Заседание № 119
О проекте федерального закона № 244252-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" (об оперативном использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". Доклад председателя Комитета по обороне Виктора Михайловича Заварзина. Пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". Во втором чтении законопроект принят 21 октября. Законопроектом регламентируется оперативное использование российских Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации, он направлен на укрепление безопасности нашей России и защиту наших граждан. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Соответствующий проект постановления имеется. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне", пункт 7. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 09 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1% Результат: принято Принято.
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Для протокола: по 5-му вопросу повестки дня, по проекту № 242113-5, Шаккум голосовал за, и по 7-му вопросу, об обороне, Гаджиев, Исаев, Киекбаев, Носкова, Нюдюрбегов, Рыков, Скоробогатько, Фахритдинов и Южилин голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 118
О проекте федерального закона № 244252-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" (об оперативном использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". Докладывает председатель Комитета по обороне Виктор Михайлович Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Вы помните, 9 сентября текущего года он был принят Государственной Думой в первом чтении. Я хочу напомнить, уважаемые коллеги, что законопроект формирует в российском национальном законодательстве полноценную правовую базу для оперативного использования российских Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации для решения ряда задач, таких как отражение вооружённого нападения на российские Вооружённые Силы, другие войска, дислоцированные за рубежом, отражение или предотвращение вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой, защита наших граждан от вооружённого нападения на них и борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства. Решение принимает Президент Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации. К законопроекту поступило семь поправок. Поправки не затрагивают концептуальных положений законопроекта, часть из них уточняющие, обеспечивают унификацию применения в нашем законодательстве терминологии, другие носят сугубо лингвистический характер. Комитетом по обороне поправки рассмотрены и рекомендованы к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, у нас нет. Законопроект подготовлен ко второму чтению с учётом поправок, рекомендуемых к принятию, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет. Коллеги, Комитет по обороне рекомендует Госдуме принять таблицу поправок к законопроекту и законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, единственная таблица, семь поправок, рекомендованных к принятию. Есть замечания по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 02 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Таблица принимается. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 30 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
БЕРЕСТОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, по 11-му вопросу Стальмахов, Цветова, Муслимов и Берестов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается.
ЦВЕТОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, по пункту 11, проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне", депутаты Муслимов и Острягин голосовали за.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 244252-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" (об оперативном использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 11 - это также президентский закон. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста, Гарри Владимирович. Обращаю внимание депутатов: это первое чтение. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне", который был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Хочу вам напомнить, что в феврале текущего года состоялась встреча главы государства с членами Совета палаты Совета Федерации, по итогам этой встречи было сформулировано соответствующее поручение. Целью данной инициативы президента является совершенствование нормативной основы для более оперативного использования формирований Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Хочу напомнить, что в настоящее время данная проблема регулируется несколькими федеральными законами. Прежде всего, это закон "Об обороне", в который предлагается внести поправки, кроме того, это закон "О противодействии терроризму", а также закон, который в большей степени определяет процедуру направления формирований Вооружённых Сил для решения международных задач и выполнения наших международных обязательств. В соответствии с этими тремя названными федеральными законами основаниями для использования формирований Вооружённых Сил за пределами Российской Федерации являются только два. Первое - это выполнение задач по пресечению международной террористической деятельности, что предусмотрено законом "О противодействии терроризму", и второе - выполнение имеющихся международных обязательств страны, что предусмотрено законом "Об обороне". Других оснований для использования формирований Вооружённых Сил законодательство не предусматривает. В настоящее время сама ситуация, которая складывается в мире, настоятельно требует корректировки этих законодательных положений. И те события, свидетелями которых мы являлись с вами, - а это касается как событий годичной давности, так и тех событий, которые происходили в области судоходства, - подталкивают нас к тому, чтобы соответствующим образом на нормативном, на законодательном уровне отреагировать и создать, как я уже сказал, необходимую правовую базу для принятия достаточно оперативных решений. В связи с этим предлагается расширить перечень оснований, которые позволяют использовать формирования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Во-первых, к таким основаниям относится отражение нападений на уже имеющиеся за границей российские войска. Второе основание - это отражение или предотвращение агрессии против другого государства. Третье основание - это защита граждан Российской Федерации. И четвёртое основание - это борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства. Хочу обратить ваше внимание на то, что формирования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами России могут использоваться исключительно в нескольких целях. Первая цель - это защита интересов Российской Федерации и граждан Российской Федерации. Второе - это поддержание международного мира и безопасности. Специально хотел бы обратить ваше внимание на то, что использование формирований Вооружённых Сил возможно только в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Помимо этой новеллы, о которой я вам рассказал, законопроектом предлагается также урегулировать порядок принятия подобных решений об оперативном использовании формирований Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об этом, предполагается, будет принимать Президент Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации. Какова будет общая численность этих формирований, каковы будут районы их действий, какие будут задачи ставиться перед ними и каков срок использования этих подразделений - это всё будет определяться главой государства. Решение вопросов комплектования этих формирований, обеспечения их необходимыми ресурсами (материальными, боевыми) предоставлено на решение Министерству обороны Российской Федерации. Формирования, которые используются за пределами территории Российской Федерации, могут быть досрочно отозваны, если они выполнят поставленные перед ними задачи. Решение об этом вправе будет принимать либо Президент Российской Федерации, либо по его поручению Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, изменения, которые предлагаются для внесения в Федеральный закон "Об обороне", направлены на то, чтобы позволить Российской Федерации оперативно и своевременно в точном соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, в соответствии, как я уже сказал, с общепринятыми принципами и нормами международного права реагировать на те угрозы, которые возникают в отношении Российской Федерации либо граждан Российской Федерации. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать эту инициативу Президента Российской Федерации и принять проект федерального закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь пока. Я думаю, что вопросы будут. А содоклад сделает председатель Комитета по обороне Виктор Михайлович Заварзин. Он уже на трибуне и готов к ответственному докладу. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, первое, с чего я хочу начать. Полномочный представитель президента очень подробно рассказал о полной юридической мотивации данного законопроекта, который внёс Президент Российской Федерации. Не хочу повторяться, потому что всё перекликается, закон короткий, понятный. Я просто хотел бы некоторые мотивационные моменты тоже отметить, о чём мы на заседании комитета с моими коллегами говорили и что обсуждали. Действительно, сегодня мировая практика показывает, что круг задач, для решения которых Вооружённые Силы могут и должны применяться за пределами государства, гораздо шире. Если хотите, здесь, на мой взгляд (а я о своих убеждениях говорю), заложена президентом политическая мотивация, которая показывает силу нашего государства по защите наших граждан, наших подразделений, которые находятся за пределами. И сегодня мы должны подчеркнуть, что в глобальной системе военно-политических отношений наиболее актуальным становится противодействие современным вызовам, - вот что сегодня очень важно. И в числе таких вызовов международный терроризм, организованная преступность и просто противоправные насильственные действия незаконных вооружённых формирований в отношении граждан. В связи с этим закон, обеспечивающий правовой механизм оперативного применения Вооружённых Сил за пределами Российской Федерации, абсолютно, подчёркиваю, необходим, и актуальность его не вызывает никаких сомнений. И ещё одно хотелось бы сказать. Сейчас мы должны объективно признать, что современные войны и вооружённые конфликты будут носить кратковременный характер, быстротечный и достижение стратегических задач будет осуществляться в кратчайшие сроки. Любое промедление при принятии решения о применении Вооружённых Сил будет наносить неоправданный урон обороноспособности России, нашему престижу, а также безопасности наших граждан, где бы они ни находились. И хотел бы привести пример. Многие развитые государства Запада, в том числе Соединённые Штаты Америки, уже учитывают эти обстоятельства. Целый ряд примеров есть, я могу многие государства назвать, это относится и к бундесверу, и к Франции, и к американцам. В частности, в соответствии с законом о военных полномочиях Президент Соединённых Штатов Америки обязан консультироваться с Конгрессом по вопросу применения Вооружённых Сил до начала их использования. Вместе с тем, как мы знаем, это нисколько не лимитирует президента в применении Вооружённых Сил в любой части мира по своему усмотрению. И такие факты у нас есть, я такие факты могу привести. Нам необходим правовой механизм, обеспечивающий оперативное принятие решения президентом по применению войск за рубежом. Мы не должны больше допускать таких случаев, которые у нас были, и должны реагировать оперативно на ту обстановку, которая складывается. О механизме принятия решения Гарри Владимирович чётко сказал, здесь всё нам понятно. В отношении Совета Федерации - и они могут собираться, внеочередное заседание проводить и так далее. Комитет по обороне, изучив этот законопроект, рекомендует его принять. На законопроект поступил ряд положительных заключений. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний концептуального характера нет. Комитет по обороне предлагает данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне. Вопросы есть. Как поступим? Ну давайте запишемся. Я вижу, есть предложения. По два вопроса от фракции предлагает депутат Жириновский. Вопрос от фракции - это, мне кажется, вполне резонное предложение. Коллеги, как вы на это смотрите? Не возражают. Пожалуйста, депутат Локоть, от фракции КПРФ. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, то, что обстановка меняется и необходимо урегулировать те проблемы, о которых вы сказали, - это безусловно. Мнение нашей фракции - никакой Запад нам в этом отношении не указ, на первом месте безопасность государства и безопасность граждан Российской Федерации - вот из чего мы должны исходить. Это понятно всё. Беспокойство вызывает другое: не попадём ли мы в юридическую ловушку, самим себе расставленную, принимая сегодня этот закон? Введя эти нормы, не начнём ли мы задним числом признавать, что некоторые наши действия, скажем, в прошлом году были юридически необоснованными? Чем мы занимались, собственно говоря, в этих республиках - в Южной Осетии и Абхазии? Мы защищали интересы российских граждан, но на чужой территории, это приходится признать. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо большое. Очень хороший вопрос. Мне задавали журналисты этот вопрос, и я хочу повторить ещё раз. Вопрос об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации в Абхазии и Южной Осетии был в принципе решён после того, как мы ввели туда свой миротворческий контингент. Это мы должны чётко представлять. Мандат позволяет в случае опасных действий по отношению к миротворческим силам, в случае нападения, применять оружие. Это нужно чётко сказать. Это мировая практика, это Устав Организации Объединённых Наций. У нас был мандат, и никаких вопросов не должно быть. Президент Российской Федерации принял решение по усилению в экстремальной обстановке нашей группировки, которая находилась в Южной Осетии в тот момент, по их защите, когда уже были реальные нападения, были трупы людей и так далее. Поэтому в данном случае нас или президента обвинять в неправомерности действий абсолютно нельзя. Я, извините, немножко полемически скажу, но хотелось бы, чтобы вы понимали. У нас большие претензии к НАТО. Я был главным военным представителем, я до сих пор не согласился с бомбардировкой. Вот там была другая ситуация, там никакой угрозы не было, и той гуманитарной катастрофы, о которой они говорили, не существовало, но они применили силу. Они ещё в перспективе ответят перед мировым сообществом. Но в данном случае у нас чёткое юридическое основание, и я готов более подробно об этом доложить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции ЛДПР - Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня вопрос к вам. Скажите, пожалуйста, где-то у нас очерчен конкретно круг тех формирований Вооружённых Сил, которые при реализации данного закона имеет право применять президент? Есть ли какой-то перечень конкретных родов войск, которые могут быть применены в той или иной обстановке, и входят ли в этот список Ракетные войска стратегического назначения, или всё это зависит каждый раз от конкретной ситуации и остаётся на усмотрение президента? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос был к Минху. МИНХ Г. В. Уважаемый Игорь Владимирович, я думаю, что концовка вашего вопроса - это, по сути дела, ответ, данный не только, видимо, самому себе, но и всем коллегам-парламентариям. Здесь, как мы с вами видим, есть три органа и соответственно три уровня задач, которые предлагается решать. Есть Совет Федерации, есть президент - глава государства, верховный главнокомандующий, и есть Министерство обороны. И понятно, что тот круг задач, который будет сформулирован президентом при принятии соответствующего решения, параметры, которые будут в этом решении сформулированы, потребуют соответствующего и кадрового, и организационного, и материально-технического обеспечения. Но в соответствии с законом это формирования Вооружённых Сил Российской Федерации. Как вы знаете, мы сейчас в рамках реформы переходим к созданию частей постоянной боевой готовности, и те части, которые, с точки зрения главы государства, Министерства обороны и Генштаба, будут отвечать поставленным задачам, и будут использоваться. Но, повторяю, это формирования Вооружённых Сил Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заварзин хотел бы добавить. ЗАВАРЗИН В. М. Игорь Владимирович задал вопрос о ядерном оружии, кажется, так? Потому что спросил о РВСН. Я понял ваш вопрос. Вы должны здесь чётко градацию понять, потому что это очень важный вопрос, и многие его нам задают. Решение о применении ядерного оружия находится исключительно в компетенции Президента Российской Федерации, зависит от средств - подчёркиваю - и масштаба возможной агрессии против Российской Федерации и предметом данного законопроекта абсолютно не является. Верховный главнокомандующий может отдать приказ о применении оружия массового поражения в случае нанесения противником удара или против нас, или против наших союзников, но это отдельная тема, и существуют определённые документы. Поэтому мы должны говорить совершенно о других актах, в которых установлены случаи применения именно сил общего назначения, которые у нас сформированы, о них говорил Гарри Владимирович. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" настаивает кто-то на вопросе? Нет. Грешневиков, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Вопрос Виктору Михайловичу. Фракция, конечно, закон поддержит - необходимость его принятия давно назрела: мы давно наблюдаем, как ущемляются права граждан Российской Федерации. Главное, чтобы вы не забыли после принятия данного закона материально-технически и финансово его поддержать, чтобы он работал. А вопрос мой касается двух моментов. Вот в законопроекте написано, что Вооружённые Силы могут использоваться, ну, понятно совершенно как: борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства. Но вот две вещи прокомментируйте, пожалуйста. Как могут защищаться граждане Российской Федерации за рубежом? То есть если где-то какой-то случился инцидент, что, там будут вертолётами, подводными лодками?.. Как вообще эта операция будет проходить? И что касается войск, которые дислоцированы за пределами территории Российской Федерации. Мне вот вспоминается ваш благородный поступок, когда вы в Приштину бросок сделали. Хорошо, что пришли, плохо, что ушли. Ну а если бы на вас там напали?.. (Микрофон отключён.) ЗАВАРЗИН В. М. Ну, во-первых, я оттуда не ушёл, сразу хочу сказать, с этого начнём. Ну, чтоб вы знали: одиннадцать государств ближнего зарубежья, где дислоцируются наши части и подразделения, и притом существенный контингент. Одиннадцать! Я не буду их перечислять. Всё очень просто, и тут даже никаких вопросов можно не задавать. Я со второго начну - по поддержке. В случае угрозы этим подразделениям, которые у нас дислоцируются и в Абхазии, и в Азербайджане, и в Армении, и в той же Белоруссии - ну, к примеру говорю, - конечно, обстановка изучается. Для этого существуют орган при президенте - Совет Безопасности и Генеральный штаб, который отслеживает обстановку в режиме онлайн так называемом. И решение будет принято оперативно. У нас есть средства и силы для оперативной переброски дополнительных подразделений, которые, естественно, обучаются у нас в округах, для усиления и поддержки, так, как это было - давайте реально говорить - с Южной Осетией. Там немножко, может быть, начало не такое было, но принцип такой. И тут даже ничего не надо говорить. Что касается граждан. Ну, если даже мы возьмём Конституцию Российской Федерации и посмотрим статьи - вот я даже выписал, готовясь к обсуждению: 2-я статья - права и свободы человека являются высшей ценностью, 20-я - право каждого гражданина на жизнь. В соответствии со статьёй 61 Конституции Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. В соответствии со статьями 80 и 82 Конституции президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, президент не только вправе, коллеги, но и обязан использовать все возможные средства, в том числе и военную силу, для защиты граждан России. В каждом отдельном случае - это всё будет разработано, естественно, в планах - будет приниматься, конечно, не скоропалительное, а выверенное решение, как действовать. Сейчас я просто не готов вам точно сказать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗАВАРЗИН В. М. Пример? Практика? Пожалуйста. Помните, Соединённые Штаты вторглись на Гренаду, в Панаму под предлогом освобождения своих сограждан? Дальше, 91-й год - вторжение Франции и Бельгии в Заир для спасения своих граждан. Почему, извините, кто-то может, а мы не можем? К этому надо относиться нормально и спокойно. И для этого у нас силы и средства есть, я просто уверен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ответ дан, как я понимаю. И всем понравился ответ. Кто настаивает ещё на вопросах? Москалькова настаивает. Давайте ещё один вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё и Рохмистров? Хорошо. Москалькова, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект заслуживает самой горячей поддержки, мы должны наделить такими полномочиями президента. У меня будет вопрос чисто правового характера к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, согласно конструкции статьи 10-1 (кстати, она здесь без прим почему-то пропечаталась) логика решения вопроса такова, что сначала выносится решение Советом Федерации, а затем принимается решение президентом. Вместе с тем в статье 102 Конституции говорится, что первоначально издаётся указ президента о введении военного или чрезвычайного положения, а затем этот указ утверждается Советом Федерации. И второе. Не нужно ли, на ваш взгляд, напрямую закрепить такие полномочия в статье 87 Конституции России? МИНХ Г. В. Уважаемая Татьяна Николаевна, в том, о чём вы спрашиваете, нет ни внутреннего противоречия, ни алогичности. И эта логика: сначала указ президента, а затем его рассмотрение Советом Федерации - действительно касается двух ситуаций - чрезвычайного положения и военного положения. В данной же ситуации речь идёт об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации за её пределами. И действующая редакция Конституции предусматривает ровно ту логику, в рамках которой и сформулировано предложение по изменению закона "Об обороне": соответствующее решение принимается президентом на основании решения Совета Федерации. Это первое. Второе. Я думаю, что нет никакого смысла перегружать текст Конституции нормами конкретизирующего характера (здесь речь идёт именно о конкретизации). Конституция предусматривает процедуру, технологию принятия важнейшего политического и военного решения, поэтому используется такая конструкция, а основания, при наличии которых президент формулирует соответствующий проект постановления, предлагает рассмотреть его Совету Федерации, ну и далее, - то, о чём мы уже здесь говорили... Я думаю, что этот вопрос действительно очень важный, но это уже вопрос, связанный с реализацией конкретного решения, конкретной задачи, которая возникает в силу разных обстоятельств, поэтому здесь мы в любом случае... Я вот не случайно перечислил исчерпывающим образом все основания, которые сейчас есть. Время меняется, угрозы меняются, проблемы появляются новые, и мы, конечно же, думаю, будем не правы, если начнём Конституцию под эти постоянно меняющиеся проблемы постоянно корректировать. Это не совсем было бы, на мой взгляд, корректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, последний вопрос, настаивает Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня такой вопрос. Отличие демократического общества от абсолютной монархии подразумевает следующее: первое - это ограничение возможностей того или иного должностного лица и второе - обязательная отчётность должностного лица за принятые решения. Подразумевает ли настоящий законопроект ограничение сил и средств, применяемых президентом? Ну, имеется в виду, например, до армии или корпуса, я не знаю, какое ещё ограничение. И второе: подразумевается ли отчёт перед Федеральным Собранием о принятых мерах или доклад, например, Министерства обороны о необходимости применения таких сил и средств для решения такой-то задачи, после того как данное решение было принято и осуществлены соответствующие действия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Во-первых, я думаю, что ваше разграничение между демократией и абсолютной монархией, оно, конечно, интересное, но, видимо, требует дополнительного обсуждения и вряд ли может быть на сто процентов признано корректным. Это первое. А если говорить по сути заданных вопросов, то текст законопроекта, как вы видите, с одной стороны, можно сказать, даёт ответ на эти вопросы, а с другой стороны, можно точно так же справедливо сказать, что он не даёт ответы на эти вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям. По одному от фракции, да? Настаивает кто-то от КПРФ? Нет, не настаивает. Жириновский настаивает от ЛДПР. И есть настаивающий от "Справедливой России". Кстати, Владимир Вольфович, пока вы идёте к трибуне, Борис Сергеевич Кашин по ведению хотел бы высказаться, как раз пока вы дойдёте, он успеет. Пожалуйста. КАШИН Б. С. Спасибо. Я, как представитель Мурманской области, хотел бы попросить рассмотреть сегодня пункт 14 - это законопроект, внесённый Мурманской областной Думой, "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Здесь присутствует представитель Мурманской областной Думы. По согласованию с профильным комитетом прошу сегодня рассмотреть в рамках нашего заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тогда я таким образом формулирую предложение: сейчас мы завершим обсуждение данного вопроса, потом перейдём к мурманскому. Если на этом время исчерпаем, значит, на этом закончим пленарное заседание. Никто не возражает против такого режима? Нет. Слово предоставляю Владимиру Вольфовичу. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не понял, почему фракция КПРФ не хочет выступать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, она очень хочет, наоборот... ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это важнейший вопрос. Во-первых, все должны понимать, что это законопроект об обороне. Некоторые журналисты за рубежом или дипломаты в каких-то министерствах иностранных дел могут интерпретировать неправильно. Мы вносим поправки в закон об обороне. Россия вообще никогда не начинала никаких агрессивных войн, никогда она ни на кого не нападала за всю тысячелетнюю историю. Только в обороне мы были, и вот это была ошибка. Надо было, может быть, нам чаще начинать и наносить превентивные удары, не ждать 22 июня, а 20-го... Шестьдесят лет спустя они всё равно нас обвиняют. А если мы разбили бы немцев на территории Польши 20 июня, за три дня, может быть, был бы другой результат. Поэтому здесь мы выражаем свою полную поддержку, хотя с опозданием это делается, шестнадцать лет назад это нужно было сделать. Это ошибка первого Президента России и его, так сказать, окружения. Ведь что вот тогда было? Бендеры. Врываются боевики и убивают наших граждан. Вот возможность президенту немедленно нанести превентивный... вернее, не превентивный удар - превентивный уже бесполезно делать. Ничего не сделали, хотя рядом стояла 14-я армия. Вот результат отсутствия правового основания. Его демократы-помощники: как, почему, мы не можем, чужое государство... А вот теперь можем: если кто-то где-то посмеет нас оскорбить, совершить какие-либо агрессивные действия против любых наших военнослужащих, находящихся на территории иностранного государства, или просто против граждан России, если будет угроза их жизни и безопасности, у президента есть право применить Вооружённые Силы. И здесь никаких ограничений не может быть, всё будет зависеть от объёма опасности и самой ситуации. Поэтому говорить, что мы тут заложим ограничение: один батальон, десять танков, три самолёта, полракеты, - это смешно. Всё это будет решать сам президент. И тем более что - сегодня уже об этом здесь говорили - никаких больших войн не будет, никакой мировой войны не будет, никогда не будем воевать ни с Америкой, ни с Европой, ни с Китаем, ни с кем. Будут только отдельные вооруженные конфликты за пределами России. Вот я привёл пример Бендер (92-й год), и ещё был Южный Кавказ, когда за шестнадцать лет было уничтожено двести российских солдат-миротворцев. Как только первого убили, нужно было наказать и понудить к миру, а ещё лучше - предотвратить. Теперь, зная этот закон, пусть подумают, как им направить ружьё в спину или в грудь русского солдата, потому что немедленно отреагирует президент. И все вооруженные конфликты сейчас будут идти часами. Поэтому когда некоторые фракции защищают большую армию... Она не нужна, она никуда не успеет прийти. Тысячи танков вы не перебросите за тысячи километров, и все мотострелковые войска тоже, они собраться не успеют, погрузиться в эшелоны, в самолёты. Пять часов сегодня война будет длиться, пять часов, всё! Максимальный срок любого вооружённого конфликта - пять часов. И вот здесь нужно применить эффективные Вооружённые Силы. Не просто предотвратить, если такая возможность есть, понудить к миру, как это было правильно сформулировано в августе прошлого года, но и наказать агрессора, чтобы было неповадно, потому что жизнь человека дороже всего. Поэтому закон "Об обороне"... Пусть в некоторых столицах некоторых государств, особенно на юге или, может быть, где-то на юго-востоке, в их генеральных штабах знают, что если какая-то угроза будет, то Россия обязана... Тут говорили, что в Конституцию что-то вносить, - в Конституции уже написано, что Президент России обязан защищать граждан России, где бы они ни находились. Обязан! Просто чтобы ни у кого не было сомнений - вот эта поправка в закон, что он получил ещё раз права, не надо получать никаких согласий, потому что мы не ведём никаких войн, мы нигде не вводим военное положение. Поэтому какой Совет Федерации, какие обращения?.. Это акция наведения порядка, это значит, что где-то появится наш спецназ, где-то будет выброшен десант, наши десантники опустятся рано утром, пока ещё все спят, может быть использована артиллерия, различные взрывные устройства, и, наконец, - это уже заложено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, как и других стран мира, - нанесение превентивного ядерного удара. Пускай они думают и об этом. Мы не смогли предотвратить, когда они бомбили Белград - абсолютно мирный европейский город, без всяких правовых оснований, никакой угрозы никому не было. Была фальсификация: якобы массовое истребление албанцев. На самом деле сербов уничтожали, а не албанцев. Они спокойно бомбили. Потом они бомбили Багдад, теперь они бомбили Кабул - и устали, уже всё, выдохлись, уже они бомбить Тегеран не будут. Всё, они выдохлись, а у нас ещё есть порох в пороховницах. Мы никого никогда не бомбили, но пускай во всех столицах мира знают, что безнаказанно больше ничего не пройдёт: нигде ни один волос не должен упасть с головы русского солдата, иначе будут бомбить эти города. Не мирные, не население - в некоторых столицах воинская часть стоит на окраине, тут мы не можем гарантировать безопасность жителей этого города. Убирайте военные базы из ваших городов, будем их уничтожать в тайге, в степи, в горах, но, если вы поставили их на окраине города, тут, извините, уже не Невский проспект. Они должны знать об этом и соответственно не допускать таких действий, когда десятки, сотни русских солдат за последние шестнадцать лет погибли в Таджикистане, в Осетии, в Абхазии, в Приднестровье. Можно ли это допускать вообще?! Я думал, депутаты об этом спросят - почему шестнадцать лет мы допускали гибель российских солдат, которые выполняли официально свои функции, действовали в соответствии с международным правом и соглашениями, заключёнными с этими странами, - а тут вопрос задают, нет ли ловушки. Ловушку вы устроили сейчас! Вот за это иностранные корреспонденты и ухватятся - что мы якобы что-то пытаемся задним числом... Мы не совершили абсолютно никаких ошибок. Как только первого миротворца убили, мы обязаны были уже тогда применить Вооружённые Силы. Мы шестнадцать лет ждали, и погибло двести. Но не только убийства. Когда они клали наших солдат на землю и совершали насильственные действия - это тоже угроза жизни нашим солдатам. Всё, что угрожает, должно быть уничтожено! Бомбить без остановки, пока они не подымут руки вверх, и не ждать, когда ещё второго убьют, третьего убьют и так далее, чтобы они знали, что никакого посягательства не потерпим и создания угрозы не только для военнослужащего, а для любого гражданина России. Захватят наш корабль - значит, мы их захватим и применим силу. Поэтому пиратство сегодня... и не только сегодня, давно это было, мы просто скрывали от всего человечества, пиратство никогда не прекращалось. Весь третий мир только этим и живёт, прибрежные государства занимаются тем, что грабят морские суда. Мы помним этот фильм, "ЧП", 1956 года. Помните? Около Тайваня захватили наше торговое судно, пытали наших моряков. Вот нанесли бы тогда бомбовый удар - всё, отпустили бы немедленно, тишина была бы, а то мучили там наших людей. То есть очень много угроз было, и они должны быть предотвращены. Обязательно - вот ЛДПР настаивала и будет настаивать - применять Концепцию национальной безопасности, мы заложили её. Только превентивные удары, чтобы знали и сами несли ответственность. Америка в чужие страны врывается и президентов арестовывает - Доминиканская Республика, Панама, Норьега, Гренада... Сколько раз это было с 1945 года? Америка оккупировала незаконно сто пятьдесят стран, оккупировала! А тут даём право президенту защитить своих солдат и граждан. Она оккупировала незаконно сто пятьдесят стран последовательно, не одновременно, - везде американский след, - а мы делаем лишь только поправку в закон "Об обороне". И тем более Европа. Мы знаем, как расправились с Фолклендами. Британия в чужую страну, к чужим островам направила корабли и расстреляла там всех аргентинцев. Это не её острова, но она считает, что её. Поэтому - безжалостно, системно бомбить любую часть территории планеты Земля, где есть хоть маленькая угроза любому гражданину России или любому представителю Вооружённых Сил России. Обязательно! Превентивно! И всё решаться будет за несколько часов. Потом пускай заседают парламенты, и страна-агрессор должна понести наказание. А агрессор возглавляет страну - президент Саакашвили продолжает быть президентом. Это чудовищно! Пусть все знают - будем бомбить! (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Багдасаров, фракция "Справедливая Россия". БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, вне всякого сомнения, мы принимаем крайне важный закон - поправки в закон "Об обороне". Единственное, меня немножко смущает, что здесь нет представителей Министерства обороны или Генерального штаба. Такое ощущение, что мы принимаем этот закон то ли для себя, то ли ещё для кого-то, а Генштаб у нас как бы сам по себе и не нуждается, наверное, в этом законе. Почему я так вопрос ставлю? Посмотрите внимательно все эти моменты, которые тут отражаются, когда мы должны применять Вооружённые Силы. Тут явно вроде бы не хватает терроризма и наркотрафика, а так все остальные угрозы обозначены. Ну, в отношении терроризма у нас есть закон "О противодействии терроризму", и там есть статья о том, при каких условиях применяются Вооружённые Силы. Ну, нет наркотрафика. У нас как-то, вы знаете, в этом плане существенная косность такая, многие считают, что это не вопрос Вооружённых Сил. Однако есть опыт вооружённых сил Соединённых Штатов Америки, которые имеют более богатый опыт, чем мы, в борьбе с этим явлением. И что же делают Соединённые Штаты? Мне уже приходилось с этой трибуны говорить о том, что в Соединённых Штатах Конгрессом США принят целый ряд законов, определяющих роль вооружённых сил в борьбе с наркотрафиком. Мало того, вы знаете прекрасно, что сейчас Соединённые Штаты договорились с Колумбией и есть решение Президента Колумбии Урибе о размещении на территории Колумбии семи, я подчёркиваю, семи военных баз для борьбы с двумя явлениями - терроризмом и наркотрафиком. Семи! Мы сейчас с трудом пытаемся разместить одну базу в городе Ош. И какая же реакция? Реакция наших так называемых союзников по ОДКБ крайне негативная. Пока мы отдыхали, было даже заявление Министерства иностранных дел Узбекистана, которое просто возмущается нашим размещением: почему одну базу мы размещаем среди своих союзников?! Для сравнения: семь баз в Колумбии размещается вокруг Венесуэлы и других противников Соединённых Штатов. При этом реакция понятна. Причина простая: мы размещаем именно в той жизненно важной точке, которая обеспечивает нашу собственную национальную безопасность, а не безопасность наших союзников, которые иногда ведут себя по отношению к нам не в союзном плане. Что касается вопроса отражения нападения на Вооружённые Силы, дислоцируемые за пределами территории Российской Федерации. По большому счёту, у нас есть две основные группировки - группировка в Центральной Азии и группировка в Армении. Я вам скажу честно и откровенно (очень плохо, что нет начальника Генерального штаба): нынешняя дислокация оперативная не отвечает интересам Российской Федерации, она отвечает интересам местных режимов, в защиту которых группировки могут быть использованы. Возьмите Армению. Ведь что такое дислоцируемая там так называемая гюмринская 105-я... или 102-я военная база? Она отвечает интересам армянского руководства, потому что, если посмотрите её состав, она для того, чтобы, если завтра кто-то на них нападёт, мы ввязались в эту войну или использовали противовоздушную оборону. Армения интересна для России может быть только в одном-единственном случае - предоставления и, соответственно, подготовки авиационных баз для того, чтобы размещены были соответствующие бомбардировщики, потому что Армения - территория, максимально выдвинутая к странам Персидского залива, где имеются многочисленные базы Соединённых Штатов Америки. Во всём остальном это не отражает действительности, всё, как было в советское время, только преобразовали в базу, дополнили несколькими МиГами-29, поставили в Звартноц. Закон хороший, а вот как применять его? Знаете, что угодно на бумаге можно написать, а потом, когда встанет вопрос о применении, скажут: да что-то у вас там не то дислоцировано, давайте перебросим из глубины России. А что будем перебрасывать? Да бог знает, что-нибудь. А любая пауза в таком деле крайне опасна! Ещё более странная дислокация наших Вооружённых Сил в Республике Таджикистан. Что такое 201-я база? Это 201-я мотострелковая дивизия, которая в оперативном плане была размещена ещё во времена Советского Союза в этих населённых пунктах - в Душанбе, Курган-Тюбе, Кулябе, и она была тесно связана с другими подразделениями, которые существовали в составе оперативно используемых подразделений Туркестанского округа с учётом погранвойск, находящихся на территории России. На сегодняшний день ТуркВО нету, справа и слева войск соседей, соответственно, нету, пограничники убраны, а дивизия стоит на этом хатлонском направлении - для чего? Да для того чтобы завтра... вот только для Рахмона - если, не дай бог, попытаются что-то предпринять. Но самое странное - за это с нас требуют деньги. Нам говорят: вы деньги не платите, давайте за аренду платите или 2 миллиарда долларов - на пять лет. И мы ещё как-то оправдываемся! В наших интересах была бы перемена дислокации оперативная, тогда этот закон будет работать. В противном случае это будет красивая бумага. Мы должны отказаться от подобной дислокации, дислоцировать наши с вами подразделения по примеру Соединённых Штатов, как они это делают в Колумбии, на особо опасных направлениях для нас. Таковым является так называемое Памирское направление. Почему? Потому что погранвойск наших там нет. Как охраняется граница - без комментариев, кому интересно, подойдите, я расскажу. Значит, соответственно, через эту территорию труднодоступную идут как основные наркотрафики, так и террористические угрозы. Почему мы в Оше решили поставить? Да очень просто: в Оше сходятся три крупнейших наркотрафика, именно в Оше дислоцируется, приходя с Памира (не хочу называть точно эти маршруты из-за нашей прессы, так сказать, и открытости слушаний), сосредотачивается всё это, где оно затем в логистическом плане оформляется, идёт на север Киргизии и даже в Казахстан, приходит сюда, от чего десятки тысяч людей наших умирают. Уже идёт война, уважаемые! О чём мы говорим?! Могу сказать ещё более интересную вещь. Когда идёт какая-то террористическая группа, а сейчас практически каждый день через границу таджикско-афганскую на территорию Памира проникает пять - десять группировок, вот относительно недавно проникли сто человек, представляете?.. Сто человек через границу прошли! Вот граница, да?! И они идут, они идут не просто, а чтоб потом оказаться в Оше с оружием в руках и там дестабилизировать ситуацию или потом оттуда переправиться сюда. Бери билет Ош - Москва, садись в самолёт - и через пять часов в Москве, вообще никаких проблем! Когда мы возмущались событиями в Мумбаи... Мы в худшей ситуации! Мы сейчас говорим о борьбе с терроризмом, а никто не подумал, что, воюя на одном фронте, на Северном Кавказе, мы можем получить второй фронт, так называемый центральноазиатский? Кто об этом подумал? Вот тут должно быть всё отражено, а мы написали - и всё. Так вот, любая группировка террористическая, которая идёт из Афганистана, - за редчайшим исключением все тащат наркотики. Тащат не на себе и не на ишаке, а на КамАЗах, по несколько тонн, да, там есть такие возможности. Причина предельно простая: потому что наркотики - это деньги. Терроризм без денег - ничто, поэтому они взаимосвязаны. Говорю это как человек, знающий эту ситуацию. И мы должны потребовать, чтобы сюда начальник Генерального штаба пришёл, потребовать закрытых слушаний, и пусть он нам доложит, есть ли подобные планы. И вот за эти базы, базы в Оше и Горном Бадахшане, стоит платить, потому что это наши с вами интересы, а не интересы чуждых нам людей. Это первое. Следующее: "отражение или предотвращение агрессии против другого государства". Какого государства? Я понимаю, государства Южная Осетия и государства Абхазия, но я не понимаю - государства Узбекистан. На сегодняшний день руководство Узбекистана делает всё возможное, чтобы парализовать создание сил быстрого реагирования, тем более дислокацию их в Оше и так далее, по одной простой причине: это не отвечает, как скажет Ислам Каримов, его интересам. И начинается шантаж: начинают моментально встречаться с американцами, вести какие-то переговоры по ВТС, по бог знает ещё чему и так далее. Мы должны чётко и ясно установить, принимая такой закон: нам нужна дееспособная Организация Договора о коллективной безопасности и дееспособные силы быстрого реагирования, нужно предусмотреть в том числе возможность исключения из этой организации государств, которые, по сути, вредят дальнейшему развитию этой организации. Следующее: "защита граждан Российской Федерации за рубежом". Я вам сейчас скажу интересную вещь. Мы почему-то подразумеваем под гражданами Российской Федерации тех, кто где-то в Москве или Подмосковье родился, но случайно там оказался. Парадокс нашей эсэнговщины сегодня заключается в следующем - у нас масса граждан Российской Федерации, которые проживают за пределами Российской Федерации, являясь коренными жителями этих регионов. Вот вам пример: Грузия, там есть район Самцхе-Джавахети. Там до недавнего времени дислоцировались наши воинские подразделения, в Ахалцихе, Ахалкалаки и Богдановке. Значительную часть тех, кто там служил, в том числе офицеров и солдат, составляло местное население, в основном армяне. Они все граждане Российской Федерации. Помните, мы тут вспоминали, как товарищ Президент Армении вручал орден Саакашвили? На сегодняшний день всё развернулось на 180 градусов. Налицо нарастание конфликта между Арменией и Грузией после возобновления известных переговоров с Турцией об открытии границы. Президент Армении в ультимативном плане поставил перед Саакашвили три вопроса: первое - считать вторым государственным языком армянский на этой территории; второе - зарегистрировать Армянскую апостольскую церковь; третье - вернуть все церкви, которые были отобраны. Конфликт назревает. Господин Якобашвили, есть такой у них министр по вопросам реинтеграции, сказал: "Если провалятся переговоры с Турцией, мы введём такую блокаду, что Армении и не снилось". Извините меня, это граждане, живущие в Джавахети, там начался процесс определённый, это горы, многие служили и так далее. Завтра там будет конфликт - мы готовы их защитить? Мы должны быть готовы к их защите, тем более что речь идёт об агрессивном фашистском режиме господина Саакашвили. У нас есть граждане, вы не поверите, на Памире. Там же тоже были российские погранвойска, и многие там служили, они приняли гражданство, десять - пятнадцать тысяч человек на Памире живут. Завтра может возникнуть ситуация... Вы видите, что происходит в Германии. Буду закругляться. Я считаю, что этот закон надо принимать. Тут много можно говорить, в частности, о борьбе с пиратством, вне всякого сомнения. Не будем говорить о далёком Сомали, вспомним город Поти, базу, откуда действует Грузия. Пора, может быть, нанести удар по Поти и разгромить основную базу пиратов в этом плане. Я считаю, что в этот закон надо внести ещё один пункт: борьба с наркотрафиком. Внимательно проанализируйте законодательство Соединённых Штатов. Это жизненно необходимо, тогда этот закон по крайней мере в теоретическом плане будет отвечать интересам безопасности Российской Федерации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы настаиваете как докладчик на заключительном слове? Не настаиваете. Виктор Михайлович Заварзин тоже не настаивает. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". Включите режим голосования. Все фракции поддержали. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 36 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Так, те же двое никак не вернутся в зал.
МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Депутат Медведев. Бударин голосовал за. Кнопка не сработала.
ЛОКОТЬ А. Е. Для стенограммы: по 8-му вопросу повестки дня депутат Собко голосовал за, по 11-му вопросу повестки дня депутат Останина голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.