Заседание № 23
25.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 24505-5 "О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1698 по 1997 из 5366
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 13. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие". Первый доклад - официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Представляется на ратификацию в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (так называемой Конвенции о "негуманном" оружии). Его положения регулируют вопросы международного контроля над вооружениями. В настоящее время одним из основных источников потерь и увечий среди гражданского населения, равно как и военнослужащих, являются взрывоопасные пережитки войны, представляющие собой неразорвавшиеся или оставленные снаряды, авиабомбы, гранаты, боевые элементы кассетных боеприпасов и тому подобное. Основываясь на данных обстоятельствах, государства - участники конвенции приняли решение разработать Протокол V, призванный решать проблемы, связанные с такими боеприпасами, оставленными после окончания вооружённого конфликта. При активном участии нашей страны данный протокол был разработан и в ноябре 2003 года принят на конференции государств - участников Конвенции. 12 ноября 2006 года протокол вступил в силу. Суть протокола сводится к тому, что его положения обязывают государства после окончания вооружённого конфликта принимать безотлагательные меры по обозначению, разминированию и удалению взрывоопасных пережитков войны на территориях, находящихся под их контролем. При этом если государство - пользователь боеприпасов, превратившихся во взрывоопасные пережитки войны, больше не осуществляет контроль над той территорией, где они находятся, то это государство по мере возможности предоставляет помощь государству, контролирующему данную территорию. В случае если государство не может самостоятельно решить задачу по очистке территории, оно имеет право обратиться за помощью к другим государствам - участникам протокола или международным организациям. Вышеуказанное требование - и это очень важное положение протокола - не распространяется на постконфликтные ситуации, имевшие место до вступления в силу настоящего протокола. Кроме того, протокол содержит в себе положение, касающееся изыскания способов и средств по повышению надёжности производимых государствами боеприпасов. Данное положение носит рекомендательный характер и поэтому не повлечёт за собой изменений, связанных с производством российских боеприпасов. С учётом возросшего значения проблематики "негуманного" оружия, внимания, которое уделяется этой теме международным сообществом, ратификация Протокола V к конвенции будет способствовать укреплению международного авторитета России, продемонстрирует её приверженность соблюдению принципов международного гуманитарного права. Выполнение положений протокола не нанесёт ущерба обороноспособности и безопасности России, а также не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Протокол не устанавливает правил иных, чем предусмотренные законами Российской Федерации. Его исполнение не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов. После ратификации протокола в Вооружённых Силах Российской Федерации будут разработаны дополнения к существующим инструкциям и наставлениям, обеспечивающие подготовку личного состава в соответствии с его требованиями. Учитывая изложенное, прошу вас, уважаемые депутаты, принять проект федерального закона по данному вопросу. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь. Второй доклад - заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Ивановича Кисляка. Пожалуйста. КИСЛЯК С. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Моя задача после доклада Николая Александровича значительно упрощается, поскольку военную, субстантивную часть он в своём докладе вполне конкретно изложил. Я хотел бы отметить, что рассматриваемый протокол - это продукт довольно интенсивных дипломатических усилий последних лет, усилий, которые были вызваны серьёзными гуманитарными последствиями для гражданского населения неизбирательного применения в вооружённых конфликтах боеприпасов, и кассетных в том числе. Был довольно затяжной процесс переговоров, где высказывалось немало идей, но в конечном счёте протокол, который представлен на ваше рассмотрение, является разумным компромиссом, полностью соответствует нашим политическим интересам и ни в коей мере не противоречит нашим военным интересам. Фактом является то, что, когда конфликты уже завершены, одним из основных источников потерь и увечий среди гражданского населения, а нередко и военнослужащих являются неразорвавшиеся боеприпасы, оставленные боеприпасы. Поэтому участники Конвенции о "негуманном" оружии - а эта конвенция носит рамочный характер - взяли на себя по этому протоколу обязательство принимать меры по очистке территорий от данных боеприпасов после окончания активных боевых действий. Россия - участница рамочной конвенции, она присоединилась и к четырём предыдущим протоколам к ней, и новый, пятый, тот, который представлен на ваше рассмотрение, был тоже разработан при активном участии нашей страны. Действие протокола распространяется только на будущие постконфликтные ситуации, он не имеет ретроактивного характера, поэтому для нас он вступит в силу с момента, когда будет ратифицирован Российской Федерацией. В протоколе отражено стремление государств к развитию сотрудничества в решении проблем ВПВ, но не вводится обязательных норм по его осуществлению. В ходе работы над протоколом удалось не допустить, чтобы под предлогом повышения надёжности боеприпасов принимались юридические обязательства, не устраивающие нас с точки зрения военно-технических интересов страны. В протоколе в рекомендательном плане, так, чтобы это не противоречило нашим интересам, обозначены цели, которые могут преследовать государства с точки зрения технического применения этого протокола. Применение Протокола V будет содействовать дальнейшему развитию международного гуманитарного права, будет вести к уменьшению неоправданных страданий и потерь среди гражданских лиц и военнослужащих. 12 ноября 2006 года протокол уже вступил в силу. К настоящему времени его ратифицировало сорок государств - это большинство стран ЕС, Индия и некоторые другие. Ключевые страны - производители боеприпасов, такие, как США и Китай, завершают процедуру ратификации Протокола V. С учётом возросшего значения проблематики "негуманного" оружия ратификация Россией Протокола V к Конвенции о "негуманном" оружии лишь подтвердит её приверженность соблюдению международного гуманитарного права. Кроме того, ратификация Россией этого протокола будет способствовать укреплению наших позиций на международных форумах, в частности на ведущихся в Женеве в рамках конвенции переговорах по проблеме кассетных боеприпасов. С учётом изложенного мы просили бы вас, уважаемые депутаты, принять решение о ратификации протокола. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Сергеевича Стародубца. Пожалуйста. СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Российская Федерация является участницей Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Конвенция представляет собой рамочный документ, дополненный пятью протоколами. Протоколами устанавливаются запрет и ограничение на применение тех видов оружия, использование которых вызывает излишние страдания и чрезмерное повреждение как комбатантов, так и гражданского населения. Россия присоединилась к конвенции и к четырём из пяти прилагаемых к ней протоколам, приняла поправку к статье 1 конвенции о распространении сферы охвата конвенции и её протоколов на внутренние вооружённые конфликты. Протокол по взрывоопасным пережиткам войны к конвенции был подписан в Женеве 28 ноября 2003 года и вступил в силу 12 ноября 2006 года. Российская Федерация до настоящего момента не является участником указанного международного соглашения. Указанный протокол был внесён в Государственную Думу на ратификацию Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 1 марта 2008 года. Применение протокола содействует дальнейшему развитию гуманитарного права, ведёт к ограничениям страданий и потерь среди гражданского населения и военнослужащих, а его ратификация позволит адаптировать положения конвенции и её протоколов к современным реалиям, будет способствовать укреплению международных позиций России и продемонстрирует её приверженность соблюдению принципов международного гуманитарного права. Протокол не устанавливает правил иных, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Его исполнение не требует изменения действующих федеральных законов или принятия новых. На указанный законопроект имеются положительное заключения Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы по международным делам, по обороне, по безопасности, по делам национальностей, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует принять закон "О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Сергеевич. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Трое записались: депутаты Локоть, Иванов и Ковалёв. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос к представителю Министерства обороны. Уважаемый Николай Александрович, это важный договор, конечно, но действенность данного документа может быть только в том случае, когда действительно ведущие производители оружия ратифицируют этот договор. А вот прозвучавшая информация в отношении Соединённых Штатов Америки, она как-то настораживает несколько. Не получится ли так, что мы возьмём на себя эти обязательства, а Соединённые Штаты Америки останутся в стороне, хотя они сегодня завязли и в Ираке, и в Афганистане, ещё в ряде регионов, которые будут их обязывать данным договором к определённой большой работе? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А. Спасибо за вопрос. Я просто ещё раз напомню уважаемым депутатам, что на сегодняшний день сорок две страны ратифицировали протокол. Что касается Соединённых Штатов Америки, действительно крупнейшего производителя боеприпасов и взрывчатых веществ, там эта работа ведётся достаточно активно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. У меня вопрос к Сергею Ивановичу Кисляку. Сергей Иванович, меня интересует следующее. Это перевод такой правильный, что как-то не звучат слова "взрывоопасные пережитки войны"? Насколько я знаю, пережиток - это остаток чего-то прошлого, уже устаревшего. Не всегда, допустим, мины и снаряды, которые остаются неразорвавшимися, являются устаревшими, да и для чистоты русского языка, наверное, проще назвать так: "по взрывоопасным остаткам войны". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. Какой перевод? КИСЛЯК С. И. Возможно, с точки зрения стилистической ваш перевод звучит даже красивее, но с точки зрения истории переговоров и терминологии, используемой в международной практике, перевод, представленный на ваше рассмотрение, точно соответствует формулировкам, которые используются в многостороннем контексте. "Пережитки войны" - это термин, который существует начиная с 48-го года, когда была подписана сама конвенция. Поэтому хорошая практика в этих случаях - не менять терминологию, которая является одним из ключевых моментов уже с точки зрения истории вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ковалёв Николай Дмитриевич. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". К Сергею Ивановичу Кисляку вопрос. Сергей Иванович, сорок два государства ратифицировали договор. Но согласно сообщениям заместителя министра обороны Казахстана в Ираке батальон казахский разминировал четыре миллиона мин, только один казахский батальон. Таким образом, экстраполируя эту цифру на всех, кто занимается разминированием, можно сказать, что около сорока миллионов мин сегодня установлено на территории Ирака. Есть ли механизм, какой механизм предполагает использовать Министерство иностранных дел для контроля за соблюдением договора другими странами? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КИСЛЯК С. И. Контрольного механизма как такового в этом документе нет, здесь в основном обязательства индивидуальные государств по действиям, которые были вызваны их конкретными операциями. Соответственно, если территория остаётся под контролем государства, то это государство несёт ответственность за решение проблемы взрывоопасных остатков войны. В Ираке эта проблема будет оставаться, и я уверен, что там потребуется программа гуманитарного разминирования на многие-многие годы вперёд. Надо сказать, что, есть эта конвенция или нет этой конвенции, эта проблема всё равно всегда существует. Эта же конвенция предусматривает, что, если государство ведёт боевые действия, оно обязано уже с самого начала думать о том, как оно будет решать эту проблему потом. Это означает регистрацию того, где было применено оружие, где могут быть остатки войны, планирование мероприятий, проводимых по окончании боевых действий, с тем чтобы оградить гражданских от угрозы нарваться на эти остатки войны. Эта конвенция не регулирует вопросы контроля или экономических, скажем, последствий этой проблемы, которые, как правило, после больших конфликтов бывают довольно тяжёлыми. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Представители президента, правительства? Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2244 по 2263 из 5366
И две ратификации. Проект федерального закона "О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 54 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принимается.