Заседание № 159

01.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244239-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (принят в первом чтении 14 июня 2013 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 998 по 1011 из 6332
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю 9-й пункт снять с   
рассмотрения и внимательно изучить историю вопроса, законопроект и поправки,    
которые вносятся. Дело в том, что мы предлагаем всем серьёзным коммерческим     
структурам создать свои армии с автоматическим оружием, с правом арестовывать   
и так далее. Насколько мне известно, даже Министерство внутренних дел было      
против. Я понимаю: объекты надо защищать, но, наверное, не путём создания       
"Правого сектора" в каждой компании.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1091 по 1108 из 6332
Николай Васильевич Коломейцев предлагает 9-й вопрос снять с рассмотрения.       
                                                                                
Ставлю это предложение на голосование.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение отклоняется.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2145 по 2290 из 6332
9-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания         
ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов                      
топливно-энергетического комплекса", второе чтение. Докладывает председатель    
Комитета по энергетике Иван Дмитриевич Грачёв.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иван Дмитриевич.                                                    
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,         
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект тяжёлый, согласовывался тяжело. На данный       
момент есть таблица поправок № 1 и таблица поправок № 2.                        
                                                                                
Всего одно замечание коллеге Коломейцеву: всё-таки законопроект касается        
только трёх стратегических предприятий, которые, по крайней мере, железно       
могут контролироваться государством, никаких частных компаний он не касается.   
                                                                                
Прошу утвердить таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и таблицу       
поправок № 2, рекомендуемых к отклонению.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть.               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Я предлагаю поставить на отдельное голосование 4-ю поправку из   
таблицы поправок, рекомендуемых к принятию.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 4.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
                             Покажите результаты.                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.35,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается без поправки 4.                                         
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов, поправка 4.                                         
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данная           
поправка является одной из существенных поправок из таблицы поправок,           
рекомендуемых к принятию, и фактически она характеризует весь законопроект.     
Коллега Коломейцев был прав, выражая свои опасения по поводу принятия этого     
законопроекта, и я попробую сейчас изложить, по каким основаниям.               
                                                                                
Сегодня законодательство позволяет защищать любые структуры: акционерные        
общества, стратегические предприятия и так далее, и так далее, у нас            
существуют внутренние войска МВД, ФСО, ФСБ и Вооружённые Силы, а нам            
предлагается дополнительно создать вооружённые формирования при                 
стратегических предприятиях, то есть фактически будет создана ведомственная     
охрана, которая получит право на использование огнестрельного оружия, в том     
числе автоматического, на применение физической силы и на задержание. Нужно     
отметить, что сегодня определённые трудности возникают при согласовании         
взаимодействия вооружённых подразделений ФСБ, МВД, Минобороны, ФСО, и           
появление новых структур как минимум ещё более усложнит этот процесс, а как     
максимум может появиться структура, подобная "Правому сектору" на Украине. Не   
хотелось бы видеть подобное на территории нашей страны!                         
                                                                                
Ну и последнее. С моей точки зрения, необходимо было всё-таки дать              
возможность рассмотреть этот законопроект прежде всего комитетам по             
безопасности и по обороне. И я полагаю, что за него голосовать нельзя, потому   
что имеется целый ряд опасений, в том числе и те, о которых я сказал.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Дмитриевич, пожалуйста.                              
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. В значительной степени это возврат к концепции. Я честно сказал,   
что закон очень тяжёлый, это первое, и второе, он был согласован на уровне      
Рогозина с участием представителей профильных органов энергетики и              
безопасности - они приняли такое решение. То есть этот текст был согласован в   
правительстве с участием ФСБ, полиции и энергетиков.                            
                                                                                
А теперь по существу. Вы упомянули "Правый сектор", хорошо, а если они,         
бригада Яроша, придут взрывать газо- и нефтепроводы? Как вы думаете, охрана     
газпромовская или "Транснефти" в этом случае должна иметь всё необходимое       
вооружение и полномочия, чтобы отразить эту атаку, или нет? На мой взгляд,      
должна.                                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А МВД на что?                                                  
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Вот с учётом мнения МВД и было принято такое решение.              
Ведомственная охрана - наилучший вариант для трёх стратегических структур       
ТЭКа. Я считаю, что надо принять эту поправку.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич.                                 
                                                                                
Ставлю поправку 4 на голосование.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.34,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 2 принимается.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Иван Дмитриевич.                                                    
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. В случае принятия законопроекта во втором чтении просьба           
поставить его на голосование в третьем чтении.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4828 по 4906 из 6332
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной     
охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического           
комплекса", второе чтение.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Предлагалось проголосовать и в третьем чтении.                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам?                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, больше нет никого.                               
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Постараюсь     
вам объяснить, почему, по моему мнению, нельзя поддерживать этот                
законопроект.                                                                   
                                                                                
Вот в три закона вносятся поправки. Фактически мы, принимая этот закон,         
признаём, что у нас недееспособно МВД и другие специальные службы, потому что   
всеми вооружёнными формированиями в Российской Федерации вообще-то руководит    
верховный главнокомандующий и все, кто носит огнестрельное оружие,              
подчиняются ему. Внося поправки в закон "О ведомственной охране", мы даём       
людям полномочия самостоятельно применять огнестрельное нарезное оружие, в      
том числе автоматы Калашникова, даём им возможность арестовывать людей. Я       
понял, в чём смысл закона, посмотрев предприятия, которых он коснётся: это      
"Газпром", это "Транснефть", это "Зарубежнефть", - наверное, украинские         
события подталкивают к тому, чтобы от "Правого сектора" мог отбиваться          
кто-то, кроме Вооружённых Сил. Но, может, тогда назвать закон по-другому - "О   
создании ведомственной охраны по охране имущества, находящегося за рубежом"?    
Мы прекрасно знаем, что у американцев, у западноевропейцев есть масса так       
называемых частных армий, которые как раз для этого, для решения специальных    
задач создаются и содержатся крупными частными концернами, - но при чём тут     
изменения в закон "О ведомственной охране"?!                                    
                                                                                
Вы поймите, мы с вами можем породить у руководителей крупных корпораций очень   
большой искус поиметь армию сильнее нынешней российской и в определённых        
ситуациях продиктовать свои условия, потому что, как известно, перевороты       
делаются в столицах. Для того чтобы осуществить переворот - вот Михаил          
Алексеевич знает, - надо пятьсот хорошо подготовленных человек вовремя          
незаметно подвести, всё оцепить, и они сделают всё для того, чтобы              
телевидение и органы власти были парализованы. Поэтому мы не можем поддержать   
этот законопроект и всех призываем задуматься: в условиях "горячего мышления"   
об охране имущества мы можем подложить "горящую свечу" под нашу                 
государственность, потому что наличие крупных вооружённых военизированных       
структур, не подконтрольных официальным органам власти, - это всегда предтеча   
государственного переворота.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 104

14.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 244239-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4094 по 4608 из 7168
13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания         
ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов                      
топливно-энергетического комплекса". Докладывает Юрий Петрович Сентюрин,        
заместитель министра энергетики Российской Федерации.                           
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается        
законопроект, который направлен на правовое регулирование создания эффективно   
функционирующей системы защиты стратегических объектов                          
производственно-технологических комплексов и имущества Единой системы           
газоснабжения, магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также     
соответствующей продукции, которая поставляется по государственному             
контракту.                                                                      
                                                                                
В настоящее время у работников охранных подразделений "Газпрома" и              
"Транснефти", а именно об этих стратегических акционерных обществах идёт речь   
в законопроекте, отсутствуют законодательно закреплённые права по               
осуществлению действий, которые предшествуют применению и использованию ими     
оружия и специальных средств и которые были бы направлены на пресечение         
преступных посягательств на охраняемые объекты. При приобретении ими статуса    
работников ведомственной охраны, а именно в этом суть предложений, сведённых    
в законопроект, полномочия названных работников расширяются, в частности, за    
счёт получения ими следующих прав: проверять документы, удостоверяющие          
личность граждан, производить личный досмотр и досмотр транспортных средств,    
осуществлять административное задержание лиц, совершивших преступление или      
административное правонарушение на охраняемых объектах, что в целом должно      
повысить эффективность системы защиты названных объектов.                       
                                                                                
С этой целью законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О         
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" новой статьёй,        
которой "Газпрому" и "Транснефти" предоставляется право на создание             
ведомственной охраны для обеспечения физической защиты объектов                 
топливно-энергетического комплекса.                                             
                                                                                
Для справки сообщаю, что аналогичные нормы, наделяющие госкорпорации            
"Росатом" и "Ростехнологии" правом создания ведомственной охраны, закреплены    
в соответствующих федеральных законах "О Государственной корпорации по          
атомной энергии "Росатом" и "О Государственной корпорации "Ростехнологии".      
                                                                                
Кроме того, законопроект предлагает дополнить, точнее, изложить в новой         
редакции статью 4-1 Федерального закона "О поставках продукции для              
федеральных государственных нужд" и внести изменения в статью 12 Федерального   
закона "Об оружии". Цель этих дополнений и изменений - это единообразное        
применение терминологии в части определения субъектов                           
топливно-энергетического комплекса и охраняемых объектов.                       
                                                                                
Принятие законопроекта не повлечёт дополнительных затрат из федерального        
бюджета. Прошу поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович, присаживайтесь.                   
                                                                                
С содокладом выступает Павел Николаевич Завальный.                              
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, как было сказано, суть данного законопроекта -               
совершенствование правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование    
системы защиты стратегических объектов производственно-технологических          
комплексов Единой системы газоснабжения, магистральных нефтепроводов и          
нефтепродуктопроводов, а также продукции, поставляемой по государственным       
контрактам.                                                                     
                                                                                
Прежде всего, законопроектом дополняется Федеральный закон № 256-ФЗ "О          
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", принятый в июле      
2011 года. Статьёй 9 данного закона разрешается привлекать для обеспечения      
физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения     
вневедомственной охраны, согласно предлагаемому законопроекту акционерным       
обществам "Газпром" и "Транснефть" предоставляется право на создание            
ведомственной охраны для обеспечения физической защиты объектов                 
топливно-энергетического комплекса. Полноценная работа этих подразделений       
невозможна без наделения работников соответствующими правами и обязанностями,   
в частности, правом проверять документы, удостоверяющие личность граждан,       
досматривать транспортные средства, а также обязанностью преследовать или       
задерживать лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, совершивших         
административное правонарушение или преступное деяние на их территории.         
                                                                                
Также необходимо законодательно закрепить за охранниками комплекс прав и        
обязанностей, связанных с использованием ими оружия и специальных средств.      
Данная задача решается внесением соответствующих изменений в статью 8           
Федерального закона № 77-ФЗ "О ведомственной охране".                           
                                                                                
Как было сказано, в целях единообразного применения терминологии в части        
определения субъектов топливно-энергетического комплекса и охраняемых           
объектов законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в         
Федеральный закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ "О поставках продукции для    
федеральных государственных нужд" и закон № 150-ФЗ "Об оружии".                 
                                                                                
Законопроект прошёл экспертизу Правового управления Аппарата Государственной    
Думы, не получил концептуальных замечаний правового характера. Замечания        
юридико-технического характера переданы в комитет и могут быть устранены в      
рабочем порядке при подготовке ко второму чтению. Соисполнитель по              
законопроекту - Комитет по безопасности и противодействию коррупции -           
поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Исходя из вышеизложенного и учитывая важность законопроекта для обеспечения     
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе в части   
защиты от террористической угрозы, Комитет Государственной Думы по энергетике   
поддерживает концепцию законопроекта "О внесении изменений в некоторые          
законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной     
охраны...", рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.                                
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, насколько я понимаю, речь идёт о          
ведомственных структурах негосударственных компаний, которым мы разрешаем       
применение оружия. Ну, это само по себе, конечно, немножко настораживает. Как   
будет обеспечиваться контроль за применением этого оружия, за действиями этих   
структур и о каком количестве вот этих, ну, назовём их условно, охранников      
идёт речь?                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Анатолий Евгеньевич. По факту сегодня         
охранные структурные подразделения есть и в "Газпроме", и в "Транснефти", они   
имеют на вооружении служебное и гражданское оружие, боевого ручного             
стрелкового оружия у них нет.                                                   
                                                                                
Предлагаемыми нововведениями охранные структуры ни "Газпрома", ни               
"Транснефти" права на использование боевого ручного стрелкового оружия не       
получают, только если не будет внесено изменение в постановление                
правительства, которым регламентируется возможность получения или               
приобретения боевого ручного стрелкового оружия.                                
                                                                                
Что касается вопросов использования, применения служебного и гражданского       
оружия, эти вопросы регламентированы законом "Об оружии". Контроль и надзор     
осуществляются также в соответствии с нормами этого закона. О количестве        
охранников или работников вот этих охранных структур могу сказать: порядка      
пятнадцати тысяч человек в одной организации и порядка двадцати тысяч человек   
- в другой. Работники будут привлекаться для выполнения задач на линейных и     
узловых объектах Единой системы газоснабжения, нефтепроводов,                   
нефтепродуктопроводов, а также при поставках продукции по государственным       
контрактам.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пономарёв Илья Владимирович.                                                    
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, могли бы вы объяснить, в чём разница между охраной,    
которая может осуществляться обычными полицейскими силами, и вот этой           
ведомственной охраной? Необходимо будет придать соответствующий статус          
фактически частной армии - тридцати пяти тысячам вооружённых человек вы         
предлагаете дать особый статус. Ведь госкорпорации, о которых вы говорили,      
владеют неделимой государственной собственностью, их деятельность               
регулируется отдельным законом. То же самое акционерное общество "Газпром"      
наполовину, вообще говоря, принадлежит иностранным гражданам, и вы              
предлагаете этим законом создать в том числе и иностранную армию на             
территории Российской Федерации. Не целесообразнее было бы укрепить обычные     
полицейские силы, обычную вневедомственную охрану, для того чтобы они           
осуществляли эти функции? Кроме того, где граница, у нас ведь есть нефтяные     
компании, которые владеют, например, промысловыми трубопроводами? Почему мы     
охраняем магистральные и не охраняем промысловые?                               
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Илья Владимирович. В данном случае частные    
армии не создаются. Хочу сказать, что речь идёт об охранных структурных         
подразделениях, которые по факту уже существуют, ничего нового создавать не     
предлагается - предлагается расширение полномочий уже действующих охранных      
структур за счёт придания им статуса ведомственной охраны. Некоторые примеры    
полномочий сегодня приводили и я, и содокладчик, вот я позволю себе привести    
ещё примеры для сравнения возможностей работника ведомственной охраны и         
работника частного охранного предприятия. Частные охранники имеют право         
осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной     
режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход-выход этих лиц,    
въезд-выезд транспортных средств, внос-вынос, ввоз-вывоз имущества на объекты   
охраны, с объектов охраны. Если мы ведём речь о работнике ведомственной         
охраны (что предлагает законопроект), в этом случае право такого работника      
будет состоять в проверке на охраняемых объектах у лиц документов,              
удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход-выход      
этих лиц, въезд-выезд транспортных средств, внос-вынос, ввоз-вывоз имущества    
на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. На взгляд специалистов,          
наличие такого права - это только один из примеров, на самом деле этот список   
достаточно обширный - позволит значительно повысить эффективность защиты        
стратегических объектов производственно-технологического назначения.            
                                                                                
Причина того, почему мы на это идём, состоит в том, что фиксируется большое     
количество правонарушений на данных объектах, все прекрасно знают о наличии     
многочисленных врезок, фактов хищения имущества, а работники охранных           
структур в статусе частных предприятий не способны этому эффективно             
противостоять. Собственно говоря, эта проблема и побудила к                     
переформатированию их статуса и к расширению их полномочий. О частных армиях    
речь в этом законопроекте, конечно же, не идёт.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Юрий Петрович, учитывая, в каком жёстком мире мы        
живём, я думаю, что надо поддержать концепцию проекта закона, но хотел бы,      
чтобы вы прокомментировали один момент. Самарская область - это крупный центр   
нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии, и одной из острых проблем является   
наличие врезок в магистральные нефтепроводы. Не скажете ли, статистика по       
стране в связи с этой проблемой как выглядит?                                   
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. К сожалению, статистика в этом смысле внушает определённую       
обеспокоенность: фиксируются многочисленные случаи врезок, хищения имущества,   
хищения продукции, другие противоправные посягательства на имущество и на       
объекты производственно-технологических комплексов. Если брать статистический   
ряд, то такие прецеденты исчисляются сегодня тысячами, однако благодаря         
принятым мерам и тем мерам, которые планируются, в том числе тем мерам,         
которые обсуждаются сегодня, мы рассчитываем серьёзно изменить статистику,      
добиться перелома в этой негативной статистике.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Петровичу пока такой короткий. Мы то вводим в "Газпроме"   
охрану, то не вводим, то у нас частная структура, то ведомственная. Вот         
сейчас идёт разработка на шельфах, добыча, транспортировка будет                
осуществляться нефтяными компаниями - мы что, подводными лодками их будем       
снабжать или какую-то морскую охрану обеспечивать? Объясните, пожалуйста.       
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Конечно, нет, речь не идёт о таком наращивании сил и средств     
на объектах на шельфе, на специализированных платформах, где добыча             
осуществляется. В настоящее время этой проблеме во всём мире - и Россия не      
исключение - уделяется повышенное внимание, принимаются превентивные меры,      
которые позволят снизить остроту террористической угрозы, экстремистских        
проявлений на этих объектах, для этого привлекаются специальные силы и          
средства. Напомню, что в соответствии с законом "О безопасности объектов        
топливно-энергетического комплекса", в который, кстати, и вносятся эти          
изменения, набор таких сил и средств регламентируется. Речь об использовании    
вооружённых сил, военной машины государства в этом случае не идёт, речь идёт    
об объединении возможностей всех компетентных органов, для того чтобы           
противостоять этой угрозе.                                                      
                                                                                
Что касается отдельных нефтяных или иных компаний, то не каждая компания        
может позволить себе создать и поддерживать эффективно функционирующую          
систему защиты. Крупные стратегические акционерные общества, к числу которых    
относятся "Газпром" и "Транснефть", способны обеспечить на корпоративном        
уровне создание и поддержание деятельности таких структур с учётом специфики    
и деталей своих технологических процессов. Вот знание специфики, деталей        
позволяет значительно эффективнее осуществлять миссию по обеспечению защиты     
объектов и продукции.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Юрий Петрович, во-первых, соглашаюсь с идеей защиты таких вот       
действительно стратегических объектов, и прежде всего не от расхитителей, а     
от террористов и экстремистов. А во-вторых, эта угроза, возможно, гораздо       
страшнее, чем даже какая-то ситуация на атомных объектах, в плане того, что,    
не дай бог, может произойти. Поэтому стремление правильное.                     
                                                                                
Вопрос следующий: действительно, две полноценные дивизии получают статус,       
получают оружие, получают полномочия осуществлять административное задержание   
и так далее, а подчиняются эти дивизии кому? И будут ли они подчиняться не      
только руководству "Газпрома", что, на мой взгляд, должно быть? Вот в этом      
главная пока неясность.                                                         
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Олег Анатольевич, за вопрос. Хочу отметить главное,     
что все силы, о которых мы сейчас ведём речь и которые приобретут статус        
ведомственной охраны, прежде всего, извините за образность, подчиняются и       
должны подчиняться законам, которые регламентируют их деятельность: закону "О   
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", закону "О            
ведомственной охране", закону "Об оружии" и другим законодательным актам.       
                                                                                
Что касается производственной подчинённости, то право на создание этих          
ведомственных структур предоставляется стратегическим акционерным обществам -   
и здесь обычно акционерная форма ответственности, подчинение единоличному       
исполнительному органу данного общества и действия в соответствии с             
корпоративными документами и регламентами этих структур.                        
                                                                                
Для справки хочу ещё добавить, что в настоящее время в соответствии с законом   
о безопасности объектов ТЭК идёт процесс категорирования всех объектов          
топливно-энергетического комплекса. Итогом этой работы должно стать отнесение   
этих объектов к различным категориям опасности по степени угрозы и принятие     
дифференцированных мер в соответствии с требованиями, утверждёнными             
правительством, по доведению степени их защищённости до тех норм и пределов,    
которые диктует обстановка, оцениваемая коллективно, специально на всех         
объектах собственниками создаются комиссии, которые проводят обследования и     
принимают решение о том, какой набор мер необходимо принять, чтобы надёжно и    
эффективно противостоять угрозе.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович, присаживайтесь.                   
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Грачёв Иван Дмитриевич.                                                         
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,         
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" .                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прежде всего хотел бы зафиксировать, что комитет           
единогласно, то есть представители всех фракций, поддержал концепцию этого      
закона, потому что, на мой взгляд и на взгляд комитета, по жизни, а не в        
реформаторских иллюзиях, так сегодня организовать безопасность и дешевле, и     
эффективней.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
Я хотел бы в своём выступлении отразить следующее: как-то лихорадит нас с       
созданием вот этих структур. Помню, в 99-м году был издан то ли указ            
президента, то ли ещё что-то, после чего у нас на базе "Газпрома" и             
"Транснефти" создали частные охранные предприятия, которые обеспечивали         
содержание и охрану объектов, в том числе магистральных газо- и                 
нефтепродуктопроводов. (Шум в зале.)                                            
                                                                                
Юрий Петрович, если можно, не отвлекайтесь, я как раз для вас рассказываю.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
И это значит, что в настоящий момент, скорее всего, получилась неэффективной    
охрана данных предприятий, и поэтому мы опять вернулись к службам               
безопасности, которые находятся внутри "Газпрома", внутри "Транснефти" и        
других компаний. В то же время мы не сможем следить за теми издержками,         
которые появятся при вооружении данных служб безопасности, а это всё ляжет на   
плечи акционерных обществ. Конечно, в пояснительной записке хотелось бы         
увидеть не просто сухие цифры, а разъяснения, почему мы всё-таки от частных     
охранных предприятий опять возвращаемся к службам безопасности. Может быть, в   
своём заключительном слове Юрий Петрович скажет об этом, хотя концепция нами    
поддерживается, потому что очень много идёт врезок.                             
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что наша фракция будет голосовать за данный               
законопроект в первом чтении, за его концепцию, потому что у нас много          
хищений, в том числе из магистральных и немагистральных нефтепродуктопроводов   
(к магистральным, конечно, особого доступа нет). Но хотелось бы, чтобы          
всё-таки правительство обратило своё внимание на то, что нам, депутатам,        
достаточно важно донести до своих избирателей информацию о том, что в данных    
государственных компаниях это всё создаётся для того, чтобы снизить издержки,   
важно, чтобы это не вызвало опять же повышения тарифов на те же газ, нефть,     
бензин и так далее, и чтобы мы могли своим избирателям всё это объяснить.       
Прошу в будущем правительство, вас, Юрий Петрович, в пояснительной записке      
указывать причины, давать экономическое обоснование вносимых изменений.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция КПРФ также будет поддерживать этот законопроект.     
                                                                                
Я приведу несколько примеров: так, в 2011 году пострадал нефтепровод Баку -     
Новороссийск, ущерб составил 375 миллионов, 500 тысяч тонн нефти было изъято    
- цифры говорят сами за себя; в 2012 году огромное количество дизельного        
топлива (300 тонн) попало в Ангару, пострадали миллионы рыб и птиц, 77 тысяч    
человек оставались несколько дней без питьевой воды. И таких случаев много,     
то есть ущерб от этих несанкционированных врезок и в материальном плане         
велик, и в экологическом плане также весьма ощутим. Учитывая, что наши          
трубопроводы достаточно сильно изношены и любая несанкционированная врезка      
обязательно приводит по своей технологии к разливу нефти и так далее, и так     
далее, загрязнению в год подвергается до 30 тысяч гектаров земли, и не          
только, конечно, из-за несанкционированных врезок, но в целом из-за тех         
прорывов нефтепроводов, которые случаются из-за изношенности.                   
                                                                                
Если ещё раз говорить о потерях, то статистика за 2008-2012 годы                
свидетельствует о почти пяти тысячах таких случаев, и речь идёт о десятках      
миллионов тонн, изъятых этими воришками, 10 миллионов тонн - достаточно         
большая величина, в деньгах это тоже ощутимая сумма. И ещё один безусловно      
отрицательный фактор для людей - это то, что, допустим, эти 10 миллионов тонн   
перерабатываются на небольших предприятиях, получается некачественный бензин,   
который, естественно, также даёт целый комплекс негатива, который связан с      
использованием этого слабого в качественном отношении материала.                
                                                                                
Учитывая всё сказанное, необходимо иметь в виду и то, что, конечно, надо        
обеспечивать безопасность и с точки зрения борьбы с терроризмом, ведь когда     
нет охраны, могут не только изымать нефть и нефтепродукты, наряду с этой        
бесхозностью можно почувствовать и другое, то есть вопросы терроризма здесь     
стоят рядом... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КАШИН В. И. ...и безусловно, усиление охраны, перевод охраны на ведомственную   
систему с прописанными определёнными полномочиями - это всё, нам кажется,       
просто необходимо. Я думаю, альтернативой может быть только ещё более           
серьёзная - государственная - охрана с соответствующими структурами и           
соответствующей платой, но это, наверное, будет даже дороже для акционерных     
обществ. Поэтому я думаю, что на данном направлении есть смысл поддержать эту   
законодательную инициативу, и посмотреть, как дальше улучшать эту систему, с    
тем чтобы народное богатство нашей страны и правильно добывалось, и правильно   
транспортировалось, и использовалось в интересах и компаний, и - главное -      
народа.                                                                         
                                                                                
Мы будем поддерживать этот законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, понимая, для чего создаются вот эти              
военизированные подразделения, да ещё с полномочиями полицейских служб,         
необходимо отметить, что не от хорошей жизни это делается. Причём делается      
это не только нашими крупнейшими корпорациями, но буквально каждым              
магазинчиком, каждым коммерческим предприятием. Я говорю об охране -            
дополнительной охране в виде частных охранных предприятий, сторожей каких-то    
и прочих дополнительных сил, а значит, и средств. Вот если представить,         
сколько сегодня в России людей заняты охраной - а это сотни тысяч, если не      
миллион с лишним, - мы действительно должны поставить вопрос: а что же не так   
у нас с той охраной, которая на самом деле должна всю эту работу выполнять?     
Где милицейские, полицейские службы, силовые службы и почему у нас необходимо   
использовать какое-то дополнительное усиление, дополнительную охрану,           
сторожение? И как раз принятие этого закона - это, наверное, очередной такой    
"чёрный шар" в корзину действующей системы... вернее, плохо действующей: если   
бы она действовала, то этого не происходило бы.                                 
                                                                                
Ну, и вторую часть выступления я хотел бы посвятить всё-таки какой-то           
нелогичности, на мой взгляд, законодательной нестыковке, созданию прецедента,   
когда у нас создаётся военизированное подразделение, да ещё с полицейскими      
полномочиями, которое не подчиняется - вот это самое важное - верховному        
главнокомандующему ни через кого. Вот создание такого прецедента, я считаю,     
недопустимо. Ну согласитесь, вот сегодня всё в порядке - на сегодняшний день    
ни "Газпром", ни руководство "Газпрома" не требует, может быть, какой-то        
отдельной линии связи, отдельных цепей управления, - но представим, что если    
в соответствии с этим прецедентом другие акционерные общества, другие           
коммерческие структуры будут создавать свои армии, которые не будут             
подчиняться больше никому, то, я считаю, этого нельзя допускать. Поэтому вот    
к авторам, к вам, вопрос: что нужно ко второму чтению изменить, чтобы не        
создавать такого прецедента? У нас не может быть - это моё твёрдое убеждение    
- военизированных подразделений, которые не подчиняются ни министру             
внутренних дел, ни... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...ни руководству ФСБ, ни тем более, ещё раз повторяю, верховному   
главнокомандующему. Вот даже в теории такого не должно быть!                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Докладчик будет выступать? Пожалуйста, Юрий Петрович.                           
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Поскольку прозвучал вопрос о том, что стало первопричиной разработки этого      
нормативного документа, считаю важным сказать, что главная причина состоит в    
значительных отличиях прав, полномочий и обязанностей работников частных        
охранных предприятий и работников ведомственной охраны. Нами подготовлен        
сравнительный анализ, кто какими правами и полномочиями обладает, он на трёх    
страницах, если цитировать все три страницы, это займёт очень много времени,    
поэтому мы готовы в рабочем порядке вот такой сравнительный анализ прав,        
полномочий и обязанностей предоставить в распоряжение депутатов для             
дополнительного осмысления.                                                     
                                                                                
И что касается оружия, важный момент. В законопроекте речь не идёт о том, что   
работники ведомственной охраны стратегических акционерных обществ получат       
какое-то дополнительное или иное оружие, кроме того, которым они располагают    
сегодня. Речь идёт о служебном и гражданском оружии, которое и сегодня          
приобретается работниками этих охранных структур для обеспечения защиты         
объектов.                                                                       
                                                                                
В итоге принятия законопроекта - расширение полномочий, приобретение            
дополнительных прав, таких же, как у работников ведомственной охраны,           
исключение дублирования, двойных стандартов, что позволит существенно           
повысить эффективность системы защиты функционирующих объектов                  
топливно-энергетического комплекса.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, Завальный Павел Николаевич.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение и за вопросы,          
которые были заданы.                                                            
                                                                                
Я должен сказать, что принятие этого законопроекта не приведёт к увеличению     
экономических затрат при транспортировке газа в единой системе газоснабжения,   
при охране в том числе "Транснефти", потому что эти структуры уже созданы       
законами, которые были приняты ранее, но не были наделены должными              
полномочиями. Эти структуры ещё мне приходилось создавать с целью обеспечения   
безопасности эксплуатации, и прежде всего антитеррористической устойчивости.    
                                                                                
Я просто для справки вам скажу, почему эти объекты стратегические. В            
энергобалансе нашей страны больше 50 процентов составляет природный газ.        
Такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, получают сто процентов тепла    
и света благодаря природному газу. 90 процентов этого природного газа           
добывается в Западной Сибири, на Ямале. Тот свет, который горит в здании        
Думы, - это продукт переработки газа, который трое суток назад находился в      
месторождениях Заполярное, Ямбургское, Уренгойское. От безопасности             
эксплуатации газопроводов зависит энергообеспечение, энергобезопасность всей    
европейской части страны и Урала. Это на самом деле стратегическая              
безопасность, и те структуры, которые созданы, они сегодня работают, работают   
эффективно, все сотрудники имеют оружие, но возможности, функционал их... вот   
машина идёт вдоль газопровода - нельзя машину остановить и посмотреть, что      
она везёт, дрова или взрывчатку. С принятием этого закона такие полномочия      
появляются. Это ничуть не ущемляет чьих-то прав, но эффективность всей          
системы безопасности эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов     
повышает.                                                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и будет единогласно           
голосовать за него. Просьба поддержать этот законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5167 по 5185 из 7168
13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания         
ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов                      
топливно-энергетического комплекса". Первое чтение.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              426 чел.94,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.