Заседание № 103
01.03.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 24572-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в части дополнения перечня сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2972 по 3239 из 4576
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Докладывает Михаил Николаевич Матвеев. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, каждый из нас, каждый россиянин должен иметь полис обязательного медицинского страхования, он поэтому так и называется: полис обязательного медицинского страхования. В то же время лица, въезжающие на территорию России, иностранные граждане из безвизовых стран такой полис иметь не обязаны. Здесь есть некоторые противоречия в законах, которые регулируют миграционную деятельность, и, собственно, внесённый, предлагаемый вам законопроект как раз предполагает устранение вот этих противоречий. Если раньше речь шла, ну, о десятках, сотнях тысяч людей, которые приезжают в Россию на заработки или по каким-то другим причинам, то сейчас речь уже идёт о миллионах. По данным МВД, ну, в среднем так по годам получается, где-то 6-7 миллионов мигрантов въезжает на территорию России. Их них около 3 миллионов - это трудовые мигранты, то есть они приобретают патенты и в силу имеющихся у них трудовых взаимоотношений обязаны иметь полисы медицинского страхования. Остальные граждане, которых порядка 3 миллионов, - это либо члены семей, либо те, кто вообще не обозначает цели своего пребывания на территории России. Мы предполагаем, что большинство из них, конечно, не просто живут здесь на деньги, которые им присылают, допустим, из стран Центральной Азии, а, скорее наоборот, работают, причём работают нелегально. Это становится достаточно большой проблемой и уже большой нагрузкой на бюджет. Дело в том, что в соответствии с законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" неотложная помощь, то есть скорая медицинская помощь, услуги госпитализации, включая лечение, родовспоможение и другие медицинские услуги, незастрахованным лицам оказываются безвозмездно и бесплатно. В результате, если человек получил травму, к примеру работая где-то на стройке легально или нелегально, и обратился в травмпункт, то им, естественно, занимаются, есть же клятва Гиппократа и так далее. Кроме того, развился целый родовой туризм, когда женщины... Вот мы здесь недавно это обсуждали, по-моему, в стенах нашего парламента говорили, что не надо давать россиянкам ехать в Аргентину или куда-то ещё, чтобы получать там гражданство. У нас же целый родовой туризм развился: женщины приезжают, к примеру, на восьмом месяце беременности из бывших стран СНГ, здесь рожают и получают бесплатно медицинскую помощь. Поговорите с любым главным врачом, особенно в тех регионах, тех посёлках, где очень много мигрантов, о том, сколько денег вымывается из бюджета медицинского учреждения на оказание вот такой медицинской помощи. В законопроекте говорится о том, что необходимо, чтобы все люди... Вот с вас при выезде за границу требуют полис медицинского страхования. А как же? Вы едете в чужую страну, вдруг с вами что-то случится - на каком основании вам будут там медучреждения оказывать медицинскую помощь? Вот так же и здесь: необходимо, чтобы представители, граждане других государств, в том числе безвизовых стран, а это в основном Средняя Азия, въезжая в нашу страну, тоже предъявляли пограничнику полис обязательного медицинского страхования. У нас есть три закона, которые регулируют миграционную деятельность: "О миграционном учёте...", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда..." и "О правовом положении иностранных граждан...". Вот в одном из них, "О порядке выезда...", в статье 27, говорится о том, что въезд в Российскую Федерацию возможен при наличии полиса медицинского страхования. На это ссылается комитет, утверждая, что я предлагаю избыточную норму. Ну вот есть же условие, говорят, в статье 27 уже сказано, что должен быть полис медицинского страхования. Но в законе "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства...", в который я предлагаю внести поправку, предусмотрен закрытый перечень сведений, которые фиксируются при осуществлении миграционного учёта. Иными словами, у пограничника на основании вот этого закона есть определённый перечень - первое, второе, третье, четвёртое: паспорт, там, билет, я не знаю, что-то ещё, но там нет полиса медицинского страхования, поэтому на практике его никто не проверяет. Не работает эта норма, она не работает! И это приводит к тому, что огромное количество людей - ещё раз подчеркну, сейчас речь идёт уже не о сотнях тысяч, а о миллионах людей, которые находятся на территории Российской Федерации, - в случае чего за счёт российских налогоплательщиков получают экстренную медицинскую помощь. Если кто-то считает, что этот законопроект носит какой-то такой, знаете, может быть, ксенофобский характер или ещё что-то, то подумайте о том, что на самом деле он направлен и на защиту этих людей, этих замечательных трудолюбивых специалистов, которые едут к нам миллионами и приезд которых активно лоббируют ряд наших министерств и определённые направления бизнеса, потому что им нужна дешёвая рабочая сила, но они не хотят тратиться на эти полисы, которые на самом деле немного стоят. Там речь идёт не о десятках тысяч рублей в год - всего лишь, по разным оценкам, как я видел, от 1 тысячи до 12 тысяч в год стоит этот полис. Так вот, этот законопроект внесён и в интересах этих людей, потому что, если у них будет полис, они будут гарантированно получать медицинскую помощь, а не находиться в положении людей, так скажем, второго сорта, которых, к примеру, медик может принять, а может и не принять. Вот чтобы устранить эти противоречия, нам необходимо, чтобы на границе пограничники, люди, которые ставят на миграционный учёт прибывающих, обязательно проверяли полис медицинского страхования. Для этого надо принять, внести изменения именно в статью 9 базового федерального закона, в соответствии с которым этот миграционный учёт осуществляется. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Михаил Николаевич. С содокладом выступает Казбек Куцукович Тайсаев. ТАЙСАЕВ К. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Законопроектом предлагается дополнить перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства, сведениями о полисе медицинского страхования, действительном на территории Российской Федерации. Согласно пояснительной записке к законопроекту его принятие позволит обязать иностранных граждан и лиц без гражданства при въезде на территорию Российской Федерации предъявить полис медицинского страхования. Федеральный закон, в который вносятся изменения, не определяет условия и порядок въезда в Российскую Федерацию, а затрагивает лишь государственную функцию по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах, а также об их перемещениях по России. Перечень случаев, когда иностранному гражданину может быть запрещён въезд на территорию Российской Федерации, установлен Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В соответствии с положениями данного закона отсутствие полиса медицинского страхования, действительного на территории России, является основанием для запрета иностранному гражданину на въезд в нашу страну. Наличие полиса медицинского страхования является одним из условий въезда в Российскую Федерацию. Невыполнение этого условия ведёт к нарушению миграционного законодательства и влечёт административную ответственность, которая установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России, законодательством Российской Федерации также предусмотрена обязанность иметь действующий на территории России договор (полис) медицинского страхования. Кроме того, с 1 января 2023 года вступил в силу федеральный закон от 14 июля 2022 года, согласно которому временно пребывающий в России иностранный гражданин обязан иметь действующий на территории Российской Федерации договор добровольного медицинского страхования. Предъявление на уровне национального законодательства требования о наличии медицинского полиса в отношении всех иностранных граждан представляется избыточным и не соотносится с нормами Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, который является соисполнителем по законопроекту, не поддерживают концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало замечания по законопроекту. Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками предлагает к отклонению указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Я не вижу. Есть вопросы? Есть у депутата Леонова. Может быть, ещё у кого-то есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день! Вопрос разработчикам. Есть какая-то статистика по медицинским организациям: в каком объёме и какие виды услуг оказывают иностранным гражданам без медицинской страховки? Чтобы понимать, какие дополнительные необеспеченные расходы несёт бюджет в этих организациях. И вот, послушав докладчиков, хочу задать второй вопрос. Были какие-то штрафы, если выявлялось, что у того, кто приезжает, нет медицинской страховки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Матвееву включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н. В соответствии с федеральным законом скорая медицинская помощь оказывается бесплатно и безотлагательно без определения порядка возмещения расходов на экстренную медицинскую помощь, госпитализация, лечение, родовспоможение и другие медицинские услуги, ну, то есть лечение травм и так далее. И особую актуальность проблема, обозначенная в этом законопроекте, приобрела в период пандемии. Тогда бывали ситуации, когда люди, мигранты трудовые, нетрудовые, которые живут скученно, по 12-15 человек в одной квартире, если кто-то заболевал, не обращались за медицинской помощью в связи с их как бы правовым положением, с тем, что полиса у них нет, и распространялись вот эти заболевания. Мне трудно посчитать, сколько конкретно по стране вымывается денег из бюджета, но я знаю, что по Самарской области - я разговаривал с главными врачами - речь идёт об очень существенных суммах. Очень существенные суммы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. У меня вопрос к тому, кто ответит. Ну, хорошо, вот оказали гражданину медицинскую помощь, именно экстренную помощь, соответственно, больница понесла расходы - и кто компенсирует больнице расходы? Вот механизм интересен. Это первое. А второе - нет ли каких-то, ну, договорённостей между странами, что страны должны друг другу компенсировать? Ну, условно, тысяче человек из Узбекистана оказана экстренная медицинская помощь, мы направляем запрос, нам, соответственно, какие-то деньги присылают, ну, по чеку, доказывающему, что мы оказали эту медицинскую помощь. Как с этим обстоят дела? Просто я ни разу не сталкивался с такой проблемой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Николаевич, вы можете ответить на этот вопрос? Депутату Матвееву включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н. Коллеги, в том-то и проблема и причина разработки законопроекта, что эти расходы никем никак не компенсируются: они ложатся на бюджет медицинского учреждения, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к Михаилу Николаевичу, как к автору законодательной инициативы, как к законодателю. Михаил Николаевич, допустим, проект федерального закона поддержан и закон принят, но тогда как быть с положениями других федеральных законов, вот Казбек Куцукович их перечислял, например с положениями Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а именно с обязанностью работающих иностранных граждан иметь договор (полис) медицинского страхования или договор на оказание платных медицинских услуг, договор, который заключён работодателем на этот счёт? Видите ли вы в этом конфликт норм права? Не получится ли так, что, принимая данный проект федерального закона, мы тем самым создаём правила игры, при которых лебедь, рак и щука будут лучшей командой единомышленников? В одном законе - одно, в другом - другое, в третьем - третье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Матвееву включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н. Спасибо за вопрос. Дело в том, что, собственно, устранением противоречий... Ну, это не противоречия, я считаю, что необходимо дополнить, эта норма не противоречит... Если мы включим сейчас в закон о миграционном учёте норму, которая, как говорит комитет, содержится в другом законе, в законе о въезде и выезде, то противоречий, разумеется, между этими нормами никаких не будет, этого не произойдет. Это дополнение, это дополнит перечень, который сейчас носит закрытый характер: вот там, в законе о миграционном учёте, нет полиса, а теперь будет, это не противоречит ничему. Ну, комитет и авторы отзывов считают, что это избыточно, но, раз норма не работает, значит, это всё-таки не избыточно, значит, нужно принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Казбек Куцукович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу рук. Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 23 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. Когда нет выступающих, нет и заключительного слова.