Заседание № 107
О проекте федерального закона № 247831-6 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части установления дополнительных требований к созданию и деятельности религиозных организаций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, названный законопроект готов к рассмотрению во втором чтении, поправок к нему не поступало, просим поддержать во втором чтении. В случае если поддержите во втором чтении, он готов для рассмотрения и в третьем, просим поддержать и в третьем чтении также. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
37-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 21 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Было предложение принять в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 48 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 100
О проекте федерального закона № 247831-6 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части установления дополнительных требований к созданию и деятельности религиозных организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Постараюсь много времени не занять. На самом деле это такой технический законопроект: мы вносим корреспондирующее изменение в статью 9 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствии с решением Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации, приводим положения этого закона в соответствие с нормами Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления ограничений для лиц, которые являются учредителями, участниками и (или) членами религиозных организаций, направленных на устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности религиозных организаций. Сегодня закон об НКО запрещает участие в деятельности некоммерческой организации нескольких типов противозаконных групп граждан. Кроме того, учредителем, участником или членом некоммерческой организации не вправе выступать организация, деятельность которой, в частности, приостановлена в соответствии со статьёй 10 закона "О противодействии экстремистской деятельности". При этом религиозные организации являются разновидностью некоммерческой организации, а в законе "О некоммерческих организациях" прямого указания на перечисленные ограничения нет. В связи с этим отказать формально в государственной регистрации религиозной организации по данному основанию не представляется возможным. Вот, собственно, цель законопроекта - внесение корреспондирующего изменения в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". На основании предлагаемых изменений орган, уполномоченный в сфере регистрации религиозных организаций, будет вправе отказать в госрегистрации религиозной организации, учредителями, участниками, членами которой выступают лица, осуществляющие экстремистскую деятельность, как при создании, так и в случае внесения изменений в её устав. Думаю, что доказывать актуальность этого законопроекта нет необходимости. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Докладчик достаточно подробно доложил о законопроекте. Два слова буквально скажу, чтобы не задерживать надолго ваше внимание. В законе "О некоммерческих организациях" есть ряд ограничений для учредителей этих организаций. Религиозная организация является одной из форм некоммерческой организации, и её деятельность регламентируется специальным законом - это закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", но там такие ограничения отсутствуют, поэтому, для того чтобы гармонизировать и систематизировать законодательство, эти поправки были внесены Правительством Российской Федерации. Комитет рассмотрел проект закона, предлагает его принять в первом чтении. Фракция ЛДПР также будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Сергеевич, с наступлением весенне-летнего сезона по многим городам России курсируют молодые цэрэушники, наверное, в качестве стажировки раздающие различную сектантскую литературу. Скажите, подпадают ли они под действие этого закона и кто контролирует их деятельность? Мы много говорим об НКО, а это конкретная деятельность - ловцы душ! ЛЮБИМОВ Ю. С. Большое спасибо за вопрос, уважаемый Николай Васильевич. За такими гражданами надзор осуществляют органы прокуратуры, здесь же речь идёт о тех случаях, когда подобные граждане подают заявление на регистрацию своей религиозной организации и вносят изменения в её устав. Просто сейчас у нас нет формального права отказать им, даже если учредители организации официально признаны экстремистами. А за текущей деятельностью таких организаций надзор осуществляют органы прокуратуры. Думаю, что если есть основания для привлечения их к ответственности, то наши коллеги из прокуратуры не преминут этим воспользоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вероятно, Юрий Сергеевич не понял мой вопрос, поэтому хочу конкретизировать. Вы понимаете, меня беспокоит, что эти граждане нигде не регистрируются, а, возможно, по линии каких-то межгосударственных, может, спецслужбистских договорённостей приезжают просто как туристы. Однако они занимаются не туризмом, а пропагандой своих религиозных убеждений, причём довольно назойливой, среди пятнадцати-, семнадцати-, двадцатилетних наших сограждан. Я сомневаюсь, что после принятия этого закона сотрудники прокуратуры будут ходить по улицам и вылавливать таких иностранцев, хотя их достаточно много в южных городах. Причём ходят они парами и в очень даже броском одеянии - сразу видно, что это не наши граждане, и если бы кто-то пожелал, то, наверное, мог бы выяснить, для чего и почему они здесь. С моей точки зрения, это сбор информации на двести процентов, причём в такой достаточно свободной форме, потому что они ходят где хотят и говорят с кем хотят. Более того, вовлекают наших молодых людей в секты и в совершение противоправных действий. Мы данный законопроект, конечно, поддержим, но всё-таки вы уточните эти вопросы по линии Минюста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Юрий Сергеевич начал с того, что назвал законопроект техническим, но он совершенно не технический: речь идёт о том, что органы госрегистрации сейчас не могут отказать в регистрации тем организациям, в отношении которых понятно, что они будут связаны с экстремистской деятельностью. Мы решаем крайне важный вопрос и тем самым боремся в определённой степени с экстремизмом в религиозной среде. Я хочу обратить внимание на то, что Госдепартамент США опубликовал очередной доклад о религиозной свободе в мире, где речь идёт как раз об усилении исламских и антиисламских настроений в Европе и Азии, и сегодня первые вопросы журналистов, поступившие ко мне, как к зампреду Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, были на эту тему. На заседании комитета, которое у нас как раз в обед проходило, порядка часа мы обсуждали вопрос о деятельности религиозных организаций в связи с возможностью различного рода экстремистских проявлений. Голосуя сегодня за законопроект, внесённый правительством, - хотя на самом деле не имеет значения, кто его внёс, и спасибо правительству за него - мы делаем очередной шаг, чтобы ограничить возможность экстремизма в деятельности религиозных организаций. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Соглашусь с нашим коллегой, что законопроект очень важный, что он гармонизирует законодательство. Уважаемого Николая Васильевича Коломейцева, понимая его и разделяя его озабоченность, и не только его, наверное, но и многих других, мы с удовольствием приглашаем в наш комитет, при котором сейчас создаётся рабочая группа по изучению деятельности на территории Российской Федерации представителей нетрадиционных религий, а также общественных объединений религиозного толка, зарубежных религиозных общественных организаций. Эта рабочая группа как раз таки призвана и будет заниматься вопросами противодействия сектам. Что же касается законопроекта, то отсутствие правового механизма, о котором уже говорилось, препятствующего лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность, участвовать в деятельности религиозных организаций, - аналогичный запрет на участие таких лиц в деятельности иных форм уже стал действующей нормой в законе об НКО - нарушает конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом и как раз таки создаёт предпосылки для распространения на территории Российской Федерации различного рода экстремистских организаций религиозного толка. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, будет поддерживать этот законопроект, и в дальнейшем мы будем укреплять, усиливать и гармонизировать законодательство в данной сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Сергеевич, пожалуйста, вам слово. ЛЮБИМОВ Ю. С. Буквально одна реплика. Прежде всего спасибо, уважаемые коллеги, за поддержку этого законопроекта. Естественно, когда я говорил о том, что он технический, я имел в виду не его значение, которое, безусловно, очень велико, а то, что он, по сути дела, дублирует ту норму, которая уже содержится в законе об НКО, - в этом смысле он как бы обеспечивает, так сказать, техническое единство нашего регистрационного процесса. Относительно замечания Николая Васильевича. Не отрицая важности того, о чём уважаемый Николай Васильевич говорил в своём выступлении, я просто хочу обратить внимание на то, что эти вопросы в компетенцию Минюста не входят, потому что мы с религиозными организациями работаем на стадии их регистрации и внесения изменений в учредительные документы, в остальном это компетенция наших коллег по правоохранительному блоку, хотя, безусловно, я поддерживаю те идеи, которые были высказаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 50 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.