Заседание № 125
О проекте федерального закона № 246138-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в целях стимулирования применения сельскохозяйственными товаропроизводителями, относящимися к субъектам малых форм хозяйствования и осуществляющими свою хозяйственную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, механизма сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Вот правильно сегодня говорили о празднике для нашего бизнеса, предпринимательства, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. Данная законодательная инициатива посвящена как раз этому. Напомню, законопроект решает вопрос о поднятии страховой премии при случаях "Ч" до 80 процентов, и касается это малого предпринимательства Дальневосточного округа. Я прошу проголосовать за это. У нас в таблице № 1 три поправки, в таблице № 2 четыре поправки - они рекомендованы к отклонению, потому что не соответствуют концепции законопроекта. Прошу проголосовать по таблицам № 1 и № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 03 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок № 2 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 29 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 54 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые экспертизы, есть все необходимые заключения. Прошу вас поддержать и проголосовать за законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 39 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 246138-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в целях стимулирования применения сельскохозяйственными товаропроизводителями, относящимися к субъектам малых форм хозяйствования и осуществляющими свою хозяйственную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, механизма сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Максим Иосифович Увайдов. УВАЙДОВ М. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемый Иван Иванович! Законопроект был разработан в целях поддержки сельхозтоваропроизводителей Дальнего Востока, которые являются субъектами малого предпринимательства. Законопроектом предлагается на постоянной основе установить повышающий размер возмещения субсидий аграриям Дальнего Востока, являющимся субъектами малого предпринимательства, а именно 80 процентов страховой премии на случай объявления режима чрезвычайной ситуации. Принятие законопроекта позволит стимулировать аграриев увеличивать объём застрахованной посевной площади путём снижения на них финансовой нагрузки. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Алексей Фёдорович Лавриненко. ЛАВРИНЕНКО А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел внесённый правительством во исполнение поручения Президента Российской Федерации законопроект, обеспечивающий стимулирование применения хозяйственными товаропроизводителями, относящимися к субъектам малых форм хозяйствования и осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, механизма сельхозстрахования с господдержкой. Основная цель - защита имущественных интересов малых форм хозяйствования и увеличение объёма застрахованной площади на территории Дальневосточного федерального округа. Что предложено? Уточняются условия заключения договора сельхозстрахования урожая многолетних насаждений, упрощается процедура расчёта размера субсидии по договорам сельхозстрахования от нескольких событий, и на постоянной основе закрепляется субсидирование в размере 80 процентов страховой премии, начисленной по договорам сельхозстрахования риска утраты (гибели) сельхозкультур, посадок многолетних насаждений в случае объявления ЧС природного характера. Концепция законопроекта, безусловно, заслуживает поддержки, как инициатива, направленная на стимулирование развития в Российской Федерации одного из важнейших механизмов защиты сельхозтоваропроизводителей, ведь большая часть страны у нас находится в зоне рискованного земледелия. По законопроекту есть определённые предложения, отражённые в заключении, над которыми в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению мы будем работать. Получены все подтверждающие документы от Счётной палаты, от ГПУ, от аграрного комитета Совета Федерации, получено 59 положительных отзывов от субъектов Российской Федерации. С учётом изложенного комитет рекомендует принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Максим Иосифович, безусловно, поддерживаю законопроект, потому что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, аграриев, безусловно, важна, это повысит инвестиционную привлекательность региона. Механизм субсидирования в сфере АПК зарекомендовал себя хорошо, однако согласно отчёту Счётной палаты, несмотря на проводимую министерством работу, этот механизм всё ещё нуждается в оптимизации. Чаще всего эти субсидии в основном направлены на возмещение одних и тех же производственных затрат и присутствуют элементы дублирования. Также Счётная палата неоднократно указывала на системные финансовые нарушения при распределении субсидий. Вот хотелось уточнить, какие меры принимаются министерством по оптимизации количества субсидий с целью эффективного расходования средств? УВАЙДОВ М. И. Спасибо за вопрос, уважаемая Яна Валерьевна. Действительно, мы постоянно совершенствуем наш механизм предоставления субсидий. И сами, и совместно со Счётной палатой мы анализируем те субсидии, которые действительно приносят эффект, которые по историческому принципу остались у нас в отрасли. Также смотрим те отрасли, которые так или иначе подвержены были сокращению или увеличению стоимости комплектующих, где изменилась маржинальность. Вот сейчас по молочной отрасли будем принимать новые меры поддержки. Конечно, данный законопроект к этой теме не относится, мы сейчас говорим о возмещении затрат в случае наступления чрезвычайных ситуаций, но наши меры поддержки - это живой механизм, живой инструмент, который мы постоянно совместно с вами совершенствуем, и будем дальше продолжать это делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Максим Иосифович, крайне важный и нужный проект закона, но хотелось бы понять: вот когда речь идёт о 80 процентах страховой премии, начисляемой по договору сельскохозяйственного страхования, ни в пояснительной записке, ни в финансово-экономическом обосновании нет ни сумм, о которых идёт речь, ни источников финансирования - вот можно уточнить данную информацию? УВАЙДОВ М. И. Да, Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Мы ко второму чтению уточним, но по суммам могу назвать. Речь идёт о федеральном бюджете, на 2022 год за счёт средств федерального бюджета было перечислено 4,3 миллиарда рублей, на 2023 год заложена сумма 5,3 миллиарда рублей. То есть мы уже заложили, и, спасибо вам, вы приняли эту норму в законе о бюджете с учётом повышающего коэффициента увеличения суммы бюджета. Но ко второму чтению мы ФЭО в этой части дополним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И. Максим Иосифович, не секрет, что малые формы сельскохозяйственных предприятий не очень сотрудничают со страховыми компаниями, и не кажется ли вам, что этот закон больше в помощь страховым компаниям, чем сельхозпроизводителям? Почему? Потому что, ну, в любом случае, если происходят какие-то катаклизмы, то помогать крестьянам надо, а получается, что если не застраховался, то помощи не получит. И второй вопрос. Может, всё-таки было бы правильно изменить отношение к сельхозпроизводителю и всё-таки увеличивать закупочную стоимость зерна, потому что крестьяне сейчас в очень сложной ситуации? И если бы стоимость зерна была больше для крестьянина, то, может быть, и эти чрезвычайные ситуации он проходил бы легче. УВАЙДОВ М. И. Спасибо, Евгений Иванович. Ну, действительно, отчасти можно поддержать ваши предложения, но, смотрите, мы говорим, что у нас бывают случаи, действительно страховые случаи в связи с чрезвычайными ситуациями. Могу назвать цифру: 35 процентов всех засеянных площадей, если брать растениеводство, сегодня застраховано. Когда-то, если брать пятилетний период, цифра была в одной величине, там, до 10 процентов даже, сейчас мы видим, что не только крупные страхуются, но и средний и малый бизнес. Поэтому здесь вот эта мера поддержки направлена именно на стимулирование малых форм хозяйствования. И тоже ко второму чтению готовы показать статистику, как она увеличивается, в том числе по Дальнему Востоку. По Дальнему Востоку цифра не такая, всего 22,5 процента, но думаю, что в том числе этой мерой мы цифру эту увеличим, тем более что это хороший институт возмещения потерь, которые понёс бизнес, понесли аграрии ввиду чрезвычайной ситуации, надо им пользоваться и сейчас всё больше и больше организаций им пользуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. У меня вопрос в продолжение уже поставленной темы. Действительно, приходится сталкиваться с обращениями хозяйствующих субъектов, которые сталкиваются с неурожаем по причинам, которые не укладываются, скажем, в объявление чрезвычайных ситуаций, то есть чрезвычайная ситуация не объявлена, а неурожай в силу природных причин наступил. Я понимаю, что это не совсем предмет данного законопроекта, тем не менее это очень связано с ним, поэтому хотелось бы узнать, не рассматривается ли возможность расширения, так скажем, вариаций при выплате вот таких возмещений? УВАЙДОВ М. И. Андрей Анатольевич, спасибо за вопрос. Рассматривается. У нас совместно с депутатами и с Советом Федерации создана целая рабочая группа, вот, знаю, Сергей Фёдорович Лисовский в ней участвует. Вопросы страхования в агропромышленном комплексе очень важны и актуальны, важно, чтобы было доверие между сельхозтоваропроизводителями и страховыми компаниями и чтобы было честное и справедливое возмещение, чтобы, когда наступает страховой случай, была всё-таки адекватная страховая премия. Но здесь ещё есть над чем работать, есть что донастраивать, и рабочая группа формирует предложения. Будем продолжать работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Фёдорович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да, депутат Лисовский. Ну, давайте запись проведём. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотел бы сказать спасибо Минсельхозу: они ввели вот эту новую форму страхования от чрезвычайных случаев. Вот взять мой регион: у нас это достаточно частое явление, и последние годы из-за несогласованности ряда позиций и постановления правительства было очень сложно получить возмещение. Это новая форма, и, коллеги, прошу вас всех обратить внимание, я надеюсь, что вскоре мы вообще перейдём только к страхованию от несчастных случаев, имеется в виду в плане субсидирования, государственной поддержки, а всё остальное будет через коммерческое агрострахование. В то же время я хочу сказать, что наша рабочая группа обратилась в Центробанк, к Набиуллиной, с тем чтобы всё-таки отрегулировать вопрос о единой форме договора страхования, который согласовывался бы в Центробанке и утверждался бы Минсельхозом. Сейчас с Минсельхозом этот договор согласовывается, но он как бы необязательный, и в ряде случаев страховщики его нарушают, ну, имеется в виду форму. И я хотел бы попросить коллег, когда они будут работать со своими избирателями, вот этот вопрос поднимать, нужно стараться, чтобы форма договоров агрострахования с господдержкой была едина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лоор Иван Иванович, пожалуйста. ЛООР И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, и призываю всех остальных присоединиться. Нет необходимости занимать ваше время - докладчики осветили данную тему, - я хотел бы отметить следующее. Я в этой теме последние 20 лет и могу сказать, что это, пожалуй, вот первые такие серьёзные шаги в цивилизованном страховании чрезвычайных рисков в сельском хозяйстве. Во всём цивилизованном мире возмещение происходит через страхование, а мы до настоящего периода, если случилась какая-то техногенная ситуация в регионе, всегда писали в правительство и просили оказать помощь. Я думаю, что сегодня процент застрахованных ещё невелик только потому, что ещё очень осторожно подходят к этому крестьяне. 80 процентов - это очень серьёзная сумма. На мой взгляд, нам надо работать над тем, чтобы у страховщиков не было зацепок, возможностей отказывать в возмещении ущерба, который произошёл при определённых обстоятельствах. Ещё раз призываю поддержать данный законопроект, фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, Михаил Иосифович, есть необходимость в заключительном слове? УВАЙДОВ М. И. Хочу поблагодарить депутатов за активную работу в том числе в рамках данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, Алексей Фёдорович? Нет необходимости. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 20 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.