Заседание № 215
22.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 248119-3 "О внесении изменений в статьи 24, 51, 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка и состоящим в зарегистрированном браке с его матерью).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4625 по 5130 из 6231
Сейчас у нас пункт 11 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 24, 51, 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Пожалуйста, Владимир Анатольевич Буткеев. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, очень шумно в зале! Я вас прошу: потише, докладчик на трибуне! БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, данный законопроект внесен группой депутатов, которые предлагают расширить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мобильные телефоны выключите в зале! БУТКЕЕВ В. А. ...расширить круг граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Вы помните, что за последний месяц уже несколько раз в Государственной Думе предлагались, вносились различные инициативы по расширению круга граждан, которые могли бы воспользоваться отсрочкой от призыва на действительную военную службу, на срочную службу. Причем это не замена, не отмена, а только лишь отсрочка. Какую отсрочку по призыву и для какой категории граждан предлагает данный законопроект? Он направлен на то, чтобы предоставить возможность молодым людям, у которых есть ребенок (как сказано в законе, несовершеннолетние дети), иметь такую отсрочку. У нас в действующем законодательстве предусмотрена отсрочка от призыва в армию для тех, у кого есть дети в возрасте до трех лет, а затем уже такой молодой человек должен призываться на действительную военную службу, на срочную службу. Инициаторами законопроекта предлагается увеличить этот срок, снять это ограничение - до трех лет. Чем это вызвано? Прежде всего, безусловно, демографической ситуацией, которая сложилась в стране, а именно снижением рождаемости и увеличением смертности. В пояснительной записке к данному законопроекту приведены данные Госкомстата России, из которых видно, что в последнее время каждый год рождаемость снижается, а смертность увеличивается в целом по России, и уменьшается количество регионов, субъектов Федерации, в которых иная пропорция, в которых пока еще рождаемость превышает смертность. Так, например, в 1998 году было 22 таких региона, а в 1999 году - только 16 регионов. Вы видите, что уменьшается количество регионов, где рождаемость превышает смертность. В остальных регионах смертность превышает рождаемость, и количество населения Российской Федерации уменьшается. Вот одна из причин, как бы побуждающих к тому, чтобы стимулировать рождение детей в семье, в том числе и путем предоставления льготы по призыву, а именно отсрочки от призыва. По положению, закрепленному в проекте закона, как я уже сказал, отсрочка предоставляется только тем лицам, которые проживают в зарегистрированном браке и имеют на иждивении несовершеннолетних детей. Причем здесь еще один мотив, которым руководствовались авторы законопроекта, - это то, что на момент призыва на срочную военную службу отца ребенка, как правило, кормильцам ребенка сохранен лишь один вид социальной выплаты, а именно ежемесячное пособие на ребенка. Оно, вы знаете, минимальное - 70 рублей, ну а для тех, кто служит, на 50 процентов выше, то есть практически не многим более 100 рублей. Может ли мать прокормить и содержать ребенка вот на эти деньги, если тем более многие из матерей и не работают? То есть, с одной стороны, положение, содержащееся вот в этом законопроекте, направлено на улучшение демографической ситуации в стране, и, с другой стороны, как бы проявляется в этом забота о материальном положении, о содержании и воспитании детей. До трех лет есть отсрочка, а вот представьте, что изменится после трех лет, когда, допустим, ребенку будет три с половиной года? В данном случае отсрочкой отец уже не может воспользоваться, и получается, что отец уходит в армию служить, а мать фактически становится одиночкой после этого, имея минимальное содержание, мизерное содержание на воспитание ребенка, то есть в этом случае безусловно ставится под угрозу нормальное воспитание, развитие и содержание детей. Что уж тут говорить об увеличении численности населения, об увеличении рождаемости, если даже в случае рождения ребенка государство не может создать надлежащих условий для его развития и воспитания! Какие есть суждения по этому законопроекту у Правового управления и Правительства Российской Федерации? Ну, Правовое управление считает указание в законе на несовершеннолетний возраст ребенка недостаточным и предлагает уточнить конкретно возраст. И здесь авторы законопроекта согласны на уточнение, например: до школьного возраста, до семи лет. Почему до школьного возраста? Подразумевается, что с этого возраста уже государство в лице школьных, учебных заведений, воспитательных учреждений берет под свою опеку и заботится о таких детях, у которых отцы в этот момент служат в армии. Поэтому можно сделать ко второму чтению такое уточнение: не до того, как наступает восемнадцатилетие, как это указано, не до совершеннолетия, а у нас совершеннолетие наступает в восемнадцать лет, а до школьного возраста, то есть до семи лет. Вот этот возраст можно конкретно указать ко второму чтению в законопроекте. Причем, может быть, это и для Правительства послужит определенной уступкой, шагом навстречу, потому что Правительство дало отрицательное заключение на этот законопроект, указав, что из тех граждан, которые стоят на учете по призыву, всего 11-13 процентов призывается. И здесь они пишут, что вряд ли будет большая экономия, если предоставить отсрочку таким лицам. Правительство указало, что всего 2 процента тех, кто служит, кто призван в армию, имеют несовершеннолетних детей, то есть касается вообще довольно небольшого количества лиц, которые могут получить подобную отсрочку от призыва, причем после достижения возраста, например, если будет уточнено, семи лет, можно будет призвать уже на службу такого призывника. То есть в данном случае речь идет об 1-2 процентах тех, кого призывают в армию, не такое уж большое количество людей. И я думаю, что это не представляет большой угрозы для призыва на срочную службу призывников. И здесь, я думаю, Правительство сделало бы шаг, с одной стороны, к улучшению демографической ситуации, с другой стороны, к заботе о малолетних детях, детях дошкольного возраста. Сегодня только родители детей в возрасте до трех лет пользуются такой льготой. Мы предлагаем увеличить этот возраст, то есть расширить перече prime>льшую заботу проявить о детях. Комитет по обороне, так же как и Правительство, дал отрицательное заключение, с теми же аргументами: низкая наполняемость призыва, не хватает, некому служить, в нынешней ситуации нельзя расширять перечень лиц, которые могли бы пользоваться льготами по призыву, по отсрочке от призыва. Вот позиция комитета. Я в заключение хотел бы сказать уважаемым коллегам, что можно этот законопроект, на мой взгляд, поддержать, ко второму чтению уточнить конкретно возраст несовершеннолетнего ребенка - дошкольный, то есть до семи лет, и это, я думаю, не поставит под угрозу и вообще не сорвет призыв на срочную службу призывников. С другой стороны, отцы смогут воспитывать своих детей и создать им материальные условия, то есть не будет безотцовщины. Поэтому это и гуманный шаг со стороны государства и Правительства. Я думаю, что Государственная Дума могла бы поддержать этот законопроект и доработать его ко второму чтению, уточнив, как я уже сказал, возраст - не до восемнадцати лет, до семи лет, так как предлагается Правовым управлением уточнение возраста. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает член Комитета по обороне Евгений Алексеевич Зеленов. Пожалуйста, Евгений Алексеевич. ЗЕЛЕНОВ Е. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона направлен на расширение перечня оснований для отсрочки от призыва на военную службу. В законопроекте предлагается предоставить отсрочку от призыва на военную службу гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка и состоящим в зарегистрированном браке с его матерью. Свои предложения инициаторы законопроекта мотивируют необходимостью улучшения демографической ситуации в стране, создания благоприятных условий для увеличения рождаемости, сохранения браков. В настоящее время в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка предоставляется гражданам, имеющим двух и более детей независимо от возраста, и гражданам, имеющим одного ребенка в возрасте до трех лет. Таким образом, для того чтобы восемнадцатилетнему гражданину получить отсрочку вплоть до достижения им предельного призывного возраста в двадцать семь лет, ему необходимо сначала иметь одного ребенка, а при достижении ребенком возраста трех лет можно уже заиметь и второго ребенка, - пожалуйста, ты в армию уже никогда не пойдешь. Законопроектом же предлагается для этой цели этой же категории граждан иметь только одного ребенка. Таким образом, если говорить о логике субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, действующая редакция статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" даже в большей степени, чем предлагается законопроектом, стимулирует увеличение рождаемости. К сожалению, тем не менее, как отмечено в пояснительной записке, снижение рождаемости в России продолжается. Это доказывает, что право на отсрочку от призыва на военную службу не является определяющим фактором влияния на планирование семьи граждан, подлежащих призыву на военную службу. Гораздо большее влияние на это планирование, как видится, оказывают социально-экономическая ситуация в государстве, уровень социальной защиты граждан, государственной поддержки материнства и детства, молодых семей. В силу изложенного полагаю, что принятие рассматриваемого проекта федерального закона не может влиять ни на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации, ни на сохранение браков, но зато еще больше обострится проблема комплектования Вооруженных Сил, Российской армии. Каждый раз при рассмотрении подобных законопроектов нам приходится повторять, что сегодня призывается не более 11 процентов от численности граждан, состоящих на воинском учете. Эти цифры, по-моему, все уже помнят наизусть. Однако, на мой взгляд, пугают не эти цифры. В конце концов, вовсе не... важно, сколько граждан из общего количества мужского населения призывного возраста проходит военную службу. Настораживает другое: стойкая тенденция сокращения этих цифр. Сегодня количество призываемых на военную службу граждан не восполняет даже численность военнослужащих, увольняемых с военной службы по призыву в запас. Статья 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", содержащая перечень оснований для отсрочки от призыва на военную службу, по-прежнему является чуть ли не самой популярной среди субъектов права законодательной инициативы. Эта статья стала панацеей от всех бед. Считается: внесение изменения в эту статью есть решение проблем и сельского хозяйства, и образования, и здравоохранения. В пятницу мы будем смотреть, как это "здорово" сказывается на военно-промышленном комплексе. Сейчас изменением этой статьи пытаются улучшить демографическую ситуацию в стране, увеличить рождаемость. Не пора ли обратить свои взоры на законы, регулирующие экономические и социальные проблемы? Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального плана к законопроекту не имеет. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, Пузановский Адриан Георгиевич. Кому вопрос? ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос будет обращен к уважаемому Евгению Алексеевичу. Евгений Алексеевич, я обращаюсь к вам, как к профессиональному военному, летчику, хорошо знающему военную историю. Вам известно, что на протяжении веков во многих странах действовала так называемая откупная система: обязан служить, но можешь откупиться, внеся соответствующую денежную компенсацию. А не пора ли нам тоже перейти к этой системе? Ведь уходят от прохождения службы те, кто может откупиться, но откупаются своеобразным способом, а служат дети крестьян. Давайте введем 3 тысячи долларов в год на откуп до тридцати лет, и мы сформируем профессиональную армию. Вот те, кто будет уклоняться, будет откупаться, они и будут содержать профессиональную армию. И всё будет чисто, ясно экономически обосновано... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Алексеевич. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Я категорически против такого предложения. Во-первых, получается, тот, кто в состоянии откупиться, не исполняет конституционный закон. То, что происходит откуп, - это, безусловно, в практике есть, но в этом виноваты прежде всего наше слабое законодательство, а также низкая требовательность, в том числе и к тем, кто этим вопросом занимается. Я думаю, что мы, наоборот, больше должны наказывать, если такая ситуация существует у нас в России. И если кто-то позволяет брать взятки за то, чтобы не посылать того или иного человека на службу в армию, я думаю, мы должны жестче к этому относиться и самым жестким образом расправляться со взяточничеством. Что касается реформы Вооруженных Сил, ну давайте не будем реформу Вооруженных Сил строить на откупных, на этих 3 тысячах долларов или на чем-то другом. Этот вопрос намного серьезнее, он включает в себя комплекс проблем, и вопрос этот должен решаться именно на государственном уровне, а не путем получения, можно сказать, тех же взяток от богатых людей. (Шум в зале.) Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, очень шумно в зале. Больше вопросов нет? У Апариной Алевтины Викторовны есть вопрос. Вы не уходите с трибуны, Евгений Алексеевич: вопрос есть. Пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что положение дел в армии волнует всех, и депутатов Государственной Думы в том числе. Закон очень такой интересный, и в то же время надо укреплять армию. Мой вопрос вам, Евгений Алексеевич. Все-таки не секрет, что взятки за то, чтобы в армию не пойти, стали почти системой. Об этом свидетельствуют обращения наших избирателей. Есть ли какая-то информация у вас о том, сколько таких фактов выявлено, кто наказан, как предается это гласности? Есть ли у вас информация от военной прокуратуры, как борются с этим злом? Потому что действительно служат дети рабочих и крестьян, а должны служить все граждане России, кому положено. Спасибо. ЗЕЛЕНОВ Е. А. У нас здесь присутствует представитель Генерального штаба. Я думаю, что ему будет более этот вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы попросим Виктора Александровича Кожушко, если есть такая информация, ответить. КОЖУШКО В. А., начальник направления Управления комплектования Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Предметно я не готовился с данной информацией выступить, но заверяю вас, что ежегодно порядка десяти человек осуждается за такие нарушения Уголовного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть вопросы? Нет. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить по этому законопроекту? Запишитесь, пожалуйста. Покажите список. Пожалуйста, депутат Чехоев Анатолий Георгиевич. ЧЕХОЕВ А. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Видите как, уважаемые коллеги: в преддверии декабря вот по этой теме и выступать не хотят. Я сразу скажу, что я, например, против этого закона. И знаете, по-моему, если мы хотим, чтобы у нас улучшалась демографическая ситуация, то эту проблему надо решать по-другому: повышать уровень жизни населения. Тогда и будет демографическая ситуация лучше. В предыдущем законе мы хотели улучшить, повысить пенсионное обеспечение Героям Социалистического Труда и кавалерам орденов Трудовой Славы, и мы за этот закон не проголосовали. Вот пока мы не перестанем, как говорится, не уважать тех, кто вносил определенную, и большую, лепту в создание Вооруженных Сил (это и Герои Советского Союза, это и кавалеры ордена Славы), пока мы не перестанем ставить под сомнение, ехать или не ехать в Волгоград (Сталинград) делегации Государственной Думы (из этого здесь сделали целое политическое шоу) - вот до того момента у нас желающих служить в армии не будет. Просто не будет! А то, что мы сейчас предлагаем, - да извините... Знаете, есть армейский анекдот. Приходит проверяющий и начинает проверять. Говорит, что у лопаты черенок некрашеный, там лопата не подточена, не покрашена, в общем, порядка сорока недостатков. Старшина берет лопату и выбрасывает. Пиши, говорит, один недостаток: нет лопаты. Давайте мы и здесь тоже согласимся с тем, что если нам армия нужна, то надо подходить к этому делу серьезно, к формированию армии. Если она не нужна, давайте тогда мы скажем: армия нам не нужна. Тогда и призывников не будет, и этого закона не будет. А кто нас будет защищать - это уже второй вопрос. Уважаемые коллеги, я считаю, сегодня надо всё делать и сделать для того, чтобы наша армия, которая так комплектуется, что вообще нормальных призывников, с нормальным физическим состоянием, из десяти человек два только в армию приходят, а остальные - полубольные или больные... И более того, практически везде не выполняется план по призыву, даже при том условии, что мы сегодня существенно сокращаем армию. У нас лейтенанты отслуживают, получают старшего лейтенанта и уходят, уже в запас уходят. Так мы и допрыгаемся до того, что в нужный момент, как это было в начале войны в Чечне, по всей России будем, как говорится, два или три батальона с трудом набирать. Так что я призываю, уважаемые коллеги, отойти сейчас от выборных проблем декабря и за этот закон не голосовать. Я понимаю, что многие, особенно матери, скажут: как это вы выступаете против такого закона? Но я сам бывший офицер, и у меня в семье все служили, и я считаю, что эту школу каждому мужчине пройти надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Анатолий Алексеевич, пожалуйста. НИКИТИН А. А. Уважаемые коллеги, я, как коммунист и патриот, всегда очень критично относился ко всем предложениям, ко всем проектам, которые ослабляли бы нашу армию, но в данной ситуации я свою точку зрения изменил. Считаю, что, если таких отцов молодых, у которых есть один ребенок, 1-2 процента, это, конечно, не повлияет ни на демографическую ситуацию, ни на ситуацию в армии. Но вот давайте мы представим себе своих, например, родственников, своих детей, внуков: только что прошло три года после рождения ребенка, только семья налаживает свою жизнь, свой быт - и вот надо идти в армию. Это очень такая трудная, тяжелая ситуация. Я думаю, что ни на что это не повлияет, что касается страны, а вот у молодых матерей и отцов это вызовет только чувство благодарности. Я знаю, что нас тут немного сегодня, депутатов, прошу всех внимательно к этому отнестись и проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства хотел бы выступить? Андрей Викторович, вы не хотите, да? Александр Алексеевич, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я просил бы вас хорошенько вдуматься в смысл предлагаемого законопроекта: граждане, имеющие несовершеннолетних детей. Несовершеннолетний ребенок - до восемнадцати лет. Если у человека, гражданина в восемнадцать лет, по достижении призывного возраста, родился ребенок, то до достижения ребенком совершеннолетнего возраста, то есть плюс восемнадцать лет, до тридцати шести лет он получает отсрочку. Вы знаете, что после тридцати лет у нас в армию уже не призывают. Это называется не отсрочка, а освобождение от призыва вообще. Поэтому в принципе этот закон концептуально неверен. Если человек, гражданин знает, что в случае рождения у него ребенка он до достижения ребенком возраста трех лет получает отсрочку, но потом, когда ребенку исполняется три года, его могут призвать в армию, он двадцать раз подумает, а стоит ли в восемнадцать лет заводить ребенка, чтобы потом в три года его оставить на два года одного. Если же мы примем норму, по которой гражданин, у которого родился в восемнадцать лет ребенок, фактически освобождается пожизненно от службы в армии, мы восемнадцатилетних отцов столько наплодим сейчас, что в армию призывать будет некого. Поэтому если есть необходимость, скажем, продлить срок отсрочки там до пяти лет, может быть, - это как бы тоже нехорошо, но это все-таки лучше, чем вообще освобождать пожизненно от призыва в армию. Мы предлагаем данный законопроект отклонить. Подчеркиваю, если есть необходимость действительно увеличить возраст ребенка, по достижении которого отец может быть призван в армию, давайте вносить другой законопроект, а данный законопроект принимать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, представитель Правительства Логинов не выступил, но предлагается высказаться Кожушко Виктору Александровичу. Пожалуйста. КОЖУШКО В. А. Спасибо. Дорогие депутаты, уважаемые депутаты! Вот в декабре буквально, даже месяца не прошло, вы рассматривали шесть законопроектов, направленных на расширение категории граждан, пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу. Сегодня - месяца не прошло - седьмой законопроект. 24-го - это примерно месяц после рассмотрения шести предыдущих проектов - будет еще один законопроект предложен вам по расширению категории граждан, пользующихся отсрочкой. Вот таких ручейков вроде бы немного: там полпроцента, там 2 процента - и накапливается 89 процентов граждан, которые не призываются на военную службу на законных основаниях. В прошедшем году мы смогли призвать на военную службу только 11,2 процента юношей от числа состоящих на учете призывников. Вот теперь делайте вывод, что предлагается в законопроекте. Если мы увеличим возраст с трех до семи лет, то мы увеличим процент с 2 до 5, то есть 5 процентов юношей не будет призываться. Если это пожизненно, как представитель Президента сказал, это выливается уже в 10 процентов, то есть цифры начинают быть сопоставимыми уже с укомплектованностью войск, не обеспечивающей ту боеспособность, которую они должны иметь. Укомплектованность войск опустится до 90-92 процентов. При принятии решения я прошу серьезно взвесить те аргументы, которые я привел в своем выступлении, и проголосовать как вам совесть велит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, Владимир Анатольевич Буткеев. С места. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, очень хорошее, деловое обсуждение этого законопроекта состоялось сейчас в стенах Государственной Думы. Я благодарен своим коллегам за то, что они, несмотря на усталость, уже конец рабочего дня, заинтересованно отнеслись к обсуждению данной проблемы. Ведь правильно говорили здесь и мой коллега Никитин, и представитель Президента Котенков Александр Алексеевич. Действительно, отцу оставлять трехлетнего ребенка и идти служить по призыву - с каким сердцем, с каким настроением?! То есть до достижения ребенком трехлетнего возраста есть отсрочка, вроде бы вырастил, посадил на колени своего сына или дочь, и после этого отдает маме и говорит: "Жди меня через два года. Дождешься не дождешься?.. Что будет с моим ребенком - попадет куда-то не попадет, выживет не выживет, прокормит не прокормит мать-одиночка?" То есть, безусловно, может быть, это демографическую ситуацию не разрешит, но делать семьи из матерей-одиночек и детей, малышей-трехлеток, у которых отец вроде бы есть, а вроде бы и нет, - это, понимаете, бесчеловечно. И здесь, безусловно, можно согласиться с теми, кто говорит: "Ну как же отсрочку давать до достижения детьми совершеннолетия? Это же еще на восемнадцать лет, плюс восемнадцать - тридцать шесть..." Это как бы бессмысленно. Это понятно, и мы с этим согласны. Так давайте менять! Почему концепция данного закона не позволяет сделать отсрочку до достижения ребенком семи лет, школьного возраста? И там, как мы понимаем, уже школа возьмет еще шефство над ребенком, социальные службы или образовательные учреждения возьмут его под свою опеку, и ребенок как бы будет в школе находиться, пока отец служит. Это понятно, это логично. Но считать, что только до достижения ребенком трехлетнего возраста можно давать отсрочку... А почему не четырехлетнего, не пятилетнего? Я был бы согласен с вами, Александр Алексеевич, если бы концепция данного закона не предполагала никакого увеличения срока, хотя авторы, и я в том числе, согласны изменить ее - в том смысле, чтобы прямо говорить: до пяти, до шести или до семи лет. Давайте мы примем отдельный закон, ну хотя бы что-то сделаем для того, чтобы не оставлять малышей без отцов. Мы говорим, что школы без мужчин-учителей, семьи без отцов - без мужчин, понимаете? И кого же мы тогда воспитаем? Что в семье происходит? Поэтому я думаю... Вот и представитель Министерства обороны сказал, что шесть законопроектов мы рассмотрели за последние месяцы по расширению категорий, которые могли бы подпасть под отсрочку от призыва. Что в этом плохого? Если человек служит в милиции, где может погибнуть под пулями, то почему нельзя ему дать отсрочку на период службы в милиции? Что плохого, если жена беременна (один ребенок есть, вторым ребенком беременна), давать отсрочку? Что в этом плохого? Ведь таким сегодня отсрочку не предоставляют, их призывают. И потом, надо не сужать категории и не держаться насмерть за эти категории людей. У вас не повышается процент призыва, не повышается, хотя вы против всякого расширения категорий для предоставления отсрочки. Значит, причина, видимо, не в этом - не в том, что есть у людей возможность не попадать на службу. Видимо, надо делать привлекательной службу в армии, и тогда не надо будет говорить ни о каких категориях, которые могли бы воспользоваться отсрочкой. А у нас получается так: не можешь уклониться, не можешь откупиться - иди служи. Поэтому, уважаемые коллеги, поверьте мне, что это никакая не специальная акция, чтобы привлечь внимание, что ли, к какому-то депутату конкретно, автору законопроекта. Группа депутатов из разных фракций внесла и подписалась под этим законопроектом. Это говорит о том, что сегодня мы испытываем боль из-за того, что у нас дети брошены, безотцовщина в семьях. Вот о чем это говорит. И понятно, что когда Правительство против, комитет против, Администрация Президента против, то ясна судьба этих законопроектов, ясно, что они не пройдут в стенах этой Государственной Думы. Но ведь что-то делать надо! Ну давайте мы компенсацию увеличим матерям-одиночкам, у которых мужья служат в армии на срочной службе. Ведь никто же... И против этого возражают, говорят: денег нет. Я думаю, что все-таки необходимо поддержать этот законопроект. И ко второму чтению изменить возраст: до достижения ребенком пяти, шести или семи лет, до школьного возраста. Я думаю, что это было бы правильно. И это не нарушит концепцию закона. Прошу коллег поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мне неудобно говорить, но не должно быть так, чтобы заключительное выступление на 90 процентов повторяло основной доклад. Давайте мы так считать, что каждый всё слушал. Пожалуйста, Зеленов Евгений Алексеевич, вам слово для заключительного выступления, но не повторяйте то, что уже было сказано. Пожалуйста. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Геннадий Николаевич, спасибо, я не буду... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй раз не хотите повторять? Комитет против, вы выступили. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 63 чел. 14,0% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 66 чел. Не голосовало 384 чел. 85,3% Результат: не принято Не принимается.