Заседание № 121

16.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 243358-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся минимальной численности депутатов представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1402 по 2282 из 6513
7-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич, что сегодня я всё-таки не после     
шести выступаю, а в рабочее время, - я думаю, что это позволит мне более        
чётко раскрыть содержание того законопроекта, который мы рассматриваем.         
                                                                                
В данном законопроекте заложена только одна мысль - мысль о повышении роли      
партий в местных парламентах и в решении вопросов в сёлах и городах. О чём      
законопроект? Мы хотим, чтобы минимальная численность депутатов в               
представительных органах муниципальных районных образований была не меньше 20   
человек, а сегодня, я напомню, установленная законом минимальная численность    
- 15 человек.                                                                   
                                                                                
Что фактически мы сегодня получили в районах? В региональную неделю я посещаю   
практически четыре-пять заседаний районных советов, выступаю, рассказываю о     
том, какие нас ждут изменения в части законодательства, - и у всех на           
повестке дня вопрос о приведении численности депутатов к норме в 19 человек.    
Причём очень обидно и стыдно слушать те доводы, которые приводят главы          
районов или те люди, которые выступают! Например, на заседании районной         
сессии в небольшом районе с численностью жителей района всего порядка 19        
тысяч человек - весь район! - глава говорит: "У нас сегодня 22 депутата, но     
мы никак физически не можем разбить территорию нашего района на 22 участка,     
только на 19!" Я выхожу и говорю: "Послушай, друг, уже дальше идти некуда -     
уже деревня, мы все здесь сидим, деревенские люди, ну ты скажи нормально и      
честно, что поступила команда перейти от смешанной системы выборов к            
одномандатной, - да мы все тебя поймём! Более того - у тебя же большинство      
здесь!"                                                                         
                                                                                
Я, кстати, Владимиру Николаевичу неоднократно предлагал, чтобы, он,             
обосновывая смену различных концепций, приводил один аргумент в этом случае:    
"Мы так решили", - это будет честно и коротко. И самое главное, у нас           
вопросов-то никаких не будет: ну есть решение, вас большинство - мы             
подчиняемся. (Шум в зале.) Всё это, конечно, неприятно и стыдно видеть!         
                                                                                
Казалось бы, численность депутатов в органах муниципальных образований вроде    
формальная величина - ну, будут там представители партий, не будут, но на       
самом деле эта проблема касается прежде всего федерального центра. Я сегодня    
во время десятиминутки начал говорить о городе Энергетике, но, к сожалению,     
из-за ограниченности во времени не смог сказать, что там произошло, а           
ситуация, которая там сложилась, имеет непосредственное отношение к наличию     
там партийных депутатов. Вот почему там произошло не то же самое, что в         
Бирюлёве? Потому что есть системная оппозиция, с которой все работают, потому   
что мы понимаем проблему, мы понимаем, что надвигается социальный взрыв, но     
мы это всё-таки формируем и не идём громить торговые центры, администрацию,     
мы выходим на митинг цивилизованно, чтобы люди увидели силу и чтобы власть      
увидела и начала реагировать. Вот по итогам этого митинга можно сделать         
вывод: если есть сто тысяч подписей, должна быть инициатива и должен            
законопроект вноситься. Вот если 30 процентов населения поселения выходят -     
автоматически должны следовать действия власти, автоматически! (Шум в зале.)    
                                                                                
Вы представляете, что сделали? По нормативам Правительства Российской           
Федерации должно быть на 10 тысяч населения 54 койко-места круглосуточных -     
сделали 18 мест, хотя это прямое нарушение федерального законодательства,       
постановлений, подзаконных актов, - и ничего, тишина! Довели до того, что       
закрыли инфекционное отделение, родильное отделение, гинекологическое           
отделение, детские койко-места круглосуточные - всё ликвидировали! Прихожу в    
больницу - пустые койки стоят, и никого не пускают, чтобы ещё сократить! У      
нас в области было 78 участковых больниц - в этом году не останется ни одной    
участковой больницы, в посёлке городского типа была одна районная больница,     
не ЦРБ, а районная больница, - её тоже не будет, сокращают 100 ФАПов... Как     
вы доведёте уровень амбулаторной и стационарной помощи до пропорции 50 на 50    
- вы же амбулаторную помощь сокращаете?! И всё это совершенно безнаказанно!     
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
Я возвращаюсь к теме численности депутатов. Вот я посмотрел статистику -        
ситуация в здравоохранении уже начинает накаляться и появляются первые          
примеры того, как решаются эти вопросы. Вот перед нами прецедент - город        
Карабаш Челябинской области, тоже моногород, 15 тысяч человек (ну, там 10       
тысяч, здесь - пятнадцать) - закрыли инфекционное отделение. В Энергетике       
люди вышли на улицу, а здесь депутат от ЛДПР, председатель комиссии по          
социалке, пошёл в горсовет и обратился в прокуратуру, прокуратура выписала      
предписание, главврач его не выполнил, обратились в суд, и сегодня есть         
решение суда восстановить инфекционное отделение. Таким образом, можно          
цивилизованно решать сегодня вопросы в регионах и на уровне законодательных     
собраний, и на уровне муниципалитетов, но для этого там должны быть люди,       
которые эти вопросы ставят.                                                     
                                                                                
Мне не хочется, конечно, обижать партию власти, но я вам хочу сказать, что      
вот это ваше повсеместное засилье, оно полностью развратило исполнительную      
власть. Они вообще с вами не считаются, они принимают документы, которые        
стыдно читать. Почему? Потому что ни одного вопроса от партии власти в          
законодательных собраниях нет, на муниципальном уровне - тем более. Не то что   
бы они боятся, просто они считают, что это не совсем этично, когда губернатор   
- представитель партии власти и представители этой же партии ему вопросы        
будут задавать. А вот если идёт, например, заседание правительства, то туда     
уже даже председателей комитетов ЗС не приглашают. Вообще, достаточно такая     
угрюмая атмосфера на заседаниях правительства в субъектах. Это просто           
зачитывание бумаг и попутно: "Есть вопросы? Нет вопросов. Слово                 
предоставляется..." - вот так примерно всё это у нас происходит, ну, вы,        
наверное, это знаете.                                                           
                                                                                
Единственный вариант, так скажем, иметь совесть на уровне муниципалитетов -     
это иметь, конечно, оппозицию. К нам часто приходят даже депутаты               
законодательного собрания от партии власти и говорят: "Мы вот этот вопрос       
поставить не можем, а это очень серьёзная проблема - пожалуйста, поставьте      
его". Или с каким-то законопроектом выйти не могут и обращаются к нам. Что      
будет, если у нас на уровне муниципалитетов сегодня не будет представителей     
оппозиции? Это будет Бирюлёво, это будет Энергетик, когда люди выходят на       
улицы просто для того, чтобы их власть заметила!                                
                                                                                
Я вот посмотрел заключение комитета - он против, но я Владимиру Николаевичу     
говорил: ну написали бы, что так-то хотим. Я, кстати, понимаю, что в первом     
чтении уже принят законопроект, где мы говорим о 25 процентах в ЗС, если        
кто-то не читал этот законопроект, поясню: там говорится о том, что вообще      
критическую численность будем отменять для муниципалитетов. То есть если мы     
этот закон примем, то муниципалитеты уставами будут определять, смешанная       
система или нет, числа даже не будет! (Шум в зале.) Мы направили поправки к     
этому законопроекту, но я ещё раз к вам обращаюсь и хочу вас убедить: наличие   
оппозиции - это единственный вариант сегодня суммировать эти проблемы и         
донести до любого уровня.                                                       
                                                                                
Читаю заключение комитета - там написано, что есть решение Конституционного     
Суда, принятое с учётом особенностей избирательной демократии на                
муниципальном уровне. Вот мне очень понравилось у них словосочетание            
"избирательная демократия" - может быть, это игра слов, а может быть, на        
самом деле она избирательная, то есть где-то так, а где-то по-другому. А на     
заседании комитета говорили о том, что надо дать право муниципалитетам          
решать, кого они будут к себе или в райсовет приглашать: глав сельских          
поселений, или депутатов, или всех вместе, - ну не совсем это правильно, ведь   
мы живём в федеративном государстве, у нас проблемы общие. Я говорил сейчас     
про Челябинск, про то, что сегодня там происходит, я вам говорил про            
Энергетик... Кто будет останавливать цинизм - вот по-другому я не могу          
назвать - исполнительной власти в субъектах?! Вы представляете,                 
распространяют листовку, где приводят слова министра здравоохранения            
Семивеличенко: "Граждане, дорогие! Информация о том, что койко-места            
ликвидируются, неверна, они просто переносятся в соседний город". 56            
километров - ну нормально?! Вы их ещё в Москву перенесите! Или приходит         
министр здравоохранения на градообразующее предприятие и говорит: "А что вы     
хотите, вы, дети алкоголиков?" - представляете, что себе позволяет сегодня      
наша исполнительная власть?! И кто ей задаст вопрос, кто?! Да кроме             
оппозиции, с ней никто там разговаривать не может! (Шум в зале.) А если мы не   
будем ей там, на местах, задавать вопросы, то мы будем получать вот такие       
"дорожные карты", о которых я говорил.                                          
                                                                                
Что ещё можно сказать? Ну, вот говорится о том, что будет выбирать              
муниципалитет, потому и не хотят ввести критерий обязательности. Я считаю,      
что не надо давать это право муниципалитетам по названным причинам, а           
всё-таки нужно унифицировать систему выборов, и в каждом муниципальном районе   
или в городском округе мы должны иметь возможность создавать свои фракции.      
Это нужно не только оппозиционным партиям, это даже, может быть, в большей      
степени нужно партии власти - чтобы был инструмент, который держал бы их в      
тонусе. И это нужно федеральной власти, это нужно президенту - тогда у нас не   
будет Бирюлёва и Энергетика!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Виктор Алексеевич Казаков.                                                      
                                                                                
КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как сказал Сергей Михайлович,   
предусматривается установление минимальной численности депутатов                
представительного органа муниципального района, городского округа в             
количестве не менее двадцати человек. В этой связи необходимо сказать, что      
131-м федеральным законом установлено, что минимальная численность депутатов    
представительного органа городского округа определяется в зависимости от        
численности населения муниципального образования, а численность                 
представительного органа муниципального образования определяется уставом        
муниципального образования и не может быть менее пятнадцати человек. Согласно   
статье 23 закона о местном самоуправлении также установлено, что не менее       
половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах             
представительном органе муниципального района, городского округа с              
численностью двадцать и более депутатов распределяются в соответствии с         
законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми              
политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных   
каждым из списков кандидатов. Предложенная законопроектом норма лишает          
городские округа и муниципальные районы права выбора избирательной системы,     
поскольку, по сути, обязывает проводить выборы по смешанной избирательной       
системе во всех городских округах, независимо от численности населения, и во    
всех муниципальных районах, где представительный орган формируется на           
муниципальных выборах. Это не соответствует концепции 131-го федерального       
закона и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и        
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Законопроект не   
учитывает положение 131-го закона, предусматривающее возможность формирования   
представительного органа муниципального района не только на муниципальных       
выборах, но и способом делегирования.                                           
                                                                                
Увеличение минимальной численности депутатов представительного органа           
муниципального района, городского округа может привести к дополнительным        
расходам на обеспечение функционирования депутатов этого представительного      
органа, покрываемых за счёт средств местных бюджетов, что в условиях дотации    
большинства муниципальных образований считаю недопустимым.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая изложенное, комитет не поддерживает данный          
законопроект и предлагает его отклонить в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Виктору Алексеевичу.                                            
                                                                                
Вы не усматриваете в действиях комитета определённую непоследовательность -     
на федеральном и на региональном уровнях идёт законодательная поддержка         
развития политической системы и создания новых партий, на муниципальном         
уровне вы ставите жёсткий заслон развитию политической системы? Ваши доводы,    
что не хватает средств на обеспечение деятельности депутатов, в общем-то, не    
очень обоснованные - да какие там средства, если там порой даже председатель    
собрания депутатов работает на общественных началах!                            
                                                                                
Я так полагаю, что надо поддержать всё-таки инициаторов законопроекта и         
посмотреть более внимательно, поскольку за этим стоит развитие политической     
системы нашей страны.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Алексеевич Казаков.                                                      
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Я думаю, что одно другому не мешает и в данной ситуации позиция   
комитета абсолютно правильная. Тем более, что, проводя встречи в различных      
регионах относительно 131-го закона, мы видели, что очень многие регионы        
сегодня ведут работу по изыскиванию способов укрупнения регионов и по           
сокращению количества муниципальных образований именно с целью снижения         
расходов из бюджета на это. Поэтому здесь позиция комитета однозначно           
правильная.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня к Сергею Михайловичу Катасонову вопрос.                   
                                                                                
Я поддержу законопроект, безусловно, он нужен, но согласитесь, что не в этом    
главное. Выборов на местном уровне нет, ну, будет не пятнадцать, а двадцать     
человек, назначенных от правящей партии, проблема неэффективности               
муниципальной власти, мне кажется, в другом - там денег нет. Вот сейчас         
формируется бюджет будущего года, в том числе на уровне регионов и              
муниципалитетов, и там закладывается на культуру 5 рублей в месяц на            
человека, на физкультуру - 2 рубля в месяц на человека... Хоть сто депутатов    
там выбирай, лучше не будет! А эта беда не от них, а от нас - наша              
федеральная власть загоняет муниципалитеты в тупик, отбирая у них все деньги.   
Не кажется ли вам, что в этом главная проблема муниципалитетов, а не в          
численности? Хотя, подчёркиваю, закон в принципе я поддержу.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну, критерий очень простой. Если бы в этом была причина, то     
не было бы законопроекта, который Клишас внёс, который вообще практически       
сейчас отменит смешанную систему на муниципальном уровне, уверяю вас, не        
внесли бы они, партия власти, этот законопроект.                                
                                                                                
Я вам назову вот такие цифры. У нас сегодня оппозиция вся вместе набирает 61    
процент, и если будет смешанная система выборов, то как минимум 30 процентов,   
а то и больше в муниципальных органах составят представители различных          
партий. Это подтверждают и результаты в районах, где у нас происходят выборы    
по смешанной системе - там представителей различных партий очень много,         
достаточно, например: если число депутатов двадцать - двадцать пять, то         
бывает пять коммунистов, в одном районе у нас шесть депутатов от ЛДПР, в        
Беляевском районе. Поэтому финансы здесь вряд ли имеют значение, здесь чисто    
политическая ситуация, и мы понимаем, что депутаты, придя в райсовет,           
конечно, не найдут эти деньги, мы сейчас говорим о другом: для того, чтобы не   
было таких социальных взрывов, чтобы мы не выгоняли людей на улицы, чтобы они   
не глотали, понимаете, и чтобы потом это не выплёскивалось в различных          
каких-то протестных формах, всё должно быть цивилизованно, для этого и          
созданы партии - партии объединяют по интересам, они организуют, они делают     
это системно, наша системная оппозиция позволяет это делать, а если нас там     
не будет, то будут стихийные митинги, стихийные выходы. Поэтому, я думаю, ещё   
раз повторю, это больше даже не ЛДПР нужно - это нужно сегодня партии власти!   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемый Виктор Алексеевич, вам, как человеку из региона, наверное,            
известно, как у нас обстоят дела на местах. Демократия - это и есть плюрализм   
мнений и позиций, а любая монополия, как история показывает, ведёт всегда к     
загниванию. Так вот, вам не кажется, что, если глобально посмотреть,            
выбранный сегодня вектор развития партийно-политической системы некорректен,    
неправилен, он стопорит общественное развитие, порождает очень много            
конфликтов в обществе, порождает много проблем, с которыми мы сегодня           
вынуждены бороться, их решать?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Алексеевич Казаков.                                
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Ну, эти процессы никак не связаны с деятельностью                 
законодательных органов, сегодня принято достаточно законов, которые            
позволяют упрощённо регистрировать различные политические партии и              
способствуют развитию демократии в этом плане.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Виктор Алексеевич, хорошие вы люди, получается у вас всегда очень   
красиво, но, как говорили на Руси, закон что дышло: куда повернул, туда и       
вышло. Вы же убили выборную систему по партийным спискам, когда приняли закон   
о том, что, если количество депутатов муниципального образования менее          
двадцати, то без партийных списков! Вот откуда возник сейчас этот               
законопроект об увеличении численности депутатов до двадцати? Вы сначала        
уничтожили эту систему, а теперь доказываете нам, что там уставами... Они и     
сделали в соответствии с вашим принятым законом, изменили численность: было     
двадцать и более - стало девятнадцать и менее. Поэтому возникает вопрос: вы     
что, не анализируете, что происходит внизу, или вы, так скажем, отрабатываете   
чьё-то задание?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Алексеевич Казаков.                                
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Все мы знаем, что те вопросы, которые мне сегодня задавали        
относительно численности и состава представительного органа муниципального      
образования, определяются самими депутатами и населением, сегодня дано право    
им это делать самостоятельно, поэтому претензии считаю необоснованными.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Я вот слежу сейчас за ходом рассуждения и вспоминаю выборы       
мэра в Москве - зачем Собянин разрешил отдать Навальному подписи, которых тот   
собрать не мог? Ну, всем понятно зачем: конечно, пусть лучше будет Навальный,   
который всё равно не победит, но зато отнимет голоса у Мельникова, - это было   
понятно всем, кто немножко соображает в политике. То же самое мы и сейчас       
делаем: чтобы губернатором выдвинуться, нужно собрать подписи депутатов, а      
вот этих депутатов, оппозиционных, должно быть как можно меньше на местах -     
вот и всё, вот и вся логика. На местах, даже если в районный совет пройдут      
все от Компартии, конечно же, изменить ничего не смогут, потому что глава       
администрации будет выполнять законы, которые предписаны свыше. Но с другой     
стороны, это престиж партии, это возможность опять потом от партии собирать     
подписи, количество которых мы в законе прописали.                              
                                                                                
Все двадцать лет потихонечку, потихонечку фальсифицировали выборы всеми         
возможными способами, причём поощряли тех, кто творил безобразие, хотя это      
уголовно наказуемое деяние, а их ещё после выборов вывозили на праздники,       
поили, кормили, давали премии - дескать, молодцы, ребята, раз вы сумели так     
обмануть всех! И вот это называется демократией?! (Шум в зале.) И ведь не       
придерёшься - ведь на самом деле смотрите, сколько кандидатов участвует, как    
они между собой борются... При этом запрещали телевидение использовать, не      
давали возможность депутатам, людям, умеющим хорошо говорить, выступать в       
качестве доверенных лиц. Вот теперь ещё надо и в муниципалитеты своих           
посадить. Но послушайте, ведь это не даст возможность... Если, конечно,         
страна будет развиваться позитивно, если будет всё хорошо, может быть, народ    
и проглотит всё это, но у нас хорошего-то пока ещё очень мало, хотя какие-то    
маленькие ростки есть, мы их все видим. Я уже тысячу раз спрашивала у нашего    
представителя, почему он не берёт в свою команду кого-либо от Компартии, ведь   
у нас же есть такие умные ребята, они бы смогли работать, они же никакого       
социализма не построят, но работать будут, будут помогать вытягивать страну,    
- нет, не надо, не велено, надо брать других! (Шум в зале.)                     
                                                                                
Я не знаю, может быть, я одна так всё воспринимаю болезненно, потому что        
терпеть не могу ложь и цинизм, поэтому сколько бы ни рассказывал                
представитель комитета о нецелесообразности принятия этого законопроекта...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я поддерживаю концепцию законопроекта, предложенного        
депутатом Катасоновым. Полагаю, что - мои коллеги уже этого касались -          
ситуация в стране далеко не стабильная. Сегодня правящее большинство пытается   
любыми методами удержать систему в том виде, в каком она сложилась ранее,       
удержать систему власти на федеральном уровне большинством, то же самое - на    
региональном, и теперь мы говорим о муниципальном.                              
                                                                                
В своё время я этот пример уже приводил, но повторю. Весьма известный,          
авторитетный в Америке сенатор Ричард Кларк сказал мне: желаю вам, российским   
коллегам, чтобы у вас никогда деньги не были определяющим фактором на           
выборах. Горестная картина сегодня: капитал, разнообразные структуры и          
личности обворовали великий народ и бросают эти наворованные деньги на то,      
чтобы сохранить свою власть! Что такое смешанная система на муниципальном       
уровне? Это хоть какое-то адекватное отражение сурового и противоречивого       
общества! Что такое одномандатные выборы на муниципальном уровне? Это сплошь    
и рядом рогатки, столь сильные, не всегда официально провозглашённые, но        
реальные рогатки, которые действуют так мощно, что уже на стадии выдвижения     
кандидата от оппозиции, люди не смеют возникать!                                
                                                                                
Что же за вид демократии у нас создан?! Да, издержки существуют во всякой       
системе, но идеальный вариант, идеальная демократия, - это когда каждый         
гражданин обладает способностью всё объективно оценивать, располагает всей      
информацией, но ведь у нас ничего близкого к этому нет, у нас монополизм в      
денежной сфере, монополизм в информационном освещении позиции кандидатов в      
депутаты и административный ресурс на стадии проведения выборов и подведения    
итогов! (Шум в зале.) Поэтому депутат Катасонов правильно ставит вопрос:        
надо, чтобы хотя бы на муниципальном уровне оппозиция имела возможность через   
политическую волю партии какое-то число мандатов получить. Всякая попытка       
бесконечно затыкать крышку парового котла кончается плохо. КПСС уж на что       
была могучая и эффективная политическая партия, какие гигантские дела делала,   
но и она в итоге должна была меняться; жаль, что это изменение, ею же           
предпринятое, кончилось крахом, поскольку её предали!                           
                                                                                
Я думаю, что законопроект сам по себе обречён, но тем не менее осознанно        
поддерживаю его. (Аплодисменты. Шум в зале.)                                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович.                             
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР, конечно, поддержит законопроект.                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, те, кто в зале находится, - посмотрите, сколько человек     
сегодня практически в начале пленарного заседания присутствует в зале, -        
почему так мало? Ответ очевиден: а потому что абсолютно бесполезно ходить!      
Вот всё, что мы сейчас делаем, - это некая имитация демократии. Мы можем в 10   
часов утра объявить "час голосования", проголосовать, и результаты              
голосования ничем не будут отличаться от тех, какими они были бы в пять         
часов, потому что всё заранее известно, всё заранее просчитано и результат      
понятен. Так что и это обсуждение абсолютно бесполезное, потому что оно не      
влияет на итоги голосования.                                                    
                                                                                
И в связи с этой ситуацией вспоминается детский мультик, который был снят ещё   
в Советском Союзе, он называется "Туда и обратно". Может быть, этот             
мультфильм имеет какой-то глубокий философский смысл, но ребёнку, наверное,     
тяжело его понять: мультипликационный герой сначала долго-долго карабкается в   
гору, потом запинается о камень и скатывается обратно - короткий мультфильм с   
глубоким философским смыслом. Вот то, как у нас развивается партийная           
политическая система, напоминает этот мультфильм.                               
                                                                                
Много лет на встречах с высшим руководством страны представители всех фракций   
давали свои предложения, некоторые из них получали реализацию, но то, что       
сделано сегодня, тот вектор, который взят сегодня, на наш взгляд, выбран        
неправильно, некорректно.                                                       
                                                                                
Ввести единый день голосования было предложением фракции ЛДПР, но мы            
предлагали проводить его в марте - вы же своим голосованием за поправку во      
втором чтении определили сентябрь. Измучили всех - и себя, и нас, оппозицию,    
и администрации, и избирательные комиссии, - всё лето все мучились! А самое     
главное - избиратель был практически оторван от избирательного процесса. Мы     
предлагали голосование проводить в среду, в будний день, для того чтобы         
повысить явку, но вам высокая явка невыгодна, вам надо, чтобы приходил ваш      
административный ресурс, а остальные отсиживались дома! (Шум в зале.)           
                                                                                
Мы предлагали все выборные кампании проводить только по партийным спискам - у   
вас же сегодня всё наоборот, вы пытаетесь через законодательное регулирование   
сузить возможность для партий получать мандаты по пропорциональной системе.     
                                                                                
Мы предлагали дать партиям право отзыва членов избирательных комиссий, потому   
как чиновники на местах душат, мучают и издеваются, запугивают для того,        
чтобы член комиссии занимал "правильную" позицию, и какие-то поползновения      
решить этот вопрос были, но до конца мы дело так и не довели, хотя была         
президентская инициатива.                                                       
                                                                                
Мы предлагали запретить отказывать в регистрации кандидатов - сплошь и рядом    
это происходит! Пожалуйста, Калининградская область, город Гусев: были          
созданы все условия для того, чтобы КПРФ и ЛДПР не смогли полноценно            
участвовать в выборной кампании, потому что местным чиновникам не хочется,      
чтобы эти две партии участвовали в выборах, и они находят всевозможные уловки   
для того, чтобы они не участвовали.                                             
                                                                                
И так - со множеством наших предложений. Мы предлагали дать фракциям право      
своим решением лишать мандата, ввести так называемый императивный мандат, для   
того чтобы повысить дисциплину, потому что некоторые кандидаты до выборов       
ходят такие хорошие... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции?                                               
                                                                                
Четыре минуты добавьте.                                                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. ...а после выборов начинают вести себя по-другому. У фракций        
должно быть такое право, для того чтобы наводить порядок в своих рядах, это     
было бы выгодно в том числе и партии власти, но почему-то этого боятся.         
                                                                                
Поэтому сегодня, на наш взгляд, вектор выбран неверно и если мы и дальше        
будем следовать по этому пути, то будем получать такие ситуации, как в          
Пугачёве, в Бирюлёве, в Сагре, в Кущёвке, почему? Потому что сегодня            
происходит следующее (вот мы, ЛДПР, вводим новое понятие): произошёл некий      
симбиоз, то есть сращивание нелегальной миграции и коррупции чиновников и       
силовиков, они друг друга подпитывают, поддерживают и развивают - одни          
закрывают глаза на нарушения закона, повышая уровень нелегальной миграции, а    
другие чувствуют свою безнаказанность и понимают, что все вопросы можно         
решать, учитывая уровень коррупции, повышая этот самый уровень. То есть мы      
идём неправильным путём сами, получая потом такие вот ситуации и всплески       
негодования наших граждан.                                                      
                                                                                
Фракция ЛДПР предлагает рычаги решения тех или иных вопросов, но, к             
сожалению, в большинстве комитетов Государственной Думы гробят и душат наши     
здравые инициативы, которые потом, кстати, появляются под авторством других     
субъектов права законодательной инициативы. Например, два года назад фракция    
ЛДПР внесла инициативу о так называемых резиновых квартирах, полтора года       
инициатива лежала в комитете без движения, в конце прошлого года нас            
поддержало правительство, но появилась иная законодательная инициатива, под     
другим авторством, и наша уже не рассматривалась, в итоге в первом чтении       
голосами партии большинства приняли законопроект, который ударял в том числе    
и по российским гражданам, а наша инициатива с января этого года лежит в        
комитете без движения. Таким образом, вопрос, связанный с "резиновыми           
квартирами" и проживанием в этих квартирах прежде всего нелегальных             
мигрантов, остаётся нерешённым, и это результат той системы, которая сегодня,   
к сожалению, существует в Государственной Думе. (Шум в зале.)                   
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР поддерживает законопроект и предлагает всем нам            
подумать. То, что произошло в Бирюлёве, в очередной раз продемонстрировало      
нам, что может произойти по всей территории Российской Федерации, - это         
индикатор тех проблем, которые есть у нас в обществе. А вся беда - в            
несменяемости власти, в монополии одной партии и в оторванности чиновников от   
наших граждан! (Шум в зале.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Рябов Николай Фёдорович. От фракции, да?                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Нет-нет, не от фракции, самостоятельно.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты.                                               
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Уважаемые товарищи, вынужден был выйти сюда, потому что хочется     
сказать коротко, но ясно: понятно, что действительно, как сейчас коллега        
Нилов сказал, результаты голосования всё равно будут те же, вне зависимости     
от того, голосуем в 10 часов или в 17 часов. Я только что, в прошедшую          
пятницу, присутствовал на заседании "круглого стола", где обсуждали так         
называемый 245-й закон, который принят в этом зале, именно большинством,        
естественно "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", и в течение четырёх часов я слушал, что по        
закону, который был принят Государственной Думой, оказывается, практически      
все четыреста пятьдесят депутатов, во всяком случае многие из нас, могут быть   
признаны преступниками, - вот такие законы мы принимаем необдуманно! (Шум в     
зале.)                                                                          
                                                                                
Но я не буду останавливаться подробно на этом принятом законе, я хочу           
остановиться всё-таки на законопроекте, который мы сейчас обсуждаем. Сергей     
Михайлович Катасонов, фракция ЛДПР, предлагает правильный, точно выверенный     
законопроект, который действительно необходимо принять. Ведь у нас              
существовала смешанная избирательная система, когда были выборы по партийным    
спискам и по одномандатным округам, мы с вами приняли закон, который            
позволяет оставить выборы только по одномандатным округам в случае, если        
численность представительного органа меньше двадцати депутатов, и тут же,       
сразу муниципальные образования этот закон стали исполнять: тут же внесли       
поправки в уставы, изменили численность - оставили девятнадцать, семнадцать,    
пятнадцать, - и остались выборы только по одномандатным округам, возможность    
выборов по партийным спискам, как вы видите, они ликвидировали. Что             
происходит дальше на местах? Понятно, что все партии выдвигают кандидатов по    
одномандатным округам, но давайте честно признаемся, глядя друг другу в глаза   
или даже себе - с помощью зеркала, - что на местах происходит подтасовка        
результатов голосования, и сколько бы мы с вами, представители других партий,   
ни пытались избраться, это не получается.                                       
                                                                                
Более того, только что в городе Дзержинске на дополнительных выборах по         
одномандатному округу кандидат от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", чтобы избраться,      
потратил - вдумайтесь в цифру! - 9 миллионов рублей, и никто, конечно,          
большую сумму противопоставить не смог.                                         
                                                                                
Естественно, избраться от других партий по одномандатным округам сложно,        
трудно, поэтому правильное предложение - всё-таки поднять минимальное число     
до двадцати человек и создать условия для проведения выборов по смешанной       
системе. Давайте проголосуем за этот законопроект!                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, я думаю, сегодняшние выступления депутатов от оппозиции     
по данному вопросу являются серьёзным предупреждением тем, кто пытается         
сломать политическую систему. Вновь такой крутой зигзаг - отход от партийной    
к мажоритарной системе избрания депутатов, и вы видите, что, вообще говоря,     
здесь, в зале, во время обсуждения и голосования очень жёсткое сопротивление,   
ну и, думаю, в обществе в целом вы встретите очень серьёзное непонимание.       
                                                                                
Касаясь данного вопроса, я хочу выступить с другой точки зрения и поговорить    
не о политической системе, не об интересах оппозиционных партий, а о другом -   
об интересах органов самоуправления. Я очень редко выступаю вразрез с           
комитетом, где я работаю, это очень профессиональный комитет, который           
профессионально подходит ко всем вопросам, но в данном вопросе, я считаю,       
верх взяла какая-то конъюнктура и всей глубины проблемы депутаты нашего         
комитета не увидели.                                                            
                                                                                
Вообще, новейшая история развития местного самоуправления в Российской          
Федерации изобилует интригующими решениями, поворотами, зигзагами - романы      
можно писать! Достаточно вспомнить такой зигзаг, который здесь, в зале, у нас   
произошёл: вечером мы считаем, что нельзя идти навстречу инициативе             
Ленинградской области об объединении исполнительной власти районных центров и   
районов, а наутро мы резко меняем мнение и принимаем решение, что можно и       
необходимо, - и закон принят. Есть и другие примеры подобных изменений, но в    
данном случае я хочу напомнить вообще историю развития вопроса.                 
                                                                                
Иван Иванович, я от фракции в данном случае выступаю...                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, добавим четыре минуты.                                
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Напоминаю: тогда президент Медведев, выступая с инициативой        
развития политической системы, предложил распространить избрание депутатов по   
партийным спискам, 100 процентов, в том числе и на уровень местного             
самоуправления, ну, во всяком случае, на районы и крупные муниципальные         
образования. Затем - нет, и откатились на 50 процентов. Сегодня новая           
инициатива возникла - до 25 процентов (Сергей Михайлович, хочу напомнить вам,   
вы с хорошей инициативой вышли) и даже вообще всё свести к нулю, чтобы на       
уровне местного самоуправления вообще партийной системы не было. Вот            
представляете, какие зигзаги?! И здесь, прямо скажем, партия власти и фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно за этими зигзагами следуют. Я не критикую, я    
понимаю: участь такая у партии власти - следовать тому, что делают наверху,     
но наверху-то тоже ошибаются! Но, регулярно встречаясь с главами и депутатами   
органов местного самоуправления, мы слышим, как они проклинают нас за эти       
зигзаги, они уже не знают, куда деваться от изменений 131-го закона, от         
законодательства, которое регулирует избрание депутатов органов местного        
самоуправления. Они держатся за это число - пятнадцать депутатов - почему?      
Они просто не хотят с этим связываться, они не знают, что будет завтра, -       
вдруг завтра появится какая-то новая инициатива, и опять всё придётся менять,   
ломать, поэтому они ныряют туда, чтобы их не трогали, чтобы была стабильность   
и чтобы в этой стабильности существовать.                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты - члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", можно, конечно, перед       
нами в зале хвастать и говорить о процентах выдвижения и избрания депутатов     
от "ЕДИНОЙ РОССИИ", но это, прямо скажем, всё от лукавого, потому что если на   
местах поглядеть, если партийные структуры взять, - ну нету первичных           
организаций там, нету! На самом деле есть местная элита, которая регулярно      
мимикрирует под разные партии, в данном случае под "ЕДИНУЮ РОССИЮ", с тем       
чтобы дать возможность существовать себе, местным олигархам, своему бизнесу и   
местному самоуправлению, потому что местное самоуправление - это такой...       
самый униженный участок власти, самый обделённый, и не дай бог там появится     
какой-то красный мэр, оппозиционный: на него же посыплются всякие проверки,     
уголовные дела, он тут же лишится финансирования, и так далее, и так далее.     
Нет числа, вообще говоря, этим примерам по Российской Федерации! Поэтому,       
конечно же, им ничего не остаётся, как только поднырнуть под сильного, а в      
данном случае в силу обстоятельств сильной является "ЕДИНАЯ РОССИЯ".            
                                                                                
Что произойдёт в конечном итоге с точки зрения местного самоуправления?         
Посмотрите - города и округа поделены местными олигархами. Вы вернёте           
мажоритарную систему, закрепите её, но эти олигархи уже передают власть по      
наследству, уже сыновья, сватья, зятья - все избираются, и только потому, что   
они принадлежат к конкретному клану, к конкретной фамилии, и это происходит     
не в каких-то экзотических республиках, это уже становится явью и реалиями      
любого субъекта Российской Федерации. Вот к чему ведёт эта система! А           
партийная система действительно в этом смысле давала определённую               
независимость, самостоятельность, возможность высказать свою точку зрения и     
отстоять право представительного органа данного муниципального образования,     
но боятся, боятся идти на выборы, боятся избираться депутатами, главами         
местных органов, и если мы закрепим эту систему, если мы останемся в            
заскорузлом русле, то, вообще говоря, там некого будет избирать! Да, субъекты   
укрупняют, и, с точки зрения глав субъектов, местное самоуправление надо        
вообще убрать. Послушайте, что они говорят: в районы надо назначать глав -      
вот голубая мечта всех глав субъектов! Ну, если мы хотим, чтобы это             
произошло, тогда давайте согласимся и с тем, чтобы не было никакого местного    
самоуправления!                                                                 
                                                                                
Данный законопроект мы поддержим, проголосуем за. (Аплодисменты. Шум в зале.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.                             
                                                                                
Каргинов Сергей Генрихович.                                                     
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы немножечко отвлечься и задать простой вопрос:     
почему мы до сих пор не можем наладить нормальную жизнь в стране, не можем      
поднять экономику, не можем сохранить социальные льготы какие-то? Ответ-то      
простой: шараханье из одной стороны в другую, не можем мы найти ту золотую      
середину, которая позволила бы России стабильно, спокойно, без каких-то         
дёрганий развиваться и улучшать жизнь нашего населения, потому что то одна      
выборная система, то другая, а ведь всё начинается с политики. То есть можно    
говорить об экономике девяносто девять раз, но в сотый раз мы придём именно к   
необходимости политического решения проблемы, без политики, без этой, так       
сказать, шапки, которая находится на государстве, мы не поднимем никакую        
экономику. То есть в первую очередь надо добиться стабильности здесь, в этом    
лагере, а у нас то мажоритарная система, то 50 на 50, то 100 процентов по       
партийным спискам, то опять возвращаемся к 50 процентам - это на                
государственном уровне. А вот на уровне муниципалитетов вроде бы был            
более-менее стабильный период - мы очень долго избирали депутатов по            
одномандатным округам, по мажоритарной системе. Но обкатали, посмотрели и в     
итоге пришли к выводу, что вроде бы неплохо вводить политическую составляющую   
и там, то есть избирать по партийным спискам, потому что больше конкуренции,    
больше споров возникает, больше контроля, - и пошли по этому пути.              
                                                                                
Где-то такие выборы прошли, но не успели два шага ступить, опять бежим          
отменять: уже главы районов против. Ведь в чём основная проблема? Выборы по     
партийным спискам на местном уровне главам районов не нужны, потому что не      
нужен бунтарский парламент, им нужен парламент карманный: как сказали - так и   
проголосовали, как сказали - так и сделали. Одного человека всегда очень        
легко подмять, найти его болевые точки, а с политическими партиями сложнее: с   
ними надо разговаривать, надо прислушиваться к их мнениям, выполнять какие-то   
задачи, которые они ставят, - сложнее договориться, сложнее поломать их. А в    
чём задача одномандатника? Он избирается от конкретной территории в             
муниципальном образовании, и, если он не протащит деньги для этой территории,   
не протащит решение каких-то проблем этой территории, его в следующий раз не    
изберут жители, скажут: "А ты, Васильевич, что сделал-то у нас? Скамейки        
поставил - только и всего? Или ямы выкопал?" То есть партийная система          
намного стабильнее, намного серьёзнее, она даёт возможность контролировать      
исполнительную власть, даёт возможность выносить различные проекты, а на        
одномандатников тут же давят. Кроме того, это экономия бюджетных средств.       
                                                                                
Не успеваю по времени просто, но скажу, что очень много критериев, по которым   
политические... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу           
обратить ваше внимание на следующие обстоятельства.                             
                                                                                
Первое. Нежелание принимать этот законопроект и та позиция, которую изложил     
Виктор Александрович, - это на самом деле демонстрация инерции мышления и       
инерции действий. Сегодня необходимо - автор законопроекта, Сергей              
Михайлович, говорил об этом - вмешательство в происходящие события, но, к       
сожалению, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не готова и тем самым поддерживает            
бездельников от своей партии.                                                   
                                                                                
Конечно, для того чтобы работать с оппозицией, необходимо быть грамотным,       
сильным и порядочным политиком, а когда нет оппозиции, тогда могут возникать    
и Бирюлёво, и Кущёвка, и другие негативные моменты. Вот я заметил такую         
тенденцию: в тех регионах, где сильная оппозиция, не может быть беспредела и    
не могут происходить те неприятные события, о которых мы говорим.               
                                                                                
Ещё хочу отметить следующий момент. Вот Владимир Николаевич, выступая по        
вопросу об упрощении регистрации партии, говорил о том, что необходимо          
развивать политическую систему, а сегодня, для того чтобы выдвинуть кандидата   
на должность губернатора, нужно собрать необходимое количество подписей         
депутатов, потому на этом законопроекте и ставится крест, и фактически этот     
законопроект становится висящей на палочке морковкой, до которой, в общем-то,   
не достать.                                                                     
                                                                                
И следующий момент. Лишение сегодня муниципалитетов финансирования - это        
рукотворное деяние, это всё сделано руками большинства присутствующих в этом    
зале, и говорить о том, что мы не можем финансировать представительные органы   
муниципальных образований, я считаю, негоже.                                    
                                                                                
Я не уверен в том, что этот законопроект будет сегодня принят, но если ничего   
не менять и не идти по тому пути, который предлагает Сергей Михайлович, то мы   
с вами можем закрепить и Кущёвку, и Бирюлёво по всей территории нашей страны.   
Я предлагаю всё-таки поддержать этот законопроект!                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Валентинович Свиридов.                                                 
                                                                                
СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Здесь уже много было сказано    
в поддержку законопроекта, соавтором которого я являюсь, и я в своём            
выступлении хочу сказать об ответственности и о бюджетных расходах, об          
ответственности - в свете наметившейся в последние годы тенденции к возврату    
выборов депутатов всех уровней по одномандатным округам, по смешанной           
системе.                                                                        
                                                                                
Я занимаюсь политикой, работаю с избирателями уже пятнадцать лет, вначале как   
помощник депутата Государственной Думы, теперь как депутат Государственной      
Думы, и, принимая людей, которые в достаточном количестве идут за помощью в     
ЛДПР, - людей отчаявшихся, людей озлобленных, как правило, - я задаю им         
вопрос не по их проблеме: знают ли они своих депутатов представительных         
органов местного самоуправления, депутатов законодательных собраний,            
депутатов Государственной Думы? Со всей ответственностью заявляю, что порядка   
девяноста пяти человек из ста не называют ни одной фамилии, зато все они        
знают ведущие политические партии страны - ЛДПР, КПРФ, "ЕДИНУЮ РОССИЮ",         
"СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", ну, в основном те, которые представлены в парламенте,    
их они всегда знают. То есть вопрос не в персоналиях - люди стремятся к         
политической силе, идут в политические структуры. И гораздо правильнее было     
бы выстроить, как сейчас модно говорить, вектор для установления вертикали      
законодательной (представительной) власти в том направлении, чтобы человек,     
приходя со своей бедой, знал: если его вопрос не решат на местном уровне, его   
будут решать на уровне субъекта, если нет, значит, подключатся уже              
федеральные депутаты. Партия несёт ответственность за тех, кого она             
предлагает в списки, потому что политическая партия постоянно принимает         
участие в выборах.                                                              
                                                                                
И второй момент - это расходы. Уважаемые коллеги, с начала наших полномочий     
тридцать шесть коллег прекратили свои полномочия по тем или иным причинам.      
Вот представьте, если бы они все избирались по одномандатным округам, то, по    
самым скромным подсчётам - я всё сократил в два раза, - затраты на довыборы     
депутатов Государственной Думы стоили бы бюджетам разных уровней не менее 10    
миллионов, примерно от 10 миллионов рублей. Вот умножьте - получите 360         
миллионов рублей за неполные два года, то есть треть миллиарда. А               
представьте, что было бы до конца срока полномочий! А что сейчас? Совершенно    
безболезненно ушёл депутат в исполнительную власть, его заменил следующий по    
списку - и если вы в масштабах страны посчитаете все затраты на досрочные,      
дополнительные и прочие выборы, вы ужаснётесь, когда узнаете, какие средства    
тратят на это бюджеты всех уровней!                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Степанович Тимченко.                                                   
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Отрадно, что вопрос,            
рассматриваемый сегодня на пленарном заседании, касающийся местного             
самоуправления, затронул такое большое количество заинтересованных лиц -        
депутатов, но объективности ради должен сказать, что восемьдесят процентов      
выступавших говорили не о сути данного законопроекта, а о проблеме в целом, и   
по существу, и не по существу.                                                  
                                                                                
Давайте вернёмся всё-таки, уважаемые коллеги, к законодательной инициативе,     
которую предлагает Сергей Михайлович. Он предлагает изменить численность        
представительных органов, увеличив норму с пятнадцати до двадцати человек,      
тем самым якобы даётся гарантия, что политическая партия будет принимать        
активное участие в политическом процессе. Но, коллеги, кто мешает сегодня       
принимать активное участие политическим партиям в выдвижении и поддержке        
кандидатов даже при численности пятнадцать человек? Никто не мешает. Кто        
говорит о том, что сегодня нет условий для развития политической системы и      
для активной работы оппозиции? Никто не говорит. Для этого действительно -      
Виктор Алексеевич об этом говорил - мы приняли закон, который касается          
упрощённой процедуры регистрации партий, да и другие законы. А может быть,      
как раз в этом и кроется один из мотивов выступлений оппозиции - в том, что     
появятся новые партии, которые будут находить новых ярких людей, личностей -    
я не беру "ЕДИНУЮ РОССИЮ" - и которые будут выдвигать своих кандидатов и тем    
самым отрывать голоса избирателей от традиционных оппозиционных партий,         
представленных сегодня в Государственной Думе? Может быть, этого опасаются      
политические оппоненты нашей партии? Давайте задумается и об этом.              
                                                                                
Сергей Михайлович, вы в последнее время очень много вносите законодательных     
инициатив по теме развития местного самоуправления, я вам благодарен за это.    
Мы очень внимательно изучаем их в комитете и стараемся если не поддержать, то   
по крайней мере извлечь рациональное зерно и это поддержать, и мне было         
крайне обидно слышать сегодня из ваших уст огульное, пусть косвенное, но        
обвинение трёхсотпятидесятитысячной аудитории чиновников, работающих в          
исполнительной власти местного самоуправления, в непрофессионализме, чванстве   
и высокомерии. Да, есть отдельные, что называется, паршивые овцы, но нельзя     
обобщать и говорить, что все бесконтрольны, что все невежественны и все не      
уважают наш российский народ! (Шум в зале.) Есть представительный орган,        
который должен их поправлять, - не оппозиция, потому что монополии на критику   
и на оценку деятельности исполнительной власти нет ни у какой оппозиции, это    
право всего народа, всех политических сил, которые существуют в Российской      
Федерации. Да, безусловно, 131-й закон, который претерпел за последние...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
Я прошу прощения, я от фракции выступаю. Если можно, добавить...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте четыре минуты.                       
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. ...131-й закон, который за последние десять лет претерпел        
очень много изменений, требует дальнейшего совершенствования, потому что        
ничего догматичного нет в этой жизни, - как только останавливается какое-то     
развитие, совершенствование, останавливается жизнь - и, безусловно,             
корректировка нужна. Но я не соглашусь с моим уважаемым коллегой,               
глубокоуважаемым коллегой Анатолием Евгеньевичем Локотем, что нас проклинают    
муниципалы. Уважаемые коллеги, я не знаю, может быть, у нас разные аудитории,   
но нас, наоборот, благодарят за то, что мы слышим предложения с мест и          
совершенствуем законодательство в сфере местного самоуправления. Кстати, об     
этом как раз и будет идти речь на предстоящем съезде муниципальных              
образований. Уважаемые коллеги, уж кто-кто, а Государственная Дума реагирует    
на запросы муниципального сообщества в первую очередь! Заседания Совета по      
местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы проводятся        
регулярно, и на них обсуждаются самые актуальные вопросы законотворческой       
деятельности, которые нужны для развития местного самоуправления Российской     
Федерации, - давайте не будем передёргивать и трактовать так, как это           
интересно той или иной политической силе. (Шум в зале.)                         
                                                                                
Анатолий Евгеньевич, вы сказали, что снижается до 25 процентов... Уважаемые     
коллеги, давайте считать: там написано, что не менее 25 процентов, а не менее   
- это и 50, и 70, и 100 процентов. И если мы говорим, что местное               
самоуправление - это самостоятельный институт публичной власти, так давайте     
всё-таки доверять нашему местному самоуправлению, избранному непосредственно    
населением, непосредственно народом, в принятии самых важных решений, которые   
касаются жизни всего нашего населения! (Аплодисменты. Шум в зале.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Сергей Евгеньевич, я вас и всех участников дискуссии            
благодарю. Не буду в заключительном слове дополнять то, что сказано, потому     
что это бесконечный процесс, единственное, что я хочу добавить, - это то, что   
мы с вами, конечно, можем менять систему законодательства, но, слава богу, мы   
не можем отменить законы диалектики, и я очень надеюсь, что переход             
количества в качество всё-таки произойдёт!                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Виктор Алексеевич, будете выступать? Нет.                                       
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4957 по 4974 из 6513
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.45,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    204 чел.                                          
Не голосовало                 246 чел.54,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.