Заседание № 170

16.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 241968-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и в статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части установления запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5700 по 5794 из 6210
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5        
Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и в статью 1            
Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при      
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о           
внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и        
микрофинансовых организациях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данный законопроект    
был внесён фракцией ЛДПР после слов Президента Российской Федерации Путина,     
который заострил внимание на том, что такая социальная группа, как наши         
пенсионеры, является крайне привлекательной для финансовых организаций, для     
банковского сектора. Так удачно совпало сегодня рассмотрение законопроекта с    
докладом руководителя Центрального банка о денежно-кредитной политике, и в      
зале неоднократно звучали вопросы, связанные с тем, что у нас общество          
закредитовано. Почему пенсионеры являются привлекательной группой? У них есть   
постоянный доход, они очень часто подписывают документы, не вдаваясь в          
подробности, и попадают в финансовую кабалу. При этом потом им приходится       
иметь дело с коллекторскими агентствами либо с индивидуальными коллекторами.    
                                                                                
Мы предлагаем вывести из-под действия существующих норм, которые позволяют      
передавать персональные данные третьим лицам для востребования просроченной     
задолженности, хотя бы тех, кто получает пенсию - военную, страховую,           
социальную, государственную. Хотя бы эту группу граждан уберечь от общения,     
которое, к сожалению, коллекторские структуры до сих пор не научились вести     
цивилизованно.                                                                  
                                                                                
Вот смысл внесённого нами законопроекта. Просим его поддержать и защитить       
наших пенсионеров, у которых по разным причинам возникла задолженность перед    
финансовыми организациями, защитить их прежде всего от физического и            
психологического воздействия со стороны коллекторских служб.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Константин Михайлович Бахарев.                           
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по            
финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона и обращает внимание     
на следующее.                                                                   
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в два закона - в Федеральный       
закон № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и в закон № 230-ФЗ "О        
защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении               
деятельности по возврату просроченной задолженности...". При этом стоит         
отметить, что предмет правового регулирования у данных федеральных законов      
разный. Так, если федеральный закон № 353 регулирует в том числе отношения по   
поводу возможности уступки кредитором прав (требований) по договору             
потребительского кредита (займа), ну и, как следствие, отношения по поводу      
возврата задолженности физических лиц, то 230-й федеральный закон регулирует    
отношения, возникающие по поводу возврата просроченной задолженности            
физических лиц. То есть внесение предлагаемых изменений в части взыскания       
любого вида задолженности с физических лиц не соответствует предмету            
правового регулирования 230-го федерального закона.                             
                                                                                
Кроме того, комитет обращает внимание на то, что возможность перехода прав      
кредитора к другому лицу с согласия должника предусмотрена 382-й статьёй        
Гражданского кодекса Российской Федерации и без внесения соответствующих        
корреспондирующих изменений в Гражданский кодекс реализация предлагаемых в      
законопроекте норм повлечёт за собой правовую коллизию.                         
                                                                                
И ещё один момент. В соответствии с проектируемыми нормами предлагается         
запрет на уступку кредитором третьим лицам прав (требований) по договорам       
потребительского кредита (займа), если такой договор заключён с лицом,          
являющимся получателем пенсии в соответствии с пенсионным законодательством.    
При этом на заёмщиков, которые стали получателями пенсии после заключения       
договора потребительского кредита (займа), проектируемое регулирование не       
распространяется, что создаст неравные условия для заёмщиков, заключивших       
договор кредита (займа) и уже являющихся пенсионерами, а также лиц, ставших     
пенсионерами уже после заключения такого договора.                              
                                                                                
Правительство Российской Федерации, Банк России и Комитет Совета Федерации по   
бюджету и финансовым рынкам предложенный законопроект не поддерживают.          
Учитывая всё изложенное, комитет также не поддерживает принятие законопроекта   
в первом чтении и предлагает его отклонить.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Михайлович.                           
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.