Заседание № 231
04.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 245485-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части отнесения общин коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций; внесен Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2902 по 3210 из 6511
Уважаемые коллеги, подошли докладчики по законопроектам под номерами 6.1 и 6.2, поэтому я предлагаю сейчас обсудить эти два законопроекта. Первый из них - проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Николай Анисимович Анисимов, представитель Совета Федерации, пожалуйста. АНИСИМОВ Н. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Представляемый вам проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" направлен на совершенствование законодательства в области обеспечения прав коренных малочисленных народов. В федеральных законах "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" закреплено право коренных малочисленных народов на создание общин в целях социально-экономического и культурного развития этих народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла. Однако в законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" вообще не установлено, к какой гражданско-правовой форме относится община. А в законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" только говорится, что деятельность общин носит некоммерческий характер. Неопределенность правового статуса общин коренных малочисленных народов создает препятствия для их государственной регистрации и реализации предоставленного коренным малочисленным народам права. Об этом говорится в многочисленных обращениях представителей этих народов и в ряде отзывов на законопроект, поступивших из субъектов Российской Федерации. Рассматриваемый законопроект направлен на решение данной проблемы. Он предусматривает внесение в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" положений, определяющих общины коренных малочисленных народов в качестве особой формы некоммерческих организаций и устанавливающих основу их правового статуса. Одним словом, образно выражаясь, мы хотим данным законопроектом дать коренным малочисленным народам удочку, с помощью которой они сами могли бы поймать рыбу и содержать свои семьи. При подготовке законопроекта нами было получено более тридцати отзывов из субъектов Российской Федерации, практически во всех законопроект поддерживается. Правовое управление Аппарата Совета Федерации дало заключение, что законопроект не противоречит законодательству и устраняет пробелы в правовом регулировании деятельности общин. Заключение Правительства Российской Федерации на законопроект отрицательное, его возражения сводятся к двум моментам. Во-первых, Правительство заявляет, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", не являются исчерпывающими и некоммерческие организации могут создаваться в других формах, предусмотренных федеральными законами. Однако, как я говорил выше, в законах, регулирующих право на создание общин коренных малочисленных народов, правовой статус этих общин как некоммерческих организаций однозначно не определен. При обращении представителей коренных малочисленных народов для регистрации общин в уполномоченные органы им либо отказывают в этом на том основании, что такая форма некоммерческих организаций прямо не предусмотрена в Федеральном законе "О некоммерческих организациях", либо требуют зарегистрировать общину в одной из форм, предусмотренных этим законом. Но общины являются специфической формой некоммерческих организаций и не могут действовать ни как общественные организации, ни как некоммерческие партнерства, ни в других формах некоммерческих организаций. Обычно на сегодняшний день их регистрируют как общественные организации, а, как вы знаете, общественные организации создаются для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, тем самым коренные малочисленные народы лишаются права деятельности, способствующей нормальному их жизнеобеспечению. Поэтому заявление Правительства, что отсутствие понятия общин коренных малочисленных народов в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" не является основанием для отказа в государственной регистрации этих общин как юридических лиц, имеет более теоретический, чем практический характер. Куда пойдут представители этих народов отстаивать свои права - в суд? Для Севера с его огромными территориями и удаленностью органов суда от мест проживания коренных малочисленных народов такая задача становится чрезвычайно сложной, а учитывая недостаточную юридическую грамотность этих народов, просто невыполнимой. Поэтому я не вижу основательных причин, почему не помочь коренным малочисленным народам избежать ненужных сложностей и не включить их общины в качестве особой формы в перечень некоммерческих организаций. Тем более, что такие прецеденты есть, и этот перечень в законе уже дополнялся, например, такой новой формой некоммерческих организаций, как государственные корпорации (статья 7-1). Второе замечание Правительства связано с тем, что одно из положений законопроекта - о возможности регулирования деятельности общин малочисленных народов законами субъектов Российской Федерации - противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации, которая регулирование данного вопроса относит к ведению Российской Федерации. Однако такая норма уже есть в Федеральном законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", и она вполне обоснованна, поскольку данным законом регулируются в первую очередь вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, этнических общностей, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Замечание Правительства, что законопроект противоречит статье 8 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется единство экономического пространства, нам просто непонятно. Таким образом, мы считаем, замечания Правительства представляются малообоснованными. Говорить о замечаниях Правового управления Аппарата Государственной Думы мне нет необходимости, поскольку они практически текстуально повторяют заключение Правительства. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу вас поддержать представленный вам законопроект. Принятие этого закона станет еще одной реальной мерой по обеспечению реализации прав коренных малочисленных народов России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Анисимович. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, законопроект под номером 6.2: проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Представитель Думы Таймырского автономного округа член Совета Федерации Леонид Юлианович Рокецкий имеет поручение выступить по данному законопроекту. Потом будет содоклад по двум законопроектам. Пожалуйста. РОКЕЦКИЙ Л. Ю., представитель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, член Совета Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Спасибо, потому что сегодня уже в четвертый раз я пытаюсь доложить по этому законопроекту, но мой коллега Анисимов Николай Анисимович рассказал примерно о таком же законопроекте. Вся разница состоит в том, что в их законопроекте вообще обо всей Российской Федерации говорится, а в предложении от Таймырского автономного округа написано об общинах и некоммерческих организациях народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири, кстати, где эта проблема и существует. Примерно всё то же самое, ничего особенного нет. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" под общинами понимают формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемым по кровно-родственному (семья, род) или территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания. Деятельность общин носит некоммерческий характер. В пункте 3 статьи 8 вышеназванного федерального закона предусматривается, что созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица. Однако в гражданском законодательстве отсутствует такой вид организационно-правовой формы юридического лица, как община. Органы, осуществляющие государственную регистрацию, отказывают в регистрации на том основании, что в гражданском законодательстве не предусмотрены такие организационно-правовые формы. И в общем-то, этот законопроект, эта поправка к действующему закону, практически вносит новое слово "община" сразу после слов о религиозных организациях и так далее, для того чтобы восполнить пробел. Таких проблем много, особенно много, я знаю, таких проблем у Государственной Думы в связи с принятием закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." и дополнений к закону об организации власти в субъектах Российской Федерации. Определено, что надо вносить поправки и дополнения в 280 законов. Это одна из этих поправок и дополнений. Никаких дополнительных средств не требуется. Надо просто внести дополнения о том, что община имеет некоммерческий характер и регистрируется как юридическое лицо, и больше ничего. Прошу вас, уважаемые депутаты, проголосовать. Есть замечания к этому закону по поводу того, что в нем много лишних статей и повторяются общие принципы, определяющие, что такое община. Я считаю, что ко второму чтению можно будет и опустить то, что раздражает или является лишним. Можно было бы просто сделать так: после слов "религиозных организаций (объединений)" написать слова "община..." - и поставить точку. Но этот закон - законодательная инициатива субъекта Федерации, который довольно далеко находится от Москвы. Они старались более глубоко подготовить закон, не упрекайте их за это, не гасите эту инициативу. Прошу проголосовать. Благодарю вас, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Юлианович. Пожалуйста, Каадыр-оол Алексеевич, доложите мнение комитета. БИЧЕЛДЕЙ К. А. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по делам национальностей в принципе третий раз уже рассматривает одну и ту же постановку вопроса о том, чтобы вписать это в специализированный закон, а вначале мы даже ставили вопрос о вписании в перечень некоммерческих организаций общин коренных малочисленных народов России даже в Гражданском кодексе Российской Федерации. Сегодня появление в третий раз такого же рода законопроекта, даже двух альтернативных законопроектов, вызвано тем, что вопрос о регистрации этой организационно-правовой формы - общин коренных малочисленных народов как общественных организаций с правами хозяйствующих субъектов - остается открытым. Регистрационные действия так и не производятся: как на федеральном уровне соответствующие документы не приняты, так и на региональном уровне ни одна община как некоммерческая организация до сих пор не зарегистрирована. И это всё при том, что при отклонении нашей поправки, вносимой в Гражданский кодекс, четко и ясно было сказано (и это логически верно), что, когда Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов..." устанавливает организационно-правовую форму общин коренных малочисленных народов именно как некоммерческих организаций и когда порядок, и процедура их регистрации четко определены в самом законе, нет необходимости ее отдельно прописывать в перечне как в Гражданском кодексе, так и в законе "О некоммерческих организациях". Но в силу того что вот эта круговая, тупиковая ситуация в части регистрации общин коренных малочисленных народов продолжается, возник и законно ставится сегодня вопрос о том, чтобы теперь внести эти нормы в перечень некоммерческих организаций уж если не в Гражданский кодекс, то в закон "О некоммерческих организациях". Надо сказать, что оба этих альтернативных закона имеют одно общее положение: включить соответствующий пункт об общине в перечень некоммерческих организаций в законе "О некоммерческих организациях". А разница между этими альтернативными законопроектами заключается в том, что законопроект, поступивший от Совета Федерации (он у нас стоит пунктом 6.1), устанавливает еще одну дополнительную норму, которой нет в самом законе об общинах, заключающуюся в том, что общины являются только общественными объединениями. Уже в заключении Правительства закономерно отмечено, что такое сужение правового положения и правового статуса общин, установленного в самом законе об общинах, недопустимо. И вторая новация, которая имеется в проекте Совета Федерации, - это то, что правовое положение общин коренных малочисленных народов может регулироваться также законодательством субъектов Российской Федерации. А это противоречит уже действующему законодательству и конституционной норме на этот счет. Такая проблема существует в отношении законопроекта, представленного Советом Федерации. А в законопроекте, предлагаемом Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, иное: автор законодательной инициативы значительно сужает саму сферу действия закона. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" является, с одной стороны, конкретно тематическим законом, но в отношении ряда позиций - рамочным законом. И если в него вносить нормы о включении в перечень общин коренных малочисленных народов, то там должна сидеть та норма, которую Совет Федерации предлагает, то есть в перечне должны быть только общины коренных народов Российской Федерации. И это корректно было бы, на что указывает и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, говоря о несоответствии действующему законодательству. И в заключении Правительства также этот момент указан. Тем не менее, учитывая, что ситуация требует того или иного решения, все наши действия, даже наши отсылки к выступлению Александра Алексеевича Котенкова о том, что, когда есть в федеральном законе соответствующие нормы, нет необходимости их повторять в другом законодательном акте... Мы обратились письменно в Правительство, а Правительство дало поручение Минэкономразвития. Мы получили невразумительный ответ, из которого вытекает, что пусть остается всё, как есть, в тупиковом состоянии. Каких-либо действий здесь не предпринимается. Поэтому комитет, понимая, что и тот и другой проект имеет погрешности, все-таки посчитал необходимым поддержать проект, представленный Советом Федерации Федерального Собрания. Но вместе с тем, что касается этого проекта, 6.1, комитет считает необходимым ко второму чтению уточнить понятие "общины коренных малочисленных народов", исключить некоторые положения, противоречащие конституционным нормам и действующему законодательству. А что касается проекта Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, комитет рекомендует его отклонить на том основании, что предлагаемый авторами законопроект значительно сужает сферу действия самого закона, так как будет распространяться только на общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите с трибуны. Уважаемые депутаты, будут ли у вас вопросы к докладчикам? Так, вопросов нет. Пожалуйста, присаживайтесь, Каадыр-оол Алексеевич. Есть ли желающие выступить? Нет. Тогда я ставлю на голосование. Голосование будет при закрытом экране. Сначала голосуется законопроект 6.1. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Пожалуйста, коллеги, голосуйте. Без карточек у нас здесь никого сегодня нет. Ставлю на голосование второй законопроект, под номером 6.2. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования по законопроекту 6.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 00 сек.) Проголосовало за 155 чел. 34,4% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел. 64,7% Так, 155 голосов "за", но нет, это не означает, что он принят. Пожалуйста, покажите результаты по законопроекту 6.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 32 сек.) Проголосовало за 185 чел. 41,1% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 186 чел. Не голосовало 264 чел. 58,7% За - 185. Ни один из законопроектов не принят, но законопроект под номером 6.2 набрал большее количество голосов, поэтому мы сейчас его проголосуем. Кто за то, чтобы принять законопроект под номером 6.2 в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 42 сек.) Проголосовало за 198 чел. 44,0% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел. 55,8% Результат: не принято Не принимается.