Заседание № 130
16.12.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 248643-5 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6718 по 7066 из 9209
Пункт 16, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрея Владимировича Юрина. Пожалуйста, Андрей Владимирович. ЮРИН А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемые депутаты, федеральным законом, которым предусматривалось утверждение параметров бюджета фонда на 2008 год, в первоначальной редакции предусматривался объём доходов 130,6 миллиарда рублей. Фактические доходы составили 162,6 миллиарда рублей. Столь значительное отклонение от первоначальных параметров вызвано предоставлением дополнительных средств из федерального бюджета для осуществления программы дополнительного лекарственного обеспечения граждан и перевыполнением параметров по налоговым источникам на 1 миллиард рублей. Расходы составили 168,7 миллиарда рублей. Покрытие дефицита бюджета было осуществлено за счёт привлечения остатков средств, сложившихся на начало года. В полном объёме, предусмотренном законом о бюджете, были профинансированы основные направления деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования: предоставление средств территориальным фондам обязательного медицинского страхования - в объёме 63,3 миллиарда рублей, обязательное медицинское страхование неработающих граждан, детей, оплата родовых сертификатов - в объёме 16,6 миллиарда рублей и денежные выплаты участковым врачам и медицинским сёстрам - то, что является частью национального проекта "Здоровье". На выполнение основной функции фонда - выравнивание условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы - направлено в полтора раза больше средств, чем в 2007 году. В полном объёме завершены расчёты за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан. Есть две позиции, по которым исполнение по расходам было меньше, нежели назначено: 99,1 процента к плану составило исполнение по расходам, связанным с диспансеризацией работающих граждан, вместе с тем число осмотренных больше на восемьсот тысяч человек, чем в 2007 году, всего осмотрено 5,4 миллиона человек. Детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, в стационарных медицинских учреждениях тоже осмотрено несколько меньше, но в то же время больше, нежели в 2007 году, - триста тридцать тысячи человек вместо ста двадцати четырёх тысяч. Отчёт об исполнении бюджета прошёл соответствующую аудиторскую проверку Счётной палаты Российской Федерации, подтверждена его достоверность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Глеб Яковлевич Хор, он первый заместитель председателя комитета, делает доклад от комитета по бюджету. ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В порядке рассмотрения отчёта об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год комитет выносит на рассмотрение Государственной Думы законопроект об исполнении бюджета фонда за 2008 год. Счётная палата в своём заключении по отчёту об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год подтверждает кассовое исполнение бюджета фонда. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчёт об исполнении бюджета фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год и принять соответствующий законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы не договаривались по процедуре вопросов. Я могу объявить запись или сразу, может быть, по два вопроса, учитывая, что два фонда? Если будут понятные вопросы и чёткие ответы. Пожалуйста, есть вопросы у фракции КПРФ? Есть. Депутаты Кашин и Останина, два вопроса. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. По Пенсионному фонду. За отчётный период 24 процента реально составляет пенсия к средней заработной плате. Но это процент очень низкий, и, по большому счёту, 4 199 рублей в соотношении с минимальной корзиной - это небольшое превышение. Что собираетесь в ближайшее время делать для того, чтобы выйти на обещанную нашим пенсионерам величину пенсии 35-40 процентов от средней заработной платы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович Куртин. КУРТИН А. В. Спасибо. Я хотел бы уточнить, что эта величина в 2008 году составляла 26,8 процента, сейчас - свыше 32 процентов, а к 2010 году мы планируем, что коэффициент замещения достигнет 39,7 процента. То есть мы в ближайшее же время должны выйти на мировые стандарты, предусмотренные 102-й конвенцией МОТ, и в дальнейшем, благодаря тем преобразованиям, которые будут осуществлены по валоризации пенсий, мы должны этот размер повысить и поддерживать его всё время на уровне 40 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто от фракции? Горькова, пожалуйста. ГОРЬКОВА И. П. На балансе Пенсионного фонда до настоящего времени продолжает числиться дебиторская задолженность в сумме почти полмиллиарда рублей - безнадёжная к взысканию и с истёкшими сроками исковой давности. В составе дебиторской задолженности числятся просроченные векселя и активы коммерческих банков. Указанные банки ещё в период с 2000 по 2002 год решением Арбитражного Суда были признаны банкротами. Также в течение 2008 года ревизионной комиссией Пенсионного фонда выявлено различных финансовых нарушений на сумму 792 миллиона рублей. Хотелось бы спросить: кто принимает решение и проводит оценку рисков при принятии решений об инвестировании средств Пенсионного фонда и понёс ли кто-нибудь персональную ответственность за утерянные в результате ошибочных инвестиционных решений сотни миллионов рублей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КУРТИН А. В. Спасибо за вопрос. Решение принимаетсяся правлением Пенсионного фонда после тщательного изучения, насколько безнадёжна задолженность, подлежащая списанию. Об этом мы ставим в известность налоговые органы, и этот вопрос решается совместно. Значит, те средства, которые остались за предприятиями, те же векселя, - это было в свете развития погашения задолженности. Задолженность погашается ещё с 90-х годов. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос от фракции... Рязанский, пожалуйста. РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня два вопроса, если можно, и к Александру Владимировичу, и к Андрею Владимировичу. Вопрос, связанный с 1200 рублями. Александр Владимирович, тесновата становится эта инструкция с точки зрения ее выполнения. Многие пенсионеры жалуются: найти неработающего человека на 1200 рублей очень сложно. Это превращается в то, что появляются стахановцы, которые набирают большое количество пенсионеров по уходу, и, в общем, от этого и качество страдает. Можно ли рассчитывать на пересмотр этой инструкции в пользу того, чтобы больные люди сами принимали решение? И второй вопрос, связанный с этим: видите ли вы в перспективе решение проблемы диспансеризации людей старшего возраста? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович. КУРТИН А. В. Спасибо, Валерий Владимирович, за вопросы. Да, действительно, 1200 рублей - это не так много, но хотел бы ещё раз отметить, что сумма повышена в 2008 году с 500 рублей до 1200, то есть более чем в два раза. Сейчас инструкцией предусмотрено, что ухаживающий за нетрудоспособными неработающий пенсионер может обслуживать нескольких людей, то есть он может получать 2400 рублей и более. В настоящее время, мы знаем, в отдельных случаях люди, ухаживая за нетрудоспособными, обслуживают до трёх, до пяти человек, и достаточно успешно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы от "Справедливой России"? Нет желающих. Останина. Второй вопрос от КПРФ. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос касается исполнения бюджета фонда обязательного медицинского страхования. В заключении Счётной палаты на отчёт об исполнении бюджета фонда ОМС обращают на себя внимание две цифры: первая - 787 миллионов рублей, которые потрачены на содержание органов фонда, и вторая - 721 миллион рублей, которые потрачены на диспансеризацию детей-сирот. Цифры эти сопоставимы, но сопоставима ли численность работников органов фонда и численность детей-сирот, которые прошли диспансеризацию? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Владимирович Юрин. ЮРИН А. В. Расходы на содержание фонда составляют 0,5 процента от общих расходов федерального фонда, то есть они крайне незначительны. Это первое. Второе. Что касается диспансеризации детей-сирот, весь тот контингент, который был заявлен министерством образования, осмотрен. То есть и средств достаточно, и контингент в отчётном году полностью был осмотрен. И в этом году точно так же в полном объёме весь контингент, который заявлен органами образования, будет осмотрен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, больше никто не настаивает? Есть вопрос. Тепляков, пожалуйста, от фракции ЛДПР. ТЕПЛЯКОВ Е. Н. На основании федерального закона от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" правительство и Пенсионный фонд должны были, но не издали ряд подзаконных актов по сохранности средств пенсионных накоплений, в результате чего при расторжении договоров доверительного управления управляющие компании не возвратили фонду пенсионные накопления в размере нескольких миллионов рублей. Что Пенсионный фонд собирается делать по возврату этих пенсионных накоплений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович. КУРТИН А. В. Я хотел бы уточнить: все деньги были возвращены. Если мы говорим о том, что деньги за 2007 год были переданы только в июне 2009 года, то это решалось законодательно и Министерством финансов было выделено 9 миллиардов 700 миллионов рублей, в связи с этим вносилось изменение в бюджет Пенсионного фонда на 2009 год. Все средства были возвращены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет вопросов. Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич. Выступление от фракции КПРФ. Пожалуйста, включите микрофон. И дайте мне знать, если от других фракций настаивают, чтобы я знал, кто будет выступать. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Я хотел бы начать своё выступление с маленькой справки, потому что поплыли цифры в ходе нашей дискуссии по пенсионным делам. Так вот, я опираюсь на заключение Счётной палаты по этому поводу: средний размер назначенных месячных пенсий в 2008 году составил 4199 рублей, что только на 15,2 процента выше величины прожиточного минимума пенсионера - 3644 рубля. Средний размер назначенных месячных пенсий составил в 2008 году 24,3 процента среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Это я для уточнения. Теперь некоторые соображения, которые мне хотелось бы высказать в связи с деятельностью негосударственных социальных фондов, и прежде всего Пенсионного фонда. Во-первых, до сих пор не урегулирована проблема неучтённых на лицевых счетах страховых взносов застрахованных граждан, поступивших в Пенсионный фонд от работодателей, которые за отчётный год не представили индивидуальные сведения о страховых взносах и заработке. В среднем в год индивидуальные сведения в Пенсионный фонд не представляются более чем на четыреста тысяч человек по стране. В связи с этим мы настойчиво предлагаем Правительству Российской Федерации подготовить и внести законопроект, решающий эту проблему. Во-вторых, в последние годы вскрыты факты увода средств Пенсионного фонда, в том числе, например, в Свердловской области, где один из коммерческих банков Петербурга провёл операцию по нецелевому использованию около 1 миллиарда рублей пенсионных средств. Этим делом теперь занимаются следственные органы. В целях обеспечения сохранности, надёжности и возвратности средств обязательного социального страхования и трансфертов федерального бюджета, передаваемых государственным внебюджетным фондам для осуществления различных социальных выплат, а также во избежание риска их потерь при банковском обслуживании в небольших коммерческих банках, фракция КПРФ подготовила законопроект о том, чтобы закрепить за Центральным банком России, а в территориях, где отсутствуют учреждения Центрального банка, за Сбербанком России функцию по обслуживанию средств социального пенсионного страхования, и мы просили бы его поддержать. В-третьих, до сих пор в Госдуму не представлены законопроекты об установлении правового статуса государственных внебюджетных фондов. Летом этого года постановлением Думы правительству было поручено представить предложения об установлении их правового статуса. Сегодня практически все три социальных фонда работают, не имея актуализированного закона об их правовом статусе. В-четвёртых, начиная с 2005 года на Пенсионный фонд возлагаются всё новые и новые нестраховые функции, а административные расходы на их реализацию производятся за счёт страховых взносов. На наш взгляд, необходимо законодательно решить вопрос о возмещении из федерального бюджета Пенсионному фонду административных расходов на осуществление ежемесячных денежных выплат и различных социальных выплат и компенсаций более чем восемнадцати миллионам граждан по закону о монетизации льгот и указам Президента России. Вообще-то, следует серьёзно задуматься над тем, чтобы освободить социальные фонды, особенно Пенсионный фонд, от несвойственных им функций. В-пятых, концепция пенсионной реформы была намечена для организации системы формирования профессиональных пенсий. С 2003 года в Госдуме находятся два законопроекта: "Об обязательных профессиональных пенсионных системах..." и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем". До настоящего времени правительство не определилось с их дальнейшей судьбой. Более того, в пенсионных законах до сих пор имеются неработающие статьи, регулирующие отношения по назначению и выплате профессиональных пенсий. Считаем, что Правительство Российской Федерации должно определиться с реформой профессиональных пенсий. И последнее. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что после взрыва склада пиротехники в Воронеже я предлагал провести широкомасштабную проверку, меня поддержал и председатель Думы. Не сделали, проверки не прошли - и получили "Хромую лошадь". Думаю, что высказанные нами предложения, точнее, их реализация позволит улучшить деятельность социальных фондов, позволит избежать обвала в их работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я обращаюсь к представителю президента: настаивает ли он на участии в дискуссии? А, прошу прощения. От фракции "Справедливая Россия" - Лекарева. ЛЕКАРЕВА В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, уважаемые представители правительства! Фракция "Справедливая Россия" внимательно рассмотрела отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда России в 2008 году. Докладчики передо мной подробно доложили общий объём прогнозируемых и фактических доходов и расходов бюджета, и нет нужды повторяться. Скажу лишь о том, что "Справедливая Россия" поддерживает замечания Счётной палаты относительно того, что Пенсионный фонд России не обеспечил формирования полной и достоверной информации о своей деятельности в части ежемесячного отражения в отчётности отделений фонда остатков средств федерального бюджета и средств обязательного пенсионного страхования. "Справедливая Россия" обращает внимание депутатов на то, что фонд в своей деятельности до сих пор руководствуется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации в 1991 году, так как до настоящего времени, как уже говорили депутаты, не принят федеральный закон, определяющий правовой статус Пенсионного фонда с учётом современного состояния системы пенсионного обеспечения и перспектив её развития. Это зачастую приводит к несогласованности действий, к нарушениям и к попыткам разного рода мошенников воспользоваться средствами Пенсионного фонда. В целом показатели, определённые законом, в основном выполнены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и с основными задачами бюджетной и социальной политики, что подтверждено цифрами законопроекта, заключением профильного комитета Государственной Думы, а также конкретными мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации, по совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан. Повторяю, что у фракции "Справедливая Россия" позиция свободного голосования по этому вопросу. Что касается фонда обязательного медицинского страхования. Фракция "Справедливая Россия" отмечает, что финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялась в 2008 году в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 21 июля 2007 года "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" осуществлялось финансирование расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Финансирование указанных расходов происходило за счёт средств федерального бюджета в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Уважаемые депутаты, "Справедливая Россия" считает, учитывая новую макроэкономическую ситуацию в стране, что Федеральному фонду обязательного медицинского страхования необходимо проводить анализ сбалансированности территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации в ежемесячном режиме. Полагаем, что это позволит знать реальную ситуацию и эффективно решать вопросы уровня доступности и качества медицинской помощи населению, а также расходовать средства фонда равномерно. Напомню, что, по данным Счётной палаты, расходы составили в первом квартале 2,9 процента, во втором квартале - 2 процента, в третьем квартале - 9,3 процента, в четвёртом квартале - 85,5 процента, при этом 79,4 процента от общей суммы расходов осуществлено в декабре 2008 года. Фракция "Справедливая Россия" приняла решение о свободном голосовании по данному вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я обращаюсь к представителю президента: нет желания выступить по этому вопросу? Нет. У представителя правительства? Нет. Докладчики, содокладчики не настаивают на заключительном слове? Нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7085 по 7102 из 9209
Ставится на голосование в рамках "часа голосования" проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 30 мин. 11 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Принимается.