Заседание № 77

16.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244939-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2359 по 2391 из 8187
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального   
закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской       
Федерации". Доклад Евгения Алексеевича Фёдорова.                                
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Алексеевич.                                                 
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на    
выравнивание экономических условий в Калининградской области. Проведены все     
необходимые экспертизы. Комитет просит поддержать принятие законопроекта в      
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования, коллеги? Нет желающих.            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", 14-й вопрос нашей        
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 76

15.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244939-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся социально-экономического развития Калининградской области; принят в первом чтении 13 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6194 по 6279 из 9336
Переходим к рассмотрению 25-го вопроса повестки дня. О проекте федерального     
закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской       
Федерации".                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Алексеевич Фёдоров.                                         
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был       
принят в первом чтении 13 октября текущего года. Он направлен на формирование   
благоприятного налогового режима для развития экономического и научного         
потенциала Калининградской области, на выравнивание, привлечение инвестиций в   
экономику региона, а также на создание финансовой базы для ускоренного          
социально-экономического развития Калининградской области.                      
                                                                                
К законопроекту поступило шесть поправок: пять рекомендуются комитетом к        
принятию, одна - к отклонению. Таблицы поправок сформированы. Прошу             
поддержать решение комитета и принять законопроект во втором чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1,          
предлагаемых ответственным комитетом к принятию? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2, предлагаемых ответственным        
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",     
вопрос 25 повестки дня.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
Евгений Алексеевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект    
подготовлен для принятия в третьем чтении, прошу вас включить его в проект      
порядка работы Государственной Думы на 16 ноября.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                
                                                                                

Заседание № 68

13.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244939-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2294 по 2765 из 6037
Коллеги, переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи    
с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации по вопросам                           
социально-экономического развития Калининградской области". Докладывает         
официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель        
министра финансов Илья Вячеславович Трунин.                                     
                                                                                
ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Большое спасибо, Иван Иванович.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, добрый день! Вашему вниманию           
предлагается проект федерального закона - так называемый законопроект-спутник   
к тому законопроекту о внесении изменений в законодательство по вопросам        
развития Калининградской области, который был вами только что поддержан.        
Необходимость внесения отдельного законопроекта обусловлена соответствующей     
нормой Налогового кодекса о том, что любые изменения в налоговое                
законодательство должны вноситься отдельными законами.                          
                                                                                
Как правительство предлагает модифицировать действующий налоговый режим,        
который предоставляет льготы резидентам Особой экономической зоны в             
Калининградской области? Прежде всего, и губернатор Калининградской области     
только что об этом сказал, действующие специальные налоговые условия в          
Калининградской области, в частности условия предоставления льготы по налогу    
на прибыль, стали немного отличаться от тех, которые сейчас применяются в       
других территориях с особым статусом. Так, срок предоставления налоговой        
льготы по налогу на прибыль, предусмотренной Налоговым кодексом, начинает       
исчисляться с момента включения резидента в реестр резидентов. Однако и в       
территориях опережающего развития, и в региональных инвестиционных проектах     
даётся небольшая отсрочка и льгота по налогу на прибыль, что логично,           
начинает применяться с момента получения первой прибыли в рамках                
инвестиционного проекта. Предлагается аналогичную норму закрепить и в           
отношении льгот по налогу на прибыль организаций в Особой экономической зоне    
в Калининградской области.                                                      
                                                                                
Также предлагается синхронизировать налоговое законодательство в части          
предоставления льгот по страховым взносам на обязательное пенсионное,           
социальное и медицинское страхование. Напомню, что для резидентов территорий    
опережающего развития предусмотрены льготы: в течение определённого периода     
резиденты, реализующие инвестиционные проекты, уплачивают страховые взносы в    
размере 7,6 процента. В целях повышения инвестиционной привлекательности        
Калининградской области (это тоже территория с особым статусом) предлагается    
установить аналогичные льготы и для резидентов Особой экономической зоны в      
Калининградской области. При этом правительство предлагает, чтобы льготы по     
страховым взносам применялись только к вновь созданным рабочим местам, то       
есть действующие резиденты без новых инвестиций не могут использовать           
льготные режимы, и устанавливает срок применения пониженных тарифов: в период   
с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года предлагается дать возможность      
включаться в льготный режим, а предельный срок применения пониженных тарифов    
- 31 декабря 2025 года.                                                         
                                                                                
В законопроекте предлагается установить не только новые льготы, но и (с         
учётом опыта функционирования особой зоны) некоторые ограничения на условия     
применения льгот, которые создавали возможности для злоупотреблений. В          
частности, поскольку существующий режим предусматривает льготы по земельному    
налогу, предлагается установить норму, в соответствии с которой в случае        
раздела или объединения земельных участков льгота не предоставляется заново.    
Сейчас такая лазейка, к сожалению, в законодательстве существует.               
Правительство предлагает её исключить.                                          
                                                                                
В целом, повторю, этот законопроект - неотъемлемая составляющая того большого   
законопроекта о Калининградской области, который был поддержан только что.      
Прошу поддержать и этот законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Евгений Алексеевич Фёдоров, член Комитета по бюджету и   
налогам.                                                                        
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Антон Андреевич и         
калининградская команда, которая присутствует (не при каждом обсуждении         
законопроекта присутствует такая представительная группа специалистов)!         
Предложенный законопроект связан с предыдущим и содержит два основных           
предложения с точки зрения налоговых вопросов - обнуление ставки налога на      
прибыль для новых резидентов и понижение тарифов страховых взносов при          
условии создания новых рабочих мест (сразу скажу, потому что будут такие        
вопросы: с учётом компенсации через областной бюджет), и указанные тарифы       
понижаются до 2022 года.                                                        
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, Калининградская область         
всё-таки единственный регион с особым экономическим, равно как, понятно, и      
политическим, и военным, и другими, положением - положением повышенной          
сложности - в составе Российской Федерации. Прежде всего надо сказать о         
логистике через иностранные территории - напоминаю, это территория НАТО - или   
через международные воды. Соответственно, как вы понимаете, таможня наша -      
таможня иностранная, таможня иностранная - таможня наша. И соответственно,      
постоянные мелкие торговые отношения, которые невозможно компенсировать за      
счёт других субъектов Российской Федерации. Отсюда компенсационный характер     
целей законопроекта - прежде всего создание равных условий с другими            
территориями Российской Федерации: рабочие места создавать надо, налоговую      
базу создавать надо, конкурировать с Европой от имени России - что, наверное,   
самое важное - надо.                                                            
                                                                                
Предложенные механизмы отработаны на ТОРах и моногородах Российской             
Федерации. Закон очень важен для всей России. Комитет просит поддержать его     
принятие.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, какую сумму в год будут составлять      
льготы именно для Калининградской области и какой рост ВРП это даст?            
                                                                                
ТРУНИН И. В. Наталья Дмитриевна, обращаю внимание на то, что новая льгота, о    
которой имеет смысл говорить с точки зрения того, сколько она будет стоить      
для бюджетной системы, в рассматриваемом законопроекте только одна - по         
страховым взносам. По нашим расчётам, которые мы делали совместно с             
администрацией Калининградской области, исходя из существующих заявок на        
резидентство, на новые инвестиционные проекты, средний размер выпадающих        
доходов за пять лет, в течение которых можно будет войти в систему              
льготирования взносов, составит около 400-500 миллионов рублей. Но обращаю      
внимание на то, что в соответствии с законодательством о социальном             
страховании в Российской Федерации вся эта сумма должна быть компенсирована     
фондам за счёт трансферта из федерального бюджета.                              
                                                                                
Что касается валового регионального продукта, губернатор в своём выступлении    
отметил, что за период функционирования зоны с 2006 по 2016 год валовой         
региональный продукт в номинальном выражении вырос почти в 3,5 раза, а в        
реальном выражении - почти в 1,5 раза. Я уверен, что такой рост нельзя было     
бы показать, если бы не существовало в Калининградской области особой           
экономической зоны и режима, который там функционировал.                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                И. В. Лебедев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Илья Вячеславович, начиная со следующего года и до 2021 года   
выпадающие доходы будут составлять 80 миллионов рублей ежегодно. Не             
пятьдесят, не шестьдесят, не сто, а именно восемьдесят - из года в год. Я       
правильно понимаю, что на самом деле у Правительства Российской Федерации и у   
властей Калининградской области всё-таки нет чёткого понимания того, сколько    
резидентов будет привлечено и придёт на эту территорию?                         
                                                                                
И ещё, для чистоты. Вы сказали, что мы только что поддержали базовый            
законопроект, так вот хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в           
финансово-экономическом обосновании к предыдущему законопроекту вы прописали    
только затраты на организацию таможенных пограничных пунктов - 76 миллионов     
рублей, - а о 80 миллионах рублей выпадающих доходов, которые мы планируем на   
следующий год, о том, как их из федерального бюджета компенсировать, не         
сказано ни слова.                                                               
                                                                                
ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за замечание. Мы его, безусловно,      
учтём.                                                                          
                                                                                
Что касается оценки объёма выпадающих доходов, дело в том, что основной смысл   
Особой экономической зоны в Калининградской области, равно как и других         
территорий с особым статусом в России, - предоставление льгот не тем, кто уже   
функционирует (а именно в этом случае очень легко рассчитать объём выпадающих   
доходов), а под новые инвестиции. При этом, с одной стороны, мы и власти        
Калининградской области никак не ограничиваем приток новых инвесторов, но и,    
с другой стороны, принудительно не заставляем инвестировать только потому,      
что это надо сделать. Те суммы, которые я назвал, и те, которые вы называете,   
- это суммы снижения доходов внебюджетных фондов из-за неполучения страховых    
взносов, и это, по нашим совместным оценкам, исходя из того представления о     
новых резидентах... Естественно, мы можем прогнозировать в пределах одного      
года, двух лет, может быть, трёх лет, какие инвестиции планируются, но это      
всего лишь оценки, которые основываются на намерениях, именно поэтому           
финансовые оценки носят приблизительный характер и, по сути, представляют       
собой вилку.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста.                  
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос также к Илье Вячеславовичу.                                       
                                                                                
Илья Вячеславович, будет ли установлено минимальное количество новых рабочих    
мест для вот этих пониженных тарифов по страховым взносам? И будет ли в этом    
случае иметь значение, срочный или бессрочный трудовой договор заключён с       
физическим лицом?                                                               
                                                                                
ТРУНИН И. В. Дмитрий Викторович, спасибо за вопрос. Рассматриваемый             
законопроект в той редакции, в какой он внесён и сейчас обсуждается, не         
предполагает зависимости льготы по страховым взносам от формы трудового         
договора. Также не предполагается никаких ограничений по минимальной            
численности персонала, задействованного в реализации нового инвестиционного     
проекта. Единственное ограничение в части льгот по страховым взносам - на       
самом деле новаторское, если не ошибаюсь, здесь оно применяется впервые, и      
правительство уже готовит изменения в другие законодательные акты -             
заключается в том, что, если закон будет одобрен, эти льготы будут              
предоставлены только в отношении зарплат сотрудников, задействованных на        
вновь создаваемых рабочих местах. Это очень важно. То есть не просто взяли      
зарегистрировались резидентом и начали применять льготный тариф, а              
действительно что-то создали, построили, осуществили инвестиции - только в      
отношении новых инвестиций применяются налоговые льготы.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Илья Вячеславович, в первом законопроекте, который мы поддержали, на который    
вы ссылались, есть две составляющие - политическая и экономическая. Вот что     
касается политической - тут ни у кого возражений нет, все мы понимаем, что      
даже при отсутствии экономического результата всё равно надо делать то, что     
мы делаем сегодня.                                                              
                                                                                
Вместе с тем закону по Калининградской области 25 лет; наверное, это одна из    
первых территорий, где была создана особая экономическая зона. Мы услышали о    
росте валового регионального продукта в 3,5 раза, а вот интересно, как повёл    
себя региональный продукт в период падения? В последние три года у нас          
наблюдается общее падение экономики, и хотелось бы понять, для того чтобы мы    
могли этот опыт применить и на других территориях: особые экономические зоны    
всё-таки позволили экономике продолжать расти или хотя бы замедлили её          
падение? И что было с налогооблагаемой базой за последние годы?                 
                                                                                
ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Действительно, хотя это      
несколько выходит за рамки чисто налогового законопроекта, мы, естественно,     
поскольку это уникальная особая экономическая зона, отличающаяся от всех        
остальных, наблюдали за экономической ситуацией, каким образом                  
предоставляемые в том числе и налоговые, и таможенные льготы влияют на          
экономические показатели в Калининградской области. Я уже говорил, что, по      
нашим оценкам, при отсутствии той зоны, которая была, конечно же, не был бы     
показан такой рост и общая экономическая ситуация в области была бы гораздо     
хуже. Это во-первых.                                                            
                                                                                
Во-вторых, я напоминаю, что в 2016 году произошло очень серьёзное изменение     
условий ведения бизнеса в Калининградской области. В связи с формированием      
Евразийского экономического союза и вступлением в силу отдельных норм           
соглашений по особым экономическим зонам были отменены условные льготы, то      
есть льготы, которые предоставлялись по таможенным платежам в зависимости от    
уровня локализации производства, - такие льготы были синхронно отменены во      
всех странах Евразийского экономического союза, поэтому показатели 2016 года    
(хотя я уверен, что был рост в 2016 году) не совсем характеризуют степень       
влияния льгот на экономический рост. Отмечу только, что падение валового        
регионального продукта в Калининградской области наблюдалось, по данным         
статистики за этот период, лишь дважды - в 2009 году и в 2015 году, а все       
остальные годы был рост, и я уверен, что этот рост был обусловлен главным       
образом существованием особой экономической зоны.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня тоже вопрос общего характера, потому что мы обсуждаем не только          
локальные изменения по страховым взносам, которые на самом деле технически      
являются корректными, но и общую конструкцию.                                   
                                                                                
Счётная палата сообщает, что общий объём льгот, предоставляемых в               
национальной экономике, составляет порядка 9,5 триллиона рублей ежегодно.       
Понятно, что эти льготы даются не для того, чтобы бизнес заработал больше       
денег (бизнес и общество - это не совсем одно и то же), а чтобы общество        
получило общие доходы в виде заработной платы и прочего, а страна за счёт       
кумулятивного развития - больше налоговых поступлений. Вопрос такого            
характера, в частности по Калининградской области: есть ли критерии,            
позволяющие отсечь от налоговых преференций компании, использующие              
неофициальную занятость или модели, при которых можно спокойно показывать       
заработную плату работников в 8 тысяч рублей и не более того? Или они тоже      
являются получателями налоговых преференций за счёт того механизма, который     
мы обсуждаем?                                                                   
                                                                                
ТРУНИН И. В. Олег Васильевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что, если          
компания, бизнес работает в серую или в чёрную, он не демонстрирует никаких     
экономических показателей налоговым органам и, соответственно, не получает      
никаких льгот. Более того, в последние годы - это делается не в рамках этого    
закона, хотя в нём тоже есть аналогичные нормы, - мы последовательно            
принимали разного рода изменения, в том числе и в законодательство о налогах    
и сборах, которые отсекали наиболее очевидные схемы уклонения,                  
недобросовестного применения льгот. Более того, в прошлом году именно в         
Калининградской области была введена норма об особом порядке взимания НДС       
(там два раза взимается: сначала таможенный, потом налоговый НДС при отгрузке   
продукции), которая, по нашим оценкам, существенно снизила объёмы               
злоупотреблений по налогу на добавленную стоимость за счёт спецрежимов и        
комбинирования спецльгот, предоставляемых специальными режимами по налогу на    
добавленную стоимость, и таможенных льгот.                                      
                                                                                
Напрямую, конечно же, вот те законодательные акты, законопроекты, которые       
сейчас рассматриваются, не увязывают наличие или отсутствие серой зарплаты      
или уклонение от налогообложения с предоставлением льгот, но лишь потому, что   
это общая политика. Не только в Калининградской области, мы по всей стране      
благодаря новым технологиям налогового администрирования, в том числе           
администрирования страховых взносов, противодействуем использованию серых       
зарплат, противодействуем серым выплатам и вообще нелегальному ведению          
бизнеса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к уважаемому Илье Вячеславовичу.                                  
                                                                                
Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, сколько, по какой ставке они сейчас     
платят в региональные бюджеты налог на прибыль? У них же есть льгота: они       
могут ставку до 13,5 процента уменьшить. Может быть, вот в этом направлении     
поработать? А потом федеральную часть - сейчас 3 процента - тоже можно снять.   
И, если будет какой-то эффект, дальше пойти? А то получается так: мы сразу      
выходим на ноль, но в конечном счёте ни у кого, может быть, никакой             
ответственности не будет.                                                       
                                                                                
ТРУНИН И. В. Валентин Сергеевич, спасибо за вопрос. Я прежде всего скажу, что   
мы не меняем параметры льгот в этой части. Напомню, что льгота по налогу на     
прибыль, которая действует с 2006 года, заключается в том, что первые шесть     
лет с момента регистрации налог на прибыль составляет ноль, а в последующие     
шесть лет - 50 процентов от установленных ставок. Единственное нововведение,    
которое мы предлагаем, - это исчислять срок вот этих совокупных двенадцати      
лет не с момента регистрации, а с момента получения первой прибыли, но не       
позднее чем по прошествии трёх лет с момента регистрации, потому что любая      
стройка требует времени. С нашей точки зрения, нерационально предоставлять      
льготу на срок, когда точно никакой прибыли у нового проекта быть не может.     
Кстати, эта схема была потом реплицирована и продублирована для других          
специальных режимов, других специальных территорий - это региональные           
инвестиционные проекты, территории опережающего развития и так далее.           
                                                                                
Нам кажется, и опыт функционирования Особой экономической зоны в                
Калининградской области, о котором сегодня уже много говорилось, показывает,    
что это, в общем-то, не скажу, что оптимальный - наверное, существуют ещё       
какие-то способы предоставления льгот по налогу на прибыль, - но с учётом       
накопленного опыта и практики достаточно эффективный механизм создания          
стимулов для новых инвестиций.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Есть.         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на выступления.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пятикоп Александр Иванович.                                                     
                                                                                
ПЯТИКОП А. И. Господин председатель, спасибо большое.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вынужден второй раз выйти сюда. Принимать законопроект       
нужно однозначно. Наши коллеги задавали вопросы - я дам три кратких ответа.     
                                                                                
Благодаря льготам и созданию особой экономической зоны в 1998 и 2008 годах      
Калининградская область не завалилась, не стала банкротом. Сейчас порог         
продовольственной безопасности приближается к 40 процентам, а к моменту         
создания свободной экономической зоны 86 процентов продуктов на территории      
города Калининграда были импортными.                                            
                                                                                
Олег Васильевич, что касается вашего вопроса, здесь ситуация следующая: нужно   
обсуждать этот вопрос в отношении не только новых предприятий.                  
                                                                                
И, Андрей Геннадьевич, я повторяю: очередь не стоит. Мы понижаем порог          
вхождения в число резидентов зоны со 150 до 50 миллионов рублей. Как            
говорится, всегда пожалуйста. Только вопрос в другом: что делать тем, кто       
поверил и уже вложил? С 1 января этих преференций не будет. "Автотор" не        
успел локализовать производство, поэтому, грубо говоря, мы колёса               
прикручиваем и начинаем дальше делать, а наличие рабочих мест в муниципальных   
образованиях - это очень важно. Так что любое неловкое движение                 
государственной власти, не учитывающее многие последствия, приводит к           
неприятным последствиям для регионов.                                           
                                                                                
Пример. Вот здесь говорили о янтаре. Есть литовская легенда о Юрате и           
Каститисе, и сегодня о янтаре тоже впору слагать легенды: он даёт пока всего    
1,5 процента валового регионального продукта. Если в полном объёме "Ростех"     
вложится, то будет что-то более существенное, но тут Росимущество говорит:      
уважаемые Калининградский янтарный комбинат, "Ростех", платите налоги Москве.   
В Калининградской области есть муниципальное образование Янтарный городской     
округ, у них бюджет - 100 миллионов, но теперь поступления по налогу на землю   
от комбината - 28 миллионов - пошли в Москву и в бюджете дыра. На всю страну    
известно, что из-за этого продаётся здание администрации.                       
                                                                                
Что я предлагаю? Я очень прошу, чтобы ко второму чтению мы вместе подумали о    
тех предприятиях, которые уже вошли в число резидентов и не получат             
преференций с 1 января 2018 года. Илья Вячеславович, нужно подумать, как быть   
с ними, ведь речь идёт о кредите доверия, кризис 2008 года - это был кризис     
доверия. Не хотелось бы допускать, чтобы эти предприятия начали движение в      
центр.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Здесь большинство депутатов представляют регионы, есть и те, кто     
представляет столицу, - это немножко разные ситуации. Каждый регион,            
наверное, хотел бы иметь налоговые льготы, поэтому мы понимаем наших коллег,    
которые выступают с предложением поддержать эту инициативу. Я, как              
астраханец, очень хорошо это понимаю. Вместе с тем мы должны понимать, что      
преференции бизнесу и учитывание общественных интересов - это не одно и то      
же, это не тождественно, и давайте не будем подменять одно другим, говоря,      
что если развивается бизнес, то всем будет хорошо. Это вовсе не одинаковые      
понятия, не одно и то же.                                                       
                                                                                
Пример Калининградской области очень показателен - вот что будет, если          
освободить бизнес от налогов, дать преференции. Двадцать пять лет работает      
эта модель, а средняя заработная плата - 29 тысяч рублей, то есть примерно      
такая же, как в Тульской области, которая никакими преференциями не обладает    
и не пользуется. При этом 120 тысяч человек заняты в теневой экономике при      
населении в миллион. Разве это говорит о том, что надо взять и отменить все     
преференции? Наоборот, хотя я целиком и полностью согласен с коллегой -         
кажется, это был Катасонов, - который сказал, что с политической точки зрения   
мы все согласны, всё хорошо понимаем, вопросов нет, но очевидно, что эта        
система, при которой бизнесу даётся на 9,5 триллиона рублей налоговых льгот     
ежегодно и при этом бизнес может использовать неофициальный труд, платить       
зарплату 8, 9, 10 тысяч рублей, она гнилая, порочная, и её не должно быть.      
Система должна быть пересмотрена по отношению к тем компаниям, которые уже      
сегодня пользуются преимуществами, а потом мы видим, что деньги по различным    
каналам оказываются за границей, и получаем в Российской Федерации              
иностранных инвесторов с Кипра, из Люксембурга и с Британских Виргинских        
островов.                                                                       
                                                                                
В этом контексте, мне кажется, у нас есть предмет для глубинного осмысления,    
с тем чтобы поменять в целом модель предоставления преференций, в том числе в   
особых экономических зонах, отсечь те компании, которые, повторю ещё раз,       
просто эксплуатируют работников, имеют налоговые льготы, но при этом...         
Кстати, очень яркий пример - Сочи и другие стройки века, государственные        
стройки, которые проводились за счёт федерального бюджета, все мы прекрасно     
знаем, как там через субподрядчиков это всё переводилось на фирмы,              
использующие неофициальные трудовые отношения.                                  
                                                                                
Это тема, которая, очевидно, должна быть учтена, принята во внимание            
правительством, Госдумой и коллегами, всеми нами, включая наших товарищей из    
Калининградской области, потому что, безусловно, бизнес, который создаёт        
рабочие места в таких территориях, должен иметь определённые преимущества, но   
модель бизнеса, при которой формируется нелегальная занятость или               
сдерживается рост заработной платы (в Калининграде зарплата в 2 раза меньше,    
чем в соседних польских воеводствах, при ценах чуть выше, чем в польских        
воеводствах), должна быть исключена.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрков Дмитрий Васильевич.                                 
                                                                                
ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект      
решает одну из очень важных задач, о которых говорилось на совещании у          
председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева 5 мая 2017 года.      
Дифференцируя, увеличивая период отсрочки начала действия льгот по налогу на    
прибыль, мы тем самым сигнализируем инвестору о готовности прислушиваться к     
его нуждам, создаём у него уверенность и доверие к государству.                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет поддерживать данный законопроект.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель            
правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Заключительное слово       
содокладчика? Не требуется.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с            
принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные                 
законодательные акты Российской Федерации по вопросам                           
социально-экономического развития Калининградской области", пункт 11 нашей      
повестки.                                                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно.