Заседание № 252
12.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 245476-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1369 по 1540 из 4822
Пункт 3 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад представителя Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. По доверенности - Леонид Юлианович Рокецкий. Добрый день, Леонид Юлианович. Пожалуйста. РОКЕЦКИЙ Л. Ю., представитель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, член Совета Федерации. Уважаемые депутаты, в соответствии с действующей редакцией закона государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. Несмотря на то что в действующем законе нет прямых запретов на установление законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, на практике всё же могут возникать проблемы при предоставлении таких гарантий. Например, у прокуратуры может возникнуть вопрос о том, на каком основании субъект Федерации вводит новые пособия для каких-то территорий, если они не предусмотрены федеральным законодательством. Предлагаемая законопроектом новая редакция части второй статьи 3 законодательно закрепляет право субъектов Российской Федерации предоставлять дополнительные гарантии и компенсации лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом порядок и условия предоставления указанных гарантий и компенсаций также должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Работодатели также могут предоставлять гарантии за счет средств предприятий, организаций и учреждений. В этом случае порядок и размер компенсаций определяются коллективными соглашениями. Таким образом, введение нормы позволит привлечь помимо федерального бюджета другие источники финансирования. Следует отметить, конечно, что, во-первых, законопроект предусматривает лишь возможность, а не обязательность предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, а во-вторых, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса, статья 86, компенсация расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации. Такая позиция основана также на положениях Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...", принятого Государственной Думой в июне этого года, и корреспондирует с нормами Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Важно также отметить, что предлагаемые законопроектом дополнения не нарушают прав хозяйствующих субъектов (работодателей). Они будут нести расходы не на основе законов субъектов Российской Федерации, а на основе своих собственных коллективных договоров. Известно, что средств федерального бюджета не хватает. Я не буду говорить об условиях жизни на Севере, особенно на Крайнем Севере, на островных территориях. Надо поддержать северян. Если уж соответствующие субъекты Федерации хотят им что-то дать, пусть делают это беспрепятственно. Отдельные недостатки юридико-технического характера, отмеченные Правовым управлением, могут быть устранены ко второму чтению. Данный закон для этого года очень важный. Тяжело живется на Севере, и я думаю, что вы внесете хороший вклад во взаимопонимание между депутатами Государственной Думы и населением северных территорий. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Юлианович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад члена Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Леонидовича Пискуна. Пожалуйста, Николай Леонидович. ПИСКУН Н. Л., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Суть поправки к закону изложена в докладе Леонида Юлиановича Рокецкого. Я не буду зачитывать текст, который у меня есть и который практически повторяет то, что изложил член Совета Федерации Рокецкий. Я изложу лишь заключение Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Рассмотрев материалы по данному проекту федерального закона, комитет считает необходимым рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении. Имеющиеся в законопроекте неточности будут устранены, а полученные замечания и предложения учтены при его подготовке ко второму чтению. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые коллеги. На рассмотрении данного вопроса присутствует заместитель министра экономического развития и торговли Шипов Виталий Валентинович. Я думаю, можно будет и ему задавать вопросы тоже. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Егор Кузьмич Лигачёв. ЛИГАЧЁВ Е. К., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Георгий Валентинович. Уважаемые депутаты, я хотел бы обратить ваше внимание на то обстоятельство, что предложение, инициатива Таймырского автономного округа имеет исключительное значение, я бы сказал, просто стратегическое. Дело в том, что на протяжении четырех-пяти веков миллионы людей шли на восток, навстречу солнцу, осваивая Сибирь и Крайний Север. Впервые за всю историю Российского государства в последние десять лет начался отток населения из этого стратегически важного региона. Уехало из Сибири и с Севера России уже около 6 миллионов человек, а между тем 8 процентов населения Крайнего Севера и районов, приравненных к нему, дают 22 процента валового продукта. Мне думается, что предложение о том, чтобы за счет местных ресурсов хоть чуть-чуть улучшить положение людей, живущих в этом регионе, заслуживает внимания и поддержки. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово - представителю правительства Шипову Виталию Валентиновичу. Пожалуйста. ШИПОВ В. В., заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты, на самом деле вопрос, который обсуждается при рассмотрении данного законопроекта, чрезвычайно важен. И никто, безусловно, не может возражать против того, что такая мера должна быть предусмотрена нашим законодательством. Но в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 26-1, часть 3, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами. Федеральный закон, определяющий полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должен устанавливать источники финансирования и осуществления соответствующих полномочий. Частью второй статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что дополнительные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации. Эта норма практически полностью совпадает с тем, что предлагается в представленном проекте федерального закона. То есть этот вопрос полностью решен действующим законодательством. Субъекты Российской Федерации имеют полное юридическое право устанавливать подобные льготы и компенсации. Необходимости в принятии дополнительного законопроекта по этому поводу просто нет, поскольку этот вопрос полностью и исчерпывающе решен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента по этому поводу желает высказаться? Не желает. В заключительном слове есть необходимость у докладчиков? Нет необходимости. Ставится на голосование: принять данный законопроект в первом чтении. Включите режим голосования, пожалуйста. Позиция комитета, вы слышали, - за, позиция правительства - против. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 45 сек.) Проголосовало за 160 чел. 35,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 161 чел. Не голосовало 289 чел. 64,2% Результат: не принято Законопроект не принимается.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2192 по 2208 из 4822
Дорогин, по ведению. ДОРОГИН В. Ф., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые депутаты, уважаемый Геннадий Николаевич! Вот тут пункт 3, о внесении изменения в Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Указано, что мы с Резником Борисом Львовичем не голосовали. Мы голосуем за этот 3-й пункт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это отражение найдет только в стенограмме. ДОРОГИН В. Ф. Да. И хотел бы сказать, что никогда в течение последних лет на Севере не были выше заработки. Это для некоторых присутствующих здесь, в зале.