Заседание № 170
О проекте федерального закона № 243918-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" (о процессуальном порядке разделения полномочий между мировыми и федеральными судьями в части подсудности дел).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Законодательное Собрание Вологодской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Доклад сделает Валерий Васильевич Гребенников, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В представляемом вашему вниманию законопроекте предлагается, как уже доложила Любовь Константиновна, внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, в Гражданский процессуальный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Данный законопроект направлен на перераспределение полномочий между мировыми и федеральными судьями по упорядочению служебной нагрузки на каждую из категорий судей: с одной стороны, на мировых, с другой стороны, на федеральных судей. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, рассмотрев этот законопроект, отмечает, что он направлен на исключение из компетенции мирового суда ряда уголовных, гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Ну и кроме того, в законопроекте предлагается изменить срок рассмотрения мировыми судьями гражданских дел, увеличив его с одного до двух месяцев. В принципе, соглашаясь с наличием высокого уровня нагрузки на мировых судей, из чего главным образом и исходят авторы законопроекта, комитет, однако, принимает во внимание тот факт, что, собственно говоря, институт-то мировых судей был создан для того, чтобы разгрузить судей федеральных судов, чтобы передать на их рассмотрение такие дела, которые либо не требуют длительной процедуры, либо не вызывают сомнения, либо в силу суммы или чего-то другого являются менее значимыми, чем, скажем, дела, рассматриваемые федеральными судами, и поэтому для них допустимо, как, в общем, мы с вами в своё время установили, использование более упрощённой процедуры, такой, которая максимально приближена к гражданам, то есть когда рассмотрение такого дела ведётся в мировых судах. В то же время представляется более целесообразным осуществлять снижение нагрузки на мировых судей через введение дополнительного числа судей мировых судов, и такую деятельность мы практикуем. По запросам субъектов Федерации главным образом мы в ряде случаев увеличиваем количество мировых судей, с тем чтобы уменьшить число дел, приходящихся на одного мирового судью. В частности, такого рода законы уже приняты по пятнадцати регионам Российской Федерации, и думается, что, в общем, это наиболее перспективный путь. Таким образом, учитывая, что из закона "О мировых судьях..." вытекает возможность при увеличении нагрузки на мирового судью ставить вопрос об увеличении числа судей, а также то, что существует практика, о которой я упомянул, когда мы увеличиваем число мировых судей, что позволяет эту проблему решать, нам представляется нецелесообразным идти на меры, предлагаемые авторами законопроекта, то есть на обратную передачу федеральным судьям ряда дел, которые в настоящий момент рассматриваются мировыми судьями, потому что тогда мы, собственно говоря, опять попадаем в тот же самый тупик, ибо процесс назначения федеральных судей, их подготовки, поскольку они рассматривают наиболее сложные дела, требует большего времени, больших денег и большего количества специалистов, а у нас и сегодня, даже при существующей нагрузке очень большой некомплект судей в федеральных судах. В этой связи нам представляется, что такой законопроект принимать не следует. Я хочу уведомить вас, что вместе с нами исполнителем по этому законопроекту был Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, который также считает, что законопроект принимать не стоит. Наряду с этим мы ещё консультировались с Верховным Судом, в заключении которого говорится, что Верховный Суд также не поддерживает предлагаемый Законодательным Собранием Вологодской области законопроект. В этой связи наш комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе законопроект не принимать. Просим вас поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть ли желающие выступить? Представители правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 38 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 3 чел. Не голосовало 447 чел.99,3% Результат: не принято Не принято.