Заседание № 143
О проекте федерального закона № 245000-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о возможности привлечения к ответственности за правонарушения, посягающие на покой граждан и тишину, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершённые с использованием транспортных средств, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме шумомерами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
50-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Московской городской Думы Александра Григорьевича Семенникова. Пожалуйста. СЕМЕННИКОВ А. Г., представитель Московской городской Думы. Добрый день, Александр Дмитриевич, президиум, уважаемые коллеги! Проект закона внесён законодательным собранием региона - Московской городской Думой. В свою очередь, он был внесён в Московскую городскую Думу мэром города Сергеем Семёновичем Собяниным в ответ на запросы москвичей по поводу шума. Проблема комплексная, проблема большая, шум - серьёзный источник дискомфорта горожан, в том числе шум, который создаётся авто- и мототранспортными средствами в ночное время - с 23 часов до 7 часов. С одной стороны, проект закона звучит немного технологически, может быть даже футуристически, речь идёт об использовании шумомеров - специальных технических средств, которые помогут выявлять нарушителей в потоке транспорта, а с другой стороны, для нашего административного законодательства, для административной практики это в чём-то уже пройденный этап. Ровно на таких же основаниях и на таких же началах используются средства фотовидеофиксации, когда выявляются нарушения при превышении скорости, при нарушении рядности движения и ряд других нарушений ПДД, причём не только в Москве, но сегодня уже практически по всей территории России. Использование средств фотовидеофиксации привело к укреплению дисциплины, исключило полностью коррупциогенные факторы на дорогах, привело к снижению смертности, количества серьёзных ДТП, мы видим, что всё это работает. Возможно ли использовать шумомеры для того, чтобы выявлять нарушителей? Ответ: да, это наши, российские технологии, российские наработки. Мы видели презентации этой продукции, на самом деле там, ну, как учёные сказали бы, не бином Ньютона - это качественные технологические разработки, но это не шаг в завтрашний день, это норма для наших технологий, для нашей науки, если хотите. Эти средства действительно позволяют выявлять нарушителей, причём, обращаю внимание, речь идёт о ночном времени, когда поток всё равно меньше, и речь идёт об особо защищаемых территориях: жилых кварталах, больницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах. Вот в этом случае подобные технические средства будут помощниками подразделениям ГИБДД в том, чтобы пресекать правонарушения, потому что в действующем законодательном режиме это всё работает крайне слабо. То есть, представляете, сегодня сотрудник ГИБДД должен на слух зафиксировать нарушение, начать погоню, задержать нарушителя, вступить с ним в диалог: "А вот два перекрёстка назад у вас был шум". - "Да нет, командир, шума не было, давайте тут порешаем". Отвлекаются силы правопорядка, перспективы разбирательства ради штрафа в 500 рублей весьма туманные. И совсем другое дело, если на помощь приходят технологии: фиксируется нарушитель, по знаку определяется владелец и в том же порядке - это особый порядок административного производства, - в каком сейчас штрафуются нарушители, например, за превышение скорости, то есть без составления протокола, в режиме онлайн, составляется постановление об административном правонарушении и нарушитель привлекается к ответственности. Безусловно, за ним сохраняется весь комплекс прав на обжалование - от административного до судебного. Помимо этого, коллеги, законопроектом предлагается модернизировать систему штрафов. Как я уже говорил, сейчас размер штрафа - 500 рублей. Законопроектом предлагается увеличить размер штрафа и сделать вилку: от 5 тысяч до 30 тысяч, увязав размер штрафа с мощностью автомобиля. К сожалению, - по крайней мере это московская практика - владельцы самых дорогих, самых мощных автомобилей, спорткаров являются и главными нарушителями, устраивая гонки. Вы всё это прекрасно видите - ночные рейсеры, мажоры на отцовских автомобилях выкладывают всё это обильно в Интернет, они рассматривают штраф как некую такую легализацию нарушения: вот я купил себе проездной, заплатив штраф, и могу делать на дорогах что хочу. Всё-таки штраф должен быть карой, должен быть мерой наказания и, соответственно, упреждать, удерживать человека от противоправного поведения. Поэтому в законопроекте предлагается систему штрафов подкорректировать, а администрирование этих штрафов передать на уровень регионов. Кроме того, предусмотренная в административном кодексе мера задержания транспортного средства тоже возможна в соответствии с проектом закона, поскольку в тех случаях, когда нарушение устранить невозможно... А часто это специально модифицированные глушители, ещё какие-то дополнительные навески, позволяющие вот этот шум издавать. Если на месте нарушитель не может это устранить, то транспортное средство, которое эксплуатируется в нарушение технических регламентов, задерживается. И соответственно, до устранения нарушения или до наступления утренних часов, потому что эти ограничения действуют только в ночное время, нарушитель обязан эту проблему решить - либо устранить, либо дождаться утра и уехать уже, там, не знаю, в сервис, чтобы свою машину привести в соответствие с требованиями законодательства и технических регламентов. Коллеги, законопроект был рассмотрен на заседании профильного комитета Государственной Думы 17 июля, и комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект закона. Просил бы вас поддержать инициативу нашего регионального парламента и продолжить работу над документом. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Викторовны Белых, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, депутаты Государственной Думы, здравствуйте! От имени комитета, конечно же, буду выступать я. Авторы законопроекта обосновывают проектные изменения необходимостью решения проблемы повышенного уровня шума, создаваемого автомобилями и мототранспортными средствами, нарушающими тишину и покой граждан - обращаю внимание - в ночное время. Проектом закона, первое, предусматривается возможность установления законами субъектов Российской Федерации ответственности за нарушение покоя граждан и тишины с использованием автомобилей и мототранспортных средств. Фиксировать указанные правонарушения предлагается работающими в автоматическом режиме шумомерами. Одновременно предлагается закрепить возможность для регионов самостоятельно определять размер штрафов в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя и устанавливать его в размере, превышающем 5 тысяч рублей, вилка - до 30 тысяч. Второе - на данные правонарушения распространяется упрощённый порядок привлечения к ответственности. Третье - вводится возможность применения такой обеспечительной меры, как задержание транспортного средства с демонтированными или модифицированными системами выпуска отработанных газов двигателей. Законопроект имеет свою историю проработки вопроса. Состоялось несколько встреч и рабочих совещаний. Свои замечания представили Правительство Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы. С учётом поддержки концепции законопроекта и необходимости проработки данного вопроса с правовой точки зрения основные замечания сводятся к следующим: первое - размер и порядок исчисления штрафов; второе - требования к техническим средствам; третье - задержание транспортного средства. Итак, первое, по поводу размера штрафов. Конечно, необходимо учесть дисбаланс, который может возникнуть по отношению к уже существующим размерам штрафов за правонарушения в иных сферах, имеющие не меньшую общественную вредность. При этом порядок исчисления штрафов должен определяться Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Второе. Требования к техническим средствам, на наш взгляд, должны быть утверждены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. И третье. Для задержания транспортного средства в большинстве случаев требуется его остановка. При этом право остановки транспортных средств принадлежит регулировщикам в соответствии с пунктом 2.4 Правил дорожного движения. Поэтому также необходимо дополнить нормы законопроекта уточнением, согласно которому в случае, если устранение причины задержания транспортного средства на месте невозможно (что чаще всего и будет), транспортное средство подлежит возврату владельцу в дневное время, например, без разрешения его эксплуатации, для следования к месту постоянной стоянки или месту ремонта для устранения причины задержания. В целом комитет предлагает поддержать концепцию, дальше потрудиться над устранением недостатков в соответствии с замечаниями, чтобы получить качественный законопроект и рабочий механизм статей КоАП. Но важна не только кара, но и превентивная составляющая как сигнал для тех, кто таким образом совершенствует модели, что включается Кодекс об административных правонарушениях. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, вообще, вот эти устройства - шумомеры - где-нибудь в мире используются? Есть такой опыт борьбы вот с этим злом либо это чисто российская какая-то новация? Они будут работать только при условии превышения звука или они всё время что-то пишут? Вот одна из ваших коллег прислала письмо, что это будут чуть ли не комплексы слежения, записывающие разговоры людей, которые ходят по улицам, и так далее. Что-то можете на эту тему сказать? СЕМЕННИКОВ А. Г. Я знаю эту коллегу, она действительно серьёзно озабочена проблемами слежения. Но в данном случае это не та история. Примерно в такой же стадии проработки находится сейчас вопрос в Париже: они тоже сейчас устанавливают, тестируют и проходят законодательные согласования по подобным комплексам. Но это наши наработки, повторюсь, мы участвовали в презентациях, это, как правило, три направленных микрофона. Наш законопроект предусматривает, что Правительством Российской Федерации будут установлены технические требования к таким аппаратам, они будут сертифицированы, будут иметь допуск на рынок, это будет наш качественный продукт, который не выходит за рамки, не решает никаких полицейских оперативных задач, кроме как определение превышения нормативов по уровню шума, установленных СанПиН, Роспотребнадзором и техническими паспортами автомобилей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ткачёв Антон Олегович. ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Григорьевич, вопрос по технической части. Всё-таки частота звука имеет достаточно широкий диапазон, звук имеет свойство быстро и широко распространяться, и датчики, которые будут считывать, всё-таки находятся не в вакууме, а в открытом пространстве, то есть, условно говоря, если будут ехать две-три машины на одном уровне, то громкость звука, вероятно, может быть оценена некорректно. Вот при исследовании учитывался ли процент некачественного и неопределённого выявления? И что делать, если всё-таки возьмут автомобилиста, который не шумел, рядом с которым проезжала другая машина? А инициатива правильная, совсем недавно в правительство наш вице-спикер Владислав Андреевич Даванков такую отправлял. И спасибо вам огромное за проработку законопроекта. СЕМЕННИКОВ А. Г. Антон Олегович, абсолютно правомерные вопросы вы задаёте, но скорее их надо будет адресовать профильным министерствам правительства и подведомственным службам: они должны сформулировать вот эти требования, порядок испытаний, как это работает. Не случайно устанавливается особый порядок вступления закона в силу: наш закон и все санкции за его нарушение вступят в силу только после того, как будет принято постановление правительства, которое определит все технические регламенты и требования вот к этим шумомерам, к этим специальным аппаратам. Возможны ли ошибки? Ну, мы видим, что и люди, к сожалению, тоже небезгрешны, - наверное, ошибки будут, но система защиты прав гражданина остаётся. Здесь так же, как с превышением скорости: есть ошибки, но отменяют такие постановления, если удаётся ошибку выявить. А в целом, ну, будут, наверное, прогрессировать и сами аппараты. Повторюсь, речь идёт о ночном времени - такого плотного потока, как мы видим на МКАД днём, ну, наверное, не будет всё-таки в ночное время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Григорьевич, честно скажу, прекрасный законопроект - многие жители моего округа, а это центр Москвы, буквально стонут от мотоциклистов и автомобилистов с прямоточными глушителями. Но здесь есть нюанс. Вот, например, в правилах дорожного движения есть требования по скорости - ну, соответственно, камеры меряют скорость. Здесь есть штрафы, есть камеры, но нормы по шуму устанавливаются СанПиН. Не думали ли вы о том, чтобы включить требование по уровню звука в законопроект, дать регионам право определять уровень шума? СЕМЕННИКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Ну вот так над этим не думали, но в принципе для нашего КоАП ведь не редкость, когда само правило сформулировано в тексте закона, а какие-то нормативы определены в подзаконных нормативных актах, скорее это норма. Даже для действующих правил дорожного движения многие требования определены не в законе, а в ведомственных нормативных актах. Я не думаю, что без участия специалистов, экспертов депутаты смогли бы определить до децибела вот эти нормы. Я их внимательно изучал, они там очень серьёзно варьируются даже по разным автомобилям - от 96 до 100 децибелов, в разных категориях зданий должны быть разные уровни тишины - от 45 до 60 децибелов. В общем, это как раз задача технических регуляторов - найти баланс, какой устанавливать предел на шумомерах, чтобы и технически можно было пользоваться автомобилем, и установленный СанПиН предел внутри квартиры тоже соблюдался. Задача непростая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Григорьевич, тема, которую вы подняли, на самом деле злободневная. У меня вопрос следующего характера: вы, когда прорабатывали эту инициативу, не запрашивали информацию, нет у вас статистики, сколько таких камер установлено в городах-миллионниках? Москва не в счёт, Москва - это, понятно, Москва, а по другим городам у вас есть информация? СЕМЕННИКОВ А. Г. Вы говорите про шумомеры, вопрос о шумомерах? Их нет пока. Мы же как раз и говорим, что вот этим проектом мы запустим работу по созданию таких российских систем. Мы принимаем закон, правительство определяет требования к шумомерам, после этого они получают доступ на рынок, и их начинают устанавливать в городах, где эта проблема актуальна. Кстати говоря, это проблема не только Москвы и не только Санкт-Петербурга. Вот много обращаются из курортных городов, где есть любители, например, джипинга - популярная такая история, очень вредная для природы на самом деле, - по ночам в небольших наших приморских городах тоже вот такие любители ездят. Таким образом, это будущее, сейчас шумомеров нет, сейчас есть задача сформировать корпус такой технической аппаратуры, шумомеров, которые работали бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гимбатов Андрей Петрович. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Смирнов по карточке Гимбатова. Уважаемый Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, а почему вы концептуально исходите из того, что должно быть привлечение к ответственности за нарушение тишины и покоя, а не за нарушение правил дорожного движения? Ваша концепция в том, что регион должен принять свой закон, - но одинаково шумно и в Нижнем Новгороде, и в Москве. Вот из чего вы исходили при разработке законопроекта? СЕМЕННИКОВ А. Г. Действительно, вы обратили внимание на очень тонкий момент. Это смежные составы, смежные объекты защиты, но вот мы считаем, что в данном случае необходимо использовать ресурсы регионов. Это разные объекты защиты - правила дорожного движения и тишина и покой граждан. Регионы могут работать только по защите тишины и покоя, это их полномочие, мы не можем заниматься регулированием правил дорожного движения и ответственности за их нарушение. И мне кажется, регионы России имеют возможность подключить к этой работе собственные ресурсы, помимо того что делают ГИБДД, федеральный бюджет, федеральные службы. Эта тема важна для жителей. Должны города, регионы заниматься этим, мне кажется, вот как-то так. Хотя объекты защиты действительно крайне близкие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Динар Загитович. ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Григорьевич, уважаемые коллеги! Значит, шумомером замеряется каждая машина персонально, по-другому - у нас приборов вообще нет таких. Это первое. Второе. Александр Григорьевич, у нас машины приходят и сертификацию проходят, вот те, на которых, как вы говорите, золотая молодёжь ездит и другие. Но они же тоже сертификацию прошли, другие моменты прошли, мы же не можем ущемить конституционные права этих людей. На каком основании мы должны их ущемлять? Они что, не люди, что ли? Давайте тогда закроем... зачем тогда их завозить в Россию? Ответьте, пожалуйста. СЕМЕННИКОВ А. Г. Ответ следующий. Вот эти технологические комплексы должны учитывать технические паспорта и технические возможности автомобиля. Конечно, они не должны работать так, чтобы вводился запрет на передвижение для транспортных средств, они должны учитывать те нормативы, которые по автомобилям установлены. Но во-первых, часто используют модифицированные двигатели, не предусмотренные паспортом автомобиля. Во-вторых, речь идёт о ночном времени и о густонаселённой части города, где-то можно и не выжимать, что называется, гашетку до отказа, а проехать в достаточно спокойном режиме, соблюдая скоростной и шумовой режимы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новичков Николай Владимирович. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос разработчикам. Александр Григорьевич, понятно, что для Москвы стритрейсеры - проблема, а для регионов является проблемой, например, когда машина стоит с выключенным двигателем и включённым магнитофоном с усилением. Собственно, и в ночное время это тоже проблема для многих городов. Скажите, пожалуйста, ваш закон урегулирует эту проблему, боремся ли мы с ней? СЕМЕННИКОВ А. Г. Этот закон за это установит ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боярский Сергей Михайлович. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, не мог не взять слово. Как представитель Петербурга хочу подтвердить, что для нашего города это огромная проблема. Много попыток было подойти к этому снаряду, с тем чтобы побороть. И хочется поблагодарить и поаплодировать нашим коллегам из Москвы, которые делают первый шаг. Мы готовы подключиться, для того чтобы покончить с этой вакханалией ночной на дорогах наших городов. Это просто реплика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бичаев Артём Александрович. БИЧАЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день! Да в принципе я уже получил ответ, когда отвечали на вопросы моих коллег. Но вопрос, который депутат Гильмутдинов задал, на самом деле очень правильный, потому что, если люди купили машину до того, как вы придумали новые правила, их права точно не должны ущемляться. И я не знаю как, но это точно нужно предусмотреть, потому что точно будет много претензий. СЕМЕННИКОВ А. Г. Эту задачу все имеют в виду и понимают, этот закон не должен быть запретом на использование транспортных средств. Это понимают те, кто регламентирует эти вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к докладчику вопросы. Проблема действительно актуальная, она существует, но мы, по сути, будем принимать виртуальный закон. Что будем мерить? Не знаем. Чем будем мерить? Не знаем. Приборов таких не существует, и ни в одной стране мира на сегодня они, к сожалению, не эксплуатируются. Вот московским властям, может, попробовать на стройках установить эти шумомеры - жалобы регулярно приходят, - испытать их пока, определить, как работают строители в ночное время, не дают спать москвичам в некоторых районах, а потом уже переходить к каким-то другим деталям? Ну и самый главный вопрос. Если мы всё-таки будем ориентироваться на СанПиН - на правила и СанПиН, - это федеральные нормы, и, соответственно, ответственность за их нарушение в региональных законах установлена быть не может, Верховный Суд неоднократно об этом говорил. На что же мы будем ориентироваться в итоге: на шум в жилых районах, на шум на автомагистралях, на какие-то другие элементы? И где можно увидеть хотя бы прототип тех приборов, о которых вы говорите, стереомикрофоны или, там, я не знаю, как это будет вообще выглядеть? СЕМЕННИКОВ А. Г. Прототипы есть, есть разработчики, я готов вам передать их данные, для того чтобы вы это посмотрели. Проблема строек очень важная. Есть мобильные станции, они работают не в стационарном режиме, но меряют. И кейсами о закрытии строек, приостановке их в Москве я тоже готов поделиться. Те вопросы, которые вы поднимаете, важны, над ними надо работать, в том числе учитывать требования СанПиН, но участие регионов здесь тоже вполне возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БЕЛЫХ И. В. Алексей Владимирович, конечно, на уровень регионального законодательства, даже по законопроекту, который в первом чтении предложен, не передаётся смена СанПиН, говорится только о возможных штрафах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гусев Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста. ГУСЕВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, очень странный спор. Надо сказать большое спасибо депутатам всех фракций Московской городской Думы, которые об этом задумались, этой проблемой озаботились. Это действительно важно не только для москвичей, но и для всех жителей нашей страны, но они первые это сделали, идут по непроторённой дорожке. Мы все понимаем, о чём вообще речь, что вечером и по ночам в Москве невозможно от этих дорогих тачек... А потом мы читаем в новостях: какая-то Мара Багдасарян по пятёрочке за каждое нарушение платит, спокойно себя чувствует и ещё всем говорит, дескать, да у меня деньги ещё есть, мы столько заплатим. Поэтому надо принимать, конечно, в первом чтении. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" и в Московской городской Думе, и в Государственной Думе этот закон, конечно, будет поддерживать. Но я предложил бы перед вторым чтением вот что: эти штрафы надо кратно увеличить. Ну сколько раз его поймают за нарушение этих правил? Раз в месяц? Ну заплатит человек, там, за лето 150 тысяч рублей. Такие штрафы должны определяться не только по объёму двигателя, но и по дороговизне машины и по доходу. Получаешь 100 миллионов в год - будь любезен, 10 миллионов заплати штраф за нарушения на такой тачке. Вот так должно быть, тогда это будет работать, тогда богатые не будут вот так нарочито нарушать эти правила, показывая своё неуважение к остальным москвичам. Предложение и просьба большая этот законопроект концептуально в первом чтении поддержать, а во втором чтении, конечно, будем дорабатывать и делать так, чтобы он был работающим. И Московской городской Думе большое спасибо. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово, докладчик, есть необходимость? Нет. Содокладчик? Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Я хочу поблагодарить за обсуждение. И всё-таки я напоминаю, что это изменения в Кодекс об административных правонарушениях, это малоэмоциональный законопроект, это изменения в кодекс. Не просто правила придумали - это возможность принять федеральный закон. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие этого законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 50. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 03 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. Спасибо разработчикам.