Заседание № 176
О проекте федерального закона № 245640-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда". Доклад председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Натальи Владимировны Комаровой. Пожалуйста. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В ходе подготовки данного законопроекта к третьему чтению возникла необходимость в уточнении наименования федерального органа власти, который выдаёт разрешения для проведения работ по геологическому изучению на землях лесного фонда. В связи с этим комитет предлагает вернуть проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда" к процедуре второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение комитета о возврате законопроекта к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 45 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Наталья Владимировна, по поправкам. КОМАРОВА Н. В. Представлена дополнительная таблица поправок, которая состоит из одной поправки. Это поправка к тексту, подготовленному во втором чтении. В поправке к статье 1, пункт 9, второй абзац, исключается слово "лесхоза", остаётся "федерального органа исполнительной власти". Комитет предлагает утвердить эту таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нет необходимости обсуждать данную поправку? Нет. Ставится на голосование дополнительная таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 51 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 28 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет совместно с Правовым управлением провёл правовую и лингвистическую экспертизы данного законопроекта и предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет замечаний по данному докладу? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 17. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 15 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 245640-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда" (принят в первом чтении 18 января 2006 года с названием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, рассматриваем пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда". Наталья Владимировна Комарова, председатель комитета, должна была докладывать сегодня об этом законопроекте, но она доверила это сделать своему заместителю, Вячеславу Степановичу Тимченко. Пожалуйста, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект разрабатывался исходя из наличия в правоприменительной практике следующей проблемы. Лесной кодекс предусматривает предоставление участков лесного фонда на основании договора аренды только для целей лесопользования, вследствие чего отсутствует законодательная основа для государственной регистрации прав пользования участками лесного фонда, предоставленными для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, а также для государственной регистрации возводимых объектов. Существующий пробел в законодательстве приводит к тому, что законченные строительством объекты не могут быть введены в эксплуатацию и зарегистрированы в установленном порядке, что усложняет деятельность хозяйствующих субъектов, приводит к потерям бюджетов субъектов Российской Федерации. Я хотел бы обратить ваше внимание на шесть следующих моментов. Первое. В соответствии с предлагаемым законопроектом распространение действия норм Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующих арендные отношения на виды деятельности, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, представляет собой системное устранение пробела в действующем законодательстве, так как законопроект допускает неспецифическое для лесного права использование участков лесного фонда, последовательно вносит изменения в положения Лесного кодекса, регулирующие: арендные отношения, использование лесного фонда, организацию государственного управления лесным фондом, разграничение властных функций по управлению лесным фондом и взимание платежей за пользование лесным фондом. Второе. В первую очередь считаю необходимым обратить внимание на то, что ко второму чтению изменилось название законопроекта. Это связано с решением Комитета по природным ресурсам и природопользованию, одобрившим поправки, внесённые Правительством Российской Федерации в Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, который, в свою очередь, внёс изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 года, в Лесной кодекс по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесных отношений. Третье. В ходе подготовки ко второму чтению многие субъекты права законодательной инициативы обратили внимание на то, что редакция статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации, предложенная в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, не учитывает специфику разграничения полномочий между уровнями государственной власти в этой сфере, и внесли соответствующие поправки. Эти поправки учтены в редакции статьи 3 законопроекта, предложенного ко второму чтению. Четвёртое. Рассматриваемый законопроект расширяет перечень целей, для которых заключается договор аренды участков лесного фонда, а также перечень условий такого договора, одновременно дополняет Лесной кодекс Российской Федерации новой статьёй, которая закрывает исчерпывающий перечень видов разрешённого использования участков нелесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Кроме того, появилась норма, определяющая срок предоставления в аренду таких участков. Гарантией же рационального использования и охраны участков лесного фонда при предоставлении этих участков для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, является обязательное наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении документации, обосновывающей планируемую для таких участков лесного фонда деятельность, а также устанавливаемые законопроектом требования к проведению рекультивации лесных участков для нужд лесного хозяйства после завершения их использования. Пятое. Ко второму чтению учтены поправки Правительства Российской Федерации, направленные на установление основания определения арендной платы за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Предлагается определять арендную плату для таких участков на основе ставок платы за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда, в отличие от участков лесного фонда, предоставленных под лесопользование, для которых арендная плата рассчитывается на основе ставок лесных податей. И наконец, необходимо сказать, что в представленном на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении законопроекте учтены все поданные депутатами Государственной Думы поправки, а также замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Как представитель комитета и как один из авторов этого законопроекта, хотел бы ещё раз подчеркнуть его актуальность и практическую значимость. Прошу депутатов поддержать законодательную инициативу, проголосовав за неё во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, таблица 1 состоит из двадцати поправок. Есть ли по ней вопросы? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу поправок 1? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 58 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок 2, рекомендованных к отклонению? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 2? Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 32 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принимается. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 01 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 140
О проекте федерального закона № 245640-4 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации" (о предоставлении в аренду участков лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Михайловича Асеева. Пожалуйста, Владимир Михайлович. С места. Включите микрофон. АСЕЕВ В. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации" подготовлен в связи с многочисленными обращениями крупнейших компаний-недропользователей о необходимости законодательного урегулирования вопросов предоставления во временное пользование участков нелесных земель лесного фонда для проведения геологоразведочных работ, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для размещения объектов, необходимых для проведения указанных работ, а также строительных и иных работ, для прокладки коммуникаций, строительства и эксплуатации линий электропередач, связи, объектов трубопроводного транспорта и других линейных объектов, а также для заключения договоров аренды соответствующих участков лесного фонда. Статья 31 действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность заключения договора аренды участка лесного фонда для осуществления одного или нескольких видов лесопользования, а также устанавливает порядок заключения такого договора. В соответствии со статьями 63 и 66 Лесного кодекса при переводе лесных земель в нелесные соответствующий участок лесного фонда предоставляется для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, на основании решения уполномоченного органа государственной власти. Таким образом, Лесной кодекс предусматривает предоставление в пользование участков лесного фонда на основании договора аренды только для целей лесопользования, вследствие чего отсутствует законодательная основа для государственной регистрации прав пользования участками лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, а также для регистрации прав возможных недропользователей объектов. Существующий пробел в законодательстве приводит к тому, что сотни законченных объектов строительства не могут быть зарегистрированы и введены в эксплуатацию, что значительно усложняет деятельность хозяйствующих субъектов и снижает доходы бюджета. Предлагаемый законопроект направлен на устранение указанных выше противоречий и пробелов действующего законодательства. Принятие данного проекта федерального закона позволит соответствующим органам государственной власти осуществлять предоставление в пользование участков нелесных земель лесного фонда для указанных выше целей на основании договоров аренды и, соответственно, открывает возможность для регистрации в установленном порядке вышеназванных объектов. Рассматриваемый законопроект расширяет перечень целей, для которых заключается договор аренды участков лесного фонда, а также перечень условий такого договора. Одновременно он дополняет Лесной кодекс Российской Федерации новой статьей, устанавливающей исчерпывающий перечень видов разрешенного использования участков нелесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Следует отметить, что изменения, вносимые в Лесной кодекс данным законопроектом, сформулированы таким образом, что исключают возможность расширенного толкования целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, и, следовательно, ограничивают возможности нецелевого использования земель лесного фонда, в частности для их необоснованной застройки. Необходимо сказать о том, что на представленный на рассмотрение Государственной Думы законопроект получено положительное заключение ответственного комитета - Комитета по природным ресурсам и природопользованию и комитета-соисполнителя - Комитета по собственности, а также Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды. Заключения Правительства Российской Федерации на данный законопроект не требуется, так как принятие его не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Тем не менее на данный момент имеется проект отзыва Правительства Российской Федерации, в котором правительство поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, но высказывает ряд замечаний, которые необходимо устранить ко второму чтению. Кроме того, на предложенный вниманию Государственной Думы проект федерального закона поступили отзывы органов государственной власти из двадцати восьми субъектов Российской Федерации. Большинство регионов поддерживает принятие законопроекта, а также высказывает ряд конструктивных замечаний, которые могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. Таким образом, среди документов, полученных в ходе подготовки данного законопроекта к первому чтению, не имеется замечаний по его концепции, содержание законопроекта не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации. Я, как представитель группы авторов законопроекта, еще раз хотел бы отметить его актуальность и практическую значимость. Прошу поддержать нашу законодательную инициативу и проголосовать за принятие в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Дамира Равильевича Шадаева. С места. Включите микрофон. ШАДАЕВ Д. Р., фракция ЛДПР. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по природным ресурсам и природопользованию, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации", внесенный группой депутатов, отмечает его актуальность и предлагает принять его в первом чтении. Я не буду повторять доводы, изложенные докладчиком. Хочу только сказать, что юридико-технические замечания и замечания, связанные с изменением текста законопроекта можно учесть при подготовке его ко второму чтению, а также внести необходимые изменения в отдельные статьи Лесного кодекса, позволяющие реализовать данный законопроект. Соответствующие возможности у комитета по природным ресурсам и у депутатов, которые внесли законопроект, имеются. Предлагается принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Плетнёва Тамара Васильевна, один вопрос. И я еще один вопрос тоже хочу задать. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Владимиру Михайловичу Асееву. Владимир Михайлович, вот я, например, не буду голосовать за этот законопроект только потому, что есть опасность как раз нецелевого использования нашего лесного массива. А вы говорите в своем выступлении, что он как раз, наоборот, предотвратит нецелевое использование. У нас сейчас записано четко, что нельзя использовать лесной массив, земельный, кроме как по назначению, то есть для лесопользования. Как только мы расширим этот перечень, так сразу же и местные власти, и любые другие будут это делать. Если вы говорите, что вот, мы теперь даем такое право, когда нужно будет объекты жизнеобеспечения там проводить и так далее, то, мне кажется, тут и проблем-то никаких нет: если такие объекты будут строиться, то и так будут решать эти вопросы. А вот тут мы как раз и открываем лазейку для нецелевого использования земель и наших лесных массивов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Михайлович, вам вопрос был задан. Включите микрофон. АСЕЕВ В. М. Во-первых, речь идет о нелесных участках лесного фонда, понимаете? С лесом это никак не связано. Во-вторых, эта коллизия уже привела к тому, что почти два года сотни, если не тысячи объектов построены, стоят, но не приняты в эксплуатацию, при этом не платится налог на имущество, не эксплуатируются объекты, невозможно дальше работать. Мы можем остановить вообще огромные ветви промышленности - и газовую, и нефтяную, и многие другие. Поэтому я считаю, что ко второму чтению, если есть сомнения какие-то, можно уточнить формулировки и все-таки принять этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Достаточно, Дамир Равильевич. Я просто тоже хотела задать вопрос и представителю комитета, и докладчику: проект отзыва не поменяется на отрицательный? Все-таки мы проект никогда не считали документом, потому что это проект, это первое. И второе. Учтет ли комитет при доработке данного законопроекта пять листов замечаний к трем листам текста закона? Это замечания Правового управления. Пожалуйста, Шадаев Дамир Равильевич. ШАДАЕВ Д. Р. Уважаемая Любовь Константиновна, мы действительно очень внимательно отнеслись к данному законопроекту, и мы понимаем степень значимости принимаемого решения. Вот то, что говорила депутат Плетнёва, тоже для нас очень важно, так как мы считаем, что лесной фонд - это очень серьезный объект природных ресурсов, находящихся в собственности Российской Федерации. И изменение законов, регулирующих использование лесного фонда, - это очень тонкий и серьезный механизм. Поэтому я вас уверяю, что комитетом будут приложены все усилия, чтобы действительно законопроектом была достигнута та цель, которая ставится, а именно: обеспечение возможности использования земель лесного фонда для строительства объектов инфраструктуры, связанных с жизнеобеспечением деятельности государства и социальным обеспечением, при этом земли лесного фонда остаются в категории земель лесного фонда с возможностью их рекультивации и дальнейшей эксплуатации по заявленной категории назначения. Это очень важный момент для строительства, связанного с нефтепроводами, газопроводами, прокладкой линий электропередачи. Законопроектом ни в коей мере не раскрываются возможности для незаконного строительства каких-либо объектов. Мы все эти замечания, изложенные на пяти листах, безусловно, учтем и очень внимательно отнесемся к тексту законопроекта, который будет внесен для рассмотрения во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Комарова. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия". Любовь Константиновна, я хотела на ваш вопрос ответить. В понедельник на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности принято решение об утверждении положительного отзыва, и он уже поступил к нам. И последняя фраза в этом отзыве звучит так: высказанные замечания (на одной странице) можно преодолеть ко второму чтению. Таким образом, мы имеем... Вы говорите о заключении Правового управления?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я говорю, что у меня нет этого отзыва, у председательствующего на заседании. КОМАРОВА Н. В. В понедельник, я сказала. Вы спросили о проекте. Я сказала: он утвержден и принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Логинов, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Я внесу ясность. Действительно, такой отзыв есть, он вышел, датирован 17 января. Единственное, мы не успели обеспечить, чтобы он был в материалах, которые были розданы в зале. А с проектом отзыва комитет имел возможность ознакомиться достаточно давно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Представители правительства и президента? Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 48 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6% Результат: принято Принято.