Заседание № 91
16.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 246213-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1188 по 1860 из 6506
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов России. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Киргизия, как вы знаете, одна из беднейших стран на постсоветском пространстве, она в последнее время пережила ряд политических катаклизмов, и её экономика находится в очень тяжёлом состоянии. В то же время она представляет очень большой интерес, и не только для России, но и для многих других государств, как с геополитической точки зрения, так и с точки зрения доступа к тем ресурсам, которыми она обладает, в частности в отношении гидроэнергетики. Государство стремится к тому, чтобы стать участником Таможенного союза, правда, если это и произойдёт, то путь для этого придётся проделать очень и очень длинный. Мы исходим из того, что сотрудничество с Киргизией должно выйти на качественно новый уровень. В последнее время были проведены переговоры, в результате которых был рассмотрен целый ряд вопросов, все они скомпонованы в единый пакет: это вопросы гидроэнергетики, которые вы сегодня тоже будете рассматривать, это вопросы военно-технического и военно-политического сотрудничества между Россией и Киргизией, это вопросы урегулирования задолженности Республики Киргизия перед Российской Федерацией. Эта задолженность складывается из двух частей: первая - это задолженность по соглашению 2005 года на сумму примерно 189 миллионов долларов, это касается урегулирования технической задолженности по кредитам Центрального банка, предоставленным Киргизии ещё в начале 90-х годов, и вторая - это задолженность по соглашению 2009 года на 300 миллионов долларов. Оба этих долга обслуживались Киргизией, по ним выплачено примерно 55 миллионов долларов. Сейчас в рамках того самого пакета, о котором я говорил, предлагается в соответствии с соглашением, которое подписано в 2012 году, урегулировать эту задолженность, списав задолженность по соглашению 2005 года сразу полностью, а задолженность по соглашению 2009 года - поэтапно в течение десяти лет, начиная с марта 2016 года, разумеется, при выполнении всех остальных условий пакетного соглашения. Мы просим поддержать это решение с учётом тех возможностей, которые открываются, в частности, и для Российской Федерации в целом, и для бизнеса, который получит доступ на территорию Киргизии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Леонид Эдуардович Слуцкий. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вчера на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками состоялось очень непростое обсуждение этого досье. Я думаю, у нас не будет вопросов к Сергею Дмитриевичу Шаталову, поскольку и он, и заместитель министра финансов Сторчак, который курировал это досье, весьма технологично его исполнили. У нас нет, я думаю, вопросов по технологии исполнения Министерством финансов данного решения, но у нас есть вопросы политического характера. Мы в данном случае списываем киргизский долг в размере 599 миллионов долларов США, которые должны были прийти в Россию в период до 2038 года. 10 апреля, стоя на этой трибуне, выступая в рамках "правительственного часа", я призывал поддержать программы, направленные на поддержку русского мира, Россотрудничеству требуется порядка 1 миллиарда рублей в плюс по каждому году, и это примерно такие же деньги. Тем не менее, стоя на этой трибуне сегодня, я выражаю позицию большинства в комитете по делам СНГ и прошу коллег поддержать ратификацию данного соглашения. Почему? Дело в том, уважаемые коллеги, что у нас с Кыргызстаном сегодня действительно складываются отношения стратегического партнёрства, и я выделил бы здесь два центра тяжести. Первый центр тяжести - это военно-стратегическое партнёрство и в формате ОДКБ, и в ряде других. Я не стал бы детализировать исходя из времени и открытого режима нашего обсуждения, но действительно речь идёт о создании реального центра региональной безопасности в Центральной Азии. Отношения между главами наших государств в плане понимания данного стратегического партнёрства серьёзно продвинулись, и одним из отражений такого понимания, общего знаменателя в подходах к региональной безопасности в Центральной Азии является соглашение об условиях дальнейшего функционирования военной базы "Манас" на территории Кыргызстана, о котором на днях будет докладывать нам Комитетом по обороне. И второй центр тяжести - это реальный интерес к евразийскому проекту, к евразийской интеграции и к вступлению в ближайшее время в Таможенный союз. Я сказал "интерес", но на самом деле уже сделаны конкретные шаги для подключения к евразийскому проекту, и думаю, что, без утопии, в ближайшем будущем евразийская экономическая интеграция охватит и территорию Кыргызстана. Я не хочу что-то подавать в слишком позитивных тонах: Кыргызстан, например, вступил в ВТО с нулевыми ввозными пошлинами для Китая, поэтому есть опасность заполонения российского рынка китайской контрафактной продукцией, есть и многие другие вопросы, которые сейчас изучаются нашими профильными ведомствами. Тем не менее расширение евразийского пространства - это стратегический интерес России в двадцать первом столетии, и это отнюдь не общие слова. Всё это, а также то, что в данном случае достигнута чёткая договорённость между президентами - 23 февраля состоялся визит президента Атамбаева, - то, что у нас намечается принятие ряда самых серьёзных пунктов в развитие сотрудничества с Кыргызстаном по ряду стратегических вопросов, побуждает комитет в данном случае, в весьма непростой ситуации, я бы сказал, в порядке исключения поддержать данное досье. Я хотел бы на будущее рекомендовать правительству в лице полномочного представителя правительства в Государственной Думе Александра Юрьевича: наверное, когда мы рассматриваем такие досье в Государственной Думе, нам следует приглашать сюда представителей руководства правительства, которые имеют отношение к принятию политического решения. Если бы депутаты были в курсе глубинных причин принятия руководством России этого решения, может быть, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - я знаю, они решили не поддерживать этот законопроект, - отнеслась бы к этому досье по-другому. Нужно заранее и более глубоко работать с депутатами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Какие у депутатов есть вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Сергей Дмитриевич, из пояснительной записки ясно, что долг, который предполагается простить, равен 433 миллионам долларов - ну огромная сумма! В связи с этим складывается впечатление, что готовятся соглашения о выдаче новых кредитов, - вот таких либо, может быть, больших денег, которых в нашей экономике не хватает. Вот поясните, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Нет, новых соглашений по кредитам не готовится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Вот скажите, а почему нужно обязательно списывать долги? Ведь можно их реструктурировать и затем перенести, например, срок уплаты или взамен продлить не на двадцать лет срок аренды, а больше. Посмотрите, даже в том же Таджикистане аренда военной базы - сорок девять лет. И кроме того, когда мы будем там строить гидроэлектростанции, можно было бы в счёт этого долга взять акции не в соотношении 50 на 50, а в другом соотношении. ШАТАЛОВ С. Д. Я говорил о том, что это пакетное соглашение, которое включает в себя очень много обстоятельств, в том числе и вопрос имущественных отношений, который прорабатывался в течение нескольких лет. Хочу сказать, что только по одному из этих соглашений идёт автоматическое списание, по второму соглашению долги продолжают обслуживать до 2016 года, выплачивают порядка 8 миллионов долларов, а потом, при выполнении остальных составляющих всего пакета соглашений, происходит поэтапное списание в течение десяти лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вот в связи со списанием этих денег вы не могли бы нам сказать, а сколько всего стран должны России, сколько должников и какую сумму они должны? Ведь, наверное, Киргизия - это лишь один из этапов списания долгов? Сколько всего стран и какую сумму нам должны? ШАТАЛОВ С. Д. Я, к сожалению, не могу назвать вам эту сумму, скажу только, что большинство долгов, которые, в частности, были реструктурированы или списаны, относились к долгам перед бывшим Советским Союзом, это были долги по линии военно-технического сотрудничества, за поставку оружия. Большинство из этих государств неплатёжеспособны, и на самом деле это были безнадёжные долги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович Горовой. СЛИПЕНЧУК М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Слипенчук по карточке Горового. Вопрос такого плана. Киргизская Республика, конечно, достаточно близкое к России государство, и русский язык используется наравне с государственным киргизским, но тем не менее всё-таки суммы достаточно большие, это деньги нового периода времени. Вопрос: нельзя ли зачесть данный долг имущественными правами - например, землями, месторождениями, линиями электропередачи и так далее? ШАТАЛОВ С. Д. Мы обсуждали эти вопросы с киргизской стороной, в частности шёл разговор об акциях "Дастана", но, к сожалению, мы не достигли взаимопонимания, и тот пакет, который предлагается вашему вниманию, который будет рассматриваться сегодня и в пятницу, - это итоговый результат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос коллеге Слуцкому. Уважаемый Леонид Эдуардович, мы знаем вас как необычайно профессионального человека и как председателя комитета, владеющего вопросом. Вот когда я слушаю вас, у меня создаётся такое ощущение, что жизнь развивается по спирали, то есть сейчас уважаемым соседям нужно получить льготы, они внешне делают пасы для этого, а когда они их получат, они могут изменить позицию. Такая ситуация и по Киргизии, и по другим странам-соседям повторялась неоднократно. Нет ли у вас ощущения, что через какой-то промежуток времени вы окажетесь в той ситуации, когда комитет, отработав этот вопрос, скажет, что мы промахнулись? Есть ли у вас уверенность, что соглашения в этой форме достигнут своей цели? СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо, Александр Георгиевич, за лестные слова в мой адрес и особенно за вопрос. Во-первых, вне зависимости от нас с вами жизнь всё равно будет развиваться по спирали - третий закон диалектики, закон отрицания, отрицание никто не отменял. Что же касается вашего вопроса, то это для меня было и остаётся главным при подходе к таким досье. Мы помним ситуацию с некоторыми другими странами постсоветского пространства, вот вчера закончился визит Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова, мы помним, как они в 2008 году вошли в ЕврАзЭС и в том же году вышли, как они недавно заморозили своё членство в Организации Договора о коллективной безопасности. На пространстве СНГ идут непростые процессы, и очень важно просто активнее работать: чем больше нас среди них, я имею в виду наших оппонентов, тем меньше их среди нас. В данном случае я уверен, что Президент России - а речь идёт о позиции именно Президента России - дал правильную оценку, принял правильное решение по сотрудничеству с руководством Кыргызстана на ближайшие годы и созданию там, если угодно, как мощного узла региональной безопасности, так и нового центра роста евразийского проекта. Учитывая все эти и ряд прочих составляющих, мы приняли для себя непростое, но чёткое и осознанное решение поддержать данную ратификацию. И просил бы вас, Александр Георгиевич, сегодня проголосовать в поддержку данного документа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к обоим докладчикам. Леонид Эдуардович, мне кажется, здесь правильнее будет так: чем больше мы списываем, тем меньше у нас остаётся, а не то, что вы сказали. Второе: почему одновременно не внесены на ратификацию как раз и соглашения по военной базе? Мы знаем, что там американцы в принципе оттяпали нашу базу и сегодня наши киргизские друзья спекулируют на этом и вообще завышают цену. Кроме того, в Кыргызстане есть легкодоступный уран - почему бы, вместо того чтобы списывать долги, не взять взамен месторождение? Это же более рентабельно для страны! И третье. Уважаемый Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, а вот что касается денег, которые из бюджета мы отдали госкорпорациям, и они потеряны на Кипре, когда мы будем рассматривать какие-то соглашения или кого-нибудь здесь вместе с генпрокурором заслушивать, чтобы вернуть их назад? У нас же в бюджете дефицит намечается. Спасибо. СЛУЦКИЙ Л. Э. Три минуты на три вопроса - постараюсь ответить очень быстро. Начну с соглашения по базе "Манас": мы предполагали все так называемые киргизские досье рассмотреть в один день, но тут, видимо, какие-то технические вопросы, не более того, у Комитета по обороне. Насколько я помню, по-моему, на 19 апреля, на пятницу, поставлен в нашу повестку дня президентский законопроект - ратификация соглашения по базе "Манас". И уверен, Николай Васильевич, что сумма в четыре с небольшим миллиона долларов в несколько раз ниже, нежели требовало от нас предыдущее кыргызстанское руководство. В заключение большое спасибо за дружескую подковырку, извините. Я думаю, что, конечно, вы правы, то есть чем больше списываем, тем меньше у нас остаётся, поэтому эта ратификация - это исключение, которое подтверждает правило. И я в своём выступлении просил руководство правительства по таким досье проводить с депутатами очень глубокую предварительную работу, разъясняя самую деликатную мотивацию принятия руководством страны и правительством подобного рода решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, сегодня мы обсуждаем соглашение с иностранным государством - Киргизией - о списании порядка 500 миллионов долларов, но при этом наши отечественные регионы, родные и близкие области, края и республики, буквально задыхаются под долговым бременем. Когда мы увидим аналогичные соглашения в отношении наших регионов? Мне кажется, что и федеральный центр, и наши регионы смогут в этом плане вывести сотрудничество в финансовой области на уровень, не обременённый проблемами, и это будет на самом деле во благо всех нас - и федерального центра, и регионов. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, но он не имеет отношения к обсуждаемой теме, да и я, честно говоря, тоже не самый большой специалист по этим вопросам, но знаю, что вопрос реструктуризации долгов регионов в правительстве обсуждается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, вопрос по реструктуризации специальной задолженности: включено ли в пакетное соглашение, рассматривалось ли при установлении параметров этого соглашения то, что в 90-е годы киргизской стороной было изъято огромное количество имущества - не просто отдельно взятых объектов, а целых имущественных комплексов, без всякой компенсации Российской Федерации? Я имею в виду те объекты, которые были построены российскими предприятиями, на тот момент ещё не приватизированными. И в какой степени учтён в пакетном соглашении тот ущерб, который возник в связи с тем, что они не только деньги занимали, но ещё и изымали имущество Российской Федерации? ШАТАЛОВ С. Д. Достаточно больной вопрос, но вы, наверное, знаете, что, когда произошёл распад Советского Союза, все бывшие республики Советского Союза получили всё то имущество, которое находилось на их территории, и этот принцип был соблюдён во всех государствах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергею Дмитриевичу вопрос. Можете ли назвать хотя бы примерно порядок цифр, каково количество списанных за последние десять лет долгов, кредитов? И такой вопрос: известно ли вам, что за время, прошедшее после подписания этого соглашения... 20 сентября оно было подписано, а в марте, 13 марта, русский язык перестал быть языком, на котором ведётся в том числе документооборот в Киргизии. Не считаете ли вы, что в связи с этим нужно, может быть, провести дополнительные согласования и отложить рассмотрение этого вопроса сегодня? Ну а кроме этого, я поддерживаю коллегу, который предложил так же рассматривать вопрос о списании долгов, например, за квартиру и услуги ЖКХ для многодетных семей, которые могут быть просто выселены за неуплату кредитов и вот этих платежей. Давайте делать это и для наших граждан в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что касается русского языка, наверное, удобней ответить Леониду Эдуардовичу. ШАТАЛОВ С. Д. Я сейчас не могу назвать точную цифру списанных в последние годы кредитов, но мы такие данные можем представить. Конечно, речь идёт о нескольких миллиардах долларов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Эдуардович, пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э. Мне неудобно, мы заставляем заместителя министра финансов отвечать на политические вопросы. Что касается русского языка, то с Кыргызстаном здесь ситуация достаточно хорошая, если сравнивать с тем же Кыргызстаном... здесь надо сравнивать как в спорте: с самим же собой какое-то время назад. Если сравнивать с ситуацией 2004 и 2005 годов, то сейчас большая часть вопросов, слава богу, снята. У нас были вопросы по так называемому второму пакету поправок к закону о языке, недавно в Санкт-Петербурге мы разобрали детально эти вопросы с Асилбеком Шариповичем Жээнбековым, спикером парламента Кыргызстана, и думаю, что теперь здесь вектор движения, безусловно, будет в сторону плюса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции? Давайте так. От фракции КПРФ - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, постсоветским пространством, СНГ заниматься надо, но я всегда удивляюсь: у нас в правительстве обязательно есть межправительственные комиссии, министры, вице-премьеры отвечают за взаимодействие с какой-то страной, но когда рассматриваются такие чувствительные вопросы, то мы их почему-то здесь не видим. Киргизия на самом деле не такая бедная страна, как здесь её представляли. Я ещё раз повторю, что в Киргизии есть рудники легкоизвлекаемого урана, в Киргизии была советская база наиболее продвинутых солнечных технологий. Да, их сейчас уже почти все похоронили, но там остались и полигоны, и ещё целый ряд объектов, которые тоже стоят определённых денег, их можно было бы взять в зачёт этих долгов. Далее. Наверное, знают не все, но по крайней мере Леонид Эдуардович наверняка знает, что все спецслужбы, и не только Киргизии, к сожалению, финансируются Госдепом США, и революции, которые там происходят с болезненной частотой, они неизбежны в условиях такого присутствия, потому что всем известно, что спецслужбы на раз-два могут это сделать. И самое болезненное: какие бы дружеские отношения на словах ни связывали нас и американцев, вы посмотрите, где Америка, где мы и где Киргизия. Но, подчёркиваю, американцы объявили о выводе своих войск из Афганистана. Что сие значит? Сие значит, что бурный наркопоток, который и сегодня идёт в Россию через Таджикистан и Киргизию, будет только усиливаться, а угроза проникновения талибов на нашу территорию, которая сегодня значительна по своей протяжённости, тоже будет возрастать. Почему правительство всё это не рассматривает в комплексе? Зачем там, на авиабазе в Манасе, которую мы построили, нужны американцы? Надо увязывать эти вопросы и обязательно не прощать, а забирать имущественный комплекс, понимаете?! Следующее. Сергей Дмитриевич - самый профессиональный из заместителей министров нынешнего правительства, он, думаю, даже был бы неплохим премьером в наших реалиях, он знает всё о налогах, что от чего берётся, кто куда и что не платит и не платил до этих пор, но он не хочет проинформировать нас как раз о том, сколько ещё денег киргизы, работающие в России, каждый месяц отсылают в Киргизию. Получается, что Россия вроде как дойная корова при нашем попустительском отношении, наверное, прямо можно сказать - наших министров. И самое плохое, что мы-то долги всем прощаем, а нам никто не прощает. Сергей Дмитриевич здесь так скромно сказал, что мы безнадёжным странам долги простили, а я вам напомню, что на 1990 год были должны Советскому Союзу 120,5 миллиарда долларов, и совсем не безнадёжные страны, а пострел, который везде поспел, Анатолий Борисович Чубайс, так ещё и заработал на этих долгах, когда выкупал их за бюджетные деньги, а потом ещё и продавал государству! Мне кажется, нам с вами стоило бы заслушать на отдельном "правительственном часе" наш Минфин, наш Центробанк, а может быть, кого-то и повыше, типа вице-премьера, по вопросам: почему в нашей стране сегодня отсутствует реестр долгов? почему отсутствует реестр собственности за рубежом и собственность эту раскассируют за символический один доллар в аренду (у меня есть такие данные)? почему вот такие межправительственные соглашения рассматриваются так попустительски? Наверное, геостратегические пространства надо сохранять, но минимизируя ущерб для Российской Федерации, в противном случае с нами как не считались, так никто и не будет считаться. Поэтому, поддерживая в принципе эту ратификацию, всё-таки хотелось бы, чтобы Сергей Дмитриевич в своём заключительном слове пояснил, сколько денег из России ежемесячно вывозят мигранты, почему не рассмотрели вопрос приобретения Российской Федерацией за счёт долгов уранового рудничка хотя бы одного, почему не рассмотрели технологии солнечной энергетики и не забрали полигоны там. И этих "почему" ещё очень много, но ответов пока нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна Москалькова. Пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приняла решение не голосовать за данный законопроект по следующим основаниям. Первое. В 2002 году Россия уже ратифицировала соглашение о списании Киргизии долга в размере 59 миллионов долларов, и срок был определён - 2003-2015 годы. Что с этим долгом? Нам не даны соответствующие пояснения. Второе. В период межэтнического конфликта в Киргизии два года назад мы оказали беспрецедентно огромную безвозмездную помощь Киргизии в размере 20 миллионов долларов США, отправили туда 200 тысяч тонн ГСМ и большую гуманитарную помощь. Третье. Мы фактически содержим подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории Киргизии. Четвёртое. Тот пакет соглашений, о котором Сергей Дмитриевич говорил, не решает вопрос, а, наоборот, несколько его усугубляет: пять гидроэлектростанций, которые мы собираемся строить в Киргизии, будут стопроцентно построены за счёт наших бюджетных средств, а Киргизия предоставляет нам лишь землю и 50 процентов акций. Следующее. Объединённая российская база, которая должна быть создана на территории Киргизии, начнёт действовать только с 2017 года, а списываем долги мы уже с этого года. Кроме того, в соответствии с соглашением она будет действовать только в течение пятнадцати лет, а не сорока девяти, как испрашивала Россия. И наконец, очень важный вопрос: с 1 апреля 2013 года вступил в действие указ Президента Киргизии, согласно которому делопроизводство в стране будет осуществляться только на киргизском языке. Предыдущий опыт показывает недостаточную эффективность подобных мер при сложной ситуации с российским бюджетом. Возьмём хотя бы Вьетнам, которому мы оказывали достаточно большую помощь по списанию долга, надеясь на то, что военная база в Камрани будет действовать, - в конечном итоге мы её потеряли полностью. В течение двенадцати лет двенадцати государствам мы оказывали такую помощь, помощь по списанию долгов, в том числе Ираку, Ливии, Вьетнаму, Эфиопии, Лаосу, Сирии, Алжиру, Афганистану - всего на 76 миллиардов долларов. Это очень серьёзная сумма, которой так не хватает нам для реализации наших программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, для поддержания нашего спорта, и вспомните - сегодня выступал Владимир Абдуалиевич и говорил о необходимости вложиться в безопасность нашей страны в области и борьбы с наркотрафиком, и борьбы с терроризмом и так далее... Поэтому наше решение взвешенное, обдуманное и обоснованное: не голосовать за данный законопроект. В конце я хотела бы сказать: наша фракция обращает внимание на то, что подобные соглашения по списанию долгов должны, конечно, подписываться или премьером, или вице-премьером. В данном случае соглашение подписано заместителем министра финансов, да, наверняка уполномоченным, тем не менее мы считаем, что уровень подписантов в таком серьёзном деле должен быть максимально высоким. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В каждом деле должен быть порядок. Процедурные вопросы, они не такие уж безобидные: вот сказали, что выступают по одному от фракции, значит, от фракций по алфавиту должны предоставлять слово и здесь у нас "ЕДИНАЯ РОССИЯ" первой должна быть, но она почему-то последняя - у неё свой алфавит, по алфавиту идут только оппозиционные, если же решили выступать по списку, то всё равно идём не по списку. То есть любой вариант используем как хотим: алфавит не нравится - перевернём его так, чтобы нравилось кому-то, а если по списку, то всё равно не по списку, а от фракций внутри списка. Как и с выборами депутатов - туда-сюда играем, а результат один и тот же! Вот все выступают здесь и говорят: Киргизия... Вы хоть один раз там были, в Киргизии? Кто-то, может, и был в составе делегации: отвезли в гостиницу - накормили, напоили, в парламент отвезли - накормили, напоили... Они любят угощать, восточный народ, мне прямо на границе с Казахстаном стол накрыли - я говорю: "Что вы делаете?! Ведь жара!" Только поели, поехали в горы, там шатёр - опять стол накрыт, я говорю: "Что вы делаете вообще?!" То есть надо знать их обычаи. Я сам там родился и вырос. Бишкек был маленькой деревушкой, а теперь это огромный город, который построили при советской власти. Сейчас здесь удивляются: как же так, мы вот прощаем всем долги!.. Так мы не только прощаем долги, мы вообще всё делали для них! Там были только аулы и скот - овцы, верблюды, свиней там не было до прихода русских, были хорошая вишня, виноград, арбузы, дыни, и всё. И они тихо жили в своих аулах в горах или на равнинах. И при русском царе всё было в порядке, они боготворили русских: пришли инженеры русские, появились какие-то машины, города стали строить, - но произошла революция, и всю эту схему нормального освоения территорий поломали. Они привыкли, что при советской власти всё давала Москва, и сейчас они считают, хотя уже новая власть и у нас, и у них, что мы должны им давать: давай поедем попросим. Кандидат в президенты один ко мне приехал и говорит: давай помоги, чтобы я стал президентом, я вам отдам область целую (там шесть областей, и они готовы были одну отдать). Действительно, там есть полезные ископаемые, там есть и золото, и уран, и другое, есть возможность использования гидроресурсов, наконец, если они ничего этого не хотят давать, потому что это очень дорого стоит, они понимают, пусть отдадут Иссык-Куль - что мешает? Иссык-Куль - великолепное озеро, тёплое, лучше, чем Чёрное море, не загаженное, песочек, кругом в деревнях только по-русски говорят, питание есть. Поезд прямой Москва - Иссык-Куль, железная дорога упирается прямо в озеро, у озера границ нет, оно как море-океан, и с мая по октябрь, шесть месяцев, можно использовать его. То есть там есть что взять в счёт долгов, но не умеют этого наши министры и все, кто занимаются этим, они до сих пор по советской схеме действуют, то есть умеют дать и простить, два глагола знают - "дать" и "простить". А за чей счёт? За счёт нашего народа мы всё время кому-то даём, вот за счёт нас с вами, а получается, делаем так, что наши люди живут хуже. Вот смотрите, сейчас в Китай ездите учиться - а кто построил им предприятия, кто создал экономику Китая? И вообще, тысячи предприятий по всему миру построили, не могут посчитать сколько - три или четыре тысячи! Четыре тысячи заводов и фабрик - представляете, какой мощной была бы наша страна, если бы мы их у себя построили?! А результат? Вот помогали Египту пятьдесят лет, со времён Гамаля Абделя Насера, - а что сегодня? Исламисты пришли к власти и убивают христиан! Что мы получили-то? Абсолютно ничего не получили! Турция погибала - нет, спасли: дали оружие, золото, деньги, - теперь Турция господствует в Средней Азии, а нас оттуда выдавливают, поскольку по культуре и языку турки ближе к киргизам и к узбекам, чем мы с вами. А мы Турцию подняли, Китай подняли, арабский мир подняли, в том числе Иран подняли, построили им, правда не до конца ещё, атомную станцию в Бушере, а там обязательно будет "оранжевая революция", обязательно, или разгромят их, как Ирак, и что?.. Всё потеряно! Всё всем прощаем - это не годится, этого нельзя делать! Мы всё время говорим, и нас уже министр экономики пугает: в августе начнётся рецессия. По-русски говорить надо, министр, - "упадок экономики" по-русски, иначе дети не поймут, подумают: «"Рецессия" - красивое слово, а что это такое - может быть, расцвет? Может быть, он перепутал слова "рецессия" и "расцвет"?» По-русски сказал бы - "упадок, падение", а то говорит: ожидается рецессия... Я категорически против того, чтобы мы вообще такую политику проводили. Американцы строят где-нибудь заводы, гидростанции, ну хоть кому-нибудь?! Нет, только торговля, причём в пользу Америки! Деньги наши забрали на Кипре - видите, Евросоюз решает свои финансовые проблемы за счёт иностранцев, правильная политика! А почему же мы - за счёт нас самих?! Вот мы не делаем, как они, - мы всегда помогаем иностранцам, мы все вопросы решаем за счёт нашего народа! На наших глазах Евросоюз забирает наши деньги, чтобы решать проблемы Евросоюза, а потом нас же учить демократии! А действуют хуже, чем большевики: те хоть власть сперва захватили, а потом банки, а эти сперва банки захватывают, а власть, видимо, им и не надо захватывать. Теперь по "списку Магнитского" заблокируют счета опять же наших с вами граждан! Я согласен, форма происхождения этих денег не всех устраивает, но деньги вывезены из нашей страны, и нам выгодно их сюда вернуть и здесь вложить в экономику. Поэтому это неправильная линия, она ошибочная: вы не спасёте ни Киргизию, ни Таджикистан, не спасёте всю Среднюю Азию прощением долгов - они только будут рады. А Восток уважает силу! Когда там стояла царская армия, потом Красная Армия, Будённый и Фрунзе - поэтому и назвали его именем город, ныне Бишкек, - они нас уважали, а если вы будете давать деньги и прощать долги, скажут: дурачки там, на Севере, с них только деньги можно тянуть, доить их! Я читал сайт одного чудака, правда с Кавказа, он пишет: "Что вы воюете с русскими? Доить надо их, доить, доить, доить!" И ведь становятся миллиардерами! И ещё деньги везут нам для обмена здесь. То есть нас с вами губит Восток, а мы продолжаем с ним играть, как с ребёнком: на тебе игрушку, ещё одну игрушку... Не поможет! (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Владимирович Лебедев. ИЗ ЗАЛА. Нужно, чтобы только один Лебедев был тут - второй меня раздражает!.. ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Это со временем пройдёт, Владимир Вольфович, всё решает время! Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, я хочу сказать, что как докладчики, так и все выступившие передо мной в каких-то вопросах абсолютно правы, и с этим надо согласиться. Вот коллега Коломейцев говорил, что нам есть что забрать у наших киргизских друзей. Действительно, нам есть что у них забрать, но мы не должны ни у кого ничего забирать, мы должны выстраивать добрососедские, дружеские отношения со странами, с которыми мы ведём диалог и с которыми пытаемся построить общее экономическое пространство. Вспомните историю нашего государства, в частности Союз Советских Социалистических Республик: Советский Союз помогал безвозмездно, безвозвратно многим дружеским организациям за рубежом. Надо помнить нашу историю! Что касается того, о чём говорил Владимир Вольфович, а говорил он, что мы должны, как Америка, торговать, но не должны вкладываться. А зачем нам опыт Америки? У нас есть свой опыт, опыт своего государства, благодаря которому мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения с теми странами, которые входили в Союз Советских Социалистических Республик. Говорили здесь и о том, что надо перекрывать наркотрафик, но в выступлении коллеги Москальковой прозвучало, что мы сегодня содержим структуру по борьбе с наркотиками в Киргизской Республике, таким образом предварительно выстраивая тот заградительный забор, который в дальнейшем остановит или значительно сократит поступление наркотиков на территорию Российской Федерации, так что мы уже это делаем. Что касается военно-технического сотрудничества, по поводу баз, мы действительно это будем рассматривать, как сказал мой коллега Слуцкий, будем действительно развивать военно-техническое сотрудничество, и уже развиваем. Ну и соответственно, мы не только поддерживаем экономику Киргизской Республики, но и собираемся вместе с ней развивать экономическое сотрудничество, что позволит в дальнейшем, может быть через десять - пятнадцать лет, открыть совместные предприятия, которые будут работать на экономику наших стран. В целом мои коллеги, как я уже в начале выступления сказал, правы, но только надо помнить, что тот пакет законопроектов по списанию долгов, который мы сегодня рассматриваем... да, наверное, он спорный, да, действительно, есть много вопросов, но он подразумевает решение экономических, политических, военно-технических вопросов, и в том числе вопросов безопасности в первую очередь Российской Федерации, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения, к чему и вас всех, дорогие коллеги, призываю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Дмитриевич, будете выступать? Нет. Леонид Эдуардович? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4912 по 4930 из 6506
4-й пункт повестки, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам". Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 18 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят.