Заседание № 94
О проекте федерального закона № 247501-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка представления депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований сведений о доходах и уточнения отдельных положений законодательных актов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматриваем 4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы с вами рассмотрели вчера во втором чтении, все правовые и лингвистические экспертизы проведены. Напомню, что в случае принятия нами сегодня он становится законом и в случае одобрения и подписания вступит в силу с 1 марта 2023 года. Отдельно хочу поблагодарить коллег Алексея Диденко, Надежду Школкину, Юрия Петровича Синельщикова, Николая Васильевича Коломейцева за плодотворную работу. Мы провели огромное количество совещаний - текст подготовлен. Напоминаю, что также сейчас ведётся работа по совершенствованию правовых основ деятельности органов местного самоуправления. Работа продолжается, она, я думаю, у нас ещё впереди. А сейчас, коллеги, я всех прошу поддержать данный законопроект, принять в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. По мотивам от фракций - Диденко Алексей Николаевич, Гартунг Валерий Карлович, Матвеев Михаил Николаевич. Пожалуйста, Диденко. С места. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как депутат от одномандатного Томского округа, я не могу не поздравить всех студентов с Днём российского студенчества. Томск - это студенческий центр, наверное, не только Сибири, но и всей страны. Приезжайте в наш замечательный и красивый город! Такой концентрации студентов на душу населения нет ни в одном другом городе нашей страны. По существу вопроса. Уважаемые коллеги, на самом деле мы принимаем важные инструменты. Я думал, что представители оппозиционных фракций, в частности Компартии, будут нас благодарить за то, что мы такую инициативу внесли, потому что все редакции этого закона (в него многократно вносились изменения) всегда порождали дискуссию о том, что декларации - это инструмент, при помощи которого борются с оппозицией. И сегодня, когда десятки, сотни тысяч муниципальных депутатов, работающих не за зарплату, а на общественных началах, мы освобождаем от этого порой бессмысленного действия, потому что им просто нечего декларировать, я думал, представители оппозиционных фракций будут нам с коллегами за это благодарны, но они всё-таки нашли какие-то слабые места в законе. Я уверен, что мы их со временем поправим. Но то, что институт подачи сведений о доходах и расходах в нашей единой системе публичной власти нуждается в совершенствовании, это на всех площадках, на всех собраниях представителей нашей муниципальной общественности звучит регулярно, поэтому мы в комитете и во фракции просто не могли не отреагировать и предложили освободить большую часть депутатов, которые работают не на постоянной основе - напомню, работают не за зарплату, - от этой обязанности. Второе - это лишение полномочий за прогулы. Уважаемые друзья, несколько депутатов из вашего же города, где глава - представитель Коммунистической партии, из самого большого муниципального образования нашей страны, города Новосибирска, на протяжении более чем полугода поливают грязью страну, поливают грязью город Новосибирск, все наши государственные и общественные институты, находясь при этом за границей. Повторяю, больше чем полгода не осуществляют они полномочия депутатов. Вот я был сторонником в ходе дискуссии именно такого подхода: лица - депутаты, главы, - которые находятся за пределами страны без уважительной причины даже более 90 дней, должны быть лишены полномочий. Говорят, мол, больные и так далее. Коллеги, у нас гражданские служащие лишаются полномочий в случае, если по заключению специальной комиссии они по состоянию здоровья не могут выполнять свои функции. Если человека избирают на пять лет депутатом, а он не в состоянии эти полномочия выполнять на протяжении полугода, года, вполне возможно ставить вопрос, и это абсолютно демократично, о досрочном лишении полномочий такого депутата. Единственным исключением, пожалуй, может быть отпуск по беременности и родам - это действительно та функция, которую мы не можем пересмотреть политическими... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В первом чтении, выступая с этой трибуны, я горячо призывал вас поддержать этот законопроект, потому что и тогда, и сейчас я считаю, что люди, которые не находятся на государственной службе, не получают денег от государства, не обязаны отчитываться о своих доходах и расходах, я в этом убеждён. Но во втором чтении в этот законопроект была внесена поправка, которая позволила скрывать от общественности декларации депутатов Государственной Думы и сенаторов, с этим я согласиться не могу. У нас всегда была такая практика: если мы принимаем какие-то законопроекты, которые касаются прав депутатов, то мы принимаем решение, что они будут действовать со следующего созыва, то есть не затрагивая наши полномочия. А так получается, что мы сами принимаем решение закрыть от общественности свои декларации. На мой взгляд, это неправильно, и я думаю, что избиратели это тоже не поддержат. Наша фракция не может поддержать этот законопроект в этой редакции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Матвеев Михаил Николаевич, фракция КПРФ. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, этот законопроект можно в полной мере назвать противоречивым, потому что в нём, безусловно, есть и положительные моменты, и отрицательные. О положительных здесь коллега из ЛДПР, который почему-то себя дистанцировал от оппозиционных партий, уже говорил, это разного рода способы давления на депутатов при ошибках, может быть, непреднамеренных, которые допускаются в результате заполнения деклараций. Но я всё-таки обратил бы внимание на название нашего законопроекта: речь идёт о публичной власти. Депутатский статус обладает определённой, особой природой, депутаты - это люди, которые по определению, в силу своего публичного депутатского статуса, привлекают внимание общества. Это не всегда нравится тем, кто совмещает депутатские обязанности с бизнесом или с какими-то другими делами, у кого есть какие-то скелеты в шкафу. Тем не менее общество, избиратели интересуются депутатами, наверное, в большей степени, чем недепутатами. Поэтому скрытие деклараций, возможность необнародования их, тем более со стороны лиц, которые возглавляют, допустим, муниципальные представительные органы или работают в законодательных собраниях, если они работают на общественных началах, - это, конечно же, шаг не к увеличению публичности этих лиц. Я считаю, что этот законопроект недоработан и в таком виде, в котором он сейчас принимается, наверное, вариантов поддерживать его меньше, чем вариантов голосовать против, поэтому лично я буду голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич просит дать ему возможность высказаться. Пожалуйста, включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Ну, я именно к коллегам из оппозиционной партии и обратился: "Уважаемые коллеги из оппозиционной партии". ЛДПР себя к оппозиционным партиям причисляет. А вам, уважаемые друзья, в том числе тем, у кого доходы выше среднего уровня по стране, предлагаю сделать как я и в случае принятия закона свои декларации опубликовать на страницах в соцсетях. Вам никто не запретит это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте поаплодируем (аплодисменты), потому что у нас вот эта вся риторика в отношении того, что нам запрещают, на самом деле разбивается в пух и прах. Никто никому ничего не запрещает, наше с вами право. Поэтому, если Диденко возьмёт и опубликует свою декларацию, это его право, более того, он правильно поступит, а если кто-то будет пытаться прикрыться нормой закона, но при этом говорит об открытости, - это вот двойные стандарты. Поэтому, коллеги, ничего личного. Да, авторы законодательной инициативы - Павел Владимирович, вы, - объясните, из чего исходили, если тут такая дискуссия. У вас есть дополнения какие-то с учётом прозвучавших выступлений коллеги Гартунга, коллеги Матвеева, Диденко? Возможно, ваши товарищи тоже хотят для себя что-то уточнить. Скажите! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам имеют право высказаться от фракций. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что вы ему так сразу пытаетесь закрыть рот и не дать возможности высказаться? Чего вы такого боитесь, что скажет Крашенинников, автор законопроекта, председатель комитета и человек, который сделал всё, чтобы не была запрещена КПРФ? Забыли?! Павел Владимирович, видите, как быстро всё забывается. А ведь он мог это сделать, мог, но не сделал, и вы сейчас ещё хотите ему слова не дать. Да, его инициатива непростая, но, может быть, это как раз для нас возможность через искушение прийти к моменту истины для себя - взять и опубликовать. Вот мы с Алимовой опубликуем, мы избирались от Саратовской области, нам нечего скрывать. (Шум в зале.) Или вам есть что скрывать, Ольга Николаевна? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только наши отношения - всё остальное опубликуем. (Оживление в зале.) Пожалуйста, Крашенинников. (Шум в зале.) Не давите на меня. Дайте возможность выступить Крашенинникову. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, спасибо. Я думаю, Николай Васильевич... Поскольку мы уже сотни этих совещаний провели, вчера час обсуждали каждую поправку, он говорит, что он уже всё понял. И на самом деле Николай Васильевич как раз этим законом занимался. Я хочу сказать, коллеги, просто всем напомнить, что те депутаты, кто не на постоянной основе, - их абсолютное большинство в заксобраниях и в муниципальных органах, и сейчас этим законом мы им говорим, что, мол, вы не обязаны. Как правильно было сказано, фактически на общественных началах люди работают, и в данном случае, конечно, они могут не подавать декларации. Но они подают декларации когда? Когда являются кандидатами в депутаты, они подают декларации, когда они вступают в должность и, соответственно, работают. Более того, у нас есть специальная норма, в которой говорится о крупных сделках: если сумма этой сделки превышает трёхлетний доход, то, конечно, это крупная сделка, и декларация подаётся, даются объяснения и так далее. Что касается тех, кто работает на постоянной основе, а я имею в виду здесь и местное самоуправление, и субъекты Федерации, и Федеральное Собрание, да, они все подают эти самые декларации, и эти декларации находятся в соответствующем органе, в соответствующем Законодательном Собрании, в Федеральном Собрании. И порядок публикации, коллеги, нам ещё предстоит принять, как и Совету Федерации, и в субъекте Федерации это будет специальный закон субъекта Федерации, где мы ещё очень много копий сломаем, как будет публиковаться обобщённая информация. Но мы говорим, что персональные данные любых лиц, как частных, так и публичных, должны быть закрыты, если человек хочет сам опубликовать, он это публикует. И мы видим, иногда такое публикуется, что просто... из Мексики или ещё откуда-то, вот. Поэтому мы считаем, что вот эту историю тоже нам нужно понимать. Теперь, коллеги, поскольку у меня такая возможность появилась, - вчера и сегодня идёт резонанс по поводу 11 субъектов Федерации, где председатели заксобраний могут работать на постоянной основе, могут работать не на постоянной, - скажу: мы в нашем законе предусматриваем, что они, поскольку это одно из главных, так сказать, должностных лиц субъекта Федерации, должны работать на постоянной основе. Да, второе или третье лицо в субъекте Федерации. Но, коллеги, эта история как раз говорит о том, что всё-таки здесь будет переходный период: эти люди, которые сейчас работают вот в таком режиме, отработают свой срок, и только с нового срока, с нового избрания они будут уже на постоянной основе. На это я хотел бы обратить внимание. Ещё, коллеги, когда мы после принятия поправок в Конституцию принимали... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту, пожалуйста, Крашенинникову. Интересный разговор. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Мы, когда принимали закон, очень много ограничений приняли для публичных лиц, в том числе для депутатов Государственной Думы и сенаторов. Коллеги, я просто хочу напомнить и, конечно, на это обращаю внимание. Также хочу обратить внимание на то, что мы, с одной стороны, вот это декларирование упрощаем, с другой стороны, и коллега Алексей Диденко об этом говорил, мы устанавливаем достаточно жёсткую норму. Она, может быть, для кого-то и тяжёлая, но она правильная. Если 180 дней, в течение шести месяцев, человек не участвует в работе своего законодательного собрания или органа местного самоуправления, это, конечно же, должно порождать ответственность в виде лишения соответствующих полномочий. В данном случае нам не важно, где он находился, - важно, чтобы была уважительная причина. Конечно, это такая сложная норма, но она почему-то такую большую дискуссию не вызвала, а вызвали какие-то другие моменты. Я считаю, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, я думаю, что многие последуют вашему примеру и в добровольном порядке опубликуют декларации, в том числе и я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Договорились. Нас уже трое, Матвеев примкнул, коллеги, Нилов. Вот видите, коллеги, мы с вами, когда речь идёт о дисциплине, начали с самоорганизации. Вот сейчас предлагаются нормы, в соответствии с которыми впервые будут лишать мандата за отсутствие в парламенте, в региональном, местном представительном органе власти, если 180 дней отсутствует депутат, не исполняет свои полномочия. Николай Михайлович Харитонов и Грешневиков могут здесь подтвердить: у нас были случаи, когда депутат получал удостоверение, проходило четыре года его полномочий, он ни разу в зале не появлялся, это из истории нашего российского парламента, вот в этом году 30 лет Государственной Думе, и это было, это было. Коллеги, сейчас не нужно эту тему даже поднимать. Хотя появилась норма об ответственности, можно лишиться статуса, но это не нужно, потому что все понимают, есть такое понятие, как ответственность. Да, есть нормы закона, которые позволяют закрыться, но, с другой стороны, если человек собирается переизбираться, если он хочет завоевать доверие избирателей, конечно, он должен быть открыт, он должен рассказать, откуда у него имущество, где, какое, а дальше уже либо будет доверие, либо нет. Всё зависит от нас с вами: кто-то, может, воспользуется этим, кто-то не воспользуется. Мы с вами и вчера говорили: есть те, кто не понимает, что нельзя сейчас покидать страну, если только в командировку поехать, всё равно взяли и поехали отдыхать - ну что здесь можно сказать? Мы это всё вчера осудили и сказали: надо теперь обязательно уведомлять специально созданную комиссию - может быть, многие одумаются и не дойдёт даже до уведомления, это самоорганизация. Так же и здесь. Вот коллега Гартунг хочет быть открытым перед избирателями: он декларацию возьмёт и заполнит, опубликует, так же как и Диденко, коллега Матвеев, я с вами буду. А дальше уже каждый решит. Но, коллеги, давайте исходить из того, что нормы закона - о многом другом, что является очень важным. Вдумайтесь, у нас с вами 11 высших должностных лиц регионов исполняют свои обязанности на общественных началах. Так, Павел Владимирович? В 11 уставах это предусмотрено. Ну как такое может быть, коллеги? Факультативно, значит, они приходят и собираются исполнять эти обязанности, плюс ещё к тому же могут не появляться в законодательных собраниях, органах местного самоуправления - люди их избирают, надеются, а их нет. Вот об этом закон! И правильно, что Павел Владимирович сделал акцент на этом. А тот, кто увидел другие нормы... Давайте спрашивать с себя, если хотим менять мир, - Конфуций говорил давно об этом. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 07 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 247501-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка представления депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований сведений о доходах и уточнения отдельных положений законодательных актов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён 1 декабря прошлого года. Мы с вами приняли его в первом чтении 20 декабря. Напомню, что в первом чтении мы приняли концептуально упрощение порядка декларирования доходов и имущества региональных и муниципальных депутатов. Мы здесь говорим о декларировании и публикации результатов декларирования избранных в публичные органы. Напомню, что большинство региональных и муниципальных депутатов работают именно на непостоянной основе, и мы с вами приняли в первом чтении, что коллеги при избрании подают декларации, после избрания также подают соответствующие декларации, а если граждане работают депутатами не на постоянной основе, они не подают соответствующие декларации и работают на постоянной основе тем, кем работали: врачами, учителями, занимаются бизнесом и так далее. Мы знаем, что часто сами декларации служили поводом для преследования и даже основанием для лишения полномочий, также мы знаем, что описки, опечатки и какие-то другие ошибки также становились основанием для лишения полномочий. После принятия законопроекта в первом чтении к нам стали поступать поправки. Всего поступило 28 поправок, мы, как обычно, распределили эти поправки: в таблице № 1 - 18 поправок, в таблице № 2 - 10 поправок. Коллеги, я хотел бы остановиться на самых важных поправках, которые предлагается поддержать. Прежде всего, вопрос, который мы здесь в первом чтении 20 декабря очень серьёзно обсуждали. Поправка внесена депутатами Юрием Петровичем Синельщиковым и Николаем Васильевичем Коломейцевым. Они, как вы помните, предложили установить, что председатели заксобраний могут работать только на постоянной основе. Мы проработали этот вопрос: мы считаем, что это правильно, поскольку руководители заксобраний являются всё-таки лицами, которые занимают одну из главных должностей в соответствующем субъекте Федерации. Напомню, что сейчас в 11 субъектах есть такая возможность, в уставах и конституциях написано, что можно и так, и так. Соответственно, такая поправка есть, мы говорим: только на постоянной основе - и при этом устанавливаем переходный период, коллеги, эти нормы вступают в силу на следующий избирательный цикл. Есть поправка наших коллег Алексея Николаевича Диденко, Дмитрия Ивановича Савельева: предлагается сделать основанием для прекращения полномочий региональных и муниципальных депутатов их отсутствие на заседаниях законодательного органа шесть месяцев подряд. Обращаю, коллеги, на это внимание: мы, с одной стороны, упрощаем декларирование, говорим о том, что те, кто работает не на постоянной основе, могут не подавать декларации, также мы говорим о том, что публиковаться будут только обобщенные данные, с другой стороны, мы говорим, что если кто-то нарушает дисциплину, в данном случае если отсутствует без уважительных причин в течение шести месяцев, то это является основанием для лишения соответствующих полномочий. Также обращаю внимание, коллеги, что данная норма не будет иметь обратной силы. Мы обсуждали разные ситуации, но всё-таки срок будет исчисляться с момента вступления в силу соответствующего закона, коллеги. Мы унифицируем правила размещения сведений о доходах для членов законодательных органов всех уровней - на это я хочу обратить внимание: всех уровней. Соответственно, никто не говорит о том, что, допустим, депутаты Госдумы или сенаторы не должны подавать декларации, все они подают декларации - и как кандидаты в депутаты, и после избрания, у нас есть соответствующая процедура. Но мы говорим о том, что, учитывая публичный статус и единые правила, всё-таки публикация носит обобщенный характер, не публикуются конкретные персональные данные конкретного депутата, на это я хочу обратить внимание. Эти правила устанавливаются в данном законопроекте для всех - для депутатов, для сенаторов, для депутатов заксобраний и для муниципальных депутатов. Речь не идёт об уменьшении контроля, контроль здесь сохраняется. Как коллеги любят говорить, декларируют обычно то, что можно показать, а какие-то незаконные истории, конечно, лежат не в поле публикации, они лежат в уголовно-правовой сфере, и есть достаточно чёткие основания. В данном случае мы ужесточили контроль после принятия поправок в Конституцию, мы вносили поправки по поводу невозможности наличия иностранных счетов и так далее, есть основания для лишения полномочий, есть основания для привлечения к уголовной ответственности и так далее. Не надо путать все эти вещи, и я вот на это специально обращаю внимание. Коллеги, есть ещё поправки, которые на самом деле тоже очень важные. Предложено установить, что старостой сельского поселения может быть гражданин, имеющий в собственности жилое помещение на территории данного сельского населённого пункта, - тоже очень важно, у нас очень много обращений из различных субъектов Федерации. И я благодарю Надежду Васильевну Школкину, которая огромную работу провела, нас втянула, и мы погрузились достаточно сильно в эту работу. Спасибо, спасибо огромное! Также я хочу сказать, что, тоже по предложению с мест, мы договорились, что статус сельского старосты также совершенствуется: возможно совмещение должности старосты и муниципального депутата. На это также хочу обратить внимание. Коллеги, я понимаю, что время уже заканчивается. Данный законопроект в случае принятия вступит в силу с 1 марта 2023 года - мы это предлагаем, соответствующие поправки оформлены. Прошу перейти к таблицам поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Куринный... Ещё есть. Тогда запись проведём. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Павел Владимирович! 9-ю поправку я попросил бы вынести на отдельное голосование. Павел Владимирович говорил об унификации механизма предоставления информации - зачем рушить существующую модель размещения информации?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. После, обоснование после. КУРИННЫЙ А. В. Понял. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 9. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня, собственно, то же самое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже 9-я, ясно. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Поправку 7 - для дополнительного обоснования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич, поправка 7. И Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Простите, я случайно нажала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок 9 и 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 37 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается. По поправке 9 - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что предварительно не предполагалось менять порядок предоставления сведений о депутатах Государственной Думы, сейчас предлагается это сделать. Причём существующий порядок никем не оспаривался, не вызывал никаких вопросов, а теперь его предлагается модифицировать, теперь будет порядок, определённый соответствующей палатой Федерального Собрания, то есть он будет разный в Государственной Думе, в законодательных собраниях, в органах местного самоуправления. И самое главное, вводится часть 8, в которой написано, что обобщённая информация об исполнении или, самое главное, ненадлежащем исполнении депутатами обязанности представить сведения представляется, размещается при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо. По имуществу - ладно, но лицо... То есть будет информация, что из 450 депутатов 10, скажем так, исполнили или ненадлежащим образом исполнили свою обязанность. Зачем нашим избирателям такая информация? Конкретно должен отвечать человек за то, что он делает. Не представил вовремя информацию Иванов Иван Иванович, внёс с какими-то ошибками, забыл указать какое-то имущество - пусть конкретно он отвечает, а не так, чтобы лицо было без персональных данных и без возможности идентификации, что предлагается сегодня не только по Госдуме, но и по остальным нашим представительным органам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Считаем, что это правильная поправка. Хочу уточнить, что по муниципалитетам и по законодательным собраниям субъектов Федерации публикация информации о представлении сведений будет осуществляться по законам субъектов Федерации. Вы правильно сказали, нормы по поводу сведений о депутатах будут в Регламенте Государственной Думы, скорее всего. Какая будет процедура - сейчас идёт обсуждение, пока у меня нет понимания, но это действительно будут общие сведения. То же самое будет в Совете Федерации. Декларации представляются всеми лицами, избранными в публичные представительные органы, за исключением тех, кто работает не на постоянной основе, они проходят обработку - в каждом органе есть соответствующее подразделение, которое занимается этими декларациями. В том числе, как и сейчас, будет производиться проверка, соответствуют ли декларации реальному положению дел, реальные ли они или фиктивные, как иногда бывает. Но всё это будет происходить внутри каждого органа - закса, муниципального органа либо Госдумы. В том числе будет производиться проверка на антикоррупционную составляющую. Но информации, что у такого-то человека есть такая-то квартира, такая-то заработная плата, в СМИ не будет, будет исключительно обобщённая информация. Можно как угодно к этому относиться, но мы говорим о защите персональных данных - должны быть защищены персональные данные как частных лиц, так и публичных лиц. Если любое лицо, публичное или непубличное, решит показать, что у него дома есть или ещё где-то, - пожалуйста, это его частное дело, но в принципе защита персональных данных должна быть. И мы предлагаем именно вот такую историю для всех представительных органов, которые... ну, вот есть муниципальные, региональные и Федеральное Собрание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 9. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 04 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принимается поправка. По поправке 7 - Диденко Алексей Николаевич. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Павел Владимирович! Требуется дополнительное обоснование, поскольку в ходе подготовки текста поправки были разные трактовки. Поправка о лишении полномочий депутатов, которые длительное время не исполняют обязанностей, рождалась в дискуссиях, и дискуссионным же остаётся вопрос об уважительной причине. Вот у нас уважительной причиной традиционно является командировка. И вот конкретно говорю: наши коллеги в городе Новосибирске и представительный орган испытывают трудности с одним из депутатов, который уже год за границей, - сам себя в командировку отправил на бланке индивидуального предпринимателя и говорит, что это уважительная причина. В соответствии с законодательством это не является уважительной причиной. В 131-м и 414-м законах депутатам, работающим на непостоянной основе, даётся от двух до шести дней в месяц для того, чтобы они осуществляли полномочия депутатов, и если депутат не вписывается в эти дни, то он нарушает требования регламента и закона. Пребывание депутата в течение шести месяцев за пределами страны, за пределами Новосибирска, где угодно, там, в Урюпинске, - это нарушение регламента и закона, и это будет основанием для коллег-депутатов инициировать вопрос о досрочном прекращении его полномочий. Предлагается поддержать текст поправки в предложенной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Конечно, мы поддерживаем эту поправку. Алексей Николаевич, его комитет и аппарат очень много сделали для подготовки такого текста, но я хочу сказать, что мы всё-таки готовим универсальные нормы. Понятно, что примеры могут быть, но мы считаем, что должно быть - без уважительных причин. Не важно, куда он уехал, - нам предлагали поправку о том, что если уехал куда-то (сейчас модная тема: уехал человек, не уехал и так далее)... Может, он уехал, может, он просто где-нибудь, там, на садовом участке чем-то занимается, ну, убирает урожай весь год - если без уважительных причин человек не появляется в представительном органе, куда его, собственно говоря, выбрали граждане, то, конечно, он не может занимать эту должность. Мы считаем, что это является серьёзным основанием для лишения его соответствующих полномочий. Пусть избирают другое лицо. Это очень большой срок. Мы обсуждали, с какого момента, - как я уже сказал, с момента вступления в силу этого закона, то есть с 1 марта 2023 года, если на это будет ваша воля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 7. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 06 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается поправка 7. Коллеги, таблица поправок № 1 рассмотрена, переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2. Покажите список. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Павел Владимирович, ну, я 27 лет был депутатом Законодательного Собрания Омской области, и ни у меня, ни у моих коллег проблем со сдачей деклараций не было никаких. И что касается моих коллег, которые шли, баллотировались в состав Законодательного Собрания от бизнеса, проблем каких-то, связанных с ограничением в связи с подачей декларации, я тоже не видел - баллотировались, спокойно работали и так далее. В то же время не секрет - я очень мягко скажу, - что значительная часть представителей бизнеса идут в законодательные собрания в том числе лоббировать интересы своих предприятий, и им не нужна постоянная основа, их всё устраивает. Но как раз институт деклараций, когда они публиковались, ограничивал возможности... ну, чтобы не было нарушений. Вы предлагаете это убрать - я считаю, что это совершенно неправильно. Вот кого надо освобождать от деклараций, так это депутатов советов сельских поселений. Вот тут надо полностью, никаких упрощённых... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Анатольевич, у вас время истекло, а вы так и не сказали, какую поправку вы выносите на отдельное голосование. АЛЁХИН А. А. Поправки 1 и 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 1-я и 5-я. Коллеги, я прошу на этом этапе только называть номер поправки, а обоснование потом, когда будем её рассматривать. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 6 и 10. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2, 6 и 10. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, я прошу прощения, я хотел по 7-й поправке спросить. Скажите, а если человек участвует в СВО... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Степанович, прерываю: вы отдельно подойдёте и спросите, у нас процедура рассмотрения во втором чтении не предусматривает вопросы и ответы. Извините, пожалуйста. Итак, голосуется таблица поправок № 2, за исключением поправок 1, 5, 2, 6, 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 02 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Поправка 1 - Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. Вы по двум поправкам сразу? Сразу по двум поправкам. Депутату Алёхину включите микрофон. АЛЁХИН А. А. Я в принципе уже всё сказал. Институт деклараций нужен, чтобы ограничить нарушения... Вот идут депутаты от бизнеса, которые лоббируют интересы своих предприятий, и, когда публикуют их декларации, там сразу всё видно - и количество квартир, и доходы и так далее. Вы предлагаете это убрать. Я считаю, что это совершенно неправильно, и предлагаю сохранить действующую редакцию и поддержать представленные поправки - 1-ю и 5-ю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Знаете, мы говорим про разные вещи: вы говорите про количество и про суммы, а мы говорим про законность, и это, вообще-то, принципиально разные подходы. Сколько у него квартир - это его дело, лишь бы они были приобретены на законных основаниях. Если он не нарушил при этом закон, то, конечно, пускай у него это будет - слава богу, что он занимается бизнесом или ещё где-то там приобрёл. Что касается наследования. Мы знаем, по наследству получают, потом пишут доход, и мы видим, как потом в прессе всё это описывается, мол, где человек взял деньги и так далее, а ему даже слово не дают сказать... У него там кто-то умер, перешла квартира, и она столько стоит - ему просто приписывают этот доход. Мы все это знаем, каждый из вас это всё видел. Я не знаю, про какую значительную часть бизнеса вы говорите, но у нас достаточно много представителей бизнеса, в том числе малого и среднего, которые ведут себя достаточно ответственно. И я вас уверяю, они идут не только для того, чтобы что-то там украсть. Если они для этого идут, у нас существуют нормы Уголовного кодекса. Так вот, если идут, чтобы украсть, то для них существуют Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный, антикоррупционное законодательство, на которое мы здесь везде ссылаемся. И на самом деле я хотел бы просто на это внимание обратить. И, как я уже сказал в докладе, просто давайте ещё раз подумаем: если человек совершил незаконные сделки, то он, как правило, записывает на кого всё это, на себя разве? И разве показывает это всё в декларациях? Это другая совершенно история, это антикоррупционная история, которой должны заниматься правоохранительные органы. Более того, вы мне скажете: а где здесь механизмы? Здесь есть механизмы, которые мы на заседании комитета, в том числе с вашим присутствием, обсуждали. У нас лица, которые не подают декларации, но у которых либо у членов семьи которых происходит крупная сделка, на сумму, превышающую трёхкратный годовой доход такого лица и супруги, за эту сделку обязаны отчитаться. И эту сделку правоохранительные органы обязаны проверять, даже если человек работает не на постоянной основе. Вот эта норма здесь есть, мы её здесь оставили, она существует. Может быть, надо было про неё специально говорить, но вот какое было время, я так им и распорядился. Конечно, поправки 1 и 5 мы предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 57 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 5. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 22 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел.84,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Депутат Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Сами назовите, какие вы поправки обосновываете. КУРИННЫЙ А. В. 2-ю и 6-ю, а 10-ю отдельно. Поправки 2 и 6, в общем-то, похожи на поправки, которые предложил мой коллега. Я точно так же считаю, что нет необходимости освобождать сегодня от представления деклараций депутатов законодательных органов субъектов. Их всего несколько десятков человек на целый субъект. Никаких проблем с представлением деклараций не было. Более того, за неправильно заполненные декларации депутата субъекта лишить депутатских полномочий, в отличие от муниципального, нельзя. Поэтому я не знаю, почему это родилось, зачем, в чьих интересах. И, Павел Владимирович, для понимания: многие наши граждане голосуют в том числе исходя из классового подхода, и если их предполагаемый кандидат - это владелец заводов, газет, пароходов, имеющий многомиллиардные доходы, там, какое-нибудь имущество, да ещё и за границей (а его разрешено иметь на сегодня, к сожалению, вы нашу поправку не приняли в своё время), то может быть и соответствующий результат голосования. И если человек прячет всё это, не показывает, приобретает потом ещё какое-то дополнительное имущество в период исполнения полномочий - это неправильно. Таким образом, предлагается всё-таки для всех депутатов законодательных органов субъектов - повторяю: это никак не касается муниципалов - оставить в прежнем варианте их обязанность представлять соответствующую декларацию и публиковать её открыто, нормально, а не так, как предлагается: без персональных данных, без лица конкретного, кому это принадлежит. Что это будет за публикация, я слабо представляю. Павел Владимирович, может, вы всё-таки объясните, как можно опубликовать информацию о нарушении порядка, например, или о сокрытии какого-то имущества, не указывая, кто это сделал - а именно так прописано в законопроекте - и какое это имущество? То есть неизвестный депутат Законодательного Собрания Ульяновской области скрыл имущество на 10 миллионов - всё. Или, ещё лучше - неизвестной области. И в итоге будет, как по Госдуме, вот мы только что проголосовали: 15 депутатов Государственной Думы скрыли свои доходы на такую-то сумму. Это что за коллективная ответственность в итоге будет исходя опять же из той поправки, из того содержания, которое представлено в данном случае в качестве универсального, как вы говорите, для всех органов власти? Вот 2-я и 6-я поправки этого непосредственно касаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы сами сказали: если он скрыл имущество - при чём здесь декларация? Это уже уголовное законодательство. Если он скрыл своё имущество и в декларации не указал, публикация чем вам поможет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Люди не узнают, потому что, как вы сами сказали, он скрыл его. Теперь по поводу проблем. Да, действительно, люди, в том числе и из малого бизнеса, в том числе члены семьи тех лиц, которые занимаются бизнесом, перестали идти, потому что возникают в том числе вот эти проблемы с декларированием. Они перестали идти и в муниципальное... в публичную власть, и в законодательную... Вот избавились от них - и проблем нет. Но это неправильно, надо вовлекать самые широкие слои населения. Мы считаем, что данные поправки предлагают воспроизвести старые статьи, поэтому, конечно, комитет против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 09 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Не принимается поправка. Ставится на голосование поправка 6, комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 34 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Не принимается поправка. Поправка 10 - Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Павел Владимирович, сегодня, видимо, ваши высказывания всё-таки разойдутся на цитаты: и что в депутаты идут не только воровать, но и какими-то другими делами заниматься, и про необходимость вовлекать широкие слои населения. Вот мешает сегодня, оказывается, декларация вовлекать широкие слои населения. Я так понимаю, что слой-то достаточно узкий тех, кто сегодня не хочет указывать своё имущество, не хочет указывать какие-то свои доходы дополнительные, хочет это каким-то образом скрыть. Более того, сейчас мы позволяем это сделать, практически обезличивая всю эту информацию и вводя по ней особый порядок. Всё-таки мы считаем, что это неправильно. И повторю, Павел Владимирович: сокрытие имущества не является преступлением; если человек, депутат законодательного собрания забыл указать квартиру, земельный участок - это не уголовное преступление, это он всего лишь ошибся. И собственно, на это указывают ему персонально и доводят до избирателей, что ваш, скажем так, из широких слоёв представитель, к сожалению, забыл указать двадцатую или тридцатую квартиру, которая у него есть, или миллион-два у него где-то потерялись по пути. Это тоже как-то дополнительно характеризует человека, его, скажем так, кругозор, его принадлежность к определённому классу - это если опять же исповедовать классовый подход - и то, чьи интересы он будет в итоге защищать, будучи депутатом. Возвращаясь непосредственно к законопроекту, скажу, что предлагается, кроме того, сделать обязательным представление деклараций для муниципальных депутатов - руководителя и заместителей руководителя представительного органа. О чём речь идёт? Ну, например, город-миллионник, там есть председатель городской Думы. И было бы правильно, чтобы председатель городской Думы и его заместители свои доходы и своё имущество указывали открыто, чтобы люди могли посмотреть. Понятно, что в маленьком сельском поселении в этом нет никакой необходимости, в каком-нибудь селе или посёлке городского типа, но, когда в городе Новосибирске глава городской Думы, если он не работает на постоянной основе, не указывает никаких сведений о своих доходах, на наш взгляд, на мой взгляд во всяком случае, это будет неправильно, опять же повторю, с той формулировкой, которая у вас там прописана. В части ошибок вы так и не пояснили, зачем прятать, скрывать ошибку лица, если оно намеренно или ненамеренно ошиблось в части декларирования своего имущества? Почему мы не называем конкретно виноватое лицо и что же оно конкретно не сделало, что не указало? Эта характеристика для избирателей очень важна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мы не поддерживаем эту поправку. Знаете, меня вот удивляет: мы периодически какую-то машину времени включаем по поводу классового подхода. Ну, вы, наверное, определите, к какому я классу принадлежу, вам, наверное, виднее, но я считаю, что вы, исходя в том числе из классового подхода (вот того, который был, там, Владимир Ильич и так далее), - вот исходя из него, наверное, вы и действуете, хотя, думаю, не всегда так было. Вы выдёргиваете цитату из контекста и как раз предлагаете, чтобы на цитаты что-то там расходилось, - не надо так делать, всё нормально. Если посмотреть всё, о чём мы сказали, в том числе, между прочим, и про ошибки, и про описки я говорил... И надо сказать, что кому, как не вам, знать как раз эти истории, когда представителей оппозиционных партий преследуют за то, что кто-то там что-то не указал. Ну не так, что ли? Вы, конечно, тут говорите, а потом, когда мы разговариваем где-то в коридоре, всё это почему-то признаётся. Я считаю, что вот эта ваша поправка всё-таки предлагает вернуться к старой редакции, - мы это не поддерживаем, поэтому поправку 10 мы предлагаем не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 10. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Не принимается поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Идёт голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 24 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Павел Владимирович, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Коллеги, огромное спасибо за обсуждение. Вот в первом чтении нам казалось, что какие-то вещи совершенно неприемлемы, но в итоге мы с Юрием Петровичем, с коллегами обговорили и поправки приняли. С учётом того что с 1 марта предлагается ввести данный закон в действие, мы просим завтра рассмотреть законопроект в третьем чтении. Спасибо всем огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 87
О проекте федерального закона № 247501-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" (в части совершенствования порядка представления сведений о доходах депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
56-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Названный Иваном Ивановичем законопроект касается наших коллег - муниципальных депутатов и региональных депутатов. Речь идёт о тех депутатах, которые работают без отрыва от основного места работы, то есть на непостоянной основе представляют интересы своих избирателей. В данном законопроекте мы предлагаем упростить декларирование их доходов и имущества. С этой точки зрения мы как раз предлагаем в законопроекте следующую процедуру: депутаты, когда избираются, представляют декларации, если они осуществляют свои полномочия без отрыва от основного места работы, то есть на непостоянной основе, декларации во время своей деятельности они не представляют. При этом если они приобретают какое-либо имущество, например осуществляют крупные сделки, приобретают земельные участки, другие объекты недвижимого имущества, транспортные средства на общую сумму, превышающую их общий доход за три последних года, то только тогда они представляют соответствующую отчётность. Уважаемые коллеги, мы считаем, что в данном случае всё логично. Мы знаем, какие проблемы существуют. Мы также знаем, что многие граждане, которые готовы представлять свой регион, своих избирателей, не идут в депутаты из-за того, что нужно представлять декларацию свою, своих супругов. В данном случае мы сделаем такое упрощение, которое позволит, на наш взгляд, привлечь более широкий круг лиц к представительской функции. Коллеги, данный законопроект внесли четыре председателя комитетов: два председателя комитетов по законодательству (Совета Федерации и Государственной Думы), а также коллега Диденко и коллега Гартунг, тоже председатели комитетов. Мы данный законопроект обсуждали довольно долго, я сказал бы, не один год. И вот сейчас мы предлагаем такой небольшой законопроект, который, коллеги, я прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Павел Владимирович, пафос вашего выступления понятен, особенно в той части, где вы говорите, что не хотят избираться, потому что надо показывать декларации свои, супруга. А поясните, пожалуйста, тогда, как вы видите публичный статус депутата? Насколько я понимаю, вот этот публичный интерес граждан - знать об имуществе, обо всём остальном - связан именно с публичным статусом депутатской деятельности в целом. Раз она имеется у человека, будь он на постоянной основе, будь он не на постоянной основе, значит, к этой фигуре есть общественный интерес. И граждане из любопытства или для того, чтобы определить своё отношение к данному публичному лицу, интересуются всеми этими обстоятельствами, которые, как вы намекнули, носят в том числе и антикоррупционный характер. Фактически вы предлагаете бизнесменам, которые в основном работают на общественных началах... (Микрофон отключён.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Я в самом начале сказал, что перед выборами, конечно, все кандидаты представляют свои декларации, показывают свои доходы, показывают своё имущество. А впоследствии мы знаем, менее 10 процентов из них идут работать на постоянной основе, остальные продолжают осуществлять деятельность, которой они занимались... Ну вот про конкретные случаи, я думаю, коллеги расскажут, но, конечно, перед выборами и во время выборов вся эта информация есть. Те, кто идёт работать на постоянной основе, продолжают декларировать, поскольку они, как правило, возглавляют либо эти представительные органы, либо комитеты соответствующие - как правило, я хочу подчеркнуть, потому что вопросы наверняка будут. И те, кто работает на постоянной основе, будут продолжать осуществлять декларирование своего имущества и своих доходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич. ГРИГОРЬЕВ Ю. И. Добрый день, Павел Владимирович! Законопроект, считаю, действительно хороший, нужно поддержать, потому что есть проблемы с подбором людей. Не рассматривали ли возможность моратория на публикацию деклараций сейчас, на фоне санкционного режима, на уровне Государственной Думы для депутатов? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Нет, пока есть предмет вот этого законопроекта. Конечно, обсуждения ведутся разные, но в данном законопроекте мы ограничились этими лицами, и я считаю, что, если мы это примем, мы сделаем, ну, достаточно большое дело. Я вот только что коллегам рассказывал, что совсем недавно, буквально недели две назад, ко мне подходила депутат-учительница, у которой муж бизнесмен, и он её фактически, как она говорит, каждый вечер уговаривает уйти, потому что каждый год ему необходимо показывать свой бизнес и так далее. Бизнес небольшой, но он не хочет этого делать, не всем это интересно. Это первое. Второе. Не все могут точно подать документы. И уж кому, как не оппозиции, знать, к каким последствиям ведут неточности, если не подали что-то, не указали, даже, может быть, неспециально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Павел Владимирович, конечно, умиляет трогательная забота об учительнице, исключительно, я так понимаю. У нас же практически у всех депутатов мужья либо жёны богатые либо очень богатые люди. И всё-таки расшифруйте, пожалуйста, фразу, которая здесь написана, - я её читал несколько раз, так и не понял: информация о представлении депутатами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальных сайтах законодательных органов и представительных органов муниципальных образований при условии отсутствия в такой информации персональных данных. То есть фамилии, имени, отчества депутата, который нарушил, не будет, соответственно, не будет данных, которые позволят его имущество индивидуализировать. Смысл размещения тогда - без фамилии, без конкретного нарушителя, без имущества и, собственно, без самого нарушения? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы сейчас, кроме вызывающих умиление, про каких говорите депутатов? Мы говорим про тех, кто вообще не подаёт, - вопрос был в этом, и они вообще не подают. Что касается тех, кто будет подавать. Конечно, у нас существует законодательство о персональных данных, оно не должно нарушаться, соответственно, теми, кто подаёт соответствующие декларации, эти декларации будут подаваться по месту работы - в муниципальный орган либо в законодательное собрание, там они будут аккумулироваться. Что касается публикации, да, их можно будет публиковать без опубликования персональных данных, потому что это уже и сегодня запрещено по действующему законодательству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Павел Владимирович, упрощение процедуры для муниципальных депутатов, на первый взгляд, представляется правильным, но насколько правильно упрощать процедуру для председателей представительных органов, их заместителей, председателей комитетов? Насколько это соответствует антикоррупционным мерам? Ведь они всё-таки имеют полномочия большие, чем другие депутаты. И второе: если нет официального сайта в муниципальном образовании - а такие муниципальные образования имеются, - где публиковать? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Вот мы, к сожалению, затормозили с законопроектом о публичной власти в муниципалитетах - там как раз вот норму об обязанности по публикации, по ведению сайтов и так далее в первом чтении, как вы знаете, мы приняли. Но пока совершенно точно не в некоторых, а во многих этого нет, я с вами полностью согласен. В том законопроекте, который мы приняли в первом чтении, это будет прописано, соответственно, будем добиваться того, чтобы эти официальные сайты были. Что касается вопроса о руководящих должностях. Да, мы в комитете это обсуждали, Юрий Петрович Синельщиков, ваш коллега, этот вопрос ставил, Юрий Петрович говорил о председателях заксобраний. Их у нас одиннадцать, Юрий Петрович, да? Одиннадцать - это те, кто возглавляет законодательное собрание, имеет влияние на общественную, политическую и экономическую, видимо, жизнь. Мы договорились, что Юрий Петрович представит соответствующие поправки. Я хочу сказать, что пока мы обсуждали только вопрос о председателях заксобраний. Не думаю, что нужно обсуждать вопрос о председателях комитетов, о замах, и так далее. Я хочу сказать - я в докладе об этом сказал, - что у нас только порядка 10 процентов работают на постоянной основе, мы знаем, что в заксобраниях многие председатели комитетов, например мои коллеги - председатели комитетов по законодательству, работают на непостоянной основе. Я не думаю, что нужно требовать, чтобы они всё-таки переходили на постоянную основу. Мне кажется, что здесь есть тема для разговора, но мы договорились, что Юрий Петрович представит поправки по председателям заксобраний, - будем их обсуждать. При этом, конечно, если мы эту тему будем обсуждать, мы должны понимать, что это, в общем-то, прерогатива конкретного субъекта Федерации, который принимает соответствующий устав и соответствующие законы в конкретном субъекте Федерации. Эту тему мы будем обсуждать, но она не такая простая, как кажется сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Павел Владимирович, вы усложняете очень простые вещи. Вы, вероятно, ну, в силу своей такой либеральной образованности не понимаете коррупционных связей. Что такое председатель комитета в законодательном собрании? Это человек, который курирует направление и в состоянии своими действиями или бездействием влиять на потоки, понимаете? Не говоря уже о председателе заксобрания! Я вообще не понимаю, как можно в уставе субъекта?.. Значит, надо в федеральном законе написать. Как может председатель законодательного собрания, де-факто второе лицо в субъекте, работать не на постоянной основе? Ну, где он время возьмёт? Это серьёзная работа - здесь есть председатели заксобраний, в том числе и у вас, я многих из них знаю, - это очень тяжёлая работа, поверьте, сложнее, чем работа председателя комитета в Государственной Думе. А вы предлагаете, вообще-то, избранным олигархам... (Микрофон отключён.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, меня всё время удивляют наши председательствующие, которые никогда именно Николаю Васильевичу не делают замечаний. Он всё время переходит на какие-то истории, которые не имеют никакого отношения к вопросу, но имеют отношение к какой-то конкретной личности. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну нравится вам, Николай Васильевич, паясничать - паясничайте. Всем не нравится. Может быть, вашей фракции только нравится? Поздравляю тогда фракцию с таким постом... (Шум в зале.) Теперь что касается того, хорошая работа или плохая работа. Хорошая работа, тяжёлая работа, никто не сомневается. Я общаюсь со многими председателями заксобраний, и мы общались, когда готовили Конституцию, когда готовили закон о публичной власти в субъектах Федерации, общаемся очень тесно и понимаем, что это за работа. Это человек, который как минимум является третьим лицом в субъекте Федерации, если не вторым, ещё есть председатель правительства, соответственно, если губернатор уходит куда-то вдруг, то его замещает председатель правительства, а потом, после него только тот. Поэтому не надо, здесь вот юридические тонкости оставьте мне, не важно, с каким я образованием, с либеральным - пускай, я согласен. Теперь что касается того, нужно ли это в уставах решать. Ну, пока у наших субъектов есть уставы и конституции, они решают там. Если мы по вашему представлению будем этот вопрос рассматривать, давайте поправку - будем рассматривать. Вот сейчас, как я уже сказал, в одиннадцати субъектах Федерации они не на постоянной основе, мы знаем, в каких субъектах, ну, пока вот так. Если вы будете предлагать иное решение - предлагайте, будем вместе рассматривать. Я думаю, в этом действительно есть резон, потому что там принимается бюджет, там принимаются кадровые решения и так далее. Давайте будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Веллер Алексей Борисович, пожалуйста. ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, коллеги! Я хотел бы поддержать данный законопроект, привести ещё один аргумент. Что касается муниципалитетов, у нас там 90 процентов депутатов работает не на постоянной основе, потому что не более 10 процентов имеют право на освобождение. И к сожалению, на сегодняшний день стало тенденцией, что очень многих депутатов, по каким-то причинам неугодных исполнительной власти, зачастую просто, называя вещи своими именами, щемят на декларациях. Люди работают без аппарата, люди действительно порой забывают, там, минимальные цифры, но это даёт возможность их за это, скажем так, ущучить вплоть до лишения депутатского мандата. Вот это я считаю также очень серьёзным аргументом в пользу данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. От фракции - поставьте время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам всё-таки задуматься над тем, какое решение нам сейчас предстоит принять. Я, честно говоря, был поражён вот этим спором. Коллеги, кого мы заставляем подавать декларации? Я вам сейчас приведу примеры. В Челябинской области был лишён полномочий за неподачу декларации Ткаченко Кирилл Владиленович, депутат Совета, депутат от Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района, машинист экскаватора 6-го разряда, потому что он вовремя не успел декларацию подать. Это первое, это вот самое свежее. Дальше, депутат Будай был лишён полномочий. В 2015 году он был избран, в 2017-м был лишён полномочий. Знаете, кем он работал? Он работал уборщиком-истопником централизованной библиотечной системы. Он не подал декларацию: ему просто нечего было декларировать, там вообще ничего!.. И вы предлагаете этим людям подавать декларации и дальше? Послушайте, ну что мы фарс устраиваем из борьбы с коррупцией? Мы что, коррупцию ищем у истопника или у экскаваторщика 6-го разряда? Или мы всё-таки обратим внимание на руководителей госкорпораций и естественных монополий, топ-менеджеров, которые триллионами у нас ворочают? Ну о чём мы говорим?! Поэтому, конечно же, когда мне предложили войти в число соавторов, я тут же привёл с ходу два примера. Теперь коллегам из КПРФ скажу. Вы говорите вот там про борьбу с коррупцией, а у меня есть другой пример. В Челябинской области депутат законодательного собрания от "ЕДИНОЙ РОССИИ" скрыл бизнес в Чехии - счета, сотни миллионов. Как вы думаете, его лишили полномочий? Нет, не лишили. Через суд не могли лишить! Не лишили, не смогли! Так у него и закончились полномочия. Поэтому, коллеги, надо принимать решение. Если человек не на постоянной основе, никаких деклараций, ничего он подавать не должен. Он вообще никакого отношения к бюджету не имеет - зачем подавать, ну зачем?! Если у прокуратуры есть... давайте мы освободим эти силы - пусть они проверяют там, где действительно у нас коррупция, а не там, где у нас публичные персоны, которые никакого отношения к государству не имеют. Ну, по-моему, вот всё, я вам три примера привёл, дальше говорить не о чем, надо принимать решение. Что касается тех, кто на постоянной основе, - пожалуйста, публичные лица должны подавать декларации, это обсуждаемо, во втором чтении, пожалуйста, можно обсудить. Но люди, которые от государства ничего не получают, не должны декларировать свои доходы. Какое кому дело, если человек заработал своим трудом, есть у него что-то или нет у него ничего? Он от государства ничего не получает, он никому ничего не должен - зачем вы этих людей заставляете публиковать эти данные? Мы просто наводим тень на плетень. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция не будет поддерживать этот законопроект. Ну, Павел Владимирович уже в основном нашу позицию пояснил с трибуны, я хотел бы сказать вот что. Да, конечно, процедуру декларирования доходов депутатов органов муниципальных образований и депутатов, которые работают не на постоянной основе в субъектах, упрощать необходимо. Но никак нельзя освобождать от обязанности декларирования доходов руководителей законодательных собраний субъектов. Я обращаю внимание на то, что у нас некоторые руководители субъектов работают не на постоянной основе, имеют право работать в одиннадцати субъектах, Павел Владимирович уже сказал. Назову их: Адыгея, Крым, Тыва, Хакасия, Хабаровский край, Воронежская, Ивановская, Смоленская, Самарская, Тульская области и Чукотский автономный округ. Здесь было сказано Павлом Владимировичем, что он общался с руководителями многих законодательных собраний субъектов и знает, как им тяжело работать. Но я общался с народом и слышал возмущение народа по поводу тех руководителей законодательных собраний, которые работают не на постоянной основе и которые имеют громадный бизнес, они одновременно руководят и своим бизнесом, и Законодательным Собранием. Вообще, странно, что мы их освободим от всякого декларирования. Тогда им, конечно, будет всем очень хорошо, и я думаю, что количество законов в субъектах, которыми будет предоставлено право работать не на постоянной основе вот этим руководителям, конечно же, увеличится. Мы обязательно внесём поправку, может, не одну поправку, конечно, а несколько поправок. Но обращаю внимание на то, что мы с Николаем Васильевичем уже внесли законопроект, в котором прописано, что председатель законодательного органа субъекта работает на профессиональной постоянной основе. Искренне надеюсь, что если уж будет принят этот законопроект в таком виде, то и вот тот законопроект, принятия которого мы с Коломейцевым хотим, тоже будет принят. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, я выступлю на правах автора и как соисполнитель: мы в Комитете по региональной политике и местному самоуправлению эту инициативу смотрели. Фракция ЛДПР - я и от фракции тоже - долгие годы настаивала на упрощении процедуры декларирования и подачи сведений о доходах, расходах. Ну, это была вопиющая несправедливость, начиная с сельских депутатов, особенно на больших территориях. Вот Якутия, Красноярский край периодически вносили проекты федеральных законов в связи с тем, что у них депутаты существенно удалены от центров получения соответствующих справок, сведений и им было довольно затруднительно эти декларации ежегодно подавать. Мы, слава богу, через три года эту несправедливость исправили. Как справедливо Валерий Карлович сказал, у нас очень часто жертвами нарушений становятся не самые богатые депутаты. У нашей партии в Амурской области был эпизод, когда депутата за неуказание дохода... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ДИДЕНКО А. Н. ...за неуказание дохода в 20 копеек хотели лишить полномочий. Слава богу, через суд мы его защитили. К системе мер борьбы с коррупцией нужно относиться системно. Юрий Петрович и Николай Васильевич говорили о том, что есть определённые должности, на которых обязаны подавать декларации, но вы забываете о важном инструменте - о заявлении о конфликте интересов. Вот декларации декларациями, но когда возглавляют, допустим, отраслевые комитеты люди, которые сами занимаются бизнесом в этой отрасли, то здесь очень много вопросов. Например, когда комитет по строительству возглавляет действующий строитель - не как в Государственной Думе, где все работают на постоянной основе, - да, он не на постоянной основе, но он имеет интересы в этой сфере. Здесь вступает в силу другая норма - норма о том, что такой человек должен заявлять о возникновении личной заинтересованности, в том числе принимая бюджет, голосуя за отдельные программы на заседаниях комитетов, палаты. Вот это совсем другое нарушение, и этого законопроект не касается. Мы же говорим об освобождении от совершенно ненужного декларирования депутатов, которые в силу того, что у них совершенно другой уровень доходов и профессиональная деятельность, не заявляют о своих расходах и доходах, если они не совершали в отчётном году крупных сделок, ну не совершают они крупных сделок. Поверьте, люди, которые имеют большие доходы, совершают крупные сделки ежегодно и довольно много, они в любом случае будут совершать эти крупные сделки. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР призывает проголосовать, в том числе коллег из КПРФ, которые с 2013 года, я этому живой свидетель, выступали против ужесточения мер по декларированию, мотивируя тем, что это может быть орудием в руках у власти и они, как оппозиционные депутаты, не могут поддерживать эти инициативы, и тогда мы все с вами достигали согласия, что это так. Сегодня же мы предлагаем смягчить, в том числе и для ваших депутатов, которые не являются самыми богатыми депутатами в муниципалитетах и в регионах, а вы эту инициативу почему-то решили не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии коррупции", пункт 56. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 33 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.