Заседание № 118

21.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244246-5 "О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об установлении на всей территории Российской Федерации единого минимального возраста - восемнадцати лет, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1231 по 1261 из 8690
Вопрос 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3        
приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан   
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного               
самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях           
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". Доклад Владимира Николаевича Плигина.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект, внесённый        
Президентом Российской Федерации, направлен на уточнение положений              
избирательного законодательства в части установления на всей территории         
Российской Федерации единого минимального возраста (восемнадцать лет), по       
достижении которого гражданин России приобретает не только право избирать, но   
и быть избранным депутатом представительного органа муниципального              
образования.                                                                    
                                                                                
Законопроект прошёл в установленном порядке все необходимые экспертизы,         
подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний нет. Рекомендуем принять     
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам будут выступать Локоть Анатолий Евгеньевич и Иванов Сергей           
Владимирович, двое. Выносим проект федерального закона на "час голосования".    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2488 по 2605 из 8690
Пункт 5. По мотивам голосования - от фракции КПРФ депутат Локоть.               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция КПРФ поддержит данный законопроект о снижении       
возрастного ценза, для того чтобы молодые люди могли воспользоваться            
пассивным избирательным правом, имели возможность избираться в                  
представительные органы местного самоуправления, по двум причинам.              
                                                                                
Первая. Действительно, в Год молодёжи надо создать дополнительный стимул для    
молодых - открыть дорогу для прихода в управленческие структуры.                
                                                                                
Вторая причина. Мы создаём определённые условия, расширяем возможности          
органов местного самоуправления для формирования своего кадрового потенциала.   
                                                                                
Однако, коллеги, наша фракция не может пройти мимо практики последних           
выборов, особенно выборов 11 октября. Факты говорят о том, что не всё           
благополучно в политической системе Российской Федерации. Об этом же говорит    
и политический кризис, разразившийся в Государственной Думе на прошлой          
неделе. Выборы и их результаты всё чаще становятся предметом манипуляции.       
Участились факты, когда кандидаты, выдвигающиеся в одномандатных округах и      
путём самовыдвижения, то есть путём сбора подписей, не регистрируются или       
снимаются с регистрации в пользу партии того самого технического большинства,   
о котором здесь сегодня говорилось в зале.                                      
                                                                                
Выдержит ли молодой, неокрепший политик такой политический напор? Это вопрос,   
на наш взгляд, не праздный. Он заключается в следующем: а где школа молодых     
политиков, кто будет отвечать за их рост, за их возмужание, за их               
политическую устойчивость? Ответ на сегодняшний день один: это политическая     
партия. Именно поэтому мы говорим сегодня, что наряду с этим законом надо       
совершенствовать наше избирательное законодательство, принимать законы о том,   
чтобы выборы велись по спискам политических партий. Геннадий Андреевич          
Зюганов здесь сегодня сказал, что есть законопроект о том, чтобы выборы шли     
по спискам политических партий в субъектах Российской Федерации, а я хочу вам   
напомнить, что аналогичный законопроект о выборах депутатов представительных    
органов местного самоуправления лежит у нас уже более двух лет и киснет.        
                                                                                
Мы считаем, что надо принимать обсуждаемый законопроект, но с учётом наших      
предложений. Нужно совершенствовать нашу политическую систему, чтобы она        
приобретала устойчивость и политическую законченность.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас есть ещё одно выступление по    
этому закону. Осталось меньше трёх минут. Я вношу такое предложение: дать       
возможность выступить депутату Иванову по этому закону, проголосовать, а        
после этого объявить перерыв.                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сейчас проголосовать. У вас другое предложение? Мы   
уже объявили "час голосования", поэтому я предлагаю завершить обсуждение        
данного вопроса. Никто не возражает.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, который мы сейчас рассматриваем, принимается   
как раз в интересах тех людей, которых вы сейчас видите на балконе: вот им      
предстоит участвовать в политической жизни, если они, конечно, захотят это      
сделать. То есть всё хорошо, всё нормально, ЛДПР тоже поддерживает активную     
гражданскую позицию молодого поколения, но как тут не вспомнить наш фильм       
замечательный "Гараж" и слова секретаря: молодые вы наши, что-что, а право-то   
вы теперь имеете, осталось вам только его реализовать.                          
                                                                                
А вот с реализацией как раз у вас возникнут сложности. Нужно быть готовыми к    
тому, что, если вы захотите баллотироваться в органы местного самоуправления    
и пойдёте собирать подписи, ваша собственная подпись будет признана             
недействительной, потому что кому-то из избирательной комиссии не понравится,   
что вы хотите там работать. Вам нужно быть готовыми к тому, что вам не дадут    
возможности пообщаться с вашими избирателями, устроить встречи. Нужно быть      
готовыми к тому, что старшие товарищи уже разделили все округа, и, поскольку    
они занимаются бизнесом, им гораздо нужнее депутатский мандат, для того чтобы   
интересы бизнеса не пострадали, ну и многие прочие вещи. К этому всему нужно    
быть готовыми. Готовы ли наши молодые люди участвовать во всём этом, хватит     
ли у них сил? Они будут думать, есть ли в этом смысл какой-то или нет. Я        
думаю, что вряд ли есть.                                                        
                                                                                
То есть декларировать-то мы декларируем, а на самом деле получается как         
всегда, сами знаете, как Черномырдин говорил: какую партию ни строй, всё КПСС   
получается. Но это я не к тому, чтобы КПСС обидеть, а просто менталитет,        
который сложился, он, к сожалению, остался и никуда не делся. Если мы не        
будем дальше расширять нашу демократию, а оставим всё как есть, - кстати, вы,   
наверное, знаете, что нас теперь на 153-е место поставили по уровню свободы     
прессы, это так просто, к слову, - то у нас так и останется всё на прежнем      
месте и никакого сдвига не будет.                                               
                                                                                
И одно маленькое замечание. Я призываю всё-таки оппозицию не обижаться на       
сравнение с Карлсоном и так далее. Как вы знаете, этот сказочный персонаж       
своё обещание дал госпоже Фрекен Бок. И то, что сказал коллега Макаров, -       
это, наверное, у него по Фрейду.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект         
федерального закона "О внесении изменений в статью 3 приложения к               
Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской     
Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и        
статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и        
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", третье чтение.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              450 чел.100,0%                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    450 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ну вот видите, все до единого депутата поддержали данный законопроект.          
                                                                                

Заседание № 117

16.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244246-5 "О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об установлении на всей территории Российской Федерации единого минимального возраста - восемнадцати лет, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1137 по 1205 из 3762
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3         
приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан   
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного               
самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях           
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству   
и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый     
ко второму чтению, был внесён Президентом Российской Федерации. Он направлен    
на уточнение положений избирательного законодательства в части установления     
на всей территории Российской Федерации единого минимального возраста           
(восемнадцать лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации не    
только приобретает право избирать, но может быть избран депутатом               
представительного органа муниципального образования. Законопроект принят в      
первом чтении 11 сентября 2009 года.                                            
                                                                                
По законопроекту поступила одна поправка (таблица поправок 1), она носит        
юридико-технический характер. Таблица 2 отсутствует. Просим утвердить таблицу   
1 и принять законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нужно ли обсуждать таблицу 1? Нет.     
Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к         
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Отклонённых поправок нет.                                                       
                                                                                
Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону "Об              
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть   
избранными в органы местного самоуправления" и статью 4 Федерального закона     
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 109

11.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244246-5 "О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об установлении на всей территории Российской Федерации единого минимального возраста - восемнадцати лет, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2544 по 3216 из 7129
Переходим к пункту 11 - проекту федерального закона "О внесении изменений в     
статью 3 приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных       
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы           
местного самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных            
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Президента         
Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх.            
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше               
рассмотрение вынесен проект федерального закона, который направлен на то,       
чтобы обеспечить привлечение наиболее социально активной части молодёжи к       
более активному решению проблем местного самоуправления и, соответственно,      
более активное включение её в общественную жизнь.                               
                                                                                
Хочу вам напомнить, что в соответствии с указом Президента Российской           
Федерации в 2009 году в Российской Федерации проводится Год молодёжи и в        
рамках проведения Года молодёжи в июле текущего года состоялось заседание       
Государственного совета, которое было посвящено рассмотрению вопросов           
молодёжной политики в Российской Федерации, и как раз на этом заседании         
Государственного совета Президентом Российской Федерации была высказана идея,   
что необходимо снизить возраст пассивного избирательного права на уровне        
местного самоуправления применительно к представительным органам местного       
самоуправления до восемнадцати лет.                                             
                                                                                
Хочу вам напомнить, что в настоящее время существует несколько федеральных      
законов, которые регулируют эти отношения. Прежде всего это Федеральный закон   
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации". В данном федеральном законе предусмотрено, что   
минимальный возраст кандидата на выборах в органы местного самоуправления не    
может превышать двадцать один год, то есть установлена предельная планка: не    
может превышать двадцать один год. При этом предусмотрено, что                  
законодательством субъекта могут устанавливаться дополнительные условия         
реализации пассивного избирательного права. Это один федеральный закон.         
                                                                                
А в статье 3 приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных   
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы           
местного самоуправления" содержится прямая норма о том, что депутатом           
представительного органа местного самоуправления и выборным должностным лицом   
местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации,       
достигший двадцати одного года.                                                 
                                                                                
И, таким образом, в большинстве регионов Российской Федерации в настоящее       
время предусмотрено, что только при условии достижения двадцати одного года     
граждане Российской Федерации могут избираться депутатами представительных      
органов власти и выборными должностными лицами местного самоуправления.         
                                                                                
Предлагаемым законопроектом предусмотрено установление единого минимального     
возраста, восемнадцатилетнего возраста, по достижении которого гражданин        
Российской Федерации имеет право не только избирать (так называемое активное    
избирательное право), но и быть избранным депутатом представительного органа    
местного самоуправления.                                                        
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание: у нас на муниципальном уровне проходят выборы не   
только в представительные органы, в ряде субъектов Российской Федерации и       
высшее должностное лицо тоже избирается, есть разные варианты, но в том числе   
и путём выборов. Но предложения, которые внесены президентом, касаются только   
выборов в представительный орган местного самоуправления.                       
                                                                                
Положение о том, что выборным должностным лицом местного самоуправления может   
быть избран гражданин Российской Федерации, достигший двадцати одного года,     
сохраняется без изменений. Это основная новелла законопроекта, который я вам    
сейчас докладываю. Вместе с тем есть ещё некоторые новеллы, которые             
направлены на то, чтобы уточнить вопрос участия в избирательных процедурах в    
Российской Федерации граждан Российской Федерации, которые одновременно         
являются гражданами иностранного государства или имеют вид на жительство в      
иностранном государстве, а также корректируются, уточняются формулы,            
касающиеся возможности участия в выборах на уровне муниципальных образований    
иностранных граждан.                                                            
                                                                                
Предлагается установить, что гражданин Российской Федерации, который имеет      
гражданство иностранного государства или вид на жительство в иностранном        
государстве, может быть... Активное избирательное право у него как было, так    
и остаётся без ограничений, потому что это гражданин Российской Федерации. А    
вот возможность быть избранным в органы местного самоуправления он может        
получить только в том случае, если это предусмотрено соответствующим            
международным договором с иностранным государством.                             
                                                                                
Таким образом, здесь нами предусматривается новелла, которая позволяет          
реализовать принцип, который у нас уже реализуется в отношении иных уровней     
власти на уровне государственной власти. Вы знаете, что у нас в действующем     
законодательстве содержится аналогичная норма в отношении права быть            
избранным в органы государственной власти.                                      
                                                                                
И вторая новелла касается уже иностранных граждан, которые постоянно            
проживают на соответствующей территории муниципального образования.             
Предусматривается общее правило о том, что иностранные граждане могут           
участвовать в избирательных процедурах на таких же основаниях и условиях, как   
и граждане Российской Федерации, только в том случае, если это предусмотрено    
соответствующим международным договором Российской Федерации, естественно, в    
порядке, который установлен нашим избирательным законодательством.              
                                                                                
Это основные положения законодательной инициативы президента. Повторю, что      
основная новелла касается необходимости более широкого привлечения молодёжи к   
активной общественно-политической жизни. А две последние новеллы, о которых я   
говорил, носят уточняющий характер. Вот таков в целом предмет правового         
регулирования данной законодательной инициативы.                                
                                                                                
Прошу вашей поддержки, прошу проголосовать за принятие данного законопроекта    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Владимир Николаевич Плигин.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект         
внесён в Государственную Думу 11 августа 2009 года Президентом Российской       
Федерации. В соответствии с Регламентом Государственной Думы он прошёл          
необходимую рассылку. Имеется заключение Правового управления Аппарата          
Государственной Думы, официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в   
которых данный законопроект поддерживается.                                     
                                                                                
В соответствии со статьёй 60 Конституции Российской Федерации, как вам хорошо   
известно, гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в    
полном объёме свои права и обязанности с восемнадцати лет, в том числе такое    
основополагающее право, как активное избирательное право. Действующее           
федеральное законодательство, как уже отмечал Гарри Владимирович, позволяет     
субъектам Российской Федерации определять возраст граждан, при наступлении      
которого они смогут выдвигаться в качестве кандидатов в депутаты                
представительных органов местного самоуправления. Субъекты Российской           
Федерации устанавливают указанный возраст в соответствии с действующим          
законодательством - от восемнадцати лет до двадцати одного года. Сложившаяся    
практика субъектов Российской Федерации: в двадцати восьми субъектах            
установлен возраст восемнадцать лет для реализации пассивного избирательного    
права на выборах в представительные органы местного самоуправления, в одном     
субъекте Российской Федерации - двадцать лет, в пятидесяти одном субъекте       
Российской Федерации - двадцать один год.                                       
                                                                                
Данной законодательной инициативой предлагается уточнение положений             
избирательного законодательства в части установления на всей территории         
Российской Федерации единого минимального возраста - восемнадцать лет, - по     
достижении которого гражданин Российской Федерации не только приобретает        
право избирать, но и может быть избран депутатом законодательных                
(представительных) органов муниципальных образований. Представляется, что       
именно с этого возраста, - с которого, кстати, наступает полная                 
праводееспособность, а также возникают обязанности, связанные с воинской        
службой, и прочие права и обязанности, - лицо способно принимать решения,       
осуществлять осознанный выбор и нести ответственность за результаты своих       
решений. С учётом того что в целом депутатов представительных                   
(законодательных) органов в муниципалитетах Российской Федерации достаточно     
много, представляется, что это будет хорошей школой для вновь формирующегося    
слоя молодых политиков.                                                         
                                                                                
В то же время в законопроекте отмечается, что возраст, по достижении которого   
гражданин Российской Федерации может быть избран выборным должностным лицом     
органа местного самоуправления, предлагается сохранить прежний, но              
устанавливается, что минимальный возраст кандидата не может превышать           
двадцати одного года. Существуют обычно исторические традиции в каждой          
отдельной общности или каждой отдельной стране, в соответствии с которыми       
возникает то или иное право. Как вы знаете, Конституция устанавливает для       
депутатов Государственной Думы минимальный возраст двадцать один год, для       
занятия должности судьи - двадцать пять лет и так далее. Есть исключения,       
связанные с формированием личности. Президент считает, что в данной ситуации    
восемнадцать лет - это тот возраст, с которого лицо может стать депутатом,      
осознанно принимать решения в рамках выборных органов муниципальных             
образований.                                                                    
                                                                                
Комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы.        
Давайте запишемся. Есть предложение по одному вопросу от фракции.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно, говорит депутат Жириновский, по одному от     
фракции.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, возражает Локоть.                                    
                                                                                
Первым было предложение депутата Жириновского: по одному вопросу от фракции.    
Ставлю на голосование это предложение.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
От фракции КПРФ - депутат Локоть.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, в этом зале некоторое время назад    
звучали подобные предложения, мы обсуждали подобные законопроекты. Правда,      
тогда речь шла о праве голосовать, то есть об активном избирательном праве, с   
шестнадцати лет. Были более радикальные предложения - с четырнадцати лет. В     
общем, продиктовано это было политической конъюнктурой и не было поддержано     
тогда палатой, Государственной Думой. Сегодня не очень понятно, и всё-таки      
хотелось бы услышать более чёткий ответ: каковы причины данной инициативы?      
Ну, первое - как бы такой популистского плана подарок молодёжи в Год            
молодёжи. Вторая причина, может быть, более глубокая - создать маленькую,       
узенькую "скамейку резервистов", то есть привлечь, как сказал здесь             
содокладчик, молодых людей, для того чтобы они могли пройти школу. Ну и         
третья причина, более глубокая, носящая политический смысл, - ведь не секрет,   
что партия власти имеет больше возможностей повлиять на молодёжь, привлечь её   
к своей деятельности и выдвинуть... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит?                                              
                                                                                
Гарри Владимирович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Да, вопрос был адресован мне.                                        
                                                                                
Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я хотел бы по нескольким аспектам                
сформулировать ответ на ваш вопрос.                                             
                                                                                
Первое. С одной стороны, мы действительно тем самым расширяем, ну, образно      
говоря, "скамейку запасных". И не секрет, что молодёжь в возрасте от            
восемнадцати до двадцати одного года - это достаточно существенный срез         
нашего населения. Тем самым мы расширяем количество потенциальных кандидатов    
для участия в выборах в представительные органы местного самоуправления.        
                                                                                
Второе. Безусловно, это не является мерой популистской, потому что тот          
пример, на который вы ссылались... хочу напомнить, что там речь шла о           
существенном снижении возраста применительно к активному избирательному         
праву, причём снижение до того предела, который мы называем совершеннолетием.   
                                                                                
У нас достаточно жёсткая позиция - и Владимир Николаевич в своём докладе это    
отмечал: восемнадцатилетний возраст предполагает полную гражданско-правовую     
правосубъектность, выполнение молодыми людьми целого ряда серьёзных             
юридических, конституционно-правовых обязанностей. И безусловно, это            
свидетельствует о том, что на этом уровне интеллектуального, духовного и        
иного развития молодые люди уже вполне способны принимать решения, как          
минимум, на уровне местного самоуправления. Мы с вами помним, что на уровне     
местного самоуправления решаются вопросы, связанные с жизнеобеспечением         
населения, проживающего на соответствующих территориях. И как нам кажется,      
вот такие задачи вполне нашей молодёжи по зубам. Ну а вопрос о том, какая из    
политических партий будет иметь большее влияние на те или иные слои             
населения, - это уже вопрос вашей политической мудрости, прозорливости и        
изворотливости, тут уж вам работать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Удовлетворён депутат Локоть ответом.                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я по лицу понял.                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Жириновский.                                                
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К представителю комитета вопрос.                              
                                                                                
Владимир Николаевич, в тексте законопроекта такой термин употребляется -        
"выборное должностное лицо". Вы знаете, нашим гражданам трудно разобраться,     
кто же на местах является выборным должностным лицом (ему мы сохраняем          
прежний лимит возраста - двадцать один год). Почему бы не написать: глава       
любого органа исполнительной власти формат самоуправления? У нас и так          
чересполосица: называются по-разному органы по всей стране и нам трудно это     
понять. А когда мы такой вводим запутанный термин - "выборное должностное       
лицо"... Это нужно объяснять, понимаете, нужны комментарии: какие граждане      
являются должностными лицами, и если они выборные, вот тогда они подпадают      
под действие данного закона. Вот я хотел бы, чтобы всё-таки была более          
чёткой, так сказать, терминология наша: глава исполнительного органа...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, в данной ситуации я с вами           
согласен, действительно, терминология, которая употребляется для названия тех   
или иных должностей, отличается в зависимости от уставов и положений в целом    
ряде муниципальных органов власти. Хотел бы, правда, сказать, что то            
название, которое вы предложили: в формате местного самоуправления, - оно ещё   
более сложное по сравнению с тем, которое есть в законопроекте. Пользуясь       
случаем, хотел бы сказать, что унификация необходима, унификация названий       
должностей, и не только, видимо, применительно к органам местного               
самоуправления, но и унификация названий всех должностей в Российской           
Федерации, в том числе и исключение ряда названий должностей, которые не        
соответствуют статусу или, так сказать, искусственно соответствуют статусу,     
как то: министр субъекта Российской Федерации и тому подобное. Поэтому, в       
целом поддерживая идею унификации, мы сейчас в рамках данного законопроекта     
максимально корректную формулу имеем в виду с учётом различий уставов           
муниципальных образований.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" задаёт         
вопрос? Нет вопросов.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, фракция "Справедливая Россия". Также нет вопросов. Завершили        
вопросы и ответы.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь, Владимир Николаевич.                                
                                                                                
Кто выступает от фракции КПРФ?                                                  
                                                                                
Депутат Плетнёва, пожалуйста.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Можно было бы согласиться         
полностью со словами полномочного представителя президента Гарри                
Владимировича, тут сказать даже нечего: молодёжи надо давать дорогу - всё       
правильно. Но я в корне не согласна с тем, что на выборах всё зависит только    
от политической мудрости партий, Гарри Владимирович. Сегодня на выборах всё     
зависит в основном от денег, от телевидения, от всех средств массовой           
информации, которые находятся в руках, естественно, правящей партии. И какая    
бы мудрость ни была, например, у КПРФ, очень сложно нам сегодня работать        
вообще с избирателем, и в первую очередь с молодёжью.                           
                                                                                
Я за все годы своего депутатства ни разу не могла получить возможность          
выступить, например, в воинской части или в университете в городе, в котором    
я живу, потому что власть понимает, что если мы будем наравне с ней             
участвовать, то, естественно, молодёжь сегодня... Она стала задумываться не     
только над тем, можно ли ей избираться, но и всё больше и чаще стала            
задумываться над тем, а может ли она получить кредит на жильё беспроцентный,    
а может ли она получить после окончания учебного заведения работу достойную и   
зарплату достойную, а сможет ли она потом учить своих детей бесплатно и         
лечить, - вот о чём сегодня думает молодёжь.                                    
                                                                                
И меня, конечно, очень радует, что сегодня лицом к оппозиции поворачиваются     
не только молодые люди, но и работающие - мелкий бизнес, средний бизнес,        
потому что им сегодня тоже сложно в этой ситуации. Поэтому в Год молодёжи       
хотелось бы, естественно, чтобы мы принимали законы, которые ждёт молодёжь от   
нас, улучшающие её социальное положение. Но и против этого законопроекта мы     
голосовать не будем, мы, наша фракция, будем голосовать за. Да, восемнадцать    
лет - это дееспособный возраст, однако давайте с вами посмотрим: на             
протяжении двадцати лет у нас в школах нет политинформации, в армии тоже нет    
института, как мы раньше говорили, политработников. Так как же они будут о      
политике узнавать? Они будут узнавать о политике из программ телевидения,       
которое тоже самостоятельно, на которое мы, политики, тоже влиять не можем.     
Поэтому всё, что нужно власти, сегодня с молодёжью делают и из неё лепят.       
Разве вы не видите, как вот целой толпой водят молодёжь в майках "ЕДИНОЙ        
РОССИИ", в галстуках, привозят из всех регионов страны, устраивают им лагеря    
и прочее, где они отдыхают? Они и думают, что так всё время можно только        
веселиться, а жизнь - это не только веселье.                                    
                                                                                
У меня был такой случай. Я однажды приехала в Тулу и не знала, как проехать в   
администрацию. Встретила девушку, ну ей лет двадцать. Я её спрашиваю:           
"Скажите, пожалуйста, а где областная администрация?" Она говорит: "Кого?" Я    
поняла и объясняю: "Ну вот где ваш губернатор такой-то находится?" - "А-а-а!"   
То есть слова "областная администрация" и вообще понятие структуры власти для   
молодёжи, по-моему, знаете, вот на том небе. Если мы этот закон примем,         
молодёжь должна будет решать на местах очень большие проблемы. Мы ведь по       
закону о местном самоуправлении дали молодёжи сегодня возможность все вопросы   
житейские решать - и женить, и лечить, и водопровод устраивать, и всё           
остальное, а они ещё, в общем-то, и сами, наверное, надеются на своих мам и     
пап. Это один вопрос.                                                           
                                                                                
Но в этом законопроекте меня ещё вот что насторожило, и не сказал об этом ни    
один докладчик. Там не только возраст молодёжи предусматривается, в этом        
законопроекте лицам с двойным гражданством даётся возможность быть              
избранными. Извините, а это на каком основании? Почему? Лицо с двойным          
гражданством, оно не будет отражать интересы только того государства, где он    
избран, он всегда будет оглядываться. Ради кого мы, вообще, это делаем? Что у   
нас, слишком много иностранных граждан стало? Да, в сёлах много появилось. С    
куплей-продажей земли у нас сегодня иностранных граждан довольно много, на      
которых косо смотрят люди. Ну давайте им сегодня дадим ещё и право быть         
избранными, а они такую возможность используют - деньги имеют, купить это       
сегодня в нищем селе, при нищем местном самоуправлении запросто. Вот эти        
вопросы у меня, например... Я хотела задать вопрос, но у нас же только один     
вопрос от фракции, и больше нельзя. Может быть, я чего-то не поняла или,        
может быть, у нас сегодня уже появились государства, которые являются нашими    
союзными республиками и жители которых в основной своей массе имеют двойное     
гражданство? Вы знаете и понимаете, о ком я говорю и о чём.                     
                                                                                
Да, мы поддерживаем, мы не можем не поддерживать участие молодёжи в нашей       
политической жизни, но, с другой стороны, вопросов, я повторяю, очень много.    
Недаром ведь сегодня в пятидесяти одном регионе всё-таки оставили возраст       
двадцать один год - возраст, когда уже немножко ребята повзрослели.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР, депутат Жириновский. С письмом к Тамаре     
Васильевне.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Очень люблю и вас, Тамара Васильевна, и всю вашу фракцию:     
честные и хорошие люди, если бы вся КПСС состояла бы из таких, как вы, мы бы    
до сих пор жили в нашем любимом государстве - Советском Союзе. Так что когда    
я критикую, вы почему-то иногда неправильно воспринимаете, переносите на        
себя. Мы критикуем отдельные недостатки. Прекрасная была страна - и при царе,   
и при советской власти, и сейчас, но всегда были проблемы.                      
                                                                                
Конечно, положительно то, что мы снижаем возраст. Действительно, люди могут     
более активно участвовать в нашей жизни. Жаль, что мы несколько раз в этом      
зале отказали в том, чтобы избирателями могли становиться и в шестнадцать       
лет, - мировая практика такая есть. Я думаю, время придёт и этот зал            
проголосует за то, чтобы избирателями могли становиться с шестнадцати лет, а    
в перспективе, наверное, чтобы с того момента, когда выдают паспорт. Иначе      
парадокс: паспорт гражданину России вручают в четырнадцать лет, в военное       
училище в семнадцать лет он может поступить и уже имеет право обращаться с      
оружием, а участвовать в выборах активно - только с восемнадцати, а вот,        
например, пассивно... Сейчас мы наконец снизили ограничение, и, думаю, нужно    
убрать вообще его, кроме выборов президента. Возраст для кандидата в            
президенты я бы ещё повысил - не ниже сорока лет. Тридцать пять лет -           
непонятный возраст, люди ещё молодые, они ещё только разводятся, по второму     
разу вступают в брак, президентами становиться ещё рано. А вот всё остальное    
можно убрать - эту чересполосицу: двадцать один, двадцать три...                
                                                                                
Я бы хотел, чтобы мы оперировали всё-таки здоровой статистикой. Если здесь,     
на уровне Государственной Думы, мы будем друг друга пытаться поправлять, как    
это сделал Владимир Николаевич по первому законопроекту, когда я говорил о      
количестве лиц, проходящих через СИЗО... Он назвал цифру: двести девяносто      
тысяч. Я вынужден вас поправить, уважаемый Владимир Николаевич: в 2008 году     
через всю систему службы исполнения наказаний (в основном я имею в виду СИЗО,   
потому что в тюрьмах и в колониях находятся уже по приговору) в прошлом году    
прошло три миллиона семьсот восемьдесят шесть тысяч четыреста шестнадцать       
человек, задержанных вследствие возбуждения дел, без приговора. Поэтому         
впредь я прошу вас всех не поправлять меня - поправляйте тех, кто сажает        
наших граждан по три миллиона в год. Средний срок пребывания в СИЗО - шесть     
месяцев, у некоторых - три месяца, у некоторых - два года. Я согласен с вами:   
цифры закрытые, но вы меня вынудили их назвать. Если бы вы меня не              
поправили... Нам нежелательно эти цифры открывать, потому что позор для нашей   
страны - столько прогонять в год людей. Но поправлять меня я не позволю, я      
лидер парламентской партии, поэтому соблюдайте нормы. Я просто так не буду...   
В газетах не было этой цифры, в газетах её нету, я не беру из газет, там        
очень много лишней информации. И в этом смысле, конечно, прежде чем             
поправить, сперва позвоните, у вас есть правительственная связь, можете мне в   
кабинет по этой же связи сказать: "Владимир Вольфович, вы правы".               
                                                                                
А я всегда прав, Владимир Николаевич, и это меня не радует. Я хочу, чтобы был   
прав наш гражданин, чтобы он с радостью смотрел в будущее, чтобы он хотел       
жить, радовался. Вот посмотрите на этот безобразный брачный, вернее, не         
брачный... на процесс с ребёнком. Речь идёт о том, что мальчик должен жить в    
Америке. Вот видите, до чего мы с вами довели? Из богатой семьи, она не         
хочет, чтобы её ребёнок жил здесь, у нас, ей нужно увезти его в Америку, а      
сама гастролирует триста дней в году. С кем будет мальчик? Это я просто к       
слову. Чтобы дети наши не хотели со своими родителями ехать за рубеж, мы с      
вами должны здесь обеспечить им все возможности.                                
                                                                                
И когда мы говорим, что надо много вопросов задавать... Слушайте, ну о чём      
вопросы задавать, если мы улучшаем положение? Если бы ухудшали - я согласен.    
Но разве мы здесь будем с вами возражать против того, чтобы право быть          
избранными на сельском уровне получили молодые люди, наши граждане с            
восемнадцати лет?                                                               
                                                                                
Другой вопрос, который вас волнует. В законе чётко не обозначено, что лица,     
имеющие двойное гражданство или право проживать временно, тоже могут быть       
избраны, - только когда они постоянно проживают. А что такое "постоянно"? Мы    
опять даём лазейку. "Хорошая" избирательная комиссия скажет: вы тут два         
месяца у нас, можете участвовать в выборах. А если патриотически настроены      
члены местной избирательной комиссии, они скажут: "постоянно" - это лет         
двадцать проживи, тогда мы тебе разрешим. Ну как мы принимаем закон, где        
пишем слово "постоянно"? А как это определить - "постоянно"? То есть мы         
постоянно создаём непонимание точных терминов в законе, в статье. Ну что это    
даёт - "постоянно"? Ну как хочешь, так и понимай: три дня, три часа, тридцать   
лет...                                                                          
                                                                                
И второе. Мы делаем ссылку на рекомендации Кабинета министров Совета Европы.    
Слушайте, там они это отрабатывали пятьдесят лет, там они действительно         
разрешили всем мигрантам (приехавшим, допустим, во Францию, в Бельгию) на       
местном уровне получить право быть избранными. У нас это преждевременно. На     
что вы ссылаетесь? Мирная демократическая Европа шестьдесят лет отрабатывала    
этот механизм как рекомендацию, это не введено у них в законодательство.        
Чтобы привлечь иностранцев в свои страны, им просто выгодно сказать: вы         
получите права, не только вы будете голосовать, но и вас могут избрать. Для     
нас с вами это опасно, опасно в любом регионе России. Я не буду называть        
национальность, страну, но образуется этническая диаспора, и она получит все    
органы управления. У нас это уже есть, даже и в Московской области: и           
прокурор этой национальности, зарубежной, из ближнего зарубежья, и в милицию    
посадили своего человека, и главой администрации своего сделали. Это опасно!    
Этого нельзя делать, поскольку нужно время, чтобы созрели условия. Тем более,   
что наши граждане там этими правами не пользуются, они просто не едут туда!     
Мы же страну свою незаконно - незаконно! - расчленили в 91-м году, они          
получили свои национальные государства и возможность в любое время в любом      
качестве находиться на территории России. И потом статистика милицейская:       
большинство криминальных группировок возглавляют они, вывозят огромный          
капитал, находятся где-то, так сказать, курируют сотни тысяч наших              
юридических лиц. Это огромные деньги - треть бюджета вывозят! Такие у нас       
схемы, когда мы с вами треть продаём за рубеж, а треть мафия вывозит. Треть     
бюджета страны вывозится, семьсот тысяч фирм под контролем преступных           
криминальных группировок, а мы ещё говорим: ребята, граждане вот той страны,    
из ближнего зарубежья, ваши дети подрастают, будет им восемнадцать лет, и мы    
ещё дадим им право избираться на местном уровне, там, где будут ваши овцы       
пастись, чтобы как бы присматривать там, где ваши сады будут, ваши плантации,   
ваши новые дачи, ипподромы... Это опасно, я бы здесь не стал...                 
                                                                                
Сослаться можно, это рекомендации, но это не значит, что мы должны вводить,     
для нас с вами это преждевременно. У нас открытые границы, а они квоты          
вводят, они долго фильтруют, долго эти люди адаптируются, ассимилируются,       
потом им эти права дают. А у нас пока с вами проходной двор, у нас границы      
открыты вплоть до Афганистана - у нас же с вами нет границы с Казахстаном, с    
Туркменией, а у Туркмении нет границы с Афганистаном. У нас с вами нет          
границы с Азербайджаном, а на юге Азербайджана запросто находятся иранцы.       
Практически мы имеем прямое сообщение с Афганистаном и с Ираном. Что такое      
Афганистан, вам понятно. Там всё НАТО ничего не может сделать, вся Европа       
навалилась - и ничего не получится, и с позором уйдут. Мы ушли под оркестр,     
сами просто ушли - зачем нам там находиться и терять наших солдат? А они с      
позором уйдут.                                                                  
                                                                                
Закон важный и нужный, но есть угрозы, нельзя преждевременно давать права       
лицам без гражданства или с иностранным гражданством даже на этом минимальном   
уровне власти. Это власть на земле, там им легче всего захватывать землю,       
строить новые дома, им не нужна власть в Государственной Думе. Это тоже         
определённый отрицательный момент. Может быть, во втором чтении какую-то        
формулировку другую заложить? Пока этим правом должны пользоваться только       
граждане России и молодёжь наша.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции? Депутат Москалец от фракции "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, конечно же, я думаю, мы с вами согласимся с   
тем тезисом, что динамически развивающееся общество всегда понимает             
необходимость решения молодёжных проблем, так как часто искусственно            
создаваемая социально-политическая дистанция между поколениями формирует не     
столько возможность непонимания, сколько конфронтацию.                          
                                                                                
Мы отчётливо понимаем, что молодёжь не только способна воспроизводить           
сложившуюся систему отношений в обществе, но способна совершенствовать их или   
даже преобразовывать. Тем более, что люди, пребывающие в состоянии молодости,   
всегда ощущают временность такого состояния, поэтому весьма и весьма активно    
ищут своё место, активно овладевают всем опытом жизни, получают образование,    
профессию.                                                                      
                                                                                
При этом следует признать, что взаимодействие власти и молодёжи ранее во        
многом носило всё-таки однонаправленный характер. А после свёртывания           
комсомольской структуры как на идеологическом, так потом и на организационном   
уровне молодёжь вышла из режима объекта национально-государственного интереса   
и фактора обеспечения развития общества и государства в целом. Конечно, в       
последние годы патриотические настроения в обществе, надо признать, упали.      
Молодёжь проявляет неоднозначное отношение к политической сфере, но             
активизировать гражданственность - это и вполне уместно, и необходимо.          
                                                                                
Участие молодёжи во власти позволяет усваивать демократические нормы,           
механизмы взаимодействия, механизмы взаимоотношений гражданина с властью,       
способно в будущем утвердить справедливые общественно-политические тенденции    
развития и общества, и личности, да и самого государства в целом.               
                                                                                
Мы в настоящее время уже достаточно привыкли к такому направлению организации   
усилий молодёжи, как молодёжный парламентаризм, так его часто называют в        
печати, и рассматриваемые сегодня законодательные инициативы - это очень        
серьёзное и важное продвижение в решении вопросов.                              
                                                                                
Я абсолютно убеждён, что молодёжь заинтересована в участии в управлении         
делами и государства, и местного самоуправления, и она готова взять на себя     
ответственность за свой выбор. Полагаю, мы все понимаем, что решение своих      
проблем лучше всего доверять тем, кто знает о них не понаслышке, а осознаёт     
их изнутри. И при этом немаловажно, как мы будем формировать идентичность       
молодых людей, - как граждан, как патриотов, как представителей определённой    
профессии и так далее. Тем более, что общественное служение ведь всегда шло     
на благо развития и самой личности, и государства. И поэтому фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" данный законопроект поддержит.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
"Справедливая Россия", депутат Лекарева, пожалуйста.                            
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "Справедливая Россия",    
безусловно, поддержит обсуждаемый законопроект по следующим основаниям.         
Во-первых, молодость - это состояние, которое, к сожалению, быстро проходит.    
И, учитывая вчерашнее обращение Президента России Дмитрия Анатольевича          
Медведева, мы рассматриваем это как реальные конкретные дела президента в       
логическое продолжение кадровой политики. Молодые сейчас совершенно другие,     
Александр Петрович, я не могу согласиться с тем, что, как вы говорите,          
патриотизм угасает.                                                             
                                                                                
Многие из депутатов 1 сентября проводили в школах урок мужества. И я могу вам   
доложить, что меня приятно удивили учащиеся московских школ, продвинутые в      
компьютерной технике и уверенно пользующиеся Интернетом, они обладают           
достаточными знаниями и хорошими амбициями. Поэтому решать за молодых, думая,   
что они только ещё собираются жить... они уже живут, а мы всё решаем, как им    
жить. Не нравится им сегодняшняя ситуация - мы дадим им возможность её          
исправить. А бояться молодости не следует. Расул Гамзатов говорил, что про      
некоторого старца можно сказать, что он прожил сто лет, но люди говорят про     
него, что он ещё и не родился. То есть возраст не должен быть основным          
критерием того, может человек быть во власти или не может. И среди молодых      
есть люди, про которых говорят, что они не успели вырасти, а уже состарились.   
                                                                                
Поэтому правильно здесь сказал Александр Петрович, что избиратели найдут        
неравнодушных, смелых, незакомплексованных, ответственных молодых людей,        
которые должны пойти во власть и решать проблемы своей территории, своего       
района, своих избирателей. И видимо, Президент Российской Федерации Дмитрий     
Анатольевич Медведев рассчитывает именно на это поколение, потому что через     
десять лет... Постепенно, взвешенно, без истерик и конфликтов надо              
реформировать Россию, делать её великой державой, и мы должны знать, кто        
будет исполнять послания президента, обращения президента. Нужно готовить       
кадры.                                                                          
                                                                                
Поэтому "Справедливая Россия" всегда поддерживает молодёжь. Сергей Михайлович   
Миронов очень часто встречается с представителями молодёжных депутатских        
объединений из регионов. И мы ответственно заявляем, что среди них есть очень   
грамотные, профессионально подготовленные, блестяще образованные,               
неравнодушные люди. И я считаю, что этот шаг Дума делает правильно. Мы будем    
голосовать за этот закон.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у докладчика и содокладчика с заключительным          
словом? Есть.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович. Потом Плигин.                                   
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я не с заключительным       
словом, я просто хотел бы прокомментировать вот те опасения, которые Тамара     
Васильевна и Владимир Вольфович высказали в отношении лиц, которые имеют        
двойное гражданство, и иностранных граждан. Я хочу вам просто напомнить норму   
Конституции. Статья 62: "Наличие у гражданина Российской Федерации              
гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не          
освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное   
не предусмотрено федеральным законом или международным договором...".           
                                                                                
И вот та формулировка, которую мы предлагаем внести только в один из двух       
законов, - она ровно об этом: он может быть избранным, если это предусмотрено   
международным договором. При этом хочу обратить ваше внимание на то, что мы     
эту норму не вводим, эта норма уже содержится в действующей редакции Закона     
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации". Вот могу вам прочитать (опять же извините, что   
приходится цитировать) статью 4 закона (действующая редакция): "Не имеют        
права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство        
иностранного государства либо вид на жительство или иной документ,              
подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации   
на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть          
избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено             
международным договором Российской Федерации". Это действующая редакция         
закона об основных гарантиях избирательных прав, поэтому, если говорить         
предметно, законопроект, который мы с вами рассматриваем, никаких               
принципиальных новелл в этой части не содержит, просто формулировки одного      
закона и другого корреспондируются друг с другом в точном соответствии с        
Конституцией Российской Федерации.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плигин.                                       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я бы не хотел        
возвращаться к законопроекту, тем не менее некоторые цифры, которые вновь       
были повторены Владимиром Вольфовичем, - они заслуживают внимания с той точки   
зрения, что мы не имеем права вольно обращаться с терминами и                   
дезинформировать общество.                                                      
                                                                                
Когда мы употребляем слово "СИЗО", говорим о помещении лиц в СИЗО, то должны    
иметь в виду, что они помещаются туда в соответствии с судебными решениями в    
случае совершения уголовных преступлений или, точнее, на стадии расследования   
уголовных дел. Ни в коей мере вот эта цифра - более трёх миллионов, - о         
которой говорит Владимир Вольфович... Никогда в Российской Федерации такое      
количество лиц не лишалось свободы в связи с подозрениями в совершении          
преступлений. Поэтому мы должны быть исключительно корректными, когда говорим   
об ограничении прав граждан. Нельзя путать административные аресты, нельзя      
путать имеющие иногда место задержания на срок не более сорока восьми часов,    
то есть то, что устанавливается статьёй 22 Конституции Российской Федерации,    
с содержанием под стражей лиц в качестве меры пресечения, это совершенно        
разные вещи, это некорректно.                                                   
                                                                                
И второй вопрос. Этика взаимоотношений в палате, наверное, подразумевает        
возможность оценки тех выражений, которые употребляются другими депутатами,     
собственно говоря, в этом и заключается дискуссионность. Поэтому давать         
рекомендацию, что не стоит оценивать кого-то, - это, наверное, тоже не очень    
корректная рекомендация.                                                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект        
федерального закона, обозначенный в пункте 11. Первое чтение.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3242 по 3247 из 7129
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Тоже для протокола: по 11-му вопросу депутаты Хесин, Семёнов и Тараканов за.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.