Заседание № 215
22.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 242800-3 "О внесении изменений в статью 31 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся положений об аренде участков лесного фонда).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4199 по 4440 из 6231
Уважаемые депутаты, мы с вами сейчас будем рассматривать пункт 8 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Лесного кодекса Российской Федерации". У нас Илья Романович Шегельман здесь? Здесь. Содокладчик Лунцевич тоже здесь, вижу. Пожалуйста, представитель Законодательного Собрания Республики Карелия Илья Романович Шегельман. ШЕГЕЛЬМАН И. Р., представитель Законодательного Собрания Республики Карелия. Уважаемые депутаты, наша инициатива вызвана несовершенством Лесного кодекса, который сдерживает эффективность работы лесозаготовителей. Отечественные лесозаготовители - это тысячи предприятий, разбросанных по всей стране, это отечественные товаропроизводители, а состояние лесного законодательства не позволяет стимулировать их работу. Только эффективный лесопользователь, только лесопользователь с надежной лесосырьевой базой, долговременной, способен эффективно выполнять лесозаготовки, способен эффективно выполнять лесовосстановление, развивать инфраструктуру, строить лесовозные дороги. На сегодняшний день у нас горят леса, на сегодняшний день мы не можем проводить лесовосстановление в нужном объеме, и это, конечно, нас не может устроить. Лесозаготовительному предприятию для освоения лесного фонда и расчетной лесосеки необходимо строить ежегодно до 25 километров дорог. Для того чтобы выполнить эти объемы, все предприятия должны нести большие затраты. И только в том случае, если предприятия будут уверены в долгосрочности аренды, они смогут пойти на эти затраты, иначе мы не сможем привлечь в отрасль никаких инвестиций. На основании изложенного для устойчивого развития экономики лесного комплекса России целесообразно установить для таежных регионов России срок аренды от половины оборота до полного оборота рубки. Экономическая обоснованность увеличения срока аренды до размера оборота рубки продиктована условиями современных рыночных отношений в России и является эффективной формой лесопользования, принятой в ряде крупнейших зарубежных стран, таких, как Канада и другие. Это позволит более эффективно использовать природные ресурсы, это позволит более эффективно использовать леса России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Валентин Васильевич Лунцевич, содоклад от Комитета по природным ресурсам и природопользованию. ЛУНЦЕВИЧ В. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел предложенную инициативу. Хочу сказать, что это уже не первая инициатива субъектов Российской Федерации о внесении изменений в статью 31 Лесного кодекса. Заранее хочу сказать, что если отбросить формальности, то, по сути дела, авторы инициативы правы, потому что тот перечень проблем, о котором говорилось в предыдущем докладе, безусловно, сдерживает развитие лесной отрасли. Но, с другой стороны, сегодня Правительством подготовлен и в ближайшие дни будет внесен новый проект Лесного кодекса, который должен учитывать и увеличение срока аренды лесов как минимум до 49 лет, что сегодня, собственно говоря, позволяет наше гражданское законодательство. Я доложу решение комитета. Учитывая формальное нарушение и несоответствие статье 610 Гражданского кодекса, Комитет по природным ресурсам и природопользованию не поддержал данную инициативу, как не поддержало эту инициативу и Правительство. Поэтому официальная позиция комитета по природным ресурсам - отклонить данный законопроект. Если позволите, скажу два слова от себя, выскажу свое мнение как депутат и человек, который тоже занимается этими проблемами. Хочу сказать, что в случае, если будет внесен Правительством в Государственную Думу новый Лесной кодекс и там эти нормы не будут четко прописаны, я думаю, мы должны будем обязательно вернуться к подобным инициативам и внести изменения в действующий Лесной кодекс, которые касаются в первую очередь главы 31 и права местных, региональных властей управлять лесосечным фондом так, как это необходимо для развития лесной отрасли в том или ином регионе. К сожалению, должен сказать, что, хотя Правительство и утвердило основные направления развития лесной отрасли, четко изложенной концепции, направленной на долгосрочное лесопользование, в стране нет и условия для такого лесопользования не созданы. Поэтому комитет предлагает отклонить законопроект вот на таких условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Присаживайтесь, Валентин Васильевич. Есть ли желающие выступить? Пока один депутат Мяки. Пожалуйста. МЯКИ А. Э. Уважаемые коллеги, я бы просил вас поддержать данный законопроект. С чем это связано? Карелия - лесной край, вы все это знаете прекрасно. У нас расчетная лесосека в республике - 9,8 миллиона кубометров, это тот лес, который мы можем вырубать ежегодно. На самом деле при дефиците в стране лесных ресурсов вырубаем меньше 7 миллионов кубометров, в то время как в соседней Финляндии (очень легко сравнить: группа депутатов Государственной Думы работала, в том числе изучала опыт лесной промышленности в Финляндии) вырубается 54 миллиона кубометров, почти в десять раз больше. Представляете территорию Карелии и Финляндии? Карелия меньше в два раза, но леса вырубается в Финляндии в десять раз больше. Почему? В том числе за счет эффективного лесовосстановления, за счет строительства дорог. Буквально каждый километр Финляндии пронизан какой-нибудь дорожкой, по которой можно вывозить лес. У нас же обратная ситуация. А почему это происходит? В той же Финляндии 80 процентов лесов в частной собственности, около 350 частных собственников леса. Но у нас, мы знаем, пока эти вопросы не урегулированы, и поэтому Законодательное Собрание Республики Карелия предлагает хотя бы долгосрочную аренду, чтобы лесозаготовитель, вырубая лес, так как на него возложены зачастую обязанности по лесовосстановлению, понимал, что если он грамотно проведет лесовосстановление, то за его период аренды либо его предприятие, либо его потомки смогут с этой территории снять хороший лес, который он грамотно, хорошо посадит. А сегодня это обязательная процедура, которую выполняют сами понимаете как, когда лесное хозяйство требует: абы как посадили, абы как всё сделали, а дальше хоть трава не расти. И аренда на 49 лет, которая сегодня уже предусмотрена в Лесном кодексе, - это очень малый срок, потому что, например, сосна, ель растут минимум 80 лет. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще желающие выступить? Кулик Геннадий Васильевич. Коллеги, скажите, кто еще будет выступать, иначе надо запись сделать? Больше нет... Пожалуйста. КУЛИК Г. В. Я бы все-таки поддержал не частное высказывание, а решение комитета не поддерживать этот законопроект до внесения поправок в Лесной кодекс, который действительно требует этого. Один лишь аргумент. Вы так горячо говорите об аренде. Представьте: я, коммерческая структура, приехал в Карелию, нарисовал вам тысячу всяких благ, получил в аренду на 50 лет кусок этого леса, его не использую, не восстанавливаю, половину каких-то обязательств не выполняю. Для того чтобы расторгнуть такой договор, вам надо будет пройти все суды, и еще вы не докажете, что это правильно. Поэтому вопрос, как вести дело в лесу. Сегодня отводится делянка, вы ее освоили - можете получить после этого другую делянку, но обязаны сдать с посадкой по тем вырубкам, которые вы провели. Поэтому вопрос неоднозначный, и я его не так вот смотрел бы, только одну часть, а надо посмотреть, когда мы будем отдавать лес в аренду, какую будет нести ответственность арендатор, получив кусок леса в аренду. Это очень серьезный вопрос. Я еще раз просил бы не настаивать, а рассмотреть это тогда, когда будут поправки Правительства к Лесному кодексу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих выступить нет? Никифоренко Юрий Васильевич, пожалуйста. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Спасибо. Я очень кратко. Поддерживаю в целом мысль, высказанную Геннадием Васильевичем Куликом, поскольку есть серьезные сомнения. Дело в том, что лесной фонд страны - это национальное достояние, федеральная собственность. Нам предлагают поэтапно, по существу, приватизировать наши угодья, кто-то предлагает в аренду, то есть форсировать переход этой собственности. Кто-то в Подмосковье уже приватизирует фактически, покупает лесные угодья, строит виллы, коттеджи, охрану ставит, заборы и так далее, и уже за ягодами, за грибами многие жители Москвы и Подмосковья не смогут ступить. Поэтому целесообразно еще раз изучить все аспекты этой проблемы, не торопиться, не суетиться, иначе потом поправкой мы уже можем не исправить то, что пойдет на рубку, то, что пойдет иностранным владельцам. Я был в Сибири и знаю, как там иностранцы многие уже присматриваются к нашим лесным угодьям, чтобы, начиная с аренды, фактически присвоить огромные богатства страны. Поэтому целесообразно отложить решение этой проблемы, изучить еще раз во фракциях и комитетах и вместе с Правительством найти понимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово, Илья Романович Шегельман. Можно от того микрофона. ШЕГЕЛЬМАН И. Р. Замечания депутатов очень важны, и беспокойство, конечно, требует внимания. Но я должен напомнить уважаемым депутатам, что на сегодняшний день более 70 процентов лесов Карелии не используется, они попросту не используются, поэтому говорить сегодня, что беспокоимся мы о том, что леса быстренько скупят... Вообще слова "скупка" у нас нет. Мы говорим об обоснованной аренде на определенных условиях, условия аренды утверждаются государством, есть положение об аренде, поэтому мы не видим никаких проблем. Что же касается ссылки на Гражданский кодекс, с правовой точки зрения эта ссылка не совсем правомерна, поскольку мы говорим не просто об аренде, а мы говорим об аренде лесных ресурсов, это природные ресурсы, а на них распространяются особые условия аренды. Поэтому у нас убедительная просьба все-таки посмотреть на наши предложения и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, Лунцевич Валентин Васильевич, пожалуйста. ЛУНЦЕВИЧ В. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я выступаю в данном случае уже не от имени комитета, а от своего собственного. Я просто позволю себе напомнить, что сегодня Лесной кодекс допускает аренду лесных угодий на срок до 49 лет. На самом деле эта норма, о которой, в общем-то, мы впрямую не говорим, заставит государственных чиновников просто исполнять действующий Лесной кодекс, потому что сложилась практика: аренда - от года до пяти лет. И я считаю, учитывая ситуацию в лесной отрасли сегодня, что все гражданско-правовые нормы имеются, нам надо только жестко закрепить норму, по которой лесопользователь имеет право на срок до 49 лет арендовать леса. А дальше жизнь покажет, как будет развиваться наше общество, какими будут законы и способны ли мы будем потом, в дальнейшем, рассматривать другие формы. Поэтому я просил бы коллег уже как депутат поддержать этот законопроект как шаг, не противоречащий действующему законодательству. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель Правительства хотел бы высказаться? Нет. Представитель Президента? Нет. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект?.. (Выкрики из зала.) Что? Никифоренко по мотивам, пожалуйста. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Инициаторы проекта закона интересные мысли проталкивают: вот угодья не используются, Карелия... растут - и всё. Да оставьте их в покое, пусть они растут! Леса, которые не используются, - это не бросовый материал, это как раз то, что готовится для будущих поколений. Поэтому это неубедительные доводы. А сенокосы для крестьян, для жителей, а ягодные плантации и так далее? Поэтому не надо суетиться, чтобы скорее в аренду сдать, да еще на 49 лет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение состоялось. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 21 сек.) Проголосовало за 14 чел. 3,1% Проголосовало против 50 чел. 11,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел. 85,8% Результат: не принято Не принимается.