Заседание № 231

04.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242746-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения ограничений, связанных с деятельностью депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3211 по 3846 из 6511
Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению пункта 8: проект федерального         
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пожалуйста,     
первый - докладчик, Сергей Сергеевич Митрохин.                                  
                                                                                
А где Владимир Александрович Рыжков? Был? Подождите, Рыжков-то здесь?           
Позвоните ему, пожалуйста. Или, если он нас слышит, пусть срочно спускается.    
                                                                                
МИТРОХИН С. С., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
предлагается законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный      
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации". Смысл этого изменения, а оно фактически одно, заключается в том,    
чтобы региональные парламенты функционировали на профессиональной основе,       
точно в таком же порядке, как функционирует федеральный парламент, то есть      
Федеральное Собрание - и Государственная Дума, и Совет Федерации.               
Целесообразность этих изменений продиктована, во-первых, тем, чтобы в нашей     
стране был строго выдержан принцип единства государственной власти. Как         
следует из законодательства, органы власти в регионах у нас являются            
государственными. Поэтому общие принципы формирования этих органов должны       
быть едиными по всей стране. Это первый посыл, на котором основаны              
предлагаемые изменения.                                                         
                                                                                
Теперь о целесообразности принятия такой меры. Не случайно в федеральном        
законодательстве присутствуют ограничения, связанные с депутатской              
деятельностью, ограничения, направленные в первую очередь на гарантию           
независимости, по крайней мере относительной независимости депутатов от         
коммерческих структур. Этой же логикой продиктованы все ограничения, в          
соответствии с которыми депутаты не могут заниматься коммерческой               
деятельностью, в частности, в их управлении не может быть пакетов акций и так   
далее, то есть всё, что предусмотрено федеральным законом о статусе депутата.   
И эта логика абсолютно правильная. Это логика, которая, собственно,             
обеспечивает цивилизованный режим функционирования любого парламента. Именно    
поэтому мы предлагаем эту логику применить и к законодательным собраниям        
регионов. В настоящее время, как известно, такого правила нет. Только в семи    
субъектах Федерации парламенты функционируют на профессиональной основе.        
                                                                                
Если мы проанализируем ситуацию по стране, то мы убедимся, что фактически       
парламенты превратились в некие придатки олигархических кланов - это в худшем   
случае, а в лучшем случае они являются просто чисто лоббистскими структурами.   
Депутатский корпус состоит в основном из директоров предприятий, и              
единственная задача достаточно большого числа, если не большинства, депутатов   
в большинстве регионов заключается в том, чтобы пролоббировать свои             
собственные интересы, интересы своего предприятия. То есть имеет место          
лоббизм в самом нецивилизованном виде, какой только существует в мире, когда    
лоббист сам же непосредственно является депутатом. Это сказывается на уровне    
профессионализма, естественно, и вследствие этого - на качестве принимаемых     
решений.                                                                        
                                                                                
Я сам присутствовал на заседаниях некоторых таких парламентов, в которых на     
профессиональной основе работают только председатели комитетов, и видел, как    
это происходит. Достаточно сказать, что бюджет, например областной, можно       
принять за 15 минут. Я присутствовал на заседании в одном из регионов при       
принятии бюджета во втором чтении. Это очень крупный регион: несколько          
миллионов человек. Всё второе чтение прошло за 15 минут, со всеми поправками.   
Это говорит о том, что депутатский корпус в таких регионах просто не            
справляется со своими основными обязанностями. И главная причина этого даже     
не столько в самих парламентариях, сколько в системе, в том, сколько в таких    
вот институциональных, что ли, предпосылках полного непрофессионализма и        
нецивилизованного лоббизма.                                                     
                                                                                
Депутат отличается от лоббиста тем, что он... Конечно, депутат тоже может       
лоббировать какие-то интересы, и никто поспорить с этим не может, но он         
отличается от лоббиста тем, что его интересуют не только те проблемы, которые   
он лоббирует. В качестве депутата он должен принимать участие в решении всех    
основных проблем, ключевых политических проблем региона, и у него должна быть   
еще какая-то сфера профессиональной деятельности, и, может быть, даже не        
одна. Сейчас такая ситуация исключена практически в большинстве регионов,       
что, конечно, самым негативным образом сказывается в том числе и на             
экономической ситуации, и на социальной ситуации в этих регионах, и на их       
бюджетах, потому что вы все прекрасно понимаете, что, когда бюджет              
принимается за 15 минут, это означает, что депутаты вообще не вникают в то,     
что им предлагает исполнительная власть. Их интересуют только их конкретное     
положение в этом бюджете, какие-то отдельные конкретные статьи, по которым      
они решают вопросы не публично, а кулуарно.                                     
                                                                                
Тут есть заключение комитета о том, что потребуются большие расходы, что        
принятие этой поправки повлечет за собой выделение средств, в том числе из      
федерального бюджета, не прямым, но косвенным путем, через трансферты, и что    
это, дескать, ляжет большой финансовой нагрузкой на регионы. Но я считаю, что   
такой подход просто близорукий. Это значит не видеть дальше собственного        
носа, подумать о тех сравнительно небольших средствах, которые будут выделены   
из бюджета, но не думать о том, какими будут последствия этого решения.         
Последствия этого решения будут такими, что депутаты будут больше работать,     
депутаты будут работать более профессионально и будут больше работать с         
бюджетом. А это значит, что потери бюджета станут существенно меньше, то есть   
при небольших тактических затратах, связанных с оплатой труда депутатов,        
страна получит стратегический выигрыш в части консолидированного бюджета,       
который станет намного прозрачнее, а следовательно, страна получит              
дополнительные, очень существенные доходы.                                      
                                                                                
Конечно, данной меры, одной только отдельно взятой меры, недостаточно для       
того, чтобы региональные органы власти заработали эффективно. Нужно много еще   
что сделать. Но данный шаг, если бы мы его сейчас сделали, был бы, может        
быть, первым шагом в направлении того, чтобы демонтировать вот те               
олигархические системы, которые сегодня складываются в регионах и при которых   
крупный бизнес и всевозможные кланы полностью контролируют парламенты.          
                                                                                
Есть еще одно обстоятельство, по которому необходимо, с нашей точки зрения,     
сегодня принять этот закон. Как известно, уже с июля этого года региональные    
парламенты будут избираться наполовину по партийному принципу, по партийным     
спискам. И здесь возникнет еще одна проблема, если они останутся                
непрофессиональными, - это проблема партийных депутатов, которые будут          
находиться в заведомо неравноправном положении. И это неравноправие будет       
продиктовано финансовыми возможностями этих партий. То есть непосредственно     
оплата, тот легальный заработок, который станут получать эти депутаты, будет    
выплачиваться из партийных касс, скорее всего, - во всяком случае, это можно    
прогнозировать с очень большой долей вероятности. И соответственно, возникнет   
статусное неравноправие депутатов различных партий. А зарплата, как известно,   
ее уровень, - это элемент статуса. Не случайно поэтому все депутаты             
Государственной Думы, за небольшим исключением, получают абсолютно одинаковую   
зарплату. Это вопрос статуса, это вопрос, если можно так сказать, равенства     
представителей депутатского корпуса.                                            
                                                                                
Я понимаю, что есть много возражений по поводу этого законопроекта. Думаю,      
что часть этих возражений можно будет учесть при доработке его ко второму       
чтению. Можно предусмотреть некий переходный период. В переходных положениях    
данного законопроекта содержится пункт о том, что все парламенты, которые       
сейчас избраны, естественно, работают до конца срока своих полномочий, в том    
порядке, который они установили для себя сейчас, а этот закон вступает в силу   
только после того, как эти сроки закончатся и будут проведены новые выборы.     
Но эти переходные положения можно сделать и более подробными, с тем чтобы не    
происходило такого резкого перехода. Можно пойти на то, что, например,          
половина парламентов, избираемых на партийной основе, переходила бы на          
профессиональную основу, можно пойти и на такое. Но это вписывается в базовую   
концепцию законопроекта, поэтому эти изменения могут быть проведены во втором   
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич, присаживайтесь.                
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Александрович Рыжков. Если можно, не так долго.            
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Да тут, Геннадий Николаевич, собственно говоря, особо докладывать-то нечего.    
Идея Сергея Сергеевича очень проста: навязать всем регионам одну и ту же        
схему, чтобы все депутаты регионального уровня работали на постоянной основе.   
                                                                                
Для справки. На сегодняшний день депутаты работают на постоянной основе         
только в семи регионах из восьмидесяти девяти. Я их назову. Это парламенты      
Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Великий Хурал Тывы, Законодательное Собрание     
Свердловской области, Московская городская Дума, Законодательное Собрание       
Санкт-Петербурга и Дума Корякского автономного округа. И то не полностью, а,    
скажем, в Кабардино-Балкарии, в Тыве и Свердловской области двухпалатные        
парламенты, поэтому там одна из палат.                                          
                                                                                
Сергей Сергеевич предлагает нам сделать фактически революцию и сверху, указом   
таким, знаете, в стиле комиссаров 1918 года навязать всем, что обязательно      
всем надо дать зарплаты, кабинеты, чтобы все работали на постоянной основе.     
Но это грубо противоречит вообще федеративным принципам, потому что все-таки    
у нас федерация и каждый субъект сам определяет, какое количество депутатов     
работает на постоянной основе. Так и записано в действующем законе. Там         
сказано, что законодательный орган самостоятельно определяет количество         
депутатов, работающих на постоянной основе.                                     
                                                                                
Кроме того, мы и так уже за последнее время дали регионам целый ряд решений,    
против которых они возражали. Например, избрание по партийным спискам 50 на     
50, например, запрет главам местного самоуправления избираться депутатами       
законодательных органов субъектов Федерации, а теперь еще предлагается          
ужесточить. Но тогда нарушается сам принцип: закон называется "Об общих         
принципах...", а мы их уже зарегулировали до такой степени, как будто бы        
занимаемся Аппаратом Думы.                                                      
                                                                                
В этом смысле Комитет по делам Федерации и региональной политике рассмотрел     
данную инициативу и считает ее абсолютно не соответствующей концепции           
базового закона, который называется "Об общих принципах организации...".        
Во-вторых, мы считаем, что это повлечет за собой огромные расходы, потому что   
если это надо вводить в восьмидесяти двух регионах, где сейчас нет такой        
нормы, то потребуются и помещения, и затраты, и заработная плата, и транспорт   
и так далее, и так далее. Это решение опять-таки вызовет однозначно             
сопротивление регионов. Я могу вам сказать, что мы получили пятьдесят пять      
отрицательных отзывов. То есть пятьдесят пять регионов против этой нормы, а     
мы опять им стараемся что-то навязать.                                          
                                                                                
Поэтому Комитет по делам Федерации и региональной политике практически          
единодушно, за исключением одного-двух человек, предлагает данный               
законопроект отклонить. Точно такое же мнение прислало и Правительство          
Российской Федерации за подписью Виктора Борисовича Христенко. Предлагаем       
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите.                                      
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Сергеевичу.                                              
                                                                                
Сергей Сергеевич, идея ваша привлекательная, есть только, может быть,           
финансово-организационные какие-то сложности. Вообще-то, комплексно надо было   
ее реализовывать. Скажите, пожалуйста: вы же знаете, что в различных            
регионах, в различных субъектах парламенты или законодательные собрания         
состоят из разного количества депутатов, не считаете ли вы необходимым ввести   
еще норму, чтобы количество депутатов законодательного органа было ограничено   
общим для всех числом депутатов, чтобы было не больше, скажем, пятидесяти,      
или тридцати, или семидесяти? Вот примерно такую норму, на ваш взгляд, не       
стоило бы еще предложить?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Митрохину микрофон включите.                  
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Да, но сначала отвечу, что совершенно согласен с тем, что        
вопрос нужно решать комплексно. И не только, конечно, эта мера необходима,      
еще нужно достаточно большое количество мер, для того чтобы у нас в регионах    
были все-таки цивилизованные парламенты, а не такие, как сейчас.                
                                                                                
Что касается ограничения по количеству. Ну, тут Владимир Александрович          
наверняка скажет, что это еще какое-то очень страшное вмешательство в дела      
субъектов Федерации. Вопрос надо обсудить. Я сейчас не готов на него            
ответить. Возможно, в этом есть рациональное зерно. Я знаю, что вы исходите     
из опыта Дагестана, где сто двадцать членов парламента.                         
                                                                                
Но вот Владимиру Александровичу я хочу ответить, когда он говорит, что речь     
идет не об общих принципах: именно об общих принципах! Есть очень общий         
принцип, на котором основана работа депутатов Государственной Думы, - принцип   
независимости...                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Сергеевич, сейчас не время для ответов на          
вопросы. Вы выслушали мнение комитета, комитет слушал вас, полемика не          
допускается.                                                                    
                                                                                
МИТРОХИН С. С. ...принцип независимости от коммерческих структур.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Александрович, вот вы, вообще-то,           
демократ вроде как были, и мне ваш пафос непонятен. Почему? Потому, что есть    
справедливость в постановке проблемы Митрохиным. В чем? У нас сегодня есть      
такие и не такие депутаты. Скажем, Ростовскую область вы назвали областью, в    
которой есть освобожденные депутаты. Но там, если ты не в той партии            
состоишь, освобожденным быть ни при каких условиях не можешь. Понимаете?        
Поэтому я считаю, что в общих принципах надо, вообще-то, расширять нами же      
принятое положение. Если мы допускаем, что половина парламентов должна          
избираться - и чем раньше, тем лучше - от партий и движений, то мы должны       
прописать и равнодоступность к этой норме депутатов всех политических           
окрасок. А в такой ситуации у нас получается, что собираются местные            
мини-олигархи и пилят с губернаторами бюджет на кампанию. Понимаете?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, ваш вопрос.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Это будет значительно дешевле для области.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович.                       
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. На самом деле абсолютно, на мой взгляд, этот аргумент ни о чем     
не говорит. Если у вас в Ростовской области сложились такие отношения между     
политическими силами (а это вопрос соотношения политических сил), при чем       
здесь количество людей, работающих на освобожденной основе? Завтра точно        
такие же марионетки будут избраны, и будут занимать какие-то должности, будут   
сидеть в кабинетах и получать зарплаты. Что это, по существу, изменит? Ровным   
счетом ничего.                                                                  
                                                                                
А что касается демократичности, то как раз наш комитет вчера закончил работу    
по так называемой реформе федеративных отношений, по реформе Козака. Там        
содержится норма, которая уточняет данный пункт действующего закона. Если       
сейчас в действующем законе сказано, что количество депутатов, работающих на    
постоянной основе, определяется законодательным органом самостоятельно, то в    
новой редакции будет записано, что это определяется законом субъекта            
Российской Федерации, то есть всё выводится на более серьезный уровень.         
Примут они закон, что работают все на постоянной основе - ради бога. Примут     
закон, что половина - ради бога.                                                
                                                                                
Но комитет считает, что никто не вправе диктовать субъектам отсюда, из этого    
зала, что все должны работать на постоянной основе.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос. Потом Кравец         
Александр Алексеевич.                                                           
                                                                                
ПОПОВ С. А. У меня вопрос к Сергею Сергеевичу.                                  
                                                                                
Сергей Сергеевич, ведь бывают очень маленькие субъекты Российской Федерации -   
20 тысяч человек. В них тоже предлагается ввести то, о чем вы говорите?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Митрохин Сергей Сергеевич.                    
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Я здесь не вижу никакой разницы между большими и маленькими.     
Профессиональный парламент в любом субъекте, независимо от его численности,     
будет лучше контролировать исполнительную власть и бюджет, что повлечет за      
собой существенный прирост доходов этого бюджета.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Кравец Александр Алексеевич.                                        
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Владимир Александрович, у меня к вам вопрос. Скажите,              
пожалуйста, может ли депутат регионального уровня исполнять свои депутатские    
обязанности, быть представителем народа, если у него в округе 50 тысяч          
избирателей и он занимается ими в свободное от основной работы время? Это       
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Второй вопрос. Как мы знаем, среди ваших аргументов, или вашего комитета,       
против принятия этого закона вопросы материальной базы, помещений и так         
далее. Я вам приведу конкретный пример. В Законодательном Собрании Омской       
области 30 человек, из них один - на освобожденной основе, это председатель.    
Все вопросы решает аппарат. Заседания проходили бы, если бы там не было         
оппозиции, буквально за 15 минут. Нормальное ли это явление, когда депутаты     
на самом деле лишены возможности общаться с избирателями, вести нормальный      
прием, знать их заботы? Первое.                                                 
                                                                                
Второе. Они напрочь лишены возможности... (Микрофон отключен.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович.                       
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. По первому вопросу: может ли депутат, работающий на непостоянной   
основе, отражать интересы своих избирателей? Я могу сказать по своему           
региону: может. У нас, скажем, Николай Викторович Рыжак, глава бюджетного       
комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов, директор крупного       
предприятия, работает очень эффективно. На моих глазах за последние три года    
их комитет добился раскрытия структуры бюджета, подотчетности и так далее. То   
есть ответ на ваш вопрос такой: может или не может, разные бывают ситуации.     
                                                                                
Что касается примера по Омской области. Вы ж поймите: это следствие того        
политического режима, который в вашей области сложился. Это следствие, а не     
причина. Потому что, если бы у вас были альтернативные политические силы,       
которые бы провели депутатов в областной парламент, и те бы добились своих      
прав, был бы другой результат. Поэтому первопричина в состоянии общества в      
вашем регионе, в состоянии политических сил и в соотношении их. А мы пытаемся   
в рай всё время за уши втащить, мы пытаемся отсюда, сверху, построить           
демократию в отдельно взятой Омской области. Вы знаете, я очень сильно          
сомневаюсь в такой возможности. Даже если сейчас мы примем закон Митрохина,     
завтра Полежаев у вас всё равно изберет кого захочет. Только разница будет в    
том, что они будут сидеть на зарплате, а не на совмещении, как сейчас. Потому   
что общество-то от этого не изменится.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше вопросов нет. Присаживайтесь, Владимир        
Александрович.                                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Ну, запишитесь, пожалуйста, чтобы уже определила    
наша машина, кому первому.                                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы поддержать предложение Сергея          
Сергеевича Митрохина по следующим основаниям.                                   
                                                                                
Первое. Нам говорят, что всё равно те, кто будет избран, пусть даже на          
постоянной, проплачиваемой основе, будут представлять интересы не               
избирателей, а тех, кто их делегировал, - там представители Президента и так    
далее. Ну, мне кажется, что если такой логике следовать до конца, надо вообще   
прийти к выводу о необходимости экономить бюджетные средства и отменить в       
принципе институт выборов. Это, наверное, будет логично, это будет              
последовательно. А когда нам говорят, что так или иначе, но всё равно выборы    
приводят к власти по одномандатным округам только крупный капитал и какие-то    
чиновничьи структуры и, поскольку такие возникают обстоятельства, нам не надо   
обеспечивать перевод депутатов на работу на освобожденной основе, мне           
кажется, что такой подход, мягко скажем, неправильный. Это первое.              
                                                                                
Второе. На мой взгляд, очевидно, что именно формирование депутатского корпуса   
на освобожденной основе существенно повысит профессионализм депутатов. И до     
избрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации я    
два созыва подряд был депутатом Астраханского областного Представительного      
Собрания, работал в комиссии по экономической политике, в комиссии по           
законности. Могу сказать, что в первую очередь всю работу законотворческую,     
всю работу, связанную с деятельностью областного собрания, более того,          
работу, связанную с непосредственным общением с избирателями, вели именно те    
депутаты, которые работали на освобожденной основе. Это факт, так сказать, и    
многие присутствующие коллеги, я думаю, с этим согласятся.                      
                                                                                
И последний момент, на котором хотелось бы остановиться. У нас ведь что         
делается, какие очень интересные пошли процессы? Когда человек представляет     
оппозицию, ему просто не дают перейти на освобожденную основу. Есть такие       
примеры, их немало, кстати, в том числе и в Алтайском крае. Есть примеры и      
обратного плана, когда представители оппозиции, которые стали депутатами на     
освобожденной основе, подвергаются процедуре сокращения штатов. Скажем, у нас   
в Астрахани два депутата, которые представляют оппозицию по отношению к         
исполнительной власти, были сокращены, уволены по сокращению штатов. Это        
известные манипуляции, известный способ воздействия на людей.                   
                                                                                
Поэтому я считаю, что законопроект правильный, нормальный, хороший, надо его    
поддержать и проголосовать сегодня.                                             
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я тоже поддерживаю законопроект Сергея        
Сергеевича, и вот по каким основаниям. Нам нужно сегодня очень внимательно к    
этому вопросу подойти, а не просто вот так отметать эту идею. И почему в        
качестве главного аргумента, который привел нам сегодня содокладчик (я уж и     
забыла, правда, как его зовут, он так давно не появлялся), Владимир             
Александрович, то, что все регионы против? Вот это и есть как раз тот           
показатель, что... Действительно, регионы-то, конечно, будут против, там же     
сегодня в думах вот такая и есть ситуация: работают человек пять-семь на        
освобожденной основе, остальные законотворческому процессу не уделяют           
никакого внимания, интереса, а интерес у них только в том заключается, что      
когда-то конкретно нужно что-то как бы для себя. Вы знаете, что сегодня в       
законодательные собрания попадают за большие деньги люди и лоббируют свои       
интересы там, не более того. Поэтому идея очень даже заслуживает внимания,      
идея хорошая.                                                                   
                                                                                
Я согласна и с теми аргументами, что это будет дороже. Да, это действительно    
будет дороже, чем сегодня, но зато это ведь будет и оправданно. Дума, или       
законодательное собрание (они называются в регионах по-разному), будет          
профессиональной. Эта работа будет оправданна, она будет направлена на          
регион, на народ, а не на выражение своих собственных интересов и               
лоббирование своих, так сказать, возможностей налоговых и так далее, на         
послабления, что сегодня и делают бизнесмены.                                   
                                                                                
Я также поддерживаю идею о том, что нужно посмотреть и проработать              
действительно количественный состав, возможность сокращения, потому что это     
будет дороговато. Я, например, представляю Тамбовскую область. У нас            
пятьдесят депутатов в Тамбовской областной Думе, пятьдесят депутатов на         
постоянной основе - это будет очень дорого для области. Поэтому этот вопрос     
тоже нужно обсуждать, по количеству депутатов. Но то, что это будет правильно   
и хорошо, гораздо лучше, чем сегодня, - это абсолютно точно.                    
                                                                                
И следующий аргумент, который уже звучал: тот, в основном, кто пройдет на       
главу, представитель какой политической партии, тот и будет формировать         
корпус на постоянной основе в думе. Я не могу сказать о своей области, у нас    
как раз в этом плане-то всё нормально, но так как я бываю в других              
законодательных собраниях, я это прекрасно вижу: ни одного представителя        
оппозиции там никогда не будет, хотя его избирает точно так же народ.           
                                                                                
Поэтому я поддерживаю этот законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравец Александр Алексеевич.                              
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Я хотел бы обратить внимание еще раз на аргументацию комитета и    
уважаемого Владимира Александровича по поводу того, что нельзя навязывать,      
нельзя решать вопросы сверху и так далее. Прежде всего мы должны иметь в        
виду, что в данном случае заключение, которое дал комитет на законопроект       
Митрохина, было сформировано в недрах региональных администраций, в недрах      
тех администраций, которые сегодня зачастую превратились в администрации        
удельных князьков. И я думаю, тенденции, связанные с развитием                  
государственного строительства в России, требуют все-таки обуздать этих         
людей. И обуздать законным путем - через развитие полномочий представительных   
органов власти.                                                                 
                                                                                
Что касается соотношения политических сил, Владимир Александрович, я вам        
скажу другое: треть депутатов Законодательного Собрания Омской области          
предыдущего созыва составляли коммунисты, причем это были учителя, врачи,       
преподаватели вузов, работники профсоюзов и так далее, это были не заводчане.   
Их не пускали на постоянную основу по очень простой причине. Да, директор       
завода, наверное, злоупотребляя служебным положением или пользуясь              
возможностями коллектива предприятия, может работать с избирателями, а у        
учителя, который должен нести двойную нагрузку, или у преподавателя, который    
работает на трех ставках в вузе, для того чтобы прокормить свою семью, не       
остается времени и сил для этого. Вы возразите, что тогда не надо идти в        
собрание. Надо идти! Потому что, извините меня, местные олигархи или местные    
хозяйственные деятели, конечно, будут работать прежде всего на корпоративные    
интересы своей фирмы и так далее.                                               
                                                                                
И еще один момент. Я думаю, очень легко определять и количество депутатов в     
представительных органах власти региона. Вот количество мы могли бы ввести в    
закон и определить долю, какая часть из них может работать на постоянной        
основе - 25 или 30 процентов. И база под это есть. В том числе на примере       
моей родной области мы конкретно знаем, что всё, что касается и кабинетов, и    
автомобилей, и прочих вещей, - всё было до тех пор, пока не пришли коммунисты   
в Законодательное Собрание. После этого всё стали быстро сокращать.             
                                                                                
Так что я целиком за то, чтобы в этом направлении наше законодательство         
развивалось, и надо поддержать законопроект, доработав его во втором чтении.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Свое       
выступление я хотел бы начать с высказывания известного государственного        
деятеля и идеолога демократии Джефферсона, который сказал, что демократия -     
это дело дорогое, но чрезвычайно полезное для общества. И мне странно слышать   
от историка о том, что законы якобы ничего не решают. Законы как раз и          
создают предпосылку для создания гражданского общества, законы создают          
предпосылку для создания той или иной системы экономики. И если мы с вами       
пойдем на поводу у нынешней ситуации, то я боюсь, что в ближайшее время у нас   
сложится диктатура, которую вообще свет не видывал, причем направленная как     
раз против большинства населения.                                               
                                                                                
Я считаю, что сегодня отвергать этот закон вообще крайне опасно, потому что     
сейчас сложилась ситуация, спровоцированная федеральной властью,                
"тридцаткой", которая регулярно встречается с Президентом и диктует пакеты      
законов, когда в подавляющем большинстве регионов губернаторы поступают по      
кальке, один к одному. Они собрали вокруг себя табачных, водочных, рентных      
олигархов, из которых точно так же формируют законодательное собрание или       
идут туда сами. Они приспосабливают свой бизнес к областному скудному           
бюджету, и, естественно, им ничего не надо: они приходят, подняли руки, как     
аппарат подготовил.                                                             
                                                                                
Если мы за это, то тогда, я считаю, институт выборов надо отменить. Если мы     
за то, чтобы у нас гражданское общество не провозглашалось, а строилось, нам    
надо стимулировать как раз гражданскую активность, в том числе через            
возможность занятия этим вопросом профессионально. И я считаю, что закон,       
предложенный Митрохиным, конечно, имеет достаточно много прорех, но его можно   
доработать ко второму чтению и его надо принимать.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства Андрей Викторович Логинов.                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Очень приятно слышать от    
марксиста Коломейцева полное опровержение учения о базисе и надстройке. Дело    
в том, что законы не могут создавать предпосылки для развития экономических     
отношений. Законы как раз оформляют те отношения - экономические и              
социальные, - которые складываются в обществе.                                  
                                                                                
Что касается самого законопроекта, то, конечно же, Правительство мотивировало   
свой отрицательный отзыв следующим. Дело в том, что закон "Об общих принципах   
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти...", действующий у нас в настоящее время,                
устанавливает именно общие принципы организации государственной власти в        
субъектах Российской Федерации и вторжение в иные сферы является, на наш        
взгляд, противоречием в том числе и статье 73 Конституции.                      
                                                                                
Ну и, во-вторых, конечно же, очень сомнительны доводы авторов, которые          
приводятся в пояснительной записке, о том, что установление требования,         
согласно которому депутаты вправе осуществлять свою деятельность только на      
профессиональной постоянной основе, будет способствовать обеспечению            
независимости депутатов законодательных органов от влияния государственных      
органов, учреждений и должностных лиц. Казалось бы, обыденная логика мышления   
подсказывает совсем иное - что установление обязательности их работы на         
профессиональной основе, то есть получение зарплаты из бюджетов субъектов       
Российской Федерации через определенные структуры и институты,                  
государственные структуры, как раз и усилит эту зависимость, а вовсе не         
освободит их от этой зависимости.                                               
                                                                                
В целом же по признаку противоречия данного закона тем принципам, которые       
изложены в Конституции Российской Федерации и в базовом законе, куда вносятся   
поправки, Правительство не поддерживает законопроект Митрохина.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лукьянов Анатолий Иванович, по ведению.                   
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые депутаты, странно, когда здесь ссылаются на марксизм. Если бы не      
имели законодательные органы никакого влияния на экономику, то зачем тогда      
магнатам и их представителям идти в представительные органы? Посмотрите,        
какой туда поток лоббистов и всего прочего. Речь идет о том, что закон          
всегда, во всех отношениях регулирует экономические отношения, и это общая      
закономерность во всем мире сегодня. Отрицать это просто бессмысленно.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков, хотели бы высказаться?     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Президент Российской Федерации не поддерживает данный законопроект, поскольку   
он прямо противоречит Конституции Российской Федерации. Я напомню, что в        
соответствии со статьей 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно        
устанавливают систему органов государственной власти в субъектах Федерации,     
что подразумевает и порядок деятельности этих органов.                          
                                                                                
Ну и второе. Вторая причина - это то, что, если мы обязываем субъекты           
Федерации содержать некие органы за счет бюджета, то есть сделать               
профессиональной и оплачивать деятельность депутатов законодательных органов,   
мы тем самым вторгаемся в сферу управления бюджетными средствами субъектов      
Федерации и, безусловно, толкаем их на то, чтобы они предъявили нам счет:       
если вы обязываете нас содержать платный профессиональный парламент, извольте   
выделить нам на это деньги из федерального бюджета. Безусловно, нельзя          
вторгаться в сферу деятельности субъекта Федерации, в сферу управления          
бюджетом субъекта Федерации, это их исключительная прерогатива. Спасибо.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Сергеевич, у нас осталось три минуты, хватит вам для заключительного     
слова? Пожалуйста.                                                              
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Можно сказать, мне кажется, самым красноречивым аргументом за    
этот закон было выступление Андрея Викторовича Логинова как представителя       
Правительства. У нас в стране такая система власти сложилась, при которой       
исполнительной власти законодательная власть вообще не нужна, и поэтому всё,    
что он сказал, совершенно правильно. Это и есть тот ход мысли, которым          
руководствуются губернаторы на местах и чиновники во взаимоотношениях с         
представительными органами.                                                     
                                                                                
И еще. Андрей Викторович вот сказал, что законы только оформляют систему. Да,   
Андрей Викторович, они оформляют сегодня олигархическую систему, которая        
сложилась в России. Нам эта система не нужна! Нам нужна действительно           
демократия, которая, как правильно процитировали Джефферсона, самая дорогая     
вещь в мире. Но эту фразу можно еще и продолжить: это самая окупаемая вещь в    
мире, и плодами этой окупаемости пользуются не кучка олигархов и не             
исполнительная власть, а народ и общество.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович, пожалуйста.                                             
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Ну, мы все научились произносить пламенные речи и даже             
цитировать Джефферсона. Как говорится, за этим далеко ходить уже не надо, но    
тем не менее.                                                                   
                                                                                
Первое. Вот здесь было сказано о том, что только администрации дали             
отрицательные отзывы. Это не так. Больше половины отрицательных отзывов дали    
сами законодательные органы власти субъектов. Это во-первых.                    
                                                                                
Во-вторых, изменения, которые сейчас произойдут, начиная с июля этого года, а   
именно избрание не менее половины по партийным спискам и запрет главам          
администраций, местного самоуправления избираться, уже приведут к росту числа   
освобожденных депутатов. Мы все реалисты, мы это понимаем. То есть этот         
процесс позитивный будет идти.                                                  
                                                                                
И третье. Решение вы должны принимать в ясном уме и памяти. Если мы сейчас      
проголосуем за этот закон, это означает, что тысячи депутатов регионального     
уровня должны будут содержаться региональными бюджетами. И каждый депутат,      
кто за это будет голосовать, должен об этом помнить.                            
                                                                                
Поэтому комитет против радикализма в этих вопросах, считает, что процесс        
должен идти естественным путем, а он и пойдет из-за партийных списков и         
запрета главам местного самоуправления избираться в региональные парламенты.    
Поэтому предлагаем не поддаваться эмоциям и закон отклонить.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование ставится проект федерального      
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кто за то,      
чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Комитет        
предлагает отклонить данный законопроект.                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              162 чел.             36,0%                        
Проголосовало против           11 чел.              2,4%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    175 чел.                                          
Не голосовало                 275 чел.             61,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 210

20.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242746-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения ограничений, связанных с деятельностью депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 627 по 633 из 7277
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "ЯБЛОКО".                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, у меня предложения по пунктам 27 и 28. Докладчик по пункту   
27 Сергей Сергеевич Митрохин попросил меня обратиться к вам с просьбой          
перенести на весеннюю сессию этот закон, поскольку он по объективным причинам   
не может сегодня присутствовать.                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1046 по 1058 из 7277
Дальше. Емельянов - перенос пункта 27 на весеннюю сессию. Это ваш закон, да?    
                                                                                
Емельянову включите микрофон.                                                   
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Меня попросил Митрохин, автор, докладчик, озвучить его          
позицию и обратиться к Думе с просьбой о переносе.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но его сегодня просто нет, да?                            
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Да, его физически нет здесь.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пункт 27 переносим: нет докладчика.