Заседание № 185
24.09.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 245626-6 "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части продления срока приведения в соответствие с законом наименований и уставов образовательных учреждений, а также лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5462 по 5835 из 6291
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Виктор Евграфович Шудегов. Пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Необходимость принятия данного закона вызвана тем, что во вступившем в силу Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" исключено привычное для всех нас понятие "образовательное учреждение", вместо этого вводится понятие "ОО" - "образовательная организация". В связи с этим за оставшиеся один год и три месяца свыше ста двадцати тысяч образовательных учреждений должны будут не только внести изменения в уставы, но и переоформить лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, миллионы договоров с обучающимися и сотрудниками, а также многочисленные хозяйственные и иные контракты, то есть необходимо переоформить десятки миллионов всевозможных юридически значимых документов. Таким образом, образовательным учреждениям предстоит в сжатые сроки провести огромный объём работы. По экспертной оценке, реализация работ по переименованию образовательных учреждений, внесению изменений в их уставы, переоформлению связанных с этим иных указанных документов, а также изготовлению печатей и вывесок обойдётся образовательным учреждениям в несколько миллиардов рублей. Например, только нотариусам система образования должна будет выплатить свыше 360 миллионов рублей. Более того, следует признать, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" противоречит статье 43 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право граждан на получение бесплатного образования в государственных и муниципальных учреждениях, но не в организациях. В связи с изложенным фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает отодвинуть переименование образовательных учреждений в образовательные организации до 1 января 2020 года. К этому времени будет, я думаю, другое, новое правительство, новый министр, и, естественно, думаю, он поймёт всю абсурдность предлагаемых переименований. Министерство образования и науки начинает понимать, что такое плохой закон и какие последствия он влечёт за собой, оно начинает собственными письмами давать трактовку положений закона, так было в отношении платы за общежития. Сейчас в связи с многочисленными обращениями граждан министерство во все образовательные учреждения разослало письмо № ДЛ-151/17 от 10 июня 2013 года относительно переименования, письмо противоречивое, крючковатое, как говорится, и там сказано, что теперь слово "учреждение" менять на слово "организация" вроде бы и необязательно, если не изменяется тип образовательного учреждения. Коллеги, но тип изменился практически у всех учреждений, следовательно, все они подлежат переименованию, а в отношении тех, которые, судя по письму министерства, вроде как могут сохранить своё название, возникает вопрос: понятие "учреждение" уже отсутствует в законе - как же они могут не переименовываться? Возникает ещё один юридический вопрос: а кто давал право министерству трактовать по-своему положения федерального закона? Не лучше ли нам принять такие законы, которые не потребуют многочисленных крючкотворных объяснений, где пытаются доказать, что "образовательное учреждение" и "образовательная организация" - это чуть ли не тождественные понятия, только последнее чуть-чуть шире? Невольно вспоминается афоризм из кинофильма "День выборов": "точно такой же... только меньше, но другой". Не проще ли писать статьи закона на всем понятном русском языке? Организация - это то, что организовывается, а учреждение - это то, что учреждается нормативным актом. Например, адвокатская коллегия - это организация, а министерства и суд - это учреждения. Коллеги, я уже не говорю о том, что названия образовательных учреждений стали такими громоздкими, что их не может запомнить сам директор. Приведу одно лишь название: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва". Вопрос к залу: это учреждение или организация? Принятие этого закона не только позволит сэкономить деньги налогоплательщиков, но и избавит образовательные учреждения от многочисленной бюрократической работы, которая, совершенно очевидно, не повысит качество образования. Уважаемые коллеги, учитывая изложенное, прошу вас поддержать представляемый законопроект, подготовленный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов, председатель Комитета по образованию. НИКОНОВ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ответьте мне на вопрос: если мы действительно примем этот закон и образовательные учреждения в Российской Федерации должны будут перерегистрировать свои уставы в соответствии с законом "Об образовании..." до 2020 года, когда это будет сделано? Ну, вероятно, в конце 2019 года - значит, на протяжении ближайших шести лет все образовательные организации в этих условиях будут иметь уставы, которые противоречат действующему законодательству и закону "Об образовании...". Собственно, именно в этом состоит суть возражения против законопроекта, которое содержится в заключении Правительства Российской Федерации. Понимаете, закон "Об образовании..." действительно требует внесения изменений в уставы образовательных учреждений, но это не касается никоим образом ни дошкольных учреждений, ни школ, это касается исключительно вузов и учреждений профессионального образования в нашей стране, а их значительно меньше, чем те сто двадцать две тысячи образовательных учреждений, которыми пугает Виктор Евграфович. Кроме того, у нас учебные заведения действуют по законодательству о некоммерческих организациях, и внесение изменений в уставы некоммерческих организаций является весьма простой процедурой. Я неоднократно изменял уставы различных некоммерческих организаций, возглавляя многие из них, и должен сказать, что ни разу в моей жизни это не заняло больше одного месяца и не было связано с какими-то бюрократическими проволочками. Кроме того, мы сейчас проводим один такой эксперимент в Крыму (вообще-то, это было иностранное государство ещё несколько месяцев назад): мы просим перерегистрировать все учреждения, не только образовательные, но вообще все учреждения, организации, и мы просим это сделать до 1 января 2015 года, и я думаю, это будет сделано. Более того, я ещё скажу, что ни средние профессиональные учебные заведения, ни высшие учебные заведения ещё даже не начали перерегистрировать уставы. Такой проблемы ещё даже не возникло, потому что будет подготовлен типовой устав, где не только будут изменены какие-то термины, но и будут внесены существенные изменения, которые требуются по закону "Об образовании...". После этого эти типовые уставы могут быть совершенно спокойно зарегистрированы в течение ну очень короткого времени, и никому, я уверяю вас, не потребуется действительно больше месяца для того, чтобы это сделать, а у нас ещё впереди полтора года. И последнее. Если вдруг так случится, что через год у кого-то возникнет хоть какая-то проблема с перерегистрацией, ничто нам не помешает вернуться к этому вопросу, чтобы поменять дату, до которой учебные учреждения должны изменить свои уставы. Поэтому мнение комитета было достаточно единогласным: предлагается отклонить этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вячеслав Алексеевич, я очень внимательно слушал оба доклада, но не услышал, в чём существенная разница между понятиями "организация" и "учреждение", услышал только, что надо привести в соответствие с федеральным законом. А вот позицию другой стороны, которая утверждает, что потратим более миллиарда рублей в связи с действием закона, я понял. Более того, хочу спросить: мы что, повышаем качество образования, финансовые средства будут выделены учителям, которые получают сейчас мизерную заработную плату? Нет, этого ничего не будет. Может быть, я что-то не услышал? Где положительная составляющая, в чём то положительное, ради чего законопроект должен быть отклонён? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Никонову включите микрофон. НИКОНОВ В. А. Если законопроект будет отклонён, то в этом случае уже на будущий год все образовательные учреждения в Российской Федерации будут иметь устав, соответствующий закону, вот и всё. Если мы примем этот законопроект, то ещё шесть лет всё это будет тянуться - зачем? Для этого нет ни одного логичного объяснения, и никаких сумасшедших денег на это абсолютно не потребуется, это вообще процедура очень лёгкая и уж точно не затратная, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Евграфович, известно, что в России очень часто законы пишутся по принципу "паровоз для машиниста". Ну, юристам так удобнее - всех обозвать "организациями", и всё. Но скажите, вы считаете, что это чисто юридический казус или вы видите в этом переименовании учреждений в организации некоторый, если угодно, конспирологический смысл и потенциальные угрозы для нашего образования? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шудегову включите микрофон. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо, Олег Николаевич, за хороший вопрос. Когда мы предлагаем изменить одно название на другое, я действительно вижу в этом не просто замену слов. Я уже приводил пример, что понятие "образовательные организации" не содержится в 43-й статье Конституции, где гарантируется бесплатность образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, поэтому нужно ещё обратиться в Конституционный Суд, чтобы выяснить, не противоречит ли наш закон "Об образовании..." 43-й статье Конституции. Поэтому я считаю, что в вашем вопросе даже содержится доля ответа: это не просто крючкотворство, за этим стоит гораздо более глубокий юридический смысл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Вячеславу Алексеевичу. Вот сколько лет я работаю в Госдуме - столько лет мы постоянно что-то делаем с образованием: одно меняем, другое меняем, третье меняем, не проходит и двух месяцев, как снова вносим какие-то изменения! Я думаю, что многие даже читать уже не успевают все наши законодательные инициативы! Вам не кажется, что, может, пора дать людям спокойно пожить, объявить мораторий на изменения в образовании, за исключением одного показателя, который, я считаю, надо постоянно увеличивать, - это расходы на образование? Вот здесь надо увеличивать показатель, а на все остальные изменения надо объявить мораторий! Всё равно они не работают! Не успеют люди их внедрить, как мы новую идею даём! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Никонову включите микрофон. НИКОНОВ В. А. Я согласен, что в принципе закон "Об образовании...", который был принят, он неплохой. Туда действительно нужно вносить поправки, я думаю, не много поправок, но у меня сейчас в портфеле больше тридцати законопроектов, и избежать обсуждения этих вопросов мы не сможем. Что касается понятий "учреждение" и "организация". Я просто обращаю внимание, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", так вот одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации называется "учреждение", и учреждение может быть казённое, бюджетное или автономное. То есть это одна из форм организации, и поэтому, если просто меняется название организации, учреждения, никаких изменений в устав вносить не надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть, Олег Николаевич Смолин. Больше никого не вижу. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я предлагаю фракциям поддержать этот законопроект, хотя он имеет некоторые недостатки. Его главный недостаток, Виктор Евграфович, заключается в том, что он паллиативный. Вы, конечно, помните, что, когда обсуждался проект закона "Об образовании...", мы предлагали поправки, суть которых предельно проста: там, где речь идёт о государственных и муниципальных образовательных организациях, вернуться к прежней терминологии, сохранить название "учреждение". Тем не менее, повторяю, я предлагаю поддержать этот законопроект по нескольким соображениям. Соображение первое. Да, Министерство образования и науки разослало очередное инструктивное - или как оно называется? - письмо, но по опыту предыдущих писем я знаю, что юридическая цена таких писем очень невелика. Я уже приводил здесь пример: министерство с абсолютно правильным в принципе письмом обратилось к руководству регионов по поводу коррекционных образовательных учреждений - употреблю это слово, - но письмо это на регионы не подействовало, потому что цена письма одна, а цена того, что написано в законе, другая. Если из закона исчезли коррекционные учреждения как тип учреждений, то исправить недостаток закона письмом, как мы видим, не удаётся. Аналогичная ситуация и здесь, и ещё неизвестно, как Минюст истолкует это инструктивное письмо Министерства образования и науки. Второе соображение. На мой взгляд, подход всё-таки неверен: не надо начинать принимать законы, когда проблема уже вылезла, надо стараться проблемы предупреждать. Хотя я, конечно, прекрасно понимаю, что у нас в обществе главные люди - это юристы и что юристам так удобнее называть, и пусть много или не много, но все остальные помучаются, переименовывая учреждения, перерегистрируя уставы, но мне представляется, что лучше всё-таки внести изменения в закон до того, как вся эта бодяга начнётся. И наконец, последнее соображение, третье. Уважаемые коллеги, я берусь утверждать, что действительно - я далёк от конспирологии - здесь может содержаться мина замедленного действия. Я не уверен, Виктор Евграфович, что закон "Об образовании..." противоречит в этой части 43-й статье Конституции, там немножко другая ситуация, но, действительно, одно дело Конституция, которая гарантирует бесплатное образование в учреждениях и, как там написано, на предприятиях - есть там такое добавление, - и другое дело, когда бесплатное образование гарантируется законом. В закон изменения внести гораздо легче, чем в Конституцию, поэтому при желании... Как у нас говорят, реформы начинаются, когда кончаются деньги. Если в очередной раз кончатся деньги, что вполне вероятно, и кто-то у нас захочет ввести платное образование - конституционные гарантии на организации уже не распространяются, они распространяются только на один вид организаций, которые называются "государственные или муниципальные учреждения". Поэтому, на мой взгляд, полезно было бы принять этот законопроект, чтобы подстраховаться и на этот случай. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста. ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что принятие такого закона однозначно будет иметь негативные последствия для системы образования. Я не буду повторять обоснованные доводы председателя Комитета по образованию, но сделаю несколько дополнительных замечаний. Во-первых, приведение в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" наименований и уставов образовательных учреждений до января 2020 года может привести к противоречиям во внутренних документах образовательных организаций. Эти противоречия будут касаться регламентации образовательного процесса и приведут к несоответствию этих документов действующему законодательству в области образования. Во-вторых, в Госдуму со дня вступления в действие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не поступило ни одного обращения от педагогического сообщества с просьбой о продлении сроков переименования образовательных учреждений из-за возникновения каких-либо трудностей. В-третьих, предложенный авторами законопроекта подход не согласуется с иными сроками, установленными в статье 108 Федерального закона "Об образовании...". Можно продолжать, но я сделаю вывод: исходя из изложенного, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию данного проекта закона и будет голосовать против его принятия в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович, будете выступать? Депутату Шудегову включите микрофон. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо. Уважаемые коллеги, конечно, самым лучшим вариантом было бы вернуться к прежнему названию и не переносить сроки переименования, но вы же знаете, что правительство идёт на такое только в тех случаях, когда волна народного гнева доходит до Президента Российской Федерации и президент принимает политическое решение. Так в последний раз было, вы помните, когда Президент Российской Федерации в своём послании чётко указал на нашу ошибку, связанную с тем, что мы отменили верхнюю границу платы за проживание в общежитии. Хочу возразить Вячеславу Алексеевичу, который сказал, что не много учреждений будет переименовано. На самом деле, если высшее профессиональное образование теперь называется высшим образованием, то, конечно, все учреждения высшего профессионального образования должны быть переименованы, если среднее профессиональное образование стало просто профессиональным, то, следовательно, все учреждения среднего профессионального образования тоже должны быть переименованы. Точно так же должны быть переименованы начальные школы, основные общеобразовательные школы, то есть фактически останется только, как раньше было, среднее (полное) общее образование, а все коррекционные, специальные школы и так далее тоже должны быть переименованы. Так что достаточно большой объём работы предстоит. Однако ещё раз хочу сказать, что самым лучшим вариантом была бы отмена этого решения. Здесь правильно уже спрашивали коллеги из фракции ЛДПР: а что даст это переименование - разве мы выиграем от этого или качество образования повысится? Нет конечно! Это то же самое, что перейти от пятибалльной системы оценки знаний к десятибалльной, - такое нам постоянно предлагают. То есть делать больше нечего министерству образования, по-видимому, вот оно всякими переименованиями и создаёт видимость огромной такой работы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, будете выступать? Нет. Ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 50 сек.) Проголосовало за 192 чел.42,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 192 чел. Не голосовало 258 чел.57,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.