Заседание № 126
О проекте федерального закона № 248122-8 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором чтении 24 мая текущего года, прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 57 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 248122-8 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию законопроект разработан с целью устранения имеющегося правового пробела в регулировании полномочий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В настоящее время полномочия Рособрнадзора по установлению требований к структуре официального сайта образовательной организации в системе "Интернет" и формату представления информации на сайте предусмотрены на уровне нормативного акта Правительства Российской Федерации. Федеральным законом "Об образовании..." такое право Рособрнадзору не предоставлено. Вместе с тем вступившим в силу с 1 ноября 2020 года Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" предусматривается, что обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти только в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами. Таким образом, Рособрнадзор не может принимать новый приказ или вносить изменения в действующий приказ, устанавливающий требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и формату представления информации, что ставит под вопрос как обязательность выполнения требований к сайтам, так и легитимность осуществляемой Рособрнадзором контрольной деятельности. Установление соответствующих требований позволяет обеспечить единство представления информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности образовательной организации на её официальном сайте в сети "Интернет", что упрощает доступ к таким ресурсам, не препятствуя при этом автономии образовательных организаций. Хочу отметить, что Рособрнадзор ежегодно проводит мониторинг официальных сайтов образовательных организаций на предмет размещения на них обязательной информации. И в этот период, когда у него нет полномочий устанавливать формат представления информации, это в 2021, 2022 и 2023 годах, службой объявлено 400 предостережений образовательным организациям о недопустимости нарушения обязательных требований о наличии общедоступной и открытой информации на сайтах. Невозможность в дальнейшем предъявления Рособрнадзором требований к сайтам образовательных организаций лишь усугубит ситуацию в части открытости и доступности информации, что может повлечь за собой нарушение прав поступающих, обучающихся граждан. Поэтому законопроектом предлагается чётко определить в законе "Об образовании..." полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по установлению требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и формату представления информации, что будет способствовать достижению стабильности регулирования данных отношений и персонализации ответственности конкретного органа федеральной исполнительной власти. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию, Комитет Государственной Думы по просвещению, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Правительство Российской Федерации поддерживают законопроект. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике замечаний к законопроекту не имеют. Прошу принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Владимирович, ну очень своевременный вот этот законопроект, конечно, потому что столкнулась в Оренбургской области со следующим: содержание сайта послужило основанием якобы для закрытия малокомплектной сельской школы, вот именно содержание сайта, к которому отсутствуют разработанные требования и какие-то общие критерии. Но одновременно ещё было высказано опасение родительским сообществом, что персональные данные детей, педагогов становятся объектом пристального внимания не только, так сказать, тех, кому эта информация нужна и важна. Вот в этой части какие защитные механизмы есть? Или тот факт, что мы передаём сейчас как раз эти полномочия Рособрнадзору, и означает, что он определит эти критерии? Как будет осуществляться контроль за соблюдением требований, которые установлены? И как будут отслеживаться нарушения, какие взыскания за это будут предусмотрены? Закрывать школу только потому, что сайт не соответствует требованиям, - это, конечно, большое... это полное безобразие! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович. КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Нина Александровна, за вопрос. Как я уже сказал, Рособрнадзор проводит ежегодно мониторинг деятельности образовательных организаций в части размещения информации на сайтах. Он выявляет нарушения, и в каждом конкретном случае уже принимаются меры, которые способствуют защите прав обучающихся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Владимирович, вопрос следующего характера. Мы все тут за учителей - дебюрократизация и так далее. Вот не вызовет ли принятие данного закона новые требования, так что школам опять нужно будет переделывать сайты, приводить в соответствие с новыми требованиями и так далее? И опять будет дополнительная нагрузка на учителей, а они, некоторые, особенно в малокомплектных школах, и так жалуются на то, что вести эти сайты им никто не помогает. Вот не будет ли дополнительной нагрузки на учителей? КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос. Предполагается, что нагрузка ложится на администрацию образовательных организаций, которая формирует перечень тех необходимых сведений, которые интересуют общественность. Имеются в виду не те формы предоставления информации, которые устанавливает правительство, а именно конкретные требования, связанные с общим количеством сведений о лицах, которые, там, выдержали вступительные испытания, не выдержали, по конкретным примерам, то есть по запросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос вам, Сергей Владимирович, как разработчику, автору законопроекта. Вот в части 3 статьи 29 Федерального закона "Об образовании...", куда вы предлагаете внести дополнительный абзац, как я понимаю, установлено полномочие правительства по данному вопросу. Вот всё-таки, внося изменение, вы сохраняете абзац о полномочиях правительства, дополняя статью положением именно о Рособрнадзоре? Правильно я понимаю? КАБЫШЕВ С. В. Да, Николай Иванович, безусловно, полномочия правительства сохраняются. И здесь важно обратить внимание на то, что полномочия правительства - в части формы предоставления информации, а полномочия Рособрнадзора относятся к формату представления информации. Слова "предоставление" и "представление" не синонимы, это паронимы. То есть происходит конкретизация требований, которые устанавливает правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ивенских Ирина Валентиновна. ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Владимирович, правила размещения информации на официальном сайте образовательной организации уже были утверждены постановлением правительства от 20 октября 2021 года № 1802. Остаётся вопрос: с какой целью тогда ещё нужно дополнительно устанавливать формат представления информации и нет ли здесь дублирования? КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Ирина Валентиновна, за вопрос. Действительно, названным вами постановлением утверждены правила размещения на официальном сайте образовательной организации информации, где решены вопросы о форме предоставления информации. При этом надо обратить внимание на то, что в пункте 18 этих же правил установлено, что информация, указанная в тех пунктах, которые... это в полномочиях правительства, она должна соответствовать требованиям к структуре официального сайта и формату представления информации, установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. И здесь как раз получается, что полномочие-то установлено в правилах, но оно нигде не закреплено, поэтому мы своим законопроектом этот пробел устраняем. И хочу ещё раз обратить внимание, что слова "предоставить" и "представить" звучат почти одинаково, но имеют различное лексическое значение, совсем как известные нам со школы паронимы "одеть" и "надеть": мы одеваем Надежду, но надевают одежду. Я прошу обратить на это внимание. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 45 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 248122-8 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба пункт 25 порядка работы перенести на завтра тоже в связи со встречей в Правительстве Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.