Заседание № 134
О проекте федерального закона № 242394-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации 24 ноября 2022 года, принят в первом чтении 8 февраля этого года. Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 сентября 2021 года, направлен на создание на базе Росгидромета государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило 15 поправок, они включены в таблицы поправок № 1 и № 2. В таблицу поправок № 1 включено 5 поправок юридико-технического характера, комитет предлагает их поддержать, 10 поправок, включённых в таблицу поправок № 2, касаются одного вопроса - создания геотехнического мониторинга. Комитет предлагает их отклонить в связи с тем, что 11 марта Правительство Российской Федерации издало распоряжение по итогам нашего обсуждения: для реализации геотехнического мониторинга необходимо внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации - правительством дано поручение Минстрою до конца года подготовить предложения о внесении изменений о создании геотехнического мониторинга. Просьба поддержать таблицы поправок № 1 и № 2, рекомендованных к принятию и к отклонению, и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 30 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 57 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 22 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба включить его в порядок работы на завтра, на 28 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 96
О проекте федерального закона № 242394-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, не знаю, 13-й вопрос много времени займёт у нас? Нет? Хорошо. Тогда рассмотрим проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра природных ресурсов и экологии Сергея Михайловича Аноприенко. Пожалуйста. АНОПРИЕНКО С. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента и направлен на создание на базе наблюдательной сети Росгидромета государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты. Законопроект впервые создаёт законодательную основу для функционирования такой системы. Оператором системы будет Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета. Мониторинг будет осуществляться в природных экосистемах и станет основой для регулярного изучения важнейших данных о состоянии вечной мерзлоты. Эта информация будет для всех доступной и бесплатной. Данные мониторинга позволят оценивать выбросы парникового газа в процессе оттаивания мерзлоты, прогнозировать изменения климата и готовить сценарные прогнозы социально-экономического развития нашей страны. Порядок осуществления мониторинга будет определён правительством. Система будет создана до 2025 года включительно. Финансирование предусмотрено в рамках ВИП ГЗ (важнейшего инновационного проекта государственного значения) "Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ". Размер финансирования составит 1 миллиард 754 миллиона. Законопроект рассмотрен на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. Принято решение рекомендовать принять законопроект в первом чтении с учётом его дальнейшей доработки ко второму чтению. При подготовке поправок будут приняты во внимание предложения членов комитета и научного сообщества. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был разработан Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 сентября 2021 года. Цель законопроекта - создание и получение информации о состоянии многолетней, вечной мерзлоты, на основе которой проводится анализ, оценка и прогнозирование состояния многолетней мерзлоты. Данные используются при подготовке документов территориального планирования и для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Предлагается наделить Росгидромет полномочиями, чтобы провести мониторинг состояния мерзлоты. При рассмотрении в комитете по поручению председателя комитета Дмитрия Николаевича Кобылкина были приглашены представители регионов (Якутии, Ямало-Ненецкого автономного округа), центров, которые этим занимаются, учёные, и они высказали свои мнения. У нас есть некоторые вопросы, которые требуют доработки, ко второму чтению мы это доработаем. В частности, учёные предлагают проводить не только фоновый, но и геотехнический мониторинг. Думаю, что мы с Минприроды ко второму чтению внесём соответствующие поправки. Комитет предлагает поддержать концепцию законопроекта. Просьба проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Михайлович, ну, всем известно, что Россия - пока ещё самое большое государство по территории, примерно одна треть территории находится в зоне вечной мерзлоты. Не менее известно, что Росгидромет за это время понёс колоссальные потери в форме закрытия не только постов, но и станций. Какими силами за миллиард можно исследовать вечную мерзлоту, даже там, где у нас есть города? Идёт потепление, это может привести к серьёзным последствиям и при строительстве, и даже для уже построенного. Скажите, пожалуйста, разве миллиард - это достаточно (насколько я уловил)? АНОПРИЕНКО С. М. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я просто напомню, что Росгидромету 180 лет и в его штате 35 тысяч сотрудников. Безусловно, могут возникать кадровые проблемы, но профессионалы как были, так и останутся. О чём законопроект, что такое эта система? Это создание 140 станций практически... не практически, а в 19 наших арктических регионах. На 140 станциях - это уже на базе существующей наблюдательной сети Росгидромета - будут проводить технологические процессы, на технологических скважинах на глубине 30 метров мы будем снимать показания. Так что независимо от закрытия и открытия станций на существующей наблюдательной сети Росгидромета мы это способны сделать и мы это делаем. Мы это сделаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Сергей Михайлович, вы знаете, что в стране есть единственный Институт мерзлотоведения Российской академии наук, он находится в городе Якутске и возглавляет его член-корреспондент Российской академии наук Михаил Николаевич Железняк. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить Михаила Николаевича и весь коллектив института с Днём российской науки! У меня вопрос такой: привлекали ли вы к обсуждению специалистов Института мерзлотоведения при разработке законопроекта, когда готовили его к первому чтению? Если было такое привлечение, то какие основные претензии по законопроекту высказали учёные Института мерзлотоведения Российской академии наук? АНОПРИЕНКО С. М. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Я вам даже больше могу сказать: не просто мы с Михаилом Николаевичем там общались, мы ещё в концепцию этого законопроекта заложили региональный закон, который был принят в Республике Саха (Якутия) ещё в 2018 году, именно о мониторинге вечной мерзлоты. Региональный закон был принят, лучшие практики оттуда мы взяли, поэтому в том числе мнение Железняка мы учитываем. Ко второму чтению те поправки, которые научное сообщество в его лице выдвигало и на заседаниях комитета, мы точно внедрим в законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Михайлович, вопрос в продолжение предыдущего. То есть ко второму чтению, насколько я понимаю, будут урегулированы вопросы взаимодействия Росгидромета с Академией наук, да? АНОПРИЕНКО С. М. Вопрос о взаимодействии Росгидромета и Российской академии наук? Прежде всего скажу, что у нас нет никаких разночтений. Вы, наверное, хотите спросить, будет ли урегулирован и внедрён этим законопроектом геотехнический мониторинг? Здесь я могу сказать, что на площадке Минвостокразвития (наши коллеги) существует рабочая группа, в которую входят представители и Росгидромета, и Минприроды, она как раз рассматривает проблемы в связи с появлением в стране геотехнического мониторинга. Коллеги, я обращаю внимание на то, что данный законопроект предлагается в рамках государственного экологического мониторинга, в который входят 15 подсистем. В связи с принятием этого закона будет введена ещё 16-я подсистема - мониторинг вечной мерзлоты, чего не существовало. Геотехнический мониторинг - это предмет рассмотрения Гражданского кодекса и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Я тоже хотел бы, пользуясь случаем, поздравить всех причастных, как говорится, с Днём российской науки! Считаю, что при подготовке законопроектов действительно надо использовать в том числе научные подходы, и в этом законопроекте мы в определённой степени это видим. Но у меня остаётся один вопрос. Вот терминология, которая используется в законопроекте, - мы можем наблюдать разные пункты: и "вечномёрзлые грунты", и "многолетняя (вечная) мерзлота" и так далее. Всё-таки специалисты, которые работают в этой области, используют термин "многолетнемёрзлые породы". Скажите, пожалуйста, почему используются вот такие термины вместо термина, который используется, собственно говоря, научным сообществом? АНОПРИЕНКО С. М. Олег Алексеевич, спасибо за вопрос. Ответ очень простой: это мнение ИЗиСПа, это мнение Экспертного управления президента, это мнение Государственно-правового управления президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Данный законопроект делает первый шаг в сторону того, чтобы решить многолетнюю проблему мониторинга вечной мерзлоты. Безусловно, не секрет, уже было сказано, что более 65 процентов территории нашей России отнесено именно к территории вечной мерзлоты. Мы видим, какие процессы происходят в последнее время, видим, что подтайка грунтов создаёт существенные угрозы для развития такой территории и для нормальной жизнедеятельности во всех сферах. Я приведу один пример. Вы помните, как в 2016 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа произошла вспышка сибирской язвы. Так вот, одна из причин такой вспышки - это как раз подтайка вечной мерзлоты. Более 2,5 тысячи поголовья оленей было заражено и погибло, погибло несколько десятков человек. Поэтому без решения данной проблемы мы, к сожалению, не можем гарантировать безопасное будущее. Коллеги, просьба поддержать данный законопроект. Как я сказал, это, безусловно, первый шаг, который создаёт уверенность в будущей безопасности наших домов, объектов промышленности и территорий. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, необходимость и актуальность принятия данного закона, конечно, давно перезрели. Проблема мониторинга, проблема укрепления вечной мерзлоты перезрела и очень актуальна. И правильно представитель правительства сказал, что у нас в Республике Саха (Якутия) принят закон о сохранности вечной мерзлоты, но полномочий у республики, чтобы полноценно проводить эту работу, конечно же, не хватает. И вот то, что мы на федеральном уровне будем принимать данный закон, - это очень хорошо. Тем не менее есть очень серьёзные претензии к данному законопроекту. Я думаю, что ко второму чтению они будут учтены, и представитель правительства об этом заявил. Первое. Речь идёт только о фоновом мониторинге, но этого крайне недостаточно. Вчера у нас был министр строительства, я высказал предложение о том, что сохранность вечной мерзлоты надо на каждом объекте обеспечивать, закладывать на стадии проектирования. Сегодня что происходит? Начинается строительство, ставятся сваи - выясняется, что надо сохранять, надо специальные меры принимать, надо специальные стабилизаторы строить, вставлять. А в проекте это не было предусмотрено, естественно, и средства не были предусмотрены, поэтому бюджет несёт огромные потери в связи с этим. Надо с самого начала это закладывать, это первое. Министр очень благосклонно относится к этой идее - мы будем над этим дальше работать. Представитель правительства сказал, что тут речь идёт только о фоновом мониторинге, а нужен ещё техногенный мониторинг, потому что практически прикладное значение, сиюминутное значение мониторинга, конечно же, техногенное. И при строительстве газопроводов, и при строительстве железных дорог, и, конечно же, при строительстве зданий и сооружений сразу нужно выдавать рекомендации, каким образом учитывать особенности вечной мерзлоты и каким образом её сохранять. Это крайне актуально, поэтому этот вопрос надо обязательно ко второму чтению учесть. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", безусловно, поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении и обязательно будет вносить свои поправки ко второму чтению, мы намерены очень плотно работать над совершенствованием данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, действительно, многолетнемёрзлые породы, их динамика - это очень важный фактор изменения климата, естественно, мониторинг этой сферы очень важен. Действительно своевременно рассматриваем законопроект, однако есть несколько аспектов, на которых я хотел бы сконцентрировать внимание. Ну, первое, то, о чём я уже говорил, - это путаница в терминологии: всё-таки в научной среде и среди специалистов используется термин "многолетнемёрзлые породы". Я думаю, что это можно поправить. И второй аспект - это то, что создание мониторинговой сети обеспечивается за счёт сети Росгидромета. Думаю, многие из вас знают, что существуют проблемы: сокращается численность станций и, соответственно, падает качество наблюдения. В той же Республике Коми за последние полгода 12 станций было оптимизировано, это значит, что непрерывность цикла потеряна, то есть раньше измеряли 24 часа, теперь только 11 часов. И это получилось не столько из-за того, что не за чем наблюдать, не в результате того, что автоматически происходит наблюдение, а именно в результате сокращения в том числе рабочего времени и так далее. Это очень важный негативный момент, который необходимо нам учитывать. Вообще, экономия на кадрах наблюдательной сети сейчас очень дорого может обойтись нам в будущем. Сейчас укомплектованность кадрами станций до полного штата не обеспечена, и особенно это касается труднодоступных станций, тех, которые будут мониторить динамику многолетнемёрзлых пород, в том числе на Севере, в суровых климатических условиях. Ну и при такой ситуации кто будет обеспечивать гидрометеорологической информацией наши службы, которые ею пользуются? В условиях усечения работы и тотального закрытия метеостанций сложно говорить о новых полномочиях, которые мы вот этим законом передаём. Необходимо сохранить нынешние возможности, уровень эффективности работы. Специалисты метеорологической службы отмечают, что проводимая оптимизированная централизация исходит на мониторинг и прогнозирование уже не напрямую от регионов, как должно быть, не от управления, а прямиком из Москвы, в которой часто, может, и не знают, где там в Республике Коми или Якутии находится какая-то конкретная станция - в Усть-Щугере или Мутном Материке. Поэтому, прежде чем эти полномочия давать Росгидромету и на сети Росгидромета мониторинговую сеть разворачивать, необходимо обеспечить финансовую составляющую и соответствующие условия труда тех сотрудников, которые должны, собственно говоря, этот мониторинг осуществлять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 37 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.