Заседание № 180

15.09.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 246817-4 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о подсчёте среднемесячного заработка застрахованных лиц в случае утраты документов о заработке за отдельные периоды).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6516 по 6854 из 7418
Пункт 18 порядка работы. Это последний пункт. О проекте федерального закона     
"О внесении изменения в пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых       
пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Валерия   
Карловича Гартунга.                                                             
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском         
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я вас благодарю за   
то, что всё-таки очередь дошла и до пенсионеров, хоть и под конец. Но,          
несмотря на то что все устали, я попрошу минуточку внимания, потому что тема,   
которую я сейчас подниму, достаточно серьёзная и имеет очень большое            
значение. Ко мне, я думаю, и ко многим из вас в ваши приёмные обращаются        
люди, те, кто не может сегодня подтвердить свои законные пенсионные права, в    
силу того что по тем или иным причинам утрачены документы, на основании         
которых могут быть подтверждены их пенсионные права.                            
                                                                                
Действующим законодательством предусматривается, что пенсия назначается по      
результатам персонифицированного учёта, который ведётся с 2001-2002 годов,      
или по выбору работника за любые пять лет его трудовой деятельности. Но         
ситуация иногда складывается таким образом, бывают случаи, когда по тем или     
иным причинам утрачиваются документы, например в результате стихийных           
бедствий, и человек не может подтвердить свои законные пенсионные права.        
                                                                                
Внесённый мною законопроект предлагает дать работнику возможность совмещать     
периоды трудовой деятельности - период, непосредственно предшествующий          
периоду, за который утеряны документы, и период, идущий сразу после этого.      
Подобная процедура предусматривалась пенсионным законодательством, законом      
номер 340, который действовал с 1990 года, но такого основания, как утрата      
документов, позволяющего применить эту схему для формирования периода, исходя   
из которого рассчитывается пенсия, там не было предусмотрено. К сожалению,      
раньше, может быть, эта тема и не была злободневной, потому что всё-таки        
порядка было больше и не было таких случаев, когда утрачивались документы и     
люди не могли подтвердить свои законные права.                                  
                                                                                
В результате люди обращаются в приёмные депутатов Государственной Думы как в    
последнюю инстанцию, потому что не могут найти никаких других способов          
подтвердить свои законные права и получают в результате минимальную пенсию.     
Уверяю вас, очень часто обращаются вполне заслуженные люди, которые всю свою    
жизнь отдали служению государству и в результате не могут получить достойную    
пенсию.                                                                         
                                                                                
Самое интересное, что принятие этого законопроекта, решение этой проблемы не    
требует средств из федерального бюджета, и официальный отзыв, который дало      
правительство, это подтверждает. Более того, этот законопроект поддержало       
большинство субъектов Российской Федерации. Из тридцати трёх глав субъектов     
Российской Федерации не поддержали этот законопроект только два главы. Из       
сорока шести субъектов... Сейчас, секундочку, скажу точно... Из сорока двух     
законодательных собраний субъектов Федерации не поддержали этот законопроект    
только пять, а все остальные поддерживают либо не имеют замечаний по этому      
законопроекту.                                                                  
                                                                                
У нас сегодня имеется уникальная возможность, не тратя денег из федерального    
бюджета, всё-таки предоставить нашим пенсионерам, далеко не самым богатым       
людям, возможность защитить свои пенсионные права. Это, конечно, не поднимет    
их пенсию, но, во всяком случае, даст возможность получать пенсию в том         
объёме, на который они могут рассчитывать.                                      
                                                                                
Спасибо большое за внимание. Готов ответить на все вопросы.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь пока, до вопросов.                         
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике       
Алексея Анатольевича Гузанова. С места, да? Пожалуйста.                         
                                                                                
ГУЗАНОВ А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной     
Думы! Комитет по труду и социальной политике на своём заседании рассмотрел      
данный законопроект, не деля пенсионеров на заслуженных и незаслуженных, и      
сделал следующие выводы.                                                        
                                                                                
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №       
173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется исходя из                  
среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по среднему    
индивидуальному персонифицированному учёту в системе государственного           
пенсионного страхования либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании    
документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими                 
работодателями либо государственными органами.                                  
                                                                                
Таким образом, при выборе пенсионером варианта определения расчётного размера   
трудовой пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за     
2000-2001 годы положение о замене месяцев, предлагаемое законопроектом, не      
имеет смысла, поскольку за указанный период заработок учитывается по среднему   
индивидуальному персонифицированному учёту в системе государственного           
пенсионного страхования.                                                        
                                                                                
Статьёй 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О       
государственных пенсиях в Российской Федерации" (я хочу напомнить, что          
Валерий Карлович сказал, что было больше порядка в 90-х годах, но я с этим не   
согласен), который действовал до 1 января 2002 года, был предусмотрен           
исчерпывающий перечень оснований замены месяцев, за которые определялся         
среднемесячный заработок при назначении пенсии. Такое основание, как утрата     
документов о заработке застрахованного лица вследствие стихийного бедствия,     
не предусматривалось. Значит, предлагаемые законопроектом изменения нарушают    
концепцию конвертации ранее приобретённых прав граждан.                         
                                                                                
Также необходимо отметить, что в настоящее время проблема по подтверждению      
заработка в случае утраты документов о заработке вследствие наводнения,         
землетрясения, урагана урегулирована и решена путём представления в органы,     
осуществляющие пенсионное обеспечение, документов, косвенно подтверждающих      
фактический заработок работников на данном конкретном предприятии. Есть         
совместное письмо министерства труда и социального развития и Пенсионного       
фонда. К таким документам могут быть отнесены учётные карточки членов партии,   
партийные билеты, учётные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты,       
учётные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчётные книжки,     
расчётные листы, которые оформлены в соответствии с требованием,                
предъявляемым к оформлению первичных учётных документов по оплате труда,        
приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном    
характере заработка работника.                                                  
                                                                                
Региональные пенсионные отделения фонда и сам Пенсионный фонд, который          
непосредственно работает с пенсионерами, говорят, что проблемы в решении        
данного вопроса нет. Это говорят те люди, которые занимаются этой проблемой,    
и я бы не хотел здесь ссылаться на глав субъектов, которые наверняка этим       
особо не занимаются.                                                            
                                                                                
Есть замечания Правового управления, есть отрицательное заключение              
Правительства Российской Федерации. На основании вышеизложенного Комитет по     
труду и социальной политике предлагает данный законопроект отклонить.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос у Гайнуллиной.         
                                                                                
Включите микрофон по карточке Анохина.                                          
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Валерий Карлович, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста,    
вы располагаете какой-то статистикой, сведениями о динамике, допустим, ведь     
весь перерасчёт пенсионного капитала у нас состоялся, более того,               
персонифицированный учёт уже действует с 1998 года? Поэтому второй, третий,     
четвёртый, пятый - каковы цифры, сколько людей не могут подтвердить             
заработок? Скорее, стаж... У меня есть статистика. А заработок?..               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Карлович. С трибуны? Пожалуйста, с    
трибуны.                                                                        
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня, к сожалению, такой статистики нет. Я не могу сказать,     
ведётся ли такая статистика в Пенсионном фонде, но я имею свою статистику по    
количеству обращений по этой проблеме. Я думаю, что если депутаты запросят      
эту информацию в своих приёмных, то увидят, что обращения на самом деле есть.   
Более того, сам факт наличия инструктивного письма, в котором                   
предоставляется... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Сам факт наличия письма, в котором предусматривается              
возможность исчисления пенсии по заменяющим документам, говорит о том, что      
такая проблема есть. Более того, к сожалению, это письмо не исчерпывает всей    
проблемы, потому что бывает, что нет ни расчётных книжек, ни партийного         
билета, ни комсомольского билета. К сожалению, очень часто такое бывает.        
                                                                                
Я хочу сказать по поводу вашей реплики о том, что было больше порядка в 90-е    
годы. Я не имел в виду 90-е годы, я имел в виду как раз советское время,        
когда люди работали, была стабильная ситуация, и они не предполагали, что       
государство может потерять их документы, на основании которых им начислялась    
пенсия, и они не хранили все эти документы. Это сейчас люди понимают, что       
надеяться на государство невозможно, и всё делают для того, чтобы у них все     
документы были в порядке, и они их где-то хранят. Раньше такого не было. И      
речь как раз идёт о тех людях, которые получили свои пенсионные права в         
советское время, о том, что сейчас всё учитывается и персонифицированный учёт   
ведётся за 2000-2001 годы... Именно эти два года можно брать, да?.. Об этом     
никто не говорит, но, к сожалению, пожилые люди в этом возрасте уже не могут    
полноценно работать и не могут рассчитывать на высокую заработную плату, и      
когда действительно документы гарантированно есть у государства, граждане       
могут рассчитывать по этим документам только на минимальную пенсию. А если      
говорить о том периоде, когда они были полны сил, когда они наиболее            
эффективно работали и получали высокую заработную плату, - они не могут         
сегодня подтвердить эти свои права. Причём, что самое интересное, речь идёт     
не о том, чтобы что-то добавить к пенсии, речь идёт о том, чтобы отдали людям   
то, что ими заработано, чтобы дали им возможность доказать свои пенсионные      
права, не более того.                                                           
                                                                                
На самом деле это действительно не массовое явление, но судьба каждого          
пенсионера не должна быть обойдена. Мы должны, если человек заработал свою      
пенсию, дать ему возможность её получить. Причём от нас денег не требуется,     
человек уже всё заработал.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, больше не было желающих задать вопросы. Есть ли желающие     
выступить по данной теме? Есть. Депутаты Бадалов, Воронин, Гайнуллина. Трое     
выступающих. Коллеги, у нас осталось двенадцать минут до окончания заседания,   
ещё надо рассмотреть протокольные поручения, поэтому постарайтесь               
укладываться хотя бы в три минуты.                                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бадалов.                                                    
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М. Постараюсь очень коротко. Не буду повторять все эпитеты,          
касающиеся пенсионной системы, которые я уже назвал. Я убеждён, что она будет   
пересмотрена, те принципы системы пенсионного страхования, о которых мои        
коллеги говорили, я думаю, будут пересмотрены, тем более что все эти данные     
существуют в единой базе, данные буквально за последние годы, а пенсия          
назначается, как правило, за всю жизнь.                                         
                                                                                
Обращаю внимание всех на то, что Валерий Карлович ставит вопрос об              
исключительных случаях, то есть о стихийных бедствиях, когда, наверное, не      
только у Пенсионного фонда или у других организаций не сохраняется большая      
часть документов, но и у самих людей не сохраняются документы. Говорили, что    
вопросы не возникают, не возникают проблемы. Да, не возникают, потому что       
пенсия назначается. Здесь обсуждается вопрос, касающийся того, как считать      
эту пенсию и чему она будет равна. Этим людям пенсия будет, конечно,            
назначена, но вопрос в том, чему она будет равна и какие механизмы будут        
учтены при подсчёте этой пенсии. И действительно, скорее всего, появится        
возможность увеличить размер пенсии людям. В экстренных ситуациях, когда        
происходят стихийные бедствия, когда документы утрачены, пенсия, скорее,        
будет назначена минимальная. Если же будет возможность несколько                
отредактировать механизм подсчёта этой пенсии, то размер пенсии, скорее         
всего, будет более высоким.                                                     
                                                                                
Фракция "Родина" считает, что такой законопроект в первом чтении нужно          
принимать, механизм этот надо подправлять, а ко второму чтению, наверное,       
можно какие-то уточнения внести.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Воронин, пожалуйста.                              
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Я хочу отметить, прослушав эмоциональное выступление автора, что такая норма    
уже есть. Речь идёт не о том, что не хватает каких-то бумажек для начисления    
пенсии (это происходит сплошь и рядом, и это, кстати, вина не закона, а тех     
ведомственных инструкций, которые утверждают Пенсионный фонд,                   
Минздравсоцразвития, с ними надо работать, потому что часто там не совпадали,   
предположим, названия "мастер ручного труда" или "ручной мастер", вот в чём     
загвоздка), речь в законопроекте идёт чётко о случаях, когда по причине         
стихийного бедствия отсутствуют документы. Но данные нормы уже урегулированы    
в законе: при отсутствии документов можно предъявить, например, билет члена     
партии со взносами, комсомольский билет, билет члена профсоюза, расчётные       
книжки, листы, копии приказов - всё, что есть. Если речь идёт о периоде до      
2000 года, то в то время почти все состояли в комсомоле, в партии, в            
профсоюзе или ещё где-то и у человека что-то из документов осталось, что он     
может предъявить, чтобы тем самым доказать своё право на получение пенсии.      
                                                                                
Я не вижу смысла в принятии данного законопроекта. Все эти способы уже          
урегулированы, всё это есть, и я думаю, эта норма, предложенная депутатом       
Гартунгом, излишняя и ненужная.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина, пожалуйста.                           
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я всё-таки       
хотела бы обратить ваше внимание на статью 30. Статья 30 - это статья об        
оценке пенсионного капитала, поэтому никакого отношения к тем репликам и        
примерам, которые приводились, к сожалению, Валерием Карловичем и моим          
уважаемым коллегой Бадаловым, эта норма не имеет.                               
                                                                                
Второе. Никакого отношения этот законопроект не имеет также и к единичным,      
исключительным случаям, когда действительно люди не могут подтвердить, как я    
говорю, в большей даже степени стаж, чем размер заработной платы, или и стаж,   
и размер заработной платы. Я затрону очень болезненную тему, о которой, может   
быть, и не стоило бы говорить: скорее, есть проблема подтверждения расчётного   
пенсионного капитала и оценки гражданами Чеченской Республики.                  
                                                                                
Но, уважаемые коллеги, предложение, которое вносит коллега Гартунг, касается    
единичных случаев. То есть, коллеги, представьте ситуацию, что мы живём,        
вообще, в череде стихийных бедствий. Ну, коллеги, я уже тоже женщина мудрого    
возраста, приведите мне, пожалуйста, примеры сплошных стихийных бедствий,       
почему мы должны исключительные нормы сделать нормой нашей жизни.               
                                                                                
Более того, я ещё раз хотела бы добавить: вы зря критикуете это письмо. Даже    
если письмо, как вы считаете, несовершенно, то имеется возможность              
комиссионно решить, и мы такие случаи разрешали. Вы помните это по одному из    
протокольных поручений в прошлом созыве, когда на одной из шахт случилось       
действительно происшествие, это было в Читинской области, если мне память не    
изменяет, тогда комиссионно решали, выезжали стороны и устанавливали это.       
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз: статья 30 - это норма одного дня, это оценка        
пенсионного капитала. Вносимое предложение, возможно, и носит... Я не           
случайно спросила вас о статистических данных. Нет статистики даже, нет         
массовых обращений. Если уж говорить о массовых обращениях, то они имеются по   
другим аспектам пенсионного законодательства. Поэтому я убедительно прошу       
поддержать позицию комитета и не поддерживать данный законопроект.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - депутату Гартунгу. Пожалуйста.     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что проблема      
эта сегодня актуальна. И хочу обратить ваше внимание на то, как отреагировали   
субъекты Российской Федерации: главы субъектов Российской Федерации, -          
кстати, большинство из них входит в партию "Единая Россия", - поддерживают      
этот законопроект, законодательные собрания субъектов Российской Федерации      
поддерживают этот законопроект, потому что действительно эта проблема есть.     
                                                                                
Что касается самого механизма решения этой проблемы, то он на самом деле        
сегодня действует, этот механизм уже есть сегодня. Например, если у             
гражданина был отпуск по уходу за ребёнком, за инвалидом или он сам             
становится инвалидом, то на него порядок, который я предлагаю, уже              
распространяется. Он может себе позволить этот период убрать, скажем так, из    
стажа, на основании которого рассчитывается пенсия, и периоды до этого и        
после соединить. Я предлагаю эту норму распространить и на те случаи, когда     
происходят стихийные бедствия и человек не может подтвердить вот эти пять лет   
целиком. Ему тогда даётся возможность соединить периоды до этого и после        
этого. Механизм этот есть, он действует сегодня, просто есть люди, которые,     
ну, может быть, тогда и не обращались, раньше не задумывались об этом, потому   
что другая система действовала. Сегодня люди не могут эту проблему решить       
никаким образом. И вот это инструктивное письмо эту проблему не решает. На      
самом деле ничего нового здесь я не предлагаю, я предлагаю распространить       
законом установленный механизм оценки пенсионного капитала... Кстати, вы        
правильно заметили, это проблема одного дня, но в один день, один раз           
оцениваются пенсионные права человека, и потом до конца жизни он с этим         
живёт.                                                                          
                                                                                
Я прошу, убедительно прошу, уважаемые коллеги, взвесить все "за" и "против",    
оценить вообще, о чём сегодня идёт речь. Подчёркиваю, средств из федерального   
бюджета не требуется. Регионы этот законопроект поддерживают. И на самом деле   
у нас сегодня есть уникальная возможность поддержать хотя бы даже небольшую     
группу (Фарида Исмагиловна говорит, что это единичные случаи) тех людей,        
которые не могут подтвердить свои законные права на достойную пенсию. Вот и     
всё!                                                                            
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект         
федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 30 Федерального      
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Комитет возражает против    
принятия данного проекта закона.                                                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              122 чел.27,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    124 чел.                                          
Не голосовало                 326 чел.72,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.