Заседание № 21

20.01.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 24573-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2843 по 3108 из 5990
Коллеги, 7-й и 8-й вопросы мы рассматриваем совместно.                          
                                                                                
7-й вопрос - о проекте федерального закона "О ратификации Договора между        
Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о         
выдаче", и 8-й вопрос - о проекте федерального закона "О ратификации Договора   
между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о   
взаимной правовой помощи по уголовным делам". Докладывает Максим                
Александрович Травников.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо большое, Иван Иванович.                                 
                                                                                
Вашему вниманию предлагаются проекты федеральных законов о ратификации          
договора между Россией и КНДР о выдаче и договора о взаимной правовой помощи    
по уголовным делам. Оба договора были подписаны в 2015 году министром юстиции   
в ходе визита в Пхеньян и, по сути, призваны заменить устаревшую, ещё           
советскую договорно-правовую базу в этой сфере, которая существует в виде       
договора 1957 года между СССР и КНДР об оказании правовой помощи по             
гражданским, семейным и уголовным делам.                                        
                                                                                
Договор о выдаче содержит довольно стандартные положения, которые               
предусматривают условия для выдачи, а также основания для отказа в ней. В       
частности, хочу подчеркнуть, что выдача не производится, если преступление, в   
связи с которым запрашивается выдача, подлежит наказанию в виде смертной        
казни, за исключением тех случаев, когда запрашивающая сторона даёт             
однозначные и твёрдые гарантии, что к лицу, выдача которого запрашивается,      
смертная казнь применена не будет. Как и многие другие похожие договоры,        
данный договор позволяет оставить определённый предел усмотрения для            
запрашиваемого государства и право отказать в выдаче в случае, если будет       
ощущение, что выдача запрашивается в связи с преследованием по признаку пола,   
вероисповедания, расы, национальной принадлежности или по политическим          
убеждениям.                                                                     
                                                                                
Настоящий договор, по сути, приводит в соответствие старую договорно-правовую   
базу с теми стандартами, которые есть у нас сейчас, в том числе с учётом        
нашего членства в Совете Европы. Хочу подчеркнуть, что большого практического   
значения в настоящий момент вопросы выдачи между нами и КНДР не имеют: ни из    
КНДР к нам, ни от нас к ним выдача не производилась, запросы не поступали.      
                                                                                
Договор содержит правила иные, чем предусмотренные российским                   
законодательством, в частности основания для возможного отказа, не              
предусмотренные УПК, а также регулирует права и свободы человека и гражданина   
и в силу этого подлежит ратификации.                                            
                                                                                
Дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется: в случае         
необходимости договор будет выполняться за счёт тех средств, которые            
предусматриваются в бюджете для Генеральной прокуратуры на соответствующий      
период. Реализация договора не потребует принятия каких-либо дополнительных     
актов.                                                                          
                                                                                
Что касается договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам, то         
раньше, так же как и в случае с выдачей, эти отношения регулировались           
договором 1957 года. Предлагаемый договор призван обновить эту базу, привести   
её в соответствие с теми подходами, которые применяются Россией сейчас по       
отношению к другим странам, а также с другими обязательствами, которые у нас    
имеются исходя из международных договоров. Суть его, как и договора со          
Шри-Ланкой, также заключается в том, что государства обязуются оказывать        
взаимную правовую помощь по уголовным делам в виде определённых действий,       
предусмотренных договором. Договор также предусматривает возможность отказа в   
оказании правовой помощи в случаях, не предусмотренных                          
Уголовно-процессуальным кодексом, ну, в частности, если такая помощь может      
нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим существенным интересам      
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Дополнительных расходов не потребуется, в случае необходимости реализация       
будет осуществляться за счёт предусмотренных в федеральном бюджете              
ассигнований соответствующим правоохранительным органам.                        
                                                                                
Принятие каких-либо дополнительных актов также не требуется.                    
                                                                                
Просьба оба договора поддержать.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Александрович.                            
                                                                                
С содокладом выступает Светлана Сергеевна Журова.                               
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Два законопроекта о    
ратификации договоров, представленные докладчиком, были внесены в               
Государственную Думу в ноябре прошлого года Президентом Российской Федерации.   
Основной целью указанных договоров является обеспечение более эффективного      
сотрудничества между Россией и КНДР в области предупреждения преступности и     
борьбы с ней.                                                                   
                                                                                
В соответствии с договорами стороны обязуются на взаимной основе при            
соблюдении указанных в них условий оказывать друг другу правовую помощь в       
расследовании, судебных разбирательствах и иных процессуальных действиях,       
связанных с уголовными делами, а также выдавать по запросу друг друга лиц для   
уголовного преследования или исполнения приговора за совершённые                
преступления, влекущие выдачу. Центральными органами, ответственными за         
реализацию договоров, являются с российской стороны Министерство юстиции и      
Генеральная прокуратура, с северокорейской стороны - Верховный Суд и            
Верховная прокуратура.                                                          
                                                                                
Договор о выдаче регламентирует не только вопрос об условиях выдачи, но также   
случаи отказа в ней. Докладчик специально обратил ваше внимание на некоторые    
нюансы действий сторон в связи с возможным применением наказания в виде         
смертной казни.                                                                 
                                                                                
Комитет отмечает, что договоры подготовлены на основе имеющейся практики        
разработки подобных документов, и я специально в предыдущем докладе подробнее   
остановилась на положениях договора со Шри-Ланкой - они практически такие же,   
что и положения данных договоров.                                               
                                                                                
Договоры в полной мере учитывают международно-правовые стандарты в сфере        
оказания правовой помощи и отвечают интересам Российской Федерации.             
                                                                                
По информации МИД России, все внутриправительственные процедуры                 
северокорейской стороной пройдены уже в марте 2016 года, договоры поддержаны.   
                                                                                
В комитет поступили положительные заключения Правительства Российской           
Федерации, Счётной палаты и Комитета Совета Федерации по международным делам.   
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний тоже нет. На     
основании изложенного Комитет по международным делам просит поддержать          
принятие данных законопроектов о ратификации.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сидякин Александр Геннадьевич.                                                  
                                                                                
СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня к Максиму Александровичу вопрос.                                         
                                                                                
Вот в прошлом году резонансное такое дело было: в Северной Корее студент на     
спор сорвал флаг этой страны и был приговорён к пятнадцати годам; суд, когда    
выносил приговор, написал, что "при попустительстве и по указке правительства   
своей страны гражданин въехал в КНДР под видом туриста, чтобы заниматься        
враждебной деятельностью против республики с целью подрыва основ единства       
Кореи". Документ, который мы сегодня будем ратифицировать, он как-то защитит    
граждан нашей страны от подобного волюнтаризма властей КНДР?                    
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Напрямую эти два договора такие отношения не затрагивают, но    
тем не менее установление новой правовой базы о взаимной правовой помощи по     
уголовным делам открывает дополнительные возможности для взаимодействия с       
корейскими властями в случае, если возникнет необходимость защиты интересов     
российских граждан, которые подвергаются уголовному преследованию в Корее. На   
сегодняшний день таких граждан нет, слава богу.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос такого порядка: предусматривается ли договором возможность его    
расторжения, в случае если другая сторона нарушает его? Из мемуаров людей,      
которые вырвались из концлагерей, из мировой прессы мы знаем, какие меры        
наказания применяются в Северной Корее не только по отношению к людям,          
нарушившим закон, но и по отношению к их семьям, ко всей общине. Это нас        
очень беспокоит. Несмотря на то что моя фракция приняла решение поддерживать    
этот законопроект, я лично его поддерживать не могу: мне кажется, что           
доверять северокорейскому правительству, вернее, правителю, который             
расстрелял собственных родственников без суда и следствия, нам не следует.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Александрович.                         
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо, Елена Григорьевна. Напомню, что между нашей страной    
и КНДР действует сейчас договор 1957 года, гораздо более жёсткий с точки        
зрения возможностей для осуществления выдачи или отказа в ней. В этом смысле    
новый договор предоставляет нам дополнительные возможности и гарантии для       
отказа в выдаче, если мы считаем, что жизни гражданина может угрожать           
опасность.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Ну, прежде всего небольшое уточнение по реплике Александра Геннадьевича         
Сидякина: иностранец не срывал флаг, а хотел взять в качестве сувенира, и за    
это получил пятнадцать лет лишения свободы.                                     
                                                                                
А вопрос у меня будет следующий. Учитывая, что корейское законодательство       
предусматривает, в отличие от Шри-Ланки или Европы, серьёзное наказание         
просто за сам факт несанкционированного пересечения границы, хотелось бы        
знать, сколько корейских граждан без виз либо с просроченной визой находятся    
в последние несколько лет на территории Российской Федерации. Это первый        
момент.                                                                         
                                                                                
И второй. Имеется ли аналогичное соглашение между Пхеньяном и Пекином,          
учитывая, что корейские беженцы в основном пересекают китайскую границу?        
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Мне, наверное, сложно сейчас сказать, сколько граждан           
Северной Кореи находятся незаконно на территории Российской Федерации, в то     
же время на основании других международных договоров по определённым            
договорам межправительственного характера значительное количество граждан       
КНДР работают в Российской Федерации.                                           
                                                                                
Что касается взаимоотношений КНР и КНДР, предположу, что, наверное, у них       
отношения в сфере выдачи тоже урегулированы, но каким договором и какие там     
положения, честно говоря, сказать не могу.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евтушенко Ирина Дмитриевна.                                                     
                                                                                
ЕВТУШЕНКО И. Д. У меня вопрос к Максиму Александровичу.                         
                                                                                
Максим Александрович, в договоре не отражены вопросы, касающиеся терроризма,    
это вопрос будущего или есть на это какие-то причины?                           
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо большое за вопрос. Договор потенциально покрывает       
взаимодействие в сфере терроризма как в разрезе выдачи лиц, так и в плане       
оказания правовой помощи по уголовным делам, но в договоре не сделан на этом    
акцент, в силу того что для Корейской Народно-Демократической Республики        
данные виды преступлений не представляют сегодня большой актуальности, в        
отличие, например, от Шри-Ланки. Но тем не менее в случае необходимости         
договор позволяет осуществлять сотрудничество и в этой сфере тоже.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Гартунг Валерий Карлович.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, прошу занести в протокол: по пункту 2 Гартунг и        
Емельянов голосовали за. У нас в электронной системе, видимо, сбой какой-то.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу.                                  
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект под пунктом 7.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект под пунктом 8.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.