миллиард, 2 миллиарда, 10 миллиардов) и   
сколько будут платить после принятия этого закона? Без учёта финансовой         
составляющей законопроект принимать нельзя! Пожалуйста, назовите эти две        
цифры: сколько сейчас уже платит население за эти услуги и сколько будет        
платить после принятия этого закона.                                            
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Как стационарные, так и нестационарные услуги в соответствии и   
с действующими законами также оказываются гражданам как на платной, так и на    
бесплатной основе. Если это стационарное обслуживание, то граждане, как         
правило, отчисляют учреждению до 75 процентов своей пенсии, если это услуги     
нестационарные, то, как правило... Я почему говорю "как правило"? Потому что    
в действующих законах это всё точно для всех субъектов не прописано, сейчас     
каждый субъект по-своему устанавливает эти планки. Нестационарное               
обслуживание - это имеется в виду, что социальный работник приходит на дом,     
услуги оказывает на дому. То есть в каждом субъекте цифры разные, бывают        
достаточно смешные цифры, допустим, от 60-70 рублей до 1,5 тысячи рублей в      
месяц с каждого в зависимости от того, как субъект установит. Цифры зависят и   
от объёма, и от вида оказываемых услуг, там есть пакет обязательных и пакет     
дополнительных услуг, которые человек за деньги также может себе заказывать.    
Я вам общую цифру, сколько население заплатило в течение года, сейчас не        
скажу.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Витальевич, несколько уточнений. Прежде всего это закон о     
передаче субъектам Федерации дополнительных полномочий без денег. Мы вчера      
вот такой гроссбух получили, я его специально посмотрел: если я не ошибаюсь,    
семьдесят четыре субъекта Российской Федерации имеют в настоящий момент         
колоссальный дефицит бюджета. По бюджету трёхлетки на сегодня 1,5 триллиона     
рублей - это задолженность субъектов Федерации. Вместе с тем вы предлагаете в   
дополнение к закону принять десять постановлений, текстов которых нет, и        
шесть приказов - не кажется ли вам, что это противоречит части 2 статьи 55      
Конституции Российской Федерации?                                               
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Мы утверждаем             
следующее: дополнительных полномочий данный законопроект на субъекты не         
возлагает. Смотрите, у нас в 184-м законе, в статье 26-3, расписаны             
полномочия субъектов в сфере социальной защиты, и там прописано одной           
строчкой социальное обслуживание престарелых и инвалидов. В данном случае       
законопроект лишь раскрывает понятие, а что это такое - социальное              
обслуживание, какие конкретные полномочия субъекты должны реализовывать,        
обеспечивая это своё полномочие. В чём заключаются эти полномочия, которые      
расписаны в законе? Это опять же утверждение этих порядков нормативными         
актами, утверждение стандартов, утверждение нормативов подушевого               
обслуживания и так далее, и это их базовая нормотворческая деятельность,        
поэтому мы не можем сказать, что какие-то дополнительные полномочия, сверх      
того что сейчас реализуют субъекты, данный законопроект на них возлагает.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Алексею Витальевичу вопрос.                                                     
                                                                                
Вы говорите, что нет никаких дополнительных полномочий и обязанностей для       
субъектов. Разрешите с вами не согласиться, они есть, я читаю в пояснительной   
записке: действие законопроекта предполагается распространить на граждан        
Российской Федерации, иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства,      
постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Вот вам               
дополнительные расходы! Это в продолжение вопроса о том, откуда брать деньги,   
- вы не предполагаете никаких расходов из федерального бюджета, шестьдесят      
одна страница благих намерений! За счёт чего субъекты, у которых и так не       
хватает сегодня денег, чтобы выполнять свои уже определённые законом            
обязанности, будут исполнять этот закон, развивать сферу социального            
обслуживания?! Не кажется ли вам, что эти благие намерения действительно        
поведут не в ту сторону, если не будет дополнительного федерального             
финансирования? И именно по этой причине в отношении этого, может быть, и       
хорошего закона и возникает главная претензия.                                  
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Олег Анатольевич, я постараюсь немного осветить эту ситуацию.    
Что такое сфера социального обслуживания в субъектах сейчас? Это более семи с   
половиной тысяч учреждений социального обслуживания, которые как раз таки эти   
услуги и оказывают, и эти семь с половиной тысяч учреждений как раз таки        
содержатся за счёт средств бюджетов субъектов. Я уже упоминал эту цифру:        
почти 300 миллиардов рублей в год стоит это содержание, в том числе это и       
деньги на зарплату соцработников, которая должна повышаться в соответствии с    
майским указом президента. Вот, собственно говоря, в рамках этих ресурсов, в    
рамках этих объёмов и предполагается регламентация всей системы социального     
обслуживания. Мало того, законопроект открывает достаточно широкие              
возможности для вхождения в эту систему частного бизнеса и некоммерческих       
организаций, которые как раз и призваны будут забирать на себя ту часть         
работы, которую не может охватить государственная система учреждений. Это       
государственная система учреждений, которые находятся в ведении субъектов, то   
есть это система действующая, а не только благие намерения.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
От фракции: семь минут.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня у нас      
такой день, когда мы принимаем законы, которые на самом деле при благих         
намерениях носят, с моей точки зрения, резко отрицательный характер, и вот      
почему. Надо отдать должное, Комитет по федеративному устройству и вопросам     
местного самоуправления подошёл очень скрупулёзно к рассмотрению                
законопроекта и в своём заключении в принципе всё изложил, а в конце должно     
было быть написано: "комитет не поддерживает", с моей точки зрения... Но вот    
я вам зачитаю: "Таким образом, законопроектом предполагается наделение          
органов государственной власти субъектов Российской Федерации новыми            
полномочиями в сфере социального обслуживания населения, тем самым              
устанавливаются новые расходные обязательства, и его принятие потребует         
выделения дополнительных денежных средств из бюджетов субъектов Российской      
Федерации". Дальше можно там пропустить, то же самое сказано о бюджетах         
муниципальных образований, которых у нас, я вам напомню, 23 тысячи 118 на 1     
января, как написано в статистике.                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я не знаю, где вы читаете, я читал только сейчас, идя на       
трибуну, официальное издание.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, если посмотреть, то здесь есть целый ряд вопросов,           
которые, с нашей точки зрения, будут дефедерализировать нашу страну. Почему?    
У нас и сегодня уровень расслоения граждан по бюджетной обеспеченности достиг   
катастрофических размеров: есть Санкт-Петербург, где на сегодня плюс 830        
миллионов рублей (плюс - это значит, что есть профицит), есть Москва, есть      
ещё ряд субъектов, но уже даже Ханты-Мансийский округ уже с дефицитом           
бюджета, понимаете?                                                             
                                                                                
С нашей точки зрения, нельзя провозглашать благие намерения - нам надо          
наконец-то опуститься на грешную землю и не пополнять золотовалютные резервы,   
которые на сегодняшний момент составляют 535 миллиардов 600 миллионов           
долларов под 1 процент, подчёркиваю, а подумать о гражданах нашей страны!       
Причём вы же сами сказали, Галина Николаевна, что требуются услуги тридцати     
четырём миллионам граждан, а я утверждаю, что больше ему количеству, я вам      
напомню: у нас сорок с половиной миллионов пенсионеров, в категорию             
нуждающихся в социальной помощи добавьте ещё двенадцать миллионов инвалидов,    
ну примерно половина из них нуждается в той или иной степени вот в таком        
обслуживании, есть ещё ряд категорий, "чернобыльцы" и другие, которым тоже      
надо оказывать помощь, понимаете?                                               
                                                                                
А мы хотим опять сказать: да-да, хороший закон, он новые понятия вводит,        
новые разъяснения, положения. Но только уважаемый замминистра говорит: жарьте   
рыбу - рыба будет. Девять постановлений надо правительству принять - ни буквы   
ещё нет! Шесть приказов надо написать - ни одной буквы ещё нет! В 2005 году     
вот тут тоже стоял один уважаемый депутат (я его сейчас редко вижу в зале       
заседаний), который нам по Жилищному кодексу сказки рассказывал, но в           
Жилищном кодексе было тридцать шесть отсылок к подзаконным актом, к             
постановлениям правительства, которых до сих пор в полном объёме ещё нет, -     
президент возмущается, премьер возмущается, актов нет, а с людей три шкуры      
дерут!                                                                          
                                                                                
Уважаемые товарищи, я считаю, что нам вообще-то надо подходить одинаково ко     
всем законопроектам: попробует депутат внести законопроект без                  
финансово-экономического обоснования - ему ещё на стадии приёма напишут, что    
законопроект не соответствует 104-й статье Конституции, возвращается без        
объяснений, понимаете? Правительство вносит законопроект, на который - я        
специально не стал от себя говорить, вы почитайте, здесь заключения пяти        
комитетов есть - у всех комитетов свои замечания, но везде говорится о том,     
что гроши нужны, - понимаете? - а их нет! Да, заработную плату надо             
повышать, и не только социальным службам, но и пенсионным, потому что           
позорно, когда треть населения Российской Федерации обслуживают ещё более       
нищие работники, но это надо решать другими средствами. Не надо дальше!.. Ну    
сколько же мы будем вот здесь долдонить о том, что деньги берут и стерилизуют   
туда, бюджетное правило, стерилизуют 2 триллиона, золотовалютных резервов ещё   
1,5 триллиона...                                                                
                                                                                
Ну, дорогие вы мои, так же нельзя, давайте же думать о жителях Российской       
Федерации, потому что с такими законами мы только будем усугублять ситуацию и   
повышать напряжённость, лишать даже той социальной помощи, которая              
оказывается сегодня. Я утверждаю, что принятие вот этого закона и вступление    
его в действие приведёт к лишению пенсионеров пенсий, значительной категории    
пенсионеров, которые ныне её получают, это надо всем понимать, чтобы вы         
потом, завтра не говорили: да вот мы ничего, вот какой плохой Вовченко - да     
это не Вовченко такой, он от имени правительства докладывает. Но я утверждаю,   
что так будет.                                                                  
                                                                                
Мы такой законопроект поддержать не можем и вас призываем не поддерживать,      
потому что в Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 55           
Конституции Российской Федерации не могут приниматься законы и подзаконные      
акты, ухудшающие положение граждан Российской Федерации. Вот этот закон после   
введения его в действие ущемляет права нескольких миллионов человек, помните    
об этом, и при нажатии кнопки обязательно ещё раз об этом вспомните.            
                                                                                
Призываем не поддерживать такой законопроект!                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ломакин-Румянцев Александр Вадимович.                                           
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Семь минут, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. Выступление от фракции.                   
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Уважаемые коллеги, действительно, работа над             
обсуждаемым законопроектом началась почти год назад, но сегодня я, к            
сожалению, вынужден констатировать, что наши предложения практически не были    
услышаны, а по некоторым позициям последний вариант законопроекта значительно   
хуже первого варианта. Остановлюсь только на трёх вопросах, на мой взгляд,      
принципиальных.                                                                 
                                                                                
Оказание социальной помощи в законопроекте увязывается исключительно с          
понятием "трудная жизненная ситуация". Не говоря о том, что такое               
действительно может быть и это хорошо - действительно в чрезвычайных            
ситуациях должно предоставляться социальное обслуживание, - считаю, что эти     
услуги должны в большей степени предоставляться в нормальных ситуациях. Кроме   
того, я, например, как и большинство получателей социальной помощи,             
социальных услуг, не хочу, чтобы инвалидность или возраст рассматривали как     
трудную жизненную ситуацию, понимаете? Идеологически это крайне вредно, когда   
с тобой разговаривают, только если ты попал в трудную жизненную ситуацию.       
                                                                                
Необходимо, на наш взгляд, отделить нахождение в трудной жизненной ситуации     
от наличия ограничений жизнедеятельности в обычных условиях, так как цели       
социального обслуживания в этих ситуациях различны. При наличии у гражданина    
ограничений жизнедеятельности цель социального обслуживания заключается в       
том, чтобы в максимально возможном объёме компенсировать гражданину утрату      
способности самостоятельно обслуживать себя и передвигаться, причём это         
должно осуществляться постоянно. При нахождении в трудной жизненной ситуации    
цель социального обслуживания иная: помочь гражданину преодолеть эту            
ситуацию, и это временная мера.                                                 
                                                                                
Второе. При определении индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных      
услугах предполагается учитывать семейное положение гражданина, наличие или     
отсутствие родственников. На наш взгляд, необходимо это требование исключить    
или существенно его конкретизировать, так как зачастую у гражданина есть        
родственники, но они не оказывают никакой помощи, не осуществляют уход,         
причём речь может идти и об очень близких родственниках, и в таком случае в     
соответствии с законопроектом гражданин вообще не будет иметь права на          
получение социального обслуживания. Может получиться так, что большое           
количество граждан, брошенных своими родственниками, останутся без так          
необходимой им социальной помощи.                                               
                                                                                
Третье. Очень волнует - это, пожалуй, ключевой вопрос, и он уже звучал          
сегодня - порог, предельная величина среднедушевого дохода для предоставления   
социальных услуг бесплатно. В различных вариантах законопроекта указывалась     
разная величина, а во внесённом законопроекте в части размера оплаты осталась   
самая неопределённая формулировка. Я хочу её зачитать, может быть, вы           
поймёте, что она значит: "Социальные услуги предоставляются следующим           
получателям... за плату: 1) лица, частично или полностью утратившие             
способность к самообслуживанию и (или) передвижению..." - кстати, здесь         
почему-то ничего не говорится о лицах в трудной жизненной ситуации, то есть     
непонятно, как им будет оказываться социальная помощь, - "...имеющие или не     
имеющие совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных       
лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации    
обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих лиц на дату          
обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской           
Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,           
превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления          
социальных услуг за плату, установленную в соответствии с законодательством     
субъекта Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Это значит, что каждый субъект будет сам для себя определять размер платы, и    
у нас в Москве будет один набор социальных услуг, а в той же Твери будет        
совершенно другой набор социальных услуг - о каком социальном государстве в     
данном случае мы можем говорить? Люди не должны - понимаете? - смотреть на      
соседа и видеть, что ему социальные услуги предоставляются бесплатно и          
совершенно другого качества. Ясно из этой формулировки только одно: даже        
инвалид, полностью утративший способность к самообслуживанию, будет получать    
социальное обслуживание за плату, да и то если с ним не проживают               
родственники. Дело в том, что, как правило, в регионах для получения            
социальных услуг устанавливается прожиточный минимум региональный, а мы знаем   
прекрасно, что при принятии пенсионного законодательства была введена           
социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума, и это означает, что       
практически никто из пенсионеров не будет получать социальные услуги            
бесплатно. Мы предлагаем, чтобы величина среднедушевого дохода на уровне        
Федерации для предоставления социальных услуг бесплатно была обязательно        
указана в законе. На наш взгляд, это должно быть не менее полутора              
прожиточных минимумов региона. Отдельный вопрос о платности услуг для           
инвалидов, и есть ещё очень много вопросов по данному законопроекту.            
                                                                                
Ну нельзя нам и сферу социального обслуживания делать платной, переводить на    
коммерческие рельсы! Здесь сегодня уже говорилось о том, что круг получателей   
социальных услуг увеличивается, объём социальных услуг увеличивается, а         
деньги остаются те же - это означает, что действительно эти деньги будут        
брать с граждан.                                                                
                                                                                
Мы подготовим соответствующие поправки ко второму чтению, надеемся, что         
всё-таки удастся что-то изменить в законопроекте, но в таком виде за этот       
законопроект наша фракция проголосовать не может.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моисеев Михаил Алексеевич.                                                      
                                                                                
МОИСЕЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Иван Иванович, вот мне понравилось последнее выступление, касающееся            
доработки того документа, который мы рассматриваем сегодня в первом чтении.     
Сам по себе этот законопроект не просто свалился к нам на рассмотрение, он      
имеет отношение к посланию президента от 7 мая прошлого года и разбору,         
который провёл президент по выполнению своих указов о социальной поддержке      
нуждающихся слоёв населения. И я думаю, что выскажу мнение не только            
большинства и тех правых и левых, которые выступили с конкретными               
предложениями, но многих: законопроект в первом чтении сегодня принять надо.    
                                                                                
Законопроект расширяет сферу социальных услуг для тех категорий населения,      
которые нуждаются в социальной поддержке. Вот сегодня я получил документ: у     
нас в комитете по труду и социальной политике есть информация о более чем       
сорока миллионах пенсионеров, которые нуждаются в принятии этого закона. Да,    
законопроект на сегодня сырой, но у нас для того и существует Государственная   
Дума, чтобы ко второму чтению внести те поправки и предложения, которые будут   
служить во имя человека и для человека. Это закон социальный, и он нужен        
сегодня.                                                                        
                                                                                
В этом законопроекте не просто определены организации, которые занимаются       
социальным обслуживанием в стационарных, полустационарных условиях или на       
дому, расширяется набор социальных услуг для разных категорий населения, при    
этом субъект Российской Федерации сам определяет, какая форма социальных        
услуг существует, формирует реестр поставщиков услуг и может отказаться от      
поставщиков социальных услуг при наличии ряда условий. Самое главное, я         
считаю, что в этом законе вводится и по-новому трактуется государственный и     
общественный контроль в сфере социальных услуг.                                 
                                                                                
Если мы сегодня не примем этот законопроект, значит, мы ту категорию людей,     
которые нуждаются в социальном обслуживании, отбросим ещё на какое-то время.    
Так давайте мы в весенний период завершим подготовку поправок ко второму        
чтению и примем этот законопроект!                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тимченко Вячеслав Степанович.                                                   
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, рассматриваемый         
законопроект имеет большое социальное значение, и я согласен с теми, кто        
сегодня выступал - и с докладчиком, и с содокладчиком, и с коллегой Михаилом    
Алексеевичем, - что необходимость принять этот законопроект назрела давно.      
                                                                                
Вот Николай Васильевич Коломейцев отметил, что Комитет по федеративному         
устройству и вопросам местного самоуправления дал в целом негативное            
заключение по тексту законопроекта. Николай Васильевич, нужно было              
присутствовать на заседании комитета, чтобы понять, какой шёл разговор. На      
поставленные аналогичные вашим вопросы мы от руководства Министерства труда и   
социальной защиты получили исчерпывающие ответы. Что же касается приказов и     
распоряжений, то вы, как опытный законотворец, должны знать, что только после   
принятия проекта закона в первом чтении можно приступать к разработке           
постановлений и соответствующих распоряжений. Если мы не примем сегодня в       
первом чтении этот законопроект, какой смысл готовить проекты распоряжений и    
постановлений?                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, работа над этим законопроектом потребует         
дополнительного времени. Я хотел бы обратиться ко всем депутатам с просьбой     
принять в ней самое активное участие. Бесспорно, нуждается в                    
усовершенствовании ряд позиций и положений, в том числе терминология, сам       
термин "социальная защита" не имеет пока юридического определения, но это       
тоже можно сделать ко второму чтению. Самое главное, коллеги, я хотел бы        
попросить вас быть объективными при обсуждении и не скатываться на              
критиканство, популизм и саморекламу. Вот сегодня выступающие говорили очень    
объективно, уверенно и обоснованно.                                             
                                                                                
Что касается некоторых других законопроектов, то я хотел бы вернуться немного   
назад, к законопроекту под пунктом 9, когда обсуждался закон "О рекламе" и      
докладывал господин Беляков. В своём выступлении, помимо саморекламы - но это   
его право, как говорится, каждый выбирает свой пиар, - он фактически бросил     
тень на ряд наших коллег, например обвинил депутата Александра Сергеевича       
Прокопьева в том, что он занимается предпринимательской деятельностью. Как      
руководитель внутрифракционной группы заявляю, Антон Владимирович, что          
депутат Прокопьев не занимается коммерческой деятельностью и никакого влияния   
на компанию "Эвалар" не оказывает. Я думал, что только мне показалось           
странным такое обращение, но и коллега Савельев, который тоже выступал при      
обсуждении этого законопроекта, задался вопросом, почему такое пристрастие, в   
чём интерес, и, мне кажется, назвал вещи своими именами. В ответ я услышал      
угрозу, что это может иметь определённые юридические последствия. Вы сказали,   
что, как юрист, не будете обращаться в комиссию по этике. Я не юрист, я         
житель страны, который гордится ею и не хочет, чтобы его сограждан              
оскорбляли, неважно - депутаты они или нет, поэтому я обращаюсь в комиссию по   
этике с просьбой разобраться с выступлением господина Белякова и дать ему       
соответствующую оценку.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, суть вопроса, вокруг которого мы ломаем       
копья, заключается в одном: сегодня, как говорится в пояснительной записке,     
модель организации соцобслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить     
потребности населения в социальных услугах. Вот в чём дело! Говорят, у          
государства нет денег на федеральном уровне, поэтому пусть расплачиваются за    
всё региональные и муниципальные власти.                                        
                                                                                
Однако я хочу привести официальные данные статистики: на начало этого года      
долг регионов составил 1,5 триллиона рублей, за первый квартал он возрос ещё    
на 500 миллиардов - итого 2 триллиона рублей. Они из всех своих тридцати пяти   
полномочий могут оплатить только два-три, не больше, муниципальные поселения    
- то же самое. Ну что мы себя обманываем?! Мы будем сейчас сбрасывать этот      
законопроект на регионы, а они то, что есть, уже не могут на 90 процентов       
проплатить. Мы можем ещё сто собак навешать, но людям-то от этого легче не      
будет!                                                                          
                                                                                
Совершенно непонятная категория - люди в трудной жизненной ситуации. Вот        
статистика: 27 тысяч рублей - средняя зарплата по стране, в машиностроении -    
15 тысяч рублей. Это что, не сложная ситуация, когда люди после оплаты услуг    
ЖКХ ничего не могут себе позволить?! В сельском хозяйстве, по статистике,       
заработная плата - 10-12 тысяч рублей, но на селе многие получают 3-4 тысячи.   
Это не просто сложная, это сверхкризисная ситуация! Они под этот закон          
подпадают? Нет конечно! А учителя? Им якобы увеличивают фонд зарплаты, но в     
то же время общая сумма оплаты труда на школу больше не становится и рост       
зарплаты учителей определяется только увеличением нагрузки. То же самое и у     
врачей: зарплата на одну ставку составляет 7 тысяч рублей. Если посмотреть с    
точки зрения заработной платы и прожиточного минимума, то у нас две трети       
населения страны находятся в трудной жизненной ситуации. Поэтому я спросил      
представителя правительства, откуда деньги-то брать? Есть эти деньги у          
населения? Нет! Есть в регионах? Нет! Есть в муниципальных поселениях? Нет!     
Тогда зачем этот законопроект? Он только наводит тень на плетень, обманывая и   
нас, и народ.                                                                   
                                                                                
Я до обеда сегодня приводил цифры, что только в первом квартале Россия          
недосчиталась двух с лишним триллионов рублей - это и вывоз денег за границу,   
и спад промышленного производства, и перевод 900 миллиардов рублей              
нефтегазовых доходов в иностранные банки. Этих двух с половиной триллионов      
рублей, недополученных в первом квартале, с лихвой хватит, чтобы нормально      
оказывать социальные услуги, и данный законопроект совершенно не нужен. Кроме   
слёз, кроме озлобления и ненависти к власти, он ничего не вызовет. Не с того    
конца мы подходим к решению этой проблемы. Давайте оставим российские деньги    
в России, тогда все социальные проблемы нам... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. После выступления депутата Тимченко я уже думаю, выступать или   
нет, а то тоже скажут: саморекламой занимается.                                 
                                                                                
Вся беда наша в том, что мы не хотим друг друга слушать вообще! Если            
оппозиция выступает, значит, она против говорит, просто так против говорит.     
Вот вы тут тоже обидные слова говорите, поэтому, знаете, данный закон я         
просто называю так: закон-монетизация номер два, и больше ничего. А название    
хорошее - о социальной защите, возьмите этот закон, шестьдесят страниц, я       
усиленно читала, но одно и то же из статьи в статью. Названия, формулировки -   
всё это там как раз хорошо дано, кто чем должен заниматься, но как              
заниматься, какие виды услуг - ничего этого нет!                                
                                                                                
Прежде чем осуществлять в законе все пожелания президента, нам необходимо       
было по регионам чётко посчитать, сколько у нас людей в жизненно трудной        
ситуации, сколько инвалидов, сколько многодетных, "чернобыльцев", сколько ещё   
других категорий. Вот у нас сегодня сами социальные работники - это люди,       
оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые ходят по деревне, носят       
бабушкам молоко и прочее, а сами получают мизерную зарплату - 2-3 тысячи        
рублей, понимаете? И то, что там написано, оно совершенно не улучшит жизнь.     
                                                                                
Я вам могу привести пример, вот статья, где написано, что если есть             
родственники, то это уже бесплатно не может быть. Вы посмотрите: у нас в        
домах престарелых лежат старики, старушки - кто посещает из депутатов, они      
знают, - которые почти все имеют родственников. У них берут часть пенсии, а     
другую часть ещё эти родственники приходят да забирают. Что теперь, если эту    
старушку не взяли родственники, но они у неё есть, её в этот дом престарелых    
не возьмут по этому законопроекту?                                              
                                                                                
Вообще я считаю, что виды услуг перечислить - это просто, а вот сколько на      
это потребуется средств, какие это виды услуг, в каком регионе сколько таких    
людей и какой регион может это вытащить на себе - это другой вопрос. Почему     
фракция Компартии, которая всегда вносит социальные законы, вдруг сегодня так   
резко выступаем против закона о социальной защите? Да потому, что это просто    
фикция, это декларация, это не закон. Я всегда привожу пример, когда партия     
власти так же вот с пафосом говорила о том, что у нас есть молодёжная           
политика, и вот такой толщины талмуд принимали, - до сих пор ни молодёжной      
политики, ничего нет. И сегодня вы любой социальный закон... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Алексей Витальевич, заключительное слово, пожалуйста.                           
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хотел бы           
поблагодарить буквально всех выступавших сегодня, все вопросы были,             
безусловно, очень важные.                                                       
                                                                                
Вы знаете, очень часто звучит такой тезис, что вот правительство вносит         
какой-то закон и через Госдуму он вроде как сразу проходит и принимается.       
Сейчас у нас есть уникальная возможность, когда действительно можно             
совместными усилиями отточить и сделать нормальный закон. Было предложение      
комитета социального о создании межфракционной рабочей группы по доработке      
этого закона ко второму чтению в случае его принятия в первом чтении. Я         
считаю, что вот эту возможность совместной работы нам надо на сто процентов     
использовать, потому что есть место в данном законопроекте для                  
совершенствования, в первую очередь на основе предложений депутатских           
фракций, и мы всецело готовы к этой совместной работе приступить.               
Действительно, тут надо посмотреть более подробно по полномочиям, более         
подробно по платности и бесплатности с учётом предложений, по доступности для   
тех же самых инвалидов системы социального обслуживания.                        
                                                                                
Я лишь хочу подчеркнуть одно: законопроект не регулирует всю систему            
соцзащиты, речь тут не идёт ни о пенсиях, ни о выплатах, ни о пособиях, речь    
идёт именно о системе оказания прямых услуг - о соцобслуживании, которое        
сейчас существует, но его надо совершенствовать, безусловно.                    
                                                                                
Уважаемые друзья, я всё-таки просил бы законопроект поддержать, принять его в   
первом чтении и приступить к плодотворной совместной его доработке.             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово содокладчика.                                              
                                                                                
Включите микрофон Галине Николаевне Кареловой.                                  
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я тоже очень         
признательна за вопросы, за дискуссию, которая состоялась. Поверьте, комитет    
на своём заседании, когда обсуждался текст этого законопроекта и мы готовили    
его к внесению на пленарное заседание, высказывал очень много замечаний, и      
практически уже готовы поправки ко второму чтению.                              
                                                                                
Мы предполагаем, если законопроект будет принят - а мы просим поддержать его    
в первом чтении, - сформировать рабочую группу и приглашаем всех, кто желает,   
принять участие в доработке законопроекта, а в доработке он нуждается           
существенной, с тем чтобы вынести его в начале осенней сессии на второе         
чтение.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Николаевна.                               
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5137 по 5153 из 6563
11-й вопрос, проект федерального закона "Об основах социального обслуживания    
населения в Российской Федерации".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против           89 чел.19,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.