Заседание № 225

12.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 248763-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка установления ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации - города федерального значения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2739 по 3633 из 6130
Уважаемые коллеги, мы переходим к следующему блоку вопросов - законопроекты,    
рассматриваемые в первом чтении, - переходим к рассмотрению пункта 7: о         
проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об       
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Бориса Борисовича Надеждина.   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил".                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция "Союз Правых Сил" вносит законопроект, суть         
которого крайне проста: запретить руководителям органов исполнительной власти   
субъектов Федерации, то есть губернаторам, президентам, главам правительств,    
занимать свою должность более двух раз подряд и при этом снять проблему,        
которую мы с вами заложили, то есть что да, вроде как два срока, но отсчет -    
с 1999 года. Вам роздана замечательная справочка, сейчас в зале она роздана,    
в которой перечислены те руководители субъектов, которые подпали под эту        
индульгенцию, которую мы с вами, как считает фракция "Союз Правых Сил", дали    
ошибочно. Эта индульгенция касается пятидесяти двух регионов, то есть большей   
части субъектов Федерации, причем основная масса таких крупных, больших         
субъектов входит в их число. Эту ошибку нужно исправлять, и вот почему.         
Фракция "Союз Правых Сил" абсолютно убеждена в том, что у нас не будет          
реальной демократии, не будет правового государства и не будет рыночной         
экономики, пока не созданы механизмы политической конкуренции. В каждой         
губернии, в каждой республике должна быть реальная политическая конкуренция,    
когда губернатор или президент не является незаменимым человеком, когда там     
происходит смена власти. На федеральном уровне такая политическая конкуренция   
обеспечивается в том числе и указанием в Конституции России ограничения для     
занятия должности Президента России двумя сроками. Это есть в нашей             
Конституции, и это абсолютно правильно, это есть практически во всех            
демократических государствах, во всяком случае с президентской формой           
правления.                                                                      
                                                                                
Что же получается у нас? Губернаторы были, первая волна, в начале 90-х,         
назначены, это видно по справочке. Потом большинство из них переизбиралось      
один раз, второй раз. Я вас уверяю, что, когда губернатор находится в           
должности уже десять - пятнадцать лет, а некоторые из них были еще и первыми    
секретарями обкомов партии, то есть, вообще говоря, уже десятилетиями           
измеряется срок, в этой ситуации есть только один способ ограничить это:        
ввести прямой запрет занимать должность более двух раз подряд. Потому что       
иначе механизмы политической конкуренции в регионе просто не возникают, они     
не возникают. Губернатор реально контролирует СМИ, ГТРК, газеты региональные,   
губернатор реально контролирует местный бизнес. Он реально выходит на           
федеральные власти и решает все вопросы губернии, и в интересах региона, это    
хорошо. Но в такой ситуации он становится фигурой, которая способна подавлять   
любое инакомыслие и сопротивление на очень дальних подступах. И в результате    
в наших регионах не возникает политической конкуренции. Руководители регионов   
становятся единственными, незаменимыми, и в результате выборы превращаются в    
простую профанацию. Я хочу привести примеры, они очень яркие, последних         
нескольких месяцев. Вспомните, где у нас на выборах в регионах была реальная    
битва, реальная конкуренция и реально было неясно, кто победит. Это             
Красноярск и Магадан. Там вся страна следила, было непонятно, был первый тур,   
второй тур. Почему там так было? Потому, что в результате трагических событий   
просто погибли руководители этих регионов. А где у нас всё было тихо,           
спокойно и никаких проблем? Давайте вспомним: последняя история - выборы в      
Республике Мордовия. Я не помню точно, сколько процентов получил господин       
Меркушкин, но, по-моему, это 80 с чем-то процентов. Там была конкуренция? Не    
было. Дай бог здоровья всем губернаторам и президентам, но, когда в стране      
реальная политическая конкуренция в регионах начинается только после гибели     
губернатора, это ненормальная ситуация. В других регионах такой конкуренции     
нет.                                                                            
                                                                                
Теперь просто пару слов про справку. Что нас ожидает, если мы не примем этот    
закон? Справка у вас есть: 52 региона в ней, большая часть России.              
Рекордсменов называю: господин Рахимов будет править Республикой Башкортостан   
до 2013 года, господин Меркушкин будет править Республикой Мордовия до 2013     
года, теоретически, да. Обращаю ваше внимание на удивительную тенденцию: вот    
там еще указаны сроки полномочий, согласно федеральному закону они могут быть   
от двух до пяти лет. Угадайте, сколько себе установили те самые губернаторы и   
президенты, которые сидят второй, третий срок? Ответ посмотрите: конечно же,    
пять лет и в Башкортостане, и в Мордовии.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. И в Ростове...                                                         
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Да во всех, там написано, это уже в последнее время всё          
происходит.                                                                     
                                                                                
Теперь дальше. Был рекордсмен совсем удивительный - это Президент Республики    
Калмыкия Кирсан Илюмжинов. Вот в справочке хорошо видно, что он еще и           
семилетний срок успел посидеть. К счастью, его заставили привести свою          
конституцию под названием "Степное Уложение" в соответствие с реалиями. Но      
тем не менее он тоже в полном соответствии с этой конституцией до 2012 года     
будет править, проведя в общей сложности в должности примерно двадцать лет.     
Уже давно Президент Путин перестанет быть Президентом, потому что два срока     
всего в федеральной Конституции, уже преемник Путина будет на втором сроке      
находиться, понимаете, какая история, а эти трудящиеся всё будут руководить.    
Дай Бог им здоровья, конечно, дай Бог им здоровья.                              
                                                                                
Теперь о том, что конкретно предлагает фракция "Союз Правых Сил" и почему мы    
сделали это именно так. Если вы внимательно прочтете наш законопроект, то       
обнаружите то, что мы предлагаем: ограничение на два срока, жесткое             
федеральное ограничение, распространяется на всех губернаторов и президентов,   
кроме руководителей городов федерального значения, то есть Москвы и             
Санкт-Петербурга. Вот здесь как на духу объясняю, почему мы это сделали.        
Потому, что это уже третья наша попытка решить вопрос трех сроков. Первая       
наша попытка была вот здесь (это было весной 2001 года) заблокирована, потому   
что был такой замечательный человек, и есть, и остается, дай Бог ему            
здоровья, Президент Татарстана Ментимер Шаймиев. Закон нашей Государственной    
Думой уже был одобрен, потом вспомнили, что есть Ментимер Шаймиев               
(посмотрите: видите, в марте 2001 года избрание), и ради этого дела была        
принята поправка с обратным отсчетом сроков. Летом следующего года мы снова     
пошли в атаку. Дума приняла окончательно нашу поправку про два срока. Она       
пошла в Совет Федерации, которым - ну надо же! - руководил Егор Семёнович       
Строев, замечательный человек, который как раз собрался в третий раз идти в     
губернаторы Орловской области. И Совет Федерации эту поправку отклонил. Мы в    
Думе преодолевали вето - не справились.                                         
                                                                                
Так вот, зная это и зная то, что в декабре этого года собирается избираться     
на третий срок еще один очень уважаемый человек, дай Бог ему здоровья, Юрий     
Михайлович Лужков, и заранее понимая эту ситуацию, мы и внесли закон в таком    
виде. Знаете, удивительное дело, как только закон обсуждается и принимается,    
вроде все согласны - да, два срока, и всё, тут же возникает какой-то великий    
губернатор, мэр, президент: вот ради него давайте подождем. Мы просто не        
хотим повторять этой ошибки. Дай Бог здоровья всем - и Муртазе Губайдуловичу,   
и Ментимеру Шариповичу, и Юрию Михайловичу, - дай Бог им всем здоровья,         
конечно, но вот мы в таком виде закон вынуждены вносить.                        
                                                                                
Теперь буквально два слова по поводу критики, которую сейчас озвучит комитет,   
- выступит мой друг и товарищ Владимир Рыжков, он скажет две вещи.              
                                                                                
Первое. Он скажет, что...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Товарищи, давайте потише!                                 
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Да, давайте потише, давайте я скажу.                             
                                                                                
Он скажет, что Конституционный Суд своим решением признал законность того       
закона, который мы приняли в 1999 году.                                         
                                                                                
И второе. Он скажет, что нельзя федеральным законом вводить некоторые           
преференции для городов федерального значения. Правильно? Правильно!            
                                                                                
Теперь рассказываю о сути дела. Друзья мои, мы только что, на прошлой неделе    
или позапрошлой, приняли пакет законов о реформе госвласти в субъектах.         
Помните их? Помните. Они были внесены кем? Президентом России. Вспомните, в     
этих законах - и в законе о госвласти, и в законе о местном самоуправлении -    
русским языком написано, что организация власти в городах федерального          
значения имеет особый характер. Написано? Ну написано это там! Следовательно,   
аргумент по поводу того, что федеральным законом нельзя вводить разные режимы   
для городов федерального значения и для остальных субъектов, - это аргумент,    
мягко говоря, некорректный, то есть вот "СПС" нельзя, а Президенту страны,      
стало быть, можно. Странно получается! Я вам больше скажу, в большом            
количестве российских законов есть специальные оговорки про особый статус       
городов федерального значения - Москвы и Питера, в большом количестве, и по     
земельным вопросам есть такие оговорки, и по налоговым есть. Поэтому мы         
ничего такого сверхъестественного не предлагаем. Да, логика простая. Именно     
потому, что это не просто субъекты Федерации, а еще и города, говорим мы, в     
них вопрос о количестве сроков решается уставом. На практике это означает,      
что Юрию Михайловичу можно, а, к сожалению, Яковлеву в Питере, похоже,          
нельзя, потому что там проблема в уставе. Но это уже проблема уставов           
городов.                                                                        
                                                                                
Второй аргумент. Конституционный Суд, конечно же, написал, что действующая      
редакция с отсчетом сроков от 1999 года соответствует Конституции. Кто бы       
спорил? Но это не запрещает законодателю принять другое регулирование. Потому   
что Конституционный Суд отвечает на один только вопрос: соответствует данный    
конкретный закон Конституции или нет? Да, соответствует. И наш закон тоже       
будет соответствовать. Говорить о том, что жесткое ограничение - два срока -    
не соответствует Конституции, просто смешно, потому что в самой Конституции     
есть такое ограничение для Президента страны: два срока - и привет! И никаких   
отсчетов, 1999-й там или какой-нибудь еще год. Понимаете, какая история?        
Поэтому законодатель федеральный, именно Госдума, имеет право жестко            
поставить вопрос: два срока - и всё.                                            
                                                                                
И в заключение я хочу призвать коллег-депутатов... Это очень важный вопрос:     
либо мы вводим в стране реальную выборность и сменяемость власти в регионах,    
либо мы продуцируем, развиваем и закрепляем квазифеодальные режимы, в которых   
никакого конкурента у губернатора, президента нет до тех пор, пока, извините,   
не происходит трагическое событие. Прошу поддержать закон.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Борисович.                                 
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по делам Федерации и         
региональной политике Владимиру Александровичу Рыжкову. Пожалуйста, Владимир    
Александрович.                                                                  
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Выступать после Бориса Борисовича Надеждина одно удовольствие: во-первых, он    
всем пожелал здоровья многократно и мы все чувствуем себя набравшимися          
здоровья, во-вторых, он уже за меня сделал доклад, он уже заранее сказал то,    
о чем я буду говорить.                                                          
                                                                                
Начать я хочу с того, что по существу с Борисом Борисовичем я полностью и       
абсолютно согласен: Дума допустила грубейшую ошибку, грубейшую ошибку, когда    
разрешила действующим главам регионов идти на третий и четвертый сроки. И       
все, кто голосовал за это решение, несут за это ответственность. Кстати         
говоря, Комитет по делам Федерации и региональной политике был категорически    
против этого, и с этой же трибуны я об этом говорил от имени комитета. Нас не   
послушали, поддержали поправку Бооса, и теперь мы имеем ту ужасную картину,     
которую очень красочно описал Борис Борисович Надеждин. Однако же то лечение,   
которое он предлагает, хуже самой болезни.                                      
                                                                                
В чем, по сути дела, предложение фракции "Союз Правых Сил"? Они говорят: Юрий   
Михайлович Лужков (многие ему лета, здоровья, так сказать, и так далее, как     
говорит Борис Борисович) и Владимир Анатольевич Яковлев - вот им можно в виде   
исключения избираться третий и четвертый раз, а всем остальным нельзя,          
говорят Борис Борисович и фракция "СПС". И это они мотивируют заботой о         
демократии, о конкуренции, о правах человека и всех других ценностях, которые   
мы любим и уважаем. Но это же абсурд, дорогие коллеги! Как мы можем здесь,      
будучи ответственной палатой Федерального Собрания, делать исключение для       
двух регионов и поражать в правах остальные 87 регионов! Давайте уж, если мы    
сделали ошибку, исправим ее по отношению ко всем 89 субъектам. Ну почему мы     
должны выделять Москву и Санкт-Петербург и конкретно двух губернаторов,         
делать их такой парой привилегированных глав субъектов по отношению ко всем     
остальным?!                                                                     
                                                                                
Что касается Конституции. Борис Борисович как-то подменил тут тезис, говоря о   
том, что нарушение Конституции мы якобы усматриваем в том, что боремся за эти   
два срока, за ограничение двумя сроками. Это принципиальная позиция комитета    
по делам Федерации, и в базовом законе еще несколько лет назад мы эту норму     
провели: два срока, и не больше. Это Дума пошла другим путем и, как я сказал,   
совершила ошибку. Но неконституционность предложения Надеждина и его коллег -   
авторов законопроекта в другом. В том, что субъекты ставятся в неравное         
положение. Для одних существуют одни правила, для других - другие правила.      
Вот в чем неконституционность данного законопроекта! И с этим, Борис            
Борисович, согласны и Правительство, давшее свое заключение, и Правовое         
управление Аппарата Думы, давшее свое заключение. И кстати говоря, мы ведь      
разослали этот законопроект, 52 субъекта права законодательной инициативы не    
поддерживают законопроект и только один поддерживает - Курская областная Дума   
и администрация Курской области. Я не знаю, почему именно Курск поддержал так   
дружно, но он остался в одиночестве.                                            
                                                                                
Дальше. Конституционный Суд. Борис Борисович как-то с легкостью отмахнулся,     
сказал: ну, сегодня признали эту норму конституционной, завтра признают новую   
норму конституционной. Не совсем так, Борис Борисович. Конституционный Суд      
четко установил срок отсчета, четко установил процедуру в тех субъектах, где    
существовало регулирование до этого, то есть он не просто сказал: да,           
конституционно, он установил нормативно, что считать первым сроком, вторым и    
так далее. И вы это прекрасно знаете, как юрист и доктор юридических наук. И    
в этом смысле решение Конституционного Суда для нас - императив, и мы           
соответствующие поправки, статью 30-1, уже внесли в действующий закон. Мы       
выполнили решение Конституционного Суда, а Борис Борисович со своими            
соавторами предлагает нарушить решение Конституционного Суда, то есть он нам    
предлагает нарушить Конституцию - раз, и нарушить решение Конституционного      
Суда - два. И по существу, он нам предлагает Лужкову и Яковлеву выписать        
индульгенцию в виде федерального закона за подписью Президента, а всех          
остальных поразить в правах.                                                    
                                                                                
Поэтому, когда мы на заседании Комитета по делам Федерации и региональной       
политике всё это со всех сторон обсудили, приняли решение подавляющим           
большинством (не помню точно, по-моему, даже единогласно) рекомендовать Думе    
отклонить этот закон как неконституционный и несправедливый.                    
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, Владимир             
Александрович.                                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Прошу записаться.         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо большое. У меня вопрос к Борису Борисовичу.                             
                                                                                
Уважаемый Борис Борисович, объективности ради в докладе, очень интересном       
докладе, вы могли бы отметить, что и фракция КПРФ всегда стояла на этих         
позициях: ограничение сроков полномочий руководителей субъектов Федерации. А    
вопрос такой: вы согласны с тем, что большинство депутатов в Государственной    
Думе находится под давлением и влиянием губернаторов и президентов республик,   
и согласны ли вы с тем, чтобы провести голосование по данному вопросу в         
закрытом режиме, то есть тайное голосование?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович.                              
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Вы знаете, я благодарен фракции Компартии Российской Федерации   
и фракции "ЯБЛОКО", которые всегда поддерживали этот закон. Я был очень         
благодарен фракциям "Единство", "Отечество - Вся Россия", которые в трех        
голосованиях два раза поддерживали этот закон. Надеюсь, что и сейчас это        
произойдет.                                                                     
                                                                                
Что касается того, что депутат находится под давлением, я вам скажу так: если   
это серьезный политик даже не федерального масштаба, а масштаба региона, то     
он не может быть под давлением, он должен находиться в нормальных рабочих       
отношениях с губернатором. К сожалению, жизнь такова, что многие депутаты       
фактически назначаются губернаторами, это правда, с проведением шоу под         
названием "выборы" и так далее. Чтобы это понять, нужно просто посмотреть       
распечатки итогов голосования, и там сразу видно: у кого 90 процентов, там,     
конечно, никакой политической конкуренции нет.                                  
                                                                                
Что касается идеи провести тайное голосование, ну, честно вам скажу, что я бы   
ее поддержал, хотя это прецедент такой достаточно необычный, но я просто        
напомню, что один раз мы это уже делали. Когда нашу поправку Дума поддержала,   
а Совет Федерации отклонил, у нас было уже тайное голосование один раз по       
этому закону. То есть в этом смысле можно это сделать, но я бы не взял на       
себя смелость, как говорится, предлагать это реально делать.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Борисович, вам вопрос: скажите, пожалуйста, не считаете ли вы   
это вот следствием эспээсовского правления во главе с Гайдаром, когда вот эти   
феодальные кланы утверждались? Потому что, будучи в Мингосимуществе Анатолий    
Борисович раскассировал собственность так, что она находится как раз у всех     
ваших сторонников. Понимаете? Теперь они купили губернаторов и их же            
заставляют... Вот вы критикуете, но на самом деле в большей части регионов      
ваши олигархи контролируют губернаторов и диктуют им, как избираться и на       
сколько лет.                                                                    
                                                                                
И еще вопрос: скажите, пожалуйста, почему вы Москву и Ленинград выводите за     
рамки этого закона? Это, вообще-то, неправильно. С Москвы и Ленинграда это      
началось, вот с них и надо начинать: два срока.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Что касается первого вопроса, про Гайдара, то я, честно          
говоря, не могу себе, так сказать, находясь в здравом уме и трезвой памяти,     
представить, что Гайдар контролирует, например, Рахимова, или даже Лужкова,     
или еще кого-то. Это странное утверждение.                                      
                                                                                
Что касается вопроса: почему Москва и Питер?.. Не Ленинград, а                  
Санкт-Петербург. Об этом я предельно откровенно сказал в своем докладе:         
просто потому, что каждый раз, когда закон в Думе принимался, на каком-то       
этапе он останавливался, потому что на носу были выборы. В 2001 году это был    
Шаймиев, потом это был Строев. Сейчас на носу выборы Юрия Михайловича           
Лужкова. Здесь вопрос не в нашей какой-то большой любви к нему, - дай бог ему   
здоровья! - а просто шансы на принятие закона равны нулю, если вот там не       
будет проблем Москвы. Вот и всё.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, для информации: Совет Федерации одобрил законы "Об особенностях        
функционирования электроэнергетики в переходный период...", "Об                 
электроэнергетике", о внесении изменений в Федеральный закон "О                 
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую               
энергию...", о внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса в части   
регламентации отношений, возникающих между энергоснабжающей организацией и      
потребителем и не одобрил закон об энергосбережении.                            
                                                                                
Вопрос Южакова Владимира Николаевича.                                           
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Александровичу Рыжкову. Владимир Александрович, вот   
вы наверняка согласны с тем, что все-таки это наша ошибка, ошибка               
Государственной Думы, что мы внедрили в практику нашей политической жизни       
пожизненное губернаторское правление, и все-таки вы согласны наверняка, что     
нужно исправлять эту ошибку. Поэтому как вы считаете, вот в свете этой общей    
постановки задачи могли бы мы ко второму чтению исправить то, что касается      
исключения для Москвы и Санкт-Петербурга? И может быть, это не должно быть      
препятствием для голосования, для поддержки законопроекта в первом чтении?      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Владимиру Александровичу    
Рыжкову, по карточке Залиханова.                                                
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Владимир Николаевич, для начала уточним: даже третий, четвертый    
срок не делают губернаторство пожизненным. Все-таки когда-то и эти сроки, к     
счастью, истекут у них, у кого-то даже в 2013 году, в худшем случае, но         
все-таки истекут. Это первое.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К 2017-му.                                                
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Да, да, это ужасно, конечно, но Дума сама это решение приняла и    
сама несет за это ответственность.                                              
                                                                                
Во-вторых, мы не можем это исправить во втором чтении, потому что концепция     
закона - это концепция закона. В концепции закона двум регионам делается        
исключение. Если сделать это правило универсальным, то это уже будет            
совершенно другой закон, это будет изменение концепции.                         
                                                                                
И третье, прагматическое совершенно соображение. Если за закон в этом виде      
может проголосовать часть москвичей и петербуржцев, то, если во втором чтении   
это исключить, они за это голосовать не будут. Поэтому, мне кажется, нет        
смысла самих себя обманывать и принимать сейчас этот законопроект в первом      
чтении, надеясь, что мы во втором чтении что-то поправим.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Вульфа Андрея Юрьевича.                   
                                                                                
ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил".                                         
                                                                                
Надеждину вопрос. Уважаемый Борис Борисович, возможна ли такая ситуация,        
когда после двух губернаторских сроков губернатор делает паузу на один срок,    
предположим избирается главой местного законодательного собрания, потом опять   
два раза избирается губернатором, потом еще раз делает паузу, избирается,       
предположим, главой местного законодательного собрания, потом опять             
избирается губернатором, и так до бесконечности?                                
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Вы знаете, ответ: возможна. Причем даже не нужно никаких         
больших пауз. Он может поступить так, если, допустим, есть ограничение на два   
срока, которое действует сейчас для губернаторов, избранных после 1999 года.    
Он избирается на первый срок, избирается на второй, потом он не участвует в     
выборах, избирается некий, другой гражданин, неважно кто, который после         
избрания на следующий же день уходит в отставку, назначаются выборы, в          
которых тот губернатор уже снова может участвовать. Поэтому, в общем, при       
таком, совсем уж сдвинутом, сознании можно и такие сценарии предвидеть.         
                                                                                
Чтобы уменьшить такие злоупотребления, мне удалось одну вещь сделать,           
которую, к счастью, Дума поддержала, - это ограничение в избирательном          
законе, связанное с ситуацией, которой воспользовались в свое время, если мне   
память не изменяет, Тулеев и в Самаре Титов. Они за три месяца до истечения     
второго срока ушли в отставку, были назначены досрочные выборы, и они           
говорили: мы не были в должности два срока подряд. Понимаете, да? Слава богу,   
вот здесь меня Дума поддержала, в избирательном законе появилось ясное          
ограничение: если выборы назначаются в связи с уходом в отставку, то в них не   
может участвовать тот, кто ушел в отставку, даже если это первый срок.          
                                                                                
Но, возвращаясь к вашему вопросу, уровень иезуитства, который может придумать   
местный начальник, чтобы остаться у власти навсегда, такой, что мы даже его     
себе представить не можем. Поэтому, я думаю, найдут способ обойти любой         
закон, но важна политическая воля парламента Российской Федерации.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Махачев, ваш вопрос.                     
                                                                                
МАХАЧЕВ Г. Н., депутатская группа "Народный депутат".                           
                                                                                
Я Борису Борисовичу хочу задать вопрос. Вообще-то, я думаю, нам надо самим      
соблюдать Конституцию, и тогда не будут возникать эти вопросы здесь. Вот с      
хорошим законопроектом вышел Борис Борисович, но он всё испортил одним (я       
даже захотел ему задать вопрос: вот вы считаете себя демократом или нет?), он   
испортил тем, что тут же Москве и Санкт-Петербургу придал какой-то особый       
статус. Не должно быть ни у кого никаких привилегий, должно быть два срока у    
всех. И не надо на личности переходить: здоровье Лужкова или чье-то еще. У      
него здоровья больше, чем у нас у всех здесь. Поэтому мы должны подходить к     
этому вопросу по-государственному, а не так. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Борисович, пожалуйста.                              
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Гаджи Нухиевич, уважаемый, я и вам тоже желаю здоровья. Хочу     
сказать следующее. Поддержите мой закон в первом чтении. Это принципиально,     
он касается пятидесяти двух регионов. Вопрос о том, как быть с Лужковым и       
Яковлевым, теоретически можно решать во втором чтении. Я просто честно еще      
раз говорю: это не какая-то наша особая любовь, "Союза Правых Сил", к этим      
деятелям, губернатору и мэру соответственно, это просто понимание того, что     
иначе закон будет точно заблокирован. Все-таки регионов не два в стране, а      
89, и 52 из них подпадают под закон.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно мне тоже задать вопрос, Борис Борисович? Вот даже   
из той таблицы, которую вы приложили, - "Список субъектов Российской            
Федерации"... Посмотрите, как разнятся сроки по избранию, на какой срок         
избирается губернатор, или глава администрации, или президент. Вы правильно     
сказали об иезуитстве местных начальников. Где у нас гарантия, что они к        
третьему сроку или к периоду окончания очередного срока не установят себе       
срок полномочий 10, 12, 15 и более лет? Может быть, нам начать с того, чтобы    
привести в соответствие с Конституцией полномочия губернаторов и глав           
администраций, сделать так, как это у Президента Российской Федерации, -        
четыре года, и не больше?                                                       
                                                                                
Надеждину включите микрофон.                                                    
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, вы совершенно правильно         
выражаете озабоченность. Но к счастью, в принятом нами этим летом               
избирательном законе установлено, что срок полномочий не менее двух и не        
более пяти лет. Это мы сделали. У нас был всего один бунтарь по этому поводу    
- это Кирсан Илюмжинов (был семилетний срок), но и его заставили привести       
норму в соответствие благодаря напряженной работе полпредства и так далее. У    
него сейчас пять лет.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы закончились. Кто бы хотел выступить по данному                 
законопроекту? Есть желающие выступить. Запишитесь, пожалуйста.                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федулов Александр Михайлович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДУЛОВ А. М. Благодарю, Любовь Константиновна.                                 
                                                                                
На мой взгляд, уважаемые коллеги, законопроект надуман в своей основе. Ну       
прежде всего, реальная демократия и политическая конкуренция не достигаются     
путем ограничения сроков полномочий, они достигаются непосредственным путем -   
наличием политических партий в регионах и демократическим законодательством.    
Дело всё в том, что не надо народ недооценивать. Народ должен иметь право       
выбора, а в данном случае законодательным путем мы ограничиваем право народа    
выбрать из тех кандидатов, которые имеются. Если действительно на территории    
какого-то субъекта Федерации имеется губернатор, которого народ поддерживает,   
то мы не должны ограничивать право народа на свободу выбора.                    
                                                                                
И второй момент. Что касается конституционных указаний, то, я думаю, в          
ближайшее время Россия столкнется с парадоксальной ситуацией. У нас есть        
народный любимец - Президент Российской Федерации Владимир Владимирович         
Путин. Через четыре года ему будет 54 года, и в зрелом возрасте что,            
получается, что мы будем ограничивать срок полномочий Президента? Поэтому, на   
мой взгляд, единственное ограничение, которое существует в Конституции, также   
надо отменить, и не надо бояться народа, не надо ограничивать народ в свободе   
выбора. Пусть сам народ решает, кто из кандидатов достоин быть избранным на     
ту или иную федеральную должность. Вот это и есть дух демократии. Не надо       
уподобляться КПРФ и думать снова за народ. Народ сам всё решит на выборах.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чехоев Анатолий Георгиевич.                               
                                                                                
ЧЕХОЕВ А. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, внесенный закон не так прост, и не надо сводить его просто   
к арифметике: четыре года там, потом еще четыре года. Здесь вопрос, по-моему,   
более принципиальный, и данный закон мог бы решить очень многие проблемы,       
которые сегодня есть в России. Давайте признаемся сами себе, что вот это        
долгосрочное президентство, особенно в национально-территориальных              
формированиях, да и в областях, краях, в конечном итоге создает свой тот        
постоянно действующий клан, который известную формулу Маркса "товар - деньги    
- товар" трансформирует совершенно в другую формулу: "власть - деньги -         
власть". Избираясь губернаторами, избираясь президентами, эти люди думают в     
первую очередь не о том, что сделать, а думают о том, как за эти четыре года    
укрепить свои позиции, набрать достаточно финансовых средств, чтобы в           
следующую выборную кампанию без проблем победить.                               
                                                                                
Сегодня Президент России Владимир Владимирович Путин провозгласил, что надо     
все-таки добиваться единой, целостной России. Но в 2001 году было решение       
Конституционного Суда о приведении конституций и законодательства субъектов     
Российской Федерации в соответствие с Конституцией и законодательством          
Российской Федерации, и на сегодняшний день это решение еще не выполнено.       
Через четыре года это решение будет еще тяжелее выполнять. Надо понять одно:    
сегодня в каждой республике, где есть президент, по сути дела, создается        
государство в государстве. Мы им еще сейчас даем - вот последнее решение было   
- международную деятельность.                                                   
                                                                                
Вдумайтесь, вот говорят, что у нас много дефицита. Самый большой дефицит        
сегодня в Российской Федерации - это дефицит исполнительной власти. Местные     
органы исполняют только те законы, которые выгодны им. И ни в какую...          
Благодаря местным законодательным органам, благодаря просто элементарному       
разгильдяйству, расхлябанности - как хотите это называйте, но за этим всегда    
очень умная, направляющая рука - многие законы Российской Федерации сегодня     
не действуют.                                                                   
                                                                                
Мне думается, что ни у кого не должно быть никаких привилегий, чтобы не         
создавались потом кланы, которые по наследству передавали бы своим преемникам   
власть. Два срока - и после этого каждый избранный губернатором, президентом    
должен уйти.                                                                    
                                                                                
Если говорить о дальнейшей перспективе, то я считаю, что в                      
национально-территориальных формированиях вообще не должны избираться           
президенты. У нас в России должен быть один Президент, один-единственный        
Президент, а они должны быть парламентскими республиками, так же, собственно    
говоря, можно сделать и в областях, и в краях.                                  
                                                                                
Я считаю, что закон в принципе нужен, нужно его принять, но авторам надо вот    
эти два субъекта вывести из этого закона, и тогда закон может иметь право на    
жизнь. Спасибо за внимание.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Похмелкин Виктор Валерьевич.                                                    
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Конечно,    
постановка вопроса о необходимости политической конкуренции, демократизации     
всех сторон нашей жизни и в регионах, и в Федерации в целом правомерна, но      
представленный законопроект, с моей точки зрения, в известной мере опасен.      
Опасен тем, что создает иллюзию решения этой проблемы. О чем, собственно,       
идет речь? Да, два срока, хорошо, замечательно, давайте запишем, и, в общем,    
я за это. Решит это проблему политической конкуренции? Конечно же нет. Потому   
что, во-первых, на десять лет вы всё равно всё оставляете под действующим       
губернатором - всё то, о чем Борис Борисович говорил.                           
                                                                                
Во-вторых, есть масса возможностей продлить свое пребывание во власти, даже     
формально в ней не находясь. И те самые кланы, которые сформируются сегодня в   
регионах, они всё равно останутся. Головку можно поменять, корни останутся, и   
они никак не будут выкорчеваны этим законом.                                    
                                                                                
Третий момент. Собственно говоря, наличие там трех или четырех сроков само по   
себе демократическим принципам не противоречит. Я знаю регионы, скажем, в       
Германии, где избирают на несколько сроков мэров, бургомистров, губернаторов,   
и люди довольны их правлением, всё замечательно, никакие принципы демократии    
не нарушаются. Важно только, чтобы этот выбор был добровольным, свободным,      
чтобы была действительно нормальная конкуренция, а это достигается отнюдь не    
только и не столько сроками пребывания во власти, этот вопрос решается          
поддержкой оппозиции, наличием демократических принципов, защиты свободы        
слова и в регионах, и в масштабах страны в целом. Вот сегодня ключевые          
проблемы, а о них, повторяю, в законе ни слова.                                 
                                                                                
И еще один момент, о котором сегодня уже говорилось, я хотел бы его тоже        
подчеркнуть. Был такой замечательный писатель в прошлом, автор детективов       
Гилберт Кит Честертон, и у него есть прекрасный герой отец Браун. Он любил      
говорить так: или равная для всех законность, или равное для всех беззаконие,   
но самое страшное - это избирательный подход. То, что сегодня нам               
демонстрировали, - это, извините, откровенный цинизм: давайте ради              
одного-двух человек, чтобы прошел закон, пожертвуем этим принципом. Конечно,    
соглашаться с этим ни в коем случае нельзя. И если это элемент концепции, то    
законопроект не заслуживает поддержки, потому что, конечно же, принцип          
равенства всех субъектов Федерации, равенства с точки зрения прав в том числе   
их руководителей, - это конституционное начало. И тут комитет, на мой взгляд,   
абсолютно прав.                                                                 
                                                                                
Мне кажется, к этому законопроекту не надо относиться как к эпохальному. Это    
некая попытка придать, в общем-то, локальному вопросу значение всеобщего. Это   
уводит нас от решения кардинальных проблем страны, проблем действительно        
демократии, которая не связана только и исключительно со сроками пребывания у   
власти. Это проблема действительно формирования гражданского общества, защиты   
демократических институтов. И начинать-то надо с головы, а не с регионов,       
потому что именно в голове государства сегодня корень всех этих проблем, а в    
регионы это только транслируется.                                               
                                                                                
Поэтому призываю вас очень осторожно подойти к этому законопроекту и не         
клюнуть на красивую приманку, за которой, на мой взгляд, реального содержания   
нет.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов, пожалуйста, ваше выступление.          
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект правильный,    
его нужно принимать. И более того, практика, которая сейчас имеет место в       
субъектах Российской Федерации, постоянно подтверждает необходимость принятия   
данного закона.                                                                 
                                                                                
Я не согласен с коллегой Федуловым. Он утверждал, что народ сам должен          
выбирать. Пусть создают условия. Если мы не примем ограничение по срокам,       
народ никогда не будет решать, всегда будет решать власть и плюс деньги. И      
практика действительно всё время это подтверждает. Более того, наша             
нерешительность в том, что мы так и не смогли до конца довести ограничение      
двумя сроками, приводит к вполне реальным на практике негативным                
последствиям. Если взять Чувашскую Республику, то в 1993 году, когда            
принимался обновленный вариант Конституции, там было строгое ограничение        
двумя сроками. Затем ныне действующий Президент спустя два срока нахождения у   
власти собрал Государственный Совет и изъял вот эту норму - два срока. Теперь   
практически там есть ссылка на федеральный закон. И если мы не примем, то во    
всех субъектах Российской Федерации будет ссылка в конституциях или уставах     
субъектов Российской Федерации на соответствующее положение федерального        
закона. Если мы эту норму сегодня не утвердим, то этой нормы, соответственно,   
не будет и в конституциях.                                                      
                                                                                
С другой стороны, были выборы в два этапа - отменили, сделали в один этап.      
Теперь на 18 марта назначена очередная сессия Государственного Совета           
Чувашской Республики, где предполагается пересмотреть сроки избрания            
Президента. Вместо четырех лет предполагается сделать, в общем-то, пять лет.    
Более того, как мне стало известно, депутатами Государственного Совета,         
которые мне звонили, как депутату Государственной Думы, предлагается вариант,   
который в Башкирии не прошел: предполагается создание такого парламента         
Чувашской Республики, который будет утверждать и избирать Президента (или       
главу Администрации) Чувашской Республики. Тем самым опять будут созданы        
возможности сохранения ныне действующей исполнительной власти.                  
                                                                                
Я просил бы представителя Президента в Государственной Думе изучить этот        
вопрос, ибо ненормально, когда Администрация Президента Российской Федерации    
в рамках Конституции России не может предъявить требования к руководителям      
субъектов по таким нормам, которые, безусловно, не соответствуют развитию       
демократизации процессов в Российской Федерации.                                
                                                                                
Завершая выступление, хочу просто призвать всех коллег: давайте поддержим       
данный законопроект. Поправки могут быть внесены во втором чтении. О них        
можно будет потом говорить конкретно.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Егор Кузьмич Лигачёв.                                     
                                                                                
ЛИГАЧЁВ Е. К. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, я думаю, что вся историческая практика подтверждает         
необходимость сочетания двух принципов - стабилизация кадров и обновление. И    
мы знаем это из недалекого прошлого, в том числе и из советского прошлого, к    
сожалению. Когда нарушается то или другое, это приводит к очень пагубным        
последствиям. Я думаю, тот законопроект, который вносит Борис Борисович, как    
раз и обеспечивает то и другое.                                                 
                                                                                
Что касается народа. Так наша задача, видимо, состоит в том, чтобы создавать    
условия для того, чтобы народ мог полностью выражать свою волю. Вот я думаю,    
что этот законопроект как раз на это и направлен.                               
                                                                                
И последнее, о чем я хочу сказать. Пока мы с вами тут обсуждали уже несколько   
раз, во многих субъектах Федерации давно уже отменили свои законы об            
ограничении двумя сроками. Они это сделали довольно быстро, в том числе в       
нашей Томской губернии. А мы вот не можем никак навести в этом порядок.         
                                                                                
Что касается Москвы и Ленинграда, то тут вопрос, я думаю, действительно можно   
решить во втором чтении. Самое главное, чтобы мы двигались в определенном       
направлении. Конечно, это не чудодейственный законопроект, но он будет          
способствовать расширению прав и выражению воли народа.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Южаков Владимир Николаевич.                               
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н. Спасибо, Любовь Константиновна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратиться к тем депутатам, которые скептически   
относятся к законопроекту, исходя из того, что он делает исключения для         
Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы у нас возникло понимание. Эти исключения -     
это не концепция законопроекта. Концепцией законопроекта является то, что       
Государственная Дума обязана исправить допущенную ею же ошибку - ошибку нашей   
демократии, которую открыто называют управляемой демократией и для которой      
вообще управляемость становится принципом. Недопустимо, чтобы губернаторы,      
главы администраций, президенты субъектов Российской Федерации находились у     
власти, ну, не пожизненно (Владимир Александрович правильно меня поправил), а   
неопределенно большой, длительный срок. Я призываю всех как бы смириться до     
второго чтения с этими исключениями. У нас будет возможность еще высказать      
свои позиции по этим исключениям и исправить, если кто-то считает, что это      
нужно исправить. Хотя мне кажется, что и с этими исключениями это был бы        
большой шаг по пути исправления допущенной Государственной Думой ошибки.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович.                     
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, нельзя сказать, что однозначно воспринимаю    
я этот проект закона, потому что есть и плюсы и минусы. Но в каком обществе     
можно было бы не вводить вот такие искусственные препоны типа двух сроков? В    
том обществе, где высокая политическая культура, где есть традиции, где нет     
коррупции, где власть не злоупотребляет законами, тем более их не попирает. У   
нас был горький опыт времен Хрущёва, когда вводилось вот такое принудительное   
ограничение внутри правящей партии. Было много издержек, но сейчас, глядя на    
реальную ситуацию в стране, оглядываясь на реальную практику Самарской          
области, со всей определенностью хочу поддержать данный проект.                 
                                                                                
Самарская область. Господин Титов стал реальным руководителем региональной      
исполнительной власти в августе 1991 года. Недавно Губернская Дума пыталась     
изменить нормативы, чтобы он мог пойти на очередные выборы, и в этом случае     
Константин Титов оставался бы у власти девятнадцать лет. Этого даже Брежнев     
не осилил!                                                                      
                                                                                
Говорить о том, что такое длительное нахождение у власти одного человека        
оборачивается в реальных условиях России во многих регионах развитой системой   
коррупции, взяток, попранием закона, - это повторять общие истины. Не зря же    
заместитель Генерального прокурора Колесников, работая со своей бригадой, уже   
возбудил 39 уголовных дел. При виде всего, что происходит, повторяю,            
основания для поддержки закона велики.                                          
                                                                                
И последнее. Верховный Суд по настоятельному иску смелого и ответственного      
бывшего депутата Самарской Губернской Думы Бобровой признал незаконным          
решение Губернской Думы о третьем сроке Титова, но местным чиновникам, как      
говорят, не хочется с этим соглашаться, и начинаются потоки дел по              
пересмотру.                                                                     
                                                                                
Вот почему на уровне федерального закона необходимо ввести ясную норму. И я     
полагаю, что большинство депутатов согласятся с тем, что такая норма сегодня    
необходима.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Евгеньевич Бугера.                        
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Уважаемые коллеги, ну, данный вопрос, вернее, обсуждение данного   
вопроса уже давно вышло за правовые рамки. С правовой точки зрения здесь всё    
совершенно ясно. Я хотел бы сначала ответить тем коллегам, которые кричат о     
какой-то ошибке, которую допустила Государственная Дума.                        
                                                                                
Не нужно тешить себя таким самомнением, что у нас только Государственная Дума   
принимает законы. В законодательный процесс кроме Государственной Думы у нас    
вовлечены Совет Федерации, который рассматривает и одобряет либо не одобряет    
закон, принятый Государственной Думой, Президент, который не подписывает или    
подписывает и обнародует закон, в конечном счете Конституционный Суд, в         
который обращались оппоненты существующего положения и получили там, говоря     
словами Кондрата Майданникова, полный отлуп. И инициативу сегодняшнего          
рассмотрения и обсуждения со стороны коллеги Надеждина и поддерживающих его     
коллег я рассматриваю просто как желание лишний раз попиариться в год           
начинающихся на всех уровнях выборов.                                           
                                                                                
Здесь говорили о каком-то иезуитстве органов власти субъектов Федерации. Но     
уж кто здесь действительно занимается иезуитством, это уважаемый мною Борис     
Борисович, дай Бог ему здоровья на долгие лета. Он здесь ссылался на то, что    
федеральная Конституция для федерального Президента установила два срока. Но    
она ведь ничего не установила для субъектов Федерации. И если в следующем       
созыве Думы, на что я очень надеюсь, не будет фракции "СПС", то, может быть,    
мы и в федеральную Конституцию внесем изменения, касающиеся президентских       
сроков, здесь законодатель ничем не ограничен.                                  
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, с правовой точки зрения - и это очень хорошо,       
обстоятельно и ясно показал содокладчик от комитета Владимир Александрович      
Рыжков - здесь всё совершенно ясно. И те, кто не доволен существующим           
положением, не доволен существующим законодательством, не доволен решением      
Конституционного Суда, только лишний раз выплескивают, может быть, свои         
личные политические амбиции, как уважаемый мною Валентин Сергеевич Шурчанов,    
кандидат в президенты Чувашии неоднократный, может быть, как некоторые другие   
товарищи, не будем здесь уже говорить. Ну, и совершенно непонятно, для чего     
такая длинная дискуссия. Может, давайте перейдем к голосованию и провалим       
этот законопроект навсегда? Хотя я не уверен, что иезуитство и политическая     
провокация, которые так хорошо умеет применять доктор юридических наук          
Надеждин, не подвигнут его на создание какого-нибудь еще законопроекта, где     
он исключит еще парочку каких-нибудь субъектов Федерации.                       
                                                                                
Кстати, об этом политическом иезуитстве. Очень хорошо сказал Южаков Владимир    
Николаевич: давайте примем в первом чтении без Москвы и Питера, а во втором     
чтении мы их тоже под общую гребенку причешем. Ну что это, как не               
политическое иезуитство?                                                        
                                                                                
Коллеги, давайте прекратим политическое иезуитство, диффамацию, как говорит     
уважаемый председатель комитета Гребенников, и политическую провокацию и        
будем заниматься делом. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Все записавшиеся выступили.             
Возможность выступить с заключительным словом предоставляется Борису            
Борисовичу Надеждину.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, я в своем заключительном слове хотел два      
коротких сообщения сделать.                                                     
                                                                                
Первое. Меня до глубины души потрясла цифра, озвученная Владимиром Рыжковым     
(вдумайтесь, это очень интересно): 52 региона выступили против законопроекта.   
Теперь достаньте вот ту табличку, которую я раздал, в которой написано, каких   
регионов этот законопроект касается. Совпадение просто удивительное. То есть    
52 губернатора, если закон принять, свои сроки не смогут продлевать, и ровно    
52 региона выступили против законопроекта. Ну, тут, как говорится, ни           
убавить, ни прибавить, всё очень даже понятно.                                  
                                                                                
И вторая ремарка. Постоянно звучала критика, что мы делаем какие-то             
исключения для двух городов - Москвы и Питера. Я еще раз говорю: это не мы      
придумали, в огромном количестве законов, в том числе и в тех, которые внес     
Президент и которые мы приняли две недели назад - про госвласть субъектов и     
местное самоуправление, - есть такого типа исключения. Это же не случайно,      
это действительно специфические субъекты, они же города, и поэтому, конечно,    
это исключения.                                                                 
                                                                                
А сейчас я хочу в заключение просто еще раз призвать. Это никакая, как          
выразился господин Бугера, дай Бог ему здоровья, никакая не политическая        
провокация, это совсем другая история. Если мы хотим, чтобы в стране была       
реальная политическая конкуренция, другого пути сегодня просто не существует,   
иначе все эти господа, приведенные в справке, так и будут править до 2013       
года, дай Бог им дожить до этого светлого времени. Прошу поддержать закон.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Владимира Александровича    
Рыжкова.                                                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                    
                                                                                
Добавить к дискуссии практически нечего. Мне кажется, что всё предельно ясно.   
Фракция "СПС" и инициаторы законопроекта пытаются найти чисто политическое      
решение, выделив в отдельную категорию Москву и Санкт-Петербург и их            
руководителей. На наш взгляд, на взгляд комитета, концептуально принимать       
законопроект нельзя. Он противоречит Конституции и состоявшемуся решению        
Конституционного Суда. Пафос Бориса Борисовича и авторов я полностью            
разделяю, но в заключение я хочу сказать: Борис мне друг, но Конституция        
дороже.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента, Александр Алексеевич, вы хотели что-то сказать.       
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну,   
здесь уже упоминалось противоречие Конституции, я просто напомню, что данный    
законопроект противоречит части 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации,    
которая устанавливает равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с       
федеральными органами власти, в том числе и в законодательном регулировании.    
                                                                                
Но я хотел бы добавить к этому следующее. Данный законопроект, конечно, может   
быть оспорен в Конституционном Суде еще и по другому моменту, точнее, не в      
Конституционном Суде, а в Верховном Суде: законопроект меняет правила игры      
для уже избранных губернаторов. Губернаторы, которые избирались, шли на два     
срока, а вы сейчас устанавливаете этим законопроектом новые правила, снижаете   
их планку, говорите: всё ребята, вы свободны, правила игры меняются.            
Естественно, что эта норма неконституционна также.                              
                                                                                
Поэтому Президент Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.     
Хотя проблема двух сроков решена законом уже, вы знаете, но для                 
руководителей, для высших должностных лиц, избранных ранее, как бы              
устанавливается переходный период, и совершенно прав депутат Рыжков, который    
ссылается на решение Конституционного Суда. Конституционный Суд подтвердил, с   
какого срока исчисляются полномочия избранных губернаторов и президентов        
республик. Поэтому данный закон принимать, безусловно, нельзя.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по ведению - депутат Лекарева.          
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хочу обратить ваше внимание,   
что вы не сделали замечание коллеге-депутату Романову Валентину Степановичу.    
И мне странно, что депутат с таким стажем, как у Валентина Степановича,         
уважаемый мною человек допускает фантазии по поводу взяток губернатора. И       
учитывая, что губернатор Титов является одним из прогрессивных и деятельных     
губернаторов субъекта, где социальная стабильность достигнута, я хочу задать    
вопрос Валентину Степановичу: когда и сколько вы давали взятку губернатору      
Титову? (Шум в зале.) И почему вы собираетесь сами на третий срок? (Выкрики     
из зала.)                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, у нас это не по ведению, это не по    
ведению. Мы не ведем дискуссию по деятельности губернатора.                     
                                                                                
Похмелкин Виктор Валерьевич.                                                    
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, я хотел бы обратить внимание   
на некоторое нарушение Регламента, которое может стать довольно опасным         
прецедентом: все-таки представитель Президента должен выступать до              
заключительного слова докладчиков, а не после, не он должен нас напутствовать   
перед голосованием. Поэтому просто просьба за этим следить.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование ставится проект федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах            
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации". Кто за то, чтобы        
принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              168 чел.             37,3%                        
Проголосовало против           42 чел.              9,3%                        
Воздержалось                    7 чел.              1,6%                        
Голосовало                    217 чел.                                          
Не голосовало                 233 чел.             51,8%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 222

21.02.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 248763-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка установления ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации - города федерального значения).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 786 по 792 из 7531
НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил".                                      
                                                                                
Любовь Константиновна, у меня два предложения по повестке. Обоснование -        
потом, а сейчас фиксируем. Предложение номер один: пункт 46 поставить на        
фиксированное время между 15-м и 16-м. Предложение номер два: пункт 16          
перенести на один год.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2011 по 2040 из 7531
НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые друзья, у меня два предложения. Причем я честно        
скажу: если первое проходит, на втором я настаивать не буду.                    
                                                                                
Первое такое. Закон за номером 46 - это закон, который мы несколько раз         
вносили уже, о том, чтобы губернаторы не могли занимать свою должность более    
двух раз подряд. Это пункт 46. У меня предложение, я его уточняю: поставить     
его непосредственно после законопроектов по реформе госвласти и местного        
самоуправления. То есть, называя номера повестки дня, я прошу поставить его     
после пункта 16. Понятно, да?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли другая точка зрения? Нет. Кто за то,     
чтобы принять предложение депутата Надеждина и рассмотреть пункт 46 сразу       
после пункта 16? Прошу определиться голосованием.                               
                                                                                
Борис Борисович, а другое вы снимаете предложение, по 15-му, да?                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              139 чел.             30,9%                        
Проголосовало против          131 чел.             29,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    271 чел.                                          
Не голосовало                 179 чел.             39,8%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.