Заседание № 84
13.12.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 246425-8 "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4551 по 4728 из 6751
37-й вопрос, проект федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы ведём большую комплексную работу по интеграции новых территорий в единое правовое пространство Российской Федерации. В данном случае речь идёт о применении уголовного и уголовно-процессуального закона на новых территориях. Что нами предлагается? Установить, что уголовное судопроизводство на территориях новых регионов осуществляется по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а преступность и наказуемость деяний, совершённых на их территории до 30 сентября, то есть до даты подписания договоров, определяется на основании Уголовного кодекса Российской Федерации. Важно, коллеги: мы устанавливаем недопустимость поворота к худшему. Что это значит? Если российское законодательство предусматривает более мягкое наказание за аналогичное преступление, будет применяться российский уголовный закон, и, наоборот, если наказание более суровое, то применяться оно не будет. Не признаётся преступным и наказуемым деяние, которое таким признаётся по законодательству Украины или России, в случае, если оно - я имею в виду преступление или преступное деяние - было направлено на защиту интересов Российской Федерации или её новых субъектов. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях долгие годы жили новые территории. Производство по возбуждённым до 30 сентября 2022 года уголовным делам будет продолжаться по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Процессуальные сроки, оценка доказательств, а также различные ознакомления с материалами дела - всё будет интегрировано в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Важный момент: суды присяжных заработают с 2027 года. Комитет рекомендует поддержать законопроект. Это важно - в самые кратчайшие сроки постараться интегрировать новые регионы в единое правовое пространство Российской Федерации. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы, да? Выступить и вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Александровна, вы можете привести всё-таки случаи, когда преступное деяние было направлено на защиту интересов Российской Федерации или граждан Российской Федерации, от ответственности за совершение которого предполагается освободить вот граждан? Ну просто конкретные примеры преступлений, совершённых в интересах Российской Федерации? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. В данном случае, конечно, имеется в виду нарушение территориальной целостности, это единственное, что мы можем... Это даже не преступные деяния, а в принципе вот те деяния, которые по закону, например, Украины признаются преступными. Но в данном случае, конечно, речи о заведении уголовных дел не идёт, поскольку мы понимаем ту ситуацию, ту парадигму, в которой жили новые регионы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Ирина Александровна, а вот сам процесс выяснения, так скажем, поиска людей, которые вот эти преступления совершили, как это будет происходить? То есть какой-то явочный порядок или база данных какая-то будет существовать? Как мы будем это определять на новых территориях? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. Процесс расследования, предварительное расследование будут идти исключительно в рамках и по правилам уголовно-процессуального законодательства. У нас единая страна, единое правовое пространство, единые правила, каких-то исключений и изъятий в отношении новых территорий не предусматривается - как раз в этом суть законопроекта. Это будет единое правовое пространство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Ирина Александровна, вот интеграция Крыма показала, что огромное количество дел пересматривалось прокуратурой Российской Федерации, в результате чего условные сроки переходили в реальные. У вас написано, что не допускается ухудшение ситуации. Почему, когда Крым переходил, допускались ухудшения? И каким образом, кто будет контролировать, чтобы ухудшение не допускалось, чтобы условные сроки не заменялись реальными, ненаказание не переходило в наказание? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо, Евгений Иванович, за вопрос. Сложно говорить, какая ситуация была по Крыму вот в разрезе рассмотрения данных законопроектов (это будет большой блок, дальше мы будем рассматривать судебную систему), важно выработать единые понятные правила игры, это первое. Мы понимаем, что уголовный процесс украинский отличался от того, что сейчас закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, поэтому наша задача - как можно скорее выработать вот эти правила и интегрировать в единое правовое пространство. Что же касается каких-то судебных ошибок или каких-то злоупотреблений, здесь уже речь идёт немножко о другой плоскости всё-таки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Включите режим записи. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция поддержит этот законопроект. Нормы, которые в нём прописаны, уже были, что называется, обкатаны в Крыму по соответствующему законопроекту, но есть одно серьёзное но. Есть такая статья 10 в этом законопроекте, с которой мы категорически не можем согласиться, и мы надеемся, что во втором чтении она будет отменена либо изменена. О чём здесь идёт речь? О том, что вред, причинённый гражданам в результате уголовного преследования на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года, не подлежит возмещению в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Ну, то есть можем оправдать, можем прекратить дело, но вред за необоснованное привлечение к уголовной ответственности возмещать никто не будет, так получается. Украина, разумеется, не будет возмещать его ни при каких обстоятельствах, тем более если речь идёт о так называемых политических статьях. Судебная практика по Крыму продемонстрировала несостоятельность вот этой нормы, которая прописана сейчас в законодательстве по Крыму, подобной этой 10-й статье. Некоторые граждане были осуждены там по украинскому кодексу до 2014 года за агитацию о присоединении Крыма к Российской Федерации. Естественно, после того как Крым присоединился, дела эти прекратили, они оказались оправданными, но реабилитацию применять никто не захотел. Причём ладно бы речь шла о материальных вопросах - там, зарплату никто ему не возмещает в связи с тем, что он оказался безработным или находился в колонии и в следственном изоляторе, потерпел некоторые другие неудачи, неудобства, - но не возмещается и моральный вред. И более того, в картотеке остаются сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности. И одному из них отказали в регистрации на выборах в качестве кандидата в депутаты по тем основаниям, что он в украинское время привлекался к уголовной ответственности. Вот мы с этой несправедливостью боремся уже два года и ничего никак достичь не можем. Я призываю во втором чтении обязательно убрать эту норму, ну а если этого не случится, будем, конечно, бороться и дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области", 37-й пункт. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 03 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.