Заседание № 237
О проекте федерального закона № 243382-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части отмены срока бесплатной приватизации жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Катасоновым, А. А. Ищенко, В. В. Свиридовым, К. И. Черкасовым, а также Е. В. Афанасьевой, В. А. Овсянниковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Добрый день, уважаемые коллеги! Очень коротко, потому что, я думаю, за два года, которые законопроект пролежал на полках в Государственной Думе, всё, что можно, уже было сказано. Суть законопроекта: мы предлагаем отказаться от сроков приватизации, которые предусмотрены Жилищным кодексом. Я хочу напомнить, что Государственная Дума уже четыре раза меняла сроки. Мы считаем, что в соответствии с решением Конституционного Суда все граждане Российской Федерации должны иметь возможность воспользоваться этим правом. Я здесь имею в виду тот аварийный фонд, решение вопроса по которому сегодня, к сожалению, перенесено ещё на четыре года, а я думаю, что с тем бюджетом, который мы имеем, мы ещё раз его перенесём, таким образом, мы с вами будем постоянно возвращаться к вопросу о переносе срока, для того чтобы дать возможность жителям нашей страны воспользоваться своим правом. Вот, на мой взгляд, если уж мы хотим ограничить с какой-то стороны этот процесс, а именно если речь идёт о создании социального жилья, то, наверное, надо ввести норму, которая ограничит приватизацию либо по сроку введения дома в эксплуатацию, либо по дате получения гражданами этого жилья, тем самым мы бы поставили точку и закрыли этот вопрос. Я думаю, что каждый раз, каждый год, возвращаясь в Государственной Думе к этой процедуре, мы тем самым показываем, что мы не совсем контролируем ситуацию, не совсем адекватно реагируем и, самое главное, планируем решение на законодательном уровне. Предложение нашего законопроекта - отменить срок приватизации для граждан Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. С содокладом выступает Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г. Сергей Михайлович, но вы, как человек, обладающий большим багажом экономических знаний, должны понимать, что отмена срока бесплатной приватизации остановит строительство жилья, которое предполагается сдавать в аренду, так называемый некоммерческий наём. Мы законопроект об этом приняли, он был принят во исполнение 600-го указа президента, и новая глава появилась в Жилищном кодексе. Мы предполагаем, что это будет постоянно действующий механизм строительства этого жилья, которое предполагается сдавать в некоммерческий наём, и это позволит нам решать проблему и ветхих домов, и аварийных домов, которые признаны таковыми после 1 января 2005 года. Государство будет инвестировать строительство таких домов, которые будут потом давать в том числе какую-то маржинальную прибыль, то есть ты арендуешь там по договору аренды на длительный срок квартиру, твой жилищный вопрос решён, никто не имеет права с тобой расторгнуть этот договор, но это механизм рыночный, он будет работать и будет стимулировать строительство целых микрорайонов, целых городов-спутников с вот таким некоммерческим жильём. Я считаю, что это и есть экономическое решение данного вопроса, а тот вариант, который предлагаете вы, вот сейчас сводится к тому, что... У нас в разных очередях на улучшение жилищных условий стоит 3 миллиона семей, вот простая арифметика: 3 миллиона семей умножьте на три члена семьи (это средний показатель) - 9 миллионов человек, по 18 метров каждому выделяется по федеральному стандарту, умножьте 9 миллионов на 18 - сколько получится миллионов квадратных метров жилья?! Вот мы в прошлом году построили 80 миллионов квадратных метров жилья, 83, если быть точным, столько, сколько не строили никогда, ни в истории современной России, ни во времена советского нашего прошлого. То есть, нам надо три года так строить, для того чтобы всё это жильё потом бесплатно приватизировать и раздать? Скажите, есть в этом какой-то экономический стимул? Я полагаю, что нет. Ну а что касается решения социальных вопросов, это сейчас у нас предусмотрено, и мы с коллегами работаем над подготовкой законопроекта по продлению сроков, наверное, сделаем бессрочной приватизацию и для детей-сирот, и для ветеранов Великой Отечественной войны, те, кто не успел приватизировать, будут иметь возможность это сделать и после 1 марта 2016 года. Но приватизацию в том виде, в котором она есть на сегодняшний день, надо заканчивать, иначе это не позволит нам вводить новые механизмы на рынке. Ну вот я вам рассказал в общих чертах, как это выглядит, ну а комитет полагает, что оснований для принятия этого законопроекта нет, поскольку на сегодняшний день бесплатная приватизация возможна до сих пор. Комитет предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. Вопросы есть? Один вопрос. Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Геннадьевич, вот недавно прошёл московский экономический форум - это очень крупное научно-практическое объединение, причём не по партийным спискам, а по экономическим интересам, и вот там отмечалось, что уже три года подряд объёмы строительства жилья экономкласса сокращаются и, видимо, в этом году и в следующем оно практически полностью прекратится - у нас просто нет денег, чтобы стимулировать это направление: практически в три раза сокращается поддержка ЖКХ из федерального бюджета. И в то же время вы говорите "3 миллиона семей", а вот у меня данные от экономистов-экспертов - 4,4 миллиона! И отчёт показывает, что если мы такими темпами будем строить жильё экономкласса, нам потребуется 240 лет! И 240 лет мы будем постоянно принимать новые законы о продлении приватизации! Не кажется ли вам, что всё-таки разумнее принять данный законопроект, а наше время тратить на обсуждение каких-то других законопроектов? Это будет правильно с точки зрения и эффективности нашей работы, и интересов простых людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Зато все эти 240 лет, Владимир Николаевич, у нас будет возможность отвечать на ваши вопросы. (Оживление в зале.) Я хочу сказать, что данные у меня объективные - я основываюсь на статистических сведениях, которые даёт нам Минстрой, которые даёт нам председатель правительства. В 2013 году было построено 70 миллионов квадратных метров жилья, в 2014-м - 83,5. Это свидетельствует об устойчивом росте строительства жилья, в том числе и в сегменте экономического класса. Что касается поддержки и стимулов для строительства такого жилья, то напомню вам, что 20 миллиардов рублей выделено на субсидирование ипотечной ставки, ни на один рубль не секвестирована программа по строительству жилья, в которое предполагается переселять из аварийного жилого фонда, - это и есть меры, направленные на стимулирование строительства жилья экономического класса. Ну и программа "Жильё для российской семьи", естественно, тоже действует, её никто не отменял. Вот ответ на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Заключительное слово Сергея Михайловича Катасонова. КАТАСОНОВ С. М. Александр Геннадьевич, я думаю, что вот те доводы, которые вы приводили от своего имени, а не от комитета, как раз в логику моего законопроекта абсолютно укладываются. Вот если бы вы посмотрели статистику, сколько из 80 миллионов квадратных метров жилья, которое мы построили, введено индивидуального жилья, сколько социального и арендного жилья, то вы увидели бы, что процентов 60 - это индивидуальное жильё, а социального и арендного - вообще ноль! Так что говорить о том, что срок приватизации сдерживает развитие рынка арендного жилья, - ну это совсем как бы не из этой оперы. В своём выступлении я сказал... Дело в том, что мы же всё равно опять будем переносить срок и в этом году, потом в следующем, мы так и будем его переносить, и я просто предложил освободить депутатов от этого. А вот что касается ваших предложений в отношении того, чтобы не могли приватизировать арендное жильё, социальное, - надо ввести норму, что жильё, полученное после определённого срока, или на определённых условиях, или определёнными категориями, приватизации не подлежит. То есть те, кто живёт сегодня, например, в аварийном жилье и ждёт, могли бы таким правом воспользоваться после ремонта или переселения, а те, кто получил социальное жильё уже в рамках новых программ, арендное, такого права на приватизацию уже никогда не имели бы. В связи с этим я думаю, что и ваши мысли, и мои, и комитета - их все мы могли бы реализовать именно в этой концепции, без ограничения срока приватизации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич, будете выступать? Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Сергей Михайлович, я всё-таки рассчитываю, что в 2016 году, после 1 марта, продления срока приватизации больше не будет. Ну, вы сами себе противоречите в отношении позиции по арендному жилью: приходит инвестор, строит арендный дом, туда переезжает человек из аварийного жилого дома и говорит, что хочет приватизировать. Если вы разграничите категории, если вы ограничите в законе это его право, то он пойдёт в Конституционный Суд. Мне кажется, не бьётся логика, и поэтому концепция законопроекта не может быть принята. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 52 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.