Заседание № 33

09.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242617-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании" (новая редакция первой части пункта 10 статьи 41 закона; принят в первом чтении 26 марта 2004 года; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва С. Н. Юшенковым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1686 по 1751 из 6551
Переходим к блоку законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к     
отклонению. 8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в   
Федеральный закон "Об образовании". Доклад председателя Комитета по             
образованию и науке Николая Ивановича Булаева. Пожалуйста, Николай Иванович.    
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и       
науке, фракция "Единая Россия".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об        
образовании" (новая редакция первой части пункта 10 статьи 41 Закона            
Российской Федерации), внесенный депутатом Государственной Думы третьего        
созыва Юшенковым и принятый Государственной Думой в первом чтении 26 марта      
2004 года. Смысл проекта - снятие ограничений и квот на подготовку              
специалистов по четырем специальностям: юриспруденция, менеджмент, экономика    
и государственное и муниципальное управление.                                   
                                                                                
Напомню, что одновременно 26 марта 2004 года был принят в первом чтении         
проект федерального закона № 188757-3 "О внесении изменений и дополнений в      
статью 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" и 27 мая он принят во    
втором чтении с новым названием "О признании утратившими силу отдельных         
положений законодательных актов Российской Федерации в области образования".    
Этот законопроект полностью снимает те ограничения на прием обучающихся в       
государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего             
профессионального и высшего профессионального образования для подготовки        
специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента,                   
государственного и муниципального управления по договорам, которые              
предлагается снять обсуждаемым законопроектом. Кроме того, комитет отмечает,    
что новая редакция первой части пункта 10 статьи 41, предложенная указанным     
законопроектом, юридически некорректна. Поэтому принятие аналогичного по        
содержанию законопроекта во втором чтении Комитет по образованию и науке        
считает нецелесообразным, данный законопроект утратил свою актуальность.        
                                                                                
На данный законопроект ко второму чтению поступило отрицательное заключение     
Президента Российской Федерации, в котором указывается, что в связи с           
принятием по тому же вопросу в первом чтении юридически более корректного       
проекта федерального закона данный законопроект не может быть поддержан. К      
проекту федерального закона во втором чтении поправки не поступили. Принимая    
во внимание вышеизложенное и на основании части девятой статьи 121 и статьи     
123 Регламента Государственной Думы Комитет по образованию и науке              
рекомендует Государственной Думе отклонить принятый в первом чтении проект      
федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об               
образовании". Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Присаживайтесь.                
                                                                                
Будут ли выступать полномочный представитель правительства, полномочный         
представитель президента? Есть ли необходимость выступить представителям        
депутатских объединений? Нет. Уважаемые депутаты, тогда будем определяться      
голосованием. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении              
законопроекта, принятого в первом чтении?                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 15

26.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242617-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании" (новая редакция первой части пункта 10 статьи 41 закона; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва С. Н. Юшенковым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3753 по 3814 из 6001
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Ну, я сразу буду говорить по обоим законам, идеи в них    
совершенно идентичны, только в разной форме выражены.                           
                                                                                
Итак, конечно, обсуждение этих законопроектов прошло более в политической       
плоскости, нежели в юридической. Прежде всего давайте вспомним, кто читал,      
конечно, этот законопроект, что ограничение, которое предлагается здесь         
изъять, касается только части специальностей, по всем остальным                 
специальностям, кроме юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного   
и муниципального управления, таких ограничений не существует. Только в этой     
части есть ограничение: не более 50 процентов от общего числа обучающихся, то   
есть равное число с бюджетными студентами. И притягивать за уши, говорить,      
что вот это всё сразу прекратит доступ малообеспеченным слоям во все вузы, -    
это абсолютно неправомерно, потому что во всех остальных вузах такого           
ограничения вообще не существует.                                               
                                                                                
Далее. Здесь уже неоднократно говорилось и председателем комитета, и            
докладчиком, и другими выступавшими, что численность принимаемых по конкурсу    
обучающихся, то есть бюджетных мест, зависит от объема бюджетного               
финансирования. То есть в большей мере это зависит от вас: сколько денег        
бюджет определит на образование, сколько средств будет выделено каждому вузу,   
столько мест бюджетных, бесплатных, и будет в этом вузе определено. Как         
правило, эта цифра достаточно стабильная, и, как вам уже говорили, она не       
уменьшается, а только увеличивается. Вот простой арифметический пример. Ну      
хорошо, эту норму сохраним, то есть не более 50 процентов платных обучающихся   
от общего числа обучающихся. Если учредитель, в данном случае государство или   
муниципальное образование, уменьшит финансирование вуза, автоматически          
снизится количество бюджетных мест. Они вынуждены будут автоматически           
пропорционально, в таком же количестве, отказывать в приеме на платной          
основе. Емкость вуза, условно говоря, две тысячи человек. Ему дают пятьсот      
бюджетных мест, и он не может теперь принять на договорной основе более         
пятисот человек. Вуз работает ровно наполовину. Почему? Мы уменьшаем            
количество обучающихся - мы ухудшаем финансовое положение вуза.                 
                                                                                
Ну и последний аргумент, который хотелось бы здесь привести. Я, к сожалению,    
не готовился к подобной дискуссии с цифрами, но думаю, что специалисты          
подтвердят: уже сейчас, как жизнь показывает, именно по этим специальностям -   
юристы, экономисты и так далее - наблюдается перенасыщение рынка. Так что       
чрезмерного конкурса или рвения получить именно эти специальности, вероятно,    
в ближайшие годы не будет. И потом, все опасения, которые здесь                 
высказывались, напоминают мне опасения, или страшилки, отсутствующего сейчас    
депутата Харитонова, который четырнадцать лет пугает нас наступающим в стране   
голодом.                                                                        
                                                                                
Поэтому давайте реально смотреть на вещи. Еще раз подчеркиваю: никакого         
сокращения бюджетных мест в вузах данный законопроект не повлечет. И еще раз    
подчеркиваю: и вообще эти ограничения касались только небольшой части           
специальностей.                                                                 
                                                                                
Ну и не могу не напомнить депутату Митрофанову, который, вообще, по-моему,      
уже по общепартийной логике после выступления сразу покинул зал, чтобы не       
слышать возражений... Так вот, я тогда, может быть, хотя бы остальным вопреки   
заявлению депутата Митрофанова напомню, что у нас в стране не вся               
собственность одинакова, как он сказал. По Конституции в стране существуют,     
развиваются и равным образом защищаются все формы собственности:                
государственная, муниципальная, частная и иные виды собственности. Они          
абсолютно разные, но защищаются государством одинаково.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3905 по 3932 из 6001
Коллеги, есть предложение по пункту 19 дать выступить Валентине Николаевне      
Ивановой. Мы не имеем права по Регламенту без доклада проголосовать за этот     
закон.                                                                          
                                                                                
ИВАНОВА В. Н. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые товарищи, текст этого законопроекта идентичен предыдущему, и          
комитет просит определиться по нему голосованием.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, было предложение без обсуждения проголосовать    
за данный проект. Есть ли возражающие? Нет. Кто за то, чтобы принять проект     
федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об               
образовании" (пункт 19) в первом чтении? Прошу проголосовать.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1%                                     
Проголосовало против           80 чел.17,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.