Заседание № 264
22.11.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 243819-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2831 по 2884 из 4977
Пункт 39, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии". Также докладчик Юрий Александрович Липатов. Пожалуйста, Юрий Александрович. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По итогам рассмотрения поступивших ко второму чтению поправок сформированы таблица 1, состоящая из семнадцати поправок, рекомендованных к принятию, и таблица 2, в которой две поправки, рекомендованные комитетом к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у вас на руках таблица 1, в ней семнадцать поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 22 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принято. Таблица 2 - две отклонённые поправки. Настаивает кто-то на обсуждении? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 48 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Юрий Александрович, пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый Олег Викторович, законопроект подготовлен к третьему чтению, поэтому прошу рассмотреть его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет предлагает в случае поддержки во втором чтении рассмотреть и в третьем. Ну, в ходе "часа голосования" определимся. Если будут желающие выступить по мотивам, дадим такую возможность.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4565 по 4598 из 4977
Пункт 39 - пока во втором чтении. Голосуем. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 46 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Комитет доложил данный законопроект в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю данный законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 09 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 255
18.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 243819-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4924 по 5129 из 7084
Пункт 32 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии". Доклад депутата Государственной Думы Михаила Александровича Сутягинского. Пожалуйста, Михаил Александрович. СУТЯГИНСКИЙ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Проект федерального закона № 243819-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, в области промышленной безопасности, включая безопасность гидротехнических сооружений и других объектов) был внесён депутатами Государственной Думы Бесчётновым, Лазаревым, Терентьевым и мною 8 августа 2009 года. 13 октября 2009 года Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендовал авторам изменить текст законопроекта с учётом замечаний, содержащихся в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. Новая редакция законопроекта была внесена теми же авторами с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" 8 сентября 2011 года. Законопроект направлен на повышение эффективности, совершенствование системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, предназначенной для обеспечения безопасности использования атомной энергии на протяжении всего жизненного цикла объектов использования атомной энергии, начиная с проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и заканчивая перевозкой, утилизацией, контролем и учётом радиоактивных источников. Законопроект обеспечивает установление основных принципов государственного регулирования безопасности, соответствующих принципам международного права. Основными задачами законопроекта являются следующие: укрепление законодательных основ обеспечения безопасности при использовании атомной энергии с целью минимизации рисков для жизни и здоровья человека, общества и окружающей среды; определение полномочий органов исполнительной власти в области регулирования безопасности использования атомной энергии; определение уровня регулирующей ответственности и подведомственности органам государственной власти функций регулирования, управления, надзора и контроля деятельности в области использования атомной энергии; определение перечня видов деятельности и объектов контроля в области обеспечения безопасности использования атомной энергии; формирование единой системы нормативно-правового и нормативно-технического регулирования безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергии с целью повышения эффективности регулирующих документов; усиление ответственности организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и их должных лиц. Законопроектом определяется особый порядок нормативно-технического регулирования путём установления системы требований к объектам регулирования в области атомной энергии, основанной на дифференцированном подходе к обеспечению безопасности с учётом различных уровней радиационных рисков, связанных с объектами и деятельностью в области использования атомной энергии. Нормативно-техническое регулирование в области использования атомной энергии включает в себя порядок разработки и утверждения федеральных норм и правил, а также систему стандартизации и оценки соответствия в области использования атомной энергии. Законопроектом предусматривается создание единой системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии, устанавливается система требований к заявителям и процедурам проведения экспертиз безопасности при осуществлении лицензируемой деятельности, включающая следующее: определение перечня видов деятельности в области использования атомной энергии, подлежащих лицензированию с учётом уровня их опасности; требования к комплекту документов для получения лицензии в области использования атомной энергии, включающего в себя документы, обосновывающие обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии; порядок рассмотрения представленных документов, предварительную проверку документов с назначением и осуществлением экспертизы документов, обосновывающих обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии; определение сроков рассмотрения заявления и принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; содержание лицензии, включающее в себя условия действия лицензии, устанавливаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Положения, определяющие особый порядок лицензирования и технического регулирования, предлагается включить в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии". На законопроект получены положительные заключения ответственного комитета - Комитета по энергетике, а также комитетов-соисполнителей - Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Комитета по строительству и земельным отношениям, Комитета по промышленности и положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Проект федерального закона одобрен Правительством Российской Федерации. Учитывая изложенное, предлагаю вам, уважаемые депутаты, поддержать концепцию законопроекта и принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Александрович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад члена Комитета по энергетике Валерия Афонасьевича Язева. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич. ЯЗЕВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Предложенный вашему вниманию законопроект имеет большое значение, как было сказано, для формирования системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на протяжении всего жизненного цикла объектов её использования. Депутат Сутягинский достаточно детально всё объяснил, я не буду повторять то, что он сказал. Я хотел бы отметить только, что устанавливаемые законопроектом основные принципы государственного регулирования безопасности в полной мере соответствуют международным договорам и конвенциям, ратифицированным Российской Федерацией, и всем принципам международного права. Как уже было сказано, определяется особый порядок нормативно-технического регулирования как раз потому, что наша система технического регулирования требует установления минимальных уровней безопасности, а особенность атомной промышленности, атомной энергетики заключается в необходимости установления максимальных уровней безопасности, что вот этим законопроектом и предлагается: законопроектом предлагается внести изменения во все действующие законы в данной сфере, для того чтобы усилить эти нормы безопасности. Следует отметить также, что в законопроекте есть нормы, требующие доработки. Так, в пункте 6 статьи 1 предлагается наделение полномочиями федерального органа власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, отнести к полномочиям Президента Российской Федерации, при том, что в абзаце четвёртом статьи 9 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" прописано, что эти функции, порядок деятельности и обязанности органов государственного регулирования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет Правительство Российской Федерации, а не Президент Российской Федерации. Здесь нужно дорабатывать. Поскольку в статье 2 законопроекта предлагается вывести из сферы действия Федерального закона "О техническом регулировании" вопросы требований к деятельности в области использования атомной энергии, необходимо уточнить, что понимается под стандартизацией в области использования атомной энергии и каково соотношение этого понятия с термином "сертификация", который используется в статьях 20, 25, 37 Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Исключение в соответствии с пунктом 2 статьи 2 рассматриваемого законопроекта из наименования статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" формулировки "процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов" выходит за рамки предмета регулирования законопроекта, так как не относится к вопросам только атомной энергии. Данные замечания, нужно сказать, не касаются концепции законопроекта, но они обязательно должны быть урегулированы при подготовке его ко второму чтению. Как я уже сказал, все нормы предлагаемого законопроекта максимально соответствуют требования МАГАТЭ, международных конвенций и международного права, поэтому данный законопроект направлен именно на атомную отрасль, учитывает её особенности, и очень важно его принять своевременно. Учитывая вышеизложенное, Комитет по энергетике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Один вопрос. Депутат Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, у меня вопрос достаточно короткий: в какой мере учтён опыт тех аварий, которые у нас были ранее? То есть это фальсифицированные поставки какого-то несертифицированного оборудования, бэушные, отмытые поставки либо, как на одной известной электростанции, просто вообще ремонт не производился, деньги просто списывались. Сегодня на Ленинградской АЭС, кстати говоря, конкурс выиграла фирма-однодневка, с которой мы тут собираемся бороться, и никому неизвестно, что они поставят на атомную электростанцию. Так что, я думаю, санкт-петербуржцам надо искать другую родину в ближайшее время. ЯЗЕВ В. А. Спасибо. Вопрос касается правоприменительной практики и судебной практики, а не концепции этого законопроекта. Тем не менее я вам должен сказать, что всё лучшее, что есть в мире, самые жёсткие нормы, заложено в нашем законодательстве о ядерной и радиационной безопасности. Не так давно здесь, в Госдуме, побывала Комиссия США по ядерному будущему, я их принимал, это так называемая Комиссия синей ленты, созданная президентом Обамой. И они вполне официально высказали свою позицию в отношении того, что российское законодательство в области ядерной и радиационной безопасности сегодня является самым передовым и самым продвинутым в мире. Когда проектировали наши новые реакторы поколения "три плюс" и аналоги, уже тогда там были заложены нормы намного жёстче и выше, чем те, которые привели к аварии на "Фукусиме". Поэтому ваш вопрос правомочен по злоупотреблениям в сфере закупок, в сфере комплектации оборудования, но наш закон не допускает подобного шельмования ядерной безопасности, это уже надо обращаться к конкретным исполнителям и в органы судебной системы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Валерий Афонасьевич. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Нет желающих. Представители президента, правительства? Также нет. Заключительное слово? Никто не настаивает, не требуется. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5988 по 6006 из 7084
32-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 53 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принято.