Заседание № 242
21.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 245512-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся организации воинского учета и призыва граждан на военную службу; внесен Государственным Советом Республики Коми).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6920 по 7334 из 7826
МАРКОВ В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемая Любовь Константиновна, эти четыре вопроса, объединенные в пункте 26, на самом деле коротенькие. Я думаю, что мы успеем до конца обсудить. Тем более, что один из докладчиков - это представитель региона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Но я буду тогда следить за временем, вы же по одной минуте не будете выступать. Митрофанов Алексей Валентинович, по ведению. МИТРОФАНОВ А. В. Я предлагаю постановления сейчас обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лунцевич, по ведению. Уже отключился... Итак, коллеги, было предложение рассмотреть блок постановлений. Депутат Митрофанов... Безбородов, по ведению. БЕЗБОРОДОВ Н. М., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Убедительная просьба рассмотреть четыре законопроекта, которые выносились на фиксированное время. Тем более, что докладчики прибыли из регионов. Мы успеем буквально за каких-то двадцать минут это всё рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ну что, начинаем рассматривать пункт 26.1? Начинаем. Пункт 26.1: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Доклад Валерия Фёдоровича Дорогина. Надо было с места выступать, Валерий Фёдорович. Минуты полторы потеряли на проход сюда. ДОРОГИН В. Ф. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект, предложенный вашему вниманию, предусматривает уточнение порядка организации воинского учета граждан и их призыва на военную службу, восполняет пробелы закона по воинскому учету граждан, а также предлагает корректировку отдельных положений закона после анализа его правоприменения. Предлагается дополнить закон новой статьей 91, регламентирующей состав, обязанности и порядок работы комиссий по постановке граждан на воинский учет, что, по нашему мнению, улучшит положение граждан, в отношении которых эти комиссии выносят свои решения. В связи с изменением в законодательстве о гражданстве Российской Федерации статью 9 предлагается изложить в новой редакции, позволяющей постановку на первичный воинский учет осуществлять военным комиссариатам в течение всего календарного года. В законопроекте предлагается решить имеющиеся проблемы в деятельности комиссий по постановке граждан на воинский учет, расширив их полномочия правом принимать новое решение, кроме права отмены решений нижестоящих комиссий. Статью 52 указанного законопроекта предлагается дополнить нормой, позволяющей решить проблему призыва граждан, не достигших 27-летнего возраста и при переосвидетельствовании признанных годными или ограниченно годными к воинской службе, зачислив их на воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу. Целесообразным считается расширить число призывников, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, призываемых только в весенний призыв с 1 мая по 30 июня. В статье 26 восполняется законодательный пробел в организации призыва граждан на военную службу. В статье 28 уточнены организация и порядок работы призывных комиссий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Жалоба на решение призывной комиссии может быть подана в течение 30 суток со дня принятия этого решения. Статья 30 дополняется нормой, обязывающей граждан по завершении медицинского обследования в установленный срок явиться на медицинское освидетельствование. Комитет по обороне и Правительство Российской Федерации поддерживают принятие в первом чтении этого законопроекта. Недостатки, указанные Правовым управлением, будут устранены ко второму чтению. Я прошу поддержать. Доклад закончен. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. В. Жириновский ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо. Поскольку у нас четыре доклада, мы все четыре и заслушаем и потом перейдем к обсуждению. Пункт 26.2: проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает вместо представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан депутат Государственной Думы Зайнулла Абдулгалимович Багишаев. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А. Уважаемые депутаты, поправки вносятся в связи с тем, что в свое время Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации обратился к своим военкоматам, и те, проявив инициативу, рассмотрели недостатки, которые существуют в ныне действующем законе о призыве граждан на военную службу. В некоторых субъектах Российской Федерации итоги этого рассмотрения легли в основу тех законопроектов, которые сегодня и докладываются. Данные изменения (они примерно одинаковы, за исключением некоторых), те поправки, которые предлагает Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, касаются некоторых положений. В разделе I "Общие положения" предусматривается включить в число должностных лиц, обязанных обеспечивать исполнение гражданами воинской обязанности, должностных лиц реально существующих органов исполнительной власти, участие которых, в частности, в мероприятиях по призыву граждан на военную службу фактически является до настоящего времени нелегитимным. В раздел IV "Призыв граждан на военную службу" вносятся изменения, ряд которых касается порядка подготовки и проведения призыва граждан на военную службу, порядка работы призывных комиссий, в том числе и призывных комиссий субъектов Российской Федерации. Это, например, восстановление в законе ранее существовавшей нормы, по которой ответственность за подготовку и проведение призыва возлагается на главу органа местного самоуправления, что не только вытекает из положений Федерального закона "Об обороне", но и жизненно необходимо. Есть и другие положения, которые регламентируют исполнение ныне существующего закона, в том числе говорится и о том, что граждане, которые по каким-либо причинам не были зарегистрированы в военных комиссариатах, должны сами по достижении призывного возраста прийти в военкомы и встать на воинский учет, что сегодня, к сожалению, не делается. Необходимо сказать и о том, что предполагается установить и два новых основания для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу: в случае наличия у них жены, находящейся в отпуске по беременности и родам, а также при избрании их депутатами органов законодательной власти, членами исполнительных органов власти. В условиях отсутствия таких оснований для предоставления отсрочки от призыва граждане, призванные на военную службу, зачастую вскоре досрочно увольнялись в запас. Кроме того, подготовленный законопроект включает значительное число поправок, носящих уточняющий, редакционный характер и направленных на обеспечение юридической чистоты законодательного акта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик по пункту 26.3 - Иван Иванович Балабаев, представитель Законодательного Собрания Краснодарского края. Пожалуйста, докладчик, ждем вас. Следующий Валерий Петрович Марков, потом Безбородов. БАЛАБАЕВ И. И., представитель Законодательного Собрания Краснодарского края. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение Законодательное Собрание Краснодарского края представляет проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы", который подготовлен на основе анализа реального применения закона "О воинской обязанности и военной службе". Вы знаете, я послушал предыдущих выступавших и, наверное, повторяться не буду. Почему? Потому, что именно вот эти, упоминавшиеся уже положения в представленном проекте имеются. Я только коснусь тех, которые отсутствуют в данном проекте. Значит, в данном проекте нет... Во-первых, я хотел бы отметить то, что на сегодняшний момент в составе категории граждан, которым предоставляется отсрочка, сократилась доля граждан, которых реально можно призвать на военную службу. По состоянию на начало 2001 года из этой категории граждан можно призвать только 12 процентов, хотя еще в 1998 году их доля составляла 17 процентов, в 1994 году - 27 процентов. И конечно, из-за этого резко снижаются качественные показатели того призывного контингента, который направляется в войска. Реальное увеличение численности лиц, которых можно призвать на военную службу, можно осуществить лишь за счет изменения ныне установленных оснований для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу, на что и направлены некоторые положения данного законопроекта. Я хотел бы отметить следующее. Первое. Исключить из перечня граждан, для ухода за которыми призывникам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, лиц, достигших пенсионного возраста по старости, но реально не нуждающихся в таком уходе. Второе. Исключить из числа граждан, получающих отсрочку от призыва на военную службу, лиц, окончивших образовательные учебные учреждения высшего профессионального образования и проходящих службу в органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации, а также окончивших образовательные учреждения указанных органов и получивших специальное звание. И третье. Предлагается исключить из числа граждан, получающих отсрочку от призыва на военную службу в связи с работой на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, лиц, работающих в этих учреждениях на условиях неполной рабочей недели. А то получается так, что живут эти люди в городе, работают в трех километрах от города, якобы в сельской местности, один час в неделю там проводят и получают данную отсрочку. Далее. В данном законопроекте предлагаются изменения для внесения в законы "О милиции", "О пожарной безопасности", которые призваны исключить из законов нормы, касающиеся воинского учета, которые к настоящему времени находятся в противоречии с положениями основополагающего законодательного акта по этому вопросу - Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". И еще я хотел бы отметить, что принятие этого закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, доклад депутата Государственной Думы Маркова Валерия Петровича от имени Госсовета Республики Коми. Это последний, четвертый докладчик. И потом депутат Безбородов, от профильного комитета. МАРКОВ В. П. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! Это четвертая законодательная инициатива к рассматриваемому закону, и она схожа с предыдущими тремя. Основание для возникновения этой законодательной инициативы - практика той работы, которая была осуществлена на территории Республики Коми по реализации закона "О воинской обязанности и военной службе". Действительно, очень многие положения законопроектов схожи, но есть некоторые особенности. Не буду повторяться, скажу лишь вкратце. Представленный проект подготовлен на основе реальных итогов применения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при организации ведения воинского учета граждан, призыва их на военную службу. Данным проектом предлагается устранить правовые пробелы в установленном законом порядке первоначальной постановки граждан на воинский учет (раздел II). Наиболее многочисленные и принципиальные поправки предлагаются в раздел IV "Призыв граждан на военную службу". Так, например, законопроектом предложено включить в закон норму, дающую право призывным комиссиям субъектов Российской Федерации не только отменять решения нижестоящих призывных комиссий, но и принимать иные решения. Особого внимания заслуживает предложение распространить сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, перечень которых определяется Генштабом Вооруженных Сил России, на граждан, проживающих в отдаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как и законопроекты, внесенные Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан и Законодательным Собранием Краснодарского края, данный проект содержит положения об установлении новых оснований для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу в случае наличия у них жены, находящейся в отпуске по беременности и родам, а также при избрании их депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти различных уровней или органов местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия на постоянной основе. Изменения и дополнения, предлагаемые для внесения в Федеральной закон "О воинской обязанности и военной службе", направлены как на обеспечение более широкого исполнения гражданами воинской обязанности, так и на устранение в действующем законодательстве некоторых неоднозначных положений. Принятие представленного закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. У меня всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от Комитета по обороне - депутат Безбородов Николай Максимович как содокладчик по всем четырем законопроектам. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Все представленные вашему вниманию проекты федеральных законов альтернативные. Они имеют общий предмет - организация воинского учета граждан и призыва граждан на военную службу. Они имеют одну цель - восполнение имеющихся пробелов в правовом регулировании вопросов воинского учета граждан, а также коррекция отдельных положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обусловленная результатами анализа практики его применения. Останавливаться на содержании законопроектов не буду, они только что доложены. Не буду останавливаться на недостатках законопроектов, поскольку они подробно изложены в заключении Комитета по обороне. Комитет по обороне считает, что предпочтение необходимо отдать законопроекту, который внесен депутатами Государственной Думы Владимиром Александровичем Калягиным, Владимиром Николаевичем Волковым, Валерием Фёдоровичем Дорогиным. По сравнению с альтернативными проектами он имеет ряд преимуществ. Почему и в чем эти преимущества? Так, по сравнению с проектом федерального закона, внесенным Государственным Советом Республики Коми, этот законопроект направлен на решение большего объема имеющихся проблем. По сравнению с законопроектами, внесенными Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан и Законодательным Собранием Краснодарского края, рассматриваемый законопроект не затрагивает вопросов предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу. Это, по мнению Комитета по обороне, в силу повышенного общественного интереса к этой проблеме должно обсуждаться в рамках другого законопроекта. Уважаемые депутаты, каждый из внесенных законопроектов мог бы быть принят в первом чтении при условии устранения замечаний, высказанных Комитетом Госдумы по обороне, Правовым управлением Аппарата Госдумы, Правительством Российской Федерации. И мы благодарны всем субъектам, внесшим законопроекты. Большое спасибо. Однако Комитет Госдумы по обороне поддерживает законопроект, внесенный депутатами Калягиным, Волковым, Дорогиным. С нами солидарно Правительство Российской Федерации. Отзыв Правительства положительный. На остальные законопроекты заключение Комитета Госдумы по обороне и отзывы Правительства Российской Федерации отрицательные. Учитывая изложенное, Комитет по обороне просит принять в первом чтении законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы. Спасибо за внимание. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё. Все доклады, содоклады по законопроектам первого чтения. Вопросы есть к докладчикам? Нет. Представители Президента, Правительства?.. Желающие выступить? Нет. (Выкрики из зала.) Кто? Давайте попросим. Товарищ Коломейцев Николай Васильевич? Нет. Всё нормально. Поскольку альтернативные законопроекты, я прошу включить режим рейтингового голосования. Мы проголосуем за все четыре проекта и потом по результату увидим, который из проектов набрал нужное количество голосов. Режим рейтингового голосования. Результаты покажем в конце. Ставится на голосование пункт 26.1 - проект закона, доложенный депутатом Дорогиным. Комитет и Правительство поддерживают. Первый докладчик - Дорогин. Прошу голосовать. Ставится на голосование пункт 26.2 - законопроект с таким же названием. Докладчик - Багишаев, по доверенности Госсобрания Башкирии. Комитет и Правительство не поддерживают. Прошу голосовать. Ставится на голосование пункт 26.3 - законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Докладчик - Балабаев, Законодательное Собрание Краснодарского края. Профильный комитет и Правительство не поддерживают и этот проект закона. Прошу голосовать. Пункт 26.4, докладчик - Валерий Петрович Марков по доверенности Госсовета Республики Коми. Комитет и Правительство не поддерживают. Четвертый проект, голосуем последний раз и смотрим на результаты. Пожалуйста, покажите нам результаты голосования по первому законопроекту - пункту 26.1, докладчик - Дорогин, адмирал Дорогин. Сколько у нас?.. Покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 37 сек.) Проголосовало за 188 чел. 41,8% Проголосовало против 23 чел. 5,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 211 чел. Не голосовало 239 чел. 53,1% 188. Второй законопроект, депутат Багишаев докладывал. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 10 сек.) Проголосовало за 36 чел. 8,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 36 чел. Не голосовало 414 чел. 92,0% Еще меньше - 36. Третий законопроект, докладчик - Балабаев, Краснодарский край. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 43 сек.) Проголосовало за 115 чел. 25,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел. 74,2% Результат - 115. И четвертый докладчик - депутат Марков, Госсовет Республики Коми. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 14 сек.) Проголосовало за 24 чел. 5,3% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 25 чел. Не голосовало 425 чел. 94,4% 24. Значит, большинство набрали два проекта... Что? 188 - и всё. Значит, поскольку максимальное число голосов набрал первый проект закона... От Правительства, пожалуйста. По ведению. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! Имеется решение правительственной комиссии по законопроектной деятельности, которая, рассмотрев законопроект депутата Дорогина, который вы сейчас будете переголосовывать, дезавуирует свой положительный отзыв на данный законопроект, и позиция Правительства отрицательная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, по всем законопроектам отрицательная позиция Правительства, но по Регламенту мы имеем полное право поставить на голосование проект, набравший большинство голосов. Пожалуйста, Коломейцев. Я же вам предлагал, Николай Васильевич, я же знаю все ваши желания. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Владимир Вольфович, здесь важно не желание, а буква. Надо показать письменное отрицательное заключение. Вот положительное есть письменное, а отрицательное - это ля-ля, понимаете? Поэтому не надо дезинформировать Думу, а надо всем активно проголосовать и поддержать законопроект Дорогина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы имели право так сказать, Николай Васильевич, а я имею право поверить представителю Правительства, ибо его должность обязывает, он здесь представляет Правительство. И никакой доверенности, никаких дополнительных бумаг мы не имеем права требовать от него никогда, как и от представителя Президента. Они вправе даже пойти наперекор своим и Президенту, и Правительству. Пока он их должности не лишил - они главнее Правительства и Президента. Вот такова юридическая природа. Ставится на голосование проект закона, доложенный адмиралом Дорогиным, пункт 26.1. Комитет поддерживает, Правительство не поддерживает. Прошу голосовать. Уже в обычном режиме, не рейтинговое, просто обычный режим. Голосуйте. Тот, который депутат Дорогин докладывал, самый первый, пункт 26.1. (Шум в зале.) Ради бога, все голосуют как хотят. У нас самый свободный в мире парламент и самый дешевый. По зарплате депутатов, я имею в виду. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 09 сек.) Проголосовало за 155 чел. 34,4% Проголосовало против 23 чел. 5,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 178 чел. Не голосовало 272 чел. 60,4% Результат: не принято Еще меньше. Видите, Правительство... Всё, вопрос считается отклоненным: ни один из законопроектов не набрал большинства голосов, нужного количества. Вопрос снимается.