Заседание № 111
10.09.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 247676-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части, касающейся конфискации имущества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4644 по 4885 из 6484
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы представляем вам законопроект, которым предлагаем дополнить Уголовный кодекс. Суть законопроекта проста: мы предлагаем дополнить кодекс статьёй 51-1 "Конфискация имущества" и тем самым восстановить в уголовном законодательстве этот вид наказания. Понятно, что предпринимаемые шаги по борьбе с коррупцией, по преодолению этого тяжёлого явления будут неэффективны, если мы не восстановим такую меру, как конфискация. Для того чтобы соответствующая норма Уголовного кодекса работала, мы предлагаем усовершенствовать и закон "Об исполнительном производстве" в части определения имущества, которое не подлежит конфискации. Вот кратко суть закона. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён нашими коллегами - депутатами Государственной Думы. В этом проекте предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы, устанавливающие так называемый институт общей конфискации, когда изымается всё имущество осуждённого за преступления, предусмотренные статьёй 290 Уголовного кодекса "Получение взятки". В настоящее время в Уголовном кодексе предусмотрена специальная конфискация, когда изымается то имущество, которое связано с совершением преступления, - это имущество и ценности, полученные в результате совершения преступления, или же орудия преступления, а также деньги и ценности, которые используются для финансирования терроризма. Вообще, конфискация, то есть изъятие всего или части имущества осуждённого и обращение его в доход государства, является одним из самых древних видов уголовного наказания, однако с развитием общества новые представления о неприкосновенности частной собственности изменили отношение к этому виду наказания. В результате этого общая конфискация, которая могла лишать осуждённого почти всех средств к существованию, повсеместно заменялась на специальную, которая лишает его только преступных доходов и имущества, а также орудий преступления или запрещённых предметов. Сейчас в большинстве стран общая конфискация не предусмотрена, исключение из европейских стран составляет только Франция, но и там общая конфискация ограничена видами преступлений - преступлениями против человечества и незаконным оборотом наркотиков. В России понятие общей конфискации исключено из Уголовного кодекса в 2003 году, это отражает объективный процесс развития уголовного права, и неправильно было бы делать шаг назад в виде возврата к общей конфискации, тем более делать это в отношении только одной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. В 2006 году в Уголовный кодекс было введено понятие специальной конфискации - так называемой иной меры уголовно-правового характера. Это было сделано Федеральным законом № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму". Это было обусловлено тем, что конвенция обязывала Россию ввести конфискацию имущества, используемого для финансирования терроризма, но только этим введение конфискации не ограничилось, оно коснулось широкого круга преступлений, например, таких, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, порнография, проституция, и других. Преступления, предусмотренные статьёй 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении которых авторы законопроекта хотят ввести общую конфискацию, есть в этом перечне, и, как представляется, специальной конфискации за эти деяния вполне достаточно. Далеко не все дела по статье 290 Уголовного кодекса касаются крупных сумм, адекватных лишению гражданина всего, что у него есть. Вспомним, что значительную часть таких дел составляют банальные бытовые взятки. Безусловно, наказание чиновника должно быть строгим, но должно ли оно быть беспощадным? Я думаю - нет. Отказ от общей конфискации был эволюцией, историческим прогрессом уголовного права, и сейчас нам не нужно возвращаться во времена "Русской Правды", забирая у преступников всё их имущество. Нельзя поддержать и предложение исключить из санкций частей четвёртой - шестой статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации иные альтернативные виды наказания, поскольку это не будет способствовать достижению целей наказания. Кроме того, необоснованно предложение установить размеры наказания по части шестой статьи 290 в виде лишения свободы от двенадцати до двадцати лет. В действующей редакции, они существенно меньше: от восьми до пятнадцати лет. Законопроектом также предлагается ввести в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" перечень имущества, которое не подлежит конфискации, но это излишне, поскольку это имущество у нас уже определено и закреплено в статье 446 Гражданского процессуального кодекса. Законопроект не поддержан правительством и Верховным Судом. Имеются серьёзные замечания Правового управления. Таким образом, в этом виде данный проект закона принимать нельзя. Комитет предлагает его отклонить в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Я вопрос задаю Емельянову Михаилу Васильевичу. Михаил Васильевич, вот ваши оппоненты, в частности Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, да и другие, критикуют вас за то, что вы пытаетесь ввести эту меру только применительно к одной статье. А действительно, почему бы не ввести это применительно к другим статьям? Ведь в советском Уголовном кодексе было ни много ни мало, а аж шестьдесят пять составов, за которые предусматривалась эта мера наказания. Спасибо. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Спасибо, Юрий Петрович, за вопрос. Действительно, когда мы работали над этим законопроектом, мы в том числе исследовали и советскую практику и пришли к выводу, что эти нормы работали эффективно в порядке общей превенции. Но для того чтобы за законопроект хоть как-то могли проголосовать, мы решили ограничить сферу применения этой меры только той статьёй, которую мы указали, в связи как раз таки с актуальностью борьбы с коррупцией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других вопросов нет. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Я хотел бы обратиться к коллегам с просьбой всё-таки ещё раз хорошенько подумать, прежде чем голосовать против этого законопроекта. Дело в том, что тучные годы прошли, не проходят, а прошли, и мы неоднократно слышим призывы министра финансов к затягиванию поясов. Недавно он обратился к чиновникам Северного Кавказа, указав, что там непомерно раздуты штаты, в разы больше автомобилей у чиновников и нужно это сократить в обязательном порядке, а вчера мы услышали о том, что заработные платы чиновников не будут расти, и я уверен, что перечень таких предложений от Министерства финансов мы будем слышать очень часто, к сожалению. Коллеги, мы постоянно слышим, что миллиардные суммы уходят в теневой оборот в виде откатов, подкатов, взяток и просто воровства, крупномасштабного, миллиардного воровства. И что мы имеем? Вот вы задайте вопрос: что возвращается в бюджет в результате даже выявленных коррупционных дел, в результате судебных решений? Да ничего не возвращается в бюджет, потому что нет закона об изъятии, о конфискации! А сколько миллиардов ушло только в связи с этой кампанией с обманутыми дольщиками?! В результате крайними становятся опять государство и народ, а мошенники просто смеются над нами, находясь где-то в тёплых краях. Поэтому, конечно, надо расширить список и до шестидесяти, может быть, не сразу, но давайте начнём с чего-то. Вот я не пойму коллег, когда они говорят, что мы за одну статью не будем голосовать, давайте за все, - ну так невозможно! Мы предложили эту статью - предложите поправками её дополнить, но нужно же с чего-то начинать! И действительно стыдно объяснять людям, что сегодня ни чиновники, ни государственные служащие не боятся воровать, брать взятки, потому что даже тюрьмой уже их не напугать: там сегодня нормальное содержание, не в пример тому, которое было в 30-е годы, ополовиниваются сроки, тюремные заключения заканчиваются, а зарытые миллиарды потом с лихвой компенсируют даже эти тюремные сроки, причём часто назначаются условные сроки. Коллеги, это принципиальный вопрос! Предлагаю проголосовать, а потом мы в обязательном порядке... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ будет голосовать за этот закон. Противники его принятия высказывают самый главный довод такой: якобы эта мера существует уже в Уголовном кодексе. Действительно, с 2006 года введена глава 15-1, но она предусматривает конфискацию только в отношении имущества, которое получено в результате совершения преступления. Иначе говоря, следователь должен доказать не только факт совершения преступления, но и то, что имущество, которое находится у взяточника в данном случае, добыто преступным путём. Практически это невозможно сделать, и приговоров по этой статье, да и по другим статьям, в которых подсудимый был бы приговорён к конфискации, не существует на практике, это крайне редкий случай, поэтому, конечно же, конфискацию надо вводить. Но то, что предусматривает Михаил Васильевич, я считаю мерой половинчатой, вводить её надо за целый ряд составов преступлений. По крайней мере три категории уголовных дел должны подпадать под конфискацию: это, прежде всего, корыстные преступления, в первую очередь бандитизм, а также кража, грабёж, разбой, мошенничество и вымогательство с отягчающими обстоятельствами, во-вторых, это преступления, связанные со взятками, - получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве, ну и в-третьих, это все преступления, которые связаны с наркотическими средствами, с наркотиками - их хищение, распространение и содержание притонов. Я убеждён, что такая мера будет вполне соответствовать международным нормам права и общим принципам нашего законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" . Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже здесь говорилось, данный законопроект направлен на установление конфискации имущества как вида наказания. Все основные причины, по которым данный законопроект отклонён комитетом, изложил содокладчик Пинский Виктор Витальевич. Хочу добавить, что согласно действующему Уголовному кодексу нормы о конфискации имущества закреплены в статьях 104-1-104-3, поэтому дополнение статьёй 51-1 "Конфискация имущества" нецелесообразно и вводит конкуренцию норм, на наш взгляд. Необоснованно также и установление нормы о конфискации имущества в качестве санкции только за совершение преступления, которое предусмотрено статьёй 290 УК РФ "Получение взятки". Также требует дополнительной аргументации, на наш взгляд, предложение авторов законопроекта об исключении из санкций частей 4-6 статьи 290 УК РФ иных видов наказаний, кроме уже предусмотренного лишения свободы и предлагаемой законопроектом конфискации имущества наравне с увеличением сроков лишения свободы. Надо отметить, что данный законопроект не поддержан Верховным Судом, правительством. Имеется также ряд замечаний комитета. Принимая во внимание изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, вы будете выступать? Нет. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В. Я по порядку ведения хотел выступить, не по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5371 по 5388 из 6484
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 55 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.