Заседание № 219

12.02.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 243391-3 "О внесении дополнения в статью 12 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (о расширении перечня субъектов военно-технического сотрудничества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6251 по 6809 из 6823
Пункт 20 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнения в      
статью 12 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской   
Федерации с иностранными государствами". Пожалуйста, Владимир Александрович     
Аверченко.                                                                      
                                                                                
АВЕРЧЕНКО В. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! На ваше       
рассмотрение вносится проект федерального закона "О внесении дополнения в       
статью 12 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской   
Федерации с иностранными государствами". Оборонно-промышленный комплекс нашей   
страны может быть весьма доходной экспортно ориентированной отраслью            
экономики. По данным различных источников, ни один оборонно-промышленный        
комплекс в мире не находится в такой зависимости от зарубежных заказов, как     
российский. Россия занимает одно из ведущих мест на мировом рынке вооружения,   
но за последнее время немногое удалось сделать с точки зрения расширения        
возможностей нашей страны в этой сфере, и необходимо существенно обновить       
принципы военно-технического сотрудничества и повысить их эффективность.        
                                                                                
В нынешних условиях основным источником финансирования оборонных предприятий    
является экспорт вооружения и военной техники. Потеря в последнее время         
отдельными предприятиями прав самостоятельного ведения внешнеторговых связей    
с иностранными государствами резко снизила экспортный потенциал оборонной       
отрасли, особенно по объемам контрактов в части закупки запасных частей,        
имущества и всех видов ремонта техники собственного производства. С учетом      
того что решение о предоставлении права осуществления внешнеторговой            
деятельности в отношении военной продукции принимается Президентом Российской   
Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, законопроектом   
предусматривается предоставить предприятиям право самостоятельного ведения      
внешнеторговой деятельности - на поставку запасных частей к ранее               
поставленной технике и ее ремонт, как это первоначально было предусмотрено      
распоряжением Правительства Российской Федерации № 205-р от 19 февраля 1996     
года.                                                                           
                                                                                
Принятие данного законопроекта приведет к увеличению объемов производства,      
существенному улучшению финансового состояния оборонных предприятий, будет      
способствовать укреплению позиций Российской Федерации в государствах -         
традиционных импортерах российской продукции военного назначения, повышению     
оперативности и уровня взаимодействия Российской Федерации со                   
странами-экспортерами, активному освоению новых рынков сбыта продукции          
военного назначения.                                                            
                                                                                
Я должен сказать, что из бесед с руководителями предприятий оборонного          
комплекса выяснилась следующая картина. Чтобы поставить запасные части к        
ранее поставленным нами самолетам, вертолетам на сотню тысяч долларов,          
которые неинтересны для "Рособоронэкспорта", которому выгодны миллиардные       
контракты, российскому предприятию нужно шесть месяцев. В то же время Украина   
поставки по запчастям к этой же технике осуществляет за три недели, Казахстан   
- за четыре недели. Мы из-за отсутствия с нашей стороны оперативности и         
уровня сервиса проигрываем даже бывшим республикам Советского Союза.            
                                                                                
Я прошу поддержать этот законопроект, так как его ждут предприятия оборонной    
промышленности.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Светлана Евгеньевна Савицкая - от Комитета по обороне. Пожалуйста.              
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет Государственной Думы по        
обороне внимательно рассмотрел представленный законопроект и не поддерживает    
концепцию данного законопроекта. Напомню, что рассматриваемым законопроектом    
предлагается внести поправки в принятый в 1998 году закон "О                    
военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными           
государствами". Принятие того закона в 1998 году было вызвано как раз тем,      
что с 1992 по 1998 год предприятия и руководители предприятий оборонного        
комплекса имели возможность неограниченного, никем не контролируемого выхода    
на зарубежные рынки и в результате демпинговых цен, неграмотного ведения        
экспортной политики, а порой и коррупции наша страна потеряла ведущие позиции   
на мировом рынке вооружений. Напомню, что Советский Союз в свое время имел 33   
процента мирового рынка вооружений, США имели 33 процента и 33 процента имели   
все остальные страны. Так вот в результате того, что не было такого закона,     
уже в нынешней России с 1992 по 1998 год наш рынок упал с 33 до 8 процентов.    
И только лишь вернув законами предусмотренную, кстати, и Конституцией,          
государственную монополию на торговлю оружием, нам удалось добиться того, что   
позиции на рынке вооружений сейчас потихоньку возвращаются к нам: уже не 8      
процентов, а 12, может быть 15, процентов. Напомню, что то, что мы потеряли,    
ушло к Америке, ушло не к Англии, не к Франции, не к какому-либо другому        
государству, наш потерянный рынок ушел к Америке в результате того, что не      
было договора.                                                                  
                                                                                
Вот теперь делается очередная попытка, которая за эти годы, начиная с 1998      
года, предпринималась не один раз депутатами и этого, и прошлого созывов,       
лоббирующими интересы того или другого предприятия, как правило, с целью        
"размыть" действие этого закона, введя какие-то разрешительные меры для         
свободного выхода на рынок оружия, в том числе и запасных частей.               
                                                                                
Проанализировав этот проект, комитет считает, что, во-первых, им будут          
нарушены принципы государственной монополии на торговлю вооружением;            
во-вторых, будут ограничены полномочия Президента, который по Конституции и     
по законодательству имеет право и обязан управлять процессом                    
военно-технического сотрудничества, всё должно находиться под его контролем.    
Будет нарушен принцип равенства организаций, предприятий оборонной сферы        
после принятия данного законопроекта, так как депутат Аверченко предполагает    
только тем организациям, которые до 1998 года заключили договора на поставку    
вооружений и договора на поставку запасных частей, - вот только им разрешить    
вот эти поставки. Все остальные предприятия будут в неравных условиях. Это      
противоречит даже принципам рыночной экономики.                                 
                                                                                
Кроме того, принятие данного законопроекта ставит под угрозу контроль           
государства над экспортом в данной сфере и ставит под угрозу проведение         
единой государственной политики в торговле вооружениями, ставит под угрозу      
проведение единой ценовой политики на международной арене, из-за чего мы в      
свое время очень сильно пострадали.                                             
                                                                                
Далее. Вследствие того что и в законопроекте, и в действующем законе нет        
четкого указания, что такое комплектующие изделия, запасные части,              
номенклатура организации-производителя, под эти понятия может быть подведено    
всё что угодно, и в результате принятия вот этих поправок под видом поставок    
запасных частей фактически может производиться поставка образцов нового         
российского вооружения и военной техники на территории других государств. Вне   
контроля государства, повторяю.                                                 
                                                                                
Принятие данного законопроекта не приведет к тому, что рынок, как               
предполагает автор, будет расширен и мы получим какие-то преференции, большие   
экономические выгоды от этого. Это может коснуться максимум двенадцати          
организаций, которые заключали какие-то контракты до вступления в силу закона   
1998 года, и большинство из них уже передало функции по продаже запасных        
частей государственному предприятию.                                            
                                                                                
Комитет Госдумы, учитывая все эти моменты и учитывая также, что получено        
отрицательное заключение Правительства, с которым комитет согласен в данном     
случае, и получено отрицательное заключение от Комитета Госдумы по              
промышленности, строительству и наукоемким технологиям (это                     
комитет-соисполнитель), еще раз предлагает вам не поддерживать принятие         
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо, Светлана Евгеньевна.                       
                                                                                
Есть ли вопросы? Коломейцев, Рыжков, Бурдуков. Пожалуйста, Николай              
Васильевич.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Светлана Евгеньевна, вы знаете, я был одним из авторов аналогичного   
законопроекта, который тоже был успешно завален. И я несколько не согласен с    
вами в плане того, что такой закон будет размывать государственную монополию.   
Я вам привожу в пример конкретный случай. Вот у меня в округе есть              
вертолетный завод. Он поставил вертолеты, и теперь для того, чтобы поставить    
запчасти к вертолетам, он должен нести колоссальные накладные расходы и         
срывать контракт, понимаете, именно из-за того, что у него отняли права.        
                                                                                
Я не думаю, что здесь размывается... Давайте мы ко второму чтению уточним,      
конкретизируем, какие запчасти, какая номенклатура. Но я не считаю, что один    
чиновник, плохо выполняющий свои обязанности, будет расширять рынок             
вооружений. Он, наоборот, всё гасит. Вот Владимир Александрович в выступлении   
сказал, и это правильно: украинцы и наши все бывшие братья из союзных           
республик имеют аналогичную технику, берут, разбирают аналогичные...            
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е. Я могу отвечать?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответьте, Светлана Евгеньевна.                            
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е. Вы, очевидно, имеете в виду акционерное общество "Росвертол",    
да, так же, как и депутат Аверченко? (Я так понимаю, что вы из одного           
округа.) Я могу вам сообщить, что...                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну нет, вы же тоже имеете в виду, очевидно... Это         
совершенно естественно, потому что депутат прежде всего знает положение тех     
предприятий, которые находятся у него в округе. Но акционерное общество         
"Росвертол" на сегодняшний день не имеет контрактных обязательств перед         
иностранными заказчиками на поставки продукции военного назначения, я вам       
докладывала, так как оно в 1999 году передало в установленном порядке все эти   
свои обязательства, в том числе на поставку запасных частей, государственному   
посреднику.                                                                     
                                                                                
Да, наверное, есть какие-то затяжки. Они есть, мы это видим. И кстати говоря,   
могут быть внесены и вносятся изменения Правительством и указами Президента,    
и после 1998 года был внесен целый ряд изменений, направленных на ускорение     
процедуры. Но в данном случае, в случае с вашим примером, "Росвертол" сейчас    
просто не имеет вот таких обязательств. Хотя, если поднять старые               
обязательства - 1996 года, 1997-го - да, были такие обязательства, контракты    
действуют, но все функции были переданы. Конечно, каждому директору, это        
естественно, и мы часто встречаемся с тем, что директор... Когда принимался     
данный закон, закон 1998 года, здесь ходили делегации, толпы директоров,        
особенно тех, кто выходил на внешний рынок, привык уже за шесть лет выходить    
сам. Обвалили рынок вооружений, страна из-за этого потеряла!.. Кстати,          
"Авиаэкспорт" при этом очень активно действовал. Представители этих             
организаций и директоров, я не называю конкретно каких, даже задержали          
введение в действие этого закона. Мы приняли его в 1997-м, он вступил в силу    
в 1998-м, потому что зашли в свое время к Президенту Ельцину и он наложил       
вето по совершенно формальным признакам. Но сейчас закон действует, есть        
экономические результаты, в том числе и по торговле запасными частями.          
                                                                                
Комитету представляется, что, если есть у депутатов какие-то предложения по     
ускорению процедуры торговли запасными частями (может быть, касающиеся          
модификации договоров, контрактов с зарубежными заказчиками), это другой        
вопрос, можно вносить предложения в Правительство и настаивать на том, чтобы    
постановление Правительства, как и предусмотрено, менялось бы в сторону         
облегчения этой процедуры, но размывать госмонополию и отдавать это             
потихоньку опять в частные, в общем-то, руки недопустимо. Тем более что здесь   
есть ограничение: не менее 51 процента акций этих предприятий должно быть в     
ведении государства. Далеко не все захотели в свое время отдать акции           
государству и тоже потеряли право на ведение этой деятельности.                 
                                                                                
Конечно, принимая этот закон, мы с вами (кстати, мы вместе принимали в          
прошлой Госдуме этот закон) понимали, что, так сказать, наступим на чьи-то      
интересы, прежде всего руководства заводов. Да, так произошло. Кстати говоря,   
в действующем законе, который мы не хотим давать размывать, предусмотрена       
защита трудовых коллективов, в том числе и материальная (отчисления от          
торговли вооружением идут, даже если торгует госпосредник), надо им только      
умело пользоваться.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, я уже объявил: Николай Иванович Рыжков вопрос задаст, Павел Тимофеевич     
Бурдуков, Виктор Иванович... Коллеги, мы потом продлим время, видимо, не        
уходите.                                                                        
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Геннадий Николаевич, спасибо. Но я хотел бы не вопрос задать, а    
высказать свое мнение, поэтому я прошу дать слово, когда закончатся ответы на   
вопросы.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы выступите, да?                                         
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Тимофеевич, у вас выступление или вопрос?           
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Выступление.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Виктор Иванович, ваш вопрос. Пожалуйста, Илюхин.                                
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Светлана Евгеньевна, мне пришлось и приходится много встречаться   
с руководителями оборонных предприятий. Я знаю их позицию, я знаю их точку      
зрения. Я бы хотел у вас уточнить: каково все-таки мнение Лиги содействия       
оборонным предприятиям по поводу законопроекта, представленного нашим           
уважаемым коллегой? Я почему так ставлю вопрос? Вот вы сказали о том, что мы    
сократили перечень тех наших предприятий, которые индивидуально вышли на        
мировой рынок. Но ведь эти вопросы можно отрегулировать. А не кажется ли вам,   
что у нас слишком много стало посредников? Или даже два посредника...           
"Росвооружение" превратилось в "Росвор", как называют его. Ведь вам известно:   
для того чтобы выйти на мировой рынок, нужно согласование минимум с             
двенадцатью - пятнадцатью министерствами и ведомствами. Вот, наверное, что      
препятствует выходу наших предприятий на рынок с нашей достаточно надежной      
продукцией.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е. Во-первых, вы спросили про Лигу содействия оборонным             
предприятиям. В данном случае у комитета нет ее отзыва на этот законопроект,    
и мы не задавались целью получить этот отзыв, автор мог его представить, если   
бы лига поддерживала. Обычно автор представляет к проекту закона такой отзыв,   
но его нет. Я могу сказать, что когда принимался закон в 1998 году, то          
руководство лиги оборонных предприятий сначала, в общем-то, было в большей      
степени против этого закона, но в итоге лига оборонных предприятий поддержала   
данный закон по всем пунктам. Причем они участвовали даже в рабочей комиссии,   
и есть их подписи под этим документом.                                          
                                                                                
А что касается второго, вы сказали, что надо упростить... Ну, во-первых         
"Росвора", как вы говорите, уже нет, есть другое предприятие, оно уже           
несколько раз трансформировалось, и там далеко не так, я бы сказала, мрачно     
обстоят дела, как в "Росворе", хотя проблем хватает, хватает. Но в этом-то и    
был смысл принятия закона, который вернул бы госмонополию, чтобы                
действительно не размывать это по разным интересам... Хотя, повторяю, каждый    
депутат, особенно от одномандатного округа, да и не только... У всех есть в     
округе заводы и директора есть, которые давят, требуют: давай нам свободный     
выход, давайте вернемся!.. Если мы хотим поддержать концепцию этого             
законопроекта, то мы приоткроем дверь для того, чтобы вернуться к 1992-му,      
1998 году, когда мы обвалили рынок.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Светлана Евгеньевна.             
                                                                                
Вопросов нет. Прошу записаться для выступлений. Пусть компьютер определит,      
кто первый, кто второй.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
В чем дело? Хотели ведь выступить и Илюхин, и Рыжков. Вы что, кнопки не         
нажали? Прошу снова все-таки записаться на выступления. Пожалуйста, коллеги,    
будьте повнимательнее, запишитесь для выступлений. (Шум в зале.) Да уже все     
знают, просто невнимательно... Просто без перерыва заседание идет, и все уже    
устали.                                                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ну вот, теперь вроде бы сработало.                                              
                                                                                
Рыжков Николай Иванович, пожалуйста, вы первым выступаете.                      
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я хотел бы сказать по этому          
предложению следующее. Мне кажется, мы сегодня пытаемся всё в одну кучу         
свалить - и монополию, государственную монополию на поставку вооружения, и      
оперативную поставку запасных частей и так далее. К нам и в "Российский союз    
товаропроизводителей", и в Межфракционное депутатское объединение               
"Товаропроизводители России" очень многие обращаются по этому вопросу, кстати   
и лига оборонных предприятий, Виктор Иванович, о чем вы все сейчас говорили.    
И они в один голос говорят: действительно, что касается поставки оборонной      
техники, то здесь нет вопросов, нельзя размывать государственную монополию.     
Наоборот, здесь должен быть жесткий контроль за тем, что поставлять:            
вертолеты, самолеты, бронетехнику и так далее, не конкурировать между собой.    
В этом отношении никаких сомнений у директоров нет. Что касается запчастей. Я   
бы убедительно просил все-таки, не надо так пренебрежительно относиться: вот    
директора заводов - они такие-сякие. Да им надо спасибо говорить, что в         
тяжелейшее время они, директора заводов, выдержали все-таки натиск и            
сохранили, не все, но сохранили свои заводы, которые способны что-то делать!    
                                                                                
Поэтому, если мы думаем дальше продавать вооружение, нам надо действительно     
создать гибкую систему поставок запасных частей. Вы посмотрите, что делает      
Запад: он продаст машину, и знает, что он потом пять - десять лет будет         
зарабатывать на запасных частях. И посмотрите, сколько стоят запасные части?!   
Нам, для того чтобы поставить какой-то цилиндр, один цилиндр для вертолета      
или какой-то старый прицел для танка, надо обязательно проходить вот эти        
круги! Вы посмотрите, сколько мы поставляли оборудования, самолетов,            
вертолетов, бронетехники! Она ведь работает, она требует модернизации. И если   
действительно завод в состоянии отремонтировать что-то и поставить какую-то     
запасную часть - да надо это приветствовать!                                    
                                                                                
Поэтому, мне кажется, ни в коем случае не разрушая государственную монополию    
на поставку вооружения за рубеж (и добиться не 10 процентов, а 33 процентов,    
как было при Советском Союзе), надо все-таки дать возможность оперативно        
поставлять запасные части. В этом случае мы действительно завоюем               
определенный авторитет. А если через полгода только поставляются две гайки,     
извините, кто с нами будет дело иметь?                                          
                                                                                
Поэтому не надо всё валить в одну кучу. Я считаю, надо поддержать этот проект   
закона.                                                                         
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Георгиевич Чехоев.                                                     
                                                                                
ЧЕХОЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, я приведу для начала только такие цифры: до     
1991 года международный рынок вооружений на 68 процентов контролировали США и   
Советский Союз, причем практически на паритетных началах, сейчас то же самое    
практически - те же 68 процентов, только уже 66 процентов контролируют          
Соединенные Штаты Америки, а 2 процента - Россия. И нам, видимо, надо над       
этим задуматься.                                                                
                                                                                
Вот в Северной Осетии - там более половины предприятий (а там в основном        
предприятия союзного подчинения были, Николай Иванович это знает хорошо)        
производили в основном комплектующие, готовых изделий не делали. Как только     
рухнула продажа оружия у нас - наши заводы там практически все встали.          
Некоторые сегодня выкручиваются, потому что у нас предприятия электронной       
техники, электроламповой промышленности, оптики, они сегодня как-то             
выкручиваются. Но это копейки, в основном заводы прямо на глазах разрушаются.   
Ну неужели мы будем сейчас смотреть только на то, что где-то есть               
недобросовестные чиновники или посредники, которые что-то будут себе            
отхватывать, а не будем думать о том, что это в первую очередь рабочие места,   
это в первую очередь комплектующие для ранее поставленного оборудования?!       
                                                                                
И поэтому я хотел бы поддержать закон, внесенный Владимиром Александровичем     
Аверченко, при обязательном условии, монопольном условии: чтобы при продаже     
готовых изделий вооружения все-таки дать определенную свободу нашим             
директорам, которые напрямую выходили бы и напрямую искали бы себе партнеров    
за рубежом. От этого мы только выиграем. Я прошу поддержать данный закон.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Георгиевич.                             
                                                                                
Павел Тимофеевич Бурдуков.                                                      
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хочу       
также поддержать закон, который предложил Владимир Александрович Аверченко.     
Почему?                                                                         
                                                                                
Хочу привести яркий пример, об этом много говорил и Николай Иванович. У нас     
есть НПО "Технология" в Обнинске, которое выпускает остекление для самолетов.   
Нужно годами согласовывать с "Оборонэкспортом", чтобы поставить в Индию,        
Китай и другие страны остекление, не говоря уже о боеприпасах и так далее.      
Такое положение лишает наши предприятия экспортного потенциала, лишает          
рабочих мест. Поэтому я считаю, что нужно действительно законопроект            
принимать и ко второму чтению устранить те недостатки, которые там есть.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Иванович Илюхин.                                                         
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, я буду весьма краток. Я хотел бы                
действительно поддержать данный законопроект и считаю, что над ним можно        
работать и ко второму чтению представить вполне солидный и добротный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Но я хотел бы напомнить вот какую вещь. Когда здесь заявляют о том, что         
инициатива предприятий сократила наш выход на мировой рынок оружия, то это      
совершенно не так. Давайте вспомним начало 90-х годов, когда новая плеяда так   
называемых горе-политиков шла к власти. Они заявляли о том, что торговать       
оружием безнравственно. И Россия после таких заявлений сократила экспорт        
своего оружия. Но на сколько мы сократили, на столько американцы увеличили      
этот экспорт оружия, продажу оружия. Для них - нравственно, для нас -           
безнравственно.                                                                 
                                                                                
Я хотел бы сказать о том, что действительно надо разделить - продажа целых      
комплексов или самого оружия, - но никоим образом не ограничивать наши          
предприятия в возможности продажи и самостоятельного выхода на внешний рынок.   
                                                                                
Вот вдумайтесь, я не случайно сказал: для того чтобы небольшую какую-то         
проблему решить, надо согласовать в двенадцати - пятнадцати министерствах и     
ведомствах Российской Федерации. Наши оружейники поставляли так называемую      
систему "Игла", противовоздушную систему "Игла". И вот африканские              
государства, которые приобрели эту систему, попросили дополнительно сделать     
тент, с учетом того, что там солнце печет. И для того, чтобы поставить          
полутораметровую "брезентуху", снова завод - изготовитель этой "Иглы" пошел     
согласовывать по восемнадцати министерствам и ведомствам. Вот что мешает        
сегодня выходу наших предприятий на мировой рынок - бюрократия!                 
                                                                                
А если говорить о коррупции, то коррупция внутри нас, внутри Российской         
Федерации является главной причиной.                                            
                                                                                
Поэтому я считал бы, что надо законопроект принять, ко второму чтению над ним   
хорошо поработать. Ну если не получится, тогда во втором чтении откажемся от    
него, а сейчас есть основания концепцию поддержать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
По данному законопроекту от Правительства хотел высказаться статс-секретарь     
государственного Комитета по военно-техническому сотрудничеству Юрий            
Константинович Хозяинов.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОЗЯИНОВ Ю. К., статс-секретарь - заместитель председателя Комитета             
Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными       
государствами.                                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, во-первых, большое спасибо за то внимание, которое вы       
уделили этому вопросу, особенно предприятиям нашего ВПК, их судьбе и, самое     
главное, их месту на мировом рынке вооружений.                                  
                                                                                
Хотелось бы еще раз напомнить, что вопрос был поднят о двенадцати               
предприятиях, которые в 1998 году в связи с принятием закона о ВТС (номер       
114) потеряли право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Из     
этих двенадцати предприятий шесть предприятий никогда этой деятельностью        
вообще не занимались, занимались только шесть. Из них контракты на 1999 год     
имели только два предприятия: это открытые акционерные общества "Росвертол" и   
"Авиаэкспорт". Кстати, "Авиаэкспорт" никакого отношения к оборонному            
комплексу не имеет, это просто внешнеторговая организация.                      
                                                                                
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что ваша забота справедлива, очень      
справедлива, и этим заниматься необходимо. И этим занимаются. Как вы знаете,    
в конце прошлого года Президент издал указ, в соответствии с которым            
разрешается сорока восьми предприятиям предоставить право внешнеэкономической   
деятельности в части поставки запасных частей, комплектующих, ремонта и         
оказания услуг. Комитетом Российской Федерации по военно-техническому           
сотрудничеству с иностранными государствами, где я являюсь заместителем         
председателя, в настоящее время ведется активная работа по выдаче лицензий.     
Уже выданы лицензии восьми предприятиям. Эти предприятия были определены        
отраслевыми агентствами. От каждого агентства было выделено от пяти до          
двенадцати предприятий, головных предприятий, которые, они считают, являются    
основообразующими по их агентствам, по поставке какого-либо конкретного типа    
вооружений, и могут справиться с задачей внешнеэкономической деятельности.      
                                                                                
Таким образом, ваша обеспокоенность справедлива, но предлагаемый к принятию     
законопроект ничего нового не несет. Он решает просто... Может быть, его        
задача - решение проблем одного-двух предприятий. Сейчас, как я отметил,        
ведется работа по предоставлению права сорока восьми предприятиям от всех       
отраслевых агентств.                                                            
                                                                                
И еще хотелось бы подчеркнуть. Учитывая принятую Правительством программу по    
созданию интегрированных структур, сейчас в качестве замысла и закладывалось    
предоставление головным предприятиям и ОКБ права приобретения в этот            
промежуток времени опыта самостоятельной деятельности, чтобы в последующем на   
их базе создать интегрированные структуры.                                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Константинович.                             
                                                                                
От Президента никто не хочет высказаться. Заключительное слово Владимира        
Александровича Аверченко.                                                       
                                                                                
АВЕРЧЕНКО В. А. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить всех выступавших,   
в том числе и представителя государственной монополии, но хотел бы отметить,    
что и в выступлении представителя комитета, и в заключении говорилось об        
угрозе осуществления государственного контроля экспортных поставок. Я хотел     
бы напомнить, что как для государственных посредников, так и для предприятий    
в случае самостоятельной деятельности экспортной процесс оформления             
документации абсолютно идентичен. И если сейчас возможно принятие указа         
Президента, то почему мы не можем принять закон прямого действия, который       
давал бы право, в том числе и государственным посредникам, совершенствовать     
эту деятельность?                                                               
                                                                                
Я хотел бы сказать, что как автор, единственный автор этого законопроекта, я    
готов со всеми заинтересованными лицами во втором чтении существенно            
корректировать этот закон, с тем чтобы он был направлен на благо                
совершенствования экспортной деятельности и увеличение объемов поставок.        
                                                                                
Я не могу не сказать о некорректных сравнениях, высказанных представителем      
комитета. Во-первых, нельзя сравнивать Советский Союз с Россией. Она все-таки   
- всего-навсего одна из пятнадцати республик бывшего Советского Союза, и        
сравнивать объем экспорта Советского Союза и России просто экономически         
некорректно.                                                                    
                                                                                
Второе. Ошибки в ценовой политике, в экспортной политике были у всех отраслей   
народного хозяйства Российской Федерации. У всех без исключения! И если         
мальчик ошибся в юности, это вовсе не значит, что он не должен жениться всю     
жизнь! Сегодня у нас совершенно другой директорский корпус. Они уже опытные,    
они знают, что такое ценовая политика, они корректируют ее вместе с             
государственными посредниками, и сегодня вряд ли вы найдете уже предприятие,    
которое согласится демпинговать на своем собственном рынке.                     
                                                                                
Поэтому я прошу дать возможность автору вместе с комитетом поработать над       
этим законопроектом во втором чтении. Спасибо.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Евгеньевна Савицкая.                                                   
                                                                                
На месте включите микрофон, пожалуйста.                                         
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е. Перед голосованием я хочу еще раз напомнить, что                 
рассматриваемый законопроект в плане поставок запасных частей, может быть,      
решит проблему только для двух-трех предприятий, и то под большим вопросом.     
Все остальные предприятия, которые ранее не попадали в этот перечень (а это     
основная масса наших оборонных предприятий), по этому закону ничего, никаких    
прав, не получат.                                                               
                                                                                
Поэтому я еще раз повторяю, что комитет не поддерживает именно концепцию        
этого закона, которая принимается именно в первом чтении. А концепция такова:   
если мы сейчас примем в первом чтении, то мы решим вопрос только для            
двух-трех предприятий, о которых и написано, собственно говоря, и о чем         
говорил представитель Правительства, а всем остальным мы абсолютно не           
поможем. Если принимать это законом, вот такие решения, то совершенно другим    
законом, только не этим.                                                        
                                                                                
Просим не поддерживать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все высказались. На голосование ставится проект федерального           
закона... (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
По мотивам - Чехоев. Но уже высказались, Анатолий Георгиевич. Какие мотивы?     
                                                                                
ЧЕХОЕВ А. Г. Я по мотивам хочу сказать просто.                                  
                                                                                
Я по выступлению Владимира Александровича Аверченко. Всё не так просто.         
Сегодня в России, в нынешней России, мы по сравнению с потенциалом Советского   
Союза можем готовой продукции выпускать только 17 процентов, всего 17. Так      
что заблуждаться не надо. А над этим законопроектом во втором и в третьем       
чтении следует поработать, его надо существенно расширять и существенно         
дорабатывать.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование ставится проект федерального      
закона "О внесении дополнения в статью 12 Федерального закона "О                
военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными           
государствами". Кто за то, чтобы законопроект был принят в первом чтении?       
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.             19,6%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.             79,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.