Заседание № 148

17.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242295-5 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся права управления транспортным средством).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2514 по 2664 из 6617
Переходим к пункту 11. Проект федерального закона "О внесении изменения в       
статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской          
ответственности владельцев транспортных средств". Иванов Сергей Владимирович    
докладывает.                                                                    
                                                                                
Обращаю ваше внимание, что шесть с половиной минут у нас осталось до            
перерыва.                                                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да, поэтому, коллеги, давайте быстро примем данный законопроект    
и обрадуем наших автовладельцев.                                                
                                                                                
Краткая суть законопроекта. Все вы знаете, что, для того чтобы свободно         
рулить, сидя за баранкой своего автомобиля, вы должны при себе иметь три        
документа: первый - это права на управление автомобилем, второй - это           
документ о том, что автомобиль зарегистрирован, и третий - это полис,           
подтверждающий, что вас государство насильно застраховало, хотя называется      
это добровольным страхованием. Если автомобиль не ваш, значит, вы должны при    
себе иметь на руках доверенность. Если отсутствует такая доверенность, в        
случае остановки вас сотрудником ГАИ вас оштрафуют на 100 рублей, кроме того,   
автомобиль поместят на штрафстоянку. Вот эта рукописная доверенность, которая   
существует, - это самый что ни на есть анахронизм, потому что ни один гаишник   
не в состоянии определить, кем написана эта доверенность, владельцем,           
невладельцем, ну, то есть она от руки написана, сами знаете, и ничего не        
даёт. Вместе с тем мы с вами прекрасно знаем, что когда мы оформляем договор    
обязательного страхования, так называемое ОСАГО или другие формы, то в этом     
полисе мы имеем право указать лиц, которым мы доверяем управлять данным         
автомобилем... (Шум в зале.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги-депутаты, я понимаю, что вам очень хочется        
пообщаться с Татьяной Алексеевной. Сделайте это, пожалуйста, вот там, пятью     
метрами дальше. Мешаете докладчику, он волнуется.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Нет, мне не мешают, я не волнуюсь, Олег Викторович, просто они     
проявляют неуважение к нашим автолюбителям. Пусть их водители больше не         
возят.                                                                          
                                                                                
Значит, таким образом...                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Да они сами вообще не умеют ездить.                                
                                                                                
Таким образом, коллеги, мы предлагаем очень простой вариант: если лицо,         
которому вы доверяете автомобиль, указано в полисе добровольного страхования    
автомобильного, то вам не нужно давать ему доверенность эту рукописную,         
сотрудник ГАИ, увидев, что в полисе он есть, совершенно спокойно желает ему     
счастливого пути, и он едет дальше, очень просто. Доверенности, которые         
заверяются нотариально, они, конечно, тоже нужны, их никто абсолютно не         
отменяет, вы ими пользуетесь, если едете за границу, если совершаете какие-то   
нотариальные действия... не нотариальные, если какие-то значимые действия с     
автомобилем совершаете, то есть меняете агрегаты, снимаете с учёта и так        
далее, то есть эти доверенности остаются.                                       
                                                                                
Вот очень простая норма. Конечно, если вы договор ОСАГО оформляете на           
неограниченный круг лиц, то здесь вам придётся писать доверенность, но у нас,   
как правило, 90 процентов тех, кто владеет автомобилями, указывают в этом       
полисе тех лиц, которым они действительно доверяют, и, таким образом, проблем   
никаких нет.                                                                    
                                                                                
Поэтому, коллеги, предлагаю поддержать, несмотря на то, что правительство       
даёт отрицательное заключение. Основное, так скажем, возражение у               
правительства следующее: страховая организация (страховщик) не является         
владельцем транспортного средства, поэтому она не может подтверждать            
соответствующие полномочия лица, управляющего транспортным средством.           
Коллеги, я всё-таки что-нибудь посущественнее придумал бы, потому что,          
например, нотариус, который оформляет эту доверенность, заверяет нотариально,   
тоже не является собственником транспортного средства, а страховая компания     
на основании документов, которые предоставляет ей собственник автомобиля,       
чтобы там указать, сколько лет стажа у того или иного лица, которому            
доверяется управление, она вполне может реально это делать. Поэтому аргумент    
не выдерживает критики.                                                         
                                                                                
Очень просим поддержать от имени огромного количества автолюбителей. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко от комитета. С места? Нет, на трибуну. Ольга     
Владимировна, пожалуйста. У вас три с половиной минуты.                         
                                                                                
ОНИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Да, я постараюсь уложиться.                                                     
                                                                                
Уважаемые Олег Викторович, коллеги! По существу данного законопроекта Комитет   
Государственной Думы по финансовому рынку считает необходимым отметить          
следующее. Наверное, поддерживая саму логику постановки вопроса, нельзя         
согласиться с юридической правильностью вносимых изменений. И вот почему.       
                                                                                
Во-первых, в проекте закона не разграничены две сферы прав, имеющихся у         
владельца транспортного средства, - право на само транспортное средство и       
право управления транспортным средством. Право на транспортное средство - это   
право собственности, владения и распоряжения, оно относится к сфере             
частно-правового регулирования, где стороны наделены широкими диспозитивными    
полномочиями, могут определять взаимные права и обязанности, тогда как право    
управления транспортным средством является предметом регулирования публичного   
права, и здесь у сторон отсутствуют указанные полномочия. Согласно статье 27    
Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основным документом,    
удостоверяющим право управления транспортным средством, о котором,              
собственно, и идёт речь в данном законопроекте, является водительское           
удостоверение соответствующей категории.                                        
                                                                                
Во-вторых, что касается подтверждения прав владения, пользования,               
распоряжения транспортным средством, то наряду с правом собственности такие     
права могут быть основаны и на доверенности, и на договоре о передаче           
транспортного средства, и на распоряжении компетентного органа о передаче       
этого средства и так далее... Если предположить, что у авторов законопроекта    
было намерение урегулировать именно эти отношения, то и в этом случае           
возникает ряд вопросов.                                                         
                                                                                
Согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской           
ответственности владельцев транспортных средств" не только собственник, но и    
другие владельцы транспортных средств могут заключать договоры страхования,     
то есть выступать страхователями, - это арендаторы, лица, которым выданы        
соответствующие доверенности, и так далее. При этом у этих лиц могут            
отсутствовать полномочия на допуск к пользованию транспортным средством иных    
лиц. И вместе с тем в случае принятия данного законопроекта при заключении      
договора обязательного страхования страховщик должен будет удостовериться,      
имеются ли законные основания для передачи владельцем транспортного средства    
права пользования им иным лицам. Такими полномочиями страховщик не наделён и    
наделён быть не может.                                                          
                                                                                
Наконец, предлагаемые изменения не относятся к предмету регулирования закона    
об ОСАГО, который определяет только правовые, экономические и организационные   
основы данного вида страхования. Особенности передачи прав владения,            
пользования или распоряжения транспортным средством не являются предметом его   
регулирования. Таким образом, данный закон регулирует правоотношения в сфере    
страхования, и внесение в страховой полис лиц, допущенных к управлению          
транспортным средством, указывает только на то, чья именно ответственность      
застрахована соответствующим страховщиком, и страховой полис в этом случае не   
заменяет доверенность на право управления транспортным средством.               
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной   
Думе отклонить данный проект федерального закона.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будем обсуждать? Нет. Никто не настаивает.       
Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 143

19.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242295-5 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся права управления транспортным средством).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5425 по 5432 из 7667
Переходим к пункту 25 порядка работы Государственной Думы. О проекте            
федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об   
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.    
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
Фиксируем отсутствие докладчика. Переходим к пункту 26 порядка работы           

Заседание № 138

27.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 242295-5 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся права управления транспортным средством).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 791 по 818 из 6525
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
По пункту 28 повестки дня, об изменении в закон об ОСАГО. Прошу                 
коллег-депутатов обратить внимание на то, что до сих пор не выполнено           
поручение председателя правительства Путина, данное по результатам встречи с    
представителями общественных инвалидных организаций, от 25 июня прошлого        
года. Суть поручения - проработать вопрос о предоставлении компенсаций          
страховых премий по договорам ОСАГО инвалидам, которые приобрели транспортное   
средство за свой счёт. Срок его исполнения был определён председателем в        
сентябре 2009 года - до сих пор не выполнено. Сейчас такие компенсации          
предоставляются лишь тем инвалидам, которые приобрели транспортное средство     
через органы социальной защиты, а должны их получать все, поскольку для         
инвалида автомобиль - это средство обеспечения индивидуальной мобильности и     
интеграции в общество.                                                          
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я только не понял: вы предлагаете не рассматривать этот   
вопрос? Вы предлагаете его снять?                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас есть повестка, 28-й вопрос мы    
сегодня рассматриваем. Я не понимаю, почему мы должны начать его                
рассматривать сейчас, в 10 часов? Придёт время - будем рассматривать. Ваше      
выступление абсолютно не касается процедурных вопросов. Прошу обратить          
внимание на то, что сейчас мы обсуждаем порядок работы, а не законопроекты.