Заседание № 250
05.10.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 245375-4 "О внесении изменения в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в части, касающейся обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2908 по 3135 из 4784
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Государственная Дума Томской области обратилась к нам с предложением рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя, поэтому содоклад сделает член Комитета по охране здоровья Борис Григорьевич Кибирев. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По поручению Комитета по охране здоровья докладываю вам законопроект "О внесении изменения в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", внесённый Государственной Думой Томской области. О чём идёт речь? У работников здравоохранения не только важная и ответственная, но и достаточно опасная профессия. Они подвергают свою жизнь реальной угрозе, так как их работа часто связана с непосредственным оказанием медицинской помощи больным туберкулёзом, СПИДом, ВИЧ-инфицированным, страдающим психическими расстройствами и так далее. Их, этих работников, естественно, надо на государственном уровне страховать от рисков на работе и всячески защищать. Сегодня у нас в России много говорится о том, что в здравоохранении наводится порядок, действует национальный проект "Здоровье" и так далее, но пока никто не поднял публично вопрос о том, что в России система страхования медицинских и фармацевтических работников практически не работает. И вот на эту проблему обратили внимание депутаты Государственной Думы Томской области и предложили свой законопроект. О чём законопроект? Законопроект предлагает внести изменения в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Я из этой статьи - она, естественно, у вас перед глазами - прочитаю один пункт: "Условия и порядок осуществления данного вида обязательного страхования, а также структура, порядок определения и размер страхового тарифа, минимальные размеры страховых сумм определяются федеральным законом". Что побудило томских парламентариев выступить с этим законопроектом? Дело в том, что основным законом, который определяет систему страхования медицинских и фармацевтических работников, являются, естественно, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в том числе статья 64, которая предполагает, что для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование. Но вот порядок этого страхования настолько усложнён, что реально не даёт возможности этой норме работать. В статье 64 предполагается, что перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников, если они на государственной и муниципальной службе, устанавливается Правительством Российской Федерации. И надо сказать, что на сегодняшний день есть постановление № 191 от 3 апреля, в котором этот перечень чётко обозначен, а вот размер и порядок страхования зависят от того, на каком уровне работают работники здравоохранения: если это федеральные организации, это делает правительство, если это организации в субъектах Российской Федерации, это выполняют органы государственной власти субъектов, если это муниципальное образование, то этими вопросами должны заниматься органы местного самоуправления. Есть и второй закон - Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", пункт 4 статьи 3 которого говорит о том, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, и федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать целый ряд положений, определяющих субъекты страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев и так далее. Конечно, это очень сложная проблема, и она по многим сферам деятельности, опасной для жизни и здоровья, на сегодняшний день не решена. Хотя есть пример. Вот действует Федеральный закон с очень длинным названием - "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы..." (и так далее), где целый ряд статей чётко определяет страховые случаи, размеры страховых сумм и так далее. Без всего этого нормы закона о медицинском обслуживании граждан Российской Федерации не действуют. К большому сожалению, ничего соответствующего этим требованиям томская Дума не представила. Ещё раз повторю главный пункт их законопроекта: "Условия и порядок осуществления данного вида обязательного страхования, а также структура, порядок определения и размер страхового тарифа, минимальные размеры страховых сумм определяются федеральным законом". Ну и что? Они-то ничего не определили. Хочу особо подчеркнуть, что томские депутаты подняли очень важную государственную проблему, из-за которой страдают многие медики и фармацевты всей России, но, к большому сожалению, решения не дали. Нужен отдельный, конкретный закон о государственном страховании медиков и фармацевтов. Комитет Государственной Думы по охране здоровья по этой теме с томской Думой работал. Кстати, этот законопроект дважды направлялся субъектам, направлялся на переделку, но конкретного законопроекта с предложениями, устанавливающими порядок, размеры и другие параметры страхования медицинских работников, так и не получилось. Мне хочется особо сказать об официальном отзыве правительства. Правительство нашло аргументы, по которым считает этот законопроект не подлежащим принятию, например: в настоящее время на основании действующей редакции частей второй и третьей статьи 64 Основ в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований изданы нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения (это Республика Адыгея, Приморский край, Ленинградская область, город Улан-Удэ и так далее). Но это всего четыре или пять субъектов, а у нас, если память мне не изменяет, их сегодня восемьдесят шесть. В абсолютном большинстве субъектов вопросы страхования медицинских и фармацевтических работников не урегулированы, и во многих страховых случаях люди вынуждены обращаться в суды, искать другие пути отстаивания своих прав, чтобы либо в случае смерти могли получить определённую компенсацию родственники, либо в случае утраты здоровья получил компенсацию сам понёсший эту утрату. У нас есть все основания считать, что именно правительство должно навести здесь порядок и срочно внести законопроект о конкретном виде обязательного страхования медицинских и фармацевтических работников, потому что это его компетенция. Комитет по охране здоровья отмечает общероссийскую актуальность поднятой томскими депутатами проблемы о наведении государственного порядка в области обязательного страхования медицинских и фармацевтических работников, но в предложенном варианте решения этой проблемы не получилось. Поэтому я с большим сожалением должен заявить позицию Комитета по охране здоровья, который не поддерживает этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич. Вопросы есть. Я вижу, поднял руку Сергей Николаевич Решульский. И подводим черту. Пожалуйста, включите микрофон депутату Решульскому. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Борис Григорьевич, очень обстоятельная информация - доклад от имени комитета, однако непонятно: полтора года лежит этот законопроект в комитете, у вас там высокопрофессиональные, квалифицированные медицинские работники, в том числе и председатель комитета, вы знаете, что это сложнейшая и очень острая проблема, сами об этом сказали, а результата нет. И мне непонятно, что мешает всё-таки принять этот законопроект, для того чтобы устранить противоречие между статьёй 64 базового закона, где ведь не прописано... Вот вы назвали четыре примера, но ведь прокуратура-то может оспорить это всё, потому что в статье 64 закона чётко не указано, что нужно принимать такой федеральный закон, а вот в законе "Об организации страхового дела..." сказано об этом. Вот этим законом мы устраним противоречие между статьями, а потом либо правительство... (Микрофон отключён.) КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Сергей Николаевич, статистика такая. Законопроект этот был внесён Думой Томской области 4 апреля 2006 года. Сегодня у нас 5 октября 2007 года, то есть прошло практически полтора года. Почему полтора года? Ну, у комитета есть тут одно извиняющее обстоятельство: этот законопроект Думе Томской области возвращался на доработку, дважды он рассылался субъектам Российской Федерации. Конечно, комитет мог быстрее всё сделать, но не получилось. И второе. Это, наверное, отголосок или проявление общей тенденции у нас, в Государственной Думе, когда субъекты не очень здорово нам доверяют по той причине, что абсолютное большинство законопроектов, которые они вносят, всегда отклоняется по такой формуле: проблема поднята очень важная, но, к большому сожалению, механизма разрешения её не найдено, и мы, когда в следующий раз будем принимать закон, все эти положения обязательно учтём. Я ещё раз излагаю свою позицию: по такому важному делу, как страхование медицинских работников, - а мы все с ними связаны и от них зависим, - конечно, надо правительству разработать общий федеральный закон либо отменить ту норму в действующем законодательстве, которая требует в каждом отдельном случае, по каждому отдельному поводу принимать специальный, конкретный закон. Ну все же граждане, все работают и все, кто подвергается риску, должны быть застрахованы. Почему надо отдельно страховать печников, хирургов и всех остальных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Один желающий. Пожалуйста, включите микрофон Сергею Николаевичу Решульскому. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я очень коротко. Коллеги, я всё-таки не пойму логику нашего комитета, когда он отклоняет такой законопроект и при этом признаёт: да, несоответствие между двумя действующими федеральными законами - статьёй 64 базового закона, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и законом об обязательном страховании - существует. Я не зря, задавая вопрос Борису Григорьевичу, сказал по поводу ссылки на заключение правительства, в котором сказано, что в четырёх субъектах Федерации такой специализированный законопроект приняли, именно для этой категории работников. В принципе если прокуратуре задаться такой целью, то можно это опротестовать, поскольку вот это несоответствие между двумя законами будет признано, а это не отвечает, в общем-то, духу всего федерального законодательства. Я не пойму логику комитета, когда, отклоняя сейчас законопроект Думы Томской области, мы говорим: вот вы этот законопроект вносите вместе со специализированным законопроектом. Ну хорошо, а если потом будет внесён законопроект об обязательном страховании медицинских и других работников здравоохранения, мы будем ждать тогда эту версию закона для внесения изменений в Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан? Давайте примем этот законопроект, он войдёт у нас в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и будет чётко написано, что нужен специализированный закон. Устраним противоречия между двумя уже действующими законами, а потом либо будем настойчиво требовать от правительства, чтобы скорее эту проблему разрешали и вносили сюда на рассмотрение законопроект в первоочередном порядке, либо сами, комитет или другие депутаты, группа депутатов, будем готовить специализированный закон об обязательном медицинском страховании. Я предлагаю поддержать этот законопроект и не вижу здесь никаких отступлений от наших законодательных норм и нарушения наших принципов формирования законодательной базы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Я так понимаю, что ни представитель правительства, ни представитель президента не настаивают на выступлении, докладчик не настаивает на заключительном слове. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Комитет против данной законодательной инициативы. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 51 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Результат: не принято Отклоняется законопроект.