Заседание № 10

03.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249-4 "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части дополнения перечня лицензируемых видов деятельности деятельностью по заготовке древесины и живицы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2036 по 2213 из 3983
Вопрос 6 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменения    
и дополнения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов              
деятельности". Его мы будем рассматривать так же: без представителя             
Законодательного Собрания Еврейской автономной области. Слово для содоклада     
предоставляется председателю Комитета по собственности Виктору Семёновичу       
Плескачевскому. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!            
Законодательное Собрание Еврейской автономной области предложило своим          
коротеньким законопроектом ввести новый вид лицензирования деятельности по      
добыче живицы и по лесозаготовкам. Дело в том, что сегодня в российском         
законодательстве, в котором мы пытаемся навести порядок, слово                  
"лицензирование" употребляется дважды, в двух разных совершенно смыслах. В      
первом случае - это допуск к виду деятельности, допуск к профессии. Во втором   
смысле это слово понимается в законодательстве о лицензировании как доступ к    
ограниченному ресурсу, скажем добыча полезных ископаемых и так далее.           
Законопроект о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривает   
лицензирования доступа к ограниченному ресурсу. Даже если есть необходимость    
лицензировать добычу живицы, для этого необходим совершенно другой закон,       
потому что этот закон говорит о допуске к профессии, допуске к виду             
деятельности, регулировании государством этого процесса. По этой причине        
Комитет по собственности также не может поддержать этот законопроект и просит   
его отклонить.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть ли желающие            
выступить? Вопрос?                                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Решульскому Сергею Николаевичу.                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
У меня вопрос к Виктору Семёновичу. Виктор Семёнович, уважаемый, скажите, а     
что, если принять эту норму и ввести ее в действие, от этого ухудшится, что     
ли, нынешняя ситуация, когда варварски вырубаются леса, в общем-то,             
непонятно, какими организациями и как они получают право пользования лесным     
фондом?                                                                         
                                                                                
Мы приветствовали сейчас слушателей лесного колледжа, по-моему, или лицея       
(Борис Вячеславович, вы объявляли об этом), да, победителей конкурса. Так       
вот, разве сегодня мы не должны закладывать такие основы законодательства,      
чтобы они способствовали сохранению нашего лесного фонда? Разве ухудшится       
положение, если мы примем этот законопроект?                                    
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Сергей Николаевич, я уже сказал о том, что,       
даже если эта норма имеет право на существование по мотивам, которые вы         
изложили, она может быть введена в совершенно другой закон, потому что в        
данном случае речь идет не о лицензировании вида деятельности - деятельности    
по добыче живицы, так как там нечего лицензировать, а об ограничении права,     
как, скажем, в части лицензирования добычи полезных ископаемых - это другой     
вид лицензирования. В российском праве есть путаница между этими двумя          
словами. Даже если эта норма имеет право на существование, она не может быть    
введена в этот закон, потому что в этом законе речь идет только о допуске к     
профессии, лицензировании вида деятельности. Лицензирование вырубки лесов,      
добычи живицы, добычи нефти или добычи газа - это совершенно другой вид         
лицензирования, для обозначения которого тоже употребляется это же слово,       
поэтому здесь небольшая путаница. Речь может идти о поправках, такого рода      
поправках, но к совершенно другому закону.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше вопросов? Присаживайтесь, Виктор Семёнович. Есть ли желающие         
выступить? Есть.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Решульскому.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Видит бог, я после такого ответа совсем запутался. Как же      
это получается, что в законодательстве у нас два определения понятия            
"лицензирование", для каких-то законов - одно понятие, а для предложенного      
законопроекта - совсем другое? Если вы вспомните, статья 81 Лесного кодекса     
определяет, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит            
лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.         
Насколько я понимаю, авторы данного законопроекта - Законодательное Собрание    
Еврейской автономной области - и предлагают руководствоваться, оттолкнуться     
именно от этой статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации и утвердить,      
скажем так, нормативно-правовые акты о том, кто имеет право использовать        
лесной фонд, на каких условиях и какой квалификации он должен                   
соответствовать.                                                                
                                                                                
Если мы с вами не поддерживаем это предложение, этот законопроект (я не зря     
задал докладчику такой вопрос), мы тем самым в отсутствие таких                 
нормативно-правовых актов или таких ограничений позволяем всем желающим,        
неизвестно на каких условиях и по каким причинам получающим право аренды или    
право использования лесного фонда, варварски относиться к таким же природным    
ресурсам. Я полагаю, что вы все согласитесь, что лесной фонд относится к        
таким же природным ресурсам, как и наша сырьевая база или наши нефтяные         
месторождения и так далее. Поэтому, мне кажется, в комитете, ну, скажем так,    
под благовидным предлогом принято не совсем верное решение отклонить данный     
законопроект. Мы можем, конечно, друг друга уговаривать, что в каком-то         
обозримом будущем вернемся к этому вопросу, в какие-то другие законопроекты     
введем общее понятие, что такое лицензирование, но леса как гибли под           
топором, в общем-то, неизвестно каких фирм и организаций, так и будут           
продолжать гибнуть и вырубаться.                                                
                                                                                
Мне кажется, надо в этом случае исходить, может быть, из столь осуждаемой       
целесообразности. Если мы видим, что стране, нашей природе, нашему богатству,   
народному богатству, общественному богатству наносится ущерб, мы не должны      
уповать на то, что когда-то созреем для принятия таких поправок, а принимать    
их сегодня, поддержать в первом чтении законодательную инициативу,              
предложенную Законодательным Собранием Еврейской автономной области, и я        
уверен, что в целом по России все, кто связан с этой проблемой, только          
поддержат наше решение. Мы предлагаем поддержать данный законопроект.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить?                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Плескачевскому включите микрофон по карточке Табачкова.             
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Сергей Николаевич, уважаемые коллеги!             
Действительно, проблема государственного регулирования экономики - это очень    
серьезная проблема, и не наша, по крайней мере не нынешнего состава Думы,       
вина в том, что на сегодняшний день в соглашениях о разделе продукции и         
многих других аналогичных вопросах, где речь идет о допуске к использованию     
полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, применяется         
термин "лицензирование". На мой взгляд, нужно было бы использовать термин       
"концессия" как предоставление права. Я не знаю проблемы, скажем, добычи        
живицы, по всей видимости, это вопрос, который требует регулирования, если      
так считает Законодательное Собрание Еврейской автономной области, но тогда     
необходимо, дописывая закон о концессиях, добавлять те виды добычи полезных     
ископаемых, которые в обязательном порядке должны пройти через концессионное    
соглашение, и тогда это тоже будет норма государственного регулирования.        
Просто эта путаница в праве, которая образовалась за десять лет достаточно      
экстенсивно, к сожалению, остается и по сей день. Мы системно занимаемся этим   
вопросом и по мере сил, времени и возможностей убеждаем в том числе и           
правительство в необходимости такой работы, чтобы избежать таких двойных        
толкований.                                                                     
                                                                                
По этой причине при всех обстоятельствах в законе, к которому предлагается      
поправка, речь идет только о лицензировании видов деятельности, то есть о       
соответствующих квалифицирующих признаках, скажем о достаточном образовании,    
по всей видимости, о наличии необходимых навыков и так далее. В этом случае к   
добыче живицы и леса не может быть применена эта норма, это не вид              
деятельности, это норма разрешительного порядка - как допуск конкретной         
компании к использованию ограниченного ресурса. Идеально описываются эти        
отношения в законе о концессиях. Поэтому даже если бы мы содержательно          
поддержали вопрос о необходимости регулирования отношений в сфере добычи        
живицы и использования лесного фонда, то нужно было бы делать это совершенно    
другими методами. Я предлагаю, если необходимо, доработать эту норму. Мы от     
Комитета по собственности готовы помочь Законодательному Собранию, любой        
другой инициативной группе, чтобы логику в процесс государственного             
регулирования все-таки привнести.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению, пожалуйста, Баржанова. Баржановой включите микрофон.                
                                                                                
БАРЖАНОВА М. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Борис Вячеславович, для протокола: моя позиция по предыдущему вопросу -         
против.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. И Мосякин, пожалуйста.                           
                                                                                
МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Техническая ошибка: по вопросу 19 я против.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, приняли к сведению.                              
                                                                                
Есть ли необходимость выступить представителям президента, правительства?       
Нет. Ставим законопроект на голосование. Прошу включить режим голосования.      
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7%                                     
Проголосовало против          120 чел.26,7%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.56,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклоняется.