Заседание № 31

02.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 24848-4 "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2490 по 2778 из 6588
Пункт 6, о ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации       
всех форм дискриминации в отношении женщин. Доклад официального представителя   
Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра труда    
и социального развития Галины Васильевны Паршенцевой.                           
                                                                                
Пожалуйста, Галина Васильевна.                                                  
                                                                                
ПАРШЕНЦЕВА Г. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Здравствуйте, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты!              
Президентом вносится проект федерального закона "О ратификации                  
Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в    
отношении женщин". Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм   
дискриминации в отношении женщин принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября    
1999 года и вступил в силу 22 декабря 2000 года. Он создает механизм защиты     
прав женщин на международном уровне. Конвенция о ликвидации всех форм           
дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года вступила в силу        
тогда еще для СССР 3 сентября 1981 года. Конвенция направлена на защиту прав    
человека и на обеспечение равных прав и возможностей для мужчин и женщин.       
                                                                                
Положения конвенции учтены и в Конституции Российской Федерации от 12 декабря   
1993 года: согласно части 4 статьи 15 общепринятые принципы и нормы             
международного права и международные договоры Российской Федерации являются     
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской   
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то             
применяются правила международного договора.                                    
                                                                                
Ратифицировав конвенцию, Российская Федерация приняла на себя соответствующие   
обязательства, выполнение которых в рамках ООН контролируется специальным       
экспертным органом - Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении      
женщин.                                                                         
                                                                                
Если ранее в соответствии с конвенцией полномочия указанного комитета           
ограничивались рассмотрением периодических докладов о выполнении положений      
конвенции, то в 1995 году, после четвертой Всемирной конференции по положению   
женщин, проведенной в Пекине, было решено создать надлежащие международный и    
национальный механизмы защиты прав женщин, которые препятствовали бы            
ухудшению их положения.                                                         
                                                                                
При разработке факультативного протокола за основу был взят аналогичный         
факультативный протокол к международным пактам о политических и гражданских     
правах, а также о социально-экономических и культурных правах. Вы помните,      
такой договор был принят в 1966 году.                                           
                                                                                
Факультативным протоколом к Конвенции ООН о ликвидации всех форм                
дискриминации в отношении женщин расширяется компетенция ООН по ликвидации      
дискриминации в отношении женщин, и она наделяется правом принимать и           
рассматривать сообщения (жалобы) отдельных лиц или групп лиц о нарушении их     
прав, изложенных в конвенции. При этом до обращения в комитет должны быть       
исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. По результатам    
рассмотрения комитет может направить государству-участнику свое мнение и        
рекомендации, а в случае достоверной информации о серьезных или                 
систематических нарушениях - назначить проведение расследования.                
                                                                                
Таким образом, создается международный механизм соблюдения прав и свобод        
женщин, дополняющий функции Комитета ООН по правам человека и Европейского      
суда по правам человека. Это полностью соответствует части 3 статьи 46          
Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого гражданина    
на обращение в международные органы по защите прав и свобод человека, если,     
опять повторю, исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства           
правовой защиты.                                                                
                                                                                
Факультативный протокол к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации    
в отношении женщин подписан от имени Российской Федерации в Нью-Йорке 8 мая     
2001 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 факультативного протокола и     
на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О            
международных договорах Российской Федерации" он подлежит ратификации.          
Факультативный протокол не противоречит законодательству Российской             
Федерации. Законодательство Российской Федерации не содержит                    
дискриминационных норм, ограничивающих права женщин. Я хочу вам сказать, что    
в судах за этот год вообще не было ни одного дела, практически отсутствуют      
иски, связанные с дискриминацией по признаку пола. Претворение в жизнь          
факультативного протокола не потребует каких-либо дополнительных финансовых     
средств.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Васильевна, присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Александр Александрович Сизов. Пожалуйста.         
                                                                                
СИЗОВ А. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! К уже сказанному Галиной   
Васильевной Паршенцевой о ратификации факультативного протокола хочу добавить   
следующее.                                                                      
                                                                                
До принятия в 1999 году факультативного протокола у Комитета по ликвидации      
дискриминации в отношении женщин, по сути, был единственный инструмент для      
выполнения этой функции: он мог только рассматривать доклады, представленные    
государствами - участниками конвенции, и вносить предложения и рекомендации     
на основе этих докладов. Кстати, по итогам рассмотрения последнего доклада      
Российской Федерации Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин     
выразил беспокойство тем, что российское законодательство до сих пор не в       
полной мере учитывает положения конвенции, что женщины практически не           
обращаются в суды по факту дискриминации из-за пробелов в законодательстве,     
наличия доказательных барьеров и недоверия к судебной системе. При этом         
комитет указал, что дискриминация по признаку пола в России есть, и назвал      
наиболее тревожные ее проявления.                                               
                                                                                
Первое: ухудшается положение женщин в сфере труда, сохраняется существенный     
разрыв в зарплате мужчин и женщин. У безработных женщин период поиска работы    
значительно больше, чем у мужчин.                                               
                                                                                
Второе: низка степень личной безопасности женщин, особенно в быту. Насилие в    
семье сотрудники правоохранительных органов обычно рассматривают не как         
серьезное преступление против личности, а как частный вопрос взаимоотношений    
между супругами. Бедность принуждает женщин заниматься проституцией, в          
результате они становятся жертвами сексуальной эксплуатации и торговли.         
                                                                                
И третье. В стране ухудшается медицинское обслуживание. Платность медицинских   
услуг серьезно ограничивает доступ к ним, что сказывается на состоянии          
здоровья женщин, в том числе репродуктивного. Это далеко не полный перечень     
проблем, который свидетельствует о наличии фактической дискриминации женщин в   
нашей стране. Важно, чтобы это было поводом для тревоги не только               
международных организаций, значительно больше это должно беспокоить нас         
самих, депутатов, правительство, общественность. Не допускать ограничения       
прав по признаку пола важно не только из-за обязательств государства перед      
международным сообществом, к этому нас обязывает наша же Конституция.           
Согласно части 3 статьи 19 мужчины и женщины имеют равные права и свободы и     
равные возможности для их реализации. Государство обязано выполнять эту         
конституционную гарантию. Оно должно быть заинтересовано в укреплении не        
только международных, но и национальных механизмов, обеспечивающих равенство    
прав и возможностей своих граждан, независимо от пола.                          
                                                                                
Именно для достижения этой цели прошлой Думой был принят в первом чтении        
законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и         
женщин и равных возможностей для их реализации", который предусматривает        
создание такого национального механизма. Нам предстоит рассматривать проект     
во втором чтении. Надеюсь, коллеги, вы примете верное решение и поддержите      
его.                                                                            
                                                                                
Факультативный протокол, вступивший в силу в декабре 2000 года, является        
важным шагом в укреплении механизма, обеспечивающего равноправие на             
международном уровне. Российская Федерация, как уже говорилось, подписала       
указанный протокол 8 мая 2001 года. По информации Министерства иностранных      
дел, его подписали семьдесят пять и ратифицировали шестьдесят государств.       
Среди участников протокола большинство государств - членов Европейского         
союза, Канада, ряд стран СНГ: Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия и        
Украина. Ратификация этого международного акта направлена на защиту прав        
человека, отвечает интересам Российской Федерации. К тому же участие            
Российской Федерации в протоколе снимет необоснованные претензии к нашему       
государству со стороны ряда международных правозащитных организаций, станет     
еще одним шагом в продвижении России к демократическим стандартам в области     
обеспечения равноправия мужчин и женщин.                                        
                                                                                
Наш Комитет по делам женщин, семьи и молодежи рекомендует Государственной       
Думе принять Федеральный закон "О ратификации Факультативного протокола к       
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Прошу       
вас, уважаемые коллеги, поддержать этот закон.                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.                         
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов к докладчику и содокладчику?                        
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я хочу адресовать свой вопрос Галине Васильевне.                 
                                                                                
Уважаемая Галина Васильевна, трудно не согласиться с мнением моего коллеги      
Александра Александровича Сизова, который сказал о том, что отсутствие          
судебных исков отнюдь не говорит об отсутствии дискриминации в отношении        
женщин. Действительно, у нас есть статья 19 Конституции, но, согласитесь,       
носит она в основном декларативный характер. Вопрос вот такого порядка.         
Является ли факт отсутствия на высших руководящих должностях в нашем            
правительстве женщин дискриминацией по отношению к женщинам и не есть ли это    
нарушение норм международного права?                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хороший вопрос, Нина Александровна.                       
                                                                                
ПАРШЕНЦЕВА Г. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Хороший вопрос, но я думаю, что это, конечно, не является дискриминацией.       
Полагаю, почему правительство согласилось с принятием законопроекта о равных    
правах и равных возможностях, о чем говорил Александр Александрович? Все-таки   
в России квотирование - и правительство согласилось принять в первом чтении -   
должно быть. Должно быть. Ну, будем во втором чтении, значит, принимать.        
                                                                                
И женщины сегодня в семидесяти пяти субъектах Российской Федерации на           
должностях заместителей глав администраций в регионах, в региональных           
муниципальных образованиях. Все-таки они у нас есть в руководящем составе. А    
то, что сегодня произошло в рамках административной реформы, - я думаю,         
правительство и президент вернутся к этой проблеме и женщин во власти будет     
больше.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Алексеевич.                                  
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня к Галине Васильевне вопрос.                         
                                                                                
Галина Васильевна, вы сейчас выступаете в качестве представителя Президента     
Российской Федерации, и вот суждение, что раз у нас нет судебных дел, то,       
значит, нет дискриминации женщин, отражает вашу личную точку зрения или это     
точка зрения Президента Российской Федерации?                                   
                                                                                
ПАРШЕНЦЕВА Г. В. Вообще, я не сказала вот так твердо, что нет судебных дел и    
нет дискриминации, я сказала, что в настоящее время нет исков по этой           
проблеме. Но в части вопросов... вы знаете, что есть национальный план          
действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на        
период 2001-2005 годов, это все-таки говорит о том, что правительство сегодня   
однозначно внимание уделяет женщинам. И есть планы мероприятий по занятости.    
То, что более высокий процент незанятых в производстве женщин, чем мужчин,      
доказывает, что все-таки проблема есть, но я не скажу, что это дискриминация.   
Правительство и президент работают в этом направлении и принимают планы         
мероприятий для повышения роли женщины в обществе.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Апарина Алевтина Викторовна.                               
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Александр Александрович, мы не будем вам вопросы задавать нехорошие, пытаться   
вас подловить. Позвольте выразить вам благодарность, хорошо, что мужчина по     
таким вопросам выступает. Мой вопрос вам. Вы скажите как мужчина, не просто     
как член комитета, а как мужчина, как вы считаете, вот тот факт, что не         
засчитывается в стаж уход за ребенком, тот факт, что с приходом новой власти    
лишили женщин наград за материнство, - не является ли это в определенной        
форме тоже дискриминацией и принижением роли матери в обществе?                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СИЗОВ А. А. Ну, я считаю, что сегодняшнее обсуждение вопроса и накануне         
приведет к тому, что всё равно Дума вернется к тем проблемам, которые вы        
называете, может быть в другой форме несколько, мы об этом как раз говорили.    
И что касается наград, то мы, я думаю, нашу российскую женщину будем            
чествовать и этими наградами. Я думаю, что вернемся к этому, я в этом           
убежден. Ну и естественно, будут другие возможности поощрения правительством    
и президентом.                                                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Б. В. Грызлов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще вопрос, да? Плетнёва Тамара Васильевна.      
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Галина Васильевна, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, все-таки в         
разработке Факультативного протокола принимали участие женщины или опять за     
нас всё решали только мужчины? И в продолжение еще вопрос: не считаете ли вы,   
что квотирование женщин вообще в любую структуру власти - это унижение их?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галина Васильевна.                            
                                                                                
ПАРШЕНЦЕВА Г. В. Ну, во-первых, я хочу сказать, что в работе над этим           
протоколом, над проектом федерального закона, вы знаете, участвовала Комиссия   
по правам человека при Президенте Российской Федерации, которую возглавляет     
женщина. Во-вторых, официальным представителем президента меня назначили. Это   
уже доказывает то, что мы, так же как Министерство труда и социального          
развития, от лица женщин принимали в этом участие. До этого работала над        
подготовкой этого проекта Карелова Галина Николаевна, тоже женщина. Это я вам   
говорю о том, что участвовали женщины.                                          
                                                                                
О чем вторая половина вопроса? По квотированию. Ну, вы знаете, вы сами          
понимаете, Тамара Васильевна, мы сейчас живем в период экономических            
преобразований. Нам бы хотелось видеть и в Государственной Думе, во всяком      
случае, и в других органах власти больше женщин. Я думаю, что унижения          
никакого нет. Я помню, когда избирались по партийным спискам в Советском        
Союзе, квотирование это очень высоко использовалось. Наверное, с этих позиций   
я могу сказать, что не унижает. Но еще раз повторю, что сегодня, учитывая наш   
национальный план действий по улучшению положения женщин, все-таки процент      
женщин во власти должен увеличиваться.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы исчерпаны. Спасибо, Александр Александрович.                        
                                                                                
Нам необходимо определиться голосованием по проекту федерального закона "О      
ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм        
дискриминации в отношении женщин". Ставится на голосование данный проект.       
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.