Заседание № 193
О проекте федерального закона № 244597-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о процессуальных правах лиц, в отношении которых ведётся производство о применении принудительных мер медицинского характера).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, при подготовке законопроекта к рассмотрению в третьем чтении была выявлена техническая неточность, в связи с чем появилась необходимость внести дополнительную поправку в законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесённый правительством. В связи с этим я обращаюсь с просьбой вернуться к процедуре второго чтения. Данная поправка изложена в таблице 1, она одна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция комитета. Уважаемые коллеги, нам предлагается вернуться к процедуре второго чтения, мы за это должны с вами проголосовать. Ставлю на голосование это предложение. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 11 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Владимир Сергеевич, по внесённой поправке. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, поправка представлена в таблице 1, она рекомендована комитетом к принятию. Я прошу поддержать указанную поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли другие позиции у депутатов? Есть ли необходимость выступить? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 02 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3% Результат: принято Принято, то есть поправка принята и законопроект готов к голосованию во втором чтении. Владимир Сергеевич, какие ещё у вас есть предложения? ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, с учётом принятой поправки мы текст законопроекта полностью согласовали с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. По данному тексту законопроекта нет замечаний, поэтому я просил бы рассмотреть данный законопроект во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Учитывая, что предложено рассматривать законопроект и в третьем чтении, я хочу спросить: нет ли депутатов, желающих записаться для выступления по мотивам? Нет. Выносим 4-й вопрос на "час голосования".
Вопрос 4. Уважаемые коллеги, мы данный проект федерального закона возвращали во второе чтение, напоминаю, поэтому я его ставлю на голосование во втором чтении. Зачитаю название: проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 36 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято. Законопроект был доложен и в третьем чтении, я ставлю его на голосование в третьем чтении. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 03 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 190
О проекте федерального закона № 244597-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о процессуальных правах лиц, в отношении которых ведётся производство о применении принудительных мер медицинского характера).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что законопроект направлен на приведение в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации уголовно-процессуальных норм, касающихся права лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения. В комитет ко второму чтению поступило четырнадцать поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию. Я просил бы рассмотреть таблицу принятых поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость какую-либо из четырнадцати поправок рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 22 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1% Результат: принято Принято. Отклонённых поправок нет, и мы выносим проект федерального закона на "час голосования".
5-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 15 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 244597-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о процессуальных правах лиц, в отношении которых ведётся производство о применении принудительных мер медицинского характера).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Дмитрия Вячеславовича Костенникова. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый вечер, уважаемые депутаты! В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере уголовно-процессуального права является проблема обеспечения процессуальных прав страдающих психическими заболеваниями лиц, совершивших общественно опасные деяния. Права лиц данной категории предусмотрены в ряде международных документов: Международном пакте о гражданских и политических правах, Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи и Рекомендациях Парламентской ассамблеи Совета Европы, а также в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы. В соответствии с указанными документами психически больные лица имеют право на осуществление всех признанных международными нормами гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав без какой-либо дискриминации в связи с психическим заболеванием. В отношении психически больных лиц, совершивших запрещённые уголовным законом деяния, общие принципы защиты подлежат применению в полном объёме с такими минимально необходимыми в данных областях исключениями, которые не будут наносить ущерба их правам. В настоящее время порядок судопроизводства по применению принудительных мер медицинского характера регулируется главой 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом процессуальные права лиц, в отношении которых ведётся судопроизводство по применению принудительных мер медицинского характера, осуществляет его законный представитель - близкий родственник, орган опеки или попечительства, - который привлекается к участию в деле на основании постановления следователя или суда. Обязательным является также и участие защитника. Вместе с тем в отношении самих лиц, страдающих психическими заболеваниями, УПК содержит ряд изъятий из общего порядка производства по уголовному делу, которые толкуются как изъятия из их процессуального статуса, исключающие возможность личного участия в производстве по уголовному делу. Отсутствие в законодательстве дифференцированного регулирования прав психически больных лиц, основанного на обязательном учёте реальной способности такого лица осуществлять процессуальные действия, не соответствует международным обязательствам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о психиатрической помощи и не обеспечивает защиту прав личности от необоснованных ограничений. В связи с этим Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 года № 13-П ряд норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в их нормативном единстве. Основной идеей предлагаемого вашему вниманию проекта федерального закона является осуществление производства по применению принудительных мер медицинского характера в отношении психически больных лиц, основанного на том, чтобы их участие в процессе ограничивалось исключительно в связи с их психическим состоянием. В частности, предусмотрено право указанных лиц ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда, право лично осуществлять принадлежащие ему процессуальные права и участвовать в процессуальных действиях наряду со своим защитником, законным представителем, возможность уведомления указанного лица о прекращении уголовного дела и о направлении дела в суд, вручения ему копии соответствующего постановления, а также предоставления лицу, в отношении которого осуществляется производство, права знакомиться с материалами уголовного дела, право лично участвовать в судебном заседании, возможность обжалования постановления суда о применении принудительной меры медицинского характера, возможность лица, признанного невменяемым, лично ходатайствовать о прекращении или изменении принудительных мер медицинского характера. Таким образом, полагаю, что предлагаемые законопроектом меры позволят устранить пробел в правовой регламентации процессуальных прав лиц, в отношении которых осуществляется производство по применению принудительных мер медицинского характера, а также привести уголовно-процессуальное законодательство России в соответствие с международными стандартами и решениями Конституционного Суда Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Дмитрий Вячеславович. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович, вы один из немногих коллег, кто помнит название нашего комитета практически наизусть. Уважаемые коллеги, Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Указанный законопроект направлен на приведение действующего законодательства в соответствие с постановлением Конституционного Суда от 20 ноября 2007 года по делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса в связи с жалобами граждан Абламского, Лобашовой и Матвеевой, которым указанные статьи Уголовно-процессуального кодекса были признаны противоречащими Конституции Российской Федерации. Рассматриваемый проект федерального закона вносит изменения в указанные статьи. Данные изменения Уголовно-процессуального кодекса направлены на приведение в соответствие уголовно-процессуальных норм, касающихся права лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения. Каких-либо замечаний правового характера у комитета не имеется. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, который является соисполнителем по указанному законопроекту, поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. Мы рекомендуем поддержать указанный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Задержитесь пока на трибуне - есть вопросы. Да, вижу несколько рук. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос такой. Постановление Конституционного Суда было принято в 2007 году, срок по устранению данной коллизии был установлен один месяц. Вопрос: с чем связана столь длительная подготовка такого технического законопроекта, устраняющего несоответствия федерального законодательства Конституции Российской Федерации? Или это вопрос исполнительской дисциплины? Тогда кто понёс за это дисциплинарную ответственность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос к правительству? РОХМИСТРОВ М. С. К правительству, к правительству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович. КОСТЕННИКОВ Д. В. Законопроект был внесён в Государственную Думу несколько месяцев тому назад, но тем не менее, действительно, трёхмесячный срок, который даётся правительству по закону "О Конституционном Суде Российской Федерации", превышен. К сожалению, причиной превышения этого срока явилась длительная процедура межведомственного согласования данного законопроекта, в соответствии с которой, кроме обычного порядка, необходимо ещё и заключение Верховного Суда Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Я хотел бы уточнить процедуру: как будет описываться тот круг прав, который остаётся у того или иного, ну, грубо говоря, психически больного заключённого - это заранее будет делаться или по каждому его обращению будет производиться анализ на предмет того, может ли он с таким вот заявлением, ходатайством выступать или состояние здоровья не позволяет ему это делать? Это вообще очень такая тонкая материя, мне кажется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Вячеславович, к вам вопрос, я думаю. КОСТЕННИКОВ Д. В. Речь идёт о том, что необходимо медицинское заключение о способности данного конкретного заявителя участвовать в судебном заседании только в случае его участия. Все остальные его права не связаны с получением такого заключения, то есть он может заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела без какого-либо ограничения. ИЗ ЗАЛА. Даже если он ничего не соображает? КОСТЕННИКОВ Д. В. Даже если он не соображает, его вправе ознакомить с этими документами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Дмитрию Вячеславовичу. Некоторое время назад вопрос о принудительном психиатрическом лечении был предметом политических спекуляций. Я думаю, что и на сегодняшний день актуальность темы этой не исчерпана, тем более что многочисленные правозащитные организации говорят о большом количестве лиц, содержащихся на принудительном лечении в наших психиатрических клиниках. Скажите, сколько у нас сегодня таких клиник и сколько находится в этих клиниках больных на принудительном лечении? КОСТЕННИКОВ Д. В. Всего у нас таких клиник, если мне не изменяет память, восемь. Что касается количества лиц, которые находятся на принудительном лечении в настоящее время, - такой информацией я сейчас не располагаю, поскольку к существу данного законопроекта эта информация не относится. В данном случае, даже если бы речь шла об одном-двух, так сказать, представителях этой категории лиц, мы должны были бы внести эти изменения и заботиться об их правах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Больше нет вопросов? Да, пожалуйста, хотел уточнить что-то Владимир Сергеевич Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Я хочу добавить ещё, что в данном случае речь идёт о лицах, которые являются дееспособными. В случае если они признаны судом недееспособными, у них есть законные представители. Поэтому данное постановление Конституционного Суда направлено на защиту прав граждан, и приведение в соответствие с этим постановлением Уголовно-процессуального кодекса позволит гражданам как использовать своих представителей, так и заявлять необходимые ходатайства самостоятельно в том случае, если они от представителей отказываются. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Так, присаживайтесь, пожалуйста. Выступить хочет депутат Рохмистров. Нет других желающих? Нет. Пожалуйста, Максим Станиславович, вам слово. РОХМИСТРОВ М. С. Хотелось бы ещё раз обратить внимание депутатов - я, к сожалению, представителя правительства, который у нас в Госдуме представляет правительство, не вижу - на уровень исполнительской дисциплины Правительства Российской Федерации. Даже для подготовки такого простого законопроекта потребовался год, для того чтобы устранить то несоответствие, которое определено Конституционным Судом. Я уже не говорю, что многие законопроекты, которые мы с вами направляем в правительство, вообще не получают отзывов. Вот такое наплевательское отношение правительства к Государственной Думе и определениям Конституционного Суда приобретает нехорошую тенденцию. Поэтому я думаю, что Государственной Думе надо как-то обратить на это внимание, а также на уровень исполнительской дисциплины, особенно в рамках кризиса, потому что объяснение, которое получено: "У нас там были межведомственные согласования"... Ну, вы знаете, оно как-то не очень волнует наших граждан и, наверное, не должно волновать наших депутатов. В конце концов, ведомства из бюджета для того и зарплату получают, чтобы у них межведомственные согласования проходили в установленные законом сроки. Вот мы требуем соблюдения сроков от каких-то конкретных людей, а потребовать исполнения действующих норм и законов от правительства почему-то не можем. Я думаю, что Государственная Дума должна всё-таки озаботиться этим вопросом и если не принять постановление или обращение, то хотя бы обозначить проблему, констатировав, что исполнительская дисциплина правительства, особенно в рамках кризиса, становится опасным явлением. Я думаю, уже пора обратить на это внимание, для того чтобы правительство у нас немножко порасторопнее действовало и всё-таки с уважением относилось к парламенту Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не настаивают на участии в обсуждении. Докладчик и содокладчик? Нет. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 47 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1% Результат: принято Принимается.