Заседание № 170

14.06.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 243918-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" (о процессуальном порядке разделения полномочий между мировыми и федеральными судьями в части подсудности дел).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3881 по 3969 из 6756
Пункт 19. Проект федерального закона "О внесении изменений в                    
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский                
процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в         
Российской Федерации". Законодательное Собрание Вологодской области просит      
рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Доклад сделает       
Валерий Васильевич Гребенников, первый заместитель председателя Комитета по     
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В представляемом вашему     
вниманию законопроекте предлагается, как уже доложила Любовь Константиновна,    
внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, в Гражданский                
процессуальный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, а также    
в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Данный           
законопроект направлен на перераспределение полномочий между мировыми и         
федеральными судьями по упорядочению служебной нагрузки на каждую из            
категорий судей: с одной стороны, на мировых, с другой стороны, на              
федеральных судей.                                                              
                                                                                
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному             
законодательству, рассмотрев этот законопроект, отмечает, что он направлен на   
исключение из компетенции мирового суда ряда уголовных, гражданских дел, а      
также дел об административных правонарушениях. Ну и кроме того, в               
законопроекте предлагается изменить срок рассмотрения мировыми судьями          
гражданских дел, увеличив его с одного до двух месяцев.                         
                                                                                
В принципе, соглашаясь с наличием высокого уровня нагрузки на мировых судей,    
из чего главным образом и исходят авторы законопроекта, комитет, однако,        
принимает во внимание тот факт, что, собственно говоря, институт-то мировых     
судей был создан для того, чтобы разгрузить судей федеральных судов, чтобы      
передать на их рассмотрение такие дела, которые либо не требуют длительной      
процедуры, либо не вызывают сомнения, либо в силу суммы или чего-то другого     
являются менее значимыми, чем, скажем, дела, рассматриваемые федеральными       
судами, и поэтому для них допустимо, как, в общем, мы с вами в своё время       
установили, использование более упрощённой процедуры, такой, которая            
максимально приближена к гражданам, то есть когда рассмотрение такого дела      
ведётся в мировых судах. В то же время представляется более целесообразным      
осуществлять снижение нагрузки на мировых судей через введение                  
дополнительного числа судей мировых судов, и такую деятельность мы              
практикуем. По запросам субъектов Федерации главным образом мы в ряде случаев   
увеличиваем количество мировых судей, с тем чтобы уменьшить число дел,          
приходящихся на одного мирового судью. В частности, такого рода законы уже      
приняты по пятнадцати регионам Российской Федерации, и думается, что, в         
общем, это наиболее перспективный путь.                                         
                                                                                
Таким образом, учитывая, что из закона "О мировых судьях..." вытекает           
возможность при увеличении нагрузки на мирового судью ставить вопрос об         
увеличении числа судей, а также то, что существует практика, о которой я        
упомянул, когда мы увеличиваем число мировых судей, что позволяет эту           
проблему решать, нам представляется нецелесообразным идти на меры,              
предлагаемые авторами законопроекта, то есть на обратную передачу федеральным   
судьям ряда дел, которые в настоящий момент рассматриваются мировыми судьями,   
потому что тогда мы, собственно говоря, опять попадаем в тот же самый тупик,    
ибо процесс назначения федеральных судей, их подготовки, поскольку они          
рассматривают наиболее сложные дела, требует большего времени, больших денег    
и большего количества специалистов, а у нас и сегодня, даже при существующей    
нагрузке очень большой некомплект судей в федеральных судах.                    
                                                                                
В этой связи нам представляется, что такой законопроект принимать не следует.   
Я хочу уведомить вас, что вместе с нами исполнителем по этому законопроекту     
был Комитет по конституционному законодательству и государственному             
строительству, который также считает, что законопроект принимать не стоит.      
Наряду с этим мы ещё консультировались с Верховным Судом, в заключении          
которого говорится, что Верховный Суд также не поддерживает предлагаемый        
Законодательным Собранием Вологодской области законопроект.                     
                                                                                
В этой связи наш комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе      
законопроект не принимать. Просим вас поддержать наше решение.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть ли желающие выступить?              
Представители правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы        
принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить.       
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      3 чел.                                          
Не голосовало                 447 чел.99,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.