Заседание № 78

17.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244938-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3366 по 3495 из 5811
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам                           
социально-экономического развития Калининградской области". Докладывает         
Владимир Лазаревич Евланов.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона прошёл всю            
необходимую подготовку, готов к принятию в третьем чтении. Прошу                
проголосовать за его принятие.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие, я вижу          
одного, но, может быть, не всех заметил.                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Владимир Лазаревич, присаживайтесь, пожалуйста.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень сложный         
законопроект; в нашей фракции были бурные обсуждения. Безусловно, в этом        
законопроекте есть многое, за что нужно голосовать, но также есть то, за что    
категорически нельзя голосовать, а именно: норма закона, в соответствии с       
которой разрешается освободить от уплаты утилизационного сбора иностранную      
технику, завозимую на территорию Калининградской области. Напоминаю, что в      
Калининградской области действуют такие предприятия промсборки, как             
"Автотор", "Грюнвальд" - один из лидеров отечественного производства прицепов   
и полуприцепов, и мы, вводя норму, освобождающую от уплаты утилизационного      
сбора в отношении ввозимой техники, фактически бьём по этим двум                
предприятиям. То есть, с одной стороны, мы пытаемся создать особые условия в    
особой экономической зоне в Калининградской области для развития, а с другой    
стороны, мы, принимая одну из статей этого закона, бьём по этой самой особой    
зоне.                                                                           
                                                                                
Мы разделяем опасения транспортников. Действительно, Калининград отделён от     
центральной части России, и поэтому, когда в первом чтении мы рассматривали     
законопроект, я предлагал вариант, альтернативный отмене утилизационного        
сбора: средства, которые поступают в бюджет от утилизационного сбора,           
направлять на поддержку транспортников, на поддержку перевозок из               
Калининградской области на основную территорию России и обратно.                
                                                                                
То же самое можно сделать и для поддержки международных перевозок. Комитет по   
транспорту выказал озабоченность по поводу того, что у нас сегодня, в силу      
того что введён утилизационный сбор, транспортники, осуществляющие              
международные перевозки, оказались в неравном положении по отношению к          
транспортным компаниям из Евросоюза, фактически растёт доля международных       
перевозок между ЕС и Россией, осуществляемых за счёт транспортников             
Европейского союза. Эту проблему тоже можно решить, направляя средства на       
поддержку этих транспортных компаний. По данным экспертов, это примерно 3       
тысячи автомобилей, не такая большая доля на российском рынке, и, в общем-то,   
эту проблему можно было бы решить.                                              
                                                                                
Отменять утилизационный сбор в Калининградской области, мы считаем,             
недопустимо. Мало того, в результате принятия этого решения у нас появится      
масса компаний, которые будут завозить технику в Калининград, регистрировать    
её, а затем использовать на территории Российской Федерации.                    
                                                                                
Во фракции мнения разделились, поэтому у нас будет свободное голосование.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Голушко Андрей Иванович. Пожалуйста.               
                                                                                
ГОЛУШКО А. И. Уважаемый Валерий Карлович абсолютно прав: это очень сложный,     
непростой закон с очень сложной, непростой судьбой, и, как при решении любого   
сложного вопроса, очень важно найти компромисс, найти возможность реализовать   
хотя бы часть из тех пожеланий, намерений, которые были у всех участников       
работы над этим законопроектом, - с моей точки зрения, с точки зрения фракции   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", такой компромисс найден. Нам принципиально важно принять       
этот закон в текущую сессию, чтобы большинство норм, заложенных в этом          
законопроекте, начало действовать с 1 января 2018 года. Фракция "ЕДИНАЯ         
РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. Просьба поддержать.              
                                                                                
Хотелось бы отметить также очень слаженную работу над этим законопроектом и     
правительства Калининградской области, и депутатов Государственной Думы от      
Калининградской области, и Правительства Российской Федерации, и всех           
остальных участников этого законотворческого процесса. На самом деле закон      
непростой, но мы считаем, что он позволит достичь основных поставленных         
целей.                                                                          
                                                                                
Фракция будет голосовать за.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       
                                                                                
По ведению - Александр Иванович Пятикоп.                                        
                                                                                
ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Справочно для Валерия Карловича: мы уже проголосовали за введение НДС на        
сельхозпродукты для сельхозпроизводителей Калининградской области - вы не       
возмущались. Значительное количество калининградцев покупают продукты в         
Польше, где они получают возврат НДС по такс-фри и где продукты на 40           
процентов дешевле. А вы сейчас выступали по поводу прицепов и утилизации...     
Это так, для справки.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Иванович, я не стал прерывать, но всё-таки      
это не по ведению.                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, не нужно, я прошу вас.                  
                                                                                
В следующий раз я буду прерывать, и не обижайтесь. По ведению - значит, по      
ведению, а дискуссию продолжать таким образом не стоит.                         
                                                                                

Заседание № 77

16.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244938-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2500 по 2591 из 8187
18-й вопрос нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении       
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам     
социально-экономического развития Калининградской области" (в части             
совершенствования законодательства Российской Федерации, направленного на       
обеспечение благоприятных условий социально-экономического развития             
Калининградской области). Доклад Владимира Лазаревича Евланова.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! При рассмотрении в первом     
чтении мы отмечали, что законопроект направлен на создание благоприятных        
условий для особой экономической зоны в Калининградской области и будет         
способствовать созданию равных условий жизни населения субъекта по сравнению    
с жителями основной территории Российской Федерации, в том числе в части        
обеспечения товарами, поставки которых с основной территории Российской         
Федерации экономически нецелесообразны.                                         
                                                                                
К проекту федерального закона поступило 33 поправки, из них 29 предлагается     
принять, 4 поправки рекомендованы к отклонению, по причине того что требуют     
дополнительных бюджетных средств.                                               
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности,         
инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной       
Думе поддержать указанный законопроект.                                         
                                                                                
При условии его принятия во втором чтении прошу рассмотреть завтра в третьем    
чтении.                                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, предложенных ответственным          
комитетом к принятию, есть вопросы? Нет.                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По таблице поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению,     
есть замечания? Нет.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным        
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
социально-экономического развития Калининградской области", вопрос 18.          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                

Заседание № 68

13.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244938-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1527 по 2293 из 6037
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам                           
социально-экономического развития Калининградской области". Докладывает         
представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра           
экономического развития Савва Витальевич Шипов.                                 
                                                                                
ШИПОВ С. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель      
министра экономического развития Российской Федерации.                          
                                                                                
Доброе утро, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию       
представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации по вопросам                           
социально-экономического развития Калининградской области". Законопроект        
направлен на формирование благоприятного налогового режима для развития         
экономического, научного потенциала на территории Калининградской области, на   
привлечение инвестиций в экономику региона, на создание дополнительной          
налоговой базы, а также финансовой базы для ускоренного                         
социально-экономического развития.                                              
                                                                                
Многие, наверное, знают, что Особая экономическая зона в Калининградской        
области существует уже на протяжении длительного времени. В последние годы      
получило развитие законодательство, связанное с особыми экономическими          
зонами, в частности регламентирующее отношения применительно к такой особой     
экономической зоне, режиму, как свободный порт Владивосток. Надо сказать, что   
с этой точки зрения законодательство, регламентирующее ведение                  
предпринимательской деятельности на территории Калининградской области,         
отстало.                                                                        
                                                                                
В связи с этим предлагается ряд конкретных мер, которые направлены на           
приведение этого законодательства в соответствие с потребностями в развитии     
инвестиционного климата и предпринимательской деятельности. В частности,        
предлагается отменить утилизационный сбор на строительную и сельхозтехнику не   
старше трёх лет, сократить сроки проведения государственной экспертизы          
проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов с 60 до 45   
календарных дней, внести ряд изменений, которые исключат возможность обхода     
соответствующих требований при регистрации резидентов ОЭЗ. Также предлагается   
ввести упрощённый порядок получения виз иностранными гражданами для въезда на   
территорию Калининградской области; распространить режим свободной таможенной   
зоны на территории Калининградской области на акватории морских портов          
Калининградской области; упростить процедуру подтверждения статуса товаров      
ЕАЭС в отношении как изделий, полностью изготовленных из янтаря-сырца, так и    
изделий из ряда металлов; освободить торговые сети от уплаты НДС при продаже    
товаров, освобождённых от него.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, этот законопроект очень важен для развития                  
Калининградской области, его очень ждут. Просим поддержать.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Савва Витальевич, присаживайтесь.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас при рассмотрении этого вопроса присутствует            
делегация Калининградской области во главе с губернатором Антоном Андреевичем   
Алихановым. Давайте поприветствуем их! (Аплодисменты.)                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Лазаревич Евланов.                              
                                                                                
ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Основные положения законопроекта    
полностью изложены заместителем министра экономического развития России. Хочу   
отметить, что рассматриваемый законопроект направлен на устойчивое повышение    
качества жизни жителей Калининградской области на долгосрочный период, на       
развитие экономического потенциала Калининградской области, привлечение         
инвестиций в экономику региона, упрощение процесса ведения                      
предпринимательской деятельности, а также на создание финансовой базы для       
ускоренного развития.                                                           
                                                                                
В случае принятия закона будут созданы благоприятные условия для развития       
Особой экономической зоны в Калининградской области, он будет способствовать    
обеспечению равных условий жизни населения субъекта по сравнению с условиями    
жизни населения основной территории Российской Федерации, в том числе           
обеспечению товарами, поставки которых с основной территории Российской         
Федерации экономически нецелесообразны.                                         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности,         
инновационному развитию и предпринимательству при обсуждении и в своём          
заключении отметил ряд небесспорных моментов, которые, безусловно, должны       
быть отработаны ко второму чтению, однако рекомендует Государственной Думе      
поддержать указанный законопроект.                                              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Лазаревич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Савва Витальевич, вот по словам губернатора, 2017 год был самым удачным для     
Особой экономической зоны в Калининградской области: по-моему, 26 новых         
резидентов, общий объём заявленных инвестиций составил порядка 100 миллиардов   
рублей. Эта зона существует достаточно давно, по-моему, в 1996 году была        
первая попытка, потом в 2006 году - скажите, пожалуйста, сколько средств было   
привлечено и в какие объекты сделаны инвестиции? И есть ли очередь из           
потенциальных резидентов, в случае принятия этого закона сколько новых          
резидентов появится? И каковы перспективы по инвестициям?                       
                                                                                
ШИПОВ С. В. Вы совершенно правильно сказали, что история достаточно             
длительная, более 100 миллиардов рублей было привлечено за время                
существования особой экономической зоны только в период с 2006 года. И ряд      
проектов, которые касаются капитального строительства, сельского хозяйства и    
многого другого, планируется к реализации в Калининградской области, поэтому,   
безусловно, этот закон востребован, его ждут. И те меры, которые                
предполагается принять, действительно направлены не на какие-то образные,       
нереальные проекты, а на совершенно конкретные проекты, которые сейчас          
готовятся к реализации в Калининградской области.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бондарь Оксана Андреевна.                                                       
                                                                                
БОНДАРЬ О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Савва Витальевич, замечательные новации в законопроекте! А планируете ли вы     
распространять их на другие особые экономические зоны, в частности на Особую    
экономическую зону в Магаданской области? Мы тоже очень ждём эти поправки.      
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо за вопрос. Вы знаете, многие предложения, которые   
сейчас связаны с Калининградской областью, возникли в том числе из опыта        
работы со свободным портом Владивосток. И с этой точки зрения мы считаем, что   
те региональные практики, которые показали себя на протяжении определённого     
времени успешными, эффективными, безусловно, должны распространяться на         
другие регионы. Мы будем внимательно следить за реализацией закона в            
Калининградской области и думать о том, какие лучшие практики применять на      
других территориях.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства.                      
                                                                                
Савва Витальевич, как вы считаете, нет ли противоречия в нормах этого закона:   
с одной стороны, вы поддерживаете локализацию производства в Калининградской    
области, а с другой стороны, отменяете утилизационный сбор, что прямо           
противоречит интересам российских товаропроизводителей? Поясните, пожалуйста,   
вашу позицию.                                                                   
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо за вопрос. Меры, которые предлагаются в             
законопроекте, как раз направлены на защиту предпринимательской деятельности    
и экономики Калининградской области. Объясню почему. Дело в том, что и          
сельскохозяйственная, и строительная техника, по которой предлагается           
отменить утилизационный сбор в Калининградской области, в основном импортная,   
и это имеет совершенно объективные причины. В Калининградской области нет       
сервисных центров, которые позволяли бы обслуживать отечественную технику,      
технику российского производства. Более того, поставка запчастей для            
отечественной техники занимает очень много времени и дорого стоит. Все эти      
факторы необходимо учитывать, поскольку Калининградская область имеет           
совершенно особое географическое положение. Вы знаете, что способы доставки     
туда запчастей для техники - железнодорожным транспортом, по морю -             
отличаются от тех, которые применяются в других регионах Российской             
Федерации. Мы обсуждали предметно в министерстве промышленности этот вопрос,    
чтобы исключить те риски, о которых вы говорили, и министерство                 
промышленности безоговорочно поддерживает предложения, которые закреплены в     
законопроекте.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна.                                                        
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к Савве Витальевичу.                                              
                                                                                
Савва Витальевич, не так давно ваше министерство предложило программу           
отдельной поддержки Калининградской области. Процент исполнения программы       
всегда был невысокий, и всегда к программе были вопросы. У меня большая         
просьба: накануне принятия бюджета на 2018 год ко второму чтению депутатам      
Госдумы расскажите, пожалуйста... Это дополнительная мера, хотя к этому         
законопроекту есть вопросы по утилизационному сбору и по вывозу товаров из      
янтаря, и в связи с заключением договора Евразийского экономического союза      
тоже много вопросов - теперь изменения надо вносить. Я всё-таки за то, что      
если принимать программу поддержки Калининградской области, то процент её       
исполнения должен быть равен ста, тогда губернатору не придётся прилетать       
сюда, стоять в зале и просить дополнительную поддержку, он будет понимать,      
что заложенные в бюджете деньги полным рублём пришли.                           
                                                                                
Прошу ко второму чтению представить нам процент исполнения той программы. Мы    
ещё не видели, как реализуется та программа... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо за вопрос. Вы знаете, мне кажется, вопрос очень     
правильный, и хорошо, что есть на него ответ. Ответ заключается в том, что в    
прошлом году программа была исполнена на сто процентов, и это вызывает          
большое уважение. Мы знаем, что практика бывает разная, но я уверен, что        
правительство Калининградской области и дальше будет держать эту высокую        
планку.                                                                         
                                                                                
А что касается тех моментов, о которых вы сказали и которые требуют             
согласования ко второму чтению, вы, безусловно, правы. Здесь нужна увязка в     
том числе с нормативными актами ЕАЭС, что ко второму чтению будет сделано.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тетерин Иван Михайлович.                                                        
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопросы докладчику.                                                             
                                                                                
Из каких соображений исходили при указании даты - здесь стоит 2095 год, ведь    
сменится почти три поколения? Мы планируем на такую далёкую стратегическую      
перспективу? Это первое.                                                        
                                                                                
И второй вопрос касается - я частично уже получил ответ - переноса опыта на     
другие особые экономические зоны. В какой части? Прошу пояснить.                
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо, Иван Михайлович, за вопросы. Знаете, когда я       
готовился к выступлению на заседании Государственной Думы, я посмотрел          
результаты практики, связанной как раз с введением ограниченных по времени      
мер, и должен вам сказать, что время пролетает очень быстро, а проекты,         
особенно крупные инвестиционные проекты, реализуются достаточно долго. Наш      
бизнес должен быть уверен, что он вкладывается в серьёзные инфраструктурные     
проекты, горизонт планирования которых действительно большой. Мы исходили в     
первую очередь из этого, потому что какие-то более сжатые сроки, особенно в     
крупных инфраструктурных проектах, сразу ограничивают возможности окупаемости   
и всего остального. Мы считаем, что здесь у бизнеса должна быть, так сказать,   
железобетонная уверенность, а эти сроки, на наш взгляд, как раз такую           
железобетонную уверенность и дают.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Когогина Альфия Гумаровна.                                                      
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к Савве Витальевичу.                                              
                                                                                
Савва Витальевич, мы открываем границы для техники зарубежного производства,    
для компаний, которые станут резидентами особой экономической зоны. В связи с   
этим возникает вопрос: разработали ли вы механизмы, которые препятствуют        
перемещению техники зарубежного производства из особой экономической зоны на    
другую территорию, в частности из Калининградской области в другие регионы      
России? Иначе мы с вами поддержим недобросовестную конкуренцию и, собственно,   
сведём на нет меры государственной поддержки целого рынка.                      
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо за вопрос, он очень важный, так как касается        
экономической ситуации на всей территории Российской Федерации, эффективности   
мер, которые принимаются правительством в течение уже достаточно длительного    
периода.                                                                        
                                                                                
Безусловно, риски очень серьёзным образом обсуждались, в том числе с нашими     
коллегами из Федеральной таможенной службы, из Минпромторга, и у нас есть       
однозначное мнение, что сейчас риски сведены к нулю. Это связано с тем, что,    
как я уже говорил в своём выступлении, опыт работы особой экономической зоны    
на территории Калининградской области насчитывает более 10 лет, а значит,       
специальные льготные режимы по ввозу товаров, по их обращению на территории     
Калининградской области действуют давно, и, безусловно, риски изначально        
существовали в отношении этих товаров. Ещё с 2006 года работают все             
механизмы, обеспечивающие невозможность вывоза товаров, находящихся под         
особым режимом, на территорию Российской Федерации, все эти инструменты уже     
доказали свою эффективность, невозможность перемещения техники. Приведу         
простой пример: для того чтобы вывезти из Калининградской области, например,    
комбайн, вам нужно будет пройти таможню сначала на выезде из Калининградской    
области, а потом на въезде в основную часть Российской Федерации, и будет       
железобетонный запрет на вывоз техники. Таким образом, уникальность             
географического положения Калининградской области сама по себе создаёт          
заслоны, кроме того, ещё и отработаны все необходимые механизмы на протяжении   
десятилетней практики работы особой экономической зоны.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам         
национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Савва Витальевич, ещё в прошлом созыве вашим министерством были подготовлены    
поправки в закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", это    
были очень серьёзные поправки, но сегодня работа над этим законопроектом        
практически не ведётся. Эти серьёзные предложения, существенные поправки,       
замечания касаются всех, в том числе и Калининградской области. Вопрос:         
скажите, пожалуйста, что с этим законопроектом, вы будете над ним работать,     
мы будем его рассматривать или нет?                                             
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо за вопрос. Знаете, как я уже говорил, важно         
понимать, что законы, которые мы принимаем, должны быть эффективными.           
Заданные нами общие модели, как правило, менее эффективны, потому что           
основаны на общих ограничениях и не учитывают индивидуальных особенностей       
регионов. С этой точки зрения, я считаю, как раз очень хорош опыт               
апробирования конкретных мер для конкретных территорий, и, после того как       
меры сработали, мы можем распространять их на другие регионы. Я думаю, такая    
работа, безусловно, должна вестись, вы совершенно правильно это отметили, но    
мы должны понимать: когда нововведения касаются всех сразу, то и риски          
больше, и эффективность от реализации мер меньше. Мы исходим из того, что       
работу над упомянутым вами законопроектом будем продолжать, но в рамках того    
опыта, который получим сейчас по конкретным территориям.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Когогина Альфия Гумаровна.                                                      
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Для меня очевидно,   
что данный законопроект решает задачу устойчивого повышения качества жизни      
жителей Калининградской области на долгосрочный период, направлен на развитие   
экономического потенциала области, привлечение инвестиций, создание             
финансовой базы для ускоренного развития Калининградской области. В             
частности, в законопроекте предусматривается отмена утилизационного сбора в     
отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло менее трёх лет    
и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на      
территории Калининградской области. Таким образом, у резидентов особой          
экономической зоны возникает отсрочка по уплате утилизационного сбора, что      
снижает одномоментную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты при         
исполнении ими обязательств по обеспечению утилизации транспортных средств      
после выбытия их из эксплуатации.                                               
                                                                                
Вместе с тем с учётом важности утилизационного сбора для обновления парка       
транспортных средств, защиты окружающей среды и защиты России от автохлама      
любые исключения из правил снижают эффективность механизма и в целом не могут   
приветствоваться. Однако, во-первых, подобная процедура по таможенным           
пошлинам уже действовала на территории Особой экономической зоны в              
Калининградской области и применение этой льготы не оказало влияния на рынок,   
мы посмотрели практику: она положительная. Во-вторых, это не освобождение от    
уплаты утилизационного сбора, а лишь отсрочка - он будет уплачен по истечении   
трёх лет. В-третьих, правительство гарантирует - и мы это услышали, и мы        
видим, что ему можно доверять, - что "дырок в заборе" не будет, а значит,       
данная техника не будет перемещаться из этой области на остальную территорию    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Рассматривая данный законопроект, мы сталкиваемся со случаем, когда             
законодатели должны найти разумный, экономически оправданный компромисс между   
эффективностью системной меры и полезным эффектом для стратегического           
развития важного региона. С учётом указанных в законопроекте ограничений я      
лично считаю возможным пойти на данный компромисс и поддержать законопроект.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна.                                
                                                                                
Выступает Гартунг Валерий Карлович.                                             
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я от фракции.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут поставьте.                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, в этом    
законопроекте много мер по развитию Калининградской области, которые мы         
поддерживаем, и, собственно говоря, при доработке законопроекта мы могли бы     
его поддержать, но мы категорически против отмены взимания утилизационного      
сбора. Это противоречит интересам российских товаропроизводителей,              
находящихся в том числе в калининградской особой экономической зоне. Там есть   
товаропроизводители, которые развивают производство, увеличивают локализацию,   
процент локализации, и если мы для этой территории, для этого региона           
отменяем утилизационный сбор, мы прямо бьём по тем же самым производителям,     
которых хотим поддержать.                                                       
                                                                                
Я не услышал сейчас от представителя правительства, что они готовы поменять     
эту меру поддержки на другую, а мы обсуждали на заседании комитета, говорили,   
что было бы целесообразно поменять отмену утилизационного сбора на              
дополнительную доплату, компенсацию на перевозку российской техники с           
основной территории Российской Федерации на территорию Калининградской          
области. Эта мера даже меньше стоила бы бюджету, но была бы более эффективной   
и в большей степени соответствовала бы интересам российских                     
товаропроизводителей. Я не говорю уже о том, что не разделяю вашей              
убеждённости в том, что мы не открываем дыру на таможне и что потом через эту   
дыру не будут завозить технику, не уплачивая утилизационного сбора, на          
территорию Российской Федерации. У нас и сейчас это происходит, даже без        
Калининградской области, когда утилизационный сбор с части техники берётся, а   
с части - нет, и мы это наблюдаем, но никак не можем с этим справиться. Я уже   
приводил примеры с этой трибуны, как это делается на таможне: один и тот же     
товар можно по разным кодам завозить...                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не отвлекаем докладчика, не отвлекаем!           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Наша фракция не готова сейчас поддержать в первом чтении этот     
законопроект, но если ко второму чтению вы уберёте эту спорную норму,           
замените её другой, о которой я только что сказал, то во втором чтении мы       
готовы будем его поддержать.                                                    
                                                                                
А в целом, мы считаем, комплекс мер, направленных на поддержание и развитие     
Калининградской области, заслуживает поддержки, но, подчёркиваю, вот эта        
спорная мера не позволяет нам поддержать законопроект: мы не хотели бы          
создавать прецедент, потому что вы в одной территории откроете дыру, потом во   
второй, в третьей и так далее, и это в интересах иностранных производителей,    
а не отечественных. Никогда не поверю, что Петербургский тракторный завод или   
"Ростсельмаш" не готовы туда сельскохозяйственную технику поставлять, ни в      
коем случае не поверю! Я точно знаю, что они открывают представительства в      
Европе, стремятся на европейский рынок, а мы Калининградскую область вообще     
европейским производителям отдаём, да ладно бы европейским, но ещё и            
китайским!                                                                      
                                                                                
Мы считаем, что надо поменять эту статью в законопроекте, тогда он будет        
заслуживать поддержки.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пятикоп Александр Иванович.                                                     
                                                                                
ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я выслушал ответы на вопросы,       
которые задавали коллеги из зала. С учётом опыта педагогической деятельности    
я фигурально сказал бы так: до тех пор пока не секвестировали федеральную       
целевую программу в 2015 году и не отменили преференции, таможенные льготы в    
2016 году, жители Калининградской области жили на твёрдую тройку - педагоги     
со стажем понимают, что это госоценка. После их отмены там стали жить на        
двойку, мы уже 11-й регион по дотационности. Сейчас правительство предлагает    
некоторые реальные меры, которые позволят жить на два с плюсом, а на взгляд     
Минфина - на три с минусом. Вот примерно так. ФЦП связана только с одним -      
своевременно запустить в эксплуатацию объекты, построенные к чемпионату мира.   
С точки зрения качества жизни... Минэкономразвития убрало такую позицию, как    
качество жизни людей. Проект закона, о котором мы говорим, конечно же, нужно    
принимать в первом чтении, но он не позволит вернуть те потери, которые были.   
                                                                                
Савва Витальевич не ответил на последнюю часть вопроса депутата Альшевских, а   
я отвечу: очередь не стоит. Два крупнейших производителя - "Содружество-Соя"    
и "Автотор", и "Содружество-Соя" смотрит на Белоруссию, потому что там          
преференции под Минском созданы, а "Автотор", как сборочное производство,       
может свободно уйти в Калугу и так далее, особо ничего его не держит. На        
судостроительном заводе "Янтарь" сокращено количество заказов, и это            
отражается на социальной сфере.                                                 
                                                                                
Что я предлагаю? Вчера было великолепное интервью Вячеслава Викторовича         
Володина, который практически указал пути взаимодействия с правительством. У    
нас эффективно работает рабочая комиссия во главе с Дмитрием Николаевичем       
Козаком как раз по социально-экономическому развитию Калининградской области.   
Я считаю, что вместе с правительством Калининградской области, вместе с новым   
губернатором - а калининградцы поддержали Антона Андреевича Алиханова по        
предложению президента - нужно посмотреть ещё ко второму чтению возможности и   
резервы развития. Пускай не смущает 2095 год, как говорят: доживём - увидим,    
но остаться там просто так нельзя. Приведу один факт, который не относится      
напрямую к политике: в 2012 году 3 тысячи калининградских школьников при        
поддержке федерального центра побывали в городах Золотого кольца, в Москве, в   
Санкт-Петербурге, а 200 тысяч отдохнули за рубежом, в Европе, посмотрели        
витрину жизни. Так что это вопрос стратегический, который во многом связан с    
уровнем жизни калининградцев.                                                   
                                                                                
Поддерживаю законопроект в первом чтении и предлагаю оказать содействие,        
чтобы при подготовке ко второму чтению все депутаты, избранные от               
Калининградской области, в том числе и от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - часть         
избирателей, калининградцы отдавали вам голоса, у вас есть депутат...           
Предлагаю собраться и обговорить всё на заседании комиссии.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович.                              
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, мы все прекрасно понимаем, что         
Калининградская область - это форпост Российской Федерации, и каждый из нас     
понимает, какой ценой нашей стране досталась эта земля. И конечно, мы должны    
уделять особое внимание, внимательнейшим образом относиться к Калининградской   
области.                                                                        
                                                                                
В июле я с группой депутатов (тех, кто учится по президентской программе)       
побывал в Калининградской области. Честно говоря, для меня Калининградская      
область - это особая территория: очень давно, ещё во времена Советского         
Союза, я там пошёл в первый, во второй класс, мой папа был военнослужащим. С    
тех пор прошло уже более двадцати лет, и сегодня действительно видно,           
насколько за эти годы область изменилась, как она развивается, то есть,         
конечно, тот закон об особой экономической зоне, который действовал, дал        
особый толчок развитию этой территории.                                         
                                                                                
В рамках этого визита прошли встречи с представителями бизнеса, с               
представителями органов государственной власти, с населением, со школьниками.   
Это были очень важные встречи, и в первую очередь для детей, которые сегодня    
там живут. Мы с вами должны прекрасно понимать, что будущее поколение, многие   
из тех, кто там сейчас живёт, никогда не были на территории основной            
материковой части Российской Федерации и такие встречи, когда к ним приезжают   
оттуда, особенно депутаты Государственной Думы, для них крайне важны - они      
хотят себя чувствовать действительно единым целым с народами Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Конечно, калининградцам нужен этот закон, закон об особой экономической зоне,   
и сегодня мы продлеваем срок его действия практически на сто лет - это даст     
стабильность, уверенность бизнесу, тем людям, которые там живут и работают.     
Ведь не секрет, что многие из них уже рассматривали вопрос о том, чтобы         
уехать на другие территории Российской Федерации или в ту же самую Западную     
Европу, чтобы вести бизнес, потому что не было стабильности, уверенности в      
завтрашнем дне. В связи с этим фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.      
                                                                                
О чём ещё я хотел бы сказать? Есть ещё предложения, которые давало              
региональное правительство вместе с губернатором, - они достаточно здравые и    
разумные, но, к сожалению, в текст законопроекта, представленный сегодня, они   
не вошли, поэтому я попросил бы губернатора Калининградской области Антона      
Андреевича Алиханова направить эти предложения и во фракции, и в профильные     
комитеты, чтобы всё-таки ко второму чтению мы их внимательно рассмотрели. Эти   
предложения были рождены там, в тех условиях, это то, о чём сегодня просят      
предприниматели, чтобы у них действительно была возможность вести бизнес в      
сложных условиях конкуренции и с белорусским бизнесом, и с польским бизнесом,   
и с европейским бизнесом.                                                       
                                                                                
Хочу также сказать о детях, которые там живут. Наверное, здесь нужно            
обратиться и к Ростуризму, чтобы в рамках и туристических поездок, и обмена     
школьники из Калининградской области как можно чаще и в больших масштабах       
посещали другие регионы Российской Федерации... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. ...чтобы школьники из других регионов Российской Федерации имели   
возможности приехать в Калининградскую область и увидеть эту землю, которая     
сегодня процветает. Это действительно уникальная территория и по своим          
климатическим особенностям, и по промышленному потенциалу.                      
                                                                                
Отдельный вопрос, который, конечно, нужно рассмотреть, - это вопрос развития    
янтарной отрасли. Сегодня в стране, к сожалению, ему не уделяется особого       
внимания, а ведь мы понимаем, что Калининградская область - это основной        
регион в России, где добывают янтарь. С точки зрения переработки янтаря и       
получения добавленной стоимости мы серьёзно недорабатываем, хотя янтарный       
комбинат находится в государственной собственности Российской Федерации.        
                                                                                
Несколько слов о санаторно-курортном потенциале. Нужно рассмотреть              
возможности, наверное, и с привлечением Фонда социального страхования, как      
наполнить здравницы Калининградской области теми людьми, которым требуется      
лечение. Это тоже возможно сделать в рамках тех программ, которые мы            
обсуждаем и принимаем.                                                          
                                                                                
Ещё раз подчеркну, что фракция ЛДПР безоговорочно поддержит данный              
законопроект - Калининградская область его ждёт. Надеюсь, что он послужит       
серьёзным толчком для дальнейшего развития нашего форпоста - Калининградской    
области.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Онищенко Геннадий Григорьевич выступает.                                        
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые участники нашего заседания!    
Можно было бы, наверное, не выходить на эту трибуну, если бы не оставалась      
тревога о том, что... Каждая из представленных мер, которые здесь прописаны,    
безусловно, важна и нужна сегодня для развития экономики нашего анклава в       
центре Европы, но в то же время начиная с 91-го года, а может быть, даже с      
излёта советского периода есть впечатление, что все эти меры в совокупности,    
весь комплекс этих мер усиливает центробежные силы в этом регионе. Мои          
коллеги, предыдущие выступавшие, уже говорили о том, что анклавность            
усиливается, но говорили прежде всего с точки зрения интеллектуальной,          
культурной и гуманитарной сферы, в том числе в отношении молодёжи, которая      
там выросла, сейчас живёт и которая, мы надеемся, будет создавать в будущем     
благополучие этого края, поэтому хотелось бы услышать, Савва Витальевич (вы     
об этом ничего не сказали): всё-таки была ли какая-то оценка, насколько все     
эти меры... и какие меры нам нужно принять для того, чтобы, реализуя вот ту     
идею, будем говорить, лёгкой доступности - и пограничной, и с точки зрения      
снятия всяких экономических барьеров, - усилить связь с материковой частью      
нашей страны? Как, через какие прежде всего, конечно же, экономические          
инструменты нам это сделать?                                                    
                                                                                
Понимаешь, о чём я говорю, да? А то так может получиться, что, Саввушка, ты     
останешься без своей малой родины, вернее, она уйдёт от нас!                    
                                                                                
Вот такая тревога есть, хотелось бы, чтобы мы её услышали при втором чтении,    
вернее, даже в процессе подготовки ко второму чтению и всегда об этом           
помнили. А так, конечно же, нужно поддержать решительно весь комплекс мер,      
который предлагается, и обеспечить их реализацию.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич.                            
                                                                                
Максимов Александр Александрович от фракции.                                    
                                                                                
МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый господин председательствующий, уважаемые господа депутаты! Фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект и приложит все    
усилия к его реализации в полном объёме.                                        
                                                                                
На что хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые депутаты. При обсуждении      
этого вопроса в комитете и даже сейчас в зале высказывались мнения, что, мол,   
плохо, когда мы какому-то региону даём преференцию, плохо, когда мы даём        
какие-то льготы: они мешают конкуренции, льготы - плохо. Но давайте             
задумаемся на секунду: что такое для нас Калининград и Калининградская          
область? По сути, коллеги, это наша Триумфальная арка в Европе, это то, что     
наш народ завоевал (что для них постоянный раздражитель), и это парадные        
ворота в нашу великую Россию.                                                   
                                                                                
И вы знаете, нужно приложить усилия, чтобы Калининградская область реально      
достойно представляла великую Россию и имела для этого возможности (а иметь     
эти возможности очень трудно по целому ряду обстоятельств, а в условиях         
кризиса порой почти невозможно), и мы понимаем, что стратегически команда       
молодого губернатора правильно уловила этот тренд - неизбежность интеграции     
промышленности в европейскую часть, это безусловно. Это с одной стороны. Но     
вот на что обратили внимание и наши коллеги, вот господин Онищенко:             
правильно, не нужно забывать, что у этого закона должна быть вторая,            
социальная составляющая - интеграция молодого поколения в Россию, это должно    
быть. И при подготовке законопроекта ко второму чтению, безусловно, нужно       
продумать ещё меры из пакета губернаторской команды - мы хотели бы увидеть их   
у себя в комитете, - направленные на увеличение поддержки этого.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, разговор об особых экономических зонах, ТОРах, ТОСЭРах       
каждый раз начинается с таких вопросов: а каков у вас портфель инвестиций, а    
какая у вас очередь? Ну, на нашу великую страну инвесторов, честно говоря,      
раз-два и обчёлся, а инвесторов зарубежных и того меньше, и когда мы робко      
даём сроки пять-десять лет... Да что такое пять-десять лет? Три года уходит     
на разработку проекта, два года на строительство - когда прибыль получать?      
Прибыль - через десять-пятнадцать лет. То есть деньги даже не отбить, говоря    
жаргонным языком. Сто лет - вот это срок, и это для нас ориентир в отношении    
остальных экономических зон, только такой срок может быть, тогда у бизнеса      
будет реальная возможность прогнозировать своё развитие.                        
                                                                                
Я думаю, что калининградская зона благодаря этому закону получит хороший и      
мощный толчок к развитию. (Аплодисменты.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.                         
                                                                                
Докладчик, Савва Витальевич, будете выступать с заключительным словом?          
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо за очень правильные слова, которые были сказаны     
выступавшими. Я хочу коротко остановиться на нескольких позициях.               
                                                                                
Во-первых, что касается всё-таки утилизационного сбора, Валерий Карлович,       
просто приведу конкретный пример. Вы знаете, что в Калининграде работает один   
из крупнейших сельхозпроизводителей Юрий Михайлович Лужков, и вот совершенно    
конкретная ситуация: он закупил сельскохозяйственную технику российского        
производства, после чего с поставкой запчастей возникли проблемы. Дело даже     
не в деньгах и не в компенсации транспортных расходов - дело в том, что,        
когда у тебя идёт кампания, посевная или уборочная, тебе необходимо иметь       
возможность в каких-то непредвиденных обстоятельствах оперативно решать         
проблемы. К сожалению, логистический лаг, который существует объективно и       
который невозможно устранить, ставит серьёзный барьер на пути решения таких     
проблем. Сейчас идут судебные процессы по этому поводу - как раз по поводу      
того, что возникают убытки из-за невозможности решить вопрос со своевременной   
поставкой запчастей для конкретной российской сельхозтехники.                   
                                                                                
Александр Иванович Пятикоп сказал, что очередь здесь не стоит, - но она         
никогда не стоит. Нужно понимать, что очередь будет стоять только тогда,        
когда будет положительный опыт, - бизнес очень осторожно относится к любым      
начинаниям. И с этой точки зрения, на мой взгляд, как раз от того, как быстро   
мы отработаем поправки ко второму чтению, рассмотрим их и закон будет принят,   
от того, насколько они будут проработаны совместно, в едином командном стиле,   
Правительством Российской Федерации, Государственной Думой, депутатами,         
региональным правительством, - вот от этого единства, от общей конструктивной   
позиции будет зависеть то, как бизнес будет относиться к перспективам своей     
работы.                                                                         
                                                                                
И последнее. Геннадий Григорьевич, мы с вами много лет вместе работали в        
контрольно-надзорных органах и имеем большой опыт такой работы. Спасибо вам     
за то, что вы сказали: действительно, экономика не единственное, ради чего      
всё это делается. Мне, как человеку, который родился и вырос в Калининграде,    
действительно небезразлично то, о чём вы говорили, я поддерживаю вас в том,     
что необходимо думать об этой сфере, но, на мой взгляд, это точно               
взаимосвязано, потому что именно экономическая успешность региона создаёт       
основы, предпосылки для того, чтобы молодые люди оставались, чтобы приезжали    
со всей России в Калининградскую область, чтобы Калининградская область         
действительно становилась витриной нашей страны, витриной наших отношений с     
Европой. Экономика, конечно, даст положительный толчок, но правительство        
Калининградской области - я знаю об этом - задачу, о которой вы сказали,        
считает приоритетной, работает над ней, и мы будем только помогать.             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Савва Витальевич.                                
                                                                                
Владимир Лазаревич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Спасибо.     
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении           
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам     
социально-экономического развития Калининградской области".                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.22,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно.                           
                                                                                
Антон Андреевич, вы можете несколько слов депутатам сказать. Пожалуйста.        
                                                                                
АЛИХАНОВ А. А., губернатор Калининградской области.                             
                                                                                
Большое спасибо, Иван Иванович.                                                 
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Что хотелось бы сказать? Вы знаете, когда в     
2006 году заработал новый закон - "Об Особой экономической зоне в               
Калининградской области...", в который мы в том числе хотели бы внести          
поправки, ВРП в Калининградской области составлял порядка 100 миллиардов        
рублей, а по итогам 2016 года он составил практически 350 миллиардов рублей.    
Динамика в Калининградской области в 2006, 2007, 2008 годах по количеству       
новых проектов, новых резидентов была очень существенной - в первые три года    
существования зоны мы демонстрировали практически 20 процентов роста ВРП.       
                                                                                
И этот успешный опыт был распространён дальше, собственно говоря, на всю        
территорию Российской Федерации. Наш 16-й федеральный закон переродился в       
116-й, который сделал возможным создание особых экономических зон на других     
территориях Российской Федерации - они были созданы в Татарстане, в Липецке,    
во многих других регионах нашей замечательной страны и показали свою            
эффективность.                                                                  
                                                                                
Когда-то Калининград был пионером среди особых экономических зон, но время      
шло, и появились территории опережающего развития, другие механизмы,            
свободный порт Владивосток, и мы остались немножко позади. Те особые режимы,    
которые существуют на других территориях нашей страны, стали более              
привлекательными, а Калининград остался в силу своей логистики и географии,     
скажем так, на задворках, мы немножко отстали. Этот законопроект вобрал         
лучшее, что было за эти годы придумано в правительстве, в Думе, что было        
предложено президентом, то есть мы на самом деле ничего нового не изобретаем.   
Да, есть какие-то уникальные нормы, которые мы хотели бы применить и            
обкатать, и я уверен, что, если они хорошо себя зарекомендуют, вы в             
недалёком, надеюсь, будущем будете голосовать за то, чтобы такие механизмы      
были применены и в территориях с особым статусом в других регионах.             
                                                                                
Я хочу поблагодарить всех коллег и из правительства, и из Государственной       
Думы за ту работу, которая на данный момент проделана. Мы, конечно,             
представим все наши дополнительные предложения и с удовольствием поработаем с   
комитетами, возможно, появятся какие-то новые идеи, которые мы сможем           
реализовать ко второму чтению, мы обязательно к этой работе приступим.          
                                                                                
Ну и раз уж эта тема вызвала такое оживление, скажу всё-таки об                 
утилизационном сборе. Изначально мы хотели, чтобы перечень продукции был        
закреплён в законе. Нас поправили коллеги из правительства, Денис               
Валентинович Мантуров сказал: давайте определим это в постановлении             
правительства, чтобы иметь возможность более гибко реагировать на               
конъюнктуру, если вдруг появятся сервисные центры, об отсутствии которых мы     
говорим сейчас, что-то ещё, тогда мы будем сокращать перечень продукции,        
которая подпадает под освобождение. Никаких рисков попадания этой техники на    
остальную территорию Российской Федерации нет, там всё закрыто, как сказал      
Савва Витальевич, там две таможни - сначала при выезде, потом при въезде на     
основную территорию Российской Федерации.                                       
                                                                                
Что касается открытия нашими производителями сельхозтехники представительств    
в Европе. К сожалению, за все годы существования современной России ни одного   
такого центра не открыл ни один производитель, хотя, казалось бы,               
Петербургский тракторный завод, например, уже мог бы это сделать. Я надеюсь,    
что эта мера их тоже привлечёт, что мы сможем каким-то образом их привлекать.   
У нас в этом году время уборки урожая составило 10 дней, это как раз касается   
примера с Юрием Михайловичем Лужковым - нельзя ждать месяц-два, нужно, чтобы    
послезавтра принесли запасную деталь. У нас, к сожалению, польдерных земель     
больше, чем в Голландии, надо заниматься мелиорацией - у нас очень тяжёлая      
история с почвой.                                                               
                                                                                
Я предлагаю вместе поработать, в том числе с коллегами из ЛДПР, мы и к себе     
готовы пригласить, чтобы вы могли посмотреть на месте, что да как и почему мы   
эти меры хотим принять, мы готовы их необходимость дополнительно обосновать.    
Напомню, что особая экономическая зона безэндээсная, беспошлинная,              
бестаможенная, а утильсбор, как мы с вами понимаем, - это некая альтернатива    
снижающейся таможенной защите. Поэтому экономическая логика всё-таки            
подсказывает, что такую меру для Калининграда нужно предложить.                 
                                                                                
Что касается выступления господина Онищенко. Вы знаете, мы, предлагая эти       
меры, эти поправки, хотим, чтобы российские инвесторы, российские               
производители, видя, как удобно, и хорошо, и выгодно вести бизнес в             
Калининградской области, приходили; через эти льготы мы, наоборот, повышаем     
экономическую связь с основной территорией Российской Федерации. Ровно для      
этого мы всё и делаем - чтобы новые российские предприятия с российским         
капиталом открывались на нашей территории, чтобы интерес к области у            
российского бизнеса возрастал всё больше и больше. Я уверен, что эти            
поправки, этот законопроект не способствуют центробежным силам - наоборот,      
эти поправки антицентробежные, скажем так, следуя логике выступления            
господина Онищенко.                                                             
                                                                                
Иван Иванович, спасибо большое. Коллеги, спасибо за поддержку.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Андреевич.