Заседание № 145
О проекте федерального закона № 248933-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (об обеспечении инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха детей и их оздоровления; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Докладывает Татьяна Петровна Ларионова. ЛАРИОНОВА Т. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Напомним, что законопроект направлен на обеспечение гарантий отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в детских оздоровительных лагерях. Законопроект принят в первом чтении 18 апреля текущего года. В установленный срок к законопроекту поступило пять поправок. Четыре из них внесены авторским коллективом, включающим в себя депутатов Аршинову, Буцкую, Бутину, Ларионову, Баталову, Коробову и Останину, причём первая поправка предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона с новым названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Пятая поправка внесена депутатом Спиридоновым. Все поступившие поправки комитет включил в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Внесённые поправки не изменяют концепцию принятого в первом чтении законопроекта и учитывают положения действующего законодательства. Комитет предлагает поправки, включённые в таблицу № 1, принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 09 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 32 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Законопроект принимается единогласно во втором чтении. Пожалуйста, Татьяна Петровна. ЛАРИОНОВА Т. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит назначить рассмотрение данного проекта в третьем чтении на завтра, 26 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 248933-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (об обеспечении инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха детей и их оздоровления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
37-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Докладывает Татьяна Петровна Ларионова. ЛАРИОНОВА Т. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Выношу на ваше рассмотрение законопроект, разработанный в целях пресечения неправомерного отказа организациями детского отдыха в приёме детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и в целях обеспечения реализации гарантий такой категории детей на социальную адаптацию посредством отдыха и оздоровления на общих условиях с иными детьми. Думаю, всем очевидно, что численность детей-инвалидов ежегодно увеличивается: если в 2016 году их было 617 тысяч, то на 1 января текущего года стало 722 тысячи, это около 2 процентов от общего количества детей в стране. В настоящее время отдых детей-инвалидов организован в отдельных загородных учреждениях при коррекционных школах и интернатах. При этом отдых в специализированных организациях для инвалидов не может в полной мере обеспечить детям-инвалидам социальную интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе. Не случайно в декабре 2022 года по итогам встречи с представителями общественных организаций инвалидов президент страны Владимир Владимирович Путин поручил Правительству Российской Федерации предусмотреть создание условий для проведения инклюзивных смен в организациях отдыха и оздоровления детей, включая необходимое техническое и кадровое обеспечение. В России в настоящее время практически не существует полноценных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми. Отрадно, что федеральные детские лагеря поворачиваются лицом к особенным детям. В 2022 году условия для проведения инклюзивных смен были созданы во Всероссийском детском центре "Орлёнок", в текущем году такие условия будут созданы во Всероссийском детском центре "Смена", однако в регионах редки инклюзивные смены, пока являются исключением из практики, что нарушает права детей-инвалидов. В связи с этим, к сожалению, нередки случаи, когда особенных детей не принимают в детские оздоровительные лагеря, что вызывает негативную реакцию родительского сообщества и общественных организаций в сфере защиты прав инвалидов. Немало таких отрицательных примеров освещалось в средствах массовой информации и социальных сетях, что всегда вызывало широкий общественный резонанс. При этом отсутствие необходимой реакции со стороны государственных органов связано прежде всего с недостаточностью правового регулирования в этой сфере. Следует отметить, что Российская Федерация является государством - участником Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генассамблеи ООН в 2006 году. Государства - участники конвенции обязаны принимать надлежащие меры, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый и активный образ жизни. В связи с изложенным законопроектом предлагается реализовать системный подход к правовому регулированию и обеспечению инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ в детских оздоровительных лагерях. Проектом федерального закона закрепляется понятие "инклюзивный отдых и оздоровление" - обеспечение равного доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья. Инклюзия будет обеспечиваться посредством ежегодного выделения мест на эти цели в детских лагерях в субъектах Российской Федерации. Законопроектом предлагается ежегодно выделять места для инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ в количестве не менее 10 процентов от общего количества мест в организациях отдыха детей, сведения о которых содержатся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления. Это позволит обеспечить доступность летнего отдыха для детей с особенностями здоровья. При этом предусматривается, что регион вправе самостоятельно определять, как будет распределена эта квота между организациями с учётом наличия оборудования и условий для таких детей. Конечно, речь идёт о детях, которые по медицинским показаниям могут участвовать в этой программе, что будет подтверждаться медицинской справкой установленного Минздравом России образца. Законопроект создаст дополнительные возможности для обеспечения социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в среду обычных сверстников, выработки у них навыков самостоятельности в быту. Уважаемые коллеги, очевидно, что реализация закона потребует модернизации инфраструктуры, возможно, приобретения дополнительного медицинского оборудования, средств реабилитации. Предвосхищая возможные вопросы, напомню, что действующая с 2011 года госпрограмма "Доступная среда" уже заложила основу для формирования дружественной среды для людей с инвалидностью и ОВЗ. С 2021 года действуют ведомственные программы Минпросвещения, в которых предусмотрено финансирование инклюзивных смен в детских оздоровительных лагерях российских регионов. Однако, понимая сложность решения поставленных вопросов, предлагаемый законопроект предусматривает определённый период до вступления его положений в силу, с 2024 года, чтобы регионы могли подготовиться. Работа над законопроектом проходила при тесном взаимодействии со всеми заинтересованными органами и регионами. Концептуально законопроект, направленный на поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ, поддержан. Отдельные вопросы могут быть урегулированы в ходе подготовки ко второму чтению. Авторы законопроекта рассчитывают на активную помощь депутатов. Дети-инвалиды должны иметь право отдыхать вместе со здоровыми сверстниками. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Петровна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Татьяна Викторовна Буцкая. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Татьяна Петровна максимально подробно изложила суть законопроекта, я же хочу рассказать о той концепции, которую поддерживает наш комитет. Авторы законопроекта предлагают закрепить понятие "инклюзивный отдых и оздоровление", а это значит, что дети-инвалиды, дети с особенностями здоровья будут иметь доступ к летнему отдыху совместно и наравне с их сверстниками. Как это сейчас прописано в законе? Действующая редакция закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" предусматривает отдых детей-инвалидов и детей с ОВЗ в существующих организациях отдыха детей и их оздоровления только в случае приёма данной категории детей в организацию. Авторы предлагают сделать право на такой отдых безусловным. Есть ли у комитета вопросы по данному законопроекту? Да, есть, и вот только некоторые из них. При разработке законопроекта не принято во внимание, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помощь, поддержка в организации их летнего отдыха лежит на плечах региона. Насколько нам здесь поможет данный федеральный закон? Или вопрос по 10 процентам - почему именно 10 процентов выделяем? Вопрос, о каких лагерях здесь идёт речь, - о государственных, о частных лагерях? Коллеги, мы проводили... только наш комитет провёл несколько таких серьёзных обсуждений данного законопроекта, мы проводили заседание рабочей группы с привлечением основных федеральных лагерей, с привлечением федеральных министерств, у нас были и Министерство просвещения, и Минздрав, и мы обсуждали эти вопросы. Также эти вопросы обсуждались на выездном заседании нашего комитета. Поэтому все эти вопросы имеют право быть, и мы будем это дорабатывать ко второму чтению. Какие отзывы поступили на данный законопроект? Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера не высказало. ГПУ президента высказало ряд замечаний по законопроекту. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. Также мы имеем 45 положительных отзывов от законодательных органов субъектов Российской Федерации и 50 положительных отзывов от исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Много вопросов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не можем вопросы... выступления можем, а вопросы не можем. Спиридонов Александр Юрьевич, пожалуйста. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хотелось бы уточнить у авторов законопроекта. Первый вопрос. Здесь есть ряд определений, которые не совсем понятны. Будут ли уточнения ко второму чтению? И второй вопрос, касающийся 10 процентов. Всё-таки очевидно, что тут требуется корректировка. Это будет какой-то диапазон или регионы будут вправе сами выбирать? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон депутату Ларионовой включите. ЛАРИОНОВА Т. П. Спасибо за вопросы. По первому вопросу - однозначно корректировка может быть, и мы ждём предложений ко второму чтению. Второй вопрос. Вообще, когда мы вносили норму о 10 процентах, то мы опирались на Федеральный закон "Об образовании...", согласно которому для отдельных категорий граждан установлена квота при поступлении в вуз не менее 10 процентов. Но мы также этот вопрос рассматривали на встречах с Министерством просвещения, с нашими регионами и готовы ко второму чтению скорректировать эту норму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вопрос авторам законопроекта. Уважаемые коллеги, ну, как декларативный, конечно, закон действительно очень нужный и прекрасный, мы его поддержим с этой точки зрения. Но что с точки зрения конкретики и, самое главное, стандартизации? Ведь людей будет волновать не столько возможность, сколько гарантия того, что их ребёнок может не в эту смену, так в другую, но всё-таки попасть в эти программы. Что с этой точки зрения? Это на откуп правительства отдаётся? То есть в чём будет состоять стандартизация инклюзивности? Не получится ли так, что в большинстве лагерей будут отвечать: да, есть такая программа, но для вашего ребёнка нет возможности инклюзивности. Что с этой точки зрения предлагается в законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ларионовой включите микрофон. ЛАРИОНОВА Т. П. Вопросы стандартизации мы тоже обсуждали с Министерством просвещения. Они уже находят своё решение, потому что инклюзивные смены уже имеют место в отдельных регионах и федеральных оздоровительных центрах. Так что нормативные документы будут подготовлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Петровна, вопрос созвучен с предыдущим. С учётом особенностей детей с ограниченными возможностями требуются специальные условия как при уходе за ними, так и при организации их отдыха. В то же время, несомненно, они не должны быть изолированы от обычных детей. Для таких детей должны быть разработаны специальные программы проведения культурно-массовых и иных мероприятий. Будут ли установлены соответствующие требования к детским учреждениям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ларионовой включите микрофон. ЛАРИОНОВА Т. П. Спасибо за вопрос, ответ на него в той же сфере, что и на предыдущий вопрос. С учётом того опыта, который уже есть на сегодняшний день, разработаны методические рекомендации. Они разработаны всероссийским лагерем "Орлёнок", который в прошлом году уже апробировал такие смены, разработаны Министерством просвещения Российской Федерации, более того, они согласованы с Министерством здравоохранения Российской Федерации, с Министерством труда и социальной защиты. По этому вопросу работа идёт. Мы понимаем вашу обеспокоенность, не менее обеспокоены и мы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Татьяна Петровна, всё-таки что касается возможности обеспечения условий. Понятно, что эти условия будут стоить определённых денег, - планируется ли соответствующее увеличение стоимости путёвок, может быть сейчас именно, для особенных детей? Ведь им потребуются отдельный персонал, отдельные технические устройства, возможно, даже отдельное питание с соответствующими расходами той или иной организации - компенсация этих расходов какая предполагается? И ещё момент, вы уже о нём говорили: это всё-таки государственные образовательные организации в первую очередь, на них будут распространяться данные условия или на все сразу, как решит субъект? ЛАРИОНОВА Т. П. Я ожидала от вас вопроса, это точно, потому что вы человек очень заинтересованный в вопросах социальной поддержки всех категорий населения, спасибо вам за такую активность. Вопрос так или иначе упирается в финансирование. Оно на сегодня осуществляется в рамках госпрограммы "Доступная среда", которая до 2025 года, включая 2025 год, у нас рассчитана. В текущем году реализуется ведомственная программа Минпросвещения России "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей". В рамках этой программы в летний период мы совместно с Министерством просвещения планируем посещение тех лагерей, где уже будет организована инклюзивная смена. На многие ваши вопросы будем искать ответы вместе. Это конкретные источники финансового обеспечения для того, чтобы подготовить учреждения там, где это необходимо. И я уже говорила о поручении Владимира Владимировича Путина. В настоящее время в соответствии с его поручением Правительством России готовится федеральная программа восстановления и строительства до 2030 года в субъектах Российской Федерации объектов отдыха и оздоровления детей. Напомню, что в поручении президента были вопросы не только строительства, создания материально-технической базы, но и кадрового и медицинского обеспечения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Мировой опыт инклюзивного образования уже давным-давно доказал, что эскадра движется со скоростью самого медленного в ней корабля, что возможности всех учеников развиваются в ограниченной степени и, кроме того, большая часть учителей оказывается не способна в должной мере развивать и слабейших. Где гарантия, что то же самое не случится на инклюзивном отдыхе, не случится так, что, допустим, физруки в спортивных лагерях и врачи в санаториях не только не смогут развивать способности больных, но и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Вассерману. ЛАРИОНОВА Т. П. Я поняла вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо? Хорошо. ЛАРИОНОВА Т. П. Уважаемый Анатолий Александрович, вы задаёте тот вопрос, который я не успела осветить в своём выступлении из-за регламента. Должна сказать, что не совсем соглашусь с вами по поводу инклюзивного образования в наших образовательных учреждениях. Я хотела бы всем напомнить, что несколько лет назад, обсуждая вопрос о переходе к инклюзивному образованию, сомневались, можно ли, получится ли, так же как сомневаемся сегодня по лагерям. Но на сегодня, что касается инклюзивного образования, в стране больше 12 тысяч школ и более 238 тысяч классов с инклюзивными программами, и они показывают как раз успешные варианты обучения не только детей с инвалидностью, но и здоровых детей. Мы в законопроекте не ставим вопросы... речь не идёт о санаториях, речь не идёт о каких-то спортивных лагерях - речь идёт об инклюзивных сменах в оздоровительных лагерях летнего отдыха, которых у нас большее количество, чем, скажем, к сожалению, санаториев и спортивных лагерей. Эти вопросы, мне кажется, тоже могут быть решены очень эффективно, учитывая опыт как раз инклюзивного образования в наших школах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Петровна, на самом деле законопроект хороший. Безусловно, возражений нет. Хотелось бы всё-таки немного конкретики. Сколько у нас на сегодняшний день детей-инвалидов и сколько у нас мест в лагерях отдыха федеральных, региональных, есть ли какие-то оценки? И ещё момент: что касается федеральных лагерей, если вот эти 10 процентов путёвок, скажем так, туда распределять, каков будет механизм распределения этих мест для детей-инвалидов? ЛАРИОНОВА Т. П. Уважаемый Ренат Исмаилович, ну, я уже сказала, что сейчас количество детей-инвалидов - 722 тысячи. Я должна сказать, что только 1 процент детей-инвалидов на сегодня получают путёвки в наши оздоровительные лагеря, поэтому все цифры, которые сегодня приводятся, они, безусловно, не могут быть стопроцентными, к нам пока ещё, зная негативную практику, дети-инвалиды не обращаются активно за путёвками. Все эти вопросы будут рассматриваться в ходе исполнения. Ещё раз повторю: коллеги, мы проводили ряд совещаний с участием федеральных органов, в первую очередь это Министерство просвещения, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, с участием регионов, всех регионов Российской Федерации. Все те риски, которые в том числе вы перечисляете, мы обсуждали и работаем над ними уже сегодня. Более того, поскольку летний отдых - это вопрос, который является приоритетным, наш комитет берёт его на контроль. И этот вопрос, и сопровождение данного закона, если он будет принят, будут лежать на плечах нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говырин Алексей Борисович. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Петровна, ну, на самом деле тот вопрос, который я хотел задать, уже прозвучал, но, учитывая, что чёткого ответа не было, я, наверное, ещё раз, повторно спрошу: будут ли распространяться квоты, о которых вы говорите, по инклюзивному отдыху детей, на субъекты предпринимательской деятельности, на частные организации, которые оказывают услуги в сфере отдыха детей? ЛАРИОНОВА Т. П. Пока нашим законопроектом предусматриваются лагеря всех форм собственности. Но самое главное, у нас ежегодно обновляется во всех регионах реестр оздоровительных лагерей, которые готовы принять детей. Если мы с вами примем закон, будут рассматриваться ещё дополнительные требования по приёму детей, которые будут обращаться за путёвками, из числа детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Поэтому данный реестр может меняться, это, в общем-то, практика естественная, и, возможно, уже не все лагеря заявятся в этот реестр. Ещё раз говорю, коллеги, мы открыты для обсуждения законопроекта ко второму чтению, поправок, которые будут вноситься, для их совместного обсуждения, поэтому, если вы сочтёте возможным внести какие-то коррективы, поправки, будем рассматривать их вместе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемая Татьяна Петровна, лагеря есть разных типов - есть лагеря спортивные, туристические, - и нозологии у детей разные. Например, слабослышащие дети с удовольствием ездят в спортивные лагеря и так далее. Законопроектом предусматривается, что это будут лагеря всех типов, то есть и спортивные, и туристические и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ларионовой включите микрофон. ЛАРИОНОВА Т. П. В том реестре, о котором я уже говорила, безусловно, будут учтены те лагеря, которые смогут принять детей с инвалидностью. Если будет возможность приёма только по отдельным заболеваниям, то это условие тоже в реестре будет учитываться. А вообще порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха - следовательно, и категории детей, которые могут находиться в таких оздоровительных лагерях, - ещё раз повторю, определён приказом Минздрава России от 13.06.2018. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прусакова Мария Николаевна. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Петровна, я, завершая такое большое количество вопросов, хотела бы всё-таки понять (безусловно, инициатива очень правильная, вопрос скорее к механизмам её реализации): принцип будет мотивирующим для оздоровительных лагерей либо карательным? Если мы посмотрим на программу поддержки с точки зрения рабочих мест, то увидим, что там как раз идёт мотивация в виде льготного налогообложения, - здесь всё-таки как это будет? Вот в чём будет состоять мотивация оздоровительных лагерей? Мы сегодня можем определить хоть какой круг и перечень и рекомендовать, но это всё-таки будет обязательно, с формулировкой, что иначе не будут допущены к эксплуатации, если мы говорим о государственных, либо всё-таки будет серьёзная мотивация в виде дополнительных средств для лагеря? ЛАРИОНОВА Т. П. Про дополнительные средства я уже сказала: в реализации тех программ, которые сегодня действуют и которые разрабатываются, любой лагерь может участвовать при соблюдении условий, которые каждая программа, безусловно, имеет. Ну и цель законопроекта - это не поддержка какого-либо лагеря, а в первую очередь поддержка детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые действительно нуждаются в нашей помощи и поддержке. Вообще, инклюзия в лагере - это про принятие ребёнка, уважение его интересов, про сочувствие к его проблемам, про любовь к его улыбке и про защиту его детства. Давайте защищать детей, которые нуждаются в нашей помощи! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Да, действительно, в этом зале вряд ли кто-то отважится не поддержать этот законопроект, но, не в упрёк авторам будет сказано - наш комитет ответственный по этому законопроекту, - конечно, он небезупречен. И те вопросы, которые звучали здесь сегодня, обсуждались и на тех "круглых столах", которые проводил наш комитет. Мы приглашали министерства профильные, приглашали и регионы - единогласия не было, сразу скажу. Более того, статистика: из более чем 2 тысяч загородных организаций отдыха и оздоровления детей 1020 - это частные организации отдыха и оздоровления. Так что, Мария, вполне закономерный вопрос. И вы, Алексей Борисович, задавали этот вопрос, действительно, я даже записала его себе. Почему? Мы не можем обязать частника вот эту квоту, 10 процентов, исполнить, потому что, ну, что глаза закрывать, понятно, потребуются дополнительные финансовые расходы. Это обременительно будет для частника, поэтому нет конечно, никаких карательных мер не будет. У нас всё, что касается организации отдыха и оздоровления, сегодня относится к полномочиям региона, и регион сам посмотрит, какой загородный лагерь, будь то частный, будь то муниципальный, можно будет поощрить, для того чтобы он оказал приём как раз таким вот особенным детям. И в этой части, конечно, квота 10 процентов... нам думается, что эта планка должна быть плавающей, может быть даже по усмотрению региона, исходя из финансовых возможностей региона и организаций отдыха и оздоровления. Тогда не надо будет загонять их вот в эту квоту, иначе мы не получим, наверное, того эффекта, какой хотели бы получить. Вообще, закон запоздал ровно на 18 лет, друзья мои. Новое слово "инклюзив" - в законе о бюджете, Александр Дмитриевич, который мы с вами регулярно принимаем, была такая строка: дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. И ежегодно до 2005 года из бюджета выделялось 19 миллиардов рублей, которые шли в Фонд социального страхования, и эти дети имели возможность оздоровиться летом, в период как раз летней оздоровительной кампании. А сегодня у нас Фонд социального страхования даёт возможность только один раз в три года или один раз в четыре года оздоровиться ребёнку-инвалиду и ребёнку, который имеет особенности здоровья. Понятно, что это просто недопустимо. В любом случае закон нужен, и каким бы он ни казался нам сегодня, пусть даже не до конца проработанным, нам представляется, что мы просто обязаны его принять, поэтому просьба поддержать. Но одновременно мы понимаем, что он нуждается в уточнениях, поэтому просили бы всех присоединиться, для того чтобы во втором чтении вместе обсудить и принять все поправки, которые от вас поступят, тем более что вы лучше знаете ситуацию в своих регионах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аршинова Алёна Игоревна. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Действительно, обсуждение достаточно активно сегодня у нас проходило, ну, ровно так же активно проходило обсуждение и в коллективе авторов. Собственно, вот и Татьяна Петровна, и Татьяна Викторовна, и все коллеги, которые принимали участие, были в группе разработчиков под руководством Андрея Анатольевича Турчака, секретаря Генерального совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", подтвердят, что такое же горячее обсуждение проходило на начальных этапах. Но было совершенно понятно, что двигаться нужно, что предпринимать усилия обязательно нужно и что тема непростая, требующая дополнительных расходов из федерального бюджета, дополнительной, наверное, координации внутри правительства, между ведомствами, в том числе с участием Государственной Думы. Вы знаете, что мы очень активно взялись за тему детских оздоровительных лагерей. В том числе с вашим участием, коллеги, был принят закон о запрете перепрофилирования детских лагерей. Этот закон тоже в копилку доступности самого детского отдыха, вне зависимости от наличия каких-либо физических ограничений у детей. Я подчеркну, что совсем недавно начали возводиться 49 модулей на 2,5 тысячи мест дополнительно. Это такой пилотный проект, и я надеюсь, что в ближайшее время у нас с вами будут ещё более значимые средства на возведение инфраструктуры для детского оздоровительного отдыха. Я также подчеркну, что мы с вами предпринимали усилия для того, чтобы обновить, дополнить нашу Конституцию, усилить её в том числе в контексте поддержки материнства и детства. Нельзя сказать, что сегодня - и это уже подчёркивалось предыдущими спикерами - у родителей таких детей есть все возможности. То, что они не заявляются во многие социальные службы с запросом такой льготы, не означает, что это не востребовано. К сожалению, они просто поняли, что попытки их безуспешны, и смирились с этой ситуацией. Коллеги, сейчас мы с вами принимаем этот закон, и я надеюсь, что каждый из вас его поддержит, пусть это будет в копилку тех наших усилий. И дальше мы ожидаем, что субъекты Российской Федерации примут свои законы, которые как раз будут регламентировать такие квоты. Пожалуйста, коллеги, посмотрите, чтобы была увязка, чтобы без родительского голоса такая квота не принималась. И вообще, очень важно, чтобы она была в каждом регионе принята. Я благодарю комитет Нины Александровны Останиной отдельно за работу по этому вопросу, благодарю коллектив авторов и всех вас за вашу будущую поддержку. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Включите микрофон Ларионовой. ЛАРИОНОВА Т. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Количество вопросов, которые сегодня были заданы, свидетельствует о вашем неравнодушии, о нашем общем неравнодушии, о боли за детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Я уверена, что мы все будем голосовать ещё и сердцем. Прошу голосовать именно так и поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 48 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.