Заседание № 143
О проекте федерального закона № 246425-8 "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (принят в первом чтении с наименованием "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Всего поступило 13 поправок, десять из них рекомендованы комитетом к принятию, три - к отклонению. Просьба рассмотреть таблицы и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 48 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Рук больше, чем поправок в этой таблице. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 1 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 1. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Поправку 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 3-ю. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Прошу на отдельное голосование вынести поправку 2. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас в таблице поправок № 2 не осталось поправок, которые не были бы вынесены на отдельное голосование, поэтому переходим к рассмотрению поправок поочерёдно. Пожалуйста, Нина Александровна Останина по поправке 1. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ирина Александровна, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект к первому чтению говорится, что в пункте 1 части 3 статьи 9 следует учитывать, что ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс содержит такую терминологию: могут подлежать прекращению уголовное дело или уголовное преследование, - вы же говорите об уголовном производстве. Ко второму чтению Правовое управление снова сделало это замечание. Скажите, пожалуйста, чем объясняется упорное нежелание комитета привести в соответствие предложенный вами законопроект с ныне действующим Уголовно-процессуальным кодексом, где в статье 25-1 прямо говорится о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и где нет уголовного производства? У нас уже не единожды были случаи, когда депутаты законодательных собраний ради того, чтобы одно слово поправить в законе, приезжали сюда, вносили законопроекты, упрекая нас в юридических огрехах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемая Нина Александровна, мы подробно ознакомились с заключением Правового управления. На наш взгляд, формулировка "уголовное производство", которая предложена нами, представляется более универсальной. Та поправка, которая предложена вами, избыточна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 31 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 3 - Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в части 2 проектируемой статьи 2 есть следующая формулировка: "Не является преступным и наказуемым деяние, ответственность за совершение которого установлена нормативными правовыми актами Украины, если оно содержит признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но было направлено на защиту интересов Российской Федерации..." - ну, это ладно, но вот далее - "...на защиту охраняемых законом интересов граждан или организаций Российской Федерации, Донецкой Народной Республики... населения и организаций Запорожской области, Херсонской области". Мы считаем, что данная формулировка не удовлетворяет требованиям абсолютной ясности и недвусмысленности уголовного закона и создаёт условия для широкого, а возможно, и произвольного правоприменения. В связи с этим предлагается часть 2 исключить из статьи 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Алексей Владимирович, здесь идея очень понятная, конкретная и целенаправленная. Она чем объясняется? Данные преступления, которые можно было трактовать как преступления, были совершены как раз в целях отстаивания независимости этих республик. Более того, мы предлагаем специальный механизм, когда суд в индивидуальном порядке будет решать, преступное это деяние или не преступное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 12 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел.84,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 2 - Юрий Петрович Синельщиков. Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в законопроекте есть такая новелла: "Вред, причинённый гражданам в результате уголовного преследования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года, не подлежит возмещению в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". О чём идёт речь? Ну, не всякий понимает, о чём идёт речь, - разъясняю. Граждане Украины, вот этих четырёх областей, в то время, когда там действовали украинские суды и украинские законы, были осуждены за какие-то деяния, чаще всего, конечно, мы ведём речь о деяниях, которые совершены против Украины, но в интересах Российской Федерации. Сейчас эти граждане могут обратиться и уже обращаются в наши апелляционные и кассационные суды, с тем чтобы их оправдали, с тем чтобы обвинительные приговоры были отменены. Да, такие решения принимаются и будут приниматься, но встаёт вопрос о компенсации. Мы говорим: нет, компенсировать мы вам ничего не будем. Но Украина-то им тоже компенсировать не будет! А коль скоро эти граждане действовали в интересах Российской Федерации, так, наверное, мы всё-таки должны им компенсировать незаконные аресты, незаконные траты всякого рода на защиту, траты на вопросы, связанные с отбытием наказания, и так далее. А мы в законопроекте, который сейчас обсуждается, говорим: нет, вам и Украина, понятно, не возместит, но и мы возмещать не собираемся, мало ли что вы за нас бились и боролись. Так вот поправкой 2 предлагается предусмотреть, что подлежит возмещению. Более того, я должен сказать, что такая же статья, такая же норма действует у нас применительно к Крыму. Тех наших товарищей, тех украинцев, которые ранее жили в Крыму, сейчас живут в Крыму и были осуждены по тем самым статьям, когда действовали в интересах России и против интересов Украины (речь идёт об агитации за присоединение к Российской Федерации, вот по таким статьям были осуждены), мы не собираемся реабилитировать. Приговоры были отменены, да, но мы не собираемся возмещать им никакой ущерб. Причём даже какой ущерб? Человек обратился с просьбой зарегистрировать его на выборы, а его не регистрируют: "За тобой судимость, ты не реабилитирован" - вот и вся песня. Бьёмся мы за одного из таких товарищей уже несколько лет, вот до Верховного Суда дошли, Геннадий Андреевич даже обращался туда. Может быть, решим индивидуально вопрос - но надо прописать эту норму в нашем законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Юрий Петрович, мы с вами неоднократно обсуждали этот очень сложный вопрос. Он действительно очень сложный, он выходит за рамки права, это абсолютно политическая история. Мы полагаем и уверены, что всё-таки возмещение в порядке реабилитации за действия властей другого государства - это, наверное, довольно странно, поэтому предлагаем данную поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 09 сек.) Проголосовало за 71 чел.15,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел.84,0 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 34 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Благодарим за поддержку. Это очень важный закон, его очень ждут новые регионы, учитывая, что применение уголовного права, уголовного процесса очень насущно в это время. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые экспертизы. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 30 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 246425-8 "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
37-й вопрос, проект федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы ведём большую комплексную работу по интеграции новых территорий в единое правовое пространство Российской Федерации. В данном случае речь идёт о применении уголовного и уголовно-процессуального закона на новых территориях. Что нами предлагается? Установить, что уголовное судопроизводство на территориях новых регионов осуществляется по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а преступность и наказуемость деяний, совершённых на их территории до 30 сентября, то есть до даты подписания договоров, определяется на основании Уголовного кодекса Российской Федерации. Важно, коллеги: мы устанавливаем недопустимость поворота к худшему. Что это значит? Если российское законодательство предусматривает более мягкое наказание за аналогичное преступление, будет применяться российский уголовный закон, и, наоборот, если наказание более суровое, то применяться оно не будет. Не признаётся преступным и наказуемым деяние, которое таким признаётся по законодательству Украины или России, в случае, если оно - я имею в виду преступление или преступное деяние - было направлено на защиту интересов Российской Федерации или её новых субъектов. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях долгие годы жили новые территории. Производство по возбуждённым до 30 сентября 2022 года уголовным делам будет продолжаться по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Процессуальные сроки, оценка доказательств, а также различные ознакомления с материалами дела - всё будет интегрировано в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Важный момент: суды присяжных заработают с 2027 года. Комитет рекомендует поддержать законопроект. Это важно - в самые кратчайшие сроки постараться интегрировать новые регионы в единое правовое пространство Российской Федерации. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы, да? Выступить и вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Александровна, вы можете привести всё-таки случаи, когда преступное деяние было направлено на защиту интересов Российской Федерации или граждан Российской Федерации, от ответственности за совершение которого предполагается освободить вот граждан? Ну просто конкретные примеры преступлений, совершённых в интересах Российской Федерации? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. В данном случае, конечно, имеется в виду нарушение территориальной целостности, это единственное, что мы можем... Это даже не преступные деяния, а в принципе вот те деяния, которые по закону, например, Украины признаются преступными. Но в данном случае, конечно, речи о заведении уголовных дел не идёт, поскольку мы понимаем ту ситуацию, ту парадигму, в которой жили новые регионы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Ирина Александровна, а вот сам процесс выяснения, так скажем, поиска людей, которые вот эти преступления совершили, как это будет происходить? То есть какой-то явочный порядок или база данных какая-то будет существовать? Как мы будем это определять на новых территориях? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. Процесс расследования, предварительное расследование будут идти исключительно в рамках и по правилам уголовно-процессуального законодательства. У нас единая страна, единое правовое пространство, единые правила, каких-то исключений и изъятий в отношении новых территорий не предусматривается - как раз в этом суть законопроекта. Это будет единое правовое пространство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Ирина Александровна, вот интеграция Крыма показала, что огромное количество дел пересматривалось прокуратурой Российской Федерации, в результате чего условные сроки переходили в реальные. У вас написано, что не допускается ухудшение ситуации. Почему, когда Крым переходил, допускались ухудшения? И каким образом, кто будет контролировать, чтобы ухудшение не допускалось, чтобы условные сроки не заменялись реальными, ненаказание не переходило в наказание? ПАНЬКИНА И. А. Спасибо, Евгений Иванович, за вопрос. Сложно говорить, какая ситуация была по Крыму вот в разрезе рассмотрения данных законопроектов (это будет большой блок, дальше мы будем рассматривать судебную систему), важно выработать единые понятные правила игры, это первое. Мы понимаем, что уголовный процесс украинский отличался от того, что сейчас закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, поэтому наша задача - как можно скорее выработать вот эти правила и интегрировать в единое правовое пространство. Что же касается каких-то судебных ошибок или каких-то злоупотреблений, здесь уже речь идёт немножко о другой плоскости всё-таки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Включите режим записи. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция поддержит этот законопроект. Нормы, которые в нём прописаны, уже были, что называется, обкатаны в Крыму по соответствующему законопроекту, но есть одно серьёзное но. Есть такая статья 10 в этом законопроекте, с которой мы категорически не можем согласиться, и мы надеемся, что во втором чтении она будет отменена либо изменена. О чём здесь идёт речь? О том, что вред, причинённый гражданам в результате уголовного преследования на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года, не подлежит возмещению в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Ну, то есть можем оправдать, можем прекратить дело, но вред за необоснованное привлечение к уголовной ответственности возмещать никто не будет, так получается. Украина, разумеется, не будет возмещать его ни при каких обстоятельствах, тем более если речь идёт о так называемых политических статьях. Судебная практика по Крыму продемонстрировала несостоятельность вот этой нормы, которая прописана сейчас в законодательстве по Крыму, подобной этой 10-й статье. Некоторые граждане были осуждены там по украинскому кодексу до 2014 года за агитацию о присоединении Крыма к Российской Федерации. Естественно, после того как Крым присоединился, дела эти прекратили, они оказались оправданными, но реабилитацию применять никто не захотел. Причём ладно бы речь шла о материальных вопросах - там, зарплату никто ему не возмещает в связи с тем, что он оказался безработным или находился в колонии и в следственном изоляторе, потерпел некоторые другие неудачи, неудобства, - но не возмещается и моральный вред. И более того, в картотеке остаются сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности. И одному из них отказали в регистрации на выборах в качестве кандидата в депутаты по тем основаниям, что он в украинское время привлекался к уголовной ответственности. Вот мы с этой несправедливостью боремся уже два года и ничего никак достичь не можем. Я призываю во втором чтении обязательно убрать эту норму, ну а если этого не случится, будем, конечно, бороться и дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области", 37-й пункт. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 03 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.