Заседание № 100
21.05.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 244236-6 "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1599 по 1945 из 6573
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)". Любовь Юрьевна Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Пожалуйста. ЕЛЬЦОВА Л. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Министерство труда России подготовило проект федерального закона "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)". Материалы к ратификации конвенции готовились в тесном сотрудничестве со сторонами социального партнёрства и были одобрены на РТК 30 ноября 2012 года. Конвенцией установлены минимальные требования по обеспечению охраны труда и гигиены труда работников, занятых на подземных работах в шахтах, направленные на снижение риска возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на организацию эффективной работы сторон социального партнёрства по защите интересов работников, занятых на шахтах. Данное требование в полной мере предусмотрено в статьях Трудового кодекса, посвящённых вопросам охраны труда. Сегодня в Российской Федерации действует 192 таких организации, на них занято 175,1 тысячи человек. Проведённый сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции № 176 показывает, что законодательство Российской Федерации в полной мере соответствует основным положениям и требованиям конвенции и ратификация не потребует внесения изменений в действующее законодательство. Ратификация конвенции также не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Ратификация конвенции будет способствовать признанию достижений Российской Федерации в сфере защиты жизни и здоровья работников, занятых добычей полезных ископаемых в шахтах, и поднимет авторитет Российской Федерации на международном уровне. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Владимировна Терешкова, пожалуйста. ТЕРЕШКОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах...". Конвенция была разработана и принята в рамках старейшей организации системы ООН - Международной организации труда. Конвенция № 176 определяет общепризнанные в мировом сообществе требования к обеспечению безопасности и сохранению жизни и здоровья работников, занятых добычей полезных ископаемых шахтным способом. В конвенции установлены, как было сказано, минимальные требования по обеспечению охраны труда и гигиены труда работников, занятых на подземных работах в шахтах, направленные на снижение риска возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на организацию эффективной работы сторон социального партнёрства по защите интересов работников, занятых на шахтах. Данные требования в полной мере предусмотрены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, посвящённых вопросам охраны труда, организации работы сторон социального партнёрства, а также обеспечению государственного надзора и общественного контроля за соблюдением требований трудового законодательства. Кроме того, в конвенции установлены минимальные требования к обеспечению безопасности работ на шахтах, в частности, в отношении обустройства шахтных разработок, профилактики аварийных ситуаций на шахтах, обеспечения работников средствами спасения и организации эффективной вентиляции и проветривания шахт и выработок. Указанные требования в полной мере реализованы в законодательстве Российской Федерации об обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов в форме прямых требований к организациям, эксплуатирующим такие производственные объекты, а также в форме требований к обустройству и оснащению шахт, изложенных в нормативных актах Ростехнадзора. По мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, ратификация конвенции отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать укреплению позиций Российской Федерации в вопросах охраны и гигиены труда на международном уровне. Реализация конвенции не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и не потребует изменений в российском законодательстве. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию о безопасности и гигиене труда на шахтах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Любовь Юрьевна, вот этой конвенции восемнадцать лет, и мы видим, что на шахтах регулярно случаются аварии, регулярно гибнут люди, регулярно завалы. Скажите, пожалуйста, ну а почему соответствующие министерства и ведомства так медленно работают? Этой конвенции восемнадцать лет, а мы только сейчас её ратифицируем! ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Ну, на самом деле сложно в принципе отвечать на этот вопрос. Единственное, что надо отметить, что и в российской трёхсторонней комиссии, и в отраслевых профсоюзах была проведена очень большая, колоссальная работа, в том числе по уточнению положений конвенции и приведению в соответствие нашего законодательства, и мне хотелось бы просто поблагодарить всех, и прежде всего представителей профсоюзов, потому что без этой работы такого результата мы не достигли бы. Это работа всех сторон социального партнёрства, и, мне кажется, очень важно то, что мы сейчас это делаем. Более того, с учётом последних событий на шахтах, к сожалению, со смертельными случаями, мы должны предпринять ещё большие усилия по совершенствованию национального законодательства, и ратификация этой конвенции позволит нам двигаться вперёд более активно, используя международный опыт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемая Любовь Юрьевна, до принятия конвенции 1995 года, в советский период, когда за безопасностью труда, в общем-то, смотрели, ну, гораздо эффективнее, может быть, чем сегодня, - я не знаю, это моё предположение, - на 1 миллион тонн добытого топлива была одна смерть. По данным статистики, сколько сегодня смертей приходится на 1 миллион тонн добытого угля? Я понимаю, что в советский период тоже не всё было хорошо, и конвенция 95-го года явно запоздала: в 91-м году шахтёры вышли перекрывать магистрали, с этого начались в принципе перестройка Советского Союза и переход на новый режим, требовали мыла, то есть тогда с гигиеной тоже как бы было не совсем хорошо, но... (Микрофон отключён.) ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Владимир Анатольевич. На сегодня, по данным статистики, к сожалению, на 1 миллион тонн добытого угля у нас приходится 0,44 погибших. Ну, это меньше, чем та цифра, которую вы называли, но тем не менее. Надо стремиться, чтобы был ноль. При подземных работах - 1,55 погибших. Вот такая статистика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. У меня вопрос к вам, госпожа Ельцова. Прошло восемнадцать лет, как уже сказали, с момента подписания этой конвенции. Скажите, пожалуйста, сколько стран её ратифицировали и какие конкретно угледобывающие государства не сделали этого? Анализировали ли вы причины, почему они не ратифицировали? К сожалению, в докладе это не прозвучало, а нужно было такую информацию нам дать. ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Ну, сейчас сложно точную цифру назвать, я вам обязательно данные представлю, но скажу, что сегодня практически все европейские страны её ратифицировали, и повторю, что сложно сказать, почему мы долго не присоединялись, тем не менее кропотливая работа была проведена, проделана. Конечно же, страны и ОЭСР, и Европейского союза, все основные развитые страны её ратифицировали, и мы также должны стремиться войти в число таких государств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Николаевич Лихачёв. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Любовь Юрьевна, у меня два вопроса. Первый: как министерство собирается осуществлять мониторинг по имплементации этого акта? И второй вопрос: не могли бы вы сказать депутатскому корпусу, сколько ещё осталось не ратифицированных, но подписанных от имени Российской Федерации международных конвенций МОТ? Нам надо знать, чтобы нам определить своё законодательное присутствие? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. По первому вопросу, по мониторингу. У нас действует информационная система мы можем более детальную информацию представить, крупными источниками информации являются следующие органы: Фонд социального страхования, Росстат, Роструд. Кроме того, мы ежегодно запрашиваем данные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - это специальная отчётность, ведомственная отчётность Минтруда России. Всё это консолидируется в ежегодный доклад правительства о состоянии охраны труда. Это по первому вопросу. По второму вопросу я могу сказать, что ежегодно российская трёхсторонняя комиссия утверждает план работы над конвенциями. Это очень трудоёмкая работа. У нас на трёхлетний период утверждено рассмотрение порядка сорока конвенций, вот и в этом году мы разрабатываем новый план. Сколько Российская Федерация не ратифицировала конвенций в принципе - прямо сейчас точную цифру я не назову, но готова представить эту информацию дополнительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. По ведению - Владимир Владимирович Бурматов. БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прошу прощения, это ошибка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, безусловно, данный законопроект, а именно "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах", не ухудшит и так небезопасные условия труда на шахтах. В статье 2 конвенции говорится о том, что компетентный орган каждого государства, ратифицирующего настоящую конвенцию, после консультации с наиболее представительными организациями заинтересованных работодателей и трудящихся может исключать определённые категории шахт из сферы применения настоящей конвенции или определённых её положений. Тем самым создаётся почва для повышения уровня коррумпированности в данной сфере государственных органов: за определённое денежное вознаграждение чиновники будут лоббировать интересы собственников, выводя шахты из сферы влияния настоящей конвенции для того, чтобы не исполнять те обязательства и те требования, которые предусмотрены конвенцией. Статья 7 данной конвенции предусматривает, что работодатели принимают все необходимые меры для устранения и сведения до минимума рисков для жизни и здоровья работающих на шахтах, находящихся под их контролем, но не предусмотрена ответственность работодателей за неисполнение данных норм. В других законодательных актах также отсутствуют статьи, предусматривающие такую ответственность. В связи с этим данная конвенция трактуется не как международный закон, а как рекомендательное письмо, не более, и это видно на деле: сколько происходит аварий на шахтах и сколько гибнет людей! Я не согласен с представителем правительства в том, что ратификация данной конвенции не потребует принятия новых законодательных актов: чтобы данная конвенция была живой, чтобы данный международный акт работал, на самом деле помогал шахтёрам, нужно принимать другие законодательные акты, улучшающие данную конвенцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шамсаил Юнусович Саралиев. САРАЛИЕВ Ш. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вопрос о повышении безопасности и улучшении гигиены труда на шахтах, которому посвящена данная конвенция, является актуальным для нашей страны. Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах была принята на 82-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда. В ней установлены поочерёдно минимальные требования по обеспечению охраны труда и гигиены труда работников, занятых на подземных работах в шахтах, они направлены на снижение риска возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на организацию эффективной работы сторон социального партнёрства по защите интересов работников, занятых на шахтах. Кроме того, в конвенции установлены минимальные требования к обеспечению безопасности работ на шахтах в части обустройства шахтных разработок, профилактики аварийных ситуаций на шахтах, обеспечения работников средствами спасения и организации эффективной вентиляции и проветривания шахт и выработок. Хотя требования конвенции в полной мере реализованы в российском законодательстве об обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов и Трудовом кодексе Российской Федерации, её ратификация станет хорошей основой для дальнейшей работы. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает указанный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А. Я просмотрел эту конвенцию и думаю: в чём подвох-то? С 95-го года мы её никак не утверждали, не ратифицировали, не рассматривали - в чём подвох? Всё, что там перечислено, по сути, у нас существовало и в советский период, тем более наработки в горнорудной промышленности, собственно говоря, наши, советские и российские в том числе, дают фору многим западным, потому что у нас есть уникальные пласты залегания, которые просто нельзя освоить с помощью западных технологий. Мы не один "мерлебах" французский, купленный за валюту, похоронили на шахтах Кузбасса, потому что там совершенно другая горно-геологическая структура угольных пластов, и поэтому, повторю, наработки, которые сделали наши научно-исследовательские институты в области энергетики и угледобычи, дают фору западным. Но в чём же подвох этой конвенции? Оказывается, подвох в том, что перечислены минимизированные требования по гигиене, по безопасности труда, но какой-то тихой сапой, но вот так и не понял - сознательно на международном уровне не была прописана финансовая составляющая самой работы горняка! Я почему спросил о статистике? Сколько у нас было смертей в результате погони за планом! Если соблюдать технологию процесса угледобычи, то, конечно, смертей было бы гораздо меньше, но в погоне за планом, как в советский период, так и сейчас, сами горняки вынуждены залеплять сырой глиной все эти датчики, иначе зашкаливающие показатели по СО не даст возможности подрывнику сделать соответствующий цикл взрывных работ. Но если в советское время хотя бы более-менее чётко за соблюдением технологий следило государство, то сегодня в условиях частного бизнеса - а практически все шахты сегодня частные предприятия, - если ты не дашь добычу, то, естественно, твоя заработная плата будет не намного выше, чем средняя заработная плата в отраслях промышленности, которые работают на поверхности, не под землёй, но вот этой самой важной составляющей, сколько стоит нормо-час, сколько будет определено за то время, что забой простаивает по техническим причинам, и прочее, и прочее, и прочее, - вот этого почему-то в конвенции нет. Конечно, мы поддержим законопроект в любом случае, хотя, ещё раз повторю: у нас в Российской Федерации гораздо выше все нормы ответственности за несоблюдение безопасности буровзрывных и горнодобывающих работ. Мы поддержим, но это конвенция ни о чём. И если, допустим, для сравнения взять зарубежные угледобывающие предприятия, то, безусловно, там уровень оплаты труда горнорабочих очистного забоя и всех, кто трудится в условиях шахты, гораздо выше, очень высокий, по сравнению с нами это просто заоблачная заработная плата, причём там соблюдаются технические нормы по обеспечению безопасности. И у них, если работа в забое по технике безопасности вынужденно остановлена, шахтёр в оплате не теряет - у нас, к сожалению, наоборот: если ты кровью и потом не добыл, значит, шиш тебе, а не денежки. Мы поддержим, конечно: мы всегда поддерживаем горняков! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не будут выступать. Пожалуйста, Любовь Юрьевна, вам слово. ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Я хотела поблагодарить за высказанные замечания и предложения и заверить в том, что в законодательстве Российской Федерации, и в КоАПе, и в Уголовном кодексе, предусмотрены очень жёсткие санкции за нарушение правил техники безопасности, от штрафов и до дисквалификации и приостановления деятельности юридического лица на срок до девяноста дней. Это очень важно, и до вашего сведения хотелось довести информацию и о том, что мы вместе с профсоюзами и работодателями будем и в дальнейшем уделять внимание отраслевым соглашениям, в которых предусматривается решение вопросов заработной платы работников и охраны труда в целом. Спасибо огромное за активное обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Владимировна, будете выступать второй раз? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4881 по 4897 из 6573
Следующий, 5-й вопрос повестки, проект федерального закона "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 42 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.