Заседание № 93
19.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 242584-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 735 по 753 из 7354
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я понимаю важность и необходимость принятия некоторых документов, но когда читаешь их, то складывается впечатление, что гастарбайтеры их готовили, - например, к ратификации соглашений. Я вам просто зачитаю: "Киргизская Сторона соблюдает правовое положение личного состава..." и так далее; а вот статья 13 соглашения по Таджикистану: "правое положение" - а что, есть левое положение? Может, всё-таки "правовое положение"? Ну как же у нас читают, ёшкин-кошкин, люди, которые готовят эти документы?! И куда смотрело Правовое управление?! Я считаю, что это позор для российского парламента, если мы будем ратифицировать международные соглашения с орфографическими ошибками! Ну что же это такое?! А если вы в содержание вникнете, то тут вообще абсурд: ссылаются на соглашение, которое вступит в силу в 2017 году, - или ишак сдохнет, или имам умрёт к этому времени! С моей точки зрения, эти два соглашения не готовы к ратификации, их надо как минимум перенести и доработать, исправив орфографические ошибки.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 818 по 826 из 7354
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я бы просил пункты 6 и 7 рассматривать с одним докладом и с одним содокладом, так как проблематика идентична. С содокладчиком и с представителями комитета это согласовано.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 839 по 866 из 7354
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Николай Васильевич Коломейцев предложил перенести пункты 6 и 7 повестки дня. Кто за это предложение? Прошу включить режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не поняли? Ещё раз. Отмените режим голосования. Коллега Коломейцев предложил перенести пункты 6 и 7 повестки дня, это две ратификации. Кто за это предложение? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 08 мин. 15 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % Результат: не принято Не принимается.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 945 по 947 из 7354
Минх Гарри Владимирович предложил следующий порядок рассмотрения по пунктам 6 и 7: один доклад и один содоклад. Нет возражений? Нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 955 по 976 из 7354
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Извините, но мы же выставляем себя на посмешище! Мне кажется, что вы невнятно сказали и правильное голосование неправильно отменили. Почему? Я ещё раз повторяю: в тексте содержатся орфографические ошибки, а процедура ратификации не предусматривает второго, третьего и пятого чтений, поэтому, мне кажется, лучше исправить ошибки и во вторник принять правильный федеральный закон, чем сегодня принять неправильный федеральный закон, то есть международное соглашение, которое, кстати, по статусу выше федерального закона. Ну, мне кажется, очевидно, что сделана ошибка, а кто-то нас гонит, чтобы выставить дураками ещё раз! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, не по ведению вы выступаете. Это первое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второе: все свои соображения по данному законопроекту вы сможете высказать тогда, когда он будет обсуждаться; по существу, по форме - любые, какие вы посчитаете нужным.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1133 по 1696 из 7354
Пункты 6 и 7 мы договорились таким образом рассматривать: один доклад и один содоклад. Это проекты федеральных законов "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединённой российской военной базы на территории Киргизской Республики..." и "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан". Доклад по обоим вопросам сделает официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Александрович Панков. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Рассматриваемый проект федерального закона направлен на урегулирование вопросов, связанных с размещением объединённой российской военной базы на территории Киргизской Республики и в конечном счёте закреплением долгосрочного российского военного присутствия на территории этой страны. Данное соглашение распространяется на все российские военные объекты - а их четыре, - находящиеся на территории Киргизии. Срок действия соглашения - пятнадцать лет, начиная с 2017 года, но с применением его положений с момента подписания. Для этого вместе с соглашением подписан протокол, который обеспечивает применение до 2017 года действующих российско-киргизских международных договоров, таким образом, по существу речь идёт о двадцатилетнем сроке пребывания объединённой российской военной базы на территории Киргизии - до 2032 года, с последующими пятилетними периодами продления. Статус личного состава базы и членов семей приравнен к статусу административно-технического персонала дипломатических представительств, тем самым усилена правовая защищённость указанных российских граждан на территории Киргизии. Арендная плата за использование мест дислокации российских военных объектов осталась без изменений. Кроме того, соглашение и протокол регламентируют порядок использования и функционирования базы, её недвижимого и иного имущества, порядок применения воинских формирований объединённой российской военной базы. Наконец, в соответствии с соглашением объединённая российская военная база кроме функции защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооружёнными Силами Киргизии безопасность этой страны, включая и отражение вооружённого нападения со стороны международных террористических формирований. Реализация соглашения и протокола не влечёт дополнительных расходов из федерального бюджета, а соглашение и протокол в соответствии с законодательством нашей страны подлежат ратификации, поскольку содержат положения, затрагивающие обороноспособность Российской Федерации. Что касается соглашения по Таджикистану. Данное соглашение рассчитано на очень длительную перспективу - на сорок девять лет - и включает период нахождения российских воинских формирований в Таджикистане с 1993 года. Таким образом, фактически речь идёт о тридцатилетнем сроке пребывания наших военных на территории Таджикистана - до 2042 года, с возможностью продления на пятилетние периоды. Так же, как и в предыдущем соглашении, усиливается правовая защищённость указанных российских граждан на территории Таджикистана, уточняются отдельные моменты двустороннего сотрудничества для приведения их в соответствие с современными требованиями. Наконец, следует отметить, что, так же как и в предыдущем соглашении, речь идёт о том, что мы берём на себя обязательства обеспечивать безопасность Республики Таджикистан. Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотрено нашим законодательством, и в соответствии с законодательством мы обязаны ратифицировать это соглашение, поскольку оно затрагивает вопросы обороноспособности. К сожалению, да, закралась на 15-й странице (статья 13) техническая ошибка, мы о ней узнали, к сожалению, поздно, но внешнеполитическое ведомство работает. На самом деле практика такая, она известна, она существует: будет обмен мнениями и эта ошибка будет исправлена. Но этот очень важный, имеющий мощное военно-политическое, политическое значение документ, конечно же, нужно ратифицировать. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по обороне Виктора Михайловича Заварзина. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, Николай Александрович подробно остановился на документах, которые мы сегодня ратифицируем, в свою очередь я хотел бы сказать о политической важности этих документов. Я знаю это не понаслышке, - хочу об этом в преамбуле сказать, - потому что я в своё время был командующим миротворческими силами в Таджикистане, как раз, Николай Васильевич, в разгар войны, и видел всё, что там творилось. Сразу скажу, что насчёт политической ошибки, о которой вы сказали, вы абсолютно правы, но это не стратегическая ошибка. Переговоры с этими двумя государствами, я прямо скажу, шли очень тяжело, наш комитет здесь работал в полную силу, и я очень благодарен комитету по делам СНГ, с которым мы вместе работали. Очень сложно переговоры шли, вы знаете, обстановка в этих двух государствах - я сразу о двух государствах говорю - весьма непростая, поверьте мне, и присутствие наших военных там очевидно необходимо, меня никто не переубедит. Я как раз был там, когда вырезали 12-ю заставу, - вы помните - и создавал группировки, для того, чтобы мы прикрывали заставу. Наркотики, наркоугроза... Знаете, есть такое нехорошее слово, у военных оно не употребляется - Михаил Алексеевич не даст мне соврать, - но тем не менее я его употреблю: это так называемое подбрюшье - подбрюшье нашего государства, юг, и в первую очередь мы должны заботиться, даже, извините, с какими-то небольшими нарушениями политическими, о безопасности нашего государства. Надо базе там быть - это моё глубокое убеждение. Вы знаете, какие тяжёлые переговоры с Рахмоном вело правительство, чтобы вот эту базу в Таджикистане оставить на сорок девять лет? Николай Александрович здесь сказал вкратце, что очень сложные переговоры велись, но мы добились цели. Станция "Нурек" - это одна из современнейших станций слежения за объектами, станция мирового уровня. Что касается Киргизии, в которой находится четыре объекта, я хочу со всей ответственностью, коллеги, вам сказать: на 90 процентов, даже на 95 процентов они все выполняют свои задачи и работают в первую очередь на Россию. Не могу не подчеркнуть: как говорится, партнёр не дремлет и свято место пусто не бывает. Вот скоро, в 2014 году, американцы будут выводить свои подразделения из Афганистана, и из Манаса, про который часто говорят, должна уйти группировка. Я сомневаюсь, что они так просто уйдут, - они будут драться, чтобы там базу оставить, как было в Косове. Я лично тоже был против, когда мы быстро оттуда ушли, и сейчас в Приштине очень сильная база американская стоит. Коллеги, давайте мы будем очень внимательно, очень серьёзно подходить к военно-политическим вопросам. Мы недавно ратифицировали большой пакет соглашений с Киргизией, в частности по экономическому направлению. Что касается военного блока, здесь никаких проблем нет. Николай Васильевич, спасибо, что вы очень внимательно читаете. Я вас, знаете, очень уважаю, как скрупулёзного человека, депутата. Это очень просто решается, главное - достигнуто политическое соглашение, как сказал Николай Александрович, а это решается нотами между государствами, МИД имеет такую форму, то есть все эти погрешности уберут. Коллеги, Комитет по обороне поддерживает протоколы по двум государствам, и комитет по СНГ поддерживает единогласно. Я хочу, чтобы наши коллеги серьёзно к этому отнеслись и поддержали эти законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые докладчики, да нет вопросов по необходимости принятия, но лично меня, вообще, оскорбляет то, что два министерства, три комитета Государственной Думы и Правовое управление текст якобы вычитывали, а в тексте - Николай Александрович, наверное, не дочитал, - на 26-й странице соглашения с Киргизией... вы почитайте - этот текст как будто писали гастарбайтеры! Ну, с моей точки зрения, это недопустимо, потому что сейчас можно на страницы прессы это вынести и высмеять и Думу, и правительство, и всех подряд на международной арене! Ну разве это допустимо? И почему такой пожар? Вы что, не знали вчера, что соглашения надо ратифицировать?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Николаю Александровичу. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Как "никому"? Слушайте внимательно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович, пожалуйста. ПАНКОВ Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Николай Васильевич! Мне кажется, я уже постарался ответить на этот вопрос. Конечно, досадно, что прошла ошибка. Ещё раз подчёркиваю, что нам понятно, как работать дальше: при обмене нотами мы эти ошибки исправим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Николай Александрович, вот по Киргизии, вы сказали, срок аренды базы двадцать лет. Ну, все хорошо знают такое название, как Гуантанамо. Это военно-морская база США на Кубе, она находится там с 1903 года, и аренда бессрочная. Кубинцы давно выбросили бы американцев оттуда, да не могут. Срок двадцать лет - вам не кажется, что он слишком мал? Ведь земля всего лишь арендуется, а объекты строятся наши. Вы помните, когда мы скоропостижно уходили из Германии, сколько объектов военной инфраструктуры там осталось? Это совершенно безумные государственные деньги вложенные плюс стратегические интересы! То есть закрепляться надо на существенные, длительные сроки, пять лет продления - это ничто, минимум - девяносто девять лет, а в идеале вообще бессрочно, чтобы какой бы режим там ни был, наши интересы государственные соблюдались во все времена и при всех правителях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ПАНКОВ Н. А. Я должен ещё раз подчеркнуть, что данные соглашения - это, конечно, результат определённого компромисса, но компромисса очень выгодного для Российской Федерации. Подчёркиваю, ещё раз подчёркиваю: речь идёт о сроке до 2042 года и до 2032 года с возможностью продления на пять лет в обоих случаях. Мне кажется, мы действительно решили очень важную задачу по долгосрочному военному присутствию на территории этих стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите на центральной трибуне. ЗАВАРЗИН В. М. Я хочу добавить единственное: коллеги, вы не думайте, что переговоры так просто ведутся, они ещё зависят от другой стороны, которая в них участвует, в данном случае от киргизской стороны. Тридцать лет - это очень большой срок, за это время в Центрально-Азиатском регионе многое может поменяться - знаете, сколько у нас там было всяких дел. Дай бог, чтобы мы за этот срок укрепились, развились, как говорится, и так далее! Я считаю, что это нормальный срок, и поддерживаю Николая Александровича: достигнут великолепный, очень хороший компромисс. Вы ещё не знаете, какой срок был назначен сперва - вообще чуть ли не год-два! Это нормальный срок, и главное, что в это время все ведомства, включая Министерство иностранных дел, Министерство обороны и другие, вообще в целом Россия должна очень плотно работать на центральноазиатском направлении, чтобы укрепиться и двинуться вперёд, - вот наша главная задача. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Николай Александрович, у меня два вопроса. Первый - по соглашению с Киргизией: допускает ли это соглашение оперативное взаимодействие нашей базы со структурами ОДКБ, именно оперативное взаимодействие? И второй вопрос - по соглашению с Таджикистаном: какова готовность, настроение, политическое волеизъявление таджикской стороны в отношении эффективного применения этого документа? Не нужна ли здесь хорошая поддержка и работа парламентской дипломатии? И одна просьба: таджикские парламентарии, дипломаты мне не раз говорили, что на базе функционирует одна из самых лучших в Таджикистане русских школ, - просьба поддержать её максимально. ПАНКОВ Н. А. Что касается распространения данного соглашения на ОДКБ, то мы отвечаем утвердительно, в том числе и потому, что в соглашении упоминается база "Кант", которая входит в структуру ОДКБ. Позиция таджикской стороны, конечно, непростая, неоднозначная, но вместе с тем мы констатируем очень высокую её заинтересованность в ратификации этого соглашения. Хотя там ратификация до сих пор не состоялась и руководство Таджикистана увязывает вопрос ратификации с предстоящими выборами, это, я ещё раз повторяю, не говорит о том, что Таджикистан не заинтересован в соглашении. Он заинтересован очень сильно, и руководство Таджикистана свою позицию оглашало неоднократно, в том числе совсем недавно. Сейчас как раз идут переговоры по этому вопросу. Что касается русской школы, то мы сейчас рассматриваем вопрос, чтобы школа сохранилась в ведении Минобороны. Я не хотел бы погружаться в проблемы, которые есть, в том числе и нормативно-правового характера, но относительно настроя я вам доложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Александрович, вопрос вам. На прошлом заседании мы рассмотрели несколько соглашений с Киргизией, списали ей долг и обещали построить пять электростанций, для чего выделяем около 90 миллиардов рублей. Как бы ни менялась политическая ситуация, политическое руководство в Киргизии, эти пять электростанций гарантированно останутся у них и будут работать на эту страну. А вот насчёт соглашения о военной базе... Если сменится политический курс, политическое руководство, смогут ли они тогда разорвать этот договор, ну, не дай бог, через два, три, четыре года, то есть имеются ли какие-то гарантии? Мы им строим на веки вечные электростанции, и они также на протяжении двадцати, тридцати, сорока лет не имеют права расторгнуть данное соглашение? Или в этом плане у них руки ничем не связаны? ПАНКОВ Н. А. Эти вопросы в тексте соглашения прописаны. Мы полагаем, что есть определённые гарантии, хотя, конечно, как и во всяком соглашении, предусматриваются правовые механизмы прекращения его действия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос заместителю министра обороны. Николай Александрович, с позиций геополитических нет сомнений в том, что надо ратифицировать эти два документа. Хорошо, что времена Ельцина, Козырева позади, хорошо, что Россия выстраивает курс на Евразийский союз, на таможенное сотрудничество и так далее, в этом ряду и шаги, касающиеся военной базы. Но мировая практика, опыт тех же американцев свидетельствуют, что там, где военные базы, нередко возникают конфликты, связанные с поведением соответствующих контингентов войск. Скажите, всё ли в этом документе отработано, чтобы мы знали, что и в этой части, с одной стороны, права наших граждан гарантированы, а с другой стороны, что мы жёстко контролируем дисциплину и уровень поведения? За этим ведь перспектива отношений между странами. ПАНКОВ Н. А. Конечно, в соглашениях абсолютно невозможно урегулировать все вопросы, которые вы здесь поднимаете, но я полагаю, что в этих соглашениях в данном направлении сделан существенный шаг вперёд. И кстати говоря, когда мы рассматривали эти документы в Комитете по обороне, то именно по этому вопросу состоялся очень обстоятельный разговор - мы полагаем, что шаг вперёд сделан. Многие вопросы можно урегулировать и в других нормативно-правовых документах, которые будут развивать данные соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Водолацкий по карточке Максимова. Вопрос Николаю Александровичу. Соглашение важное и необходимое в рамках национальной безопасности Российской Федерации - я был на этой базе три года назад. Вопрос первый: будут ли созданы условия для проживания семей офицеров, которые сегодня оказались разорваны: офицер служит там, а семья находится здесь? И второй вопрос. На территории Киргизии, в районе Иссык-Куля, находятся станицы Георгиевская, Семёновская, Андреевская, где более трёхсот молодых людей, наших соотечественников, готовы служить, в том числе на этой базе начиная с 2013-го, или с 2014-го, или с 2015 года. Как предусматривается это в рамках соглашения, будут ли созданы условия для семей и для службы молодых соотечественников, которые живут на территории Киргизии, но являются гражданами России? ПАНКОВ Н. А. В соглашениях эти вопросы не затрагиваются, но на ваш вопрос я бы мог коротко ответить: да, принципиальные решения министром обороны приняты, и в этом направлении мы сейчас работаем, вся необходимая инфраструктура и на той, и на другой военных базах имеется, вплоть до детских садов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Я поручу депутату - члену регламентного комитета от фракции ЛДПР Курдюмову внести поправку о том, что если среди записавшихся на выступления есть руководитель фракции, то ему слово должно предоставляться первому, потому что он представляет всю фракцию и ему, как и главе государства, представляющему всю Россию, везде дают слово первому, и это нормально. Зюганов запишется, а у нас... Меня не будет - пожалуйста, пусть Зюганов, хотя он в списке, может быть, седьмой или восьмой. Ратификацию данных соглашений мы, конечно, поддержим, но давайте посмотрим с точки зрения истории - мы никогда не должны забывать историю, - как мы туда пришли: так сказать, в основном добровольно-принудительно. Народы нас встречали там хорошо, да и некоторые из элиты - местные баи, по-русски - князья, потому что там шло столкновение: джунгары мучили, убивали казахов, а русская армия их спасла, и джунгары ушли в Китай. Но прошло сто лет, и часть русских вынуждена была покинуть Казахстан. Киргизия здесь между молотом и наковальней: на севере - Китай, на западе - Казахстан, на юге - Таджикистан и Узбекистан, и никакой дружбы нет! Вообще, мы сами из-за малограмотности каких-то чиновников сделали два народа - казахский и киргизский. Откуда, кто это взял?! Никакой разницы нет ни в языке, ни в культуре! Чиновник сидел какой-то в Москве и решил написать: киргизы и казахи. И естественно, идёт вражда скрытая: ах, вы киргизы - вот там живите, а мы, казахи, тут. То есть искусственно создали, а может быть, специально сделали. Таджикистан и Узбекистан: узбеки отобрали у таджиков Бухару и Самарканд - это жемчужины Средней Азии и в религиозном плане, и в архитектурном, - поэтому там всегда было противостояние. Царь не менял уклад: была Бухара, эмират, по-русски - княжество, были Хива, Ургенч, Самарканд - всё, пять-шесть территорий, - слышите, ничего национального. Мудрость народов Средней Азии: нельзя давать национальные названия какой-то территории, иначе это породит вражду. И всё шло тихо-спокойно, и русский царь там заводы не строил и железную дорогу туда провёл только для того, чтобы армию туда направлять и возвращать. И шёл хороший обмен: мы им продукцию промышленную, они нам - сельскохозяйственную. Но советская власть всё это перемешала: сперва дала всем свободу, потом силой подавила, и вражда осталась на долгие годы. Теперь опять развалили всё, опять свободу дали, теперь они едут на работу в Россию - их выгоняют из России! Сто пятьдесят лет не можем наладить отношения с народами Средней Азии! Они, 90 процентов, хотят быть с Россией, они любят Россию, они перешли на русский язык, и у них, будем говорить, без акцента русский язык, не как в Прибалтике или где-то в Закавказье. Они не хотели уходить, но их пинком вышвырнули в декабре 91-го года, а потом из зоны рубля вышвырнули! Сейчас с нуля начинаем, вот экономические отношения не помогли, этнокультурные какие-то не помогли, теперь решили использовать опять классический вариант - сперва армия, а потом уже придут туда снова учителя, врачи и так далее. Конечно, правильно, что сейчас мы это делаем, но это ввиду безвыходного положения, потому что мы не только их защищаем - мы тем самым себя защищаем! Должен быть всегда взаимный интерес, мы никогда не должны класть наших солдат, чтобы защитить какую-то другую страну, потому что неблагодарны все. Болгары благодарны, что мы их от турок освободили? Вместе с Гитлером шли на нас, сегодня в НАТО сидят! И все остальные братья-славяне, католики ли, православные, - все легли под Запад, под фашистов, под кого угодно! А вот здесь они ни под кого не хотят ложиться, они с нами хотят быть. Я сам там родился и прекрасно помню, что вообще ничего там у них не было. Русские школы были - если в классе два-три казаха, они счастливы были, что на русском языке учились, и мы никогда им не говорили, что они другой национальности. Никаких мечетей не было, мы ходили в одни и те же кинотеатры, мы все шли на демонстрации в праздники 1 Мая, 7 Ноября. Хрущёву захотелось, так сказать, показать, что он тоже как Ленин, что у него своя национальная политика, и он закрутил так, что развалил, а Брежнев продолжил. Сейчас какие советы Министерству обороны? Использовать нахождение баз для развития экономики. Они не только будут вашим солдатам и офицерам поставлять хорошее питание, но можно будет отправлять продукты на Урал и в Сибирь. В Таджикистане самая первая капуста и самая первая клубника - вот её нужно нам поставлять, в Россию, а не эту африканскую, которая как резина - ни сахара, ничего нету! А мясо, хлопок - всё там есть. И там организовать пошив одежды вместо той, пришедшей из Китая, которую наши граждане вынуждены покупать на рынках. Давайте Средней Азии дадим заказ - там тоже дешёвая рабочая сила, они конкурентоспособны с китайскими рабочими. У них свои хлопок, шерсть - всё есть, так давайте им дадим заказ! И культурное пространство. Открыть там курсы русского языка, дома культуры, дома офицеров - они будут приходить, очередь будет стоять! Они снова будут учить русский язык, танцевать наши танцы, читать русскую литературу. И чтобы там везде было телевидение наше, радио! Начинаем с нуля, вот что обидно, опять начинаем с нуля, опять деньги будем тратить! Но теперь уже ошибок не надо делать. Теперь уже народы Средней Азии убедились... при царе они жили, некоторые ещё помнят, советскую власть помнят, вот эту демократическую власть помнят, и сегодня они снова хотят быть с нами. И снова впереди русские солдаты и офицеры, а надо так делать, чтобы впереди была русская экономика, как это было при царе, а мы опять через солдат распространяем своё влияние! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Соглашаюсь с Владимиром Вольфовичем, только не в части приоритетов в выступлениях. У нас по каждому закону допускается выступление от фракции, к сожалению, физически лидер фракции не имеет возможности подготовиться к выступлениям по пятидесяти трём вопросам, которые сегодня рассматриваются, чтобы по всем в приоритетном порядке выступать, поэтому я думаю, что в этом плане Регламент у нас правильный. В части законодательства. Виктор Михайлович, уважаю ваши боевые заслуги, ваш марш-бросок приштинский, который вдохновил сербов, но потом мы их бросили в разочаровании на растерзание. Но я о другом хочу сказать. Я вот и во время обсуждения повестки дня, и сейчас акцентирую ваше внимание на недопустимости неучёта мнений комитетов Государственной Думы. Я точно знаю, что все три комитета Государственной Думы внимательней, чем правительство, прочитали вот эти самые соглашения, нашли все орфографические ошибки, сообщили об этом, но их по какой-то причине какой-то чинуша решил не учитывать. Вы же поймите, до какого уровня мы опускаем Государственную Думу и её комитеты, - ниже городской канализации, как в простонародье говорят. Это недопустимо! Второе: я читаю заключение Правового управления... Зачем нам Правовое управление, которое штампует неграмотные соглашения?! Я понимаю, что их начальника назначили первым заместителем руководителя Аппарата, Ласточкина - достойный человек, и успехов ей на государственной службе, но не имеет права исполняющий обязанности подписывать документы, в которых есть орфографические ошибки, выставляя на посмешище Государственную Думу! Ну и наконец, по содержанию. Уважаемые коллеги, я вам в пятницу ещё говорил, что, безусловно, надо рассматривать всё вместе: и вопросы о базах, и экономические вопросы. И вот здесь Виктор Михайлович опять же рассказал, что мы там будем бороться с наркотиками. Да нет в законе "Об обороне" таких полномочий у Министерства обороны, хотя я считаю, что это неправильно. Американская армия имеет все полномочия в любой точке мира бороться с наркотиками, при этом является одним из главных их распространителей. Вы посмотрите карту размещения американских баз по всему миру, в первую очередь в Европе, - рядом с американскими базами уровень распространения наркоманизации на порядки выше, чем в среднем по той стране, где они находятся. Точно так же и у нас, к сожалению, некоторые вернувшиеся из Афганистана наши солдаты, опалённые этой войной, а в основном офицеры подвержены этому. Мы с вами прекрасно знаем, что основной наркопоток сегодня идёт из Средней Азии, а именно из Таджикистана. Но предусматривает ли хоть одна буква этого соглашения противодействие этому потоку? Я ответственно вам заявляю: нет, ни одна буква не предусматривает, хотя, наверное, должна быть целая глава плюс поправка в закон "Об обороне". Ещё момент. В протоколе содержится спорное положение, согласно которому ранее принятые соглашения о российских военных объектах применяются с учётом положений и приоритетности соглашения, которое вступит в силу аж в 2017 году, - ну разве можно отсылать предыдущее к тому, что ещё не вступило?! Ну это как минимум некорректно и вообще глупо с правовой точки зрения, вот Владимир Николаевич - его, к сожалению, нет - мог бы это подтвердить. Соглашение с Таджикистаном. В соответствии со статьёй 15 для работы по найму в качестве гражданского и обслуживающего персонала российской военной базы могут привлекаться как российские граждане, так и граждане Республики Таджикистан. Там также зафиксировано, что трудовые отношения с гражданами Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации, а с гражданами Таджикистана - законодательством Таджикистана. Учитывая, что наши трудовые законодательства абсолютно несинхронизированны, я спрашиваю: а кто будет третейским судьёй? Кто будет выяснять, кто прав и кто не прав? Это касается и нормирования праздничных дней, и работы в выходные дни, и целого ряда других вопросов, в том числе компенсаций, гарантий, трудовой дисциплины, - у них одно, у нас другое! И самое главное, ещё раз возвращаюсь к началу, - орфографические ошибки, причём не одна, которую я вам привёл, и не две, ошибки есть даже в названии статьи. Ну вы поймите, даже первоклассник, если прочитает, поймёт, что правое и левое - это, наверное, не совсем относится к этому положению, правовое - понятно. Но самое главное, комитеты, один, второй и третий, пишут, что надо исправить, однако не исправляют - и вы собираетесь голосовать! Завершая своё выступление, понимая, безусловно, необходимость ратификации этих соглашений, я хотел бы, чтобы и Совет Государственной Думы, и Правовое управление стояли на защите чести Государственной Думы и в правовом, и в орфографическом плане. Мы с вами для чего после второго чтения направляем законопроекты в Правовое управление? Первое, для лингвистической - повторяю: лингвистической - и, второе, правовой доработки законопроекта. Ратификация же такой процедуры не предусматривает. Ну вдумайтесь, нотой исправлять буквы и падежи - это глупость несусветная! Нотой можно исправлять более серьёзные вещи. Мы, конечно, поддержим ратификацию, но очень оскорблены таким пренебрежительным отношением к Государственной Думе со стороны и МИДа, и Министерства обороны! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддержим оба эти соглашения, ратифицируем их. Мы считаем это большой победой в нашей дипломатии, и прежде всего в военной дипломатии. Совершенно очевидно, что идёт острая борьба за Центральную Азию и все основные геополитические игроки участвуют в ней. На данном этапе мы эту борьбу выиграли. И в целом соглашения, несмотря на все те орфографические ошибки, которые допущены, о которых Коломейцев говорил, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. Это, повторяю, очевидная победа нашей дипломатии, и прежде всего военной дипломатии. Но, пользуясь случаем, хотелось бы сказать, что наша гражданская дипломатия не должна оставлять военных один на один с их проблемами. Невозможно иметь военное присутствие без поддержки местных СМИ, местной элиты, местных депутатов, местных политических партий и некоммерческих организаций. К сожалению, наша дипломатия по-прежнему развивается по старинке, несмотря на все разговоры о мягкой силе и употребление других модных слов. Мы работаем в основном с лидерами, пытаемся с ними договариваться и часто зависим от капризов вождей: один по-одному мыслит - его сменили, другой уже мыслит по-другому. То русский язык прекращает быть языком документооборота, то к нам выдвигают требования, не имеющие никакого отношения к военным базам, поэтому хотелось бы, чтобы вообще во всех странах, где мы имеем серьёзные экономические, военные, гуманитарные интересы, эти интересы поддерживались бы соответствующей политической инфраструктурой - лояльными к России политическими партиями и политиками - и средствами массовой информации. Мы должны контролировать и местное медиапространство, если мы там активно присутствуем, и, безусловно, надо не жалеть деньги на поддержку коммерческих организаций, которые стали существенным фактором продвижения внешнеполитических интересов, и мы это видим в нашей стране, только, к сожалению, не в пользу России. Поэтому поздравления военным с тем, что они добились такого результата, и пожелания гражданской дипломатии активизировать работу вот по тому направлению, которое сейчас модно называть мягкой силой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Выносятся 6-й и 7-й вопросы на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5742 по 5778 из 7354
Блок "Ратификация...". 6-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединённой российской военной базы на территории Киргизской Республики...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 38 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принимается. 7-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 14 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принимается.