Заседание № 136
О проекте федерального закона № 242160-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о продлении до 1 января 2008 года срока, в течение которого с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке могут обращаться бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, и о распространении действия указанной нормы на бывших граждан СССР, получивших вид на жительство в Российской Федерации после 1 июля 2002 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 13. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству представляем вам для принятия во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Ко второму чтению в комитет поступило пятнадцать поправок. Все поправки были в установленном порядке рассмотрены, из них четыре были поддержаны и отнесены в таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, одиннадцать поправок рекомендованы к отклонению, соответственно находятся в таблице 2. Остановлюсь на тех поправках, которые были рекомендованы комитетом к принятию. В таблице 1 поправок, рекомендованных к принятию, поправки 1 и 2 имеют технико-юридический характер. Поправки 3 и 4 содержат важные, по мнению комитета, содержательные уточнения рассматриваемого законопроекта, а именно: дополнительное уточнение о наличии в прошлом у лиц, которых представленным законопроектом предполагается принимать в российское гражданство в упрощенном порядке, гражданства Российской Федерации. И новая статья 2, предусматривающая вступление в силу федерального закона, соответствующего рассматриваемому законопроекту, непосредственно с даты его официального опубликования, что очень важно, чтобы он начал действовать не позднее 1 января. Соответственно, я не буду подробно останавливаться на поправках, содержащихся в таблице 2. Данные поправки могут быть учтены в дальнейшем при работе с законодательством о гражданстве и с законодательством о соотечественниках. Прошу принять таблицы 1 и номер 2 и затем законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1, состоящей из четырех поправок, какие-то замечания и пожелания вынести на отдельное голосование? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок 1? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 52 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице поправок 2, состоящей из одиннадцати поправок, которые комитет рекомендует отклонить? Нет? Есть. Никитину Владимиру Петровичу включите микрофон. НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Любовь Константиновна. Поправки 2, 4, 9 и 10 я прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок, за исключением поправок, которые обозначил депутат Никитин. Кто за принятие таблицы отклоненных поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 55 сек. ) Проголосовало за 300 чел.66,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3% Результат: принято Принято. Поправка 2. Пожалуйста, Владимир Петрович Никитин, обоснуйте. НИКИТИН В. П. Прежде всего, я хочу сказать, что комитет поступил правильно, восстановив термин "имевшие гражданство СССР" для тех людей, на которых распространяется этот пункт 4 статьи 14, потому что действительно в первом чтении мы приняли законопроект с этой, по сути дела, юридической дырой. Но я предлагаю другую формулу: "имевшие сами, либо их родители гражданство СССР". То есть речь идет о чем? О том, что мы правильно восстановили: не просто проживающие на территории стран, которые ранее входили в состав Советского Союза, но имевшие гражданство. Я предлагаю, чтобы и молодежь, которая сейчас подрастает, с учетом того, что сами они не могли быть гражданами СССР... Ну те же школьники, которые в Латвии митингуют и говорят о том, что они хотят обучаться на русском языке, многие из них хотят и российское гражданство принять - вот чтобы для них открыть дорогу, я предлагаю формулу сделать более емкой, дописав, что речь идет и о тех, чьи родители были гражданами СССР. Вот суть той поправки, которую я предлагаю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Петрович! Мы полагаем, что данная поправка направлена на установление упрощенного порядка приема в российское гражданство. Может быть, действительно, в отношении некоторых категорий лиц нужно думать об этом, но не в рамках данного законопроекта. Она излишне расширяет этот круг лиц. Что касается возможностей приема несовершеннолетних иностранных граждан, не достигших 18 лет (термин "ребенок"), то по общему правилу, установленному в статье 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", они следуют гражданству родителей или единственного родителя. Поэтому мы считаем, что эта формула решает данную проблему, хотя понимаем вашу обеспокоенность этим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 2? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 37 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 40 чел. Не голосовало 410 чел.91,1% Результат: не принято Не принято. Поправка 4. Владимир Петрович Никитин. НИКИТИН В. П. Поправку 4 я предлагаю рассмотреть вместе с поправкой 10 и проголосовать их одновременно, чтобы не устраивать другое голосование. Я считаю, что в статье 14, где речь идет об упрощенном порядке получения гражданства, перечислен ряд категорий, а вот этим пунктом 4 мы даем какую-то неопределенную категорию. На мой взгляд, здесь было бы уместно вставить понятие "соотечественники". Причем это понятие "соотечественники" нам не придется формулировать в этом законе, поскольку есть другой закон, действующий в Российской Федерации, в котором говорится о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Я просто хочу напомнить для вас, что включает в себя этот термин - "соотечественники". Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Вот тогда бы мы действительно решили проблему для многих миллионов людей, для которых был бы такой упрощенный порядок, и мы были бы уверены, что эти люди действительно будут гражданами России - и по языку, и по культуре, и по традициям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста, ваш комментарий по этим двум поправкам. ПЛИГИН В. Н. Владимир Петрович уже подчеркнул, что здесь идет речь в том числе о взаимосвязи данного закона, который распространяется только на бывших граждан СССР, и Федерального закона № 99-ФЗ "О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом". Мы полагаем, что это выходит за пределы концепции данного законопроекта, хотя об этой категории граждан речь может идти, но применительно, видимо, к дальнейшей разработке законопроектов, касающихся соотечественников. Это касается и поправки 4, и поправки 10. По поправке 10 мы отмечаем, что содержание данной поправки не совпадает с предметом регулирования предлагаемого законопроекта. В то же время мы думаем, что Владимир Петрович имеет возможность реализовать данное законодательное предложение в рамках другой законодательной инициативы - специальным законопроектом, это наше предложение в отношении этой поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чуров, по ведению. Отключите микрофон. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 4? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 06 сек.) Проголосовало за 28 чел.6,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 28 чел. Не голосовало 422 чел.93,8% Результат: не принято Поправка не принимается. На голосование ставится поправка 10. Кто за ее принятие? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы дали уже обоснование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 38 сек.) Проголосовало за 12 чел.2,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3% Результат: не принято Не принято. И 9-ю поправку, Владимир Петрович Никитин, пожалуйста, прокомментируйте. НИКИТИН В. П. Спасибо. Мы в статье 14 закона "О гражданстве..." фиксируем категории граждан, которые имеют право на упрощенный порядок получения гражданства. Между тем жизнь показала, что этот упрощенный порядок, по сути дела, не работает, процесс растягивается на долгие годы для многих категорий людей, которые хотят стать гражданами России. Мы формально что-то провозгласили, а механизма реализации не дали, поэтому я предлагаю, чтобы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые подходят под эти категории, устанавливал жесткий срок - через шесть месяцев после подачи ими заявления должен быть решен вопрос об их приеме в гражданство Российской Федерации. На мой взгляд, это позволит изменить отношение чиновников и соответствующих служб к таким заявлениям. Они в этой своей боксерской стойке, так сказать, все-таки будут гораздо более доброжелательными к людям, которые имеют основание и хотят стать гражданами России. Во многих странах, наоборот, чиновники сами помогают оформить многочисленные документы, а у нас они как будто в амбразуре находятся, и люди годами ходят по чиновничьим кабинетам, не имея возможности реализовать свои права и права своих детей. Я считаю, что введение пункта о сроке для льготных категорий и стало бы самой главной льготой для этих измучившихся людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста, ваш комментарий. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Владимир Петрович! Мы в принципе разделяем ваше беспокойство действительно бюрократическими процедурами, связанными с реализацией законодательства о регистрации на территории Российской Федерации и со сроками рассмотрения вопроса о гражданстве. В то же время мы отмечаем, что в рамках концепции данного законопроекта речь идет об уточнении упрощенного порядка, поэтому мы считаем, что само по себе регулирование вопроса о сроках приема в российское гражданство уполномоченными органами является предметом отдельной законодательной инициативы, проекта закона, который, если позволите, я вновь предлагаю вам внести. Мы рассмотрим это в качестве самостоятельного законопроекта, а данную поправку предлагаю отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за принятие поправки 9? Комитет предлагает отклонить. Прошу определиться голосованием. Поправка 9. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 41 сек.) Проголосовало за 31 чел.6,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 31 чел. Не голосовало 419 чел.93,1% Результат: не принято Не принимается. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 12 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Принято. И у нас имеется проект постановления о принятии данного законопроекта в третьем чтении. Нет ли возражений у представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, в рамках "часа голосования" прошу вас проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 54 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 242160-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о продлении до 1 января 2008 года срока, в течение которого с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке могут обращаться бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, и о распространении действия указанной нормы на бывших граждан СССР, получивших вид на жительство в Российской Федерации после 1 июля 2002 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Тогда пункт 10, коллеги, законопроект, рассматриваемый в первом чтении. Это президентский законопроект, доложит полпред президента в Государственной Думе Александр Сергеевич Косопкин. "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве...". Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации вносит в Государственную Думу на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". В настоящее время у нас существует норма по гражданству, действие которой заканчивается 1 января 2006 года, и звучит она примерно следующим образом: федеральный закон предусматривает предоставление вида на жительство, если о желании приобрести гражданство Российской Федерации будет заявлено до 1 января. Соответственно по многочисленным просьбам наших сограждан и по ряду других мотивов Президент Российской Федерации обращается к вам, чтобы вы одобрили данную поправку к закону "О гражданстве Российской Федерации", которой предусматривается продлить указанный срок (о котором я говорил - 1 января 2006 года) до 1 января 2008 года, а также распространить действие этой нормы на бывших граждан СССР, получивших вид на жительство после 1 июля 2002 года, то есть после вступления в силу названного федерального закона. В принципе законопроект несложный, прошу его рассмотреть, поддержать инициативу президента. Ко второму чтению мы готовы вместе с комитетом те шероховатости, которые вскрылись, устранить. Я думаю, еще в рамках этой сессии мы примем этот закон, прошу вас принять в дальнейшем этот законопроект во втором и в третьем чтениях. Спасибо. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Пока присаживайтесь. Содоклад сделает председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Упрощенный порядок приобретения российского гражданства предусматривается в соответствии с частью четвертой статьи 14 закона "О гражданстве Российской Федерации". Предполагается упрощенный порядок получения гражданства без соблюдения условий, предусмотренных следующими пунктами части первой статьи 13: пункт "а" - об обязательном пятилетнем сроке непрерывного проживания на территории Российской Федерации перед обращением; пункт "в" - о наличии законного источника средств к существованию; пункт "д" - о владении русским языком. В соответствии с данным проектом закона этот порядок будет распространен на лиц, зарегистрированных по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года, временно проживающих в Российской Федерации, то есть получивших разрешение на временное проживание после 1 июля 2002 года. И новацией является то, что данный порядок распространяется на лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, получивших вид на жительство в Российской Федерации после 1 июля 2002 года. Мы полагаем, что срок принятия поправок должен быть минимальным с учетом необходимости введения данного закона в действие с 1 января 2006 года, и предлагаем его установить: 15 декабря 2005 года. На основании изложенного предлагаем принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Первый вопрос - у Смолина Олега Николаевича. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Владимир Николаевич, мой вопрос, скорее, риторический. Известно, что в третьей Думе с подачи Президента Российской Федерации был принят крайне жесткий закон "О гражданстве...", который фактически отсек большую часть русскоговорящего населения, да и вообще наших бывших соотечественников по Советскому Союзу от Российской Федерации. Мы тогда предупреждали, что это ошибка. В ответ нам говорили: Россия вам не проходной двор и все, кто хотел, уже давно гражданство оформили. Через год президент, администрация президента осознала, что была совершена ошибка, - слава богу, ошибка была исправлена. Сейчас мы снова видим, на мой взгляд, закон, идущий, как говорится, в абсолютно правильном направлении. У меня вопрос такой: чем вы объясняете отсутствие какой-либо самостоятельной позиции у Государственной Думы по этому вопросу и простое следование в фарватере того, что предлагает президент? ПЛИГИН В. Н. Олег Николаевич, вы отметили, что данный законопроект - правильное направление, поэтому действительно его необходимо достаточно срочно принимать. Что касается анализа вопросов гражданства, то они комплексно анализируются, в том числе в нашем комитете. И я думаю, что в январе будут внесены соответствующие предложения, касающиеся законодательства о гражданстве и миграционного законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазьев Сергей Юрьевич. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. У меня вопрос к господину Косопкину. Я хотел бы уточнить, что означает термин "зарегистрированный" в этом законопроекте? Означает ли это, в частности, что зарегистрированными будут считаться люди, которых (как мы знаем, много таких фактов) в одной квартире по сто человек регистрировали, в том числе на коррупционной основе? Вот как с этим быть? Подпадут ли они под действие этого закона и будут ли считаться зарегистрированными должным образом? КОСОПКИН А. С. Сергей Юрьевич, мы прекрасно понимаем, что вот тот вопрос, который вы поднимаете, наверное, регулируется другим законодательством. Вот если по сто человек на одном квадратном метре регистрируют, надо решать проблему совершенно другими законами. Мы же в этом законе не можем указывать, для кого эта регистрация законная, для кого - незаконная, вводить какие-то ограничительные критерии по регистрации на одном квадратном метре. Мы сейчас принимаем закон как бы идеологически совершенно другого направления: мы позволяем нашим соотечественникам, которые имели гражданство СССР, которые проживали в бывших республиках Советского Союза, получить в упрощенном порядке гражданство. Вот на что направлен законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Еще был вопрос у депутата Никитина. Пожалуйста, включите микрофон. НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Александру Сергеевичу и к Владимиру Николаевичу. Я хотел бы все-таки понять, почему тот порядок, который установлен законом 2002 года, до сих пор мы называем упрощенным для определенных категорий лиц, если за три последних года уже стало понятно, что миллионы людей мучаются, получая российское гражданство по этому якобы упрощенному порядку, они пишут, особенно люди, получающие гражданство через наши посольства и консульства за рубежом, бесконечные горы бумаг, получают различные медицинские справки. Теперь, получается, мы этот порядок продлеваем еще на два года, как будто мы издеваемся над этими людьми. Поэтому я хотел бы узнать, в частности у Владимира Николаевича, какое все-таки коренное предложение будет по этим вопросам? И потом, получается, мы добавляем еще тех, кто въехал после 1 июля... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, ответьте, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Петрович, я бы хотел подчеркнуть, что данный законопроект распространяется исключительно на три слоя людей, или три группы людей. Первая группа людей - это те, кто уже зарегистрирован на территории Российской Федерации до 1 июля 2002 года. Официально регистрация действительно определяется законом о регистрации. Вторая категория людей - это временно проживающие, получившие разрешение на временное проживание. После 1 июля 2002 года эта процедура определяется специальным постановлением правительства, и это является юридическим документом, юридическим фактом. И третья категория, которая фактически получала... Сейчас она включена в закон - это получившие вид на жительство. Таким образом, это всё распространяется только на лиц, находящихся на территории Российской Федерации, и не касается лиц, которые продолжают проживать за пределами территории Российской Федерации. То есть, что касается вот этой категории людей, о заявлениях которых вы говорите, в частности о родственниках граждан Российской Федерации, эти вопросы нуждаются в дополнительном регулировании. Мы же говорим вот о тех людях, которые проживают на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше не было. Александр Сергеевич, вы хотели еще что-то добавить? Пожалуйста, Косопкин Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Я буквально два слова скажу по вопросу об упрощенном порядке, который Владимир Петрович задавал. Владимир Николаевич в принципе полно ответил, я просто чисто технически... Если сравнивать статью 13 рамочного закона, где ведется речь о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, и статью 14, где ведется речь об упрощенном порядке принятия в гражданство Российской Федерации, то отсюда как раз можно сделать вывод очень простой: под упрощенный порядок подпадает достаточно большая категория граждан. А если у вас будут предложения в плане доработки, в плане расширения этой категории и так далее, я думаю, здесь Государственная Дума вправе выступить с законодательными инициативами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И последний вопрос. Заполев Михаил Михайлович, пожалуйста. ЗАПОЛЕВ М. М. Владимир Николаевич, не могу понять. Вот сегодня не секрет, что с каждым годом проблема трудоспособных кадров становится всё острее и острее. Способствовать тому, чтобы рождаемость повышалась, мы не можем, смертность увеличивается - скоро некому будет работать. Люди готовы приехать и работать в России, но мы создаем препятствия, этот процесс тормозим. А не думали ли вы о том, чтобы убрать "пять лет", убрать "2002 год" и сделать из России не проходной двор, а открытый двор, так сказать, куда бы пришли наши соотечественники, в особых условиях оказавшиеся за пределами России, и начали делать добро для нашей страны? ПЛИГИН В. Н. Михаил Михайлович, я полностью согласен с идеологией вашего вопроса. Нам действительно необходимо - и сейчас в условиях стабильного развития государства такого рода возможность появляется - подумать о вопросах, связанных в принципе с предоставлением гражданства бывшим гражданам СССР, так как наряду со всем прочим это и определенная, если хотите, компенсация, решение проблем, которые сложились исторически в связи с расформированием Советского Союза. Вместе с тем нам необходимо постоянно связывать эти меры с возможностями российского бюджета, в частности, по предоставлению тех условий, которые гарантируются для граждан Российской Федерации, поскольку получение гражданства связано со значительным комплексом прав, приобретаемых гражданами на территории Российской Федерации. Но, возвращаясь к идеологии вопроса, я еще раз хочу сказать, что я с ней абсолютно согласен. Мы также считаем совершенно недопустимыми те условия, в которых проживают бывшие граждане СССР, в настоящее время работающие на территории Российской Федерации. И мы считаем нравственным преступлением то, что им не выплачивается заработная плата, не предоставляются надлежащие жилищные условия. Эта проблема есть, она будет решаться комплексно в рамках миграционного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Есть желающие выступить? Коллеги, тогда мы перенесем рассмотрение законопроекта. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поняла, но уже семь рук я вижу в зале, и даже по три минуты не получается. У нас через две минуты "правительственный час", поэтому я вынуждена пока прервать обсуждение данного законопроекта, а желающие выступят по данному законопроекту, наверное, после "правительственного часа".
И мы переходим к рассмотрению пункта 10, которое мы с вами приостановили. Прошу депутатов записаться на выступления по пункту 10, о поправках в закон о гражданстве. Покажите результаты записи. Пять записавшихся. Коллеги, я прошу коротко высказаться по данному законопроекту, по три минуты. У нас очень большая повестка сегодня - больше сорока вопросов. По ведению - Макашов. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Жалко, конечно, что они уже убежали... Обворована вся страна, и по ведению я скажу: это два жулика, из-за которых вся страна сегодня... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон. Это лично им надо было говорить, когда они были в зале. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они сидели два часа в зале, уважаемый Альберт Михайлович. Не по-генеральски выглядит ваш поступок. Итак, Черепков Виктор Иванович, пожалуйста, по закону "О гражданстве...". ЧЕРЕПКОВ В. И. Спасибо. Россия стала правопреемницей Советского Союза, мы взяли на себя все долги перед всеми странами и государствами, и только долг перед гражданами России и Советского Союза, которые остались за рубежом, мы до сих пор взять на себя не можем! Причем это не требует никаких вложений. В условиях, когда потенциал, который остался за рубежом, необходим здесь, в России, по всем параметрам и показателям, мы упорно продолжаем устанавливать рогатки перед теми самыми гражданами, которые когда-то по велению своего сердца - то есть самые лучшие, самые патриотичные - уезжали поднимать целину, строить стан "1700" в Казахстане, уезжали в те самые горные республики, где требовались специалисты с высочайшим образованием и самые сознательные. Мы бросили их, мы предали их, мы оставили их там в нищенстве и без возможности возвратиться. И я не могу понять власть всех уровней, от президента и до депутатов, наших коллег: зачем мы строим этот барьер? Кому это выгодно? Видимо, тем, кто расставляет эти рогатки, издевается над этими людьми за рубежом в посольствах. А те из них, кто добрался сюда и пытается здесь найти работу и средства к существованию, не могут получить поддержки. Я обращаюсь к депутатам. Бесспорно, этот законопроект надо принимать, но он не решает всех проблем. Мы, наоборот, эту сложную проблему еще больше усугубляем. Я бы просил коллег-депутатов, может быть, после этого законопроекта еще возвратиться к этой теме и абсолютно... Я с просьбой обращаюсь именно к депутатам фракции "Единая Россия": у вас сегодня "контрольный пакет" здесь, от вас зависит очень многое, и от того, как вы проголосуете, по сути дела, зависит любое решение. Наше меньшинство, какую бы позицию мы ни отстаивали... в большинстве случаев наша позиция не проходит, даже если мы все - и левые, и правые - объединяемся и пытаемся как-то выстоять. Спасибо. Я думаю, что мою озабоченность депутаты поняли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Имантович Алкснис, пожалуйста. АЛКСНИС В. И. Три года назад в этом зале тогдашнее большинство Государственной Думы в лице фракции "Единство" единогласно проголосовало за тот драконовский закон, о незаконном гражданстве, хотя его можно назвать законом о расчленении русского народа. Но прошло три года, и, слава богу, потихоньку до инициаторов принятия этого закона и тех, кто тогда за него голосовал, начало доходить, что они совершили тогда неправедное дело. Да, я буду сегодня голосовать за этот законопроект, хотя надо признать, что это, ну, буквально миллиметровый сдвиг в улучшении этого закона и впереди еще многие и многие километры, чтобы выправить закон и привести его в соответствие. К сожалению, сегодня даже с принятием этого закона для русского человека, который проживает в Азербайджане или в Армении, или в Молдавии, условия принятия российского гражданства практически такие же, как для жителя Зимбабве или какой-нибудь республики Тамбу-Ламбу. Это чудовищно, когда Россия выбрасывает своих детей, сыновей и дочерей, за пределы своего влияния и отказывает им в праве, хотя бы в моральном праве, ощутить причастность к российскому обществу! Я убежден, что принятием этого закона мы не решим все проблемы, к сожалению, миллионы наших соотечественников всё равно продолжают оставаться отторгнутыми от России. Надо кардинально перерабатывать вообще подход к вопросу о гражданстве. Убежден, что всё равно нам надо будет искать возможность юридически оформить нормы перехода к принятию гражданства по принципу крови. Я считаю, что нам необходимо признать, что русские и представители других коренных народов России, оказавшиеся за ее пределами, имеют право на первоочередное льготное получение российского гражданства. Как это сделать - это уже дело юридической техники, но нам придется всё равно это делать. Без этого мы проблемы не решим, без этого мы не сможем решить саму проблему миграции, о которой сегодня не говорит только ленивый. Поэтому я считаю, что Государственная Дума обязана уже сейчас начать совместно с администрацией президента разработку нового закона о гражданстве, с новой концепцией и принять его, чтобы действительно наши соотечественники могли почувствовать, что Россия о них помнит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Наша фракция проголосует сегодня за этот законопроект в первом чтении. Мы считаем, что очень важно еще раз обсудить проблему гражданства, не дать повода чиновникам считать эту проблему решенной, а иногда они такие вещи нашептывали и президенту, говоря о том, что мы законом о гражданстве 2002 года, который с 1 июля вступил в действие, уже закрыли этот вопрос. Теперь мы действительно видим, что очень многое сделано неправильно и это нужно коренным образом менять. Сам по себе этот законопроект, по сути дела, не решает никаких крупных проблем для тех миллионов наших соотечественников, которые уехали и которые сейчас находятся за пределами России, в рамках, как говорится, Советского Союза в союзные республики. Многие из них уже поняли, что на них Россия, их историческая родина, махнула рукой и помощи ждать, таких изменений в законодательстве, которые сделали бы желанным их приезд в Российскую Федерацию, в общем-то, не приходится в ближайшее время. И кроме этого, мы ничего существенного не делаем для тех миллионов людей, кто приехал в 90-е годы в Российскую Федерацию и до сих пор мучается, получая российское гражданство, хотя многие считали себя гражданами в 90-е годы. Но вот этим законом о гражданстве, из-за того что многие из них получили это гражданство через посольства и консульства, они оказались брошенными в новые круги ада, вынуждены подтвердить правильность и легальность получения гражданства в 90-е годы в союзных республиках. Годами люди мучаются! Страдают их дети, которые тоже не могут полноценно учиться, не могут нормально жить в Российской Федерации, обладать всеми правами. Кроме этого, закон 2002 года принимался с такими аргументами: "Россия - не проходной двор". Так вот, эти прошедшие три года показали, что Россия стала полностью проходным двором для нелегальных мигрантов, которые, используя незакрытость наших границ, коррумпированность правоохранительных органов, некоторых других структур, покупают гражданство, а наши соотечественники и те люди, которых мы можем отнести к представителям коренных народов России, не могут получить российское гражданство. Поэтому, с этой точки зрения, нам нужно менять концепцию нашей миграционной политики, вводить понятие репатриации, вводить понятие коренных народов, чтобы башкиры, татары, якуты, русские, которые выехали в республики Закавказья, Средней Азии, страны Балтии, могли вернуться в упрощенном порядке, имея в виду фактически автоматическое получение гражданства, если он не уголовный преступник, не замешан в чем-то другом, так, как делают... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте одну минуту. НИКИТИН В. П. ...так, как делают в Германии, Израиле и во многих других странах. Но в чем опасность этого закона? Посмотрите его внимательно. Казалось бы, мы просто на два года продлеваем процедуру получения гражданства, до 2008 года. По сути дела, здесь заложен механизм легализации нелегальных мигрантов, потому что... Они стали приезжать после 2002 года, и, посмотрите, даже не требуется знание русского языка. Мы считаем, что обязательно нужно убирать подобного рода норму. И в связи с этим вызывает удивление позиция профильного комитета, когда говорят, что до 15 декабря, то есть до завтра, нужно подать поправки к проекту постановления. Мы считаем, что нужно продлить время подачи поправок и даже этим законом попробовать сделать что-то существенное. И радует заявление Владимира Николаевича Плигина, что комитет в январе следующего года готовится внести действительно крупное принципиальное предложение по этому важнейшему и острейшему вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Курьянович Николай Владимирович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Безусловно, воля законодателя, которая в данном случае облечена в эту правовую новацию, политически своевременна, необходима. Но это, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, мы приоткрываем занавес для тех, кто хотел бы в упрощенном порядке получить гражданство России. Это прежде всего русские или, как их принято называть, русскоязычные, а также все те, кто уже длительное время пребывает на территории нашей страны. Но с другой стороны, здесь правильно было отмечено, это дополнительный период и очень опасные ожидания для всех тех мигрантов, которые находятся на территории России незаконно. Я высказал бы такую точку зрения: на будущее нам нужно максимально ужесточать, имея в виду нашу сложную демографическую ситуацию в стране, институт гражданства, чтобы только в особых случаях все жаждущие его получить могли сделать это, а именно предусмотреть, чтобы взнос при получении гражданства составлял сумму, эквивалентную 50-100 тысячам долларов, чтобы брак не являлся юридически значимым для получения гражданства. И человек - соискатель российского гражданства должен рассматриваться только с таких позиций: он для нас, России, неприемлем, пока не докажет обратное, он должен здесь работать, платить налоги, взносы, фиктивно не выходить замуж, не жениться. Вот таким должно быть наше гражданское законодательство со 2 января 2008 года - жестким, репрессивным, драконовским. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, фракция Компартии поддержит данный законопроект, хотя я согласен и с прозвучавшей репликой. Странным является пункт о том, что необязательно знать русский язык. Мы говорим об особом внимании к тем людям, которые жили на территории великой социалистической державы, но русский язык знали практически все, поэтому это положение странное. Пользуясь случаем, хотел бы сказать, что данный проект закона привлекает внимание к двум гораздо более крупным, на мой взгляд, вещам. Первое. Мы живем в ХХI веке, в мире нарастает ожесточенная борьба за выживание, Запад пытается удержать невероятно высокий уровень жизни ценой прижима трех-четырех миллиардов человек на планете. В погоне за этим выживанием Запад готов делать всё, что угодно, и с этим можно связать цитату мадам Тэтчер, которая в 1992 году сказала, что русским хватит пятидесяти миллионов человек, чтобы обслуживать сырьевые интересы Запада. В мире идет очень противоречивый демографический процесс. В целом идет громадный прирост населения. Сегодня - шесть миллиардов, по оценке ООН, к 2050 году будет девять миллиардов. Бурно растет население Индии, она вскоре станет первой по численности населения страной мира. Растет численность населения в Китае. На пороге трехсот миллионов Индонезия. Огромные масштабы народонаселения в Бразилии и так далее. И вот в отличие от предшествующего депутата я хочу сказать: грош нам цена, если мы не осознаем перспективы лет на тридцать - сорок вперед. При населении сто сорок миллионов, при годовой смертности около миллиона человек Россия действительно в недалеком будущем может прийти к положению, когда она будет бессильна контролировать, организовывать хозяйственную, научную, культурную и всякую иную жизнь на своей территории. Отсюда два вывода. Первый. Демография внутри страны - это чудовищные процессы, которые должны быть остановлены. Об этом мы неоднократно говорили. Опыт послевоенной Франции, опыт де Голля, показывает, что, когда есть государственная воля, когда приводятся в действие социальные и воспитательные меры, в течение коротких двух-трех лет можно, как во Франции, остановить процесс вымирания. Этому трудно верить в России, но это факт. И вторая грань - внешняя миграция. С этой точки зрения с огромной болью говорю о судьбе великого русского народа и других братских народов, которые оказались разрезанными пополам, а во многих случаях и на пятнадцать кусков. Это абсолютно несправедливая линия, которую проводило буржуазное правительство в течение этих пятнадцати лет в части того, могут ли русские люди вернуться на родную русскую землю... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пирожникова Людмила Владимировна, пожалуйста. ПИРОЖНИКОВА Л. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, конечно, бесспорно то, что нужно принимать закон. Что я хочу сказать? Предметом настоящего законопроекта является всего-навсего продление срока на два года. Те вопросы, которые сегодня поднимали уважаемые коллеги, очень важны и актуальны, но нужно подходить к ним более продуманно, потому что, например, ни Франция, ни Австралия еще в начале года не могли предположить, с какими проблемами они столкнутся сейчас, когда на улицах происходят беспорядки. Мы понимаем, что эти страны привлекали мигрантов исключительно из-за того, что у них тоже были обязательства и проблемы с демографией, как у нас. Закон принимать надо, и я поддерживаю это. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! К сожалению, видимо, не сработала техника... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когда была запись, вас просто не было в зале, Николай Николаевич. Пожалуйста, выскажитесь. ГОНЧАР Н. Н. Техника должна работать и без депутата, Любовь Константиновна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот тогда по ведению высказывайтесь. ГОНЧАР Н. Н. Итак, хочу сказать следующее. Сейчас стало модно критиковать закон 2002 года. Закон был исключительно своевременный, он позволил хотя бы частично предотвратить реально имевшую место торговлю российским гражданством - кто хочет этим поинтересоваться, поинтересуйтесь статистикой в компетентных ведомствах. Это первое. И второе. Опять-таки хочу напомнить: одиннадцать лет в Российской Федерации действовал заявительный принцип получения гражданства. Такого не было ни в одной стране мира никогда. Одиннадцать лет наши соотечественники могли прийти и получить это гражданство... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. По ведению у нас одна минута. Есть ли желание у представителей правительства или президента еще раз выступить? С заключительным словом?.. Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Хотелось бы поблагодарить всех депутатов, которые задавали вопросы, с большим неравнодушием выступали по ряду положений того законопроекта, который внес президент, и вообще по закону 2002 года, о котором только что Николай Николаевич говорил. Действительно, он принимался достаточно тяжело, действительно, было очень много сломано копий, но тем не менее этот закон уже показал свою позитивную направленность, уже имеется положительный опыт. Сегодня мы обсуждаем технический закон, мы говорим только о продлении срока получения гражданства в упрощенном порядке. Я бы хотел, чтобы все обратили на это внимание, сосредоточились на этом. Хотелось бы, чтобы при работе над поправками мы все-таки не забывали, что сроки-то уходят, 2006 год уже наступает, а у нас закона нет. Поэтому еще раз обращаюсь к комитету: хотелось бы в этом году пройти и второе, и третье чтения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, хотели бы высказаться? Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, спасибо большое за то обсуждение, которое состоялось. Действительно, целый ряд замечаний, которые были сделаны, должен быть учтен в нашей практике. Одно замечание, о котором хотелось бы сказать сейчас. Законопроект касается бывших граждан СССР, поэтому каждый раз, когда мы даем оценки миграционным и прочим процессам или пытаемся сравнить нашу Родину с Францией или Австралией, мы должны понимать, что этот законопроект касается принципиально иной категории людей, которых совершенно недавно, исторически ничтожный период времени назад, мы называли единым советским народом. Это принципиально важное обстоятельство, которое надо учитывать. Несмотря на то что законопроект действительно продлевает срок до 1 января 2008 года и в этом плане может казаться касающимся только увеличения срока, законопроект в то же время касается значительного количества людей, поэтому в этом качестве значение этого законопроекта огромно. Спасибо за его поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, прошу вас проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 59 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4% Результат: принято Принято.