Заседание № 115
16.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 248699-3 "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4344 по 4797 из 5376
Пункт 16, проект федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка". Представляет закон представитель Законодательного Собрания Краснодарского края депутат Государственной Думы Кибирев Борис Григорьевич. Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание Краснодарского края внесло в Государственную Думу законопроект "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка", о котором я имею честь вам доложить. Законопроект внесен 9 октября 2002 года и по непонятным причинам хорошо отлежался: в Думе третьего созыва - один год, в нашей Думе, четвертого созыва - уже два года. Название законопроекта само говорит о его содержании. Поднимается чрезвычайно важная и острая проблема для современной России - охрана общественного порядка, обеспечение безопасности российских граждан. Чтобы глубже прочувствовать содержание этого закона и необходимость его принятия, хочу сказать несколько слов о субъекте Федерации, в котором этот законопроект родился, о Краснодарском крае: пять миллионов сто тысяч человек населения, динамично развивающаяся экономика, массовое передвижение населения, только отдыхающих в этом году там было больше десяти миллионов человек. Естественно, есть огромная масса проблем в охране общественного порядка, что и побудило Законодательное Собрание обратиться к этой теме. Разумеется, речь не идет о том, чтобы противопоставить терроризму и организованной вооруженной преступности общественные силы. Для этих целей в России есть силовые структуры, которые, к большому нашему сожалению, пока со своей миссией справляются очень плохо. Законопроект направлен на оздоровление общественного порядка в таких проявлениях его нарушения, как хулиганство, насилие над личностью, мелкое воровство и так далее. Фактов этих, естественно, и в Краснодарском крае, и в любом вашем регионе масса. Пойдите на любой железнодорожный вокзал. Чаще, чем служебная информация, там звучит фраза: "Уважаемые граждане, в связи с усложнившейся криминогенной обстановкой..." и так далее. Чего же хотят законодатели Краснодарского края? Они хотят установить порядок, при котором наиболее сознательные и в какой-то степени подготовленные граждане подключились бы к охране общественного порядка в России. Каким путем? Путем принятия вот этого федерального закона, о котором я вам сейчас и докладываю, а потом и его последующего исполнения. Да, статья 132 Конституции Российской Федерации проблему охраны общественного порядка относит к компетенции органов местного самоуправления, но тем не менее должны быть единая методика, единая организация, единый порядок, то есть должен быть типовой закон, который можно было бы реализовать усилиями органов местного самоуправления и поднимать порядок у нас в России. Необходимость активной опоры на общественность, на законопослушных граждан обусловлена не только обострением криминогенной обстановки в стране, но и недостаточностью имеющихся возможностей и ресурсов у правоохранительных органов, и признается практически большинством руководителей и практических работников правоохранительной сферы. Не секрет, что во многих сельских районах участковый милиционер является единственным представителем правоохранительных органов и справиться с усложняющимися задачами не в состоянии. В настоящее время в России отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее возможность объединения граждан в целях оказания содействия правоохранительным органам в обеспечении охраны общественного порядка. Хотя в кое-каких регионах проблемы эти и решаются, причем путем принятия правовых актов. Например, в Камчатской, Белгородской, Пензенской, Кировской, Орловской областях, в Республике Алтай и так далее приняты такие правовые акты, которые нацелены на объединение усилий общественных, но это не является, так сказать, общим для всей России правилам. В предлагаемом вам законопроекте одиннадцать статей. Закон устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка и оказании содействия органам внутренних дел. Его действие, естественно, не распространяется на те правоотношения, которые регулируются другими федеральными законами, такими, как "Об оперативно-розыскной деятельности", "О частной детективной и охранной деятельности..." и так далее. Проект предусматривает формы и принципы участия граждан в охране общественного порядка. Это добровольное индивидуальное и коллективное содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы, это участие в составе народных дружин и в деятельности общественных пунктов охраны правопорядка. Закон расписывает отношения органов местного самоуправления с гражданами и их объединениями, участвующими в охране, предусматривает ответственность лиц, контроль за их деятельностью, ограничения и формы поощрения. Вот и весь закон, одиннадцать статей, четыре машинописных страницы. Законодательное Собрание поручило мне обратиться к вам с призывом проголосовать за этот закон. У закона, естественно, есть и официальные оппоненты. И я хочу их позицию изложить и прокомментировать. Главное государственно-правовое управление президента, а это было еще 22 ноября 2002 года, высказало целый ряд технических замечаний по этому законопроекту, но одновременно написало и оптимистический абзац: проект может быть рассмотрен после рассмотрения проектов федеральных законов по вопросам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Замечу, что эти законы рассмотрены, так что самое время рассматривать данный законопроект. Официальный отзыв правительства, который подписал господин Христенко 9 января 2003 года. Ну, скажем так, законопроект не поддерживается, но признается необходимость разработки законопроекта, регламентирующего отношения, возникающие в процессе участия граждан и их объединений в охране общественного порядка. Еще раз назову дату: 9 января 2003 года. Заключение Комитета по безопасности нашей дорогой Государственной Думы. Законопроект не поддерживается по целому ряду технических причин. К большому сожалению, в заключении комитета нет тех оптимистических абзацев, которые есть в заключении управления президента и отзыве правительства о необходимости разработки и принятия такого законопроекта. Уважаемые коллеги, у нас, в недавней нашей истории, есть большой опыт участия граждан в охране общественного порядка. Правда, в Советском Союзе, в тогдашней России, не было нынешней массовой криминализации общества, тогда случайного прохожего не убивали или, скажем, достаточно редко убивали на улице, не расстреливали очень серьезно охраняемых олигархов (которых тогда и не было), да и граждане по своему менталитету были тогда немножко другие, общественно сознательные, с коллективисткой психологией, со стремлением прийти и помочь другому человеку, защитить его, если в этом есть необходимость. Нам надо возвращать эти традиции, нам надо создавать народные дружины, нам надо вовлекать общественность в охрану общественного порядка. Я думаю, если бы в Митине (микрорайон, или район города Москвы, где я сейчас живу) два-три человека регулярно патрулировали по району, чтобы люди знали, что есть такая общественная сила, то там было бы совсем по-другому. Понятно, что надо эту коллективистскую психологию, готовность и стремление общественного дружинника защищать граждан поставить, так сказать, под норму закона, тем более что руководство страны многократно заявляло о том, что нам эти общественные силы надо использовать, ведь мы говорим о формировании гражданского общества. Так вот, возрождение охраны общественного порядка, укрепления правопорядка силами граждан - это как раз и есть один из элементов проявления гражданского самосознания. Да, естественно, законопроект имеет недостатки. Эти недостатки вполне можно устранить ко второму чтению. От имени Законодательного Собрания Краснодарского края я призываю вас поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Борис Григорьевич. Содоклад Геннадия Владимировича Гудкова от Комитета по безопасности. ГУДКОВ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мне сегодня второй раз приходится выступать в качестве политинформатора. Действительно, уважаемый Борис Григорьевич, проблема есть, проблема серьезная, и многие субъекты Федерации уже решают ее на уровне своего регионального законодательства. Я вам могу просто... Хочу, во-первых, вас проинформировать, что мы, выполняя и поручение Комитета по безопасности, и пожелание правительства, создали рабочую группу, которая уже подготовила большой федеральный закон по участию граждан в охране общественного порядка. Причем готовили мы его большой группой, с участием заинтересованных ведомств: МВД, ФСБ, прокуратуры и так далее, и тому подобное. Более того, мы текст этого законопроекта уже вчерне, я бы так сказал, прокатали на заседании Комитета безопасности, нашли там сами у себя пару серьезных недостатков, в основном в части социальной и правовой защиты дружинников или граждан, которые участвуют в охране общественного порядка, и решили доработать. Он уже готов, и я думаю, что в течение сентября, крайний срок - начало октября, мы его внесем в Государственную Думу, представим вам на рассмотрение. Так что в принципе текст закона могут получить все желающие. Это, так сказать, информация. Действительно, почему этот законопроект отлеживался? Не потому, что его никто не хотел рассматривать и принимать, а потому, что, во-первых, шла работа над более серьезным, объемным документом, а во-вторых, потому, что, как вы сказали, у законопроекта есть недостатки. Но я бы сказал больше: к сожалению, у этого законопроекта гораздо больше недостатков, чем достоинств. Я не хочу обижать Законодательное Собрание Краснодарского края, но на самом деле, если внимательно почитать законопроект, то станет ясно, что он представляет собой попытку вспомнить, как это было, когда всё было государственное и партия была одна. Если разбирать более предметно, то в нем обозначается идея - она правильная, ее нужно реализовывать, и мы вместе с вами обязательно это сделаем, - но там не прописываются механизмы реализации этого решения, не указывается, кто финансирует, там нет ни прав, ни обязанностей, там нет механизма ответственности, там нет механизма обязательств государственных органов - МВД, ФСБ и так далее - участвовать в этом и организовывать это движение. И поэтому на самом деле этот документ представляет собой как бы, так сказать, правильную по сути, по смыслу декларацию о том, что необходимо сделать. И спасибо Законодательному Собранию Краснодарского края, благодаря его инициативе мы с вами сегодня обсуждаем предварительно эту тему, действительно очень важную для Российской Федерации. Но смею вас уверить, уважаемые коллеги, что законопроект об участии граждан в охране общественного порядка находится и в плане антитеррористических мероприятий, который мы с вами принимали в прошлом году, и в плане работы Комитета Госдумы по безопасности, и в календарном плане нашей Государственной Думы. Так что мы с вами эту работу обязательно осенью выполним. Мы благодарим Законодательное Собрание Краснодарского края за инициативу. Мы пригласили тех людей, которые там с этим законом работали, в нашу рабочую группу, и мы находимся с ними в контакте. Они прекрасно знают, что в этом виде, вот с точки зрения юридической техники, закон принимать нельзя, но они сделали, наверное, самое важное - затеяли серьезный разговор на эту тему в парламенте и в соответствующих структурах власти Российской Федерации. Поэтому я, несмотря на всё уважение к идее и к правильности, своевременности ее озвучивания, от имени Комитета Государственной Думы по безопасности предлагаю в этом варианте законопроект отклонить и приглашаю уважаемых коллег-депутатов для доведения уже, до шлифовки, я бы сказал, того закона, который готовится в недрах Комитета Государственной Думы по безопасности. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Вопрос у Резника Бориса Львовича и у Малышкина. Два вопроса. Резнику включите микрофон. РЕЗНИК Б. Л. Геннадий Владимирович, у меня к вам вопрос. За десятилетие наши силовые структуры - вам это известно лучше, чем мне, - количественно выросли аж в четыре раза. Что же вы, большой профессионал, поддерживаете идею, чтобы безоружных людей бросать на вооруженных бандитов, которых сегодня множество на наших отечественных улицах? Спасибо. ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Борис Львович, дело в том, что это мировая практика - участие населения в мероприятиях по поддержанию общественной безопасности, в мероприятиях, связанных с ликвидацией стихийных бедствий и так далее, и тому подобное. И на самом деле эта форма чрезвычайно важна и нужна для Российского государства хотя бы потому, что... Я называл вчера цифры по индустрии безопасности, говорил о пятистах сорока шести тысячах человек, занимающихся вопросами безопасности. Существует проблема их привлечения в мероприятия по охране общественного порядка (а это происходит ежедневно и ежечасно, у нас семьдесят одна тысяча договоров о взаимодействии) - этот процесс не опирается ни на какую законодательную базу. У нас были проблемы с охраной подъездов. Когда произошли взрывы в Москве, граждане стали организовывать свои формы защиты - осматривать чердаки, подвалы и так далее, и тому подобное, и мы сталкивались с тем, что вот эти граждане не только не защищены, они вообще не имеют никаких прав, мы не можем дать им даже такую возможность. И поэтому, конечно, проблема существует. И здесь никто не собирается бросать дружинников на вооруженных бандитов, на организованные банды, речь идет о содействии, об обеспечении, допустим, профилактической работы, о патрулировании улиц. По сути дела, из числа граждан создается дополнительная система реагирования на преступления и правонарушения. Поверьте, что это мировая практика, здесь мы ничего не придумали, это не наше изобретение, мы просто когда-то в советские времена достаточно масштабно это использовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И вопрос еще был у депутата Малышкина. Пожалуйста, Олег Александрович. Только покороче, Геннадий Владимирович. МАЛЫШКИН О. А. А у меня вопрос к Борису Григорьевичу. Борис Григорьевич, от кого мы всё время охраняемся? Что-то мы всё прячемся, где-то что-то такое... У нас уже милиции больше, чем армии. У вас там всё в порядке, в регионе, что вы там еще хотите-то? Наоборот, сказали бы так: давайте мы квалифицированно сделаем чистку в органах, чтобы поднять к ним доверие населения. Вот это будет совсем другой уровень. Тогда и не будем говорить о том, что нужно еще кого-то привлекать, женские какие-то дружины там, еще каких-то казаков, которые кружками водку пьют. Давайте по существу поговорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Григорьевич, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Кибиреву включите микрофон. КИБИРЕВ Б. Г. Олег Александрович, чистка правоохранительных органов - это другая тема, мы ее не обсуждаем, хотя там тоже что-то надо делать. Пытаемся мы охраняться от той, извините, швали и прочих антиобщественных элементов, которые оскорбляют женщин, которые отнимают у студентов мобильные телефоны, которые нецензурно ругаются, так сказать, выражаются при детях и так далее, и так далее. Естественно, речь не идет, еще раз повторю, ни об организованных вооруженных группах, ни о других тяжелых формах наступления на наших граждан, а вот от общественного мусора можно освобождаться, потому что если дружины начнут работать и общественники будут периодически патрулировать улицы, то каждый, прежде чем заругаться матом или, скажем, ударить кого-то по голове, подумает: стой, так они же меня заберут, вот за углом они, наверное, есть. Поэтому совершенно это не лишнее для этого общества, и я, конечно, приветствую деятельность Комитета по безопасности: как было сейчас доложено моим коллегой, они уже подготовили хороший законопроект. Ну слава богу, значит, общество наше от этого только выиграет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Запишитесь, пожалуйста, коллеги. Покажите список. Трое. По три минуты достаточно будет на выступление? Достаточно. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, что абсолютно правильная инициатива краснодарских законодателей и правильно всё доложил Борис Григорьевич. Но мы постоянно отвергаем все инициативы оппозиции. С такой же инициативой выходила фракция ЛДПР десять лет назад, и нам то же самое говорили: давайте подождем, есть другие проекты, подготовят, согласуют. Я вас уверяю, уважаемый Геннадий Владимирович, никогда вы не примете в этом зале закон о дружинах, никогда! Хотя бы в этом плане будьте честны. Год назад от нас потребовали принять срочные меры по пресечению терроризма в стране. Это было бы самое минимальное, если бы хотя бы появились народные дружинники. Вы говорите про подвалы и чердаки. Ну и кто их сейчас проверяет? Никто не проверяет. Ждем очередного теракта, и потом в этом микрорайоне, только в этом микрорайоне, несколько подвалов проверят. Хорошая школа для молодежи, особенно для тех, кто собирается поступать в юридические вузы. Может быть, даже увязать и дать привилегию тем, кто много лет проработал в народной дружине, дать им право поступать в юридические вузы или идти на работу в милицию. Конечно, тут речь совершенно не идет о том, чтобы они боролись с вооруженной преступностью, но сам факт нахождения, наличия дружинников может на кого-то действовать отрезвляюще. Или, возьмите, кругом стихийные бедствия. Вот сейчас Америку, очередной город заливает. Конечно, полиция и какие-то службы безопасности раскачаются через день, через два, а дружинники в этих городах при постоянном дежурстве лучше бы следили, потому что это их жизнь, это их безопасность. Поэтому, с одной стороны, закон нужен, с другой стороны, умиляет процедура, когда представители комитетов независимо от состава Госдумы каждый раз подавляют, не принимают, отвергают любую инициативу оппозиции и любую инициативу с мест. Тем самым мы подавляем желание людей как-то поддерживать власть, ибо власть у нас получается однополярная. Мы боремся с однополярным миром в лице Америки и Буша, но внутри собственной нашей страны очень часто власть тоже однополярная. Если бы в первом чтении мы приняли закон, то всё, что требуется, можно было бы добавить во втором чтении. И я не уверен, что Комитет по безопасности в конце концов сделает очень хороший закон, даже если будет долго-долго что-то делать. Повторяю: десять лет назад мы уже выходили с таким законом, по-моему, даже в первом чтении принимали его, но в третьем его принятия не допустили, и всё это осталось в архивах. Складывается неприятное впечатление, когда не проходит ни один закон, ни постановление, ничего, даже в повестку дня не включается. Вот депутат Митрофанов предложил сегодня постановление по прекращению закупки "Боингов". Американский конгресс моментально бы принял такое постановление, если бы наши "ИЛы" или другие самолеты падали бы, а Америка покупала бы их у нас... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Он это предложение опять сделал в устном порядке. Мы не увидели, к сожалению, бумаг, которые можно было хотя бы пообсуждать. У нас есть порядок для внесения таких постановлений. Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, второй раз за одно заседание мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам говорят: закон, наверное, хороший, но давайте мы не будем его принимать, потому что вот-вот подойдет еще лучше. Уважаемые коллеги, давайте мы действительно посмотрим в глаза реальности. Предыдущая попытка привлечь общественность к охране общественного порядка, завершившаяся принятием закона, была похоронена в 99-м году. Проект, который мы рассматриваем, был внесен нашими коллегами, депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края, три года тому назад. Все какие-то замечания, какие могли возникнуть за эти три года, можно было учесть, рассмотреть и принять решение. Смотрим замечания профильного комитета, который дал отрицательное заключение. Вот я могу сказать, что, не дай бог новому закону пойти по схеме, которая зафиксирована в заключении Комитета по безопасности. Документ, который мы сегодня рассматриваем, много лучше того, который нам готовят, по той простой причине, что он избежал детализации, он предоставляет возможность субъектам Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения на основе нашего базового закона регламентировать и работу народных дружин, и работу общественных пунктов охраны общественного порядка, и общественных организаций, уставы которых предусматривают помощь органам внутренних дел в охране порядка. В этом ценность законопроекта. Если мы попытаемся в нем охватить все вопросы, мы не сможем в любом случае это сделать, плюс к тому мы создадим конфликтную ситуацию вообще. Я предлагаю поддержать предложенный сегодня проект закона, он действительно закрепляет все принципы, закрепляет права граждан участвовать в этом процессе, регламентирует деятельность государственных и муниципальных органов, помогает механизму формироваться на практике. Если есть какие-то замечания, мы сможем их учесть при рассмотрении во втором чтении. Поэтому сегодня нам нужно сказать: принимаем этот документ, а если подоспеет какой-то гениальный проект закона, рассмотрим через год-два-три, примем, когда он подойдет. Сейчас есть достойный документ, способный регулировать эту ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Если посмотреть на проблему, которую мы обсуждаем, я думаю, мы все здесь в зале согласны с тем, что проблема существует, и проблема очень серьезная. Ведь большинство из нас, конечно же, в машинах ездят, не ходят по темным углам, ибо в темных углах можно по голове получить. Даже когда идешь по улице - вот даже у меня случай был. Три дня назад иду по улице. Идут три девчушки лет 14-15. Речь у них такая, что я начал подпрыгивать, думаю, кубанские казаки уступают им. Когда я остановился и сделал замечание, они вначале опешили от удивления, что им взрослый мужик вдруг делает замечание. Но минут через десять они поняли, о чем речь идет! Понимаете, состояние нашего общественного порядка ужасное! Ужасное! И мелкие преступления, с которыми даже многократно увеличившаяся милиция... Кстати, милиция вообще не обращает внимания на это: подумаешь, мат, подумаешь, оскорбили женщину или пообещали кому-то в ухо дать - это для них не считается преступлением вообще. Если случается убийство, в милиции дело засыпает на десятилетия: вдруг где-то что-то выплывет и что-то получится. Мне в своей жизни приходилось быть и в БСМ (бригады содействия милиции), хочу напомнить, были такие, и в комсомольском оперативном отряде, и в ДНД. Хочу сказать, это и меня подтягивало, и моих друзей. И в то же время появление людей с повязками всегда способствовало решению некоторых проблем, пусть не всех. Более того, хочу обратить ваше внимание, что сегодня люди все больше и больше стихийно объединяются, чтобы навести порядок. У нас, скажем, в Воронеже есть молодежная организация "Правопорядок", которую возглавил милицейский полковник в отставке Чуприн Евгений Иванович, и он очень много делает для того, чтобы был порядок в молодежной среде. Вместе с тем нередко приходится сталкиваться, если хотите, с правовой неоформленностью положения. Мне думается, что мы, депутаты Думы, которые ездят в приличных машинах (или в плохих машинах), в общем-то, должны рассмотреть эту проблему и помочь с ее решением. Помочь, чтобы у людей, которые хотят решать вопросы обеспечения охраны общественного порядка, положение дел улучшилось. Я поддерживаю законопроект, который внесен Краснодарской Думой. Глубоко убежден, что второе чтение... Может, идеальный законопроект, который предлагает комитет... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Георгиевич. Будет ли с заключительным словом выступать докладчик? Представители президента и правительства не хотели бы выступить? Нет. Борис Григорьевич, три минуты. Включите микрофон депутату Кибиреву. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я буду очень краток. Регулярное нарушение общественного порядка, наличие нервозной и опасной ситуации в обществе не даст возможность решать никакие экономические и социальные проблемы, потому что прежде всего насилие над личностью разрушает человеческую нравственность, а без этого общество существовать нормально не может. Кроме всего прочего, этот законопроект, по моему представлению, является важным элементом, целым направлением в формировании гражданского общества, к чему нас призывают и президент, и правительство, и мы сами это всё прекрасно понимаем. И конечно, даже в этом плане он подлежит поддержке. От имени Законодательного Собрания я призываю вас проголосовать за этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 24 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Не принято.